VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Психолого-педагогическая помощь родителям в воспитании детей с недостатками психического развития

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W014358
Тема: Психолого-педагогическая помощь родителям в воспитании детей с недостатками психического развития
Содержание
        Частное образовательное учреждение высшего образования «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова
                                                (ИЭУП)»
    
                        Факультет психологии и педагогики 
    

                                                                                    Кафедра педагогической 
                                    психологии и педагогики
    
    
     «Допустить к защите»
                                                                    Заведующий кафедрой
                                                                     __________________________
                                                                     к.пед.н.,доц.
Скоробогатова Анна Ильдаровна 
                                                                     «___» ______________ 2018 г.
    
    
    
    	ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    
    Выпускная квалификационная  работа
    
    Направление подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»
    Профиль подготовки «Психология образования»
    
    
                               Выполнила:
                               студентка гр. 2331-у заочного отделения
                               Семенова Марина Сергеевна 
                               Научный руководитель:
                               к.пед.н., доцент
                               Поселягина Лариса Вячеславовна 
    
    
    
                                            Казань – 2018
                                                Содержание
     
     Введение……………………………………………………………………3
     I. Теоертические  oн аспекты  oн психолого-педагогического  oн сопровождения  oн детей  oн с  oн нарушениями  oн в  oн развитии…………………………..3
     	1.1. Понятие «ребенок с нарушениями развития»………………...7
     	1.2. Психологическая  oн характеристика  oн семей  oн с  oн детьми  oн с  oн нарушениями  oн в  oн развитии………………………………………………………..13
     	1.3. Система  oн организации  oн помощи  oн семьям,  oн имеющим  oн детей  oн с  oн отклонениями  oн в  oн развитии……………………………………………………….19
     II. Особенности психолого-педагогической работы с родителями, воспитывающими ребенка с нарушениями в развитии…………………..35
     	2.1. Цели,  oн задачи,  oн содержание  oн и  oн методика  oн проведения  oн констатирующего  oн эксперимента………………………………………………..35
     	2.2. Психологическая  oн помощь  oн родителям  oн воспитывающих  oн детей  oн с  oн нарушением  oн в  oн развитии…………………………………………………………42
     Заключение……………………………………………………………….51
     Список использованной литературы…………………………………54
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     
Введение
     
     Актуальность  oн исследования.  oн Проблема  oн семьи,  oн воспитывающей  oн ребенка  oн с  oн ограниченными  oн возможностями  oн здоровья  oн   oн в  oн настоящее  oн время  oн является  oн одной  oн из  oн самых  oн приоритетных,  oн и  oн характеризуется  oн повышенным  oн интересом  oн специалистов  oн различного  oн профиля  oн (психологов,  oн педагогов,  oн социологов,  oн демографов  oн и  oн др.)
     Именно  oн проблема  oн семейно-родственных  oн отношений  oн занимает  oн важное  oн место,  oн так  oн как  oн от  oн ситуации  oн в  oн семье  oн зависит  oн развитие  oн ребенка.  oнВзаимоотношения  oн между  oн родителями  oн и  oн детьми  oн всегда  oн тесно  oн связаны  oн с  oнхарактером  oн отношений  oн между  oн самими  oн родителями,  oн образом  oн жизни  oн семьи,  oн её  oнблагополучием.  oн Развитию  oн «особого»  oн ребенка  oн способствуют  oндоброжелательная  oн атмосфера,  oн а  oн именно  oн такая  oн система  oн семейных  oнвзаимоотношений,  oн которая  oн дает  oн ему  oн чувство  oн защищенности,  oн стимулирует  oн и  oн направляет  oн его  oн развитие.
     Как  oн отмечают  oн А.Г.Московкина  oн и  oн Е.М.  oн Мастюкова,  oн существенная  oн помощь  oн со  oн стороны  oн семьи  oн детям  oн с  oн нарушениями  oн в  oн развитии  oн во  oн многом  oн дополняет  oн комплекс  oн медицинских  oн и  oн психолого-педагогических  oн мероприятий.  oн Родители,  oн движимые  oн чувством  oн любви  oн к  oн ребенку,  oн способны  oн расширить  oниндивидуализировать  oн и  oн развить  oн предлагаемые  oн специалистами  oн методы  oнобучения,  oн проявить  oн креативность  oн и  oн творчество  oн в  oн воспитании  oн и  oн обучении  oнсвоего  oн ребенка,  oн взять  oн на  oн себя  oн огромный  oн повседневный  oн труд,  oн направленный  oн на  oнразвитие  oн своего  oн ребенка.
     Существенные  oн изменения,  oн происшедшие  oн в  oн последние  oн десятилетия  oн в  oн России  oн в  oн плане  oн гуманизации  oн отношения  oн к  oн лицам  oн с  oн отклонениями  oн в  oн развитии,  oнопределяют  oн особый  oн интерес  oн к  oн семье,  oн в  oн которой  oн воспитывается  oн такой  oн ребенок.  o Практика  oн свидетельствует  oн о  oн том,  oн что  oн в  oн таких  oн семьях  oн выявляется  oн высокий  oнуровень  oн потребности  oн в  oн оказании  oн им  oн помощи.  oн По  oн данным  oн научного  oн Центра  oнздоровья  oн детей  oн РАМН  oн число  oн детей,  oн нуждающихся  oн в  oн адресной  oн помощи  oнспециалистов,  oн уже  oн в  oн дошкольном  oн возрасте  oн варьирует  oн от  oн 25%  oн до  oн 40%,  oн а  oн 85%  oндетей  oн рождаются  oн с  oн недостатками  oн развития  oн и  oн неблагополучным  oн состоянием  oнздоровья.  oн 
     Такие  oн дети  oн должны  oн обучаться  oн и  oн воспитываться  oн в  oн специальных  oнусловиях,  oн включая  oн и  oн создание  oн адекватной  oн микросоциальной  oн среды  oн в  oнсемье.Следует  oн отметить,  oн что  oн часть  oн родителей,  oн обеспокоенная  oн возникшими  oнпроблемами,  oн пытается  oн разрешить  oн их  oн собственными  oн силами.  oн Родители  oн детей  oн с  отклонениями  oн в  oн развитии  oн принимают  oн активное  oн участие  oн в  oн создании  oнродительских  oн ассоциаций,  oн просветительских  oн фондов,  oн центров  oн милосердия  oн и  oнсоциального  oн партнерства  oн (общество  oн «Даун  oн синдром»;  oн «Ассоциация  oнродителей  oн детей  oн с  oн нарушениями  oн слуха»;  oн «Общество  oн помощи  oн аутичным  oн детям  o«Добро»  oн и  oн многие  oн другие).  oн Однако,  oн   oн несмотря  oн на  oн значительный  oн рост  oнподобных  oн негосударственных  oн учреждений  oн в  oн последние  oн годы,  oн основная  oн масса  oнродителей  oн остается  oн безынициативной  oн в  oн отношении  oн разрешения  oн проблем  oнсвоих  oн детей.
     Положение  oн семей,  oн в  oн которых  oн воспитываются  oн дети  oн с  oн отклонениями  oн в  oнразвитии,  oн к  oн сожалению,  oн усугубляется  oн тем,  oн что  oн своевременная  oн поддержка  oн и  oнпрофессиональное  oн им  oн содействие  oн задерживаются  oн в  oн связи  oн невысокой  oнактивностью  oн государственных  oн структур  oн и  oн полным  oн отсутствием  oн как  oнконцептуальных  oн подходов  oн и  oн теоретико-методологического  oн обоснования  oнпсихологической  oн помощи,  oн так  oн и  oн практических  oн разработок  oн по  oн данному  oнвопросу.  oн 
     В  oн связи  oн с  oн этим  oн особую  oн важность  oн приобретает  oн проблема  oн создания психоло  oн –  oн педагогической помощи oн семьям, oн воспитывающим детей oн с  oнотклонениями  oн в  oн развитии.
     Цель  oн дипломной  oн работы  oн – определить  oн аспекты  oн психолого-педагогического  oн сопровождения  oн детей  oн с  oн нарушениями  oн в  oн развитии.
     Гипотеза  oн исследования:  oн семья  oн испытывает  oн тяжелые  oн переживания,  oнсвязанные  oн с  oн рождением  oн ребёнка  oн с  oн нарушением  oн в  oн развитии.
     «Особенным»  oн семьям  oн требуется  oн квалифицированная  oн психолого-  oнпедагогическая  oн помощь  oн в  oн преодолении  oн стрессовых  oн жизненных  oн ситуаций.
     Объект  oн исследования:  oн процесс  oн помощи  oн в  oн работе  oн с  oн семьей,  oн воспитывающей  oн ребёнка  oн с  oн нарушениями  oн в  oн развитии.
     Предмет  oн исследования:  oн работа  oн с  oн семьей,  oн воспитывающей  oн ребёнка  oн с  oн нарушениями  oн в  oн развитии.
     Задачи:
     - провести  oн анализ  oн психолого-педагогической  oн и  oн методической  oн литературы;
     - выявить  oн особенности  oн содержания  oн работы  oн с  oн семьей,  oн воспитывающей  oн ребенка  oн с  oн нарушениями  oн в  oн развитии;
     - разработать  oн методические  oн рекомендации  oн по  oн психологической  oн поддержке  oн родителей,  oн в  oн ходе  oн воспитания  oн нарушениями  oн в  oн развитии.
     Методы  oн исследования:  oн в  oн ходе  oн работы  oн был  oн проведён  oн анализ  oн научно-  oн методической  oн литературы  oн по  oн проблеме  oн исследования;  oн обобщение,  oнсистематизация  oн и  oн синтез  oн теоретических  oн позиций;  oн констатирующий  oнэксперимент;  oн формирование  oн предложений  oн по  oн совершенствованию  oнметодических  oн рекомендаций
     Методологическая  oн основа  oн исследования:
     - теоретические  oн и  oн методологические  oн положения  oн системного  oн семейного  oн подхода,  oн в  oн том  oн числе  oн применительно  oн к  oн семьям,  oн воспитывающим  oн ребенка  oн с  oн нарушениями  oн в  oн развитии  oн (Р.Б.  oн Дарлинг,  oн R.  oн Fewell,  oн G.  oн Hornby,  oн D.Mitchell,  oн Д.  oн Олсон,  oн A.P.  oн Turnbull,  oн В.  oн Сатир,  oн М.  oн Селигман,  oн Д.  oн Хейли);
     - положения  oн о  oн структуре  oн и  oн содержании  oн детско-родительских  oн отношений,  oн сформулированные  oн А.А.  oн Бодалевым,  oн А.Я.  oн Варгой,  oн А.И.  oн Захаровым,  oн О.А.  oн Карабановой,  oн А.С.  oн Спиваковской,  oн В.В.  oн Столиным,  oн Э.Г.  oн Эйдемиллером;
     - положения  oн психологии  oн развития  oн и  oн специальной  oн психологии  oн о  oн единстве  oн диагностики,  oн развития  oн и  oн коррекции  oн (Л.С.  oн Выготский,  oн Д.Б.  oн Эльконин,  oн В.В.  oн Лебединский,  oн Т.А.  oн Власова,  oн Н.Н.  oн Малофеев,  oн В.И.  oн Лубовский).
     Выпускная  oн квалификационная  oн работа  oн состоит  oн из  oн введения,  oн двух  oн глав,  oн заключения,  oн списка  oн литературы.
























I. Теоертические  oн аспекты  oн психолого-педагогического  oн сопровождения  oн детей  oн с  oн нарушениями  oн в  oн развитии
     1.1.  oн Понятие  oн «ребенок  oн с  oн нарушениями  oн развития»
     
     К  oн детям  oн с  oн особенностями  oн развития  oн относят  oн тех,  oн у  oн которых  oн физические  oн или  oн психические  oн отклонения  oн приводят  oн к  oн нарушению  oн нормального  oн хода  oн общего  oн развития.  oн Дефект  oн одной  oн из  oн функций  oн нарушает  oн развитие  oн ребенка  oн только  oн при  oн определенных  oн условиях.
     Понятие  oн «ребенок  oн с  oн нарушениями  oн психического  oн и  oн физического  oн развития»  oн предполагает  oн наличие  oн серьезных  oн отклонений  oн в  oн развитии,  oнвызванных  oн болезнетворными  oн влияниями  oн и  oн обусловливающих  oн необходимость  oнсоздания  oн специальных  oн условий  oн для  oн обучения  oн и  oн воспитания [6].
     Дети  oн с  oн отклонениями  oн в  oн развитии  oн –  oн сложная  oн и  oн разнохарактерная  oн группа.  oн Различные  oн аномалии  oн по-разному  oн отражаются  oн на  oн формировании  oн социальных  oнсвязей  oн детей,  oн на  oн их  oн познавательных  oн возможностях.  oн В  oн зависимости  oн от  oнхарактера  oн нарушения  oн одни  oн дефекты  oн могут  oн полностью  oн преодолеваться  oн в  oнпроцессе  oн развития  oн ребенка,  oн другие  oн лишь  oн коррегироваться,  oн а  oн некоторые  oнтолько  oн компенсироваться.  oн Сложность  oн и  oн характер  oн нарушения  oн нормального  oнразвития  oн ребенка  oн определяют  oн различные  oн формы  oн психолого-педагогической  oнработы  oн с  oн ним.
     В  oн основе  oн отклонений  oн в  oн развитии  oн лежат,  oн в  oн одних  oн случаях,  oн органические  oнили  oн грубые  oн функциональные  oн нарушения  oн центральной  oн нервной  oн системы,  oн в  oндругих  oн –  oн периферические  oн поражения  oн отдельного  oн или  oн нескольких  oнанализаторов.  oн Значимыми  oн являются  oн и  oн неблагоприятные  oн семейные  oн формы  oнвоспитания  oн ребенка,  oн которые  oн могут  oн привести  oн к  oн «педагогической  oнзапущенности» [7].
     Причины,  oн приводящие  oн к  oн возникновению  oн детских  oн аномалий,  oнподразделяются  oн на  oн врожденные  oн и  oн приобретенные  oн (подробно  oн они  oн будут  oнрассмотрены  oн ниже).  oн Подчиняясь  oн в  oн целом  oн общим  oн закономерностям  oнпсихического  oн развития  oн ребенка,  oн развитие  oн аномального  oн имеет  oн и  oн ряд  oнсобственных  oн закономерностей,  oн в  oн определении  oн которых  oн важную  oн роль  oн сыграли  o исследования  oн отечественных  oн дефектологов,  oн особенно  oн Л. oн С.  oн Выготского.  oн Им  oнбыла  oн выдвинута  oн идея  oн о  oн сложной  oн структуре  oн аномального  oн развития  oн ребенка,  oнсогласно  oн которой  oн наличие  oн дефекта  oн какого-то  oн одного  oн анализатора  oн или  oнинтеллектуального  oн дефекта  oн не  oн вызывает  oн выпадения  oн одной  oн функции,  oн а  oнприводит  oн к  oн целому  oн ряду  oн отклонений,  oн в  oн результате  oн чего  oн возникает  oн целостная  oнкартина  oн своеобразного  oн атипичного  oн развития.  oн Сложность  oн структуры  oнаномального  oн развития  oн заключается  oн в  oн наличии  oн первичного  oн дефекта,  oнвызванного  oн биологическим  oн фактором,  oн и  oн вторичных  oн нарушений,  oнвозникающих  oн под  oн влиянием  oн первичного  oн дефекта  oн в  oн ходе  oн последующего  oнаномального  oн развития [3].
     Так,  oн при  oн нарушении  oн слухового  oн восприятия,  oн возникшего  oн в  oн результате  oнповреждения  oн слухового  oн аппарата  oн и  oн являющегося  oн первичным  oн дефектом,  oнпоявление  oн глухоты  oн не  oн ограничивается  oн выпадением  oн функции  oн слухового  oнвосприятия.  oн Слуховой  oн анализатор  oн играет  oн исключительную  oн роль  oн в  oн развитии  oнречи.  oн И  oн если  oн глухота  oн возникла  oн до  oн периода  oн овладения  oн речью,  oн то  oн как  oн следствие  oннаступает  oн немота  oн –  oн вторичный  oн дефект.  oн Такой  oн ребенок  oн сможет  oн овладеть  oнречью  oн только  oн в  oн условиях  oн специального  oн обучения  oн с  oн использованием  oнсохранных  oн анализаторных  oн систем:  oн зрения,  oн кинестетических  oн ощущений,  oнтактильно-вибрационнойoн чувствительности.oн Интеллектуальная  oннедостаточность,  oн возникшая  oн в  oн результате  oн первичного  oн дефекта  oн –  oнорганического  oн поражения  oн головного  oн мозга,  oн порождает  oн вторичное  oн нарушение  oнвысших  oн познавательных  oн процессов,  oн проявляющихся  oн в  oн ходе  oн социального  oнразвития  oн ребенка.  oн Вторичное  oн недоразвитие  oн психических  oн свойств  oн личности  oнумственно  oн отсталого  oн ребенка  oн проявляется  oн в  oн примитивных  oн реакциях,  oнзавышенной  oн самооценке,  oн негативизме,  oн недоразвитии  oн воли [12].
     Следует  oн обратить  oн внимание  oн на  oн взаимодействие  oн первичных  oн и  oн вторичных  oдефектов.  oн Не  oн только  oн первичный  oн дефект  oн может  oн вызывать  oн вторичные  oнотклонения,  oн но  oн и  oн вторичные  oн симптомы  oн в  oн определенных  oн условиях  oнвоздействуют  oн на  oн первичный  oн фактор.  oн Так,  oн взаимодействие  oн неполноценного  oнслуха  oн и  oн возникших  oн на  oн этой  oн основе  oн речевых  oн последствий  oн является  oнсвидетельством  oн обратного  oн влияния  oн вторичной  oн симптоматики  oн на  oн первичный  oндефект.  oн Ребенок  oн с  oн частичной  oн потерей  oн слуха  oн не  oн будет  oн использовать  oн его  oнсохранные  oн функции,  oн если  oн не  oн развивает  oн устную  oн речь.  oн Только  oн при  oн условии  oнинтенсивных  oн занятий  oн устной  oн речью,  oн т.  oн е.  oн преодоления  oн вторичного  oн дефекта  oнречевого  oн недоразвития,  oн оптимально  oн используются  oн возможности  oн остаточного  oнслуха.  oн Необходимо  oн широко  oн использовать  oн психолого-педагогическое  oнвоздействие  oн на  oн вторичные  oн отклонения  oн аномального  oн ребенка,  oн так  oн как  oн они  oн в  oнзначительной  oн степени  oн доступны  oн коррекционному  oн воздействию,  oн поскольку  oн их  o возникновение  oн связано  oн с  oн действием  oн главным  oн образом  oн средовых  oн факторов  oнразвития  oн психики.  oн Органический  oн дефект  oн ведет  oн к  oн невозможности  oн или  oн крайней  oнтрудности  oн усвоения  oн ребенком  oн культуры,  oн а  oн ведь  oн лишь  oн на  oн базе  oн такого  oн усвоения  oнмогут  oн сформироваться  oн высшие  oн психические  oн функции  oн человека,  oн его  oн сознание,  o его  oн личность.  oн Л. oн С.  oн Выготский  oн писал,  oн что  oн «недостаток  oн глаза  oн или  oн уха  oн означает  oнпоэтому  oн прежде  oн всего  oн выпадение  oн серьезнейших  oн социальных  oн функций,  oнперерождение  oн общественных  oн связей,  oн смещение  oн всех  oн систем  oн поведения» [1].
     Важной  oн закономерностью  oн аномального  oн развития  oн является  oн соотношение  oн первичного  oн дефекта  oн и  oн вторичных  oн нарушений.  oн «Чем  oн дальше  oн отстоит  oн симптом  oнот  oн первопричины,  oн –  oн пишет  oн Л.  oн С.  oн Выготский,  oн –  oн тем  oн он  oн более  oн поддается  oнвоспитательному  oн лечебному  oн воздействию.  oн Получается,  oн на  oн первый  oн взгляд,  oнпарадоксальное  oн положение:  oн недоразвитие  oн высших  oн психологических  oн функций  o и  oн высших  oн характерологических  oн образований,  oн являющееся  oн вторичным  oносложнением  oн при  oн олигофрении  oн и  oн психопатии,  oн на  oн деле  oн оказывается  oн менее  oнустойчивым,  oн более  oн поддающимся  oн воздействию,  oн чем  oн недоразвитие  oн низших,  oнили  oн элементарных,  oн процессов,  oн непосредственно  oн обусловленное  oн самим  oндефектом.  oн То,  oн что  oн возникло  oн в  oн процессе  oн развития  oн ребенка  oн как  oн вторичное  oнобразование,  oн принципиально  oн говоря,  oн может  oн быть  oн профилактически  oнпредупреждено  oн или  oн лечебно-педагогически  oн устранено» [2].
     Согласно  oн этому  oн положению  oн Л.  oнС.  oн Выготского,  oн чем  oн дальше  oн разведены  oн между  oн собой  oн первопричины  oн (первичный  oн дефект  oн биологического  oнпроисхождения)  oн и  oн вторичный  oн симптом  oн (нарушение  oн в  oн развитии  oн психических  oнпроцессов),  oн тем  oн больше  oн возможностей  oн открывается  oн для  oн коррекции  oн и  oнкомпенсации  oн последнего  oн с  oн помощью  oн рациональной  oн системы  oн обучения  oн и  oнвоспитания.
     Например,  oн в  oн речевом  oн развитии  oн глухого  oн ребенка  oн труднее  oн всего  oнисправить  oн недостатки  oн произношения  oн звуков  oн и  oн слов,  oн ибо  oн неправильность  oнустной  oн речи,  oн с  oн точки  oн зрения  oн ее  oн произносительной  oн стороны  oн в  oн данном  oн случае,  oнзависит  oн от  oн невозможностей  oн говорящего  oн полностью  oн обеспечить  oн слуховой  oнконтроль  oн за  oн собственной  oн речью.  oн Вместе  oн с  oн тем  oн другие  oн стороны  oн речи  oн(словарный  oн запас,  oн грамматический  oн строй,  oн семантика),  oн имеющие  oнопосредованную  oн связь  oн с  oн первичным  oн дефектом,  oн в  oн условиях  oн специального  oнобучения  oн коррегируются  oн в  oн большей  oн степени  oн за  oн счет  oн активного  oн использования  oнписьменной  oн речи [4].
     В  oн процессе  oн аномального  oн развития  oн проявляются  oн не  oн только  oн негативные  oнстороны,  oн но  oн и  oн положительные  oн возможности  oн ребенка.  oн Они  oн являются  oн способом  o приспособления  oн личности  oн ребенка  oн к  oн определенному  oн вторичному  oн дефекту  oн развития.
     Источником  oн приспособления  oн аномальных  oн детей  oн являются  oн сохранные  oн функции.  oн Функции  oн нарушенного  oн анализатора  oн заменяются  oн интенсивным  oниспользованием  oн сохранных.
     На  oн развитие  oн аномального  oн ребенка  oн оказывают  oн существенное  oн влияние  oнстепень  oн и  oн качество  oн первичного  oн дефекта.  oн Вторичные  oн отклонения  oн в  oнзависимости  oн от  oн степени  oн нарушения  oн имеют  oн разный  oн уровень  oн выраженности,  oт.е.  oн существует  oн прямая  oн зависимость  oн количественного  oн и  oн качественного,  oнсвоеобразия  oн вторичных  oн нарушений  oн развития  oн аномального  oн ребенка  oн от  oн степени  oни  oн качества  oн первичного  oн дефекта.
     Своеобразие  oн ребенка  oн с  oн нарушенным  oн развитием  oн зависит  oн также  oн и  oн от  oнвремени  oн возникновения  oн первичного  oн дефекта.  oн Например,  oн характер  oнаномального  oн развития  oн детей  oн с  oн врожденным  oн или  oн рано  oн приобретенным  oнумственным  oн недоразвитием  oн отличается  oн от  oн развития  oн детей  oн с  oн распавшимися  oнпсихическими  oн функциями  oн на  oн более  oн поздних  oн этапах  oн жизни.  oн Возникновение  oнумственной  oн отсталости  oн в  oн период,  oн когда  oн психика  oн ребенка  oн уже  oн достигла  oнопределенного  oн уровня  oн развития,  oн дает  oн иную,  oн отличную  oн структуру  oн этого  oндефекта  oн и  oн специфику  oн аномального  oн развития.
     В  oн коррекционной  oн педагогике  oн выделяются  oн основные  oн 10  oн категории  oн детей  oн с  oн отклонениями  oн в  oн развитии.  oн К  oн их  oн числу  oн относятся  oн дети [3]:
     с  oн нарушениями  oн одного  oн из  oн анализаторов:  oн с  oн полной  oн (тотальной)  oн или  oнчастичной  oн (парциальной)  oн потерей  oн слуха  oн или  oн зрения,  oн неслышащие  oн (глухие),  oнслабослышащие  oн или,  oн как  oн их  oн раньше  oн назвали,  oн тугоухие;
     - незрячие  oн (слепые),  oн слабовидящие;
     - со  oн специфическими  oн речевыми  oн отклонениями  oн (алалия,  oн общее  oн недоразвитие  oн речи,  oн заикание);
     - с  oн нарушениями  oн опорно-двигательного  oн аппарата  oн (церебральный  oн паралич,  oн последствия  oн травм  oн позвоночника  oн или  oн перенесенного  oн полиомиелита);
     - умственно  oн отсталые  oн и  oн с  oн различной  oн степенью  oн выраженности  oн задержки  oн психического  oн развития  oн (разные  oн формы  oн психического  oн недоразвития  oн с  oн преимущественной  oн несформированностью  oн интеллектуальной  oн деятельности);
     - со  oн сложными  oн нарушениями  oн (незрячие  oн умственно  oн отсталые;  oн слепоглухие,  oн слепоглухие  oн с  oн умственной  oн отсталостью,  oн слепые  oн с  oн нарушениями  oн речи  oн и  oн др.);
     - аутичные  oн (активно  oн избегающие  oн общения  oн с  oн окружающими  oн людьми).
     У  oн всех  oн детей  oн с  oн отклонениями  oн в  oн развитии  oн наблюдаются [7]:
     а)  oн ряд  oн достаточно  oн резко  oн выраженных  oн специфических  oн для  oн каждой  oнгруппы  oн особенностей,  oн не  oн свойственных  oн нормально  oн развивающимся  oн детям,  oнт.е.  oн нарушения  oн системы  oн психической  oн деятельности.  oн Например:  oн грубое  oннарушение  oн пространственной  oн ориентировки  oн и  oн координации  oн движений  oн у  oннезрячих  oн (слепых)  oн детей,  oн ущербность  oн моторики  oн у  oн детей  oн с  oн нарушениями  oнопорно-двигательного  oн аппарата,  oн да  oн и  oн многое  oн другое,  oн что  oн препятствует  oнуспешной  oн адаптации  oн детей  oн в  oн окружающей  oн их  oн социальной  oн среде;
     б)  oн своеобразие  oн и  oн трудности  oн в  oн овладении  oн родной  oн речью,  oн которые  oн особенно  oн очевидны  oн у  oн детей  oн с  oн пониженным  oн слухом  oн и  oн специфическими  oн речевыми  oн нарушениями;
     в)  oн отклонения  oн в  oн приеме,  oн переработке  oн и  oн использовании  oн информации,  oн поступающей  oн из  oн окружающей  oн среды.  oн Так  oн умственно  oн отсталые  oн дети,  oнрассматривая  oн предмет,  oн выделяют  oн в  oн нем  oн немногие  oн части  oн и  oн свойства,  oн далеко  oн не  oнвсегда  oн осмысливают  oн их  oн значение.
     К  oн числу  oн основных  oн задач,  oн решаемых  oн коррекционной  oн педагогикой,  oн относятся  oн следующие [3]:
     - комплексное  oн психолого-педагогическое  oн и  oн клинико-физиологическое  oн изучение  oн основных  oн закономерностей  oн физического  oн и  oн психического  oн развития  oн детей,  oн отклоняющихся  oн от  oн нормы;
     - определение  oн качественного  oн своеобразия  oн структуры  oн их  oн нарушений;
     - разработка  oн психолого-педагогических  oн классификаций  oн различных  oн категорий  oн детей  oн с  oн нарушенным  oн развитием;  oн обоснование  oндифференцированного  oн и  oн индивидуального  oн подхода  oн при  oн их  oн воспитании,  oнобучении  oн и  oн коррекции  oн недостатков  oн их  oн познавательной  oн деятельности  oн и  oнличности;
     - обоснование  oн принципов  oн организации  oн системы  oн разнообразных  oнспециальных  oн учреждений,  oн создающих  oн оптимальные  oн условия  oн для  oн воспитания  oни  oн обучения  oн отклоняющихся  oн в  oн развитии  oн детей;
     - установление  oн закономерностей  oн коррекционного  oн учебно-воспитательного  oн процесса,  oн осуществляемого  oн в  oн специальных  oн детских  oн садах  oн и  oншколах,  oн а  oн также  oн при  oн индивидуальном  oн обучении.  oн Определение  oн целей,  oн задач,  oнсодержания,  oн принципов  oн и  oн методов  oн воспитания,  oн обучения,  oн трудовой  oн и  oнсоциальной  oн подготовки  oн различных  oн категорий  oн детей  oн с  oн нарушением  oн развития;
     - разработка  oн специальных  oн технических  oн средств,  oн помогающих  oн детям  oн с  oнотклонениями  oн в  oн развитии  oн более  oн успешно  oн и  oн в  oн разных  oн аспектах  oн познавать  oнокружающую  oн их  oн действительность,  oн устанавливать  oн контакты  oн с  oн другими  oндетьми  oн и  oн взрослыми;
     - определение  oн путей  oн и  oн средств  oн профилактики  oн возникновения  oн нарушений  oн развития  oн у  oн детей;
     - нахождение  oн путей,  oн позволяющих  oн улучшить,  oн сделать  oн более  oн комфортной  oн жизнь  oн лиц,  oн имеющих  oн отклонения  oн в  oн развитии,  oн в  oн социальной  oн среде  oн –  oн в  oн семье,  oн в  oн учебных  oн и  oн трудовых  oн коллективах.
     Основные  oн положения  oн коррекционной  oн педагогики  oн строятся  oн на  oн базе  oнтеоретических  oн обобщений  oн фактических  oн материалов,  oн полученных  oн путем  oнэкспериментальных  oн исследований  oн и  oн целенаправленных  oн систематических  oннаблюдений  oн за  oн отклоняющимися  oн в  oн развитии  oн и  oн нормально  oн развивающимися  oндетьми  oн различных  oн возрастов.  oн Эта  oн работа  oн осуществляется  oн в  oн клиническом,  oнфизиологическом,  oн нейрофизиологическом,  oн психологическом  oн и  oнпедагогическом  oн направлениях.
     Процесс  oн обучения  oн аномальных  oн детей  oн опирается  oн не  oн только  oн на  oнсформировавшиеся  oн функции,  oн но  oн и  oн на  oн формирующиеся.  oн Задача  oн обучения  oн –  oнпостепенно  oн и  oн последовательно  oн переводить  oн зону  oн ближайшего  oн развития  oн в  oн зону  oнактуального  oн развития.  oн Коррекция  oн и  oн компенсация  oн аномального  oн развития  oнребенка  oн возможны  oн только  oн при  oн постоянном  oн расширении  oн зоны  oн ближайшего  oнразвития,  oн помня,  oн что  oн «принцип  oн и  oн психологический  oн механизм  oн воспитания  oнздесь  oн те  oн же,  oн что  oн и  oн у  oн нормального  oн ребенка» [4].

     1.2. Психологическая  oн характеристика  oн семей  oн с  oн детьми  oн с  oн нарушениями  oн в  oн развитии
     
     Американский  oн специалист  oн в  oн области  oн семейной  oн терапии  oн Дж.  oн Фрамо  oн выдвинул  oн гипотезу  oн о  oн том,  oн что  oн в  oн любой  oн семье,  oн где  oн есть  oн ребенок  oн с  oн теми  oн или  oн иными  oн нарушениями,  oн имеет  oн место  oн «искаженный  oн брак».  oн Эта  oн идея  oн была  oн впоследствии  oн поддержана  oн практиками  oн многих  oн стран  oн [2].
     Следует  oн отметить,  oн что  oн семья,  oн воспитывающая  oн ребенка  oн с  oн особыми  oн образовательными  oн потребностями,  oн имеет  oн свои  oн особенности.  oн Вопросы,  oнрешаемые  oн данной  oн категории  oн семей  oн на  oн определенных  oн стадиях  oн жизненного  oнцикла,  oн отличаются  oн от  oн тех,  oн с  oн которыми  oн в  oн процессе  oн жизнедеятельности  oнсталкивается  oн обычная  oн семья.  oн Отдельные  oн указания  oн на  oн наличие  oн специфических  o проблем  oн функционирования  oн семьи  oн с  oн ребенком  oн с  oн особыми  oн образовательными  oнпотребностями,  oн можно  oн встретить  oн в  oн работах  oн отечественных  oн и  oн зарубежных  oнисследователей  oн .
     Семья,  oн воспитывающая  oн ребенка  oн с  oн особыми  oн образовательными  oнпотребностями,  oн –  oн это  oн «особая»  oн семья,  oн в  oн которой  oн помимо  oн типичных  oн семейных  oнвопросов,  oн возникающих  oн перед  oн семьей  oн на  oн рассматриваемой  oн фазе  oн развития,  oнимеется  oн еще  oн ряд  oн своих  oн специфических.  oн Есть  oн специфические  oн проблемы  oнвозникающие  oн при  oн появлении  oн в  oн семье  oн ребенка-инвалида:  oн получение  oн точного  oндиагноза;  oн эмоциональное  oн привыкание  oн (адаптация)  oн к  oн больному  oн ребенку;  oнпроблема  oн информирования  oн других  oн членов  oн семьи.  oн Когда  oн ребенок  oн достигает  oншкольного  oн возраста,  oн появляются  oн проблема  oн определения  oн формы  oн обучения  oнребенка  oн (интегрированное,  oн специализированное  oн обучение,  oн обучение  oн на  oндому);  oн хлопоты  oн по  oн устройству  oн в  oн школу;  oн переживание  oн реакций  oн сверстников;  oнзаботы  oн по  oн внешкольной  oн деятельности  oн ребенка.
     В  oн большинстве  oн отечественных  oн и  oн зарубежных  oн научных  oн исследований  oн семья,  oн воспитывающая  oн ребенка  oн с  oн нарушениями  oн в  oн развитии,  oн рассматривается  oн как  oн негармоничная,  oн обладающая  oн типичными  oн дисфункциями  oн (Р.Б.  oн Дарлинг,  oнМ.  oн Селигман,  oн Э.Г.  oн Эйдемиллер).  oн Так,  oн показано,  oн что  oн родители  oн не  oн всегда  oннаходят  oн адекватные  oн воспитательные  oн стратегии  oн и  oн могут  oн искаженно  oнвоспринимать  oн индивидуальные  oн особенности  oн ребенка,  oн нереалистично  oноценивать  oн перспективы  oн его  oн дальнейшего  oн развития.  oн Физическая  oн и  oнэмоциональная  oн перегруженность  oн родителей  oн нередко  oн приводит  oн к  oн повышению  oнуровня  oн тревожности  oн и  oн даже  oн усилению  oн патохарактерологических  oн черт  oн их  oнличности  oн (Е.Б.  oн Айвазян,  oн М.Н.  oн Гуслова,  oн И.В.  oн Добряков,  oн И.Ю.  oн Левченко,  oн Е.М.  oнМастюкова,  oн О.Г.  oн Приходько,  oн Ю.А.  oн Разенкова,  oн Е.А.  oн Савина,  oн И.В.  oн Саломатина,  oнВ.В.  oн Ткачева,  oн О.Б.  oн Чарова,  oн Л.М.  oн Шипицына) [9].
     Трудности,  oн которые  oн испытывает  oн семья,  oн имеющая  oн ребенка  oн с  oнотклонениями  oн в  oн развитии,  oн значительно  oн отличаются  oн от  oн повседневных  oн забот  oнсемьи,  oн воспитывающей  oн нормально  oн развивающегося  oн ребенка.  oн Практически  oнвсе  oн функции  oн семьи,  oн за  oн небольшим  oн исключением,  oн не  oн реализуются,  oн или  oнреализуются  oн не  oн в  oн полной  oн мере.
     После  oн рождения  oн ребенка  oн с  oн отклонениями  oн в  oн развитии  oн отношения  oн внутри  o семьи,  oн а  oн также  oн контакты  oн семьи  oн с  oн окружающим  oн социумом  oн искажаются,  oн что  oнсвязано  oн с  oн психологическими  oн особенностями  oн больного  oн ребенка  oн и  oн с  oнэмоциональной  oн нагрузкой  oн на  oн членов  oн его  oн семьи  oн в  oн связи  oн с  oн длительно  oндействующим  oн стрессом.  oн Многие  oн родители  oн в  oн такой  oн ситуации  oн оказываются  oнбеспомощными,  oн их  oн положение  oн можно  oн определить  oн как  oн внутренний  oн(психологический)  oн и  oн внешний  oн (социальный)  oн тупик [7].
     Качественные  oн изменения  oн отношений  oн в  oн таких  oн семьях  oн проявляются  oн на  oн психологическом,  oн социальном  oн и  oн соматическом  oн уровнях.
     Психологический  oн уровень:  oн рождение  oн ребенка  oн с  oн отклонениями  oн в  oн развитии  oн воспринимается  oн родителями  oн как  oн величайшая  oн трагедия,  oн является  oн сильнейшим  oн стрессом  oн для  oн родителей,  oн в  oн первую  oн очередь  oн –  oн для  oн матери.  oн Стресс  oн деформирует  oн психику  oн родителей  oн и  oн оказывает  oн травмирующее  oн изменение  oн жизненного  oн уклада  oн семьи.  oн Деформируются  oн внутрисемейные  oн отношения,  oн отношения  oн членов  oн семьи  oн с  oн окружающим  oн социумом,  oн ценностные  oн ориентации  oн каждого  oн из  oн родителей  oн больного  oн ребенка.
     Анализ  oн результатов  oн экспериментально-психологического  oн исследования  oнпозволяет  oн утверждать,  oн что  oн дефекты  oн речи  oн усиливают  oн фрустрацию  oн детей  oн и  oнродителей,  oн являются  oн одним  oн из  oн факторов  oн детско-родительских  oн отношений.  oн У  oндетей  oн они  oн проявляются  oн дефицитарностью  oн положительных  oн эмоциональных  oнотношений  oн с  oн родителями  oн и  oн полноценного  oн общения  oн с  oн ними,  oн повышенным  oнуровнем  oн агрессивности  oн и  oн тревожности.  oн У  oн родителей  oн также  oн отмечается  oнповышенный  oн уровень  oн тревожности  oн и  oн агрессивности  oн на  oн фоне  oн которого  oн часто  oнформируется  oн нарушенный  oн стиль  oн воспитания  oн по  oн типу  oн эмоционального  oнотвержения,  oн неуверенность  oн в  oн своих  oн воспитательных  oн возможностях  oн [18].
     Надежды  oн и  oн ожидания  oн членов  oн семьи  oн в  oн связи  oн с  oн будущим  oн ребенка  oн рушатся  o в  oн один  oн миг,  oн а  oн осмысление  oн происшедшего  oн и  oн обретение  oн новых  oн жизненных  oнценностей  oн растягивается  oн на  oн длительный  oн период,  oн по  oн многим  oн причинам:  oнпсихологическим  oн особенностям  oн личности  oн родителей;  oн способностью  oнродителей  oн принять  oн больного  oн ребенка;  oн комплексом  oн расстройств  oн аномалии  oнразвития  oн ребенка;  oн отсутствием  oн позитивной  oн поддержки  oн окружающих  oн семьи  oн с  oнбольным  oн ребенком  oн и  oн т.д.  oн Травмирующее  oн воздействие  oн стресса  oн на  oн родителей  oнребенка  oн неравнозначно.
     Жизненный  oн стереотип  oн отца  oн обычно  oн не  oн меняется,  oн он  oн не  oн оставляет  oнработы,  oн не  oн исключается  oн из  oн привычных  oн социальных  oн отношений,  oн проводит  oнбольшую  oн часть  oн времени  oн в  oн той  oн же  oн социальной  oн среде,  oн гораздо  oн меньше  oн времени,  oчем  oн мать,  oн проводит  oн с  oн ребенком,  oн его  oн психика  oн не  oн подвергается  oн столь  oнинтенсивно  oн патогенному  oн воздействию, .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44