- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Психолого-педагогическая помощь родителям в воспитании детей с недостатками психического развития
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W014358 |
Тема: | Психолого-педагогическая помощь родителям в воспитании детей с недостатками психического развития |
Содержание
Частное образовательное учреждение высшего образования «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)» Факультет психологии и педагогики Кафедра педагогической психологии и педагогики «Допустить к защите» Заведующий кафедрой __________________________ к.пед.н.,доц. Скоробогатова Анна Ильдаровна «___» ______________ 2018 г. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Выпускная квалификационная работа Направление подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» Профиль подготовки «Психология образования» Выполнила: студентка гр. 2331-у заочного отделения Семенова Марина Сергеевна Научный руководитель: к.пед.н., доцент Поселягина Лариса Вячеславовна Казань – 2018 Содержание Введение……………………………………………………………………3 I. Теоертические oн аспекты oн психолого-педагогического oн сопровождения oн детей oн с oн нарушениями oн в oн развитии…………………………..3 1.1. Понятие «ребенок с нарушениями развития»………………...7 1.2. Психологическая oн характеристика oн семей oн с oн детьми oн с oн нарушениями oн в oн развитии………………………………………………………..13 1.3. Система oн организации oн помощи oн семьям, oн имеющим oн детей oн с oн отклонениями oн в oн развитии……………………………………………………….19 II. Особенности психолого-педагогической работы с родителями, воспитывающими ребенка с нарушениями в развитии…………………..35 2.1. Цели, oн задачи, oн содержание oн и oн методика oн проведения oн констатирующего oн эксперимента………………………………………………..35 2.2. Психологическая oн помощь oн родителям oн воспитывающих oн детей oн с oн нарушением oн в oн развитии…………………………………………………………42 Заключение……………………………………………………………….51 Список использованной литературы…………………………………54 Введение Актуальность oн исследования. oн Проблема oн семьи, oн воспитывающей oн ребенка oн с oн ограниченными oн возможностями oн здоровья oн oн в oн настоящее oн время oн является oн одной oн из oн самых oн приоритетных, oн и oн характеризуется oн повышенным oн интересом oн специалистов oн различного oн профиля oн (психологов, oн педагогов, oн социологов, oн демографов oн и oн др.) Именно oн проблема oн семейно-родственных oн отношений oн занимает oн важное oн место, oн так oн как oн от oн ситуации oн в oн семье oн зависит oн развитие oн ребенка. oнВзаимоотношения oн между oн родителями oн и oн детьми oн всегда oн тесно oн связаны oн с oнхарактером oн отношений oн между oн самими oн родителями, oн образом oн жизни oн семьи, oн её oнблагополучием. oн Развитию oн «особого» oн ребенка oн способствуют oндоброжелательная oн атмосфера, oн а oн именно oн такая oн система oн семейных oнвзаимоотношений, oн которая oн дает oн ему oн чувство oн защищенности, oн стимулирует oн и oн направляет oн его oн развитие. Как oн отмечают oн А.Г.Московкина oн и oн Е.М. oн Мастюкова, oн существенная oн помощь oн со oн стороны oн семьи oн детям oн с oн нарушениями oн в oн развитии oн во oн многом oн дополняет oн комплекс oн медицинских oн и oн психолого-педагогических oн мероприятий. oн Родители, oн движимые oн чувством oн любви oн к oн ребенку, oн способны oн расширить oниндивидуализировать oн и oн развить oн предлагаемые oн специалистами oн методы oнобучения, oн проявить oн креативность oн и oн творчество oн в oн воспитании oн и oн обучении oнсвоего oн ребенка, oн взять oн на oн себя oн огромный oн повседневный oн труд, oн направленный oн на oнразвитие oн своего oн ребенка. Существенные oн изменения, oн происшедшие oн в oн последние oн десятилетия oн в oн России oн в oн плане oн гуманизации oн отношения oн к oн лицам oн с oн отклонениями oн в oн развитии, oнопределяют oн особый oн интерес oн к oн семье, oн в oн которой oн воспитывается oн такой oн ребенок. o Практика oн свидетельствует oн о oн том, oн что oн в oн таких oн семьях oн выявляется oн высокий oнуровень oн потребности oн в oн оказании oн им oн помощи. oн По oн данным oн научного oн Центра oнздоровья oн детей oн РАМН oн число oн детей, oн нуждающихся oн в oн адресной oн помощи oнспециалистов, oн уже oн в oн дошкольном oн возрасте oн варьирует oн от oн 25% oн до oн 40%, oн а oн 85% oндетей oн рождаются oн с oн недостатками oн развития oн и oн неблагополучным oн состоянием oнздоровья. oн Такие oн дети oн должны oн обучаться oн и oн воспитываться oн в oн специальных oнусловиях, oн включая oн и oн создание oн адекватной oн микросоциальной oн среды oн в oнсемье.Следует oн отметить, oн что oн часть oн родителей, oн обеспокоенная oн возникшими oнпроблемами, oн пытается oн разрешить oн их oн собственными oн силами. oн Родители oн детей oн с отклонениями oн в oн развитии oн принимают oн активное oн участие oн в oн создании oнродительских oн ассоциаций, oн просветительских oн фондов, oн центров oн милосердия oн и oнсоциального oн партнерства oн (общество oн «Даун oн синдром»; oн «Ассоциация oнродителей oн детей oн с oн нарушениями oн слуха»; oн «Общество oн помощи oн аутичным oн детям o«Добро» oн и oн многие oн другие). oн Однако, oн oн несмотря oн на oн значительный oн рост oнподобных oн негосударственных oн учреждений oн в oн последние oн годы, oн основная oн масса oнродителей oн остается oн безынициативной oн в oн отношении oн разрешения oн проблем oнсвоих oн детей. Положение oн семей, oн в oн которых oн воспитываются oн дети oн с oн отклонениями oн в oнразвитии, oн к oн сожалению, oн усугубляется oн тем, oн что oн своевременная oн поддержка oн и oнпрофессиональное oн им oн содействие oн задерживаются oн в oн связи oн невысокой oнактивностью oн государственных oн структур oн и oн полным oн отсутствием oн как oнконцептуальных oн подходов oн и oн теоретико-методологического oн обоснования oнпсихологической oн помощи, oн так oн и oн практических oн разработок oн по oн данному oнвопросу. oн В oн связи oн с oн этим oн особую oн важность oн приобретает oн проблема oн создания психоло oн – oн педагогической помощи oн семьям, oн воспитывающим детей oн с oнотклонениями oн в oн развитии. Цель oн дипломной oн работы oн – определить oн аспекты oн психолого-педагогического oн сопровождения oн детей oн с oн нарушениями oн в oн развитии. Гипотеза oн исследования: oн семья oн испытывает oн тяжелые oн переживания, oнсвязанные oн с oн рождением oн ребёнка oн с oн нарушением oн в oн развитии. «Особенным» oн семьям oн требуется oн квалифицированная oн психолого- oнпедагогическая oн помощь oн в oн преодолении oн стрессовых oн жизненных oн ситуаций. Объект oн исследования: oн процесс oн помощи oн в oн работе oн с oн семьей, oн воспитывающей oн ребёнка oн с oн нарушениями oн в oн развитии. Предмет oн исследования: oн работа oн с oн семьей, oн воспитывающей oн ребёнка oн с oн нарушениями oн в oн развитии. Задачи: - провести oн анализ oн психолого-педагогической oн и oн методической oн литературы; - выявить oн особенности oн содержания oн работы oн с oн семьей, oн воспитывающей oн ребенка oн с oн нарушениями oн в oн развитии; - разработать oн методические oн рекомендации oн по oн психологической oн поддержке oн родителей, oн в oн ходе oн воспитания oн нарушениями oн в oн развитии. Методы oн исследования: oн в oн ходе oн работы oн был oн проведён oн анализ oн научно- oн методической oн литературы oн по oн проблеме oн исследования; oн обобщение, oнсистематизация oн и oн синтез oн теоретических oн позиций; oн констатирующий oнэксперимент; oн формирование oн предложений oн по oн совершенствованию oнметодических oн рекомендаций Методологическая oн основа oн исследования: - теоретические oн и oн методологические oн положения oн системного oн семейного oн подхода, oн в oн том oн числе oн применительно oн к oн семьям, oн воспитывающим oн ребенка oн с oн нарушениями oн в oн развитии oн (Р.Б. oн Дарлинг, oн R. oн Fewell, oн G. oн Hornby, oн D.Mitchell, oн Д. oн Олсон, oн A.P. oн Turnbull, oн В. oн Сатир, oн М. oн Селигман, oн Д. oн Хейли); - положения oн о oн структуре oн и oн содержании oн детско-родительских oн отношений, oн сформулированные oн А.А. oн Бодалевым, oн А.Я. oн Варгой, oн А.И. oн Захаровым, oн О.А. oн Карабановой, oн А.С. oн Спиваковской, oн В.В. oн Столиным, oн Э.Г. oн Эйдемиллером; - положения oн психологии oн развития oн и oн специальной oн психологии oн о oн единстве oн диагностики, oн развития oн и oн коррекции oн (Л.С. oн Выготский, oн Д.Б. oн Эльконин, oн В.В. oн Лебединский, oн Т.А. oн Власова, oн Н.Н. oн Малофеев, oн В.И. oн Лубовский). Выпускная oн квалификационная oн работа oн состоит oн из oн введения, oн двух oн глав, oн заключения, oн списка oн литературы. I. Теоертические oн аспекты oн психолого-педагогического oн сопровождения oн детей oн с oн нарушениями oн в oн развитии 1.1. oн Понятие oн «ребенок oн с oн нарушениями oн развития» К oн детям oн с oн особенностями oн развития oн относят oн тех, oн у oн которых oн физические oн или oн психические oн отклонения oн приводят oн к oн нарушению oн нормального oн хода oн общего oн развития. oн Дефект oн одной oн из oн функций oн нарушает oн развитие oн ребенка oн только oн при oн определенных oн условиях. Понятие oн «ребенок oн с oн нарушениями oн психического oн и oн физического oн развития» oн предполагает oн наличие oн серьезных oн отклонений oн в oн развитии, oнвызванных oн болезнетворными oн влияниями oн и oн обусловливающих oн необходимость oнсоздания oн специальных oн условий oн для oн обучения oн и oн воспитания [6]. Дети oн с oн отклонениями oн в oн развитии oн – oн сложная oн и oн разнохарактерная oн группа. oн Различные oн аномалии oн по-разному oн отражаются oн на oн формировании oн социальных oнсвязей oн детей, oн на oн их oн познавательных oн возможностях. oн В oн зависимости oн от oнхарактера oн нарушения oн одни oн дефекты oн могут oн полностью oн преодолеваться oн в oнпроцессе oн развития oн ребенка, oн другие oн лишь oн коррегироваться, oн а oн некоторые oнтолько oн компенсироваться. oн Сложность oн и oн характер oн нарушения oн нормального oнразвития oн ребенка oн определяют oн различные oн формы oн психолого-педагогической oнработы oн с oн ним. В oн основе oн отклонений oн в oн развитии oн лежат, oн в oн одних oн случаях, oн органические oнили oн грубые oн функциональные oн нарушения oн центральной oн нервной oн системы, oн в oндругих oн – oн периферические oн поражения oн отдельного oн или oн нескольких oнанализаторов. oн Значимыми oн являются oн и oн неблагоприятные oн семейные oн формы oнвоспитания oн ребенка, oн которые oн могут oн привести oн к oн «педагогической oнзапущенности» [7]. Причины, oн приводящие oн к oн возникновению oн детских oн аномалий, oнподразделяются oн на oн врожденные oн и oн приобретенные oн (подробно oн они oн будут oнрассмотрены oн ниже). oн Подчиняясь oн в oн целом oн общим oн закономерностям oнпсихического oн развития oн ребенка, oн развитие oн аномального oн имеет oн и oн ряд oнсобственных oн закономерностей, oн в oн определении oн которых oн важную oн роль oн сыграли o исследования oн отечественных oн дефектологов, oн особенно oн Л. oн С. oн Выготского. oн Им oнбыла oн выдвинута oн идея oн о oн сложной oн структуре oн аномального oн развития oн ребенка, oнсогласно oн которой oн наличие oн дефекта oн какого-то oн одного oн анализатора oн или oнинтеллектуального oн дефекта oн не oн вызывает oн выпадения oн одной oн функции, oн а oнприводит oн к oн целому oн ряду oн отклонений, oн в oн результате oн чего oн возникает oн целостная oнкартина oн своеобразного oн атипичного oн развития. oн Сложность oн структуры oнаномального oн развития oн заключается oн в oн наличии oн первичного oн дефекта, oнвызванного oн биологическим oн фактором, oн и oн вторичных oн нарушений, oнвозникающих oн под oн влиянием oн первичного oн дефекта oн в oн ходе oн последующего oнаномального oн развития [3]. Так, oн при oн нарушении oн слухового oн восприятия, oн возникшего oн в oн результате oнповреждения oн слухового oн аппарата oн и oн являющегося oн первичным oн дефектом, oнпоявление oн глухоты oн не oн ограничивается oн выпадением oн функции oн слухового oнвосприятия. oн Слуховой oн анализатор oн играет oн исключительную oн роль oн в oн развитии oнречи. oн И oн если oн глухота oн возникла oн до oн периода oн овладения oн речью, oн то oн как oн следствие oннаступает oн немота oн – oн вторичный oн дефект. oн Такой oн ребенок oн сможет oн овладеть oнречью oн только oн в oн условиях oн специального oн обучения oн с oн использованием oнсохранных oн анализаторных oн систем: oн зрения, oн кинестетических oн ощущений, oнтактильно-вибрационнойoн чувствительности.oн Интеллектуальная oннедостаточность, oн возникшая oн в oн результате oн первичного oн дефекта oн – oнорганического oн поражения oн головного oн мозга, oн порождает oн вторичное oн нарушение oнвысших oн познавательных oн процессов, oн проявляющихся oн в oн ходе oн социального oнразвития oн ребенка. oн Вторичное oн недоразвитие oн психических oн свойств oн личности oнумственно oн отсталого oн ребенка oн проявляется oн в oн примитивных oн реакциях, oнзавышенной oн самооценке, oн негативизме, oн недоразвитии oн воли [12]. Следует oн обратить oн внимание oн на oн взаимодействие oн первичных oн и oн вторичных oдефектов. oн Не oн только oн первичный oн дефект oн может oн вызывать oн вторичные oнотклонения, oн но oн и oн вторичные oн симптомы oн в oн определенных oн условиях oнвоздействуют oн на oн первичный oн фактор. oн Так, oн взаимодействие oн неполноценного oнслуха oн и oн возникших oн на oн этой oн основе oн речевых oн последствий oн является oнсвидетельством oн обратного oн влияния oн вторичной oн симптоматики oн на oн первичный oндефект. oн Ребенок oн с oн частичной oн потерей oн слуха oн не oн будет oн использовать oн его oнсохранные oн функции, oн если oн не oн развивает oн устную oн речь. oн Только oн при oн условии oнинтенсивных oн занятий oн устной oн речью, oн т. oн е. oн преодоления oн вторичного oн дефекта oнречевого oн недоразвития, oн оптимально oн используются oн возможности oн остаточного oнслуха. oн Необходимо oн широко oн использовать oн психолого-педагогическое oнвоздействие oн на oн вторичные oн отклонения oн аномального oн ребенка, oн так oн как oн они oн в oнзначительной oн степени oн доступны oн коррекционному oн воздействию, oн поскольку oн их o возникновение oн связано oн с oн действием oн главным oн образом oн средовых oн факторов oнразвития oн психики. oн Органический oн дефект oн ведет oн к oн невозможности oн или oн крайней oнтрудности oн усвоения oн ребенком oн культуры, oн а oн ведь oн лишь oн на oн базе oн такого oн усвоения oнмогут oн сформироваться oн высшие oн психические oн функции oн человека, oн его oн сознание, o его oн личность. oн Л. oн С. oн Выготский oн писал, oн что oн «недостаток oн глаза oн или oн уха oн означает oнпоэтому oн прежде oн всего oн выпадение oн серьезнейших oн социальных oн функций, oнперерождение oн общественных oн связей, oн смещение oн всех oн систем oн поведения» [1]. Важной oн закономерностью oн аномального oн развития oн является oн соотношение oн первичного oн дефекта oн и oн вторичных oн нарушений. oн «Чем oн дальше oн отстоит oн симптом oнот oн первопричины, oн – oн пишет oн Л. oн С. oн Выготский, oн – oн тем oн он oн более oн поддается oнвоспитательному oн лечебному oн воздействию. oн Получается, oн на oн первый oн взгляд, oнпарадоксальное oн положение: oн недоразвитие oн высших oн психологических oн функций o и oн высших oн характерологических oн образований, oн являющееся oн вторичным oносложнением oн при oн олигофрении oн и oн психопатии, oн на oн деле oн оказывается oн менее oнустойчивым, oн более oн поддающимся oн воздействию, oн чем oн недоразвитие oн низших, oнили oн элементарных, oн процессов, oн непосредственно oн обусловленное oн самим oндефектом. oн То, oн что oн возникло oн в oн процессе oн развития oн ребенка oн как oн вторичное oнобразование, oн принципиально oн говоря, oн может oн быть oн профилактически oнпредупреждено oн или oн лечебно-педагогически oн устранено» [2]. Согласно oн этому oн положению oн Л. oнС. oн Выготского, oн чем oн дальше oн разведены oн между oн собой oн первопричины oн (первичный oн дефект oн биологического oнпроисхождения) oн и oн вторичный oн симптом oн (нарушение oн в oн развитии oн психических oнпроцессов), oн тем oн больше oн возможностей oн открывается oн для oн коррекции oн и oнкомпенсации oн последнего oн с oн помощью oн рациональной oн системы oн обучения oн и oнвоспитания. Например, oн в oн речевом oн развитии oн глухого oн ребенка oн труднее oн всего oнисправить oн недостатки oн произношения oн звуков oн и oн слов, oн ибо oн неправильность oнустной oн речи, oн с oн точки oн зрения oн ее oн произносительной oн стороны oн в oн данном oн случае, oнзависит oн от oн невозможностей oн говорящего oн полностью oн обеспечить oн слуховой oнконтроль oн за oн собственной oн речью. oн Вместе oн с oн тем oн другие oн стороны oн речи oн(словарный oн запас, oн грамматический oн строй, oн семантика), oн имеющие oнопосредованную oн связь oн с oн первичным oн дефектом, oн в oн условиях oн специального oнобучения oн коррегируются oн в oн большей oн степени oн за oн счет oн активного oн использования oнписьменной oн речи [4]. В oн процессе oн аномального oн развития oн проявляются oн не oн только oн негативные oнстороны, oн но oн и oн положительные oн возможности oн ребенка. oн Они oн являются oн способом o приспособления oн личности oн ребенка oн к oн определенному oн вторичному oн дефекту oн развития. Источником oн приспособления oн аномальных oн детей oн являются oн сохранные oн функции. oн Функции oн нарушенного oн анализатора oн заменяются oн интенсивным oниспользованием oн сохранных. На oн развитие oн аномального oн ребенка oн оказывают oн существенное oн влияние oнстепень oн и oн качество oн первичного oн дефекта. oн Вторичные oн отклонения oн в oнзависимости oн от oн степени oн нарушения oн имеют oн разный oн уровень oн выраженности, oт.е. oн существует oн прямая oн зависимость oн количественного oн и oн качественного, oнсвоеобразия oн вторичных oн нарушений oн развития oн аномального oн ребенка oн от oн степени oни oн качества oн первичного oн дефекта. Своеобразие oн ребенка oн с oн нарушенным oн развитием oн зависит oн также oн и oн от oнвремени oн возникновения oн первичного oн дефекта. oн Например, oн характер oнаномального oн развития oн детей oн с oн врожденным oн или oн рано oн приобретенным oнумственным oн недоразвитием oн отличается oн от oн развития oн детей oн с oн распавшимися oнпсихическими oн функциями oн на oн более oн поздних oн этапах oн жизни. oн Возникновение oнумственной oн отсталости oн в oн период, oн когда oн психика oн ребенка oн уже oн достигла oнопределенного oн уровня oн развития, oн дает oн иную, oн отличную oн структуру oн этого oндефекта oн и oн специфику oн аномального oн развития. В oн коррекционной oн педагогике oн выделяются oн основные oн 10 oн категории oн детей oн с oн отклонениями oн в oн развитии. oн К oн их oн числу oн относятся oн дети [3]: с oн нарушениями oн одного oн из oн анализаторов: oн с oн полной oн (тотальной) oн или oнчастичной oн (парциальной) oн потерей oн слуха oн или oн зрения, oн неслышащие oн (глухие), oнслабослышащие oн или, oн как oн их oн раньше oн назвали, oн тугоухие; - незрячие oн (слепые), oн слабовидящие; - со oн специфическими oн речевыми oн отклонениями oн (алалия, oн общее oн недоразвитие oн речи, oн заикание); - с oн нарушениями oн опорно-двигательного oн аппарата oн (церебральный oн паралич, oн последствия oн травм oн позвоночника oн или oн перенесенного oн полиомиелита); - умственно oн отсталые oн и oн с oн различной oн степенью oн выраженности oн задержки oн психического oн развития oн (разные oн формы oн психического oн недоразвития oн с oн преимущественной oн несформированностью oн интеллектуальной oн деятельности); - со oн сложными oн нарушениями oн (незрячие oн умственно oн отсталые; oн слепоглухие, oн слепоглухие oн с oн умственной oн отсталостью, oн слепые oн с oн нарушениями oн речи oн и oн др.); - аутичные oн (активно oн избегающие oн общения oн с oн окружающими oн людьми). У oн всех oн детей oн с oн отклонениями oн в oн развитии oн наблюдаются [7]: а) oн ряд oн достаточно oн резко oн выраженных oн специфических oн для oн каждой oнгруппы oн особенностей, oн не oн свойственных oн нормально oн развивающимся oн детям, oнт.е. oн нарушения oн системы oн психической oн деятельности. oн Например: oн грубое oннарушение oн пространственной oн ориентировки oн и oн координации oн движений oн у oннезрячих oн (слепых) oн детей, oн ущербность oн моторики oн у oн детей oн с oн нарушениями oнопорно-двигательного oн аппарата, oн да oн и oн многое oн другое, oн что oн препятствует oнуспешной oн адаптации oн детей oн в oн окружающей oн их oн социальной oн среде; б) oн своеобразие oн и oн трудности oн в oн овладении oн родной oн речью, oн которые oн особенно oн очевидны oн у oн детей oн с oн пониженным oн слухом oн и oн специфическими oн речевыми oн нарушениями; в) oн отклонения oн в oн приеме, oн переработке oн и oн использовании oн информации, oн поступающей oн из oн окружающей oн среды. oн Так oн умственно oн отсталые oн дети, oнрассматривая oн предмет, oн выделяют oн в oн нем oн немногие oн части oн и oн свойства, oн далеко oн не oнвсегда oн осмысливают oн их oн значение. К oн числу oн основных oн задач, oн решаемых oн коррекционной oн педагогикой, oн относятся oн следующие [3]: - комплексное oн психолого-педагогическое oн и oн клинико-физиологическое oн изучение oн основных oн закономерностей oн физического oн и oн психического oн развития oн детей, oн отклоняющихся oн от oн нормы; - определение oн качественного oн своеобразия oн структуры oн их oн нарушений; - разработка oн психолого-педагогических oн классификаций oн различных oн категорий oн детей oн с oн нарушенным oн развитием; oн обоснование oндифференцированного oн и oн индивидуального oн подхода oн при oн их oн воспитании, oнобучении oн и oн коррекции oн недостатков oн их oн познавательной oн деятельности oн и oнличности; - обоснование oн принципов oн организации oн системы oн разнообразных oнспециальных oн учреждений, oн создающих oн оптимальные oн условия oн для oн воспитания oни oн обучения oн отклоняющихся oн в oн развитии oн детей; - установление oн закономерностей oн коррекционного oн учебно-воспитательного oн процесса, oн осуществляемого oн в oн специальных oн детских oн садах oн и oншколах, oн а oн также oн при oн индивидуальном oн обучении. oн Определение oн целей, oн задач, oнсодержания, oн принципов oн и oн методов oн воспитания, oн обучения, oн трудовой oн и oнсоциальной oн подготовки oн различных oн категорий oн детей oн с oн нарушением oн развития; - разработка oн специальных oн технических oн средств, oн помогающих oн детям oн с oнотклонениями oн в oн развитии oн более oн успешно oн и oн в oн разных oн аспектах oн познавать oнокружающую oн их oн действительность, oн устанавливать oн контакты oн с oн другими oндетьми oн и oн взрослыми; - определение oн путей oн и oн средств oн профилактики oн возникновения oн нарушений oн развития oн у oн детей; - нахождение oн путей, oн позволяющих oн улучшить, oн сделать oн более oн комфортной oн жизнь oн лиц, oн имеющих oн отклонения oн в oн развитии, oн в oн социальной oн среде oн – oн в oн семье, oн в oн учебных oн и oн трудовых oн коллективах. Основные oн положения oн коррекционной oн педагогики oн строятся oн на oн базе oнтеоретических oн обобщений oн фактических oн материалов, oн полученных oн путем oнэкспериментальных oн исследований oн и oн целенаправленных oн систематических oннаблюдений oн за oн отклоняющимися oн в oн развитии oн и oн нормально oн развивающимися oндетьми oн различных oн возрастов. oн Эта oн работа oн осуществляется oн в oн клиническом, oнфизиологическом, oн нейрофизиологическом, oн психологическом oн и oнпедагогическом oн направлениях. Процесс oн обучения oн аномальных oн детей oн опирается oн не oн только oн на oнсформировавшиеся oн функции, oн но oн и oн на oн формирующиеся. oн Задача oн обучения oн – oнпостепенно oн и oн последовательно oн переводить oн зону oн ближайшего oн развития oн в oн зону oнактуального oн развития. oн Коррекция oн и oн компенсация oн аномального oн развития oнребенка oн возможны oн только oн при oн постоянном oн расширении oн зоны oн ближайшего oнразвития, oн помня, oн что oн «принцип oн и oн психологический oн механизм oн воспитания oнздесь oн те oн же, oн что oн и oн у oн нормального oн ребенка» [4]. 1.2. Психологическая oн характеристика oн семей oн с oн детьми oн с oн нарушениями oн в oн развитии Американский oн специалист oн в oн области oн семейной oн терапии oн Дж. oн Фрамо oн выдвинул oн гипотезу oн о oн том, oн что oн в oн любой oн семье, oн где oн есть oн ребенок oн с oн теми oн или oн иными oн нарушениями, oн имеет oн место oн «искаженный oн брак». oн Эта oн идея oн была oн впоследствии oн поддержана oн практиками oн многих oн стран oн [2]. Следует oн отметить, oн что oн семья, oн воспитывающая oн ребенка oн с oн особыми oн образовательными oн потребностями, oн имеет oн свои oн особенности. oн Вопросы, oнрешаемые oн данной oн категории oн семей oн на oн определенных oн стадиях oн жизненного oнцикла, oн отличаются oн от oн тех, oн с oн которыми oн в oн процессе oн жизнедеятельности oнсталкивается oн обычная oн семья. oн Отдельные oн указания oн на oн наличие oн специфических o проблем oн функционирования oн семьи oн с oн ребенком oн с oн особыми oн образовательными oнпотребностями, oн можно oн встретить oн в oн работах oн отечественных oн и oн зарубежных oнисследователей oн . Семья, oн воспитывающая oн ребенка oн с oн особыми oн образовательными oнпотребностями, oн – oн это oн «особая» oн семья, oн в oн которой oн помимо oн типичных oн семейных oнвопросов, oн возникающих oн перед oн семьей oн на oн рассматриваемой oн фазе oн развития, oнимеется oн еще oн ряд oн своих oн специфических. oн Есть oн специфические oн проблемы oнвозникающие oн при oн появлении oн в oн семье oн ребенка-инвалида: oн получение oн точного oндиагноза; oн эмоциональное oн привыкание oн (адаптация) oн к oн больному oн ребенку; oнпроблема oн информирования oн других oн членов oн семьи. oн Когда oн ребенок oн достигает oншкольного oн возраста, oн появляются oн проблема oн определения oн формы oн обучения oнребенка oн (интегрированное, oн специализированное oн обучение, oн обучение oн на oндому); oн хлопоты oн по oн устройству oн в oн школу; oн переживание oн реакций oн сверстников; oнзаботы oн по oн внешкольной oн деятельности oн ребенка. В oн большинстве oн отечественных oн и oн зарубежных oн научных oн исследований oн семья, oн воспитывающая oн ребенка oн с oн нарушениями oн в oн развитии, oн рассматривается oн как oн негармоничная, oн обладающая oн типичными oн дисфункциями oн (Р.Б. oн Дарлинг, oнМ. oн Селигман, oн Э.Г. oн Эйдемиллер). oн Так, oн показано, oн что oн родители oн не oн всегда oннаходят oн адекватные oн воспитательные oн стратегии oн и oн могут oн искаженно oнвоспринимать oн индивидуальные oн особенности oн ребенка, oн нереалистично oноценивать oн перспективы oн его oн дальнейшего oн развития. oн Физическая oн и oнэмоциональная oн перегруженность oн родителей oн нередко oн приводит oн к oн повышению oнуровня oн тревожности oн и oн даже oн усилению oн патохарактерологических oн черт oн их oнличности oн (Е.Б. oн Айвазян, oн М.Н. oн Гуслова, oн И.В. oн Добряков, oн И.Ю. oн Левченко, oн Е.М. oнМастюкова, oн О.Г. oн Приходько, oн Ю.А. oн Разенкова, oн Е.А. oн Савина, oн И.В. oн Саломатина, oнВ.В. oн Ткачева, oн О.Б. oн Чарова, oн Л.М. oн Шипицына) [9]. Трудности, oн которые oн испытывает oн семья, oн имеющая oн ребенка oн с oнотклонениями oн в oн развитии, oн значительно oн отличаются oн от oн повседневных oн забот oнсемьи, oн воспитывающей oн нормально oн развивающегося oн ребенка. oн Практически oнвсе oн функции oн семьи, oн за oн небольшим oн исключением, oн не oн реализуются, oн или oнреализуются oн не oн в oн полной oн мере. После oн рождения oн ребенка oн с oн отклонениями oн в oн развитии oн отношения oн внутри o семьи, oн а oн также oн контакты oн семьи oн с oн окружающим oн социумом oн искажаются, oн что oнсвязано oн с oн психологическими oн особенностями oн больного oн ребенка oн и oн с oнэмоциональной oн нагрузкой oн на oн членов oн его oн семьи oн в oн связи oн с oн длительно oндействующим oн стрессом. oн Многие oн родители oн в oн такой oн ситуации oн оказываются oнбеспомощными, oн их oн положение oн можно oн определить oн как oн внутренний oн(психологический) oн и oн внешний oн (социальный) oн тупик [7]. Качественные oн изменения oн отношений oн в oн таких oн семьях oн проявляются oн на oн психологическом, oн социальном oн и oн соматическом oн уровнях. Психологический oн уровень: oн рождение oн ребенка oн с oн отклонениями oн в oн развитии oн воспринимается oн родителями oн как oн величайшая oн трагедия, oн является oн сильнейшим oн стрессом oн для oн родителей, oн в oн первую oн очередь oн – oн для oн матери. oн Стресс oн деформирует oн психику oн родителей oн и oн оказывает oн травмирующее oн изменение oн жизненного oн уклада oн семьи. oн Деформируются oн внутрисемейные oн отношения, oн отношения oн членов oн семьи oн с oн окружающим oн социумом, oн ценностные oн ориентации oн каждого oн из oн родителей oн больного oн ребенка. Анализ oн результатов oн экспериментально-психологического oн исследования oнпозволяет oн утверждать, oн что oн дефекты oн речи oн усиливают oн фрустрацию oн детей oн и oнродителей, oн являются oн одним oн из oн факторов oн детско-родительских oн отношений. oн У oндетей oн они oн проявляются oн дефицитарностью oн положительных oн эмоциональных oнотношений oн с oн родителями oн и oн полноценного oн общения oн с oн ними, oн повышенным oнуровнем oн агрессивности oн и oн тревожности. oн У oн родителей oн также oн отмечается oнповышенный oн уровень oн тревожности oн и oн агрессивности oн на oн фоне oн которого oн часто oнформируется oн нарушенный oн стиль oн воспитания oн по oн типу oн эмоционального oнотвержения, oн неуверенность oн в oн своих oн воспитательных oн возможностях oн [18]. Надежды oн и oн ожидания oн членов oн семьи oн в oн связи oн с oн будущим oн ребенка oн рушатся o в oн один oн миг, oн а oн осмысление oн происшедшего oн и oн обретение oн новых oн жизненных oнценностей oн растягивается oн на oн длительный oн период, oн по oн многим oн причинам: oнпсихологическим oн особенностям oн личности oн родителей; oн способностью oнродителей oн принять oн больного oн ребенка; oн комплексом oн расстройств oн аномалии oнразвития oн ребенка; oн отсутствием oн позитивной oн поддержки oн окружающих oн семьи oн с oнбольным oн ребенком oн и oн т.д. oн Травмирующее oн воздействие oн стресса oн на oн родителей oнребенка oн неравнозначно. Жизненный oн стереотип oн отца oн обычно oн не oн меняется, oн он oн не oн оставляет oнработы, oн не oн исключается oн из oн привычных oн социальных oн отношений, oн проводит oнбольшую oн часть oн времени oн в oн той oн же oн социальной oн среде, oн гораздо oн меньше oн времени, oчем oн мать, oн проводит oн с oн ребенком, oн его oн психика oн не oн подвергается oн столь oнинтенсивно oн патогенному oн воздействию, ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: