- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Психолого-педагогическая характеристика младшего подросткового возраста
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002369 |
Тема: | Психолого-педагогическая характеристика младшего подросткового возраста |
Содержание
Оглавление Введение 3 Глава I. Теоретические аспекты изучения влияния самооценки на межличностные отношения младших подростков в детском коллективе 6 1.1. Психолого-педагогическая характеристика младшего подросткового возраста 6 1.2. Особенности самооценки и межличностных отношений младших подростков в коллективе 11 1.3. Роль межличностных отношений в формировании самооценки младших подростков 22 Вывод по главе 1 25 Глава II. Влияние самооценки на межличностные отношения младших подростков в детском коллективе 27 2.1. Организация и проведение исследования 27 2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 27 2.3. Рекомендации родителям, учителям и подросткам по повышению уровня самооценки подростков и улучшению межличностных отношений в детском коллективе 38 Выводы по главе 2 41 Заключение 43 Список использованной литературы 47 Приложение 1. Математическая обработка результатов исследования 52 Введение Актуальность исследования. В подростковом возрасте самооценка является важным фактором саморегуляции личности, она влияет на взаимоотношения с их ближайшим социальным окружением, в том числе и требовательность к себе, отношения к успехам и неудачам. А также самооценка подростка является одним из главных факторов, влияющих на его межличностные отношения в коллективе Межличностные отношения в среде подростков оказывают колоссальное влияние на формирование личности человека, его взглядов на дальнейшую жизнь, отношения с окружающими, уровень самооценки [10; 62-63]. Межличностные отношения являются основой развития личности, так как подростковый возраст в возрастной психологии характеризуют как переломный, переходный, сензитивный и критический период. Одной из главных тенденций переходного возраста является - это переориентация общения с родителями, учителями и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению [7; 50-52]. Проблема исследования: каково влияние самооценки на межличностные отношения младших подростков в детском коллективе? Степень изученности проблемы: в России вопросами межличностных отношений занимались такие ученые, как: А.А. Бодалев, А.И. Донцов, Куницына, А. В. Мудрик, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, Н.Н. Обозов. За рубежом данной проблемой занимались Т. Хустон и Г. Левингер. Самооценка изучалась: Р. Бернсом, Л.И. Божовичем, Э. Эриксоном, Н.А. Леонтьевым, Б.Г. Ананьевым, А.З. Заком, Ю.Б. Гиппенрейтер. Вопросами младшего подросткового возраста занимались: А.П. Краковский, Э.Шпранглер, Б.Ц. Бадмаева, Д.Б. Эльконин. Проблемами коллектива занимались такие ученые как: Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, А.Н. Лутошкина. Объект исследования: самооценка и межличностные отношения в детском коллективе. Предмет исследования: самооценка и межличностные отношения младших подростков в детском коллективе. Цель: выявить влияние самооценки младших подростков на межличностные отношения в детском коллективе. Для реализации поставленной цели исследования были определены следующие задачи: рассмотреть психолого-педагогическую характеристику младшего подросткового возраста; раскрыть особенности самооценки и межличностных отношений младших подростков в коллективе и роль межличностных отношений в формировании самооценки младших подростков в коллективе; выявить уровень самооценки и межличностные отношения младших подростков, определить межличностные отношения в коллективе подростков; определить социометрический статус подростков; разработать практические рекомендации для родителей, подростков и учителей по повышению уровня самооценки и улучшению межличностных отношений в коллективе подростков; описать и обобщить результаты проведенного исследования. Гипотеза исследования: предполагаем, что у подростков с высокой самооценкой, будет преобладать властно - лидирующий тип межличностных отношений, а у подростков с низкой самооценкой, сотрудничающе- конвенциальный тип межличностных отношений; в том числе предполагаем, что уровень самооценки будет влиять на статус подростков. Теоретико-методологические основы: теория о том, что особенности самооценки влияют на эмоциональное состояние подростков и на степень удовлетворенности общением со сверстниками (С. Рубинштейн). Методы исследования: теоретические (анализ, синтез); эмпирические (тестирование, социометрия), статистический (коэффициент ранговой корреляции Ч.Э. Спирмена). База исследования: государтвенное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Гимназия № 1506» Выборка: 30 учащихся 6-го класса в возрасте 12-13 лет, из них 18 мальчиков и 12 девочек. Практическая значимость: может быть использована педагогами, школьными психологами, социальными педагогами и родителями с целью изучения самооценки подростков и ее влияния на межличностные отношения в коллективе подростков. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Первая глава посвящена теоретическим аспектам изучения влияния самооценки на межличностные отношения младших подростков в детском коллективе. Во второй главе описаны ход и результаты эмпирического исследования уровня самооценки и межличностных отношений младших подростков, а также представлены рекомендации родителям, учителям и подросткам по повышению уровня самооценки и улучшению межличностных отношений младших подростков в коллективе. Глава I. Теоретические аспекты изучения влияния самооценки на межличностные отношения младших подростков в детском коллективе 1.1. Психолого-педагогическая характеристика младшего подросткового возраста Подростковый возраст согласно общепринятой в настоящее время классификации Д.Б. Эльконина имеет границы от 10-11 до 14-15лет [41; 148]. Как известно, важнейшим содержанием психического развития подростков становится развитие самосознания, у подростков возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. В развитии познания подростком окружающей действительности наступает период, когда объектом относительно глубокого изучения становится человек, его внутренний мир. Интерес к себе, к собственной психической жизни и к качествам своей личности порождает потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Так формируется представление подростка о собственной личности. Л. С. Выготский выдвинул гипотезу о несовпадении трех точек созревания – полового, общеорганического и социального. Это несовпадение создает почву для основного противоречия подросткового возраста. Возникновение у подростка чувства взрослости является центральным и специфичным новообразованием этого возраста. Данное новообразование становится стержневой особенностью личности. Именно оно как бы включает специфическую социальную активность подростков: они становятся восприимчивы к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующих в мире взрослых и в их отношениях. Именно в подростковом возрасте происходит сознательное усвоение ценностей. В нравственном плане подросток начинает руководствоваться в своем поведении теми нравственными убеждениями, которые он усваивает под влиянием окружающей среды (семья, сверстники), в процессе учебновоспитательной работы [39; 1129-1132]. В подростковом возрасте происходит изменение характера познавательной деятельности. Подросток становится способным к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. У него формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения. Развивается способность к абстрактному мышлению. Для подросткового возраста характерно интенсивное развитие произвольной памяти, возрастание умения логически обрабатывать материал для запоминания. Внимание становится более организованным, все больше выступает его преднамеренный характер. Характерная особенность подросткового возраста - половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков – несколько позже. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения. Следует подчеркнуть такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что подростки откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле. Однако, если создаются труднопреодолимые и нестандартные ситуации, подростки занимаются внеклассной работой с удовольствием и длительное время. Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Подростки в этот период склонны к спорам и возражением, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их ребенок подвергается чужому влиянию, и в семьях наступает кризисная ситуация: «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому [34; 30-31]. В этом возрасте подросток весьма подражателен. Это может привести его к ошибочным и даже аморальным представлениям и поступкам. Мальчики-подростки склонны выбирать себе кумиров среди сильных, смелых и мужественных людей. Притягательными могут для них стать не только книжные пираты и разбойники, но и вполне реальные местные хулиганы. Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость становится жестокостью, независимость - подлостью, любовь к себе - насилием над другими. Девочки-подростки созревают физически раньше, чем мальчики, поэтому хотят общаться с мальчиками более старшего возраста. Огромное значение для организации позитивной воспитательной среды имеет понимание педагогом значения эмоционального контакта с подростками. С началом обучения в школе, и особенно в подростковом возрасте, для подростков в большей степени важен эмоциональный контакт со сверстниками, чем с родными и близкими людьми. Через развитие и расширение эмоциональных контактов идет расширение личных возможностей человека. Педагог должен знать, что мотивация учебной деятельности подростков иногда в большей степени определяется эмоциональными контактами и мотивами, чем деловыми мотивами. Для нормального эмоционального, развития школьника огромное значение имеют его отношения с педагогом. Особенно это важно для младших подростков. При открытой позиции педагог доступен подросткам как личность со своими радостями и заботами, что создает атмосферу принятия и понимания между взрослым и ребенком. Открытость педагога выполняет в обучении и воспитании младших подростков ряд существенных функций: информация, которую предлагает педагог учащимся для усвоения на уроке, во внеклассной работе, воспринимается ими как достоверная и убедительная; суждения педагога о жизни, образ его мыслей и поступков становятся созвучными учащимся; в общении с учащимися создается атмосфера искренности, доверительности, потребности делиться с педагогом своими мыслями, сокровенными желаниями и даже тайнами [30; 97-100]. Цыпнятова К. М. отмечает, что каждому возрасту как своеобразному и качественно специфическому периоду жизни человека соответствует определенный тип ведущей деятельности. По мнению А.Н. Леонтьева, ведущая деятельность - это такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностей личности ребенка на данной стадии его развития [11; 18]. По мнению В. В. Давыдова, учебная деятельность, хотя и характерна для всех школьных возрастов, но ведущей она является только в младшем возрасте. В подростковом возрасте заметно возрастает способность к продолжительной интенсивной работе. Но, в то же время, у младших подростков еще наблюдается склонность превращать серьезное дело в игру, также в данном возрасте наблюдается повышенная эмоциональность и резкие колебания настроения[12; 176]. В младшем подростковом возрасте ведущей деятельностью учащихся является учебная деятельность, в процессе которой у них формируются основы теоретического отношения к действительности, умение ориентироваться в теоретических формах отношения вещей и взаимодействии людей, в частности, умение оперировать отвлеченными понятиями. Кроме этого, у подростков, в процессе учебной и общественно полезной деятельности, формируется умение строить и регулировать общение в разных ее формах, умение оценивать и направлять свои действия с учетом позиции других людей. Таким образом, выделяют следующие психолого-педагогические особенности учащихся младшего подросткового возраста: уровни сформированности учебной деятельности у разных учащихся 10-11 лет могут быть чрезвычайно разнообразными; учебная деятельность занимает существенную часть в жизни подростков; младших подростков преобладает теоретическое мышление; учебная и игровая деятельность младших подростков очень близки и отличаются только своим мотивом; мнение товарищей для младших подростков гораздо более значимо, нежели мнение взрослого человека, (учителя); младшие подростки могут проявлять стремление к настоящим глубоким знаниям, которое обуславливается не только возрастными интересами, но и желанием повысить свою общественную значимость [13; 24]. Их начинают интересовать явление окружающего мира на более высоком уровне, осознание происходящего, чем ранее. Подростки начинают предпринимать попытки объяснения природных и социальных явлений, устанавливать причинно следственные связи. Не менее значительной психологической характеристикой данного возраста, возрастающей в потребность, является поиск сопричастности к миру. Подросток старается соотнести себя с миром, найти свое место в нем. Очень важно на этом возрастном этапе сформировать представление сопричастности человека к многочисленным процессам мира природного и социального. При этом отсутствие жизненного опыта, доверие к окружающей действительности, психологическая не зрелость, и в то же время желание действовать самостоятельно, «вырваться» из-под опеки взрослых делают подростков особенно уязвимыми к различным воздействиям негативного характера [1;345]. Таким образом, психолого-педагогическая характеристика младшего подросткового возраста, отражает в себе следующие возрастные особенности: развитие самосознания, возникновения интереса к своей собственной личности, появление чувства взрослости, подростки становятся восприимчивы к усвоению норм, ценностей и способов поведения, наступает половое созреванье организма, следует отметить и такие особенности как критичность мышления, избирательность внимания, память становится произвольной, значимо мнение товарищей, ведущая и игровая деятельность близко связаны друг с другом и отличаются лишь мотивом, появляется интерес к окружающему миру. 1.2. Особенности самооценки и межличностных отношений младших подростков в коллективе Самооценка представляет собой одну из наиболее популярных психологических категорий, используемую для описания особенностей личности человека на любом возрастном этапе. К настоящему времени в психологии накоплен значительный объем исследований самосознания и самооценки. В наиболее известных теориях личности самооценка представляет как сторона процессов сознания себя (У.Джеймс), как проявление Эго (3.Фрейд, Э. Эриксон, А. Фрейд), самости (К.Г. Юнг), творческого Я (А. Адлер), подлинного Я (Э. Фромм), как важнейшая составляющая Я-концепции [4; 92-100]. Столь обширная традиция обусловила то, что сегодня изучение самооценки является неотъемлемым компонентом личностной диагностики людей любого возраста. В психологии существует множество различных подходов к определению понятия самооценки, например, в трудах таких ученых как: Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А.Н. Леонтьева, И.И. Чесноковой самооценка понимается как сложный и многогранный компонент самосознания личности. Самооценка - это: устойчивое эмоциональное отношение, «имеющего выраженный предметный характер», который является результатом специфического обобщения эмоций»; представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и, оценивая себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков выражение их открыто или закрыто [15; 51]. В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В подростковом возрасте ведущим видом деятельности является интимно - личностное общение. В подростковом возрасте самооценка поднимается на качественно новую ступень, обогащается новым содержанием, приобретает новые функции. Самое важное: именно в этом возрасте подросток начинает осознавать себя как личность, обладающую определенными психологическими качествами, включенных в определенную систему социальных отношений. Знания подростка о себе приобретают обобщенный характер. Познавая себя в постоянном сравнении с другими людьми, он начинает активно выделяться и усваивать нормы и эталоны взаимоотношений. В сферу осознаваемого включаются все виды его деятельности и взаимоотношений с окружающими. Самосознание становится своеобразным «ядром» личности, оно концентрирует в себе, как в фокусе, основные изменения в развитии личности. Многие психологи отмечают, что самооценка является довольно поздним образованием и начало ее реального действия нередко датируется лишь в подростковом возрасте. Исследователи отмечают, что самооценка в этом возрасте носит: ситуативный характер, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость и многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в подростковом возрасте [15; 52-53]. С.Л. Рубинштейн, характеризуя процесс развития самосознания у подростков, проводит ее через ряд ступеней - от наивного неведения в отношении себя к все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценки. В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт - к характеру в целом. С этим связаны осознание - иногда преувеличенное - своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне. В содержании самооценки подростков превалируют основные черты характера - доброта, честность, справедливость. У подростков оценочные суждения, определяемые собственным идеалом, направленным на нахождение ответа на вопрос, каков он в глазах окружающих, на сколько он далек от них и на сколько близок к своему идеалу. Следует сказать, что самооценка связана с одной из центральных потребностей личности подростка - потребность в самоутверждении, которое определяется отношением ее действительных достижений, к тому на что человек претендует, какие цели перед собой ставит - уровню притязаний. Следовательно, функции самооценки и самоуважения психической жизни личности состоят в том, что они выступают внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека. В соответствии с привычным, целостным восприятием человека о единстве его чувств, ума и воли проявление самооценки могут быть представлены эмоциональными, познавательными и волевыми формами. Ведущим мотивом формирования самооценки подростков - выступает стремление утвердиться в коллективе сверстников, завоевать авторитет, уважение и чуткость товарищей. Знания, накопленные подростком о самом себе, а также его самооценка формирующаяся на основе таких знаний, позволяют сформировать «Я - концепцию» и составляет ядро личности. Я- концепция это более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений подростка о самом себе, на основе которой он строит взаимодействия с другими людьми, осуществляет регуляцию своего поведения и деятельности. При этом Я - концепция представляет набор описательных представлений о себе, а самооценка предполагает оценочный компонент. Под влиянием оценки окружающих у подростков постепенно складывается свое отношение к себе и самооценки своей личности, а также отдельных форм своей активности: общение, поведение, деятельность [3; 49-65]. При оптимальной, адекватной самооценке подросток правильно соотносит свои способности и возможности, довольно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, ставит перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому относятся другие люди: одноклассники, друзья или близкие. К оптимальной относятся самооценки «высокий уровень» и «выше среднего уровня», при высоком уровне самооценки подросток, заслуженно ценит и уважает себя, доволен собой, а при средней самооценке подросток, уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию и саморазвитию, но при этом самооценка может быть неоптимальной - чрезмерно завышенной или чрезмерно заниженной. Слишком высокая самооценка приводит к тому, что подросток переоценивает себя и свои возможности. В результате этого у него может возникнуть необоснованные претензии, зачастую неподдерживаемые окружающими. Знать самооценку подростка очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди как социальные существа, неизбежно включаются. Психологические исследования убедительно доказывают, что особенности самооценки влияют на эмоциональное состояние подростков и на степень удовлетворенности своим видом деятельности, и общением со сверстниками. Выделяют четыре основных источника оценочных суждений, способных оказывать значительное влияние на самооценку: семья; учебное заведение; референтная группа; интимно - личностное общение. Следует сказать, что самооценка подростков формируется в первую очередь в результате его активного взаимодействия с окружающей средой, в особенности с социумом. Еще одна значительная особенность самооценки подростков - это интериоризация социальных реакций для данного человека. Иными словами, подросток склонен оценивать себя так, как, по его мнению его оценивают другие. Следует также отметить, что подросток оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Он испытывает удовлетворение не от того, что он чего-то делает хорошо, а от того что он избрал определенное дело и именно делает его хорошо. Также следует отметить, то, что самооценка носит «субъективный характер». Иными словами, самооценка как важнейший компонент целостного самосознания личности, выступает необходимым условием гармонических отношений человека, как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие [8; 178]. Б.Г. Ананьев, отмечает, что источником развития самооценки является межличностные отношения. Проблема отношений в отечественной психологии разработана в трудах В.Н. Мясищева, который выделял два основных вида отношений: общественные и психологические. Общественные отношения - отношения между социальными группами или между индивидами как представителями социальных групп (идеологические, политические, социальные, экономические). Межличностные (по Мясищеву психологические отношения) - это отношения между людьми, входящими в общую для них группу, которые проявляются в характере и способах взаимовлияний в процессе совместной деятельности и общения. Дж. Морено, под межличностными отношениями понимаются субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемые людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения» [11; 8590]. Межличностные отношения подростка со сверстниками, возникающие стихийно или организуемые взрослыми, имеют отчетливо выраженные возрастные социально - психологические характеристики такие как: Фаза индивидуализации, характеризуется уточнением и развитием представлений о самом себе - формированием образа «Я». По сравнению с начальной школой у детей интенсивно развивается самосознание, расширяются контакты со сверстниками. Участие в работе различных общественных организаций, кружков по интересам, спортивных секций выводит подростка на орбиту широких социальных связей. Развитие ролевых отношений сочетается с интенсивным формированием личностных взаимоотношений, которые с этого времени приобретают особо важное значение. Взаимоотношения со сверстниками становятся более избирательными и стабильными. При сохранении высоко оценимых свойств «хорошего товарища» повышается роль нравственного компонента во взаимооценках. Морально-волевые характеристики партнера становятся важнейшим основанием предпочтений. Статус личности более всего связан с волевыми и интеллектуальными свойствами ученика. Высоко оцениваются сверстники, которых отличают готовность и умение быть хорошим товарищем. Доброта, как и в начальной школе, остается одним из ведущих оснований межличностного выбора [11; 90-95]. Подростки с неблагоприятным положением в классе фиксированы главным образом на взаимоотношениях со сверстниками. В случае угрозы их и без того неблагополучному положению в группе они аффективно реагируют на ситуацию и даже готовы вовсе разорвать отношения со сверстниками. Значимость эмоциональных связей в группах сверстников столь велика, что их нарушения, сопровождающиеся стойкими состояниями тревоги и психологического дискомфорта, могут оказаться причиной неврозов. Как популярные, так и непопулярные школьники отличаются по уровню социального развития личности. Первые демонстрируют более зрелые подходы к анализу конфликтов. Они анализируют ситуации достаточно объективно и рассматривают их даже несколько отстранённо. Восприятие событий у непопулярных ограничено рамками конкретной конфликтной ситуации. Они либо уходят от решения, либо, ориентируясь на сиюминутный результат, не задумываются о последствиях предпринятых ими действий. Обостренная потребность в индивидуализации личности в сочетании с максимализмом в оценках окружающих, которые тоже стремятся обрести и продемонстрировать свою индивидуальность, может осложнять процессы группового развития. «Индивидуализация рождает напряженную потребность, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого. Уровень развития коллективных отношений определяет специфику процессов индивидуализации. В классах, где взаимоотношения основаны на доверии, взаимопомощи, ответственности, проявления самобытности, независимо от статуса членов группы, встречают поддержку и способствуют интеграции личности в группе. Обогащенной оказывается не только личность, проявляющая творческую инициативу, смелость в отказе от отрицательных традиций, но и коллектив. Детский коллектив - это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения [49]. К основным признакам детского коллектива относят: наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постепенного движения вперед; систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность; систематическая практическая связь детского коллектива, как наличие положительных традиций и увлекательных перспектив; атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности; развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина, которая, по мнению А. С. Макаренко, укрепляет коллектив. В группах с низким уровнем коллективных отношений проявления индивидуальности пресекаются без учета их нравственного содержания. Необычность одноклассника воспринимается как нежелательный фактор и несет в себе угрозу для персонализации остальных. В классах с подобным типом межличностных отношений индивидуализация одного происходит за счет деиндивидуализации других. Каждый подросток психологически принадлежит к нескольким группам: семье, школьному классу, дружеским компаниям и т. и. Если цели и ценности групп не противоречат друг другу, формирование личности подростка проходит в однотипных социальных условиях. Противоречивость норм и ценностей различных групп ставит подростка в позицию выбора. Из множества сфер общения подростком выделяется референтная группа сверстников, с требованиями которой он считается и на мнение которой ориентируется в значимых для себя ситуациях. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по своей сути является коллективно - групповым. Во-первых, общение сверстников очень важный канал информации; по нему подростки узнают многие необходимые им вещи, которые им по тем или иным причинам не сообщают взрослые, например, подавляющую часть информации о вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать его психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер. При сходстве внешних контуров социального поведения глубинные мотивы, скрывающиеся за юношеской потребностью в аффиляции, индивидуальны и многообразны. Один ищет в обществе сверстников подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности. Другому важно чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой. Третий черпает недостающую информацию и коммуникативные навыки. Четвертый удовлетворяет потребность властвовать, командовать другими. Большей частью эти мотивы и переплетения не осознаются. Одна из главных тенденций переходного возраста - переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по самой сути является коллективногрупповым. Во-первых, общение со сверстниками очень важный специфический канал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой. В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение. Психология общения в подростковом возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и аффилиации, т.е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность. Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших. Однако оно действует и в отношениях со сверстниками. Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства. В переходном возрасте меняются представления о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их как некое физическое состояние («нет никого вокруг»), подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность. Однако кроме спокойного, умиротворенного уединения существует мучительное и напряженное одиночество - тоска, субъективное состояние духовной и душевной изоляции, непонятости, чувство неудовлетворенной потребности в общении, человеческой близости. Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значительности. Напряженная потребность в общении и аффилиации превращается у многих ребят в непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но часа пробыть вне своей, а если своей нет - какой угодно компании. Особенно сильна такая потребность у мальчиков. Типичная черта подростковых и юношеских групп -чрезвычайно высокая конформность. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритически относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров. Неокрепшее, диффузное «Я» нуждается в сильном «Мы», которое, в свою очередь, утверждается в противоположность каким - то «Они». Причем все это должно быть грубо и зримо. Страстное желание быть «как все» (а «все» - это исключительно «свои») распространяется и на одежду, и на эстетические вкусы, и на стиль поведения. Такое противоречие - когда индивидуальность утверждается через единообразие - может тревожить юношей. Межличностные отношения подростков на протяжении всего периода их пребывания в школе развиваются и совершенствуются. В подростковом возрасте у подростков складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна - со взрослыми, другая - со сверстниками. Выполняя одну и ту же социальную роль эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и регулирующих их нормам [28; 70-76]. Вхождение подростка в коллектив сверстников побуждает его к инициативной перестройке взаимоотношений с окружающими людьми. Он сам начинает предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым, сопротивляется и протестует против общения с ними. Подросток требует расширение своих прав, соответственно подчеркивая его обязанности. Как реакция на недопонимание со стороны взрослого человека, у подростка не редко возникают разного рода протесты, неподчинения, непослушания, которые в крайней форме проявляются в виде негативизма. Однако фактическое сохранение у подростков в их психологии и поведении чисто детских черт, в частности недостаточно серьезного отношения к своим обязанностям, а также отсутствие у них способности действовать ответственно и самостоятельно нередко препятствуют быстрому изменению отношения подростка к взрослому. И, тем не менее, промедление со стороны взрослого в ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: