VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Психолого-педагогическая деятельность по развитию лидерских качеств у подростков в досуговом центре

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004866
Тема: Психолого-педагогическая деятельность по развитию лидерских качеств у подростков в досуговом центре
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГОУ)



Факультет психологии

Кафедра общей и педагогической психологии



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА



на тему: «Психолого-педагогическая деятельность по развитию лидерских качеств у подростков в досуговом центре»

Киселевой Катерины Викторовны





По направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»

Профиль подготовки – «Психология и социальная педагогика»







Руководитель ВКР				                                        Густова Е.А.,

кандидат психол.наук, доцент кафедры

                                                общей и педагогической психологии

______________________________

(подпись, дата)







Москва

2017



Содержание



Введение……………………………………………………………………………

Глава 1. Развития лидерских качеств у подростков как психолого-педагогическая проблема……………………………………………..…………

1.1 Понятие лидерства в исследованиях отечественных и зарубежных ученых………………………………………………………………………………

1.2 Особенности межличностных отношений и проявление лидерских качеств в подростковом возрасте………………………………………………….

1.3 Специфика психолого-педагогической деятельности по развитию лидерских качеств у подростков…………………………………………………. 

Глава 2. Экспериментальное исследование психолого-педагогической деятельности по развитию лидерских качеств подростков............................

2.1 Организация и ход исследования……………………………………………..

2.2 Анализ результатов исследования лидерских качеств в группе детей подросткового возраста……………………………………………………………

2.3 Программа психолого-педагогической коррекции, направленная на развитие лидерских качеств подростков………………….…………………..….

2.4 Анализ результативности программы по развитию лидерских качеств подростков……………………………………………………………………...…..

Выводы……………………………………………………………………………..

Заключение...............................................................................................................

Литература…………………………………………………………………………

Приложения………………………………………………………………………..













Введение



Актуальность. Современные условия интенсивного жизненного ритма и жесткой конкуренции диктуют подростку необходимость в знаниях и умениях, с помощью которых он сможет не только заявлять свою жизненную позицию, но и активно реализовывать и отстаивать её. Наличие лидерских качеств у подростка позволяет ему уверенно себя чувствовать в обществе, гармонично расти и развиваться, смело ставить перед собой цели и достигать их. Устойчивая сформированность лидерских качеств положительно влияет на сплоченность в коллективе, характер взаимодействия и эмоциональную окраску взаимоотношений между подростками, степень согласованности формальных и неформальных структур в группе, а так же создает возможности разрешения и предупреждения конфликтов в коллективе. Современное общество нуждается в социально активных, грамотных, творческих, думающих, умеющих принимать на себя ответственность гражданах, в лидерах. Лидерство - это многоплановое, многоаспектное явление, средство самовыражения и самоопределения личности. Лидерство это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью. От того, насколько легко подросток будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, насколько правильно будут сформированы его лидерские качества, зависит его учебная и рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность. Помимо этого, формируется понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности.

Феномен лидерства и проблему развития лидерских качеств у подростков изучали такие ученые как Г.М. Андреева, Е.В. Андриенко, И.П. Волков, А.В. Запорожец, В.И. Зацепин, Д. Гоулман, А.В. Карпов, Р.Л. Кричевский, Д. Лори, А.Н. Лутошкин, Б.Д. Парыгин, В.В. Петровский, Дж. Пикен, М.С. Полянский, М.В. Удальцова, Л.И. Уманский, Р. Хейфетц, А.Г. Шмелев и др.

Аспекты роли детских общественных объединений и досуговых центров в вопросе развития подросткового лидерства рассматривались в исследованиях А.В. Волохова, А.Г. Кирпичник, Н.М. Костиной, Н.К. Крупской, М.Е. Кульпединовой, А.С. Макаренко, Д.Н. Лебедева, Э.А. Мальцевой, В.Б. Сбитневой, М.И. Рожкова, Т.В. Трухачевой, И.И. Фришман и др.

К сожалению, у большинства подростков лидерские качества не сформированы совсем или развиты недостаточного для того, чтобы успешно представлять свою жизненную позицию в обществе. Актуальность темы лидерства обусловила необходимость разработки программы по развитию таких личностных качеств подростков, которые будут способствовать реализации их лидерского потенциала.

Объект исследования – особенности личности подростка.

Предмет исследования – психолого-педагогическая деятельность по развитию лидерских качеств у подростков.

Целью исследования является организация и осуществление психолого-педагогической деятельности по развитию лидерских качеств у подростков.

Гипотеза исследования – развитие лидерских качеств у детей подросткового возраста будет эффективным, если:

- организованы благоприятные и комфортные условия для реализации лидерских качеств у детей;

- при раскрытии и развитии лидерских качеств соблюдается индивидуальный подход с учетом личностных и возрастных особенностей детей;

- разработана и применена программа по развитию личностных качеств лидера, направленная на подготовку учащихся к самостоятельной жизни; на воспитание социально активной личности, способной адаптироваться в современном мире.

Исходя из поставленной цели исследования, объекта, предмета и гипотезы, были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить социально-педагогическую и психологическую литературу по проблеме развития лидерских качеств личности.

2. Исследовать проявление лидерских качеств в группе детей подросткового возраста. 

3. Разработать и апробировать программу психолого-педагогической коррекции, направленную на развитие лидерских качеств у подростков. 

4. Оценить результативность программы по развитию лидерских качеств у подростков.

5. Исходя из результатов исследования, составить обобщенную психологическую характеристику подростков, проявляющих лидерские качества.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

- деятельностный подход к развитию личности А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна;

- гуманистические идеи воспитания ребенка А.С.Макаренко, Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого;

- концепция педагогического стимулирования лидерства А.Л. Уманского.

Для реализации поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы: теоретический анализ социально-педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, тестирование, констатирующий и формирующий эксперименты, количественный и качественный анализ результатов исследования.

В психодиагностический комплекс вошли: подростковый вариант многофакторного опросника Р. Кеттела, методика «Коммуникативные и организаторские способности (КОС)» В.В. Синявского и В.А. Федоришина.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная в рамках исследования программа психолого-педагогической коррекции, направленная на развитие лидерских качеств подростков, может быть внедрена в воспитательный процесс досугового центра, а материалы работы будут полезны педагогам, психологам и студентам.

База исследования. Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Центр досуга и спорта «Новогиреево». В исследовании участвовало 40 подростков в возрасте от 14 до 17 лет.

Структура работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. 





































Глава 1. Развитие лидерских качеств у подростков как психолого-педагогическая проблема



1.1 Понятие лидерства в исследованиях отечественных и зарубежных ученых



Социально-экономические изменения, произошедшие в российском обществе в конце ХХ века, оказали влияние на развитие исследований в отечественной психологии лидерства. 

В последние годы  исследования феномена лидерства обрели следующие черты.

1. Увеличение количества работ по данной проблеме. Наиболее интенсивно стали развиваться исследования лидерства в области политической психологии (И.Г. Дубов, А.Я. Гозман, Е.Б. Шестопал и др.). 

2. Появление различных отраслей в психологии лидерства: организационное лидерство, политичное, спортивное, семейное, учебное. Изучение организационного лидерства было продолжено в рамках социальной психологии управления (К.К. Платонов, А.Л. Журавлев и др.), психологии менеджмента (Г.С. Никифоров и др.).

3. Переход к серьезному анализу от жесткой критики достижений современной науки.

4. Пересмотр понимания лидерства, а также появления новых терминов, которые с ним связаны (М.С. Полянский).

5. Разработка возрастного аспекта лидерства (Е.М. Дубовская и др.).

6. Появление новых теорий и концепций. Появление гендерных исследований в области психологии лидерства (Т.В. Бендас, Н.В. Ходырева и др.).

7. Культуральный подход к лидерству (Л.А. Лебедева, Г.С. Никифоров и др.).

8. Междисциплинарность в разработке проблемы.[Малая группа: структура, отношения, лидерство / С.А. Багрецов и др. – Тверь:Триада, 2012. – 317 с.]

Вместе с психологами этой проблемой активно занимаются педагоги и социологи.

В отечественной психологии среди концепций лидерства наиболее известны три: Г.С. Никифорова, Р.Л. Кричевского и В.И. Румянцевой.

В.И. Румянцевой была сформулирована структурно-функциональная концепция лидерства в спорте. Суть концепции заключается в том, что устойчивая система отношений, отражающая неравные статусы спортсменов и их вклад в совместную деятельность, выявляет не только особенности сложившихся межличностных отношений спортсменов, но и их отношения в моральной и психологической зависимости по отношению друг к другу, т.е. структуру лидерства. Структура лидерства в спортивных группах формируется в пространственно-временных характеристиках, которые отражают развитие спортивной команды, как группы. Существует структура инструментального и экспрессивного лидерства, каждая из которых состоит из двух контуров: вертикального и горизонтального. Вертикальный контур (срез) отражает неравные статусы формальных и неформальных лидеров, горизонтальный контур (срез) отражает статусы лидеров, имеющих одинаковые позиции в спортивной группе. Полнота структуры инструментального и экспрессивного лидерства в спортивной группе определяется уровнем ее развития, стажем существования команды, возрастом, спортивной квалификацией спортсменов и др. Функции лидерства в спорте отражают зависимость между спортивными целями и спортивной командой как субъектом спортивной деятельности.  [Макарова, Л.С. Психологическая характеристика типов лидерства в спортивной команде / Л.С. Макарова, Е.В. Пуликова, А.А. Сергеев // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики : сб. докладов V-й Международной научной заочной конференции (Липецк, 18 декабря 2010 г.). В 2-х ч. Ч. II. Психологические науки / под ред. А.В. Горбенко, С.В. Довженко. – Липецк : Гравис, 2011. – Ч. 2. – С. 50–51.].

Р.Л. Кричевский разработал концепцию ценностного обмена, в которой исходит из представления об идентификации как механизме влияния лидера на других членов группы. Согласно данной концепции, лидер - это тот, в ком в наиболее полном виде сочетаются такие качества, которые значимы для групповой деятельности. В качестве главного механизма  межличностного взаимодействия рассматривается процесс ценностного обмена, реализуемый в условиях малой группы. Ценность понимается Р.Л. Кричевским как «материальный или нематериальный предмет, представляющий значимость для человека, т.е. способный удовлетворить его потребности и отвечать интересам». [Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. —— М.: Аспект Пресс, 2001.— 318 с.] Благодаря многообразию форм совместной деятельности в малой группе ценности могут выступать в качестве каких-либо значимых характеристик членов группы, которые реализуются в ходе решения проблем и задач с пользой для отдельных участников и группы в целом. Содержание процесса ценностного обмена состоит в обоюдном удовлетворении участниками потребностей друг друга путем взаимного обмена ценностями.

Ценностный вклад отдельного человека определяется как любые полезные действия, приносящие пользу и удовлетворение, как отдельным субъектам, так и группе в целом. Соответственно, чем выше ценностный клад индивида в жизнедеятельность группы, тем большее влияние он оказывает на остальных и тем выше его социальный статус внутри группы.

В результате лидером становится такой член группы, который идентифицируется с максимально полным набором групповых ценностей. Большой ценностный вклад и решение лидером значимых для группы задач обеспечивает ему большое влияние на группу, которая идентифицирует себя с ним и воспринимает его как образец. [Кричевский Р. Л. Динамика группового лидерства // Вопросы психологии. 1980. № 2.С. 64-74.].

Г.С. Никифоров свою концепцию психологического обеспечения профессиональной деятельности предложил применять по отношению к менеджерам, относя их к представителям специфической профессии (лидер производства). Эта концепция выделяет этапы профессиональной деятельности:

- отбор менеджеров;

- психологическая подготовка к профессии;

- социально-психологическая адаптация к ней;

- диагностика и оценка менеджеров;

- «выход» из профессии и адаптация к новым жизненным условиям.

Данная концепция направлена на повышение эффективности управления организацией, групповой и индивидуальной деятельностью путем формирования личности будущего профессионала с начала выбора профессии. Важно учитывать при этом возрастные особенности личности человека и специфику выбранной профессиональной деятельности. Основываясь на данной теории, можно «воспитать» именно профессиональных лидеров, которые будут принимать решения и устранять проблемы в рамках выбранной специализации. [Становление концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности (совместно с Шингаевым С.М.) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16: Психология. Педагогика. 2013. №4. С. 15-24]. 

Традиционными для психологии стали исследования стилей лидерства, начало которых приходится на конец 30-х годов XX века в США,  под руководством К. Левина. Он выявил три возможных стиля руководства: авторитарный, демократический, попустительский. 

Авторитарный стиль руководства отличается тем, что лидер (руководитель) полностью управляет и контролирует деятельность подчиненной ему группы. Все решения принимаются единолично, присутствует жесткая дисциплина. Руководитель самостоятельно определяет цели и задачи группы, четко распределяет обязанности между подчиненными. Данный стиль руководства требует неукоснительного подчинения от группы, что приводит к большой зависимости членов групповой деятельности от лидера.

Демократический стиль более гуманный по сравнению с авторитарным. Он предполагает частичное делегирование полномочий в принятии решений по реализации задач группы, что приводит к распределению ответственности между участниками групповой деятельности. Руководитель, который предпочитает демократический стиль управления, всегда выясняет мнение своего коллектива по производственным вопросам, принимая коллегиальные решения. Он нацелен на вежливое и эффективное общение между членами группы, стимулирует благоприятный психологический климат. Все же, при данном стиле руководства присутствует контроль над действиями членов группы. Так же руководитель оставляет за собой право самостоятельно принимать важные и сложные решения относительно дальнейшего развития коллектива и организации.

Попустительский стиль руководства характеризуется тем, что лидер полностью перекладывает свои полномочия по управлению и организации деятельности группы на ее участников. Он становится формальным руководителем, не принимает никаких решений относительно взаимодействия в коллективе и решения задач, стоящих перед группой. Весь процесс организации совместной деятельности определяют участники группы. Однако без должного лидерского вмешательства группа может потерять заданное направление движения, и все действия окажутся малоэффективными. [Щегорцов В. Стиль управления определяется конкретной ситуацией в организации/ В. Щегорцев // Служба кадров и персонал. - 2008. - N. 3. - С.36-39 ]

В отечественной психологии некоторые направления в психологии лидерства можно считать наиболее перспективными (культурные, гендерный и возрастной аспекты лидерства), а также актуальным является изучение «деструктивного, девиантного лидерства».

За рубежом феномен лидерства изучается в рамках различных школ и направлений. Рассмотрим некоторые их них.

Согласно точке зрения, предлагаемой теорией черт (М. Вебер, Е. Богардус), лидерство обусловлено схожими психологическими качествами лидеров, наличие которых определяет человека на роль лидера. Представители теории полагали, что существует определенный набор врожденных качеств человека, имеющих главное значение в становлении лидера, определении лидерского влияния и его эффективности. Основная суть заключалась в позиции «лидерами рождаются, а не становятся». [ Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. — Екатеринбург: Деловая книга, 2001. — 496 с., С.102].

В рамках теории лидерства как функции группы (Дж. Хоманс) лидером становится человек, который способен реализовать групповые цели и удовлетворить ее потребности. Важными элементами в конкретной ситуации являются интересы, потребности и ожидания членов группы. Для удержания лидерской позиции индивиду необходимо прислушиваться к мнению участников групповой деятельности. Но это предполагает, что при необходимости лидером может стать любой участник группы.  [Homans G.TheHumanGroup. N.Y., 1950 или Проблема лидерства и руководства: теоретический аспект // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2013. № 74. Т.2. С.67-69.].

Бихевиористы (Р. Лайкерт, Р. Блейк) рассматривали лидерство с точки зрения двух оснований – успешности групповой деятельности и взаимодействия между людьми как самоценного процесса. Данный подход интересен созданными типологиями лидерства, своей практической ориентацией и разработкой различных методик и технологий по подготовке лидеров.  К. Левин представил свою типологию: три стиля руководства уже к 1944 году. Со временем исследователи пришли к выводу, что в разных ситуациях актуальны разные типологии и модели лидерства, и невозможно среди них выделить одну универсальную. [Кретов, Б.И. Типология лидерства / Б.И. Кретов //Социально-гуманистические знания. – 2010. – № 3. – С. 73–78.].

В рамках другого направления лидерство разрабатывалось как функция ситуации (Р. Бейлс, Т. Ньюком и др.). Эти исследователи основывались на том факте, что один и тот же человек в одних ситуациях может быть лидером, а в других может не являться им. В данной теории рассматривались факторы, влияющие на статус лидерства в довольно широком ключе. То есть лидерство рассматривалось как продукт конкретной ситуации. Статус лидера является ролевой функцией, которой человек обладает в одних обстоятельствах взаимодействия, а в других нет. При этом Р. Бейлс, а затем и Ф. Фидлер [Фидлер Ф. Э. Теория эффективности лидерства. N.Y., 1967.] предлагают типологию двух типов лидерства: эмоциональный (регулирует межличностные отношения в группе) и инструментальный (ориентирован на достижение группой конкретных целей). Помимо этого, они утверждают, что наличие в действующей группе обоих видов лидеров необходимо.   [Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В двух томах.Том 2].

Все подходы к изучению лидерства в зарубежной психологии можно разделить на три части: традиционные подходы, концепции ситуационного лидерства и новые теории лидерства.

В рамках традиционного подхода исследователи стремились выявить качества, исторически отличающие «великих людей» от масс. Данный подход основан на том, что лидерами рождаются, а не становятся. В этой теории наиболее известны исследования Р. Стогдилла, У. Бенниса и Э. Гизелли. Исследователи считали, что у лидеров есть определенный набор неменяющихся врожденных личностных качеств, отличающих их от остальных людей. [Бендас,Т.В. Гендерные исследования лидерства// Вопросы психологии//№1-2004.120-123с.]. 

Данный подход, изучающий лидерские качества, является довольно интересным, но перечень качеств лидера оказался бесконечным, что сделало невозможным создание «единственно верного» образа лидера. Однако данная теория стала толчком к возникновению и развитию других концепций лидерства. Так появилась основа для теории поведения. Данная концепция предоставляет возможность подготовки лидера по специально разработанным программам. К наиболее известным концепциям данного направления относятся: 

- три стиля руководства К. Левина: авторитарный, демократический, попустительский; 

- управленческая сетка (Блейк и Моутон): независимо от ситуации наиболее эффективным является тот стиль управления, где достигаются высокие результаты, а сотрудники заинтересованы в работе и направлены на совместную цель; 

- концепция вознаграждения и наказания: вознаграждение за выполненную работу приводит к увеличению усилий работника и повышению удовлетворения от работы. Наказание за неадекватный уровень выполнения работы по-разному влияет на усилия и на удовлетворение от работы. Наказание без учета уровня выполнения работы чаще всего отрицательно отражается на качестве работы и удовлетворенности.  .[Зуб А.Т., Смирнов С.Г. Лидерство в менеджменте.М.: Воскресенье, ЗАО «Принт-Ателье», 1999. - 216с.].

Анализ поведенческих теорий привел к выводу, что каждая теория пытается выявить общие аспекты поведения лидера. Полученные результаты исследований послужили основой для разработки программ по подготовке лидеров. Но в ходе разработок программ никто не смог выявить связь между эффективностью лидера и его основными поведенческими чертами и эффективностью производства и удовлетворением от выполненной работы.

Неудачи, с которыми столкнулись поведенческие теории, побудили ученых к разработке новых подходов к изучению феномена лидерства. Они обратились к ситуационному подходу.

Основной идеей ситуационного подхода является предположение о том, что поведение лидера должно быть разным в различных ситуациях. К наиболее известным концепциям в рамках ситуационного подхода относятся:

- модель ситуационного лидерства Фидлера: лидеры, ориентированные на отношения или поучение. Ситуационными факторами выступают: отношения «лидер - последователь»; структурированность работы и властная позиция лидера в организации. Подчиненные предпочитают различные стили лидерства в зависимости от задания, отношений с лидером и структуры власти. Работа строится с учетом выбранного стиля руководства. Эффективность лидера определяется взаимодействием внешних и личностных факторов;

- модель «траектория – цель» Хауза: ценятся лидеры, способные повысить результативность коллектива путем применения правильных стимулов. Ситуационные факторы: характеристики последователей и организационные факторы. Так же у подчиненных присутствуют различные потребности, которые необходимо удовлетворить с помощью лидера. Эффективными считаются те лидеры, которые подсказывают подчиненным наиболее подходящую линию поведения;

- модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда: авторы считают, что лидер должен уметь адаптировать свой стиль руководства с учетом целей и задач, а так же отношений с подчиненными. Ситуационными факторами являются: степень зрелости и осознанности коллектива в работе и их психологическая зрелость. Важна готовность подчиненных взять на себя ответственность и их способности влиять на применяемый стиль лидерства. Эффективные лидеры способны менять стиль руководства, поддержки и делегирования с учетом степени зрелости коллектива. [Зубанова, Л.Б. Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала / Л.Б. Зубанова // Педагогическая наука и образование. – 2014. – № 2. – С. 53–57.]

Ситуационные модели подхода имеют множество различий в рассматриваемых ими качествах лидера, критериях, по которым определяется эффективность лидера, набору ситуационных факторов и определению взаимосвязи стиля руководства и реакции коллектива. Однако все модели делают акцент на воздействие внешних факторов и дополняют друг друга в общем понимании феномена лидерства.

С развитием исследований в области лидерства ученые поняли, что не всегда удается опираться на изменчивость управленческого эффекта и легкое определение качеств личности лидера. Это подтолкнуло их к созданию новых теорий и концепций. А именно:

1. Атрибутивный подход к лидерству опирается на теорию атрибуции, т.е. причинно - следственные связи. Он предполагает, что знание причин возникновения проблемной ситуации усиливает способность лидера предсказать реакцию коллектива, а так же способность нахождения связей между тем, что произошло и тем, что люди считают причиной произошедшего. Лидер выполняет роль информационного агента, который ведет поиск и анализ информации с целью ответа на вопрос – почему то или иное происходит?

2. В концепции харизматического лидерства рассматривается харизма лидера. Харизматическим считается лидер, который в силу собственных личностных качеств может оказывать глубокое воздействие на своих последователей. В рамках концепции выделяют черты харизматического лидера: моделирование роли, создание образа, упрощение целей, возникновение доверия у коллектива.

3. В концепции преобразующего лидерства понятие «реформаторского» или «преобразующего» лидерства имеет много общих черт с харизматическим лидером. Лидер-реформатор является преобразователем, он способен проявлять творчество, он ведет свой коллектив от результата к результату, мотивирует людей на труд. Главным фактором является умение «влиться в коллектив», то есть стать с группой единым целым. 

Все три концепции имеют иной подход, в отличие от традиционного и ситуационного. Они уделяют больше внимания внутренним качествам лидера, его способностям через свой внутренний мир оказывать влияние на людей.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что феномен лидерства изучался учеными с множества сторон. В отечественной психологии наиболее известны три теории: Г.С. Некифирова (концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности), Румянцевой (структурно-функциональная концепция лидерства в спорте) и Р.Л. Кричевского (концепция ценностного обмена). 

За рубежом исследования лидерства находили свое отражение в рамках различных подходах к изучению данного феномена. Наиболее известные их них: 

1. Традиционный подход (стили лидерства Левина, управленческая сетка Блейка и Моутона, вознаграждение и наказание). Анализ поведенческих теорий, на которые опирался традиционный подход, привел к выводу, что каждая теория пытается выявить общие аспекты поведения лидера. Но в ходе исследований не выявлено связи между эффективностью лидера и его основными поведенческими чертами, и эффективностью производства и удовлетворением от выполненной работы.

2. Подходы, основанные на ситуационности лидерства, объясняют эффективность лидерства через воздействие внешних факторов, при этом, не принимая во внимание лидера как личность. 

3. Новые концепции делают акцент на личности лидера, акцентируют внимание на способности лидера находить новые решения проблемы и, используя свою харизму, вдохновить последователей и вызвать у них энтузиазм к осуществлению действий по достижению цели.

Наиболее универсальными являются новые теории, так как они объединяют в себе ситуационные и традиционные концепции. Однако значение традиционных и ситуационных теорий недооценивать нельзя, так как именно они послужили основой для разработки новых концепций лидерства.



1.2 Особенности межличностных отношений и проявление лидерских качеств в подростковом возрасте



Подростковый возраст выступает одним из переломных на пути к биологической зрелости организма, что обусловлено развертыванием процесса полового созревания, морфологической и физиологической перестройкой организма.

Основными физическими особенностями подростка выступают:

- ускорение роста, приводящее к временной потере координации, неуклюжести, нескладности, неумению владеть своим телом;

- увеличение мышечной массы и мышечной силы при низкой способности к длительным физическим нагрузкам и концентрации, быстрой утомляемости, что требует строгого дозирования нагрузки;

- диспропорция сердечнососудистой системы, обусловленная тем, что увеличение размера сердца идет более быстрыми темпами, чем рост соответствующих сосудов, что приводит к ряду функциональных нарушений: учащенному сердцебиению, повышению артериального давления, головным болям, головокружению, повышенной утомляемости, потемнению в глазах при резких движениях и пр.;

- перестройка эндокринной и нервной систем, в рамках которой увеличение секреции половых и иных внутренних желез приводит к преобладанию процессов возбуждения над процессами торможения, что приводит к раздражительности, вспыльчивости, неуравновешенности подростков. [Волков, Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков. – 5-е изд. – СПб. : Питер, 2010. – 240 с.].

Половое созревание обусловливает психологические особенности возраста: повышенная возбудимость и неустойчивость нервной системы, завышенные притязания, переходящие в наглость, переоценка возможностей, самоуверенность и др. Это влияет и на особенности самоутверждения личности в этом возрасте.

Согласно возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, к подростковому возрасту относится период развития от 11-12 до 15 лет.[Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М. : Педагогика, 2013. – 450 с.].  

Подростковый возраст имеет три стадии:

- 1-я стадия – младший подростковый возраст (докритический возраста) – период от 11 до 13 лет; 

- 2-я стадия – средний подростковый возраст (критический возраст) – период от 13 до 15 лет;

- 3-я стадия – старший подростковый возраст (посткритический возраст) – период от 15 до 17 лет. [Фельдштейн, Д.И. Трудный подросток : некоторые психологические вопросы формирования личности детей подросткового возраста / Д.И. Фельдштейн. – 2-е изд. – М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2011. – 208 с.].

В 17 лет старший подростковый возраст онтогенетически закономерно переходит в юношеский возраст.

Новообразованиями подросткового возраста выступают: 

- развитое логическое мышление; 

- развитие самосознания и чувства взрослости; 

- адекватная самооценка;

- личностная рефлексия;

- стремление к самосовершенствованию.

Основным новообразованием является «чувство взрослости», качественно меняющееся на протяжении всего подросткового возраста. Подростку свойственны антагонистические стремления:

- устремление к эмансипации (во всех сферах жизни) и абсолютное подчинение группе, которой он относится (референтная группа);

- с одной стороны обособленность и индивидуализация, с другой стороны – стремление следовать общепринятой моде. [Хухлаева, О.В. Психология подростка / О.В. Хухлаева. – 2-е изд., испр. – М. : Академия, 2015. – 158 с.].

Противоречия существуют не только во внутренней позиции, но и в отношении окружающих к подростку (то необходимо подчинение, как от маленького, то нужна самостоятельность взрослого). Этот этап развития имеет большое значение для индивидуализации, поэтому временами называется «вторым рождением личности», т.к. активный рост самосознания, свойственный подростку, является поворотным в формировании личности. Чувство взрослости имеет неглубокий характер, об объективной самооценке можно говорить к концу подросткового периода. Для подростка казаться взрослым и быть взрослым – одно и то же. Подростки, чтобы выглядеть взрослыми, часто используют внешние атрибуты: броский макияж, развязное поведение, курение и пр.

Каждый возрастной этап развития личности характеризуется особым положением индивида в общественной системе отношений. Подростковый возраст «начинается» с существенного изменения социальной ситуации развития и общественных условий формирования личности ребенка на этом этапе. 

Социальная ситуация развития в подростковом возрасте уже имеет все основные параметры социального развития, присущие взрослым людям. В психологии подростковый период называют переходным, трудным, критическим возрастом во многом из-за существенного усложнения социальных отношений подростков. В переходном возрасте социальная ситуация развития личности существенно меняется в сторону увеличения, усложнения и структуризации социальных связей. 

Отношения с родителями – это общение пропитано проблемами: недооценка ребенка, неправильные представления о его переживаниях, либо мотивах различных поступков, гиперопека, пренебрежение чувством взрослости. Родители  не понимают того, что учебная деятельность больше не является ведущей, а ведущим выступает общение с ровесниками – все это может стать причинами возникновения психологического барьера между ребенком и родителями. Взрослые зачастую замечают в подростке только отрицательные стороны: непослушание, скрытность, и не видят положительного – развития способности к эмпатии в отношении с родителями, стремления разделить их горе и радость. Взрослые в лучшем случае склонны сами проявить сочувствие или сопереживание, но абсолютно не готовы к принятию подобного отношения со стороны подростка – для этого нужно быть с подростком «на равных». Но при этом взрослые много требуют и часто высказывают мнение о том, что сам подросток уже самостоятелен, что вызывает противоречия в подростковых представлениях о степени своей взрослости, а также его притязаниях на новые права. Именно данное противостояние выступает источником трудностей и конфликтов, возникающих в отношениях между взрослым и подростком из-за несогласованности их представлений о характере прав и меры подростковой самостоятельности.

Одной из особенностей подростков является переход от восприятия  важности оценок взрослых на личную самооценку. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности  самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с взрослыми, и в первую очередь, со сверстниками.

Основной тенденцией подросткового возраста является изменение взаимоотношений с родителями, учителями, вообще с взрослыми на относительно равные по положению друг к другу. 

Самоутверждение выступает ведущей потребностью периода. Школа, как место получения знаний, утрачивает свою значимость для подростка, однако сохраняет свое з.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.