VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Деятельность Школы командиров и комиссаров как эффективное средство развития лидерских качеств бойца студенческого отряда

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011669
Тема: Деятельность Школы командиров и комиссаров как эффективное средство развития лидерских качеств бойца студенческого отряда
Содержание
Введение 

Студент как личность развивается в сложной системе человеческих отношений, причем направленность и характер его развития зависят от того, какое положение молодой человек занимает в различных видах отношений, какова его внутренняя позиция. У тех, кто всегда находится на виду у окружающих, кто играет роль лидера в системе человеческих отношений, развиваются одни качества личности, а у тех, кто всегда в тени, незаметен и пассивен, - другие качества. В формировании и развитии лидерских качеств у студентов в системе высшего образования особое значение имеет Штаб Студенческих отрядов Северо-Восточного федерального университета имени М.К.Аммосова (СО СВФУ). 

Студенческие отряды – это отличная возможность для студентов получить новые знания, навыки, раскрыть свои таланты и способности. Это этап к совершенству, как самого студента, так и всего государства в целом. Бойцы студенческого отряда обладают основными качествами, необходимыми современному обществу, а именно: коллективизм, работоспособность, профессионализм, инициативность, предприимчивость, самостоятельность, жизненный оптимизм. Студенческие отряды не только проявляют помощь временному и постоянному трудоустройству студентов и выпускников учебных заведений, привлекают студентов к участию в трудовой деятельности, но и дают возможность «примерить» участникам студотрядовского движения разные социальные и профессиональные роли и статусы, что в особенности немаловажно для будущих специалистов. Здесь на практике проверяются знания будущих специалистов, укрепляется характер, организованность, активность и дисциплина труда, воспитывается дружеская и деловая взаимопомощь в работе. 

Студенческие отряды – это практическая школа будущего лидера, обеспечивающая подготовку студентов к социально-экономическим отношениям на рынке труда [1]. Студенческие отряды считаются «школой жизни» для будущих специалистов и лидеров, получивших драгоценный опыт организаторской и управленческой деятельности, будучи ещё на студенческой скамье. Человек сохраняет целостность своей личности, становится наиболее самостоятельным. Школа студенческих отрядов вырастила большое количество лидеров государственных структур, крупных производственных и торговых компаний. Кто, как не отряды, заряжает молодого человека патриотизмом и любовью к своей стране с юных лет.

В ряды студенческих отрядов вступают, как правило, самостоятельные молодые люди, умеющие брать на себя ответственность и принимать решения. В период работы они проявляют свои способности или напротив показывают свою несостоятельность по ряду личностных и профессиональных параметров. По итогам работы в трудовом семестре участник студенческих отрядов имеет возможность карьерного роста в рамках молодежного движения. По решению собрания бойцов студенческих отрядов, отличившиеся лидерскими качествами и организаторскими способностями студенты становятся командирами линейных студенческих отрядов различного профиля. На этом их рост не останавливается: наиболее сильные и компетентные командиры линейных студенческих отрядов продвигаются по карьерной лестнице молодежного движения и становятся кураторами целых направлений деятельности студенческих отрядов в университетах и регионах.  Студенческие отряды – своеобразный фильтр организаторских и управленческих кадров.

Актуальность и постановка проблемы исследования

В настоящее время особо актуализируется проектирование деятельности, являясь достоверным источником новых знаний непосредственно внутри системы образования. Проектирование образовательного процесса, разработка новых образовательных программ, прежде всего, направлены на создание условий для формирования личности, развития необходимых заданных качеств, формирования профессиональных компетенций и научного мировоззрения. В сфере высшего образования проектирование базируется на таких концептуальных основах, как определение общенаучных категорий проектирования: целей, этапов, стратегий и структуры объекта проектирования, а также установлении принципов проектирования с учетом сложности и специфических особенностей образовательных систем и процессов [4].

	Задачами Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года разработанной на основе положений Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 62/126 от 05.02.2007 г. «Политика и программы, касающиеся молодежи: молодежь в мировой экономике – содействие расширению участия молодежи в социально-экономическом развитии», а также Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года являются: 1) формирование целостного мировоззрения («картины мира») молодежи, основанного на ценностях патриотизма, нравственности, семьи, здорового образа жизни, правосознания и бережного отношения к природе; 2) развитие востребованных компетенций: креативность, инновационность, коммуникативность, солидарность, предприимчивость, эффективность. 

Среди приоритетных направлений деятельности, предусматривающих реализацию соответствующих мер, направленных на выполнение поставленных задач в Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года выделены: развитие трудовой и проектной активности молодежи путем совмещения учебной и трудовой деятельности при помощи практик дуального образования и труда, в том числе, путем развития профильных студенческих отрядов; создание системы трудоустройства молодежи в соответствии с ее интересами, полученным образованием, возможностями самореализации; стимулирование трудовой мобильности молодежи; организация занятости учащейся молодежи 17-25 лет; обеспечение гибкой смены трудовых траекторий в зависимости от потребностей экономики и социальной сферы, а также личных интересов молодого работника; организация студенческих строительных отрядов; поддержка молодежной добровольческой (волонтерской) деятельности[5]. 

В нашем исследовании рассматривается проектирование работы студенческих отрядов на примере Школы командиров и комиссаров (ШКиК) студенческих отрядов (СО) Северо-Восточного федерального университета имени М.К.Аммосова, поскольку оно является одним из основных объектов процесса развития лидерских качеств в вузе. Эта работа направлена на создание эффективных условий для формирования активного и инициативного лидера, ориентированного на творческое развитие своего коллектива, раскрытие потенциала каждого члена своей команды. В студенческие годы наиболее полно раскрываются организаторские склонности, формируются и развиваются умения и навыки лидера и лидерских качеств, необходимые для эффективного руководства коллективом. Студенческие отряды представляют собой сложное социальное явление, сочетающее в себе черты общественного формирования молодежи и одновременно являющееся формой участия студенчества в трудовой и социально-значимой деятельности.

Движение формирует лидеров современной молодежи, непосредственно по этой причине на базе студенческих отрядов реализован проект «Школа командиров и комиссаров» (далее-ШКиК) Северо-Восточного федерального университета имени М.К.Аммосова. Целью Школы является создание условий для повышения уровня профессиональной и социально-правовой компетентности командиров и комиссаров студенческих отрядов как руководителей студенческих отрядов. Задачей Школы является формирование у командиров и комиссаров понимания значимости движения студенческих отрядов, путем проведения теоретических и практических занятий с командирами. Способствование формированию индивидуального стиля творческой деятельности командиров и комиссаров. Развитие лидерских качеств, позволяющих успешно и эффективно взаимодействовать в коллективе.

Университет первым познакомится с талантливой молодежью и обеспечит свои потребности в молодых управленческих кадрах. Кроме того, Школа командиров и комиссаров будет выпускать подготовленных как с теоретической, так и с практической точки зрения, обладающих качествами самоорганизации специалистов. 

По итогам Школы командиров и комиссаров на базе студенческих отрядов с учетом ее взаимосвязи с общей системой трудоустройства студентов и выпускников университета, будут достигнуты такие результаты, как: формирование и развитие лидерских и предпринимательских навыков у командиров и комиссаров студенческих отрядов; рост конкурентоспособности и востребованности на выпускников университета на рынке труда; пополнение высококвалифицированными управленческими кадрами; создание нового мотивационного фактора для активности студентов учебного заведения; рост активности командного состава студенческих отрядов [2].

Студенческий отряд создает уникальную общественную среду деятельности, в которой возможно решать сложные задачи по развитию личности, в частности, осуществлять развитие лидерских качеств молодежи. В движении студенческих отрядов накоплен обширный опыт, значительная часть которого может быть реализована и в современных условиях. Как в теории, так и в практике тема развития лидерских качеств студентов с течением времени открывает новые грани и потребности.Отсюда возникает противоречие между потребностью развития лидерских качеств и недостаточной разработанностью организационных форм, обеспечивающих данный спрос.

Выделенное противоречие определяет проблему исследования: недостаточно эффективное развитие лидерских качеств студентов. Решение данной проблемы обусловило выбор темы исследования: «Проектирование работы студенческих отрядов в вузе (на примере Школы командиров и комиссаров ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова»).

Объект исследования: деятельность студенческих отрядов.

Предмет исследования: Школа командиров и комиссаров (ШКиК) как эффективная форма развития лидерских качеств бойца студенческого отряда в современном образовательном пространстве Северо-Восточного федерального университета.

Цель исследования: определить и обосновать деятельность Школы командиров и комиссаров как эффективное средство развития лидерских качеств бойца студенческого отряда.

Нами выдвинута гипотеза исследования: проектирование работы студенческого отряда в современном образовательном пространстве вуза будет эффективным, если деятельность Школы командиров и комиссаров будет направлена на развитие лидерских качеств бойца студенческого отряда.

Вышеназванные цель, объект, предмет и гипотеза позволили сформулировать задачи исследования:

			Выявить сущность развития лидерских качеств студентов.

			Определить особенности развития лидерских качеств бойцов в Школе командиров и комиссаров ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова».

				Провести опытную работу по оценке эффективности развития лидерских качеств в Школе командиров и комиссаров и разработать практические рекомендации по развитию лидерских качеств студентов в условиях проектирования работы студенческих отрядов.

Методологической основой исследования послужили:

-положения субъектно-деятельностной концепции формирования личности (Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В., Рубинштейн. С.Л.);

- теоретико-практические разработки по развитию личности и лидерских качеств в отряде (Гермогенова М.Д., ЖеребоваН.С., Макаренко А.С., Рожков М.И., Уманского Л.И.);

-теоретические основы развития лидерских качеств студентов в студенческих отрядах (Емелин К.Г., Яковлев А.В.) и вузах (Андреев В.И., Зорина А.М.);

-теоретические основы деятельности студенческих отрядов (Бубякин Д.М., Бурахина О.А., Вавилина Т.В., Волчек В.А., Сивцев И.С., Трубцева В.С, ФоминаА.Г.).

Методы исследования:

-теоретические (изучение педагогической литературыи научных исследований по проблеме исследования);

-эмпирические (педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, ситуационные игры, методика определения коммуникативных и организаторских склонностей (К.О.С)).

База исследования: Школа командиров и комиссаров ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова»

Этапы исследования:

	На первом этапе (2015г.-2016г.) – проводилась подготовительная работа исследования: произведен теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования; изучено современное состояние проблемы в теории и практике, определены объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования.

На втором этапе (2016г.-2017г.) – проведена работа исследования: осуществлялась опытная работа с целью выявления уровня сформированности лидерских качеств бойцов студенческих отрядов Северо-Восточного федерального университета, оценка и анализ полученных данных.

На третьем этапе (2017г.) – проводилась обобщающая работа исследования: обработка опытных данных, формулировались теоретические выводы и практические рекомендации, завершалось оформление работы.

Научная новизна определение деятельности Школы командиров и комиссаров как эффективного средства развития лидерских качеств бойца студенческого отряда в современном образовательном пространстве федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова» в условиях проектирования работы студенческих отрядов.

	Теоретическая значимость исследования состоит в том, что изучено современное состояние проблемы в теории и практике. Рассмотрены особенности развития лидерских качеств бойца в Школе командиров и комиссаров Северо-Восточного федерального университета.

Практическая значимость результатов заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы при организации деятельности студенческих отрядов; разработаны практические рекомендации по развитию лидерских качеств бойцов.

Обоснованность и достоверность полученных результатов и выводов обеспечены опорой на положения субъектно-деятельностной концепции формирования личности и теоретико-практических разработок по развитию лидерских качеств в отряде; использованием педагогических методов оценки и обработки полученной информации, адекватных логике, предмету, цели, задачам исследования; результатами опытной работы. 

Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация результатов, осуществлялась, через практическую деятельность в студенческих отрядах ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова». Результаты исследования отражены в публикациях и участии в следующих мероприятиях: Всероссийская научно-практическая конференция «Афанасьевские чтения» (г. Якутск, 2015-2016г.), международных заочных научно-практических конференциях» Самоопределение учащейся молодежи: проблемы и перспективы» (2015г.), «Инновации и традиции педагогической науки - 2016» (2016г.), «Современное образование: традиции и инновации» (2016г.), Всероссийская научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе» (г. Чебоксары, 2016г.). 

На защиту выносятся следующие положения:

	Проектирование работы студенческих отрядов в современном образовательном пространстве вуза представляет собой деятельность, направленную на развитие лидерских качеств, в основе которой лежит субъектно-деятельностный подход. 

	Особенностью развития лидерских качеств в Школе командиров и комиссаров Северо-Восточного федерального университета имени М.К.Аммосова является поэтапная организация жизни студенческого отряда; выбор деятельности бойцов, соответствующей их индивидуальным особенностям и интересам; актуализация и повышение роли личности командира (комиссара). 

Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.





Глава 1. Теоретические основы проблемы развития лидерских качеств студентов.

Феномен понятия «Лидер» и «Лидерские качества» в педагогической литературе.

Понять феномен «Лидер» возможно только тогда, когда определены «Лидерские качества» - решительность, уверенность в себе, умение убеждать, активность, инициативность, эмоциональная притягательность, организованность и т.д. Отечественные психологи Левитов Н.Д., Уманский А.Л., Уманский Л.И., ЛутошкинА.Н. полагают, что основополагающими качествами лидера являются активность и инициативность. Изучение активности человека осуществляется, начиная с 70-х годов XX в. До этого времени, как показал анализ отечественной литературы, проблеме активности личности лидера посвящены работы Абульхановой-Славской К.А., Рубинштейна С.Л [7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16].

Так, Рубинштейн С.Л. выдвинул принцип единства сознания и деятельности. Согласно этому принципу, названному в последствии субъектно-деятельностной концепцией, человек и его психика формируются и проявляютсяв его деятельности, а потому изучаться они могут, прежде всего, через проявления в такой деятельности[15; 16]. Ученый убедительно доказал, что любаядеятельность есть деятельность именно субъекта, она является самостоятельнойи творческой. Свой общий и до сих пор верный вывод автор изложил следующим образом: «Итак, субъект в своих деяниях, в актах своейтворческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, определять то, что он есть: направлением его деятельности можно определять и формировать его самого» [16, c.106].

Как особое качество лидера, связанное с характером реализацииценностных ориентации, со способом осуществления профессиональных выборов, выступает в работах Абульхановой-Славской К.А. Активность позволяет вскрыть внутренние движущие силы личности, проявляющиеся в ее поведении, отношениях с окружающим миром,социально-психологической позиции и выступает как личностный способ соотнесениясебя с другими людьми, определения своей позиции, самовыраженияи самооценки. От степени активности лидера зависит поведение субъекта, егоуспешность и эффективность в различных видах деятельности, во взаимоотношениях с окружающими [12; 13; 14].

В педагогической литературе в теоретико-практической разработке по развитию личности и лидерских качеств посвящены труды Гермогеновой М.Д., Жеребовой М.С., Макаренко А.С., Рожкова М.Н., Уманского Л.И. По мнению ученых, формирование и развитие лидерских качеств активности учащихся возможно при свободном выборе учащимися занятий, форм внеучебной деятельности и т.д [17; 18; 19; 20; 11].

А. С. Макаренко, убежденный, в том, что с самого раннего детства ребенка надо воспитывать так, чтобы он мог быть активным, стремится к своим целям, добиваться их. В детских трудовых коммунах, созданных А. С. Макаренко, активность личности развивали в хорошо поставленной общественной работе и труде [19].

В XX в. развитие лидерских качеств происходило при использовании различных воспитательных технологий, одной из задач, которых было организация органов самоуправления, целиком основанная на субъектной и общественной деятельности и являющаяся одним из действенных и эффективных социальных институтов воспитания учащихся. Самоуправление в учебно-воспитательных пионерских и комсомольских коллективах, деятельность которых была основана на активном участии школьников и студентов в общественной жизни, описано в работах Гермогеновой М.Д. [18].

В настоящее время в связи с происходящими изменениями в обществе интерес данной проблемы значительно возрос. Отечественными психологами и педагогами внесен большой вклад в расширение и конкретизацию понятий «лидер», «лидерские качества». Анализ научных источников показал, что существуют различные определения понятий «лидер», «лидерские качества», которые используются в современной науке.

Лидер — это авторитетная личность, обладающая познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным и художественным потенциалами; реализующая в процессе деятельности свое мотивационное стремление быть лидером и действовать как лидер; личность, ведущая за собой других, способная обеспечить свободу каждому отдельному индивиду для осуществления его собственных целей и потребностей с тем, чтобы внести вклад в осуществление целей организации [20, 21]. 

По мнению Жеребовой Н.С. Лидер — это представитель малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия ее членов, или организует вокруг себя группу при соответствии его норм и ценностных ориентаций с групповыми, и способствует организации и управлению этой группой при достижении групповых целей [22].

Лидер-это вожак, это человек, который сознательно и активно ведет других к достижению определенной цели (ЗацепинВ. И.)[23].

Лидер-человек, который от рождения получает определенные задатки, но это совсем не означает, что он обязательно станет лидером. Для этого он должен овладеть определенными культурными ценностями и находиться на определенном информационном уровне, уметь реализовать имеющиеся у него возможности (УманскийА. Л.)[7].

Наиболее распространенной формулировкой понятия лидерских качеств является следующее: определенные черты личности, характерные для человека, способного управлять окружающими, и необходимые личности для эффективного воздействия на других людей с целью постижения поставленных задач.

Проблема лидерства рассматривалась исследователями с разных позиций:

-как средство координации, организации отношений членов группы, средство управления ими (КричевскийP. JI.)[24];

-как социально-психический феномен, обеспечивающий повышение эффективности официального руководства (ПарыгинБ. Д.)[25];

-как механизм интеграции группы, групповой деятельности (В. Б. Ольшанский)[26].

-как один из процессов организации и управления малой группой, удовлетворяющий потребность в групповой деятельности, способствующий достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным результатом, в конечном счете, детерминированный по своему содержанию господствующими в данном обществе социальными отношениями (Н. С. Жеребова)[22];

-как явление активного ведущего влияния личности — члена группы — на группу в целом (JI.И. Уманский) [7];

-как результат взаимодействия членов малой группы в конкретный временный промежуток, на который оказывает влияние как наличие тех или иных качеств или их совокупность у ее членов, так и их проявление в конкретной ситуации, а также взаимное влияние имеющихся качеств в конкретной ситуации (А. Л. Уманский)[8];

-как персональная способность к руководству, доминированию одной личности, подчинению себе других в конкретных условиях. Феномен лидерства связывается с решением задач и с организацией какой-либо деятельности, важной для группы (А. С. Залужный)[26].

Однако понятия «лидер» и «лидерские качества» в студенческих группах недостаточно изучены. Несмотря на это, в педагогической науке студенческому лидерству уделено внимание, так как это высшая ступень образования перед выходом будущих специалистов в профессиональную жизнь, в которой от них потребуется быть решительными, ответственными, активными, инициативными и т.д.

На наш взгляд, представленные определения лидерства указывают на то, что, группа нуждается в лидере, если между людьми в этой группе складываются отношения, предполагающие управление.

В учебно-воспитательный процесс в вузе должен быть направлен на формирование активного и инициативного лидера, ориентированного на творческое развитие своего коллектива, раскрытие потенциала каждого члена своей команды. Именно в студенческие годы наиболее полно раскрываются организаторские склонности, формируются и развиваются умения и навыки лидера, лидерские качества, необходимые для эффективного руководства коллективом.

Студенческий возраст отличается существенными изменениями в мотивационной сфере личности, формированием социальной активности. В студенческие годы личность инициативна, она стремится к самостоятельному участию в жизни общества и государства. Именно поэтому во многих институтах существуют студенческие активы, где студентам дана свобода самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них. Как правило, в студенческих органах самоуправления задействована небольшая часть обучающихся, те, кто уже с самого начала проявил себя как активную, деятельную, творческую личность, стремящуюся к самоопределению и реализации своего творческого и организаторского потенциала.

Существующее же высшее образование уделяет достаточное внимание вопросу формирования и развития лидерских качеств у студентов. Присутствует комплекс целенаправленных мер по развитию этих важных качеств, необходимых личности для успешного профессионального роста. Большинство студентов не могут полноценно проявить свои лидерские качества. 

Необходимость создания программ формирования лидерских качеств у студентов вузов очевидна. Вуз помогает каждому студенту в определении себя как ответственной, свободной в своем творческом выборе, активной и инициативной личности. При этом ключевыми характеристиками формирования организатора выступают личностные ориентации, основанные на принятии преподавателем личности каждого студента как неповторимой индивидуальности, имеющей собственные интересы, потребности, взгляды, личностные ценности и стремящейся к реализации права выбора пути саморазвития и самоопределения.

Система отечественного образования претерпевает существенные изменения в организационной структуре, меняются направления учебно-воспитательного процесса, все более основанные на принципах и ценностях гуманистической педагогики. Меняются задачи образования в целом и высших учебных учреждений в частности. Одной из задач высшего учебного заведения является формирование активной личности, развитие организаторских качеств, умений и навыков не у небольшой группы студентов, а у каждого члена студенческого коллектива. При этом наиболее интересующим ученых вопросом остается вопрос о создании благоприятных условий, которые бы способствовали процессу становления лидера.



Развитие лидерских качеств бойца в студенческих отрядах в теории и практике.

Развитие лидерских качеств бойца основано на оптимизации жизнедеятельности студенческого отряда и предполагает создание условий для формирования лидерских качеств индивидов как лидеров и групп в наиболее полной ее форме. 

Студент, член студенческого отряда, - это потенциальный или уже реально действующий лидер молодежного коллектива, целями деятельности которого является включение ребят в социально полезную и значимую деятельность, организация их интересного развивающего досуга, формирование здорового образа жизни молодежи [28].



История студенческих отрядов России насчитывает более чем полувековую историю своего развития. Начало Движения связывают с работой студенческого отряда Московского государственного университета имени М.В,Ломоносова в Казахстане в 1959 году, когда 339 студентов физического факультета добровольно выехали в совхозы Ждановский и Булаевский Северо-Казахстанской области. Пик студенческой активности пришелся на 1985 год, когда в ряды студенческих отрядов записалось более 830 тыс. человек во всех республиках СССР.

Всего через школу студенческих отрядов прошло около 14 миллионов человек. Это движение повлияло на судьбы нескольких поколений граждан нашей страны. Дало возможность закалить характер, научиться работать в коллективе, приобрести верных друзей, найти свою любовь, узнать стану, научиться любить и уважать Труд.

В ХХвеке СО участвовали в таких масштабных стройках государственного значения, как освоение целинных и залежных земель, строительство БАМа, создание нефтегазового комплекса страны, строительство различных промышленных предприятий, заводов, электростанций, городов и мн.др.

В 1991 году во время развала СССР и смены плановой экономики на рыночную в большинстве регионов страны прекратилась деятельность студенческих отрядов. В первую очередь, это было вызвано прекращением деятельности региональных штабов студенческих отрядов в привычной организационно-правовой форме. 

Современный этап развития движения СО в РФ берет свое начало с 1998 года. В эти года возникли экономические предпосылки возрождения студенческих отрядов. В первую очередь, это было обусловлено сформировавшейся потребностью различных отраслейэкономики (в первую очередь в строительстве и на железнодорожном транспорте) в мобильных кадровых ресурсах для покрытия летних пиков работ.

При этом сами линейные студенческие отряды (ЛСО) – временные коллективы студентов, возрождались преимущественно в «классической форме». То есть являлись, по сути, общественным объединением, которое создается добровольно на основе общности интересов.

Датой начала развития движения современных студенческих отрядов следует считать 17 февраля 2004 года, когда в Москве был проведен Всероссийский Форум студенческих отрядов. В данном форуме приняло участие свыше 5 тыс. молодых людей со всех субъектов РФ, и в рамках его проведения было учреждено Молодежное общероссийское общественное движение «Российские Студенческие Отряды», которое в 2010 году преобразовалось в Молодежную общероссийскую общественную организацию «Российские Студенческие Отряды». 

Правовой статус студенческих отрядовбыл установлен Федеральным законом от 21 декабря 2009 г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в статью 50 Закона Российской Федерации «Об образовании» и статью 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», который определяет, что под студенческими отрядами понимаются общественные учреждения или общественные организации, целью деятельности которых является организация временной занятости обучающихся, изъявивших желание в свободное от учебы время работать в различных отраслях экономики.

В настоящее время студенческие отряды играют существенную роль в реализации государственной молодежной политики, являются одним из самых многочисленных молодежных добровольческих движений России.

На сегодняшний день РСО действует на территории 72 субъектов Российской Федерации и объединяет более 235 тысяч студентов ежегодно. РСО имеет четкую организационную структуру, состоящую из Центрального штаба, 8 Окружных штабов студенческих отрядов Федеральных округов Российской Федерации, 72 региональных отделений, местных отделений и Вузовских штабов.

Одним из важнейших элементов из числа воссозданных общесистемных мероприятий для движения студенческих отрядов стала организация Всероссийских студенческих строек на крупнейших знаковых объектах страны, таких как: строительство инфраструктурных объектов ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи; строительство инфраструктурных объектов XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани; строительство инфраструктурных объектов саммита АТЭС 2012 года в г. Владивостоке, строительство жилого района «Академический» в г. Екатеринбурге и т.д. Следует отметить, что Всероссийские студенческие стройки – это не только работа на интереснейших объектах, хорошая заработная плата и насыщенная культурная программа, но и возможность через тесное общение между отрядами и бойцами из различных регионов страны обеспечить максимально эффективное распространение корпоративной культуры РСО и транслировать передовой опыт развития отрядного движения в регионах. Уже сегодня в большинстве регионов страны РСО является крупнейшей молодежной организацией, имеющей самую широкую поддержку, как со стороны органов власти, так и со стороны бизнеса. Возможность самостоятельно заработать деньги – далеко не главное в деятельности современных студенческих отрядов. На первый план выдвигается самореализации личности студента. Студенческие отряды – среда, предоставляющая возможность как для получения навыков организации работы, самоуправления, приобретения жизненного опыта, так и для удовлетворения потребностей в общении и в творчестве.[Стратегия развития движения студенческих отрядов в Российской Федерации на период до 2020 года]

Сейчас подробно рассмотрим деятельность и историю Якутского студенческого отряда. Историяберет свое начало в 1968 году.Основываясь на опыте организации ССО в вузах Центра и Сибири, опираясь на инициативу, творчество молодых патриотов, комитет ВЛКСМ ЯГУ под руководство секретаря комсомольской организации Алексея Томтосова создал 5 линейных отрядов в составе 206 бойцов. В первые три года становления областной студенческий отряд набирался опыта, учился, совершенствовался и множил свои ряды. Областная партийная и комсомольская организации, а также областной штаб студенческих отрядов при Якутском областном комитете Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи (ОК ВЛКСМ) уделяли постоянное внимание дальнейшему совершенствованию форм и методов организации ведения массово-политической работы ССО.

В феврале 1970 года ОК ВЛКСМ и областной штаб студенческих строительных отрядов совместно с активом студенческих отрядов Якутского университета провели двухдневный семинар лидеров студенческих отрядов по организации и ведению агитационно-пропагандистской, культурно-массовой и шефской работы. По направлению Якутского областного и городского комитетов комсомола и областного штаба ССО со 2 по 9 февраля десять студентов-лидеров студенческих строительных отрядов были направлены в центральные вузы страны для обмена опытом организации летних работ студентов.

Значение этой работы в отрядах состояло в том, что каждый получал наглядное представление о грандиозности и величии задач, стоящих перед советским народом, их непосредственной значимости для общества и всей социалистической системы. Лекции и беседы давали возможность каждому члену ССО ясно осознавать то, что создание материально-технической базы коммунизма зависит и от выполнения тех производственных задач, которые им предстояло решать на конкретном народнохозяйственном объекте [43].

Для более широкого применения своих сил и знаний, студентами вузов страны в 70-е годы создавались студенческие отряды строительного направления. Первый подобный отряд, работавший на территории Якутии, ССО «Гвардеец пятилетки» Одесского института инженеров Морского Флота разгружал грузы в порту Тикси. Так, в 1970 году появились первые девичьи отряды «Чайка» и «Гаудеамус». В 1974 году первый путинный отряд ЯГУ выехал на Сахалин и ударно трудился на переработке рыбы.

Также в эти годы впервые был создан отряд санитаров. Бойцы ССО «Романтик» и «Эркээни» изЯГУ оказали помощь Сибирскому филиалу института клинической и экспериментальной медицины в обследовании населения Якутии. В 1978 году был сформирован отряд сено-заготовителей «Эрчим» и специализированный отряд доярок «Чэчир». Именно они выступили с обращением о создании в республике специализированных отрядов сельскохозяйственного направления. Также стоит отметить, что в 1980 году началось движение «Сами проектируем, сами строим», в рамках которого стройотрядами было сдано 5 детских площадок в городе Якутске.

За два с половиной десятилетия школу ССО в стране прошло свыше 10 миллионов студентов и учащихся. Только в строительстве отрядами был выполнен объем работ на сумму 17 миллиардов рублей. С каждым годом экономический эффект от рационализаторских предложений и качество сдаваемых объектов только повышались.

Бойцы студенческих отрядов при школах в летнее время создавали лагеря-спутники, обеспечивая активных отдых и труд школьников, организовывали трудовые отряды старшеклассников. Спортивные.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%