- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Психология образования
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K009452 |
Тема: | Психология образования |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ») ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ КАФЕДРА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ ТЕМА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ Выпускная квалификационная работа по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование Направленность (профиль) программы бакалавриата «Психология образования» Работа _______________ к защите рекомендована / не рекомендована « ___ » ___________ 2016 г. зав. кафедрой ТиПП _____________ Кондратьева О.А. Выполнил(а):Карпова Екатерина Викторовна Студент (ка) группы __________ Фамилия Имя Отчество Научный руководитель: уч. степень, должность к.п.н доцент Фамилия И.О. Фёдорова Е.Е Челябинск 2017 Оглавление Введение Глава I.. Теоретический анализ изучения проблемы психологической готовности ребёнка к школьному обучению……………..…………...…...6 1.1. Психологическая характеристика детей 6-7летнего возраста…… 1.2. Понятие психологической готовности к школьному обучению……..6 Выводы по 1 главе…………………………………………………………13 Глава II. Организация и проведение исследования психологической готовности ребёнка к школьному обучению………..15 2.1. Этапы, методы и методики исследования ……………..……….15 2.2. Характеристика выборки и результатов констатирующего эксперимента……………………………………...…………………………26 Глава III. Экспериментальная работа по организации и проведению коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками………. 3.1. Формирование готовности к школе………………………………. 3.2Анализ эффективности коррекционной работы Заключение…………………………………………… Библиографический список ………………………… Приложения…………………………………………… ВВЕДЕНИЕ Актуальность : в настоящее время проблемы готовности ребенка к школе требует к себе особого внимания. А возраст, когда ребенок уже собирается в школу имеет массу изменений, не только внешнего плана, но прежде всего внутреннего, которые дают понять как родителям, так и психологу свою исключительность. Это и период перехода от одной ступени развития к другой. Школьное обучение – один из самых важных этапов в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых правил и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. У ребенка должно быть желание идти в школу, т.е. мотивация к обучению. Вполне понятна озабоченность, которую проявляют взрослые при приближающемся поступлении в школу. Современные исследования показывают, что почти 40% детей приходят в первый класс неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы социальный, психологический, эмоционально – волевой качества. Определила тему моей дипломной работы «Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе». Успешное обучение ребенка в школе может быть осуществлено на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку.. Для хорошего обучения в школе необходим высокий уровень общего развития ребенка, наличие у него соответствующих мотивов, умственной активности, любознательности и т.д. И конечно, он должен быть готов к усвоению учебных материалов. В течение последних лет в отечественной педагогике и психологии наблюдается большой интерес к проблеме перехода ребенка от дошкольника из детского сада в школу и тесно связанному с этим понятием готовности к школьному обучению. Самое важно, чтобы ребёнок поступая в школу физически готовый к ней. Однако необходима и психологическая готовность, которая определяет той системой требований, которую школа предъявляет к ребенку. Связаны они, как показывают исследования советских психологов (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), с изменением социальной позиции ребенка в обществе, а также со спецификой учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте. Конкретное содержание психологической готовности не является постоянным, а изменяется и обогащается. Высокий уровень современной науки и техники, развитие нашего общества говорят о изменениях содержания и методов школьного обучения. Многие исследователи данной проблемы отмечают, что высокие показатели психической готовности, как правило, обеспечивают успешность адаптации ребенка к школе, однако не гарантируют, что в начальной школе у ребенка не возникнет проблем. К сожалению, иногда получается так, что у этих детей, в первые же дни обучения, формируется завышенная самооценка своих возможностей; ребята начинают относиться к учению легкомысленно, у них не развиваются такие качества личности, как настойчивость, упорство, самокритичность, и они теряют интерес к учебе. Но возможно и другое. Ребенок воспитывается в неблагоприятных условиях и к моменту поступления в школу демонстрирует низкие показатели психологической готовности. Но если учителю удается вызвать положительное отношение к учению, то постепенно ребенок включается в учебную деятельность, приучается сначала с помощью учителя, а потом и самостоятельно, преодолевать встречающиеся затруднения и восполняет недостатки своего дошкольного развития. В благоприятных условиях систематического обучения, при правильной педагогической помощи ребенок может существенно продвинуться в психическом развитии. Следовательно, можно сделать вывод, что под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Так как тема моего диплома затрагивает психологический аспект, психологической готовности ребенка к обучению в школе, следует отметить, что проблема исследования развития психологической сферы в дошкольном возрасте и ее роли в психологической готовности детей к школе является значимой для педагогической психологии. Вместе с тем, изучение психологического компонента в переходный период от старшего дошкольного возраста к младшему школьному изучена психологами недостаточно полно, что и определило актуальность выбранной темы исследования. В связи с актуальностью данного вопроса нами была выбрана и сформулирована тема дипломной работы: «Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе». Цель исследования: выявить особенности психологической готовности ребёнка к школе. Объект исследования: психологическая готовность ребёнка к школе. Предмет исследования: особенности психологической готовности ребёнка к школе. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи исследования: 1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме психологической готовности ребенка к школьному обучению; 2. Исследовать особенности психологической готовности ребёнка к школьному обучению с помощью методик: «Лабиринт» (А.Л. Венгер), Методика «Последовательность событий».А.Н Барштейн ,методика «Кактус» М.А Панфилова 3. Проанализировать результаты. 4. Подобрать коррекционно-развивающую программу. 5. Проанализировать эффективности коррекционной работы. Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, беседа, диагностика результатов с помощью следующих методик : методика Е.Е. Кравцовой «Лабиринт»,) обрабатывающие: количественный и качественный анализ результатов исследования. База исследования: Муниципального бюджетного дошкольное учреждения «Детский сад №14 г.Чебаркуль. Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы в практике работы педагогов, классных руководителей, педагогов-психологов, воспитателей дошкольных учреждений. Структура работы: дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, приложения. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 1.1 Психологическая характеристика детей 6-7летнего возраста Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Существенное повышение устойчивости внимания отмечается в исследованиях, в которых детям предлагается рассматривать картинки, описывать их содержание, слушать рассказ. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник использует определенные способы, которые он узнаёт у взрослых. Таким образом, возможности этой новой формы внимания - произвольного внимания - к 6-7 годам достаточно велики. Речь дает возможность заранее, словесно выделить значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности. Даже старшим дошкольникам еще трудно сосредоточиться на чем-то однообразном. А вот в процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым. Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, дает наилучшие впечатления. Таким образом, объем фиксированного материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. По сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом относительная роль непроизвольного запоминания у детей 6-7 лет несколько снижается, вместе с тем прочность запоминания возрастает. "В старшем дошкольном возрасте ребенок в состоянии воспроизвести полученные впечатления через достаточно длительный срок". Одним из основных достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания. Некоторые формы этого запоминания можно отметить у детей в возрасте 4-5 лет, однако значительного развития оно достигает к 6-7 годам. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним из условий достижения успеха. Важной особенностью этого возраста является то обстоятельство, что перед ребенком 6-7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связано с тем, что ребенок начинает использовать различные приемы специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала. Развитие пространственных представлений ребенка к 6-7 годам достигает высокого уровня. Для детей этого возраста характерны попытки провести анализ ситуаций. Хотя результаты не всегда хорошие, анализ деятельности детей указывает на расчлененность образа пространства с отражением не только предметов, но и их взаимного расположения. В возрасте 4-6 лет происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и воздействие на них с целью изменения. Данный уровень умственного развития, т.е. наглядно-действенное мышление, является как бы подготовительным. Он способствует накоплению фактов, сведений об окружающем мире, созданию основы для формирования представлений и понятий. В процессе наглядно-действенного мышления проявляются попытки для формирования более сложной формы мышления - наглядно-образного мышления. Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточный уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах. Это выражается в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует волевая регуляция поведения. Ребенок 6-7 годам может стремиться к далекой (в том числе и воображаемой) цели, выдерживая при этом сильное волевое напряжение в течении довольно длительного времени. Необходимо отметить, что к моменту достижения старшего дошкольного возраста происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность ребенка снижается, в то же время он становится более активным в поиске новой информации. Существенные изменения претерпевает и мотивация к установлению положительного отношения окружающих. Постепенно старший дошкольник усваивает моральные оценки, начинает учитывать, с этой точки зрения, последовательность своих поступков, предвосхищает результат и оценку со стороны взрослого. Дети 6-летнего возраста начинают осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок для оценки себя и окружающих людей. Основой первоначальной самооценки является умение сравнивать себя с другими детьми. Для 6-леток характерна в основном не дифференцированная завышенная самооценка. К 7-летнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается. Появляется отсутствующая ранее оценка сравнения себя с другими сверстниками Обобщая наиболее важные достижения психического развития ребенка 6-7 лет, можно заключить, что в этом возрасте дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. В это время формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Старший дошкольник умеет согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр или продуктивной деятельности, регулируя свои действия с общественными нормами поведения. 1.2 Понятие психологической готовности к обучению в школе Психологическая готовность к школе воспитанников дошкольного образовательного учреждения - сложная междисциплинарная проблема, которой посвящен целый ряд психолого-педагогических исследований, изучающих психологическую культуру, психологические способности, готовность к школе воспитанников ДОУ, проблемы межличностных отношений, конфликты в образовательной среде, психологию и педагогику общения и человеческих взаимоотношений. Психологическая готовность к школе проявляется в гармоничном взаимодействии ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Ребенок, научившийся сопереживанию и эмпатии, успешно адаптируется в коллективе школьников и имеет все предпосылки к успешной самореализации. Психологическая готовность воспитанников ДОУ играет важную роль для успешного перехода к самостоятельной школьной жизни, является целью, условием и результатом эффективного педагогического взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса. В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии психологической науки. На сегодняшний день практически общепризнано, что готовность к школьному обучению - многокомплексное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Личностная готовность Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие учебной деятельности. Интеллектуальная готовность ребенка к школе Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к школьному обучению предполагает: - дифференцированное восприятие; - аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец); - рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии); - логическое запоминание; - интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий; - овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению; - развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций. Социально-психологическая готовность к школьному обучению Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями Под физической готовностью подразумевается общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья. Под речевой готовность понимается сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность. Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психологических процессов. Иногда различные аспекты, касающиеся развития психических процессов, в том числе мотивационную готовность, объединяют термином психологическая готовность, в отличии от нравственной и физической. Выводы по 1 главе В результате теоретического анализа проблемы исследования можно сказать, что в 6-7 летнем возрасте активно расширяется объем знаний ребенка, а в связи с этим меняется и характер его умственной деятельности, которая базируется на понимании, на активном анализе и синтезе. С развитием мышления анализ становится все более детальным, а синтез все более обобщенным и точным. Дети уже способны понять связь между окружающими предметами и явлениями, причины тех или иных событий. Наряду с наглядно-образным появляются зачатки словесно-логического мышления. Внимание старшего дошкольника становится все менее рассеянным, более устойчивым. Память все больше приобретает характер опосредованного запоминания. Происходит интенсивное развитие речи ребенка, которая характеризуется богатым словарным запасом, включающая в себя почти все речевые обороты.В силу того, что в этом возрасте главным в умственной деятельности становится стремление приобрести новые знания и умения, дети 5 – 6 лет часто охотно обучаются чтению, письму, математике, если такое обучение происходит в доступной для них игровой форме. В 6-7 лет происходит активное развитие крупной и мелкой моторики рук. Движения ребенка становятся более точными и четкими, ребенок в этом возрасте способен самостоятельно и аккуратно работать с ножницами, иголкой, рука ребенка практически готова к обучению письму. К концу дошкольного возраста ребенок в достаточной степени способен к произвольному поведению, то есть сознательно регулируемому поведению. Ребенок учиться действовать, подчиняясь особым правилам, вырабатываемым не им самим, а данным ему извне. Таким образом, приобретённые навыки дошкольника отражаются в интеллектуальной, социальной, эмоциональной зрелости, которая может говорить о психологической готовности к школе. Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 2.1 Этапы, методы и методики исследования Этапы исследования: 1. Констатирующий 2. Формирующий 3. Контрольный Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольное учреждения «Детский сад №14 г Чебаркуль, с детьми 6-7 лет. Обследование проводилось, как с группой детей, так и индивидуально. Отклонений, допущенных при сборе данных нет. Был обследован 21 ребенок из них 10 девочек и 11 мальчиков. Перед началом обследования было получено согласие родителей на проведения психологической работы с детьми. Фамилии детей были зашифрованы числом и буквой алфавита. Цель исследования: выявление особенностей психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению. Задачи: 1. подобрать методы диагностики психологической готовности ребёнка к школьному обучению. 2. изучить особенности психологической готовности ребёнка к школьному обучению. 3. проанализировать полученные результаты, сделать выводы. Для проведения исследования нами были подобраны следующие методики: «Лабиринт» (Е.Е Крацова ), Методика «Последовательность событий».А.Н Барштейн , Тест «Кактус» (М.А Панфилова ) Методика «Лабиринт» Е.Е. Кравцовой. Диагностические возможности: методика направлена на выявление общей характеристики и установление возможных типов общения и сотрудничества ребёнка со сверстниками. Материал: рабочее поле лабиринта, 8 машинок: 4 зелёных и 4 красных. (См. Приложение 1) Процедура проведения: перед началом эксперимента взрослый ставит машинки (по 4) в чужой гараж: красные на зеленое поле лабиринта; зелёные – на красное. Двум детям предлагается провести машинки по лабиринту так, чтобы каждая оказалась в гараже своего цвета. Правила игры сводятся к трём требованиям: можно водить только по одной машинке; машины должны ездить только по дорожкам лабиринта; нельзя трогать машины партнера. Предлагаемое задание – провести свои машины в соответствующий гараж – может быть выполнено тогда, когда участники сумеют «договориться» друг с другом, только в том случае, если партнеры будут как то согласовывать свои действия. Обработка и интерпретация данных: на основе наблюдений требуется квалифицировать тип общения и сотрудничество детей со сверстниками. По Е.Е. Кравцовой, существует шесть типов взаимодействия и сотрудничества детей со сверстниками.(Все типы общения см Приложение 1) Итого, общий итог распределения детей по различным типам общения представим в таблице. Методика «Последовательность событий».А.Н Барштейн Тест «Последовательность событий» направлен на: выявление уровня сообразительности ребёнка; диагностику умения выстраивать логические умозаключения и устанавливать связи между событиями и явлениями; выяснение способности испытуемого обобщать факты. Благодаря тому, что тест проводится в устной форме, экспериментатор может сделать вывод ещё и о том, насколько хорошо у ребёнка сформирована речь. Применять методику рекомендуется для тестирования детей 5–12 лет — в период поступления в школу и начала обучения в среднем звене, когда происходит активное умственное развитие. Стимульный материал представляет собой набор из 5 карточек с 2–8 картинками на каждой, которые между собой объединены одним сюжетом. Задача испытуемого — определить последовательность произошедших на иллюстрациях событий и рассказать историю. Изображения представлены в двух вариантах: с очевидной фабулой, когда герои попадают в ситуацию, о характере которой можно судить по изображению (например, цыплёнок залез в лежащий на земле дымоход, а вылез оттуда вымазанным в саже — такая карточка подходит для детей 5–7 лет); со скрытым сюжетом (в этом случае испытуемому 8–12 лет понадобится использовать определённые знания о каких-то явлениях природы, закономерностях окружающего мира). Диагностика проводится индивидуально с каждым ребёнком, но для тренировки логического мышления картинки теста могут применяться и в организации групповой письменной работы (в этом случае обсуждение сюжета с детьми ведётся коллективно). Чтобы исследование было информативным, важно проводить его в атмосфере доброжелательности и спокойствия. (См Приложение 2) Инструкция по организации тестирования: Экспериментатор объясняет ребёнку суть задания: «Давай поиграем в составление рассказа. Я положу перед тобой фрагменты одной картинки, которые перепутались между собой. Тебе придётся сложить их так, как задумывал художник». Затем ребёнок приступает к рассмотрению изображения и начинает его собирать. Когда всё готово, организатор теста просит ребёнка составить по получившейся картинке рассказ. В случае ошибки в повествовании взрослый задаёт испытуемому наводящие вопросы («Куда залезли цыплята, что так испачкались?»), цель которых — стимулировать смекалку малыша, а также научить его исправлять свои же ошибки. Если ребёнок настойчиво повторяет одно и то же нарушение сюжетной линии, то необходимо почётче подтолкнуть его к пониманию развития событий («Смогла бы птица попить воды, если бы не увидела камешки рядом с кувшином?»). Когда и после второй подсказки ребёнок не справляется с заданием, организатор рассказывает ему, как должно быть, и просит повторить, снова разложив картинки. Обработка и интерпретация результатов: На основании проделанной работы экспериментатор может сделать следующие умозаключения об интеллектуальном уровне развития испытуемого: высокий — малыш сам установил последовательность изображений (даже с 1 ошибкой), придумал логичный рассказ, связно рассказал историю; средний — ребёнок воспроизвёл порядок событий, но рассказ составить не смог, лишь позднее подхватил наводящие вопросы взрослого и в конце концов сформулировал историю; низкий — испытуемый не смог выставить картинки в правильном порядке, а также отказался составлять рассказ или же: по карточкам, расставленным самостоятельно, придумал абсолютно нелогичное повествование; придуманный сюжет не соответствует изображениям; каждую картинку испытуемый описывает как отдельную историю; малыш просто называет отдельные нарисованные на листе предметы. Тест «Кактус» М.А. Панфилова Методика и ее проведение . Для начала немного о самой методике и ее проведении. Испытуемому выдается лист бумаги А4 и карандаш. Инструкция звучит так: «Нарисуй кактус так, как ты себе его представляешь». После того как рисунок окончен, испытуемому можно задать уточняющие вопросы, которые помогут вам в интерпретации: Обработка данных : При обработке результатов принимается во внимание положение рисунка на листе; размер рисунка; характеристики линий; сила нажима на карандаш; характеристика образа кактуса (дикий, домашний, женственный и т.д.); характеристика иголок (размер, расположение, количество). Интерпретация результатов : по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка : Агрессивность - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности. Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим. Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, расположенный в центре листа. Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, расположенный внизу листа. Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм. Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса. Оптимизм - изображение "радостных" кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами. Тревожность - преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами. Женственность - наличие мягких линий и форм, украшений, цветов. Экстравертированность - наличие на рисунке других кактусов или цветов. Интровертированность - на рисунке изображен только один кактус. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса. Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества - изображение дикорастущего, пустынного кактуса. После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию: 1. Этот кактус домашний или дикий? 2.Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать? 3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют? 4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение? 5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)? 2.2. Характеристика результатов констатирующего эксперимента Результаты психодиагностического обследования по выявлению общей характеристики и установление возможных типов общения и сотрудничества ребёнка со сверстниками (по методике Е.Е. Кравцовой «Лабиринт») Результаты диагностики по методике Е.Е. Кравцовой «Лабиринт» Таблица1 № п.п Фамилия, имя ребенка Первый тип Второй тип Третий тип Четвертый тип Пятый тип Шестой тип 1 Кирилл Л. + 2 Мария К. + 3 ВладимирК. + 4 Мрия Е. + 5 Елизавета П. + 6 Арсений Л. + 7 Руслана П. + 8 Павел Г. + 9 Стас Т. + 10 Галина В. + 11 Олег К. + 12 Данил Х. + 13 Липарит Х. + 14 Валентина Г. + 15 Виктория К. + 16 Александр Т. + 17 Виолетта Р. + 18 Валерия С. + 19 Карен Б. + 20 Карина П. + 21 Игорь К. + Итого, общий итог распределения детей по различным типам общения представим в таблице. Результаты по методике «Лабиринт» Таблица 2 Тип общения % 1 0 2 4 3 24 4 28 5 24 6 19 Результаты по методике «Лабиринт» Диаграмма 1 После интерпритации данных по типам общения мв можем сказать что Таблица 3 № п.п Ф.И. ребенка Результаты 1 Кирилл Л. В 2 Мария К. С 3 Владимир К В 4 Мария Е. С 5 Елизавета П. С 6 Арсений Л. С 7 Руслана П. В 8 Павел Г. С 9 Стас Т. В 10 Галина В. С 11 Олег К. В 12 Данил Х. С 13 Липарит Х. С 14 Валентина Г. В 15 Виктория К. Н 16 Александр Т. С 17 Виолетта Р. С 18 Валерия С. В 19 Карен Б. В 20 Карина П. С 21 Игорь К. В Исходя из таблицы мы видим что : Высокий уровень общения – 40 % Средний – 55% Низкий – 5% Диаграмма 2 Результаты обследования по методике «Последовательность событий» Таблица 4 № п.п Фамилия, имя ребенка Результаты 1 Кирилл Л. В 2 Мария К. В 3 Владимир К. В 4 Мария Е. Н 5 Елизавета П. В 6 Арсений Л. С 7 Руслана П. Н 8 Павел Г. Н 9 Стас Т. С 10 Галина В. С 11 Олег К. В 12 Данил Х. С 13 Липарит Х. С 14 Валентина Г. Н 15 Виктория К. Н 16 Александр Т. В 17 Виолетта Р. Н 18 Валерия С. В 19 Карен Б. С 20 Карина П. В 21 Игорь К. Н Исходя из таблицы 3 видно: Высший уровень - 40%, Средний уровень- 30% Низкий -30% Диаграмма 3 Результаты обследования по методике «Кактус» Таблица 5 № п.п Фамилия, имя ребенка Результаты рисунка 1 Кирилл Л В 2 Мария К. В 3 Владимир К. В 4 Мария Е. С 5 Елизавета П. С 6 Арсений Л. Н 7 Руслана П. Н 8 Павел Г. С 9 Стас Т. В 10 Галина В. С 11 Олег К. В 12 Данил Х. С 13 Липарит Х. С 14 Валентина Г. С 15 Виктория К. Н 16 Александр Т. В 17 Виолетта Р. С 18 Валерия С. В 19 Ка....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: