VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Эго-психология Э.Эриксона.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K000262
Тема: Эго-психология Э.Эриксона.
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Институт (факультет)
Гуманитарный институт
Кафедра
Социологии и социальных технологий






КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Социальная психология

на тему
«Эго-психология Э.Эриксона»




Выполнил студент группы 2Сб-00-21оп
  группа
направления подготовки (специальности)
39.03.01 Социология
шифр, наименование
Глухих Кристина Сергеевна
фамилия, имя, отчество

Руководитель
Ильясов Аддан Аладинович
фамилия, имя, отчество
доцент, кандидат социологических наук
 должность

Дата представления работы 
«______»__________________2014 г.

Заключение о допуске к защите 




Оценка _______________, _______________
количество баллов
Подпись преподавателя_________________

Череповец,  2015

Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Эго-психология как наука.
1.1.Появление эго-психологии как науки .Результаты развития психоанализа в эго-психологии………………………………………………………………….5
1.2. Эпигенетический принцип………………………………………………….7
1.3. Основные положения Э.Эриксона относительно природы человека….9
Глава 2. Развитие личности. Психосоциальные стадии.
2.1.Понятие личности……………………………………………………………15
2.2. Этапы младенчества и раннего детства…………………………………..18
2.3. Этапы возраста игры и школьного возраста…………………………….22
2.4. Этапы юности и ранней зрелости………………………………………..25
2.5. Этапы средней и поздней зрелости……………………………………….31
Заключение………………………………………………………………………34
Список литературы……………………………………………………………..36
Глоссарий терминов
Приложение 1


























Введение.
Личность исследуется довольно-таки часто во многих науках, будь то психология, философия, социология. Ее уникальность и своеобразие позволяет ученым открывать новые знания о характере, манерах, поведении человека, тем самым дает право для анализа, открытия  новых предположений и теорий. Каждый человек имеет свою индивидуальность, что обусловлено тем, что нет похожих друг на друга людей. Это очень хорошо, ведь, было бы неинтересно, если все были похожи друг на друга, как будто «под копирку».
С точки зрения объекта исследования – личность уникальна и сложна. Взяв за основу определение из словаря, мы знаем, что «Личность – человек, как носитель каких – нибудь свойств, лицо»[3]. Следовательно, каждый человек имеет свои качества, не похожие на чьи – либо. Личность – это социальный образ, индивидуум, занимающий определенное место и роль в обществе.
В психологии как науке «личность» занимает одно из главных мест, так как всегда находится в изучении и под наблюдением ученых. Так же понятие 
«личность» можно спокойно отнести и к другим наукам, таким как: социология, философия педагогика, где объектом изучения будет отдельно взятый человек. Чаще всего под личность понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им процессе социального развития. Таким образом, «личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих».[4]
Многие ученые занимаются исследованиями, связанными с личностью. Доказано то, что человек в своем развитии проходит некие этапы жизненного цикла, где переживает определенные моменты, характерные для того или иного периода. Такие наблюдения очень интересны, так как все  мы проходим через стадии взросления, начиная с младенчества, и на своей шкуре можем испытать «кризисы», подготовленные для нас в этом нелегком пути.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что эго – психология встречается практически везде. Э. Эриксон попытался подробно изучить влияние культуры на развитие личности, что, в свою очередь, явилось стимулом для всех тех, кто изучает поведенческие функции человека, разрабатывает разные положения в изучении и решение главных человеческих проблем, связанных с психологическими факторами.
Объектом является эго-психология Э. Эриксона.
Предметом – этапы развития личности.
Цель данной работы – раскрыть взгляды Э.Эриксона на этапы развития личности.
Для более четкого и подробного рассмотрения данной темы мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Рассмотреть развитие эго – теории Э.Эриксона
2. Рассмотреть характеристику стадий развития человека
3. Рассмотреть мнение Э.Эриксона относительно природы человека
4. Рассмотреть применение эго – теории в некоторых ситуациях








































Глава 1.
1.1. Появление эго-психологии как наука. Результаты развития психоанализа в эго-психологии.
Большинство ученых последовавших после Фрейда рассматривали психоанализ, для того, чтобы проследить значение связанные с «эго» процессами и показать их развитие. Одним из главных и значимых психологов, рассматривающих эго был Эрик Эриксон. Эриксон большое значение придавал «Я» и его способности в адаптации в связи с проблемой развития индивидуума.
Теоретические формулировки Эриксона касаются исключительно развития «Я»(эго). Эриксон в значительной степени отошел от психоанализа классического, где отказался от четырех важных пунктов. 
Во-первых, в его работе хорошо виднеется переход от «Оно» к «Я». Даже сам З. Фрейд признавал только часть этого в последние годы своей деятельности. С точки зрения Эриксона, именно «Я» является основой функционирования и поведения человека. Он подразумевал «Я» как отдельную, самостоятельную основу личности, главным направлением развития которой считается социальная адаптация; совместно с ней идет развитие «Оно» инстинктивные процессы. Аналогичный взгляд на природу человека, имеющий название эго- психологией, в значительной степени отличается от раннего психодинамического мышления тем, что эго- психология описывает и изучает людей как более рациональных, которые принимают осознанные решения для решения жизненных проблем. В те времена Фрейд считал, что «Я» борется, старается найти компромисс между инстинктивными побуждениями и моральными ограничениями, Эриксон доказывал, что «Я» это такая система, которая взаимодействует с реальностью с помощью восприятия, мышления, внимания, а также памяти. Если уделять большое внимание функциям адаптации «Я», Эриксон считал, что человек, когда взаимодействует с окружающей его средой в процессе своего развития, то он становится все компетентнее, чем был до этого. Во-вторых, Эрик Эриксон разрабатывает новое отношение относительно индивидуального взаимоотношения с родителями и культурным миром, в котором существует и преобладает его семья. Фрейда в его представлениях интересовал тот факт, что родители влияли на становление личности ребенка,а Эриксон в свою очередь отмечает исторические условия, в которых формируется «Я» у ребенка. Его взгляды основаны на наблюдении за людьми, которые принадлежат к различным культурам,для того, чтобы наглядно показать: развитие «Я» связано с культурными ценностями, а также с социальной средой, в которой обитает личность. 
В- третьих, теория развития «Я» охватывает все жизненное пространство индивидуума (то есть от младенчества до зрелости и старости). Фрейд, наоборот же, остановился на влиянии детских переживаний на ранних периодах и особо не задерживался на других стадиях развития. 
И последнее, в- четвертых, у З. Фрейда и Э.Эриксона были абсолютно разные мнения на природу, а также решение конфликтов, возникащих на психосоциальных стадиях. Фрейд задавался целью раскрыть содержание и особенности влияния на личность не осознаваемой психической жизни, а так же найти объяснение тому, как детская травма может привести к психопаталогии в более сознательном возрасте. Эриксон, напротив, ставил перед собой задачу, заключающуюся в том, чтобы привлечь внимание к способности человека переживать жизненные трудности психосоциального характера. Его теория ставит главным критерием качество «Я», то есть его достоинства, которые раскрываются в различные периоды развития.
 Хочется отметить, что несмотря на то, что у Фрейда и Эриксона были разные взгляды, они все же сходились во мнениях, что стадии развития личности предопределены заранее и порядок за которым они следуют остается неизменным.































1.2. Эпигенетический принцип
Главным у Эриксона в его теории развития «Я», разработанной им, относится положение о том, что человек в течении жизни проходит через несколько "стандартных" стадий. Такой действие прохождения всех стадий упорядочивается в согласии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон подразумевает следующее:
 «1. В принципе, личность развивается ступенчато переход от одной ступени к другой предрешен готовность личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения сознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;
2. общество, в принципе, устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития».[9]
В своей книге « Детство и общество» Эриксон разделяет жизнь человека на восемь индивидуальных стадий психосоциального развития «Я». По его мнению, данные стадии являются выводом эпигенетического «плана личности», который наследуется генетически. Эпигенетическая концепция развития основывается на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время, а также о том, что окончательно развитая личность формируется только в том случае, когда проходит последовательно все стадии. Также, по Эриксону, каждая стадия психосоцального процесса влечет за собой кризис, который, в свою очередь, является поворотным моментом в жизни индивидуума, возникающий в следствии к достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, требующихся от индивидуума на этой стадии.
Все стадии развития, начиная от младенчества, в теории личности Эриксона четко видны в таблице 1. В самом левом столбце указаны стадии; во втором столбце написан примерный возраст их наступления; в третьем предоставлены положительные и отрицательные стороны каждой стадии; в крайнем столбце справа перечислены все преимущества «Я», или же по-другому, его достоинства, которые индивидуум, приобретает в успешном разрешении соответствующего кризиса.
Восемь стадий психосоциального развития
Стадия
Возраст
Психосоциальный кризис
Сильная сторона
1. Орально-сенсорная
Рождение-1 год
Базальное доверие-базальное недоверие
Надежда 
2. Мышечно-анальная
1-3 года
Самостоятельность-стыд и сомнение
Сила воли
3. Локомоторно-генитальная
3-6 лет
Инициативность-вина
Цель 
4. Латентная
6-12 лет
Трудолюбие-неполноценность
Компетентность 
5. Подростковая
12-19 лет
Самоотверженность«Я»-ролевое смешение
Верность 
6. Ранняя зрелость
20-25 лет
Близость - изоляция
Любовь 
7. Средняя зрелость
26-64 года
Продуктивность-застой
Забота 
8. Поздняя зрелость
65-смерть
Цельность «Я» - отчаяние
Мудрость 

(таблица 1)


































1.3. Основные положения Э.Эриксона относительно природы человека.
Теоретические положения Эриксона и Фрейда в крайней степени отличатся друг от друга. Позиции Эрика Эриксона, касающихся природы человека, предоставлены в таблице ниже.

Сильн.
Умерен.
Слабая
Средняя
Слабая
Умерен.
Сильн.

Свобода





+

Детерминизм
Рациональность

+





Иррациональность
Холизм
+






Элементализм
Конституционализм






+
Инвайронментализм
Изменяемость
+






Неизменяемость
Субъективность





+

Объективность
Проактивность

+





Реактивность
Гомеостаз





+

Гетеростаз
Познаваемость

+





Непозноваемость
Позиция Эриксона по девяти основным положениям, касающимся природы человека (таблица 2).
Свобода – детерминизм.  С точки зрения Эриксона, поведение человека с самого начала заложено природой. Созревание индивидуума при взаимодействии с сферой социальных отношений и другими личностями дает, формирует сложную систему характера поведения. Воспитание в семье с родителями, школьный опыт, взаимоотношения в группах сверстников и возможности данной культуры – все это играет огромную роль в определении направления жизни человека. Основной ролью формирования первых четырех стадий развития личности является  влияние окружающей среды, а кризисы, которые следуют, после этих четырех стадий, имеют решающее влияние от других факторов. Эриксон  считает, что те кризисы, которые происходят в формировании индивида на последних четырех стадиях, можно предугадать, а так же найти возможность их решения. Отсюда следует, что в теории Эриксона имеется некое подтверждение положения о свободе, благодаря которому индивидуумы сами несут ответственность за свои успехи и неудачи.
Хотя Эриксон рассматривает «эго» как биологически заложенную структуру личности, он лишь частично согласен с теорией природы личности, как это видно из его теории развития «Я». Он изучает «Я» как отдельно существующую личностную структуру, которая имеет свойство меняться от юности к дальнейшим стадиям.  Так как взгляды Эриксона и Фрейда не совпадают, то Эриксона считает, что личность складывается не только лишь из одного детского опыта. Например, очень тяжело достичь близости в периоде ранней близости, если ранее у человека не было сформировано чувство доверительного отношения. Следовательно , по шкале свобода – детерминизм большое преимущество получает детерминизм.
Рациональность – иррациональность.  Рациональность – один из вечных интересов Э.Эриксона, касаемо самой личности  и ее саморазвитию «Я», поэтому он привержен такому положению. В своей теории он делает акцент на том, что мыслительные процессы являются  главным аспект развития эго: это очень хорошо просматривается в последних четырех стадиях жизненного цикла, где индивидуум проходит психосоциальные кризисы.
Эриксон, а также другие эго-психологи,  заостряют свое внимание на том, что Фрейд недооценивал рациональность в объяснении  поведения человека. Хотя он утверждал, что соглашается с концепциями З.Фрейда и даже поддерживает некоторые из них – например, структурную модель человека, а также  биологические и половые основы. Эриксон не стал выходить за психоаналитические рамки, а он просто сделал акцент в формировании «Я» на сознании и рациональности. В отличии от Фрейда, он видит в людях гораздо больше рассудочности.
Холизм – элементализм. Большое пристрастие Эриксона положению холизма в описании человека четко виднеется в его эпигенетической концепции развития,  где люди проходят через восемь стадий психосоциального цикла. На этих стадиях они стараются преодолевать наиболее глубокие кризисы – такие как, кризис самотождественности, кризис целого «Я». К тому же, они всегда действуют в пределах влияний: личностных, культурных, исторических. 
Для примера рассмотрим  две концепции, в которых лежит принцип холизма: самотождественность «Я»(подростковый период) и цельное «Я»(поздняя зрелость). С точки зрения Эриксона и его теории, в подростковом периоде, люди проживут немало лет, перед тем как они смогут осознать, кто они такие и у них появится чувство понимания между прошлым и будущим. Индивидуальное проявление поведения подростков можно понять только при условии включения их в контекст полной формы, характерного для кризиса «самотождественность Я – ролевое смешение». В период зрелости и пожилого возраста человек находит попытки для осмысления жизни, как единое целое, понять сущность ее предназначения и увидеть, сопутствующие ее перспективы. Позиция пожилого человека объясняется в кризисе «цельность Я – отчаяние». Отсюда следует, что в эпигенетической концепции Эриксона человек рассматривается только в плане его полного жизненного цикла, который проходит под влиянием сложного напора окружающей среды.
Конституционализм – инвайронментализм. Влечение  Эриксона к инвайронментализму можно проследить в том, что огромное внимание для описания развития личности он отмечает такие факторы, как воспитание родителями, а также культурой и историей.  Жизненный путь человека нужно понимать только в составе этих влияний внешней среды. Большая часть преодоления психосоциальных кризисов раннего возраста зависит в общем от воспитания родителями; а практика воспитания связана с культурными и историческими факторами, в которых рос и развивался индивид. Таким образом, благодаря этому, решение последующих психосоциальных кризисов является процессом взаимодействия индивидуума с благоприятными возможностями, которые предоставлены культурой. Инвайронментализм Эриксона применяетсяочень широко. Однако, хоть эта позиция и является сильной, она не безоговорочно абсолютна, так как Эриксон согласен с мнением Фрейда о биологической, инстинктивной основе личности.
Изменяемость – неизменяемость. Теория Эриксона, безусловно, состоит из положения изменяемости. Он четко представил направление , в котором совершенствуется «Я» - через определенную последовательность психосоциальных стадий, начиная от рождения, через зрелые годы и в старости до самой смерти. Можно повториться, что каждая стадия характеризуется обыденным для нее кризисом развития. Зависит от того, как происходит решение этого кризиса, отсюда и идет рост личности в нужном направлении. Проще говоря, Эриксон описывает человека, находящегося в постоянной эволюции, который пытается справиться с проблемами, возникающим на его пути, то есть каждой стадии.
По Эриксону, жизненный цикл человека обусловлен изменениями. Если посмотреть на это в широком смысле истории развития индивида, то мы можем просмотреть то, что люди в период кризиса решают все новые и новые проблемы, связанные с их развитием; они переживают сожные моменты в своей жизни, приобретают новые качества «Я» и меняются. Противоречия Эриксона и Фрейда о вопросе, об изменяемости – неизменяемости являются, наверное, самыми главными в их теоретических позициях. С точки зрения, Фрейда личность устаявшегося взрослого человека детерминирована действиями и взаимоотношениями, которые были в ранние годы его жизни.  Наоборот же, Эриксон  утверждает и отстаивает то, что для человеческого развития нет конкретных пределов, он развивается на протяжении всего жизненного пути. 
Субъективность – объективность. Базовыми понятиями, которые Эриксон использовал для описания психосоциального роста, имеют отношение к важным субъективным переживаниям человека. Кроме того, способность каждого человека справиться с данным психосоциальным кризисом зависит от того, как он разрешил предыдущий  кризис, которое, как правило, проходит всегда строго индивидуально. Эти  кризисы разворачиваются  с помощью взаимодействия биологического созревания с постоянно растущим социальным миром. Созревание на уровне биологии не является индивидуальным, так как данный процесс заложен одинаково у всех.  Эриксон  более подробно рассматривает его с влиянием внешних факторов. Таким образом, психосоциальные стадии и кризисы являются объективно детерминированными, что обосновывает привязанность Эриксона к положению объективности.
Проактивность – реактивность.  В теории Эриксона человек на самом первом этапе своего развития имеет четко выраженную реактивность, однако со временем, когда индивид переходит их одной стадии в другую, она сменяется проактивностью.  При разрешении личностью первых четырех кризисов, он получает некий толчок к проактивным действиям на следующих этапах жизнедеятельности.  Биологическое созревание  личности на самых первых стадиях своего развития не позволяет человеку выстраивать поведение по его личному желанию. 
Если посмотреть описание теории Эриксона относительно стадий начинающихся с юности, то там явно просматривается его идея, что люди могут регулировать свое поведение. Такие понятия, как поиск поиск самого себя, близость, продуктивность и цельность «Я», лучше всего просматриваются  в контексте проактивности. Таким образом, рассматривая схему Эриксона, видно, что люди по большей части своей жизни проактивны.  Хотя, при перехода от одной стадии к другой, развитие человека связано с многими влияниями: биологическими, социальными, историческими. И если в широком смысле рассматривать этот взгляд Эриксона на природу человека, то преимущество получает реактивность.

Гомеостаз – гетеростаз.  Эриксон считал, что люди в ходе психосоциального кризиса «принимают в нем участие» и каждый из них дает человеку шанс повысить и расширить свои возможности. После того, как успешно пройден один кризис, человека поджидает новый на следующем этапе развития.  Такое движение вперед позволяет проследить принцип гетеростаза в понимании мотивации человека. Каждая стадия развития требует от человека личностного роста и принятие кризиса, для последующего его разрешения. 
Еще одним доказательством принципа гетеростаза у Эриксона считается тот факт, что благоприятное  разрешение  психосоциального кризиса на каждой стадии дает  индивидууму намного больше возможностей для роста и самореализации. Например, весь период зрелости описан в терминах продуктивность – застой. Использование данных понятий дает возможность проследить связь между личностным ростом и здоровым развитием человека. Хотя, прослеживаемая у него тенденция склоняться в пользу гетеростаза немного удерживает его, так как он поддерживал позицию Фрейда, касаемо изначально заложенного фундамента личности. Многие люди пытаются развиваться, и расти, но их возможности ограничены,  так как обусловлены их инстинктивными запасами. Следовательно, по Эриксону, касаемо природы человека положение гетеростаза имеет умеренную степень. 
Познаваемость – непозноваемость. Э.Эриксон хоть и был согласен с некоторыми традиционными концепциями, касательно личности, но он и сформулировал свои новые идеи, которые были основаны на исследовательских стратегиях. Концепция жизненного цикла человека  содержит в себе признаки познаваемости природы личностью. Тем не менее, тот факт, что он опирается на междисциплинарные исследования,  проводимые за рамками «основной» науки, наряду  с отсутствием в его теории строго научных методов исследования личности, наводит на предположение о том, что его уверенность в познаваемости человека средствами науки далека от абсолютной. Если сравнивать с Фрейдом, то Эриксон в меньшей степени убежден в неоспоримости научной познаваемости человека. 





















Глава 2. Развитие личности. Психосоциальные стадии.
2.1.Понятие личности.
Человек, как данное нам свыше, в процессе своей социализации имеет свойство развиваться, «модернизироваться». В процессе этого развития он становится личностью, которая несет за себя и свои поступки ответственность. Само понятие личность выражает группировку социальных качеств, которые человек приобрел в жизненном цикле и проявляет их в своей деятельности и поведении. Личность – это социальная черта человека. Также можно подчеркнуть тот факт, что человек не всегда был личностью. Например, в родовом строе, он не имел личных интересов, потому что его его жизнь была посвящена и подчинена интересам всего коллектива. Не относится к личности ребенок, человек, который сошел с ума, так как он имеет необходимый набор биологических свойств, но он еще лишен признаками социального порядка до определенного момента. Поэтому такой человек не может совершать действия и поступки, которые могут нести за собой характер социальной ответственности. 

Личность – это тот, кто способен на самостоятельную деятельность. В процессе социализации человек раскрывает свои внутренние качества, которые заложены в нем природой, а также те, которые формируются воспитанием.
Имеет место быть определение Гегеля, что личность – это осознание себя, внешнего мира и места в нем.
Известный философ В.П. Тугаринов считал важнейшими признаками личности следующие: разумность, ответственность, свободу, личное достоинство, индивидуальность.
Личность как актер, который принимает на себя многие облики и роли. Таким образом, человек может оказываться во многих ролях сразу. На данном этапе исполнения ролей у него формируются свои мировоззренческие взгляды, черты характера, манера поведения, что в целом и образует понятие «личности».
Человек – это биологический вид, способный к сознанию, речи, труду. Индивид – это отдельно взятая особь, человеческий организм, с характерными только ему особенностями. Под понятием « человек» можно иметь ввиду абсолютно любого, а к понятию «индивид» можно отнести только «конкретного человека». При этом не берутся за основу такие факторы как пол, возраст, образование, социальные условия. Личность – это итог сформировавшегося индивида, воплощение в «теле» всех его человеческих качеств.
Обозначение ярлыка «личность» употребляется к человеку, но только начиная с некоторого момента времени. Мы не можем сказать «личность новорожденного», так как это звучит странно, да и он еще не перенял на себя тех свойств и качеств ему присущих. 
А.Н. Леонтьев говорил о том, что невозможно сравнивать такие понятия как «личность» и «индивид». Учитывая тот факт, что личность – это оболочка, которую приобретает индивид, контактируя с общественными отношениями.
Личность – это такое качество человека, которое он приобретает, находясь в окружении других людей. Следовательно, личностью можно стать среди других людей, общаясь и находясь в их окружении. Человек без общения не станет личность и не сможет сформировать своих взглядов и принципов.
Так как личность –это конкретно взятый человек, то он имеет свойственную ему структуру. Учения о религии видят в человеке два пласта: высший и низший. Первый представляет собой тело и душу, а второй – дух. Сущность человека духовна  и поэтому смысл человеческой жизни – это приближение в Богу.
Австрийский ученый З. Фрейд выделял три сферы личности:
1. Подсознание («Оно»)
2. Сознание, разум («Я»)
3. Сверхсознание («сверх-Я»)
Основой личности, по Фрейду, является половое влечение, которое несет в себе функцию двигательной силы, отвечающее за поведение человека.
Бихевиоризм – это направление в психологии, использующееся очень часто по отношению к личности. Оно рассматривает личность с точки зрения набора реакций поведения в какой –либо ситуации.
Советский психолог ученый К.К. Платонов выделяет четыре подструктуры личности:
- биопсихические свойства: темперамент, половые, возрастные особенности;
- психические процессы: внимание, память, воля, мышление и прочее;
- опыт: умения, навыки, знания, привычки;
- направленность: мировоззрение, стремление, интересы;
Все это доказывает то, что личность имеет как социальные, так и биологические качества, то есть она биосоциальна. Можно сделать вывод, что различные учения выделяют в личности одинаковые структуры, но каждый ее характеризует по-своему.
В понятии «личность» видно, как складываются индивидуально-социальные черты и проявляется ее сущность в общественных отношениях.
Важными чертами, характерными для личности являются самосознание, ценностно-социальные ориентиры, ответственность за себя и свои поступки. Таким образом, видно, что личностью не рождаются, а ею становятся.
Как уже говорилось ранее, личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Только в процессе общения, контакта с другими людьми она проявляет себя, формирует свои качества. Самой главной областью, где человек становится личностью – это трудовая деятельность. В процессе эволюции, труд сделал из обезьяны человека, но, там была деятельность скорее с физической силой, нежели в современном мире. Труд составляет основу человеческого «тела». На формирование личности влияет множество факторов:  характер труда, его содержание, организация коллектива, сам процесс труда, возможность для проявления инициативы, самостоятельности.
Становление личности, точнее формирование социального «Я» - это некий процесс социализации при взаимодействии с себе подобными, обучении чему-то новому, знаниям, манерам. Это когда одна социальная группа «обучает» другую, что создает тесный контакт очень важный для создания личности в целом.


































2.1.Младенчество и раннее детство
Самая первая психосоциальная стадия соответствует оральной стадии по Фрейду и охватывает первый год жизни человека. Эриксон считает, что именно в этот период у личности формируется чувство доверия; в свою очередь, другие ученые именуют эту же характеристику «уверенностью» . Младенец, который  имеет базовое чувство «внутренней определенности», предполагает восприятие социального мира, как место, где находятся заботливые люди, оно безопасно по своей натуре. Однако, такое чувство воспринимается лишь частично в данный период. 
По убеждению Эриксона, доверие ребенка к миру и другим людям напрямую зависит от получаемой заботы матери, что в сво очередь, благоприятно сказывается на нем. 
Таким образом, чувство доверия у ребенка не зависит от проявления родительской нежности или приема пищи; наоборот, скорее оно связано со способностью матери передать своему ребенку чувство узнаваемости, переживаний. Эриксон, также отмечает, что младенцы должны научиться доверию не только внешнему миру, но и своему внутреннему, должны приобрести навык к тому, чтобы их организм справлялся с биологическими побуждениями. Например, такой вид поведения мы может видеть тогда, когда младенец спокойно переносит отсутствие матери, когда оказался без ее нахождения.
Эриксон проанализировал, что же является причиной, пожалуй, самого важно психосоциального кризиса. Он обуславливает данный кризис с уходом матерью за ребенком – эпицентром кризиса является ненадежность, отвержение ею ребенка. Такое поведение предполагает появлению у ребенка чувства страха, а также опасения за свое дальнейшее существование. Такое установление относится, как и к миру, так и к людям отдельно; оно еще  будет проявляться, но уже на более поздних стадиях. Также Эриксон отмечает, что недоверие у ребенка может усилиться, если он перестает быть для нее главным центром внимания и наблюдения. Обычно, такое наблюдается, когда мать снова возвращается к тем занятиям, которым она посвящала жизнь до ребенка, либо рожает следующего. Даже родители, чьи методы воспитания находятся в разногласии, или же они не принимают ценности культуры в которой обитают, то тем самым они создают для ребенка появляется чувство недоверия, неопределенности. По Эриксону, результатом такого поведения  является развитие депрессии и младенцев и паранойи у взрослых. 
Основным положением теории психосоциального развития личности является то, что кризис «доверие – недоверие» может и не находить решение на первых годах жизни ребенка. В связи с эпигенетическим принципом, противостояние доверие – недоверие будет давать о себе знать вновь и вновь на каждой последующей стадии развития, даже несмотря на то что она является главной для периода младенчества. Четкое и осмотрительное разрешение такого кризиса является очень важным для развития личности в дальнейшем. Укрепление и расположение доверия к себе и к матери позволяет ребенку переносить неудачи, которые он, несомненно, будет переживать на каждой стадии развития личности.
С точки зрения Эриксона, полноценное развитие ребенка не является одним только итогом доверия или недоверия. Ему тяжело понять то, чему можно доверять, а чему доверять, наоборот, не стоит. Такая способность предугадывать некую опасность и дискомфорт важна для принятия решений; Эриксон отмечает, что у животных и людей психосоциальные навыки различны: первые имеют готовность к ним на основе инстинктов, а вторые – приобретают только лишь в процессе обучения. Также , он отмечает, что в отличии от разного социального класса и культурных мировоззрений, матери обучат ребенка доверию разными путями. Но такое приобретение как базальное доверие социуму подобно тому, как он доверяет родной матери. То качество, которое приобретается в результате разрешения конфликтной ситуации «доверие – недоверие», Эриксон называет термином «надежда». Если говорить по-другому то, доверие перерастает в способность младенца надеяться. Именно «надежда» является самым первым положительным качеством в развитии «Я». 
Раннее детство: самостоятельность – стыд и сомнение
То чувство, которое было приобретено на стадии младенчества, подготавливает почву для новых: самостоятельности, контроля стыда, сомнения и унижения. Фрейд характеризует этот период, как анальный и он длится на протяжении второго и третьего года жизни ребенка. По Эриксону, в данный период, ребенок обучается туалетному поведению, при этом взаимодействуя с родителями, он наблюдает тот факт, что контроль может проявляться в разных формах. Первая, как форма заботы, а вторая – форма усмирения и мера пресечения. На данной стадии ребенок также учится различать то, что ему предоставляют некую свободу. Такая стадия является решающей для становления контакта между добровольностью и упрямством. Чувство постоянного постороннего контроля, а также потеря самоконтроля, дает толчок для развития чувства сомнения и стыда.
До вступления в эту стадию дети практически напрямую зависят от своих родителей. Но, несмотря на это, у них быстро развивается нервно-мышечная система, речь, творческая изобретательность, они исследуют свое окружение и начинают контактировать с ним в более близкой форме. Чаще всего дети гордятся своими только вновь изученными навыками и хотят ими гордится. Можно проследить у них неимоверное желание исследовать раличные предметы, пользоваться ими, а также использовать самостоятельность по отношению к родителям фразами: «Я сам» и т.п.
Эриксон считает, что для разрешения данного конфликта на стадии раннего развития, необходимо учесть готовность родителей давать свободу ребенку и его действиям. Также, он отмечает, что родители должны четко разграничить ребенку те сферы, где он может нанести опасность себе и окружающим. Самостоятельность – это не значит предоставление ребенку полной свободы действий, то есть ребенок должен поступать в «пределах разумного». 
Эриксон сравнивает переживание стыда у ребенка с гневом, который проявляется, когда ему не дают развивать свою самостоятельность. Обычно, чувство стыда, возникает у детей, когда родители делают за них какую –то работу, которую они могли бы и сделать сами. Не скрыт тот факт, что лбой родитель хоть раз пытался наводить своего ребенка на действия, которые лежат за пределами разумных ожиданий. В том случае, когда родители сильно опекают ребенка или не обращают внимание на его потребности, то у детей появляется чувство стыда или сомнения, по отношению к другим, либо окружающему миру. Вместо того, чтобы быть уверенным в себе и ладить с окружением, такие дети думают, что другие пристально их рассматривают, относятся с подозрением и неодобрением; или же они считают себя совершенно несчастными. У них слабая «сила воли» - они пасуют перед теми, кто над ними главенствует или их эксплуатирует. В результате формируются такие черты, как неуверенность в себе, приниженность и слабоволие. 
По убеждению Эриксона, приобретение ребенком пост.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44