- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Психологическое сопровождение профильной подготовки школьников
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W005805 |
Тема: | Психологическое сопровождение профильной подготовки школьников |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕКОМЕНДОВАНО К ЗАЩИТЕ В ГЭК И ПРОВЕРЕНО НА ОБЪЕМ ЗАИМСТВОВАНИЯ Заведующий кафедрой общей и социальной психологии, канд. психолог.наук _______________ О.С. Андреева ________________________2017 г. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА 37.03.01 Психология Выполнил работу Студент 5 курса заочной формы обучения Кудрявцева Ульяна Ланивна Руководитель работы канд. психолог.наук, доцент Морева Галина Ивановна г. Тюмень, 2017 Оглавление Введение ………………………………………………………………..………………3 Глава 1. Теоритические основы психологического сопровождения профессионального самоопределения личности Психологические основы профессионального самоопределения личности Сущность профессионального самоопределения……………………………8 Профессиональное самоопределение на разных стадиях становления личности ………………………………………………………………………11 Психологическое сопровождение профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте Сущность психологического сопровождения профессионального самоопределения личности …………………………………………….……18 Психологическое сопровождение профильной подготовки школьников……………………………………………………………………20 Психологическое сопровождение выбора профессии в старшем школьном возрасте……………………..…………………………………………………22 Методы профориентации……………………………………………………......27 Выводы по главе 1………………………………………………………………………….32 Глава 2. Эмпирическое исследование профессионального самоопределения старшеклассников и психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников в условиях сельской школы-интерната Планирование исследования………………………………………………………35 Анализ результатов исследования профессионального самоопределения обучающихся 9 классов МКОУ «Антипаютинская школа-интернат среднего общего образования» в 2016/17 учебном году……………………………………37 Программа психологического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в условиях сельской школы-интерната………………………………………………………………………...….51 Выводы по главе 2………………………………………………………………………….57 Заключение…………………………………………………..……………………………..59 Список использованной литературы………………………………………….................61 Приложения……………………………………………………...…………………………66 Введение Самоопределение является центральным личностным новообразованием, которое начинает закладываться в подростковом возрасте и оформляется в период ранней юности. Самоопределение является необходимым условием социальной адаптации человека, его эффективной жизни в социуме и личностного развития. О личности, которая встала на путь самоопределения, можно сказать как о человеке, у которого преодолевается потребность искать опору во внешней поддержке и появляется способность полностью опираться на себя – делать самостоятельный выбор, занимать свою позицию, быть открытым и готовым к любым новым поворотам своего жизненного пути. Профессиональное самоопределение, являясь одной из форм личностного самоопределения, играет важную роль в старшем школьном возрасте. Проблема профессионального самоопределения особенно остро стоит в условиях сельской школы-интерната Крайнего Севера, где большинство обучающихся составляют дети из числа коренных малочисленных народов Севера. Как показывает практика, молодое поколение КМНС утрачивает национальные традиции, обычаи, материальную и духовную культуру. Забывают многовековые профессии и промыслы. К сожалению, на наш взгляд, этот процесс необратимый, несмотря на то, что многие авторы говорят о необходимости сохранения и восстановления самобытной культуры народов севера, возвращения и приобщения молодежи к своим истокам. Отсюда возникает необходимость в профессиональном самоопределении и адаптации к условиям современного общества. В этих условиях весьма существенную роль играет решение проблемы профессионального самоопределения и социальной адаптации школьников в условиях сельской школы-интерната, часто как единственного учреждения, занимающегося профессиональной ориентацией школьников. Примером такого учреждения может являться МКОУ «Антипаютинская школа-интернат среднего общего образования». Основная масса обучающихся Антипаютинской школы-интерната - это дети тундровых и поселковых ненцев, при этом дети тундровых ненцев, ведущих кочевой образ жизни, проживают в интернате в течение всего учебного года. Большинство выпускников не имеют ясной жизненной перспективы на момент окончания школы, выбор учебного заведения и будущей профессии не всегда бывают осознанными, и, как правило, осуществляются «за компанию». Вследствие этого часто юноши и девушки бросают учебные заведения, либо продолжают учиться без особого желания и интереса, соответственно, после окончания учебного заведения не могут устроиться на работу по полученной специальности. В силу своих национальных особенностей многие наши выпускники испытывают трудности при адаптации к условиям многонационального коллектива, немногословность и сдержанность в общении не позволяют им в полной мере реализовывать свой потенциал в учебной и профессиональной деятельности. Кроме этого, причиной отчисления студентов из учреждений начального и среднего профессионального образования бывают конфликты с сокурсниками. В итоге молодые люди, бросив учебное заведение, остаются без будущей профессии, и при всем желании очень редко возвращаются к традиционным для ненцев профессиям и образу жизни. Таким образом, молодые люди, по существу, практически выпадают из общества. Именно отсюда в последнее время так много фактов социального иждивенчества, алкоголизма и преступности среди молодежи коренной национальности Севера. Кроме этого, отдаленность нашей местности от городской цивилизации откладывает отпечаток на выбор обучающимися своего жизненного пути. Например, вследствие отсутствия в Тазовском районе учреждений начального и среднего профессионального образования многие выпускники 9-х классов, не проявляющие желания и интереса продолжать обучение в 10 классе, либо поступают в 10 класс без особого интереса к процессу обучения, либо остаются неустроенными в селе (не работают и не учатся). Основная причина этого явления в том, что дети, являясь еще эмоционально и личностно незрелыми, боятся трудностей, с которыми могут столкнуться вдали от родных мест, и даже при желании самого ребенка поступить после окончания основной школы родители не отпускают своих детей за пределы района. Таким образом, ко времени выпуска из сельской школы-интерната обучающиеся являются психологически неподготовленными к самостоятельной жизни, имеют слабую ориентированность на будущее, неадекватную самооценку, слабо развитые навыки общения, выбор будущей профессии часто бывает сделан без учета личностных особенностей. Несмотря на то, что проблемам профессионального самоопределения и профессиональной ориентации посвящено множество работ и исследований, тем не менее, в современной психолого-педагогической литературе отражено недостаточно исследований, затрагивающих проблемы психологического сопровождения профессионального самоопределения подростков в условиях северной сельской школы. Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить противоречие между целесообразностью оказания психологического сопровождения старшеклассников в профессиональном самоопределении в условиях сельской школы-интерната и недостаточной теоретической, экспериментальной и методической разработанностью данного вопроса. В данной дипломной работе предпринята попытка: рассмотреть теоретические аспекты профессионального самоопределения старшеклассников; осветить содержание, основные направления и методы работы психолога по психологическому сопровождению профессионального самоопределения на данном возрастном этапе, а также сделана попытка разработки программы психологического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников и оценка результатов работы по данной программе. Цель исследования – изучить особенности профессионального самоопределения обучающихся 9 классов, и разработать программу психологического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в условиях сельской школы-интерната и оценить ее эффективности. Задачи исследования: изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме профессионального самоопределения; изучить теоритические аспекты профориентационной работы со старшеклассниками; описать содержание, направления и методы профориентационной работы психолога; разработать программу профессионального самоопределения старшеклассников; провести анализ результатов работы по психологическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников (на примере 9 классов). Объект исследования - профессиональное самоопределение старшеклассников. Предмет исследования – психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников в условиях сельской школы-интерната. Методы исследования: - теоретический анализ теоретических источников; - тестирование; - анкетирование. Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что специально организованное психологическое сопровождение процесса профессионального самоопределения старшеклассников будет способствовать адекватному выбору профессии обучающимися, что в дальнейшем по окончании школы будет способствовать успешной социальной адаптации выпускников. База исследования: МКОУ «Антипаютинская школа-интернат среднего общего образования». Теоретической основой исследования послужили фундаментальные труды отечественных и зарубежных исследователей по проблеме профессионального самоопределения личности (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Л.М. Митина, Э.Ф. Зеер, А. Маслоу, А.Е. Голомшток и др.). Практическая значимость: Программа психологического сопровождения профессионального самоопределения и результаты могут быть полезны школьным психологам и классным руководителям, работающим в северных сельских школах-интернатах. Объем и структура работы. Исследование изложено на 60 страницах печатного текста. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. Глава 1. Теоретические основы психологического сопровождения профессионального самоопределения личности Психологические основы профессионального самоопределения личности Сущность профессионального самоопределения Важным признаком осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить смысл в профессиональном труде, самостоятельно планировать, строить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Конечно, эти жизненно важные проблемы возникают перед личностью в течение всей ее жизни. Личность же постоянно изменяется, развивается. Значит, на разных стадиях ее развития одни и те же задачи профессионального самоопределения решаются по-разному. Постоянное уточнение своего места в мире профессий, осмысление своей социально-профессиональной роли, отношения к профессиональному труду, коллективу и самому себе становятся важными компонентами жизни человека. Иногда возникает отчуждение от профессии, человек начинает ею тяготиться, испытывает неудовлетворенность положением в профессиональной деятельности в учреждении, где работает. Нередки случаи вынужденной смены профессии (специальности) и места работы. Можно констатировать, что перед личностью постоянно возникают проблемы, требующие от нее определения своего отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или ее смене, уточнения и коррекции карьеры, решения других профессионально обусловленных вопросов. Весь этот комплекс проблем объясняют понятием профессиональное самоопределение. Естественно, что такое сложное психологическое явление не могло получить «единственно правильное» объяснение в психологической науке. Чтобы определить собственную позицию, проанализируем высказывания, положения исследователей, в той или иной мере рассматривающих эту проблему. А. Маслоу предложил концепцию профессионального развития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для него деле. В его концепции близкими к понятию «самоопределение» являются такие понятия, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление»[9; 71]. П.Г. Щедровицкий рассматривает самоопределение как способность человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, как умение переосмысливать собственную сущность[9; 71]. Подробно анализируя профессиональное самоопределение, Е.А. Климов понимает его «...как важное проявление психического развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов». Весьма ценной для предмета рассмотрения — профессионального самоопределения — является мысль Е.А. Климова о том, что выбор профессии, кажущийся подчас легким и кратковременным, на самом деле осуществляется по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь»[9; 71]. У личности в предшествующие годы развития сложилось определенное отношение к различным областям труда, представление о многих профессиях и самооценка своих возможностей, ориентировка в социально-экономической ситуации, представление о «запасных вариантах» выбора профессии и многое другое, что характеризует состояние внутренней готовности к очередному профессиональному самоопределению. Обобщая логику рассуждений Е.А. Климова, можно констатировать, что профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, оно продолжается на протяжении всей профессиональной жизни. Профессиональное и личностное самоопределение стало предметом глубокого исследования Н.С. Пряжникова. Подчеркивая неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни, он пишет: «Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации»[9; 54]. Обобщая проведенный анализ профессионального становления личности, выделим основные моменты этого процесса[13; 54-55]: Профессиональное самоопределение — это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий. Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии. Актуализация профессионального самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и др. Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации. Профессиональное самоопределение на разных стадиях становления личности Дошкольное детство. Общеизвестно стремление детей в своих играх подражать взрослым и воспроизводить их действия и деятельность. В дошкольном возрасте широкое распространение получают сюжетно-ролевые игры, часть из них имеет профессионально ориентированный характер. Дети играют, присваивая себе роли врачей, продавцов, воспитателей, водителей транспортных средств, поваров и др. Важное значение для дальнейшего профессионального самоопределения имеют первоначальные трудовые пробы — выполнение несложных действий по уходу за одеждой, растениями, уборке помещений и др. Эти трудовые действия развивают интерес к труду, составляют основу воспитания положительной мотивации к любой деятельности вообще, обогащают знания детей о труде взрослых. Положительное влияние на дальнейшее профессиональное самоопределение имеют знания о труде взрослых. Для их формирования оправданно наблюдение за работой взрослых, а затем описание содержания труда. Результатом профессионально-ролевых игр, выполнения простейших видов труда, наблюдения за трудом взрослых становится «самоопределение» дошкольников на основе различения видов труда и сравнения разных профессий [11; 86-87]. Младший школьный возраст. Психологической особенностью младших школьников является подражание взрослым. Отсюда и ориентации на профессии значимых для них взрослых: учителей, родителей, родственников, близких знакомых семьи. Наблюдается своего рода профессиональная индукция. Вторая важная особенность детей этого возраста — мотивация достижений, и, конечно, прежде всего, в ведущей деятельности — учебе. Осознание ребенком своих способностей и возможностей на базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности приводит к формированию представления о желаемой профессии. Развитие способностей к концу младшего школьного возраста приводит к значительному возрастанию индивидуальных различий между детьми, что влияет на существенное расширение спектра профессиональных предпочтений. Учебная и трудовая деятельность способствует развитию воображения детей как воссоздающего, так и продуктивного (творческого). На основе этой способности происходит обогащение представления о содержании различных видов труда, формируется умение понимать условность отдельных событий, воображать себя в определенной профессии. У ребенка появляются профессионально окрашенные фантазии, которые окажут в будущем большое влияние на профессиональное самоопределение личности [11; 87]. Подростковый возраст. Это период первичной, амбивалентной оптации и один из самых ответственных периодов становления личности. В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям. Подражание внешним формам поведения взрослых приводит к тому, что мальчики-подростки ориентируются на романтические профессии «настоящих мужчин», обладающих сильной волей, выдержкой, смелостью, мужеством (полицейский, военный, бизнесмен и др.). Девочки начинают ориентироваться на профессии «настоящих женщин», обаятельных, привлекательных и популярных (топ-модель, эстрадная певица, телеведущая и др.). Ориентация на романтические профессии складывается под влиянием средств массовой информации, тиражирующих образцы «настоящих взрослых». Формированию такой романтической профессиональной ориентации способствует также стремление подростков к самовыражению и самоутверждению. Дифференцированное отношение к разным учебным предметам, занятия в кружках художественного и технического творчества формируют у подростков учебно-профессиональные намерения и профессионально ориентированные мечты. Эти ориентации способствуют появлению новых профессионально ориентированных мотивов учения, инициируют саморазвитие качеств, способностей, присущих представителям желаемых профессий [11; 88]. Образцы желаемого будущего, профессиональные мечты становятся психологическими вехами, штрихами профессионального самоопределения. Ранняя юность. Важнейшая задача этого возраста — выбор профессии. Это период реалистической оптации. Профессиональные планы подростка весьма расплывчаты, аморфны, имеют характер мечты. Он чаще всего воображает себя в разных эмоционально привлекательных для него профессиональных ролях, но окончательный психологически обоснованный выбор профессии сделать не может. А ведь в самом начале юношеского возраста эта проблема возникает перед теми девушками и юношами, которые вынуждены оставить основную общеобразовательную школу. Это примерно треть старших подростков: одни из них поступят в учреждения начального и среднего профессионального образования, другие вынуждены будут приступить к самостоятельной трудовой деятельности. В 14—15 лет крайне сложно выбрать профессию. Профессиональные намерения диффузны, неопределенны. Профессионально ориентированные мечты и романтические устремления реализовать в настоящем невозможно. Неудовлетворенность реально наступившим будущим стимулирует развитие рефлексии — осознания собственного «Я» (кто я? каковы мои способности? каков мой жизненный идеал? кем я хочу стать?). К моменту окончания школы девушки и юноши из многих воображаемых, фантастических профессий должны выбрать наиболее реальные и приемлемые варианты. Психологически устремленные в будущее, они понимают, что благополучие и успех в жизни, прежде всего, будут зависеть от правильного выбора профессии. На основе оценки своих способностей и возможностей, престижа профессии и ее содержания, а также социально-экономической ситуации девушки и юноши, прежде всего, самоопределяются в путях получения профессионального образования и резервных вариантах приобщения к профессиональному труду [11; 89-90]. Таким образом, для старших подростков и для девушек и юношей актуальным является учебно-профессиональное самоопределение -осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки. Юность В возрасте 16 — 23 лет подавляющее большинство девушек и юношей получают профессиональное образование в учебных заведениях или профессиональную подготовку на предприятиях либо в учреждениях. Общеобразовательная школа с ее романтическими устремлениями и профессионально ориентированными мечтами осталась в прошлом. Желаемое будущее стало настоящим. Однако многие переживают неудовлетворенность и разочарование в сделанном (вынужденно или по желанию) выборе учебно-профессионального поля. Предпринимаются попытки внести коррективы в профессиональный старт. У большинства же девушек и юношей в ходе профессионального обучения укрепляется уверенность в оправданности сделанного выбора. Идет неосознаваемый процесс кристаллизации профессиональной направленности личности. Постепенное усвоение будущей социально-профессиональной роли способствует конституированию себя как представителя определенного профессионального сообщества [11; 90]. Молодость (до 27 лет) Это возраст социально-профессиональной активности. Позади остались сомнения в правильности сделанного профессионального выбора. Как правило, уже имеются определенный профессиональный опыт и место работы. Актуальным становится профессиональный рост. Часть сверстников уже добилась определенных профессиональных достижений. Но подавляющее большинство молодых людей, завершивших, казалось бы, строительство своей жизни и профессионально самоопределившихся, начинают испытывать психологический дискомфорт, обусловленный нереализованными возвышенными профессиональными планами и психологическим насыщением профессиональным трудом. Отсутствие реальных профессиональных достижений, неопределенность перспектив карьеры актуализируют рефлексию своего бытия, порождают самоанализ и самооценку «Я-концепции». Наступает период душевной смуты. Ревизия профессиональной жизни инициирует определение новых жизненно значимых целей. Перечислим некоторые из них: совершенствование и повышение профессиональной квалификации; инициирование повышения в должности и смена работы; выбор смежной специальности или новой профессии. Очевидно одно: для многих молодых людей к 30 годам вновь актуальной становится проблема профессионального самоопределения. Возможны два пути: либо оставаться в избранной профессии и утверждать себя в ней, становиться профессионалом, либо профессиональная миграция, означающая смену места работы или профессии [11; 90-91]. Зрелость Это наиболее продуктивный возраст — период реализации себя как личности, использования своего профессионально-психологического потенциала. Именно в этом возрасте реализуются жизненные и профессиональные планы, оправдывается смысл самого существования человека. Профессия предоставляет уникальную возможность применить свои способности на конкретном трудовом посту, выработать индивидуальный стиль деятельности, реализовать свою потребность быть Личностью, Индивидуальностью в профессиональном труде. Высокий профессионализм позволяет личности реализовать и свою склонность к сверхнормативной профессиональной активности, максимально выражающей запредельные возможности человека. Полная погруженность в профессиональную жизнь, удовлетворенность выбранной профессией, осознанная профессиональная позиция, постоянное подтверждение своей профессиональной значимости, нужности и полезности приводят к возникновению особого эмоционального состояния - профессионального оптимизма. Все эти профессионально обусловленные изменения способствуют профессиональному самоутверждению, конституируют самоопределение личности в профессиональной культуре и означают полную интеграцию в профессиональную среду. Наряду с этими психологически позитивными изменениями происходят и деструктивные. Часть профессионалов, в большей мере сориентированных на признание своего профессионально-психологического потенциала, не удовлетворенных своим профессиональным и должностным статусом, вновь ревизуют свою профессиональную жизнь. «Аудиторство» собственных профессиональных достижений приводит их к мысли о необходимости кардинальной смены работы, должности и даже профессии. Однако груз огромного положительного профессионального опыта и достижений снижает профессиональную мобильность личности, затрудняет возможности профессиональной миграции. Компенсацией сужающегося профессионального пространства становится инициирование получения, «добывания» разного рода профессиональных наград, социально значимых должностей, премий, званий и т.п.[11; 91-92]. Пожилой возраст Достижение пенсионного возраста приводит к уходу из профессиональной жизни. К 55 —60 годам личность не успевает полностью исчерпать свой профессиональный потенциал. Все еще высокий профессионализм, несмотря на имеющуюся профессиональную усталость, порождает сомнение в оправданности выхода на пенсию. Наступает тревожное время, в одночасье разрушаются десятилетиями складывавшиеся стереотипы, образ жизни. Профессионально важные качества, профессиональные знания и умения, опыт и мастерство - все становится невостребованным. Эти негативные моменты ускоряют социальное старение. Профессиональная жизнь после карьеры возможна для тех пожилых людей, которые находят в себе силы продолжать активную профессиональную деятельность в форме менторинга - наставничества, передачи профессионального опыта. Для большинства пенсионеров характерны психологическая растерянность, ощущение «профессиональной беспризорности», дезинтеграция из профессиональной среды, вызывающие тягостные переживания своей ненужности и бесполезности. Вновь возникает проблема самоопределения, но уже не в профессиональной жизни, а в социальной, общественно-полезной. Одни пенсионеры найдут себя в общественно-политической жизни, другие погрузятся в семейно-бытовые проблемы, третьи займутся всерьез садоводством, а кое-кто продолжит трудовую жизнь в сфере мелкого частного бизнеса. Это период активного социально-трудового самоопределения и продолжения себя как личности[11; 92-93]. Завершая рефлексивный анализ самоопределения личности на разных стадиях профессионального становления, подчеркнем, что профессиональное самоопределение — это не просто выбор профессии или альтернативных сценариев профессиональной жизни, а своеобразный творческий процесс развития личности. Самоопределение может быть адекватным профессионально важной проблеме — и тогда происходит развитие личности, а может быть и неадекватным — тогда оно порождает внутренний конфликт, активизируя защитные механизмы вместо процессов развития. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте 1.2.1.Сущность психологического сопровождения профессионального самоопределения личности Психологическое сопровождение – технология поддержки психически здоровых людей, у которых на определенном этапе жизни возникают личностные и профессиональные трудности [10; 53]. Функциями психологического сопровождения профессионального самоопределения являются [10; 54]: информационно-аналитическое сопровождение отдельных этапов профессионального становления (выбор профессии, начальный этап профадаптации, профессионализации и т.д.); проектирование и самопроектирование сценариев отдельных этапов профессионального становления; оказание психологически компетентной поддержки и помощи личности в преодолении трудностей профессионального становления, особенно при изменении социально-профессиональной среды; профессиональная реабилитация личности в случаях длительного перерыва в профессиональной деятельности (женщины после рождения ребенка, безработные, вышедшие из мест лишения свободы и др.); обеспечение социально-профессионального самосохранения; профилактика развития профессиональных деформаций, оказание помощи в преодолении кризисов и стагнации; коррекция социально-профессионального и психологического профиля личности. Реализация функций психологического сопровождения возможна при использовании личностно ориентированных технологий профессионального развития[10; 56]: развивающей психодиагностики; тренингов личностного и профессионального развития; мониторинга социально-профессионального развития; психологического консультирования по проблемам социально-профессионального развития; проектирования альтернативных сценариев профессиональной жизни; личностно ориентированных тренингов повышения социально-профессиональной и психолого-педагогической компетентности; ретроспекции профессиональной жизни; тренингов самоуправления, саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самовосстановления личности. Одна из главных задач психологического сопровождения профессионального самоопределения и становления – не только оказывать своевременную помощь и поддержку личности, но и научить самостоятельно преодолевать трудности, ответственно относиться к своему профессиональному становлению, с тем, чтобы стать полноценным субъектом своей профессиональной жизни. Результат психологического сопровождения профессионального самоопределения – развитие и саморазвитие личности, нахождение себя в мире профессии, принятие решения о получении определенной профессии, проектирование своего профессионального будущего. Таким образом, психологическое сопровождение – это технология, основанная на единстве четырех функций: диагностики существа возникшей проблемы, информации о проблеме и путях ее решения, консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы, первичной помощи при реализации плана. Тематическим ядром этого процесса является профессиональное самоопределение. 1.2.2. Психологическое сопровождение профильной подготовки школьников На старшей степени школьного образования осуществляется профильное обучение. Профильное обучение - это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования [12; 97]. Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Предпрофильное обучение в 9 классах является подсистемой профильного образования старшей школы и способствует оптимизации профессионального самоопределения учащихся при выборе будущего профиля обучения в 10—11 классах. Посещение девятиклассниками предпрофильных курсов в течение учебного года должно способствовать ознакомлению с содержанием обучения на старшей ступени образования и формированию высокого уровня мотивации по избранному профилю [12; 98]. Предпрофильное обучение учащихся основной школы осуществляется поэтапно. На пропедевтическом этапе(завершение обучения в 8 классе) происходит дифференциация учащихся в соответствии с их намерениями продолжить обучение в предпрофильной школе. С этой целью учащиеся знакомятся с учреждениями муниципальной образовательной сети, на базе которых осуществляется предпрофильная подготовка. Целесообразно использование так называемой образовательной карты, которая представляет собой схему района с рубрикацией образовательных учреждений по признаку реализуемых программ предпрофильной подготовки с указанием полного адреса и контактных телефонов. Также предусматривается самостоятельное ознакомление учащихся с информацией на бумажных и магнитных носителях, экскурсии, посещение «дней открытых дверей» и т.д. [12; 98]. Предварительная диагностика образовательного запроса учащихся на данном этапе осуществляется с учетом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, а также интересов и склонностей. Основной этап предпрофильной подготовки (обучение в 9 классе) предусматривает моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, обучение учащихся способам принятия решения о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности, психологическую диагностику профессиональной направленности учащихся [8; 99]. На основном этапе предпрофильной подготовки учащиеся посещают пробные элективные курсы(курсы по выбору), направленные на расширение мировоззренческих представлений и подготовку к выбору направления дальнейшего обучения. В 9 классе элективные курсы являются пробными по отношению к профильным курсам повышенного уровня и рассчитаны на небольшое количество часов (оптимальная продолжительность — 8—16 ч). Школьникам в течение года предоставляется возможность попробовать себя в различных видах деятельности в соответствии с профилями, предлагаемыми конкретной школой и системой муниципального образования. Учащиеся посещают установочные и обзорные лекции, лабораторные работы, семинары, дискуссии, творческие встречи, принимают участие в дискуссиях и специализированных выставках, самостоят....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Психологическое и социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в организации здорового сна школьников
- Психологическое сопровождение устранения лжи как механизма психологической защиты у слабовидящих подростков
- Особенности влияния семейных конфликтов на психологическое самочувствие младших школьников