VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Психологическое и социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в организации здорового сна школьников

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008817
Тема: Психологическое и социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в организации здорового сна школьников
Содержание



Титульный лист







































Содержание
Введение....................................................................................................3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ исследования здоровьесберегающих программ в системе образования
1.1. Реализация здоровьесберегающих программ: история
и современность…………………………………………………..…………..…5
1.2. Влияние качества и продолжительности сна на здоровье и 
обучение школьников………………………………………………………..…..7
1.3.    Гигиена сна как здоровьесберегающая технология…………………….18
1.4.   Сновидения  как один из методов изучения и работы с 
психологическим здоровьем ………………………………………….……….19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование: влияние сна 
на качество обучения старших школьников
2.1.  Исследование роли здорового сна в профилактике педагогической запущенности, девиантного поведения, депрессии, неврозов………………23
2.2.    Разработка и внедрение в практику программы просвещения
субьектов образовательного процесса в области гигиены сна………….….25 
2.3.     Оценка эффективности разработанной программы……………………56
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2……………………………………………………...65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………67                                                                                               
ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………….68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………..70                                                                             
ПРИЛОЖЕНИЕ                 
   
   
   
   
   
   
   
   ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность исследования. Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. В нашей работе мы рассмотрим реализацию здоровье сберегающих программ в большей степени направленных на улучшение и изучение особенностей психологического здоровья человека, и отдельно остановимся и обратим внимание на необходимость более качественно и углубленно изучить те особенности человеческой жизни, которые протекают в период сна. Поскольку на сегодняшний момент у преподавателей, родителей, да и самих детей обучающихся образовательных организаций нет четкого понимания того как правильно составлять режим своего сна и бодрствования, о таком понятии как гигиена сна большинство обучающихся и их родителей даже не слышало. 
     Наша работа даст возможность рассмотреть на примерах необходимость соблюдения гигиены сна, проведет параллели здорового сна и качественного обучения[21,с.9], профилактики адектива и девиации[30].
     Здоровье как научная проблема охватывает комплекс медико-биологических, физкультурно-оздоровительных, социальных и психологических наук. Существует множество определений здоровья человека но если собрать их в единое целое, то мы можем получить следующее определение - здоровье человека – это непрерывная совокупность естественных состояний жизнедеятельности, характеризующейся способностью организма к совершенной само регуляции, поддержанию гомеостаза, сохранению и самосовершенствованию соматического и психического статуса, при оптимальном взаимодействии органов и систем, адекватном приспособлении к изменяющейся окружающей среде (физической, биологической, социальной), использовании резервных и компенсаторных механизмов в соответствии с потребностями и возможностями выполнения биологических и социальных функций, в том числе, рождения и воспитания потомства[42]. 
     Объект исследования – формирование навыков соблюдения гигиены сна школьников, для улучшения качества обучения.
     Предмет исследования – психологическое и социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в организации здорового сна школьников.
     Целью исследования является изучить, разработать и апробировать программу, направленную на изучение особенностей психологической, социально–педагогического составляющей здорового сна в области педагогики на примере старших школьников. 
     Гипотезой данной работы является следующее утверждение: здоровый сон есть одна из необходимых составляющих успешного обучения, улучшения состояния физического и психологического здоровья школьников:
     Работа будет эффективной если:
     -   работа в области просвещения гигиены сна будет касаться не только обучающихся, но и всех субьектов образовательного процесса;
     -   будут учтены особенности подросткового возраста и сопоставлены с особенностями сна;
     -   будет учтена психологическая составляющая влияния особенностей сна и психической активности во сне в старшем школьном возрасте.
     В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие исследовательские задачи:
     1) рассмотреть влияние сна и психической активности во сне на качество обучения школьников;
     2) изучить влияние сна и психической активности во сне на психологическое здоровье школьников;
     3) разработать и внедрить в практику процесс информирование всех участников образовательного процесса о необходимости соблюдения правил гиены сна;
     4) провести анализ и интерпретацию результатов исследования. 
     Элемент научной новизны данной работы состоит в получении уникальных и ценных данных результатов исследований, которые в дальнейшем помогут найти оптимальный подход в решении проблем качества обучения, педагогической запущенности, через исследование сна и сновидений обучающихся.
     Практическая значимость исследования заключается в выявлении особенностей сна и психической активности во сне влияющих на качество обучения и социально-психологическую составляющую и физическое здоровье школьника. 
     База исследования: Государственное общеобразовательное учреждение г. Москвы школа № 2075. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ГЛАВА 1.  Современные здоровьесберегающие программы в системе образования

1.1 Исторические аспекты и современники реализации здоровье сберегающих программ
     Здоровьесбережение в образовании рассматривается как деятельность педагогов, направленная на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Бережное отношение к здоровью издавна транслировалось российским детям в виде устных правил, религиозных норм[60]. 
     В древнерусских летописях мы можем  встретить описанные письменные свидетельства, относящиеся к особенностям здорового образа жизни: распределение времени приема пищи, ранний подъем утром, послеобеденный сон, ранний отход ко сну вечером. Такого рода наставления мы находим в «Поучении князя Владимира Мономаха детям» (1117 год), древнерусском сборнике «Пчела» (XII век), составленном монахом Антонием. 
     Личная гигиена являлась неотъемлемым компонентом российской этнокультуры. Эта традиция, равно как и советы о нравственном воспитании, санитарном быте школьников, отражена в трактате Е. Славинецкого «Гражданство обычаев детских» (XVII век). В XVIII веке забота о здоровье подрастающего поколения была связана с деятельностью  М. В. Ломоносова, Л. И. Бецкого, Н. И. Новикова. 
     В своей педагогической деятельности Михаила Васильевича Ломоносова был основан на принципе естественного права, и считал человека во всей совокупности ее духовных и материальных проявлениях. Л. И. Бецкой придавал огромное значение физическому воспитанию. Н. Новиков поднял вопрос о гармоничном сочетании умственного и физического образования и их объеме в зависимости от возраста ребенка [18]. 
     В 1755 году открытие Московского университета, его ректор, сказал: "для защиты сил мира, что они неумеренным старанием и бдением был не расстроен и сбит с толку, к отвращению, которое должно быть достаточно движения с благоприятным в этом удовольствие, через какие физические и душевные силы возобновляются, оживляются и могут использовать их в науках с большим успехом" [4,с. 17]. 
     В 1800 году в России было выпущено первое Учебное пособие по гигиене И. Венцель, "первое понятие о том, как живут наши тела, что хорошо для него, что плохо". 
     В 1835 году было выпущено "руководство к педагогике или науке воспитания" А. obodovskaya, раскрывающие идеи естественного права образования, физического развития, влияние наследственности и среды на детское здоровье. В XIX веке Ф. Ф. Эрисман, профессор Императорского Московского университета, писал: "...во время школьной жизни ребенка появляются неправильности кровообращения, его питание страдает, что он кривой и недальновидно[19]. 
     Не позволяет 14-летний ребенок сидел весь день над книгами (в школе и дома) и что он не имел времени для движения на открытом воздухе. Школа имеет более чем еще заботиться о тренировке" [61,стр. 22-23]. 
     Большинство научных трудах Ф. Ф. Эрисмана посвящена проблемам гигиены детства: он рассмотрел вопросы школьной близорукости и физического развития учащихся, освещения и вентиляции школьных зданий, школьного оборудования, физическое воспитание, школьное утомление, гигиена умственного труда студентов. 
     В современном мире, учеными была разработана идеальная модель класса, отмечена на многих выставках медалями и дипломами. В 1850-1860-х годов, врачи нашли большое распространение среди школьников с нарушением зрения и опорно-двигательного аппарата, в частности близорукости, нарушений осанки, неврастении и анемии. Преимущественное их распространение среди учащихся по сравнению с их сверстниками, не студенты, было столь явным, а частота их возникновения, с такой печальной закономерностью увеличивается от класса к классу, их сочли неизбежным следствием школьного обучения, и они получили название "школьных болезней" [13]. 
     В результате поиска причин "школьных болезней" получила сертификат неудовлетворительного обучения: отсутствие классов, освещенность, низкое качество воздуха помещений, неправильная форма и размер школьных столов, тренингов перегрузки. Рекомендации для устранения этих недостатков были отражены в последующих статьях и руководстве по школьной гигиене.
      В 1871 г. Устав школы в каждой Российской школе и гимназии были предусмотрены должности врача. Важность медицинского наблюдения школ отмечает Н. А. тольско, профессор первой клиники детских болезней в императорском Московском университете [55,с. 19]. 
     Тесная взаимосвязь физического и умственного развития писал М. И. Демков [17,стр. 25.]. О том, как защитить детей от нервности и нервных заболеваний, думая е. Н. Водовозова [14.с 272-275]. 
     Во второй половине XIX века появились специальные журналы, а в 1904 г. на международном Конгрессе по школьной гигиене. Более чем 130 лет, вопросы укрепления здоровья школьников было исследовано на санитарно-техническим отделами Санкт-Петербургской Военно-медицинской академии и Императорского Московского университета, Московского государственного университета, медицинского института-медицинской академии. И. М. Сеченова.
      С 1959 года, актуальные вопросы гигиены детей и подростков были разработаны в НИИ гигиены детей и подростков АМН СССР, Институт гигиены детей и подростков научного центра здоровья детей РАМН. В Институте гигиены и охраны здоровья детей и подростков Теоретические основы гигиенического воспитания и образования, профилактические рекомендации по охране здоровья учащихся, физиолого-Гигиенические требования к оборудованию школ, дидактические, технические средства обучения. Направление естественной педагогики в России, разработанная К. Д. Ушинский, в. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко[10].
     Говоря о первоначальном воспитании детей, К. Д. Ушинский писал о его организации, "время физических упражнений, развития ребенка во всех ее живой, естественной гармонической целостности," учимся ориентироваться на местности, в природе; знание сезонов, преимущества гимнастики [57]. 
     По данным здравоохранение важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы" [54]. 
     В формировании здоровья детей воспитатель ориентирован на утреннюю гимнастику, питание, полный режим воздуха (свежий воздух), радостное мироощущение, эстетическое воспитание, занятия спортом, хождение босиком. В частности, он писал, что привычка делать зарядку закрепляется в раннем детстве. Важно научить детей, чтобы подняться в то же время, после упражнения на свежем воздухе – мытье. Летом полезно купаться в пруд, зимой заливают по пояс прохладной водой. От питания в детстве зависит гармония, пропорциональность частей тела, правильное развитие кости, в частности грудной клетки. При отсутствии пищи минеральных веществ и микроэлементов непропорционально развитые отдельные части скелета, что влияет на осанку. Чтобы не допустить этого, следует позаботиться, здоровая витаминная диета, сочетание витаминов с минералами. Это недопустимо, что ходить в школу, дети не едят завтрак или ели неисправен. В школе в. А. Сухомлинского 8-летних когда-то работал в неделю по 2 часа, 9-10-летние-по 3 часа, 11-летние на 4 часа. Они связали стволы деревьев, камыш, понес снег на маленьких носилках для защиты растений от холода и других[9,11]. 
     Работа на открытом воздухе является средством закаливания организма и профилактики простудных заболеваний. Летние каникулы целесообразно проводить в походах, путешествиях по лугам, полям, лесам. Прямой контакт с природой укрепляет здоровье, способствует умственному развитию. Гармония здорового тела и разума невозможно без радости. Если ребенок, очарованный красотой полей, мерцанием звезд, песня кузнечиков и запахом полевых цветов, слагает песню, значит, он находится на вершине этой гармонии тела и духа. 
     Забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это в первую очередь забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества. Большое значение в. А. Сухомлинский дал спортивные игры. В "школе радости" учащиеся старших классов были оборудованы детская площадка, качели. Дети были мячи, настольный теннис, диски, палки, веревки. Лета учителю рекомендуется ходить босиком, не боится дождя. Он увидел в этом особенно важным средством закаливания. Система укрепления организма начинается с закаливания ног. Нет конкретного упражнения, необходимо постоянно соблюдать общий режим – ходьба летом босиком[6].
     Важность спорта: "организованные спортивные упражнения, катание на коньках, катание на лыжах, катание на лодках, регулярные занятия гимнастикой", - писал А. С. Макаренко [46]. Сыграл большое значение в проблеме сохранения здоровья школьников Педологии – науки, изучающей сложный характер детского развития в конце XIX – начале XX века.
     Первые наблюдения педологических была проведена в России А. Н. Нечаев, г. И. Россолимо, Н. е. Румянцев, А. Ф. Лазурский, К. И. Pournin, А. С. Грибоедов, в. П. Кащенко. В 1904 году в Санкт-Петербурге был открыт первый в России педологические курсы, готовит специалистов в области исследования ребенка[15]. 
     В 1906 году по инициативе Н. А. Бернштейн, в. Я. Игнатьева и г. Н. Россолимо такие курсы были организованы при Московском педагогическом собрании в 1907 году в Нижнем Новгороде. В 1907 г. в. М. Бехтерев создал в Санкт-Петербургском Институте Педологических. 
     Научная деятельность педагогов дореволюционного периода были разнообразны: они затрагивают потребности и интересы Любительская ребенка, сохранить умственных усилий, индивидуальных особенностей учащихся, успешное развитие ребенка, комплексные программы обследования. В послереволюционный период деятельность педагогов была направлена на поиск "законы детства" антропометрические характеристики детей разного возраста в связи с условиями жизни, психологических особенностей детского возраста, разработке методов испытаний. Сформирована концепция развития ребенка: рефлексотерапия, биогенетический, социогенетический, культурно-исторической обусловленности развития высших психических функций. 
     К середине 1930-х гг. Педологии заложил основы дифференцированного и индивидуального подхода к развитию и воспитанию детей на основе знания их физических, психофизических и психологических особенностей. Тем не менее, общий уровень развития научных знаний того времени, чрезмерная идеологизация педагогики и практики школы не разрешается использовать достижения Педологии в педагогической науке.
     В современной идеи реализации здоровьесберегающих технологий рассмотренных на примере работы  школы здоровья - 1679  под руководством профессора факультета психологии МГОУ, доктора психологических наук Просвиркина Владимира Николаевича показано, что основными проблемами в ходе обучения являются: снижение успеваемости в обучении детей в период подросткового возраста; ухудшение состояния здоровья детей; плохое сопоставление программ между ступенями образования, слишком большим объемом материала в основной школе по сравнению с программой начальной школы; проблемы, вызванные адаптацией детей к школе; проблемы, связанные с незнанием психологии подростка, отсутствием авторитета педагога, пассивное участие родителей к школьной жизни ребенка и др.
     С целью решения этих проблем была разработана технология преемственности, практической реализации, которая проявляется в постепенной и пошаговый алгоритм на примере ЦО № 1679 при переходе детей с одной ступени образования на другую: дошкольное отделение – начальная школа; начальная школа – начальная школа[51].
     Результаты реализации технологии преемственности с 2002 по 2007 год показаны в педагогическом, социально-психологическом и медико-физиологическом аспектах на примере нашего центра образования № 1679 и разработки сайтов в городе Иваново – Лицей №21 в сравнении с другими учебными заведениями, в которых внедрена технология преемственности: школа № 603 и 743, Москва, гимназия № 44 и школа № 27 города Твери. Участвовал всего в исследовании на втором этапе 2686 детей, учитель 161, 60 родителей[52].
     Учащиеся ЦО № 1679 и лицея № 21 показывают более высокие результаты по основным предметам среди общеобразовательных школ и школ повышенного уровня как видно, динамика обучения учащихся ЦО № 1679 и лицея № 21 является достаточно стабильным из года в год. Сравнение среднего балла по предметам с ПДД Симона, как показали результаты исследования, доказательства объективности в оценивании учителей.
     Изучение социально-психологического аспекта показал, что со студентов № 1679 и лицея № 21 акцентом на деловое общение и на себя (методика Б. басса) выражается более гармонично. Для студентов характерно плавное снижение мотивации к 7-МК класса и его последующее увеличение до границы средней (методика т. Эллерса).
     Социально-психологический аспект: динамика мотивации студентов с 3-го по 9-й класс в образовательных учреждениях Москвы и регионов.
     Анализ уровня здоровья учащихся показал, что в ЦО 1679 большее количество детей с первой группой здоровья – среднее значение не выходит за пределы 2 группы. Сравнения групп здоровья с динамикой хронических заболеваний позволяет сделать предположение о более качественной диагностики здоровья детей и учащихся ЦО № 1679.
     Медико-физиологические аспекты: динамика групп здоровья учащихся с 1-го по 9-й класс в образовательных учреждениях Москвы и регионов (2002 и 2008)[56].
     Изучение утомления студентов с 3-го по 9-й класс в начале недели до и после школы и в конце недели до и после уроков показало, что учащиеся ЦО № 1679 характеризуется более высокой емкости для всех недель. В школе № 743 Москва высокая доступность связана с последствиями праздников – исследование было проведено в первую неделю после праздников – о чем свидетельствует стабильный уровень в течение недели. ЦО № 1679 выступление студентов увеличивается к концу недели 
     Таким образом, сравнение среднего балла, СОУ в. П. Симонов и качества подготовки учащихся с 3 по 9 классы на педагогические аспекты мотивации и ориентации студентов на социально-психологические аспекты; группа здоровья, хронические заболевания и усталость в медико-физиологическом аспекте, а также результаты анкетирования, проведенного в лицее № 21, Иваново и образования центра № 1679 г. Москвы, которая внедрена технология преемственности по сравнению с другими образовательными учреждениями, позволило сделать следующие выводы.
     Использование технологии преемственности, в дополнение для устойчивого развития при переходе из начальной в среднюю школу также способствует плавному переходу детей из одной ступени образования в другую, всестороннее исследование и развитие ребенка выражается в сглаживание и стабилизация существующих учебных заведений, снижения успеваемости учащихся в период подросткового возраста[50]. 
     Операция, которая осуществляется в рамках преемственности технологии, позволяющие обеспечить раннюю коррекцию и профилактику развития ребенка и студента в медико-физиологических и педагогических, социально-психологических аспектов и его развития. Эта деятельность позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития ребенка с учетом особенностей предшествующего развития и его прогноз, чему способствовало внедрение системы советов на основе индивидуальной карты развития субъектов образовательной деятельности.
     Преемственность в системе образования способствует созданию здоровьесберегающей среды при взаимодействии субъектов образовательной деятельности, что способствует сохранению физического и психического здоровья, что влияет на здоровье учащихся в течение недели, увеличивая внимание учащихся на этот вопрос, в поддержании мотивации к обучению в подростковом возрасте и его дальнейший рост, в высокой подготовке студентов на всех уровнях образования.
     Положительное влияние преемственности технологий также нашло отражение в кадровой работе. Таким образом, использование технологии преемственности, как показали результаты анкетирования способствует развитию и саморазвитию учителей, воспитателей и специалистов для создания новых ключевых компетенций: совершенствование знаний о развитии ребенка с точки зрения педагогического, социально-психологического и медико-физиологического аспекта на всех уровнях образовательного процесса и умение применять их на практике. Это требует понимания учителем особенностей предшествующего развития ребенка, соотнести их с особенностями развития ребенка в настоящем и прогнозировать его будущее развитие, чтобы осуществлять своевременную коррекцию и формирование его индивидуальной траектории развития.
     Установлено, что технология преемственности предполагает следующую последовательность в их совокупности и взаимосвязи педагогические, социально-психологические и медико-физиологические условия, когда процесс развития на новом этапе обучения и воспитания осуществляется в диалектической связи с предыдущим и одновременно в соответствии с очередными целями и задачами образовательного процесса. Доказано, что образовательный процесс не может рассматриваться без учета особенностей всех субъектов образовательной деятельности. Поэтому на каждом этапе преемственности реализуется свой цикл взаимодействия субъектов образования: детей, учителей, воспитателей и родителей, что позволяет по-новому посмотреть на строительство и организацию образовательной деятельности[50,51,52].Проанализировав материал о здоровьесбережении школьников от его истоков до современников мы можем делать вывод о том, что несомненно здоровье это один из главных факторов успешного обучения. В различные времена правители старались сделать свою нацию более здоровой и умной, а школа это тот период когда эти две компитенции проявляются наиболее значимо и поддаются корректировке и улучшению. Делая вывод скажем что, здоровье было есть и будет  той составляющей процесса обучения которая будет влиять не только на жизнь и здоровье одного конкретного ученика , а в последствии будет являться гарантом стабильности и развития страны и нации.
     1.2. Влияние качества и продолжительности сна на здоровье и обучение школьников
     Как известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся.  
     По данным исследований Минздрава России,  лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств[68].
     За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей. К  концу занятий ухудшается самочувствие учащихся, многие на подготовку домашних заданий тратят более 2,5- 3 часов, более 60% ребят не могут сразу заснуть, что свидетельствует о нервном переутомлении, учебных перегрузках[25].  
      Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования[69]. Мы все острее понимают свою ответственность за благополучие новых поколений. На первый план выступает воспитание у детей потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни[70].
        Но, к сожалению, существует много факторов разрушающих здоровье детей, о которых мы может, даже и не задумываемся с вами. Что же нам мешает сохранять здоровье школьников? Главный недостаток современной системы образования в России – это  авторитарность, доходящая у некоторых учителей до деспотизма. Понятие «заставить ученика»- из числа самых распространенных. Нет ничего опаснее высокомерия учителя и иллюзии своего могущества. Чем больше на уроках проявлений авторитаризма, тем более скованными чувствуют себя на уроке его ученики, тем в меньшей степени такой урок может быть  назван здоровье сберегающим. Главное на уроке – научить, а не проверить знания и задания, выученные ребёнком дома[5].
     Так же важным фактором здоровьесбережения школьников является правильный и здоровы сон[31.c,71], несомненно тема сна и сновидений особенно сложна в понимании, и о важности этой проблемы невсегда задумываются даже на самом высоком уровне. Одним из примеров негативного воздействия на здоровье человека стал закон о переводе Россиян на летнее время, в последствии который был отменен из за общего ухудшения здоровья жителей страны[22,с.65]. 
     У учителя порой проявляется  нетерпимость по отношению к отдельным ученикам. Это может выражаться, как явно (гнев, оскорбление, неприязнь), так и косвенно (реплики, мимика, жесты, интонация). Такая негативная установка на личность ребенка разрушает педагогическое общение, ведет к конфликтам, подавляет природные склонности и интересы ребенка. Только положительными эмоциями и чувствами учитель добивается значительно большего взаимопонимания со своими воспитанниками, что является наивысшей гарантией успеха его воспитательной миссии. 
      Преподаватель не должен допускать этого и более того, должен научить своих учеников бережно относится к своему здоровью, как самой важной ценности в жизни. Для этого необходимо одно условие:
     Если преподаватель сам не следит за своим здоровьем, он никогда не сможет научить этому своего ученика. «Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье». Эти слова принадлежат Гейне. Насколько здоров учитель, настолько он компетентен в вопросах здоровьесбережения, в здоровьесберегающих технологиях, в умении их применять на уроках, настолько качественнее будет и само обучение
     Здоровьесбережение в образовании как ценность представлено тремя взаимосвязанными блоками: здоровьесбережение как ценность государственная, здоровьесбережение как ценность общественная, здоровьесбережение как ценность личностная.
     Здоровьесбережение как система характеризует здоровьесберегающий аспект функционирования учебного заведения соответствующего уровня и профиля.
     Такая система состоит из взаимосвязанных компонентов: целей здоровьесберегающей деятельности; содержания этой деятельности (фиксируемого в планах, программах, учебниках, учебных пособиях, компьютерных обучающих программах, разнообразных видео, информационных, телекоммуникационных и т. п. средствах); методов сбережения здоровья (понимаемой как технологии здоровьесберегающей деятельности); средств, используемых в процессе здоровьесбережения; организационных форм и норм, в которых здоровьесберегающая деятельность реализуется с тем или иным эффектом.
     Система здоровьесберегающего образования наряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного развития ребенка способствует формированию у него осознанной потребности в здоровье, пониманию основ здорового образа жизни, обеспечивает практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического и психического здоровья и представляет собой взаимосвязь трех подсистем, которые, взаимодополняя друг друга способствуют созданию необходимых условий для формирования личности учащихся, содействуют их естественному физическому и психическому развитию, тем самым оказывая благотворное влияние на здоровье ребенка в целом[8]. Этими подсистемами являются: 
     Формирование здоровьесберегающей грамотности. Этот процесс осуществляется путем передачи знаний и формирования умений и навыков сохранения и укрепления здоровья на различных учебных дисциплинах.
     Здоровьесберегающий подход к учебному процессу, под которым подразумевается системная организация следующих элементов: обоснованное с точки зрения здоровьесбережения расписание учебных занятий, физиологически грамотное построение и педагогически рациональная организация урока, использование активных методов обучения, обеспечение необходимых санитарно-гигиенических норм в учебных помещениях, создание благоприятной психологической атмосферы и оптимальное сочетание субъект-субъектных и объект-субъектных отношений в процессе обучения.
     Оздоровительная работа в учебное и внеучебное время, предполагающая реализацию практических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся и учителей. В рамках этого направления осуществляется оздоровление детей и взрослых средствами физической культуры и спорта, профилактической медицины и гигиены, социально-психологической коррекции и реабилитации[20].
     Здоровьесбережение в образовании как процесс проходит в определенных организационных формах (индивидуальных, групповых, коллективных) с привлечением самых разнообразных средств здоровьесбережения и зависит от поставленных целей и ожидаемых результатов образовательной деятельности.
     Здоровьесберегающее образование как результат: Результатом здоровьесберегающего образования (системообразующим фактором): является индивидуальное здоровье ученика, представляющее собой динамический комплекс психофизиологических свойств и качеств личности, направленный на самосовершенствование и здоровый стиль жизни, а также фиксируется факт овладения личностью всех ценностей, рождающихся в процессе здоровьесберегающей образовательной деятельности, что может быть представлено в следующей последовательности: грамотность, образованность, профессиональная компетентность, культура.
     Здоровьесберегающая грамотность возникает в процессе решения здоровьесберегающих задач с целью формирования у детей и подростков ценностного отношения к физическому и психическому здоровью, научно обоснованных представлений о здоровом образе жизни, к обучению их правилам здорового образа жизни в процессе постижения закономерностей окружающего мира, способам формирования, сохранения и укрепленияздоровья. Образованность - это грамотность, доведенная до общественно и личностно необходимого максимума. Образованность в здоровьесбережении предполагает наличие достаточно широкого кругозора по самым различным вопросам жизни и здоровья человека и общества. Но вместе с тем она предполагает и достаточно определенную избирательность по глубине проникновения и понимания тех или иных вопросов. Именно поэтому профессионально сориентированная образованность должна строиться на широкой общеобразовательной основе. Невозможно быть образованным в той или иной области, не будучи грамотным в ней.
     Здоровьесберегающая компетентность - проявляется в проведении профилактических мероприятий и применении здоровьесберегающих технологий людьми, знающими закономерности процесса здоровьесбережения. Профессионализм педагогов, позволяющий дать знания подрастающему поколению, должен быть дополнен осознанным желанием сохранить и укрепить здоровье ребенка, защитить его от страданий, унижения личности, изгнав боль и страх. Забота о будущем ребенка предполагает уважение к его эстетическому чувству, поддержку его тяги к прекрасному, являющейся фундаментальным качеством человека разумного. Здоровьесберегающая культура - присвоение на личностном уровне концепции здоровья и следование индивидуальной программе здорового образа жизни. Основы здоровьесберегающей культуры могут формироваться в процессе воспитательной работы в школе[49].
     Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Уровень жизни - это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория). Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, то есть определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория)[53]. Первые две категории образа жизни человека носят общественный характер. Поэтому ясно, что здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитет) и личностными наклонностями (образ).Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.
     Основные факторы, оказывающие воздействие на здоровье субъектов образовательного процесса 
     Несмотря на то, что формально ценность здоровья признается всеми, упоминание задач здоровьесбережения в описании педагогических технологий, методов и систем почти не встречается. Во первых, забота о здоровье учащихся в теоретических концепциях большинства ученых-педагогов и практиков далеко не первостепенна в сравнении с такими задачами, как обученность, воспитанность, личностное развитие и т. п. , вокруг которых как раз и концентрируется педагогическая мысль; Во вторых, принцип «Не навреди», который является важнейшим принципом здоровьсберегающей педагогики, как бы присутствует во всех педагогических концепциях как само собой разумеющееся усло.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%