- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Психологическое и социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в организации здорового сна школьников
| Код работы: | K008817 |
| Тема: | Психологическое и социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в организации здорового сна школьников |
Содержание
Титульный лист
Содержание
Введение....................................................................................................3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ исследования здоровьесберегающих программ в системе образования
1.1. Реализация здоровьесберегающих программ: история
и современность…………………………………………………..…………..…5
1.2. Влияние качества и продолжительности сна на здоровье и
обучение школьников………………………………………………………..…..7
1.3. Гигиена сна как здоровьесберегающая технология…………………….18
1.4. Сновидения как один из методов изучения и работы с
психологическим здоровьем ………………………………………….……….19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование: влияние сна
на качество обучения старших школьников
2.1. Исследование роли здорового сна в профилактике педагогической запущенности, девиантного поведения, депрессии, неврозов………………23
2.2. Разработка и внедрение в практику программы просвещения
субьектов образовательного процесса в области гигиены сна………….….25
2.3. Оценка эффективности разработанной программы……………………56
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2……………………………………………………...65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………67
ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………….68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………..70
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. В нашей работе мы рассмотрим реализацию здоровье сберегающих программ в большей степени направленных на улучшение и изучение особенностей психологического здоровья человека, и отдельно остановимся и обратим внимание на необходимость более качественно и углубленно изучить те особенности человеческой жизни, которые протекают в период сна. Поскольку на сегодняшний момент у преподавателей, родителей, да и самих детей обучающихся образовательных организаций нет четкого понимания того как правильно составлять режим своего сна и бодрствования, о таком понятии как гигиена сна большинство обучающихся и их родителей даже не слышало.
Наша работа даст возможность рассмотреть на примерах необходимость соблюдения гигиены сна, проведет параллели здорового сна и качественного обучения[21,с.9], профилактики адектива и девиации[30].
Здоровье как научная проблема охватывает комплекс медико-биологических, физкультурно-оздоровительных, социальных и психологических наук. Существует множество определений здоровья человека но если собрать их в единое целое, то мы можем получить следующее определение - здоровье человека – это непрерывная совокупность естественных состояний жизнедеятельности, характеризующейся способностью организма к совершенной само регуляции, поддержанию гомеостаза, сохранению и самосовершенствованию соматического и психического статуса, при оптимальном взаимодействии органов и систем, адекватном приспособлении к изменяющейся окружающей среде (физической, биологической, социальной), использовании резервных и компенсаторных механизмов в соответствии с потребностями и возможностями выполнения биологических и социальных функций, в том числе, рождения и воспитания потомства[42].
Объект исследования – формирование навыков соблюдения гигиены сна школьников, для улучшения качества обучения.
Предмет исследования – психологическое и социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в организации здорового сна школьников.
Целью исследования является изучить, разработать и апробировать программу, направленную на изучение особенностей психологической, социально–педагогического составляющей здорового сна в области педагогики на примере старших школьников.
Гипотезой данной работы является следующее утверждение: здоровый сон есть одна из необходимых составляющих успешного обучения, улучшения состояния физического и психологического здоровья школьников:
Работа будет эффективной если:
- работа в области просвещения гигиены сна будет касаться не только обучающихся, но и всех субьектов образовательного процесса;
- будут учтены особенности подросткового возраста и сопоставлены с особенностями сна;
- будет учтена психологическая составляющая влияния особенностей сна и психической активности во сне в старшем школьном возрасте.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие исследовательские задачи:
1) рассмотреть влияние сна и психической активности во сне на качество обучения школьников;
2) изучить влияние сна и психической активности во сне на психологическое здоровье школьников;
3) разработать и внедрить в практику процесс информирование всех участников образовательного процесса о необходимости соблюдения правил гиены сна;
4) провести анализ и интерпретацию результатов исследования.
Элемент научной новизны данной работы состоит в получении уникальных и ценных данных результатов исследований, которые в дальнейшем помогут найти оптимальный подход в решении проблем качества обучения, педагогической запущенности, через исследование сна и сновидений обучающихся.
Практическая значимость исследования заключается в выявлении особенностей сна и психической активности во сне влияющих на качество обучения и социально-психологическую составляющую и физическое здоровье школьника.
База исследования: Государственное общеобразовательное учреждение г. Москвы школа № 2075.
ГЛАВА 1. Современные здоровьесберегающие программы в системе образования
1.1 Исторические аспекты и современники реализации здоровье сберегающих программ
Здоровьесбережение в образовании рассматривается как деятельность педагогов, направленная на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Бережное отношение к здоровью издавна транслировалось российским детям в виде устных правил, религиозных норм[60].
В древнерусских летописях мы можем встретить описанные письменные свидетельства, относящиеся к особенностям здорового образа жизни: распределение времени приема пищи, ранний подъем утром, послеобеденный сон, ранний отход ко сну вечером. Такого рода наставления мы находим в «Поучении князя Владимира Мономаха детям» (1117 год), древнерусском сборнике «Пчела» (XII век), составленном монахом Антонием.
Личная гигиена являлась неотъемлемым компонентом российской этнокультуры. Эта традиция, равно как и советы о нравственном воспитании, санитарном быте школьников, отражена в трактате Е. Славинецкого «Гражданство обычаев детских» (XVII век). В XVIII веке забота о здоровье подрастающего поколения была связана с деятельностью М. В. Ломоносова, Л. И. Бецкого, Н. И. Новикова.
В своей педагогической деятельности Михаила Васильевича Ломоносова был основан на принципе естественного права, и считал человека во всей совокупности ее духовных и материальных проявлениях. Л. И. Бецкой придавал огромное значение физическому воспитанию. Н. Новиков поднял вопрос о гармоничном сочетании умственного и физического образования и их объеме в зависимости от возраста ребенка [18].
В 1755 году открытие Московского университета, его ректор, сказал: "для защиты сил мира, что они неумеренным старанием и бдением был не расстроен и сбит с толку, к отвращению, которое должно быть достаточно движения с благоприятным в этом удовольствие, через какие физические и душевные силы возобновляются, оживляются и могут использовать их в науках с большим успехом" [4,с. 17].
В 1800 году в России было выпущено первое Учебное пособие по гигиене И. Венцель, "первое понятие о том, как живут наши тела, что хорошо для него, что плохо".
В 1835 году было выпущено "руководство к педагогике или науке воспитания" А. obodovskaya, раскрывающие идеи естественного права образования, физического развития, влияние наследственности и среды на детское здоровье. В XIX веке Ф. Ф. Эрисман, профессор Императорского Московского университета, писал: "...во время школьной жизни ребенка появляются неправильности кровообращения, его питание страдает, что он кривой и недальновидно[19].
Не позволяет 14-летний ребенок сидел весь день над книгами (в школе и дома) и что он не имел времени для движения на открытом воздухе. Школа имеет более чем еще заботиться о тренировке" [61,стр. 22-23].
Большинство научных трудах Ф. Ф. Эрисмана посвящена проблемам гигиены детства: он рассмотрел вопросы школьной близорукости и физического развития учащихся, освещения и вентиляции школьных зданий, школьного оборудования, физическое воспитание, школьное утомление, гигиена умственного труда студентов.
В современном мире, учеными была разработана идеальная модель класса, отмечена на многих выставках медалями и дипломами. В 1850-1860-х годов, врачи нашли большое распространение среди школьников с нарушением зрения и опорно-двигательного аппарата, в частности близорукости, нарушений осанки, неврастении и анемии. Преимущественное их распространение среди учащихся по сравнению с их сверстниками, не студенты, было столь явным, а частота их возникновения, с такой печальной закономерностью увеличивается от класса к классу, их сочли неизбежным следствием школьного обучения, и они получили название "школьных болезней" [13].
В результате поиска причин "школьных болезней" получила сертификат неудовлетворительного обучения: отсутствие классов, освещенность, низкое качество воздуха помещений, неправильная форма и размер школьных столов, тренингов перегрузки. Рекомендации для устранения этих недостатков были отражены в последующих статьях и руководстве по школьной гигиене.
В 1871 г. Устав школы в каждой Российской школе и гимназии были предусмотрены должности врача. Важность медицинского наблюдения школ отмечает Н. А. тольско, профессор первой клиники детских болезней в императорском Московском университете [55,с. 19].
Тесная взаимосвязь физического и умственного развития писал М. И. Демков [17,стр. 25.]. О том, как защитить детей от нервности и нервных заболеваний, думая е. Н. Водовозова [14.с 272-275].
Во второй половине XIX века появились специальные журналы, а в 1904 г. на международном Конгрессе по школьной гигиене. Более чем 130 лет, вопросы укрепления здоровья школьников было исследовано на санитарно-техническим отделами Санкт-Петербургской Военно-медицинской академии и Императорского Московского университета, Московского государственного университета, медицинского института-медицинской академии. И. М. Сеченова.
С 1959 года, актуальные вопросы гигиены детей и подростков были разработаны в НИИ гигиены детей и подростков АМН СССР, Институт гигиены детей и подростков научного центра здоровья детей РАМН. В Институте гигиены и охраны здоровья детей и подростков Теоретические основы гигиенического воспитания и образования, профилактические рекомендации по охране здоровья учащихся, физиолого-Гигиенические требования к оборудованию школ, дидактические, технические средства обучения. Направление естественной педагогики в России, разработанная К. Д. Ушинский, в. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко[10].
Говоря о первоначальном воспитании детей, К. Д. Ушинский писал о его организации, "время физических упражнений, развития ребенка во всех ее живой, естественной гармонической целостности," учимся ориентироваться на местности, в природе; знание сезонов, преимущества гимнастики [57].
По данным здравоохранение важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы" [54].
В формировании здоровья детей воспитатель ориентирован на утреннюю гимнастику, питание, полный режим воздуха (свежий воздух), радостное мироощущение, эстетическое воспитание, занятия спортом, хождение босиком. В частности, он писал, что привычка делать зарядку закрепляется в раннем детстве. Важно научить детей, чтобы подняться в то же время, после упражнения на свежем воздухе – мытье. Летом полезно купаться в пруд, зимой заливают по пояс прохладной водой. От питания в детстве зависит гармония, пропорциональность частей тела, правильное развитие кости, в частности грудной клетки. При отсутствии пищи минеральных веществ и микроэлементов непропорционально развитые отдельные части скелета, что влияет на осанку. Чтобы не допустить этого, следует позаботиться, здоровая витаминная диета, сочетание витаминов с минералами. Это недопустимо, что ходить в школу, дети не едят завтрак или ели неисправен. В школе в. А. Сухомлинского 8-летних когда-то работал в неделю по 2 часа, 9-10-летние-по 3 часа, 11-летние на 4 часа. Они связали стволы деревьев, камыш, понес снег на маленьких носилках для защиты растений от холода и других[9,11].
Работа на открытом воздухе является средством закаливания организма и профилактики простудных заболеваний. Летние каникулы целесообразно проводить в походах, путешествиях по лугам, полям, лесам. Прямой контакт с природой укрепляет здоровье, способствует умственному развитию. Гармония здорового тела и разума невозможно без радости. Если ребенок, очарованный красотой полей, мерцанием звезд, песня кузнечиков и запахом полевых цветов, слагает песню, значит, он находится на вершине этой гармонии тела и духа.
Забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это в первую очередь забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества. Большое значение в. А. Сухомлинский дал спортивные игры. В "школе радости" учащиеся старших классов были оборудованы детская площадка, качели. Дети были мячи, настольный теннис, диски, палки, веревки. Лета учителю рекомендуется ходить босиком, не боится дождя. Он увидел в этом особенно важным средством закаливания. Система укрепления организма начинается с закаливания ног. Нет конкретного упражнения, необходимо постоянно соблюдать общий режим – ходьба летом босиком[6].
Важность спорта: "организованные спортивные упражнения, катание на коньках, катание на лыжах, катание на лодках, регулярные занятия гимнастикой", - писал А. С. Макаренко [46]. Сыграл большое значение в проблеме сохранения здоровья школьников Педологии – науки, изучающей сложный характер детского развития в конце XIX – начале XX века.
Первые наблюдения педологических была проведена в России А. Н. Нечаев, г. И. Россолимо, Н. е. Румянцев, А. Ф. Лазурский, К. И. Pournin, А. С. Грибоедов, в. П. Кащенко. В 1904 году в Санкт-Петербурге был открыт первый в России педологические курсы, готовит специалистов в области исследования ребенка[15].
В 1906 году по инициативе Н. А. Бернштейн, в. Я. Игнатьева и г. Н. Россолимо такие курсы были организованы при Московском педагогическом собрании в 1907 году в Нижнем Новгороде. В 1907 г. в. М. Бехтерев создал в Санкт-Петербургском Институте Педологических.
Научная деятельность педагогов дореволюционного периода были разнообразны: они затрагивают потребности и интересы Любительская ребенка, сохранить умственных усилий, индивидуальных особенностей учащихся, успешное развитие ребенка, комплексные программы обследования. В послереволюционный период деятельность педагогов была направлена на поиск "законы детства" антропометрические характеристики детей разного возраста в связи с условиями жизни, психологических особенностей детского возраста, разработке методов испытаний. Сформирована концепция развития ребенка: рефлексотерапия, биогенетический, социогенетический, культурно-исторической обусловленности развития высших психических функций.
К середине 1930-х гг. Педологии заложил основы дифференцированного и индивидуального подхода к развитию и воспитанию детей на основе знания их физических, психофизических и психологических особенностей. Тем не менее, общий уровень развития научных знаний того времени, чрезмерная идеологизация педагогики и практики школы не разрешается использовать достижения Педологии в педагогической науке.
В современной идеи реализации здоровьесберегающих технологий рассмотренных на примере работы школы здоровья - 1679 под руководством профессора факультета психологии МГОУ, доктора психологических наук Просвиркина Владимира Николаевича показано, что основными проблемами в ходе обучения являются: снижение успеваемости в обучении детей в период подросткового возраста; ухудшение состояния здоровья детей; плохое сопоставление программ между ступенями образования, слишком большим объемом материала в основной школе по сравнению с программой начальной школы; проблемы, вызванные адаптацией детей к школе; проблемы, связанные с незнанием психологии подростка, отсутствием авторитета педагога, пассивное участие родителей к школьной жизни ребенка и др.
С целью решения этих проблем была разработана технология преемственности, практической реализации, которая проявляется в постепенной и пошаговый алгоритм на примере ЦО № 1679 при переходе детей с одной ступени образования на другую: дошкольное отделение – начальная школа; начальная школа – начальная школа[51].
Результаты реализации технологии преемственности с 2002 по 2007 год показаны в педагогическом, социально-психологическом и медико-физиологическом аспектах на примере нашего центра образования № 1679 и разработки сайтов в городе Иваново – Лицей №21 в сравнении с другими учебными заведениями, в которых внедрена технология преемственности: школа № 603 и 743, Москва, гимназия № 44 и школа № 27 города Твери. Участвовал всего в исследовании на втором этапе 2686 детей, учитель 161, 60 родителей[52].
Учащиеся ЦО № 1679 и лицея № 21 показывают более высокие результаты по основным предметам среди общеобразовательных школ и школ повышенного уровня как видно, динамика обучения учащихся ЦО № 1679 и лицея № 21 является достаточно стабильным из года в год. Сравнение среднего балла по предметам с ПДД Симона, как показали результаты исследования, доказательства объективности в оценивании учителей.
Изучение социально-психологического аспекта показал, что со студентов № 1679 и лицея № 21 акцентом на деловое общение и на себя (методика Б. басса) выражается более гармонично. Для студентов характерно плавное снижение мотивации к 7-МК класса и его последующее увеличение до границы средней (методика т. Эллерса).
Социально-психологический аспект: динамика мотивации студентов с 3-го по 9-й класс в образовательных учреждениях Москвы и регионов.
Анализ уровня здоровья учащихся показал, что в ЦО 1679 большее количество детей с первой группой здоровья – среднее значение не выходит за пределы 2 группы. Сравнения групп здоровья с динамикой хронических заболеваний позволяет сделать предположение о более качественной диагностики здоровья детей и учащихся ЦО № 1679.
Медико-физиологические аспекты: динамика групп здоровья учащихся с 1-го по 9-й класс в образовательных учреждениях Москвы и регионов (2002 и 2008)[56].
Изучение утомления студентов с 3-го по 9-й класс в начале недели до и после школы и в конце недели до и после уроков показало, что учащиеся ЦО № 1679 характеризуется более высокой емкости для всех недель. В школе № 743 Москва высокая доступность связана с последствиями праздников – исследование было проведено в первую неделю после праздников – о чем свидетельствует стабильный уровень в течение недели. ЦО № 1679 выступление студентов увеличивается к концу недели
Таким образом, сравнение среднего балла, СОУ в. П. Симонов и качества подготовки учащихся с 3 по 9 классы на педагогические аспекты мотивации и ориентации студентов на социально-психологические аспекты; группа здоровья, хронические заболевания и усталость в медико-физиологическом аспекте, а также результаты анкетирования, проведенного в лицее № 21, Иваново и образования центра № 1679 г. Москвы, которая внедрена технология преемственности по сравнению с другими образовательными учреждениями, позволило сделать следующие выводы.
Использование технологии преемственности, в дополнение для устойчивого развития при переходе из начальной в среднюю школу также способствует плавному переходу детей из одной ступени образования в другую, всестороннее исследование и развитие ребенка выражается в сглаживание и стабилизация существующих учебных заведений, снижения успеваемости учащихся в период подросткового возраста[50].
Операция, которая осуществляется в рамках преемственности технологии, позволяющие обеспечить раннюю коррекцию и профилактику развития ребенка и студента в медико-физиологических и педагогических, социально-психологических аспектов и его развития. Эта деятельность позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития ребенка с учетом особенностей предшествующего развития и его прогноз, чему способствовало внедрение системы советов на основе индивидуальной карты развития субъектов образовательной деятельности.
Преемственность в системе образования способствует созданию здоровьесберегающей среды при взаимодействии субъектов образовательной деятельности, что способствует сохранению физического и психического здоровья, что влияет на здоровье учащихся в течение недели, увеличивая внимание учащихся на этот вопрос, в поддержании мотивации к обучению в подростковом возрасте и его дальнейший рост, в высокой подготовке студентов на всех уровнях образования.
Положительное влияние преемственности технологий также нашло отражение в кадровой работе. Таким образом, использование технологии преемственности, как показали результаты анкетирования способствует развитию и саморазвитию учителей, воспитателей и специалистов для создания новых ключевых компетенций: совершенствование знаний о развитии ребенка с точки зрения педагогического, социально-психологического и медико-физиологического аспекта на всех уровнях образовательного процесса и умение применять их на практике. Это требует понимания учителем особенностей предшествующего развития ребенка, соотнести их с особенностями развития ребенка в настоящем и прогнозировать его будущее развитие, чтобы осуществлять своевременную коррекцию и формирование его индивидуальной траектории развития.
Установлено, что технология преемственности предполагает следующую последовательность в их совокупности и взаимосвязи педагогические, социально-психологические и медико-физиологические условия, когда процесс развития на новом этапе обучения и воспитания осуществляется в диалектической связи с предыдущим и одновременно в соответствии с очередными целями и задачами образовательного процесса. Доказано, что образовательный процесс не может рассматриваться без учета особенностей всех субъектов образовательной деятельности. Поэтому на каждом этапе преемственности реализуется свой цикл взаимодействия субъектов образования: детей, учителей, воспитателей и родителей, что позволяет по-новому посмотреть на строительство и организацию образовательной деятельности[50,51,52].Проанализировав материал о здоровьесбережении школьников от его истоков до современников мы можем делать вывод о том, что несомненно здоровье это один из главных факторов успешного обучения. В различные времена правители старались сделать свою нацию более здоровой и умной, а школа это тот период когда эти две компитенции проявляются наиболее значимо и поддаются корректировке и улучшению. Делая вывод скажем что, здоровье было есть и будет той составляющей процесса обучения которая будет влиять не только на жизнь и здоровье одного конкретного ученика , а в последствии будет являться гарантом стабильности и развития страны и нации.
1.2. Влияние качества и продолжительности сна на здоровье и обучение школьников
Как известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся.
По данным исследований Минздрава России, лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств[68].
За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей. К концу занятий ухудшается самочувствие учащихся, многие на подготовку домашних заданий тратят более 2,5- 3 часов, более 60% ребят не могут сразу заснуть, что свидетельствует о нервном переутомлении, учебных перегрузках[25].
Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования[69]. Мы все острее понимают свою ответственность за благополучие новых поколений. На первый план выступает воспитание у детей потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни[70].
Но, к сожалению, существует много факторов разрушающих здоровье детей, о которых мы может, даже и не задумываемся с вами. Что же нам мешает сохранять здоровье школьников? Главный недостаток современной системы образования в России – это авторитарность, доходящая у некоторых учителей до деспотизма. Понятие «заставить ученика»- из числа самых распространенных. Нет ничего опаснее высокомерия учителя и иллюзии своего могущества. Чем больше на уроках проявлений авторитаризма, тем более скованными чувствуют себя на уроке его ученики, тем в меньшей степени такой урок может быть назван здоровье сберегающим. Главное на уроке – научить, а не проверить знания и задания, выученные ребёнком дома[5].
Так же важным фактором здоровьесбережения школьников является правильный и здоровы сон[31.c,71], несомненно тема сна и сновидений особенно сложна в понимании, и о важности этой проблемы невсегда задумываются даже на самом высоком уровне. Одним из примеров негативного воздействия на здоровье человека стал закон о переводе Россиян на летнее время, в последствии который был отменен из за общего ухудшения здоровья жителей страны[22,с.65].
У учителя порой проявляется нетерпимость по отношению к отдельным ученикам. Это может выражаться, как явно (гнев, оскорбление, неприязнь), так и косвенно (реплики, мимика, жесты, интонация). Такая негативная установка на личность ребенка разрушает педагогическое общение, ведет к конфликтам, подавляет природные склонности и интересы ребенка. Только положительными эмоциями и чувствами учитель добивается значительно большего взаимопонимания со своими воспитанниками, что является наивысшей гарантией успеха его воспитательной миссии.
Преподаватель не должен допускать этого и более того, должен научить своих учеников бережно относится к своему здоровью, как самой важной ценности в жизни. Для этого необходимо одно условие:
Если преподаватель сам не следит за своим здоровьем, он никогда не сможет научить этому своего ученика. «Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье». Эти слова принадлежат Гейне. Насколько здоров учитель, настолько он компетентен в вопросах здоровьесбережения, в здоровьесберегающих технологиях, в умении их применять на уроках, настолько качественнее будет и само обучение
Здоровьесбережение в образовании как ценность представлено тремя взаимосвязанными блоками: здоровьесбережение как ценность государственная, здоровьесбережение как ценность общественная, здоровьесбережение как ценность личностная.
Здоровьесбережение как система характеризует здоровьесберегающий аспект функционирования учебного заведения соответствующего уровня и профиля.
Такая система состоит из взаимосвязанных компонентов: целей здоровьесберегающей деятельности; содержания этой деятельности (фиксируемого в планах, программах, учебниках, учебных пособиях, компьютерных обучающих программах, разнообразных видео, информационных, телекоммуникационных и т. п. средствах); методов сбережения здоровья (понимаемой как технологии здоровьесберегающей деятельности); средств, используемых в процессе здоровьесбережения; организационных форм и норм, в которых здоровьесберегающая деятельность реализуется с тем или иным эффектом.
Система здоровьесберегающего образования наряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного развития ребенка способствует формированию у него осознанной потребности в здоровье, пониманию основ здорового образа жизни, обеспечивает практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического и психического здоровья и представляет собой взаимосвязь трех подсистем, которые, взаимодополняя друг друга способствуют созданию необходимых условий для формирования личности учащихся, содействуют их естественному физическому и психическому развитию, тем самым оказывая благотворное влияние на здоровье ребенка в целом[8]. Этими подсистемами являются:
Формирование здоровьесберегающей грамотности. Этот процесс осуществляется путем передачи знаний и формирования умений и навыков сохранения и укрепления здоровья на различных учебных дисциплинах.
Здоровьесберегающий подход к учебному процессу, под которым подразумевается системная организация следующих элементов: обоснованное с точки зрения здоровьесбережения расписание учебных занятий, физиологически грамотное построение и педагогически рациональная организация урока, использование активных методов обучения, обеспечение необходимых санитарно-гигиенических норм в учебных помещениях, создание благоприятной психологической атмосферы и оптимальное сочетание субъект-субъектных и объект-субъектных отношений в процессе обучения.
Оздоровительная работа в учебное и внеучебное время, предполагающая реализацию практических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся и учителей. В рамках этого направления осуществляется оздоровление детей и взрослых средствами физической культуры и спорта, профилактической медицины и гигиены, социально-психологической коррекции и реабилитации[20].
Здоровьесбережение в образовании как процесс проходит в определенных организационных формах (индивидуальных, групповых, коллективных) с привлечением самых разнообразных средств здоровьесбережения и зависит от поставленных целей и ожидаемых результатов образовательной деятельности.
Здоровьесберегающее образование как результат: Результатом здоровьесберегающего образования (системообразующим фактором): является индивидуальное здоровье ученика, представляющее собой динамический комплекс психофизиологических свойств и качеств личности, направленный на самосовершенствование и здоровый стиль жизни, а также фиксируется факт овладения личностью всех ценностей, рождающихся в процессе здоровьесберегающей образовательной деятельности, что может быть представлено в следующей последовательности: грамотность, образованность, профессиональная компетентность, культура.
Здоровьесберегающая грамотность возникает в процессе решения здоровьесберегающих задач с целью формирования у детей и подростков ценностного отношения к физическому и психическому здоровью, научно обоснованных представлений о здоровом образе жизни, к обучению их правилам здорового образа жизни в процессе постижения закономерностей окружающего мира, способам формирования, сохранения и укрепленияздоровья. Образованность - это грамотность, доведенная до общественно и личностно необходимого максимума. Образованность в здоровьесбережении предполагает наличие достаточно широкого кругозора по самым различным вопросам жизни и здоровья человека и общества. Но вместе с тем она предполагает и достаточно определенную избирательность по глубине проникновения и понимания тех или иных вопросов. Именно поэтому профессионально сориентированная образованность должна строиться на широкой общеобразовательной основе. Невозможно быть образованным в той или иной области, не будучи грамотным в ней.
Здоровьесберегающая компетентность - проявляется в проведении профилактических мероприятий и применении здоровьесберегающих технологий людьми, знающими закономерности процесса здоровьесбережения. Профессионализм педагогов, позволяющий дать знания подрастающему поколению, должен быть дополнен осознанным желанием сохранить и укрепить здоровье ребенка, защитить его от страданий, унижения личности, изгнав боль и страх. Забота о будущем ребенка предполагает уважение к его эстетическому чувству, поддержку его тяги к прекрасному, являющейся фундаментальным качеством человека разумного. Здоровьесберегающая культура - присвоение на личностном уровне концепции здоровья и следование индивидуальной программе здорового образа жизни. Основы здоровьесберегающей культуры могут формироваться в процессе воспитательной работы в школе[49].
Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Уровень жизни - это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория). Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, то есть определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория)[53]. Первые две категории образа жизни человека носят общественный характер. Поэтому ясно, что здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитет) и личностными наклонностями (образ).Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.
Основные факторы, оказывающие воздействие на здоровье субъектов образовательного процесса
Несмотря на то, что формально ценность здоровья признается всеми, упоминание задач здоровьесбережения в описании педагогических технологий, методов и систем почти не встречается. Во первых, забота о здоровье учащихся в теоретических концепциях большинства ученых-педагогов и практиков далеко не первостепенна в сравнении с такими задачами, как обученность, воспитанность, личностное развитие и т. п. , вокруг которых как раз и концентрируется педагогическая мысль; Во вторых, принцип «Не навреди», который является важнейшим принципом здоровьсберегающей педагогики, как бы присутствует во всех педагогических концепциях как само собой разумеющееся усло....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
| Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:

