- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности влияния семейных конфликтов на психологическое самочувствие младших школьников
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K010577 |
Тема: | Особенности влияния семейных конфликтов на психологическое самочувствие младших школьников |
Содержание
Содержание ВВЕДЕНИЕ 3 Глава I. Теоретико-методологические основания изучения и профилактики семейных конфликтов 7 1.1 Сущность, типология и формы проявления семейных конфликтов 7 1.2. Причины возникновения и возможности профилактики семейных конфликтов 15 1.3. Проблемы психологической помощи детям из конфликтных семей 24 Вывод по главе I 32 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34 Введение К сожалению, при возникновении конфликтов в семье больше всех страдают именно дети. Причем влияние на ребенка проявляется иногда открыто, а иногда и косвенно. В этом случае возможны три основных варианта развития событий: - ребенок становится очевидцем конфликтов; - малыш может играть роль «громоотвода» - объекта эмоциональной разрядки; - ребенок становится орудием в разрешении конфликта. Частые ссоры и выяснения отношений между родителями приводят к тому, что у ребенка пропадает ощущение защищенности. В результате у него нарастает тревожность, а продолжительные конфликты приводят к серьезной психической травматизации. Ребенок замыкается в себе, его преследуют страхи и ночные кошмары. Дети не могут осознать проблем и противоречивости межличностных отношений. Детская душевная травма нередко провоцирует ряд невротических расстройств - энурез, тики, страхи, нарушение внимания и пр. Многие родители уверены в том, что для ребенка играют роль только конфликты открытого характера, свидетелем которых он и является. Но наличие скрытых неразрешенных конфликтов также вредит детской психике. Утаиваемое напряжение, притворная вежливость, отчужденность или враждебность более разрушительны для психики ребенка, чем открытые скандалы. Отрицательные эмоции в отношении ребенка и несоразмерные к нему требования или, наоборот, абсолютное восприятие всех его проявлений, не дают ему возможности полноценно оценить собственное поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. Говоря о степени научной разработанности, хотелось бы отметить труды, в которых очень подробно рассматриваются особенности влияния семейных конфликтов на психологическое самочувствие детей. В.М. Бехтерев, А.Р. Лурия и В.Н. Мясшцев предупреждали, что межличностный конфликт психологически переносится детьми трудно и болезненно, особенно, если они оказались его непосредственными участниками. Авторы отмечали, что конфликты могут оказывать разное влияние на ребенка. С одной стороны, они усложняют психологическую жизнь, способствуют переходу на новые, более сложные уровни ее функционирования, с другой - могут привести к нарушению гармонии взаимоотношений с окружающими людьми, задержать процесс социализации личности. Ведь у ребенка еще не сформирована способность выходить из неблагополучных ситуаций в семье самостоятельно, без помощи взрослого, неадекватный контакт с которым может спровоцировать возникновение конфликта. В данной работе мы хотели бы рассмотреть проблему конфликта в семье, с которой сталкиваются родители, работники сферы образования в процессе своей профессиональной деятельности, и предложить пути возможной практической коррекции ситуации конфликта. На основании вышесказанного можно обозначить проблему исследования: каково влияние семейных конфликтов на психологическое самочувствие детей младшего школьного возраста. Объект исследования – психологическое самочувствие детей младшего школьного возраста. Предмет исследования - влияние семейных конфликтов на психологическое самочувствие младших школьников. Цель исследования – проанализировать особенности влияния семейных конфликтов на психологическое самочувствие младших школьников. Гипотеза исследования. Конфликты в семье негативно сказываются на детях, что влечет за собой эмоциональные и поведенческие нарушения у детей младшего школьного возраста. Задачи исследования: 1. изучить теоретико-методологические основания изучения и профилактики семейных конфликтов, 2. провести исследование влияния семейных конфликтов на психологическое самочувствие детей младшего школьного возраста, 3. разработать программу коррекции по разрешению детско-родительских конфликтов, 4. определить эффективность разработанной программы. Методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования, экспериментальное исследование, методы качественной и количественной обработки полученных результатов. Методики исследования: 1. Проективная методика «Дом -дерево - человек» Дж.Бука Цель: диагностика развития личности ребенка – незащищенность, тревожность, недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебность, конфликтность (фрустрация), трудности общения. 2. Методика «Волшебная страна чувств» Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Цель этой методики – исследование психоэмоционального состояния. 3. Тест тревожности «Выбери нужное лицо» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Цель: исследовать и оценить тревожность и агрессивное поведение ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. 4. Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина. Новизна данной работы заключается в том, что: - обосновано негативное влияние семейных конфликтов на психологическое самочувствие детей младшего школьного возраста, - выявлены и апробированы способы разрешения семейных конфликтов в отношении «родители - ребёнок». Практическая значимость результатов данной работы заключается в том, что предложенные методики исследования могут быть использованы психологами для диагностики эмоциональных состояний детей в конфликтных ситуациях. В том числе предложенные рекомендации могут быть учтены при разрешении семейных конфликтов. Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Глава I. Теоретико-методологические основания изучения и профилактики семейных конфликтов 1.1 Сущность, типология и формы проявления семейных конфликтов Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) определяется в психологии и конфликтологии как естественное явление социальных отношений, свидетельствующее об их развитии и способствующее разрешению назревающих в обществе противоречий. Однако конфликт затрагивает сферу ценностей, интересов, потребностей его участников и потому сопровождается активным выбросом негативных эмоций, борьбой, порой с использованием любых, даже самых некорректных средств и способов защиты. Словом, конфликт одновременно с его развивающим потенциалом таит в себе разрушительные силы, с которыми не каждый человек и не каждая группа могут справиться. Семья одно из наиболее конфликтогенных сообществ, это ее естественное качество, неотъемлемое свойство, имманентно (внутренне присущее) существующее вместе самой семьей. Система семейных отношений в процессе ее жизнедеятельности разнонаправленна: по составу участников, во-первых, внутри естественных подсистем - супружеской, детско-родительской, сиблипговой, во-вторых, в родственных подсистемах - родителями супругов, их близкими родственниками, в-третьих, в сопутствующих системах - коллеги, друзья, соседи, в- четвертых, в сопровождающих системах - образовательные и воспитательные учреждения, медицинские, социальные, государственные службы семьи, учреждения бытовою обслуживания; но сфере деятельности - интимно-личностные, духовно-нравственные, интеллектуальные, досуговые, экономические, хозяйственно-бытовые и др. Каждая их этих подсистем сложна по содержанию, подвержена естественному «хаосу» многомерности и спонтанности, присущих семье. Плотность и частота контактов в отношениях и совместной деятельности членов семьи создает множество конфликтных ситуаций. Справиться с ними способна далеко не каждая семья. Нередко разрушительные тенденции семейных конфликтов намного превышают их развивающий характер и тогда конфликты становятся фактором риска существования CPMI.II, ОНИ могут разрушить семью. Исходя из различных факторов, конфликты семьи можно классифицировать по разным основаниям. По семейной роли участников - супружеские, детско-родительские, сиблинговые, с родственниками, причем каждый из конфликтов глубоко специфичен. например, конфликт между сестрами значительно отличается от конфликта между братьями или между братом и сестрой, свекрови и невестки развивается и протекает совершенно иначе и требует соответственно иного подхода, чем конфликт зятя и теши или тестя и зятя и т.д. По содержанию - ролевой: психологический; ценностный: проблемно-деловой; педагогический; организационный. По характеру течения - ситуативно-взрывной; длительный; волнообразный или застревающий. По результату продуктивный; непродуктивный или деструктивный. По характеру противоречий - реалистичный; нереалистичный (невротический или смещенный). Конфликты, согласно исследованиям, показатели противоречий, а противоречия, в свою очередь, могут быть нормативными, возникающими вследствие естественных изменений, сопровождающих развитие семьи, а могут быть обусловлены ненормативными силами, как внешними, так и внутренними. Исходя из зтого положения, можно разделить конфликты, как и кризисы на нормативные н ненормативные. Обозначим нормативные противоречия, способные стать конфликтогенами в жизни семьи, по одновременно и движущими силами ее развития. Эти противоречия неизбежны, без них не обойдется ни одна семг,я. Особенно остро эти противоречия выступают в начале семейной истории и кризисные моменты развития семьи. Это противоречия: • прежнего и нового уровня развития; • потрсбностно-мотивационного содержания личности каждого члена семьи и общих семейных норм, правил: • автономного пространства каждого члена семьи и коллективной жизни семьи; • стремления к стабильности, упорядоченности и желания новизны, разнообразия, изменений: • различий во взглядах, принципах, привычках, способах деятельности и т.д. Таким образом, если супруги или родители и дети конфликтуют по поводу нарушения порядка в доме, несогласия одного из них что-то менять в пространстве дома, вида культурного отдыха, права на спокойное одиночество внутри дома - это естественные, закономерно возникающие конфликты. Они не свидетельствуют о разрушении семьи или ее болезни. Проблема лишь в том, чтобы, во-первых, признавать наличие противоречия. то есть делать конфликт реалистичным, во-вторых, уметь эти периодически возникающие конфликты продуктивно разрешать и постепенно формировать систему договоров по поводу существующих противоречий. Непродуктивный выход из конфликта, во-первых, не разрешает противоречия и оно продолжает приносить неудобство членам семьи, во-вторых, разрушает уже устоявшиеся формы взаимодействия. в-третьих, создает напряжение в семье и мешает строить и сохранять комфортное семейное пространство, в-четвертых, делает проблемной сферу перспективы развития семьи, то есть у членов семьи теряется доверие, уважение друг к другу н возникает желание выхода из семейной системы, освобождения от нее. Кроме нормативных конфликтов жизнь членов семьи нередко наполнена так называемыми нереалистическими или невротическими, или смещенными конфликтами. Они наиболее опасные для жизнедеятельности и развития семьи. Они свидетельствуют о болезнях семейной системы или ее разрушении. Нереалистичным этот конфликт называется потому, что истинное противоречие не признается (сознательно или бессознательно) членами семьи, не делегируется друг другу как предмет обсуждения и решения. Неудобство в связи с неразрешенным противоречием приносит напряжение в отношения, но разрядка напряжения наступает на почве или в сфере, не затрагивающей противоречия. Член семьи страдающий от неразрешенного противоречия, сознательно «терпит» неудобство, имея внутренний, нередко неосознаваемый мотив жертвы или компенсации. То есть жертва всегда надеется, что ее терпение будет как-то вознаграждено или компенсировано. Когда этого не происходит - а это бывает всегда, ибо другой, видя, что его близкий мирится с существующим положением, принимает это за норму и не считает нужным как-то благодарить или компенсировать - жертва возмущается или обижается, чем приводит в недоумение своего близкого. Наступает момент эмоционального отчуждения, непонимания. Когда такие конфликты происходят часто, отношения становятся крайне напряженными, болезненными, затрудняются все виды взаимодействия. Супружеские конфликты составляют большую часть всех семенных столкновений, они могут быть самостоятельными, то есть без включения других подсистем и макросистемы семьи, могут так или иначе затрагивать, а порой и глубоко вовлекать и макросистему семьи, и все другие подсистемы. Причинами супружеских конфликтов в основном выступают: • несогласованность супружеских ролей: - неравноправие распределения сфер деятельности и ответственности супругов; • несогласованность в сфере досуга, экономики семьи: • несогласованность родительских ролей и позиций: - непринятие системы ценностей н привычек друг друга. Усугубляющими факторами супружеских конфликтов являются личностная незрелость супругов, неготовность к семейному строительству, некомфортные установки на супружество (мотив долженствования и система требований и контроля в отношениях), низкая общая культура личности. Специфической чертой супружеских конфликтов является их эмоциональность, взрывной характер, так как пронсходнт смешение противоречии, перенос напряжения в эмоционально-интимную сферу или хозяйственно-бытовую, экономическую сферы. Противоречие. вызвавшее такой конфликт, не осознается супругами, становится внутренней частью айсберга, а верхней его частью являются смещенные, нереалистичные конфликты. Отсюда болезненность восприятия конфликтов, их острота. Другой особенностью супружеских конфликтов является легкость «соскальзывания» их к непродуктивному разрешению за счет все той же эмоционально-ннтимной сферы. Супруги успокаиваются. не разрешив противоречия, выражают чувства друг другу, нроявляют нежность, «заглаживая вину», вступают в шгтпмные отношения. На первый взгляд, конфликт исчерпан, но на самом деле конфликт только затих. Условия продуктивного разрешения супружеских конфликтов: - принятие конфликта как естественного проявления жизни семьи: - принятие права другого на автономность, самостоятельность выбора решений, мнений, поступков, действий и т.д.. то есть уважение к субъективному пространству мира личности супруга; - открытость, искренность отношений супругов; - наличие договора о поведении во время конфликта (супругам необходимо знать, как реагирует партнер на различные конфликтные ситуаини. как более продуктивно выстроить с ним конфликтное взаимодействие); • наличие «зоны конфликта», договора о месте, времени, способе Предъявления конфликтной информации друг другу; например, «конфликтные прогулки», во время которых супруги выясняют отношения, не включая в конфликт детей и близких. • «открытый результат» конфликтного взаимодействия - отсутствие настойчивости партнеров в быстром, немедленном разрешении щютиворе- чия. право каждого на обдумывание и собственное решение в конфликте. Детско-родительские конфликты нередки во многих семьях. В целом процесс общения родителей с детьми как правило, не обходится без конфликтов. Они зачастую отличаются взрывным характером, имеют значительные специфические черты и различаются по возрастным особенностям детей. Обострение конфликтности в детско-родительских отношениях сопровождает возрастные кризисы детей. Основные причины таких конфликтов: • непродуктивная родительская установка и позиция$ - несогласованность родительских позиций взрослых семьи; I • отсутствие учета взрослыми сложностей периода адаптации ребенка в новой социальной среде; • отсутствие учета возрастных особенностей и возрастных кризисов детей; • конфликтность атмосферы дома, частые супружеские конфликты, нетактичность родителей друг к другу и детям, негативная эмоциональность отношений. Особенностью детско-родительских конфликтов является их неравенство. Дети зависимы от родителей физически, экономически, социально. Родители сильнее физически, значительно опытнее, образованнее детей, а кроме того, их статус выше, чем у ребенка, у родителей больше прав и возможностей. Дети чувствуют свою зависимость, неравенство, они меньше понимают и знают, умеют, потому и более эмоциональны, импульсивны, агрессивны в конфликтах, чаше используют непродуктивную тактику зашиты всеми доступными им способами: капризами криком, физической агрессией, обманом, подкупом, апелляцией к третьему лицу и др. Продуктивность выхода нз детско-роднтельского конфликта усложняется тем, что в нем должно не только разрешиться противоречие, но и произойти педагогическое взаимодействие. ибо одна из важнейший родительских функции - воспитывающая. способствующая гармоничной социализации. Родители должны учить ребенка достойно вести себя в конфликте и продуктивно выходить из него, извлекать из него положительный опыт. Словом, конфликтуя с ребенком, нужно не переставать обучать и воспитывать его так. чтобы он принял необходимую ему информацию и обрел положительный конфликтный опыт. Иначе это может стать серьезным препятствием продуктивной социализации, развитию асссрпшвности. Особенно специфичными являются конфликты родителей с подростками. Кроме остроты этих конфликтов, последователи (В.И. Дружинин. Г. Крайг, Л. Нэррета. O.B. Хухлаева) отмечают, что конфликт с родителями является для подростка уже с 10-11 лет своеобразным театром, где он предстает героем как для себя, так и для сверстников. Подросток демонстративен в конфликте и более независим, более защищен эмоционально, ибо может уйти, хлопнув дверью, а в компании друзей найти понимание и поддержку. Условия продуктивного разрешения детско-родителъских конфликтов: - принятие родителями права ребенка на несогласие с ними, собственную позицию, желания и т.д.; - открытость, искренность отношений детей и родителей, свобода самовыражения ребенка в семье (в выражении отрицательных эмоций, недовольства, несогласия, нежелания что-то делать, подчиняться и т.д.): - педагогическая тактика родителей (как конфликтующего с ребенком, гак и не включенного в конфликт) в конфликте с ребенком, подростком. Пример продуктивного разрешения супружеских и макросемейных конфликтов: обязательное обсуждение конфликтов с детьми с помощью консультативной тактики, диалога с ребенком, совместного обсуждения. анализа происходящего в конфликте и проблемы, вызвавшей конфликт, вместе с ребенком; Тактика продуктивного решения конфликта для конфликтующего взрослого: • дать выразить ребенку свои негативные змоции, несогласие, недовольство и т.д.: • принятие негативных проявлении ребенка - или «я тебя понимаю, тебе не нравится...; ты злишься ...» - без осуждения, давления, попытки прервать негативные проявления: при возможности - телесный контакт: поглаживание, объятие, прикосновения: - пауза - оставить ребенка в покое или переключение на другую тему, деятельность: при невозможности - предложить самому успокоится, побыть в одиночестве, заняться приятным делом, в крайнем случае - при длительной острой эмоциональной реакции - элемент «взрыва» - резкая эмоциональная реакция взрослого, резкое действие, но без оскорбления и физического воздействия; • «шаг навстречу»; когда ребенок успокоится, поддержка, независимо от остроты столкновения; • присоединение - рассказ о подобном собственном переживании, случае из жизни, конфликте и т.д.: - обсуждение проблемы конфликта и рекомендации о том, как выходить из подобных столкновений в семье и за ее пределами. Для взрослого, не включенного в конфликт: • эмоциональная поддержка ребенка без опенки предмета конфликта и поведения ребенка: • невмешательство в конфликт, в крайнем случае - обсуждение его со вторым взрослым без ребенка; • рекомендации ребенку о продуктивном поведении в конфликте с другим взрослым, подсказки отца, как себя вести, например, мальчику с мамой или наоборот, I - рекомендации конфликтующему с ребенком взрослому, если он значительно моложе и менее опытен, чем рекомендующий; например, мать подсказывает дочери, как вести себя с внуком и тд. Сиблинговые конфликты или конфликты между детьми в семье - явление неизбежное. Мотивами их является соперничество за родительское внимание, за субъективное пространство дома, то есть за территорию, за власть и т.д. Эти конфликты осложняются, обостряются, во-первых, непродуктивной родительской тактикой в отношении сибилингов (недостаточность внимания к старшему, противопоставление качеств детей, неравенство требований и правил); во-вторых, эксплуатацией старшего уходом за младшим; в-третьих, непродуктивностью отношения родителей к детским конфликтам: наказанием одного из конфликтующих (в конфликте всегда виноваты оба), наказанием обоих: вмешательством в детские конфликты и волевым их разрешением. 1.2. Причины возникновения и возможности профилактики семейных конфликтов А.Я. Анцупов и Т.В. Андреева выделяют целый ряд психологических факторов (причин) конфликтов в отношениях родителей и детей. Во-первых, к причинам конфликтов между родителями и детьми относят тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия. Вполне понятно, что дисгармония семьи - это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей. Во-вторых, к причинам или факторам конфликтов между родителями и детьми относят деструктивность семейного воспитания. Его чертами, как правило, являются следующие характеристики: * разногласия членов семьи по вопросам воспитания; * противоречивость, непоследовательность, неадекватность; * опека и запреты во многих сферах жизни детей; * повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений [2,4]. Данные черты выражаются в разнообразных ошибках воспитания. Наиболее распространенной в нашей стране классификацией отклонений в стилях семейного воспитания является классификация А. Е. Личко и Э. Г. Эйдемиллер. Авторами были выделены следующие отклонения в стилях семейного воспитания [5; 8] 1. Гипопротекция: недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности; 2. Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и забота о подростке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов; 3. Воспитание по типу «кумир семьи»; 4. Эмоциональное отвержение; 5. Повышенные моральные требования; 6. Непрогнозируемые эмоциональные реакции; 7. Жестокость; 8. Противоречивое воспитание. С точки зрения психологии, наиболее приемлемым стилем семейного воспитания считается демократический. Такие отношения основаны на взаимном доверии и понимании. Родители стараются прислушиваться к просьбам и пожеланиям малыша, при этом поощряют ответственность и самостоятельность. В таких семьях в приоритете общие ценности и интересы, семейные традиции, эмоциональная потребность друг в друге. Сложнее приходится детям в семьях с авторитарным методом воздействия. В этом случае взрослые не стараются аргументировать свои просьбы, а точнее требования и запреты. По их мнению, ребенок должен безоговорочно подчиняться их воле, а в противном случае последует строгий выговор или физическое наказание. Авторитарное поведение редко способствует формированию тесных и доверительных отношений. Даже в старшем возрасте таких детей не покидает чувство страха или вины, постоянное ощущение внешнего контроля. Но если ребенку удастся избавиться от гнетущего состояния, его поведение может стать антиобщественным. Известны случаи, когда, не выдержав постоянного давления со стороны родителей-диктаторов, дети кончали жизнь самоубийством. Попустительский стиль воспитания – другая крайность, где практически нет ограничений и запретов. Очень часто попустительское отношение вызвано неумением или нежеланием родителей устанавливать определенные правила поведения. Подобный принцип воспитания может расцениваться ребенком как равнодушие и безразличие со стороны взрослых. В дальнейшем это приведет к формированию безответственной личности, неспособной учитывать чувства и интересы других людей. Одновременно такие дети испытывают страх и неуверенность в собственных силах. Многочисленные недостатки и последствия имеет и гиперопека. В таких семьях родители безоговорочно выполняют все прихоти своего чада, в то время как правил и ограничений для него не существует. Результат подобного поведения – эгоцентричная и эмоционально незрелая личность, неприспособленная к жизни в обществе. Распространенная ошибка семейного воспитания – это отсутствие единой политики, когда правила и требования у мамы и папы разные, либо зависят от настроения, самочувствия родителей. Стили воспитания применяются родителями неосознанно, но их не может не быть. Отсутствие воспитания – тоже стиль. Представим характеристику каждого стиля в виде таблицы, где в первой графе будут описаны действия родителей, во второй – поведение детей в результате применения стиля. Таблица 1. - Характеристика стилей семейного воспитания Попустительский стиль и его характеристика Поведение родителей (Р.) Поведение детей (Д.) Родители (Р.) неосознанно демонстрируют холодное отношение к ребенку, безразличны к его потребностям и переживаниям. Р. не устанавливают для детей никаких ограничений, их интересуют исключительно собственные проблемы. Р. убеждены, что если их ребенок одет, обут и накормлен, то их родительский долг выполнен. Главный метод воспитания – кнут и пряник, причем сразу после наказания может следовать поощрение – «лишь бы не орал». Р. часто демонстрируют двуличное отношение к окружающим. На людях Р. проявляют к своему ребенку безграничную любовь и доверие, подчеркивая его достоинства и оправдывая шалости. Развивают ребенка только потому, что хотят извлечь из этого максимальную выгоду. Такие Р. любят повторять: Ну и что, я сам таким был и вырос хорошим человеком. Ключевые слова попустительского стиля: Делай, как хочешь! (Д.) предоставлены сами себе. В одиночку они вынуждены разбираться со своими маленькими проблемами. Недоласканные в детстве, они чувствуют себя одинокими. Д. полагаются только на себя, проявляя недоверчивость к другим, имеют много тайн. Часто Д. двуличны, как и их родители, демонстрируют угодничество, лесть, подхалимаж, любят врать, ябедничать и хвастаться. Такие дети не имеют собственного мнения, не умеют дружить, сочувствовать, сопереживать, ведь их этому не научили. Для них не существует запретов и нравственных норм. Процесс обучения для Д. неважен, важен конечный результат – отметка, которую порой они стремятся выплакать, отстоять, оспорить. Д. ленивы, не любят труд ни умственный, ни физический. Дают обещания, но не выполняют, нетребовательны к себе, но требовательны к другим. У них всегда кто-то виноват. Самоуверенность в старшем возрасте граничит с хамством. Поведение Д. безразличных Р. проблемно, что порождает постоянные конфликтные ситуации. Либеральный стиль и его характеристика Поведение родителей (Р.) Поведение детей (Д.) В отличие от попустительского стиля, либеральные родители (Р.) намеренно ставят себя на одну ступень с ребенком, предоставляя ему полную свободу. Правила поведения, запреты, реальная помощь, которая так нужна маленькому человечку в большом мире, отсутствуют. Р. ошибочно полагают, что такое воспитание формирует самостоятельность, ответственность, способствует накоплению опыта. Р. не ставят целей воспитания и развития, пуская все на самотек. Уровень контроля низкий, но отношения теплые. Р. всецело доверяют ребенку, легко общаются с ним и прощают шалости. Выбор либерального стиля может быть обусловлен слабостью темперамента Р., их природной неспособностью требовать, руководить, организовывать. Они или не умеют, или не хотят воспитывать ребенка и к тому же снимают с себя ответственность за результат. Ключевая фраза: Делай то, что считаешь нужным. Д. либеральных родителей тоже предоставлены сами себе. Совершая ошибки, они вынуждены сами их анализировать и исправлять. Став взрослыми, по привычке они будут стараться делать все в одиночку. У Д. вероятно развитие эмоциональной отчужденности, тревожности, замкнутости и недоверия к окружающим. По плечу ли Д. такая свобода? Формирование личности в таком случае во многом зависит от среды вне семьи. Существует опасность вовлечения Д. в асоциальные группы, поскольку Р. неспособны контролировать их поступки. Чаще всего, в либеральных семьях вырастают либо безответственные и неуверенные в себе Д., либо наоборот неуправляемые и импульсивные. В лучшем случае Д. родителей-либералов все же становятся сильными, творческими, активными людьми. Авторитарный стиль и его характеристика Поведение родителей (Р.) Поведение детей (Д.) Родители авторитарного стиля демонстрируют высокий уровень контроля и холодные отношения. Р. имеют четкие представления о том, каким должен быть их ребенок и достигают цели любыми способами. Р. категоричны в своих требованиях, неуступчивы, любая инициатива, самостоятельность ребенка всячески подавляются. Р. диктуют правила поведения, сами определяют гардероб, круг общения, режим дня. Активно применяются методы наказания, командный тон. Р. любят оправдывать себя тем, что «Меня тоже наказывали, но я же вырос хорошим человеком», «Яйцо курицу не учит!». В то же время Р. стремятся дать своему ребенку все самое лучшее: одежду, еду, образование. Все, кроме любви, понимания и ласки. Ключевые слова авторитарного стиля: Делай, как я хочу! Д. испытывают дефицит родительской ласки и поддержки. Они прекрасно знают все свои недостатки, но не уверены в себе и своих достоинствах. У Д. часто возникает чувство собственной ничтожности, ощущение, что родителям нет до него дела. Формируется личность со слабым Я, неспособная на контакт с окружающим миром. Результаты излишне требовательного воспитания: либо пассивность, либо агрессивность. Одни дети спасаются бегством, замыкаясь в себе, другие отчаянно борются, выпуская колючки. Отсутствие близости с родителями вызывает враждебность, подозрительность и к окружающим. Часто Д. авторитарных родителей убегают из дома или заканчивают жизнь самоубийством, не находя другого выхода. Вовремя обнаружить в себе тирана и не сломать жизнь ребенку – первоочередная задача авторитарных родителей. Демократический стиль и его характеристика Поведение родителей (Р.) Поведение детей (Д.) Теплые отношения, высокий контроль – оптимальные условия воспитания, по мнению психологов. Родители-демократы беседуют с детьми, поощряют инициативу, прислушиваются к их мнению. Они координируют действия ребенка и устанавливают правила с учетом его потребностей и интересов. Р. признают право на свободу Д., но требуют соблюдения дисциплины, что формирует у Д. правильное социальное поведение. Р. всегда готовы прийти на помощь, культивируя, тем не менее, самостоятельность и ответственность. Р. и Д. сотрудничают, действуют на равных, авторитет, однако, остается за взрослым. Демократический стиль можно назвать «золотой серединой». Ключевые слова: Я хочу тебе помочь, Я слушаю тебя, Я тебя понимаю. Демократический стиль формирует гармоничный тип личности, что является, как мы помним, главной целью современного воспитания. Д. растут самостоятельными, инициативными, рассудительными, уверенными в себе людьми. Это могут быть совсем не идеальные дети, но они прислушиваются к замечаниям и стараются контролировать свое поведение. Д. часто становятся отличниками, лидерами в коллективе. Воспитывая детей в стиле сотрудничества, родители делают вклад и в свое будущее. Такие Д. доставят минимум хлопот, а став взрослыми, будут опорой для семьи. Стили семейного воспитания не всегда применяются родителями в чистом виде. Например, в некоторых семьях сотрудничество порой может граничить с безразличием, диктат с невмешательством, в зависимости от ситуации. Беспорядочное чередование стилей, непоследовательные действия родителей говорят о хаотическом воспитании. И наоборот, родители могут перестараться с заботой, и тогда сотрудничество перерастает в гиперопеку. В некоторых источниках можно встретить описание рассудительного и состязательного стилей, но их, опять же, можно рассматривать как варианты основных 4 стилей. Выбор стиля семейного воспитания прежде зависит от личности детей и родителей, от семейных традиций и нравственных устоев. Огромный отпечаток накладывают условия воспитания самих родителей. Перечисленные ошибки воспитания внутри семьи приводят к разнообразным проблемам воспитания, таким как [5]: 1. тревожность, страхи у ребенка; 2. высокий уровень агрессивности ребенка; 3. низкая адаптация к группе сверстников; 4. низкая адаптация к школьным требованиям; 5. негативизм одного или обоих родителей; 6. систематические нарушения правил и норм поведения. Безусловно, данные проблемы сопровождаются конфликтами. При этом конфликты могут носить явный, так и скрытый (латентный) характер. Перечисленные проблемы влекут за собой появление еще одного фактора конфликтов между родителями и детьми – личностного фактора, поскольку среди личностных особенностей детей, способствующих возникновению конфликтов, называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, Упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п. Среди личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п [2, 4]. Справедливости ради необходимо отметить, что упрямство и эгоцентризм, непослушание может быть вызвано возрастным кризисом – еще одной причиной детско-родительских конфликтов. Возрастной кризис - переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства. Детские психологи выделяют следующие возрастные кризисы детей: 1. кри....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: