- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Психологические проблемы пожилых людей как социальной группы
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W003880 |
Тема: | Психологические проблемы пожилых людей как социальной группы |
Содержание
Введение Возраст человека является важным фактором в осознании и проявлении индивидуального поведения личности, функционирования общества, развития межличностных связей, развития контактов между поколениями. В науке четко не сформировано общего понятия пожилого возраста. Используются различные взаимозаменяющие термины, например, «престарелые», «граждане пожилого возраста», «люди преклонного возраста», «третий возраст» и другие. Пожилой возраст - это особенно противоречивый и психологически болезненный человеческий период. Эту ступень жизни пожилой человек рассматривает как совокупность потерь и разочарований, ощущения утраты себя как элемента общества. А вот, по мнению молодого, поколения это определенный период активизации опыта и знаний, включение интеллекта и личного креативного потенциала в развитие общества. Для этого необходимо исследовать структурные элементы и факты эмоциональных проявлений и социальных ролей пожилых людей. В данное время каждый пятый житель страны находится в возрасте старше трудоспособного. На протяжении жизни каждого поколения в обществе происходят какие-либо изменения, однако в жизни нынешнего поколения пожилых людей в нашем обществе произошли такие кардинальные изменения, которые привели к существенным усложнениям в их эмоциональном и психологическом положении. К определенным характеристикам эмоциональных отношений у пожилых людей относится устойчивое преобладание различных переживаний, а именно тревожности, чувства утраты, раздражительности, недовольства. Однако имеется значительная часть пожилых граждан, у которых до глубокой старости сохраняются позитивное и радостное настроение, бодрость духа. В научных исследованиях выделяются важные жизненные позиции человека: пассивная (конформистская) и активная. Пассивная направлена на подчинение окружающему миру и обществу, согласие с различными обстоятельствами, а активная позиция делает акцент на преобразование общества, внедрение новых веяний творчества, реализацию активного долголетия и совершенствование старшего поколения. Активность пожилого человека приобретает особое значение, появляется способность бороться, совершенствовать окружающую действительность в соответствии с личными запросами и целями. Для людей старшего поколения, как и для представителей молодого поколения, образование близких отношений, при которых они делят свои заботы с партнером, служат важным источником эмоционального благополучия. Фундаментальные исследования отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют (при всей сложности этого периода) о многообразных проявлениях пожилым человеком положительного отношения к жизни, к окружающим людям, к себе. В настоящий период времени каждый пятый житель Российской Федерации достиг пожилого возраста. Наблюдается устойчивое увеличение числа долгожителей (в последнее десятилетие до полумиллиона человек). По прогнозам ООН доля лиц старше трудоспособного возраста в России возрастет к 2025 году до 29%, а к 2050 году-до 37%. Проблемы структуры личности пожилого человека, его мотивации, эмоциональных состояний, самооценки и содержания образа «Я», активности и способов взаимодействия старшего поколения с молодым поколением определяют актуальность темы. В современном российском обществе необходима целенаправленная структура подготовки рационального и эффективного взаимодействия лиц пожилогого возраста с молодым поколением, исследование происходящих эмоционально-поведенческих изменений, совершенствование и укрепление института семьи, совершенствование основ защиты пенсионеров от различных негативных социальных факторов для поддержания положительного психоэмоционального фона пожилого поколения. Объектом исследования выступают пожилые люди как особая социально-демографическая группа населения. Предмет исследования – структура эмоциональных отношений пожилых людей. Цель работы – исследовать структуру эмоциональных отношений пожилых людей. Задачи работы: 1. Проанализировать психологические проблемы пожилых людей как социальной группы. 2. Выявить особенности эмоциональной сферы лиц пожилого возраста . 3. Сравнить структуру эмоциональных отношений пожилых людей с людьми зрелого возраста. 4. Сравнить структуру эмоциональных отношений пожилых людей в зависимости от их профессиональной трудовой занятости. Гипотезы исследования: 1. Структура эмоциональных отношений пожилых людей по сравнению с более молодыми характеризуется рядом негативных явлений, таких как ограничение круга интересов, снижение удовлетворенности, менее оптимистичное отношение к будущему и снижение уровня самооценки. 2. Структура эмоциональных отношений пожилых людей различается в зависимости от пола и трудовой занятости. Для сбора данных использовалась разработанная И.Л.Соломиным методика цветовых метафор, позволяющая выявить содержание недекларируемых отношений, потребностей и мотивов у представителей разных возрастных групп. Важно отметить, что данная методика была понятна и доступна для респондентов группы 61-95 лет. Всего в исследовании участвовало 88 человек, мужчины и женщины, которые составили три группы испытуемых. Первая группа 28 человек в возрасте 25-39 лет, из которых 15 мужчин и 13 женщин. Вторая группа 30 человек, в возрасте 40-60 лет, из которых 15 мужчин и 15 женщин. Третья группа респондентов 30 человек в возрасте 61-95 лет, из которых 14 мужчин и 16 женщин. Заключение Обобщая проведенное исследование, можно сделать следующие выводы: Обследованные лица в 25-39 лет имеют хорошую мотивацию к трудовой деятельности, увлеченно к ней относятся. Имеют широкий круг интересов в своей жизни, много жизненных планов, хотят развиваться. Позитивны к своему будущему, социально активны, имеют много коммуникативных связей. У группы обследованных в 40-60 лет наблюдается намного меньше потребностей и интересов в жизни, главное в жизни для них это семейные отношения. Мотивация к работе не высокая, коммуникативных связей меньше, чем у первой группы, снижена самооценка. Испытуемые в возрасте 61-95 лет имеют мало интересов в жизни, заниженную самооценку, главное в их жизни отдых и любовь близких. Самооценка у них занижена. С возрастом снижается уровень мотивации, сужается круг интересов, отношение к будущему становится менее оптимистичным. По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что для мужчин материальная потребность имеет более важное значение, чем для женщин. Здесь возможна потеря социальной роли, которая была связана с их работой, обеспечением членов семьи материально. В этой ситуации особенно важна поддержка и понимание близких людей, их позитивный настрой к данной ситуации. Для женщин существует проблема одиночества в настоящем, у них много свободного времени и они не знают, что с этим делать, наступает прекращение привычных социальных ролей в обществе и в семейных отношениях. Они нуждаются в правильном понимании кризисных ситуаций, чтобы у них появилась возможность принимать правильные решения. У группы работающих пенсионеров, деятельность не воспринимается увлекательно, но они реализовывают себя в каких-то видах деятельности, хотят быть востребованными и материально независимыми, обеспечивать членов своей семьи. У не работающих сохраняется воспоминание о прошлом материальном благополучии. Мотивация к трудовой деятельности слабая у двух групп, присутствует неудовлетворенность, они занимаются не тем, что им нравится. Их потребности не удовлетворяются. Будущее для них не позитивно. Здоровье для работающей группы, ассоциируется с уверенностью, а у не работающих со стрессовой ситуацией. Можно сделать выводы, что в данной ситуации люди пенсионного возраста нуждаются во внимании и заботе, в психологической и социальной поддержке, направленной на то, что бы всевозможными способами поддерживать их социальную активность. У возрастной категории лиц 61-95 лет, в силу физиологических и психологических особенностей наблюдается угасание социальных и психологических контактов, рвутся связи и отношения к которым они привыкли. Им требуется социально-психологическая поддержка, а так же внимание и признание со стороны родственников для того, чтобы разобраться в необычных для них ситуациях, найти решения, которые помогут им как можно дольше оставаться социально активными, здоровыми и позитивно настроенными в настоящем и будущем. 1 Анализ исследований возрастных особенностей эмоциональной сферы лиц пожилого возраста 1.1 Психологические проблемы пожилых людей как социальной группы Старение - это неизбежный природный процесс, заключительный этап жизни, который имеет отличительные особенности от всех других этапов жизни человека. В пожилом возрасте достаточно ясно проявляются внутриличностные проблемы, потому что большинство сложностей пожилых людей, связанных, со здоровьем или с их материальным благосостоянием, достаточно сильно ощущаются и, так или иначе, влияют на его внутреннее эмоциональное состояние. Рассматривая такие психологические сложности, необходимо понять, чем же так отличается этот период от всех предыдущих, какие изменения происходят в человеке в пожилом возрасте [22, с.134]. По мнению В.В. Пациорковского, этап старения человека рассматривается как один из периодов жизненного пути личности, который знаменуется богатством накопленного в прошлом опыта и имеет цикл новых свойств и характеристик, не встречающихся на ранних периодах развития. Вместе с тем, пока еще мало известно о психологических механизмах старения и способах нейтрализации отрицательных проявлений этого процесса [27, с.302]. Пожилой возраст Б. Стрехлер рассматривает как комплексное явление, включающее личностные, социальные, и в том числе экономические аспекты жизни человека. О данных фактах свидетельствуют такие показатели, как продолжительность жизни и структура периодизации, отмечающие начало старения и длительность его протекания, то есть, поздняя зрелость есть процесс, состоящий из трех компонентов: - биологическое старение (возрастание уязвимости организма); - социальное старение (изменение социального статуса и структуры поведения); - психологическое старение (процесс адаптации к процессам старения, борьба с внутриличностным конфликтом, страхом и унынием). Э. Эриксон указывает, что поздняя зрелость (первая половина пожилого возраста) - это время завершающей формы кризиса идентичности, время выбора между целостностью личности (интегративностью) и безысходностью (отчаянием перед лицом смерти) [31, с.13-17]. А.В. Дюмин сводит понятие пожилого человека к «нуждающимся гражданам» и включает к этой возрастной категории лиц от 60 лет и выше, идентифицируя пожилой возраст с периодом старости. Аналогичную позицию занимают Н.Г. Большакова, Л.В. Прохорова, Э.К. Турбаева, О.Б. Мурзина, Д.П. Солодухина. И.П. Щукина относит к категории пожилых, в рамках границы перехода от зрелости к старости, людей в возрасте старше 60 лет. Пожилой человек и пенсионер в исследованиях звучат как синонимы. Похожую позицию занимает А.О. Кабанов, он также рассматривает пожилых людей как единую социальную группу. Кроме того, И.П. Щукина рассматривает место «самых зрелых» среди пожилых людей, что почти воедино смешивает понятия «пожилые», «престарелые», «лица старческого возраста» и «долгожители», ссылаясь на то, что такое отождествление делает большинство исследователей. В работе Е.В. Шмелевой пожилые изучаются в жизненном промежутке «старости», а само понятие старости ассоциируется с понятием «третьего возраста». Можно сделать вывод, что четкости позиции в определении изучаемой категории не прослеживается. В своих исследованиях Т.И. Сапожникова, предлагает определить нижнюю возрастную границу с возрастом выхода на пенсию: для женщин - 55 лет, для мужчин – 60 лет. Верхнюю границу возраста определяют как общую для обоих полов – 75-летний возраст, согласно классификации всемирной организации здравоохранения [34]. Анализ различных учений и исследований пожилого возраста показал наличие следующих фактов: отсутствует единое понимание возрастных границ пожилого возраста; не выявлены идентификационные характеристики социальной группы пожилых. Рассмотренные трактовки не дают четкого понятия начала пожилого возраста для внутреннего осознания человека. Большинство позиций сходится во мнении, что нижнюю границу пожилого возраста можно идентифицировать с моментом выхода на пенсию (для женщин это 55 лет, а для мужчин – 60). Социально - психологические трудности пожилых людей разнообразны, их виды зависят как от объективных, так и от субъективных феноменов. Вот по историческим фактам последствия войны и других тягостных событий привели к тому что, мужчины обычно умирают раньше, чем женщины. И сейчас количество пожилых женщин больше, чем старых мужчин. Процесс постарения населения в России, в отличие от развитых стран, сопровождается ухудшением здоровья и увеличением уровня смертности. Сокращение средней ожидаемой продолжительности жизни населения в последние годы можно отнести к беспрецедентным явлениям. Максимальная величина показателя продолжительности жизни была отмечена в 1986-87 гг., когда ожидаемая продолжительность жизни мужчин снизилась на 7,3 года и составила 57,6 года, у женщин снижение составило 3,4 года, и их продолжительность жизни достигла 71,2. В связи со сверхсмертностью мужчин разница в показателях продолжительности жизни по полу достигла 13,1 года [28, с.84]. Другой важной проблемой «лица старости» является широко распространенное явление, которое называют двойным стандартом старения. По отношению к пожилым людям существуют покровительственные, презрительные и враждебные аттитюды. Пожилые граждане обычно характеризуются как медлительные, глупые, нездоровые, нерелевантные и зависимые. Влияние социальных и психологических факторов на процесс старения личности заключается в обрыве привычных социальных и психологических связей и отношения личности пожилого человека, что приводит по существу к социальной деривации, отрицательно влияющей на личность. Этот эффект усиливается в большинстве случаев в ситуации физического и психологического одиночества [30, с.134]. Среди важных особенностей, входящих в понятие личности, считается образ себя как личности. Это представление человека о себе, своих возможностях, внешности, преимуществах, способностях, а также недостатках, в том числе и эмоциональное отношение к себе. Тенденция к поддержанию постоянного представления о собственном «Я» очень важно для сохранения личностного и эмоционального равновесия. Резкое разрушение самооценки и восприятие собственного «Я» может проявляться в виде неврозов и даже психозов. Особую важность отражает обратная информация, получаемая по поводу себя от среды, в которой человек находится. Распространенные в обществе стереотипы оказывают влияние на формирование отношения к себе пожилых людей. Под воздействием негативных мнений, многие представители поздней взрослости теряют веру в себя, свои способности и возможности [24, с.202]. Они обесценивают себя, теряют самоуважение, испытывают чувство вины, у них падает мотивация и, следовательно, снижается и социальная активность. Ограничение жизнедеятельности граждан пожилого возраста - это одна из наиболее главных и болезненных преград, с которой встречаются многие пожилые люди, вынужденные, в силу возрастных изменений, отказаться от важных привычных социальных ролей и статусов. Все это приводит к разрушению привычной благоприятной формы жизнедеятельности, резкому уменьшению взаимодействия в обществе и других социальных возможностей. Принято считать, что период поздней взрослости начинается около шестидесяти лет и продолжается до самой смерти. Этот период характеризуется различными физическими, когнитивными, а также психологическими изменениями. Во-первых, пожилому возрасту свойственны общие деструктивные тенденции развития, которые охватывают практически всю деятельность организма. Старение сопровождается уменьшением физических и психических сил человека, ухудшением здоровья и снижением жизненной энергии. Изменение претерпевают практически все важные психические и сенсорные функции, например, изменяются некоторые процессы памяти и внимания, замедляется скорость реакции, ухудшается работа органов чувств. Во-вторых, вместе с физиологическими переменами происходит значительная трансформация эмоционального сбоя, внутрисемейном взаимодействии и взаимопонимании, принятии себя пожилому человеку на новой ступени жизнедеятельности, способным выполнять различные важные и значимые виды деятельности и раскрывать в себе новый потенциал. В связи с выходом на пенсию меняется статус человека, его положение в обществе, что накладывает серьезный отпечаток на психологическое состояние пожилого человека, происходит утрата значимости и общественной реализованности. Перемены в жизни и состоянии человека с приходом пожилого возраста, вынуждают приспосабливаться к совершенно новым условиям существования, то есть обостряется проблема адаптации к изменившимся условиям среды. Период старости ставит перед личностью и другие задачи [1, с.112-123]. Например, с точки зрения эго-психолога Э. Эриксона, главная задача данного периода представляет собой выбор между интеграцией и страхом. То есть в период зрелости человек либо достигает целостности собственного «Я», в принятии своего жизненного пути и достижении мудрости. Иначе, он впадает в состояние отчаяния, у него обостряется страх и тревога к различным факторам: одиночество, ограничение жизнедеятельности, смерть и др. Возможно, может появиться осознание того, что жизнь прожита не так, как хотелось бы. Наличие большого количества свободного времени, уход с работы порождает желание оградиться от общения с обществом, более молодым поколением[9, с.38-42]. Утратив необходимость посвящать свободное время для самореализации, нахождения новых друзей, реализации идей, пожилой человек не в состоянии сам, без посторонней помощи найти выход из депрессивного состояния. В ситуации совместного проживания в семье пожилые люди обычно представляют два варианта развития событий. Считая, что родные и близкие пожилого человека стремятся полностью освободить его от всех домашних проблем и дел, под предлогом того, что он заслужил отдых. Либо, наоборот думают, что, близкие люди начинают воспринимать пожилого семьянина как «дополнительные рабочие руки» в домашнем хозяйстве, на которые можно переложить все заботы, в результате чего пожилой человек превращается в домашнюю прислугу. Пожилой возраст приобретает как бы негативный деструктивный характер, в том смысле, что ухудшается физическое состояние организма человека, возникают проблемы со здоровьем и сном, ухудшается и внутренний фон настроения. Данная проблема являются важной и достаточно тяжело переносятся пожилыми людьми, становится для них наиболее актуальной. Известно, что граждане пожилого возраста крайне обеспокоены состоянием своего здоровья, они сосредоточены на своих потребностях, тщательно следят за состоянием своего организма и начинают сильно волноваться и жаловаться, когда что-то, по их мнению, идет не так. Возможно, это происходит потому, что ухудшение общего физического состояния символизирует для них приближение смерти и усиливает ощущение беспомощности, тревожности, страха. Тесно с этой проблемой связана проблема угасания практически всех основных психических функций. Не секрет, что многие пожилые люди жалуются на рассеянность и забывчивость, у них снижается чувствительность, замедляются реакции [11, с.62-71]. Пожилому человеку часто трудно сосредоточить свое внимание, они не способны быстро усваивать новую информацию. Именно это является одной из причин такой не преемственности ко всему новому и необычному. Ведь как иногда бывает трудно объяснить что-нибудь пожилому человеку, который уже практически не поддается обучению, постоянно тебя переспрашивает и ничего все равно не понимает. Кроме рассмотренных эмоциональных и личностных проблем поздней зрелости, не менее важным является интеллектуальное функционирование в этом возрасте. Утрата интеллектуальных возможностей и способностей у пожилых людей объясняется слабым здоровьем, экономическими или социальными причинами, например изоляцией, а также недостаточным образованием и некоторыми другими факторами. Особое место при изучении влияния момента старения на психические процессы уделяется памяти. Ослабление основных функций памяти происходит не равномерно. В основном страдает память на недавние события. Память на прошлое снижается только в глубокой старости [22, с.134]. У пожилых людей не только рассеивается внимание, но и ухудшается кратковременная память, процессы воспоминания наоборот переживают свой рассвет. Часто приходится наблюдать, как пожилые не могут вспомнить, что они делали совсем недавно, и кому они что-либо говорили, и великолепно помнят, что происходило с ним двадцать лет назад. Именно в этом кроется причина того, что многие пожилые люди как будто живут в прошлом, они любят вспоминать свою молодость и рассказывать о том, что с ними происходило. Активное приспособление к новой ситуации, деятельный стиль жизни в этот период дает возможность дальнейшего развития человека, в частности развитие его личности, социальной роли. При таком рассмотрении проблемы старости возникает возможность и необходимость подготовки людей к наступлению пожилого возраста [22, с.138]. Таким образом, можно сказать, что в позднем возрасте снижается способность к адаптации, то есть способность приспосабливаться к изменяющимся условиям среды. С наступлением старости человек постепенно начинает терять психологическую гибкость, теряет эмоциональный контроль, пропадает стремление к переменам и усиливается тенденция к устойчивости. Разумеется, такая особенность сильно осложняет жизнь пожилого человека, так как приходится приспосабливаться к огромному количеству перемен, а способностей к этому становиться все меньше и меньше. У пожилых людей снижается общее самочувствие организма, самоощущение, самооценка, усиливается чувство неуверенности в себе, недовольство собой. Настроение, как правило, снижено, преобладают различные тревожные опасения: одиночества, беспомощности, обнищания, смерти. Пожилые становятся угрюмыми, раздражительными, пессимистами [31, с.13-17]. Способность радоваться снижается, от жизни они ничего хорошего уже не ждут. Интерес к внешнему миру, к новому снижается. Все им не нравится, отсюда – брюзжание, ворчливость. Они становятся эгоистичными и эгоцентричными, более интровертированными (обращенными к себе, своим внутренним переживаниям), круг интересов суживается, появляется повышенный интерес к переживаниям прошлого, к переоценке этого прошлого. Наряду с этим повышается интерес к своему телу, к различным неприятным ощущениям, часто происходит ипохондрия. Неуверенность в себе и в завтрашнем дне делает пожилых более мелочными, скупыми, сверхосторожными, педантичными, консервативными, малоинициативными. Ослабляется у пожилых граждан контроль над своими реакциями, они недостаточно хорошо владеют собой, могут быть взрывными, разрушаются взаимоотношения с друзьями, близкими, молодым поколением. Все эти изменения во взаимодействии со снижением остроты восприятия, памяти, интеллектуальной деятельности создают своеобразный облик старика и делают всех в какой-то степени схожими друг с другом». Для пожилых людей, только вышедших на пенсию серьезной психологической проблемой является сам факт прекращения трудовой деятельности. Разумеется, это всегда связано с большими переменами в жизни человека: появляется большее количество свободного времени, которое необходимо чем-то занимать. Для многих пожилых потеря работы может ассоциироваться с собственной бесполезностью и никчемностью. Дело в том, что современное общество предъявляет достаточно высокие требования к продуктивности, работоспособности и материальной обеспеченности человека. Конечно, пенсионер не способен удовлетворять этим завышенным требованиям, из-за чего может начать думать, что он уже больше ни на что не способен [40]. Еще одной важной опасностью выхода человека на пенсию является потеря социальной роли, связанной с работой и обеспечением семьи, что может привести к потере социальной идентичности и весьма негативно сказаться на психологическом состоянии пожилого человека. В такой ситуации очень важна поддержка семьи, важно показать человеку, что он все еще может приносить огромную пользу обществу, присоединяться в различные волонтерские движения, школы активного долголетия, занимать различные социальные роли, главным образом быть полезным. Часто пожилой возраст называют «возрастом потерь». И действительно, поздний возраст часто связан с частичной или полной утратой социальных контактов. Часть контактов теряется при уходе с работы, другие из-за смерти родственников и друзей. Часто пожилые люди становятся одиноки после смерти супруга, горечь утраты в этом возрасте особенно велика [16, с.36-42]. Причем часто пожилые на самом деле могут быть не одиноки, но чувство одиночества все равно присутствует у многих. Для людей, которые по той или иной причине остались одни важно, чтобы был кто-то, кто их выслушает и поймет, поможет в случае каких-либо затруднений. Поэтому для пожилых людей важно иногда бывает посещать различные клубы по интересам, университет «третьего возраста», участвовать в общественной деятельности [14, с.73-79]. Пр?и всем многообразии определений пожилого возраста по?ла?га?ю, что осно?вной особенностью осмысления данного периода является оценка своего опыта с высоты прожитых лет. Данный возраст характеризуется наличием множества проблем, которые возникают при совокупности психологических, физиологических и социальных факторов. Основными такими проблемами можно назвать общее снижение физической и психической активности, потеря работы, страх или реальная угроза одиночества, приближение смерти, невозможность адаптироваться к слишком быстро изменяющемуся современному миру, разрушение взаимоотношений с окружающими людьми. 1.2 Особенности эмоциональной сферы лиц пожилого возраста Различные признаки эмоциональной сферы пожилых лиц обусловлены трансформацией их социальной значимости в обществе вследствие ухода на пенсию, с необходимостью социализации к новым критериям и условиям жизни. У большого количества людей это вызывает появление негативных эмоциональных переживаний, у других - позитивных, когда человек радуется тому, что наконец-то он может свободно распоряжаться своим временем и посвятить себя делам, которые его интересуют. Граждане, не желавшие выходить на пенсию, некоторое время ощущают неудовлетворение, горечь и раздражение. Но буквально через некоторое время они приходят в себя, и их отношение к своему новому положению становится таким же, как и у людей, стремившихся выйти на пенсию. Эмоции - это состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражаемые в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей, форма психического отражения, реагирования, выражающегося в переживании жизненного смысла явлений, предметов, информации и других раздражителей и обусловленного как ситуацией их воздействия на человека, так и отношением их к его потребностям [10, с.378-383]. Естественно, что для периода поздней взрослости характерны специфические изменения, в том числе и в эмоциональной сфере. Как правило, это неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) человека, со склонностью к беспричинной грусти, тоске, слезливости, тревожности. Эмоциональный настрой, наличие повышенной тревожности, ощущение одиночества - важные показатели психологического настроя и самочувствия пожилого человека. По мнению Эрика Эриксона, «эмоции-это субъективное отражение объективной реальности». Утверждая, что эмоции берутся из объективной реальности, ее отражая. Когда эмоция происходит как бессознательная реакция, она есть отражение (зависит от) многих факторов: настроения, состояния здоровья (как душевного, так и физического), принятых правил поведения, усвоенного личного опыта, у пожилых граждан это зависит от многих факторов, включая погоду на улице и магнитные бури на солнце [14, с.73-79]. Главная ошибка традиционных исследований природы эмоций в том, что эмоции рассматривались в контексте взаимодействия человека со средой - с природной средой. При таком изучении исследовались адаптивные, сигнальные и прочие функции эмоций, которые на самом деле являются вторичным и малозначимыми. На самом деле центральная функция эмоций - это коммуникативная функция, через выражение эмоций пожилые общаются с окружающими людьми, передавая, таким образом, свое состояние души, свои знания, отношение к ним, любовь и тепло. Эмоции, рождаясь как инструмент общения и взаимодействия разных людей, формируются в первую очередь как выученное поведение. Основной массив повседневных эмоций - это выученные эмоции. Это все те эмоции, которым взрослого и пожилого человека научили по имеющимся культурным образцам, или эмоции, которым он научился сам, но тоже по образцам существующей вокруг него культуры (например, скорбь - эмоция выученная). Эмоции выучиваются людьми в течение всей жизни, но максимально активно в детстве, образуя две очень большие группы: эмоции детской культуры и эмоции взрослой культуры. Эмоции, чувства и состояния детской культуры — те, которые придумывают, перенимают друг у друга и осваивают сами дети в первую очередь в связи с задачей управления родителями и другими взрослыми. Напротив того, эмоции и состояния взрослой культуры — те, которые создаются в кругу взрослых людей и с педагогическими целями передаются, вставляются детям. Скорбь, возвышенная любовь или чувство патриотизма — примеры чувств взрослого круга [37]. Л. Выготский, в изучении возрастной психологии, пишет о пожилом возрасте, как о периоде, когда пожилые успешно осваивают эмоции и состояние культуры, такие как стеснительность, усталость, скука, обида, растерянность, расстройство, истерики, отчаяние, ужас. Когда им это выгодно, пожилые начинают якобы болеть, выучивают и осваивают те эмоции состояния, которые наиболее эффективно защищают их от родных или позволяют ими управлять. Интересно, что в первую очередь это эмоции негативного плана - близкие реагируют на это и встают в позицию пожилого. Пожилой человек принимает позицию обиженного и знает, на что обижаться и когда, то есть формируется привычка, шаблон поведения: определенный стимул-определенная эмоция. «Удача - переживание радости, упал - расстроиться (или удивиться), вина - чувство вины (или злость), страдание - переживание (но это только для женщин, потому что мужчины не плачут), и так далее». Эмоция - это выученное, привычное реагирование, но все, что когда-то человек выучил, он может и переучить. Эмоциональная стабильность — во многом индивидуальная черта. Некоторые люди обладают ею в меньшей степени, и их легко расстроить. Любая разбитая чашка и каждая мелочь вроде пропущенного автобуса или забытого дома кошелька кажется им катастрофой. Критика злит их или лишает уверенности в себе. Они часто испытывают тревогу и напряженность, боятся предстоящих опасностей и волнуются, что подумают о них другие. Они легко смущаются, чаще сердятся и легче пугаются. В общем, в таких людях преобладают негативные чувства. Психологи называют подобные состояния нейротизмом или эмоциональной нестабильностью. Критериям нейротизма отвечают примерно 25% всех людей, и они очень тонко чувствующие личности, что само по себе не так уж плохо. Но, у нейротизма, имеются и очевидные недостатки. У многих людей он перерастает в заболевания, например, в депрессию или тревожные расстройства [20, с.58-78]. Пожилые люди обычно недовольные и раздражительные. По крайней мере, в нашем обществе сложился именно такой стереотип. Но на самом деле с возрастом уровень нейротизма уменьшается. Пожилые люди гораздо стабильнее молодежи, и их сложнее вывести из себя или довести до паники. Различные исследования, в том числе проводившиеся в университете Калифорнии, показывают, что эмоциональная стабильность развивается у человека в течение всей жизни. В 60 лет люди чувствуют себя счастливее, чем в 20 или 40. Они испытывают меньше негативных чувств. Несмотря на то, что в 70 лет возникает еще один всплеск отрицательных эмоций, он никогда не доходит до той же степени, что у молодежи. Появление негативных чувств в 70 лет объясняется ухудшением физических способностей и потерей друзей [2, с.135-148]. Кроме того, их вызывают изменения в префронтальной коре (передней части лобных долей), регулирующей наши эмоции. Как бы там ни было, пожилые люди более сбалансированы в эмоциональном плане и лучше подготовлены к сложным ситуациям с участием других, так как умеют справляться с негативными чувствами. Люди старшего поколения отличаются большей эмоциональной стабильностью, а значит, имеют меньший риск возникновения психологических проблем. Подобные расстройства чаще всего настигают людей в возрасте до 40 лет. Существует еще один ничем не обоснованный стереотип, будто пожилые люди очень любят жаловаться. Масштабное исследование, проведенное в США, показало, что на самом деле о незначительных проблемах со здоровьем чаще всего рассказывают молодые и зрелые люди, хотя пожилые больше страдают от серьезных заболеваний [32]. Еще одна важная личностная черта, изменяющаяся с возрастом, — это дружелюбие или добродушие (психологи называют данную характеристику альтруизмом), то есть умение работать с людьми и хорошо к ним относиться. Элементами альтруизма являются толерантность и готовность прийти на помощь. Обычно приятно общаться с теми, кто обладает всеми этими характеристиками: такие люди не мешают нам и не приносят в нашу жизнь негатив. Уровень альтруизма, как и нейротизма, можно измерить при помощи анкеты. Альтруизм присутствует во всех культурах мира, хотя в некоторых данная черта выражена несколько сильнее. Большинство людей с возрастом становятся более дружелюбными и добродушными. Существует большой диапазон индивидуальных отличий и в проявлении признаков взросления, и в стратегиях адаптации к пожилому возрасту. Сопровождение пожилых граждан - это, в первую очередь, обеспечение психологической безопасности, адаптация к меняющимся условиям жизни, повышение способности к самообслуживанию, сохранение себя как личности, улучшение эмоционального настроя и самоконтроля. Пытаясь объяснить эмоциональную стабильность пожилых людей, исследователи приводят множество аргументов. Например, некоторые заявляют, что пожилые пережили на своем веку больше стрессовых событий и поэтому теперь они, в отличие от молодежи, не так сильно расстраиваются. Еще одна интересная гипотеза гласит, что, по сравнению с молодым поколением, пожилые люди менее ориентированы на будущее и имеют большую уверенность в ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: