- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Психологические особенности развития пространственных и временных представлений у дошкольников
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K006061 |
Тема: | Психологические особенности развития пространственных и временных представлений у дошкольников |
Содержание
4 Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста…6 1.1. Развитие психической, физической и личностной организации дошкольника………………………………………………………………….6 1.2. Особенности общения детей дошкольного возраста с окружающими………………………………………………………………..8 1.3. Эмоциональное развитие дошкольников……………………………10 Глава 2. Психологические особенности развития пространственных и временных представлений у дошкольников………………………………….13 2.1. Возрастные особенности развития представлений о пространстве и времени у дошкольников…………………………………………………13 2.2. История исследования проблемы развития пространственных и временных представлений детей в трудах отечественных и зарубежных ученых………………………………………………………17 2.3. формирование пространственных и временных представлений у дошкольников на современном этапе развития психологии и педагогики………………………………………………………………..21 Заключение………………………………………………………………………30 Список использованной литературы…………………………………………...33 Приложение……………………………………………………………………...36 Введение Время и пространство - наиболее сложные категории для познания детьми дошкольного возраста, так как пространственные представления проявляются не только в умении различать размер и форму предмета, но и в способности определять расположение предметов относительно друг друга, ориентироваться в пространстве. Временные представления связаны с текучестью, необратимостью, непрерывностью времени, а также с отсутствием наглядности, что вызывает особые трудности у ребёнка. Вместе с тем, развитость пространственных и временных представлений очень важна для дошкольников, так как умение организовывать свою деятельность во времени необходимо для выработки собранности, целенаправленности, точности, требующихся детям не только в их обычной, но и в учебной деятельности. Однако, развитие у детей дошкольного возраста пространственно-временных представлений является достаточно непростой проблемой из-за отсутствие в речи ребёнка слов для обозначения пространственных категорий или их неправильного использования. Поэтому в дошкольном возрасте необходимо помогать детям устанавливать взаимосвязи предметов и явлений окружающего мира, определять последовательность действий во времени, вырабатывать у детей восприятие времени. На сегодняшний день проблема развития пространственных и временных представлений детей, в том числе дошкольного возраста, достаточно изучена отечественными и зарубежными психологами и педагогами. Изучением психологических особенностей развития пространственных и временных представлений детей, в том числе трёх-семилетнего возраста, занимались как отечественные, так и зарубежные психологи и педагоги, например, Ф. Фребель, М. Монтесори. При этом зарубежные учёные в основном обращали внимание на развитие пространственных и временных представлений детей посредством действий с предметами. В работах же отечественных учёных данная проблема получила более разностороннее изучение. Были изучены особенности представлений детей о времени и пространстве, связанные с их возрастными особенностями; особенности восприятия времени и пространства; психологические функции, обусловливающие восприятие времени и пространства; роль сенсорного опыта в восприятии времени и пространства. Исследования отечественными психологами и педагогами психологических особенностей развития пространственных и временных представлений у дошкольников посвящены формированию системы представлений о времени и пространстве; роли специальных игр и упражнений для формировании пространственно - временных отношений; созданию специальных условий для педагогического процесса в дошкольных учреждениях. Проблема развития пространственных и временных представлений у дошкольников нашла отражение в работах Я. А. Коменского, Е. И. Водовозовой, А. М. Леушиной, В. А. Сухомлинского, Т. А. Рихтерман, К. Д. Ушинского, Е. Сербиной, Т. И. Ерофеевой, Л. И. Павловой, В. Н. Новиковой и др. Новые подходы к содержанию и приемам формирования временных представлений были предложены Е. Д. Рихтерман, Е. Щербаковой, Н. Фунтиковой, А. Н. Леонтьевым. Развитие пространственных и временных представлений у детей с разными отклонениями в развитии изучалось А. А. Венгером, Л. И. Переслени, Л. Б. Халиловой. Вместе с тем, изучение психологических особенностей развития пространственных и временных представлений у дошкольников не теряет своей актуальности. Цель работы - изучить психологические особенности развития пространственных и временных представлений у дошкольников. Задачи: - дать психолого-педагогическую характеристику дошкольного возраста; - описать возрастные особенности развития представлений о пространстве и времени у дошкольников; - проанализировать исследования отечественных и зарубежных учёных по проблеме развития пространственных и временных представлений у дошкольников; - рассмотреть формирование пространственных и временных представлений у дошкольников на современном этапе развития психологии и педагогики. Объект - психологические особенности развития пространственных и временных представлений у дошкольников. Предмет – возможность развития пространственных и временных представлений у дошкольников. Работа основана на трудах Л.А. Венгера, Л.С. Выгодского, Д .Б. Эльконина, В.С. Мухиной, В. А. Сухомлинского, Т. А. Рихтерман, К. Д. Ушинского и др. Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение. 1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста 1.1. Развитие психической, физической и личностной организации дошкольника Говоря о развитии психической, физической и личностной организации дошкольника, следует, в первую очередь, определить возрастные рамки данного периода развития ребёнка. В настоящее время детство определяется психологами как закономерность в виде последовательных, целостных и внутренне необходимых этапов развития личности. Дошкольным детством считается период от трех до семи лет [7, с. 114]. В данный период происходит дальнейшее интенсивное развитие психической, физической и личностной организации ребёнка. Развиваются внутренние органы, увеличивается мышечная масса. Также увеличивается вес мозга. Регулирующая роль коры больших полушарий усиливает свое действие. У ребёнка развивается зрительная, слуховая, кожная и двигательная чувствительность. Происходит формирование наблюдательности. Ребёнок уже сознательно изучает предметы и выделяет в них главные признаки. Кроме того, дети дошкольного возраста могут уже производить оценку окружающей их действительности в эстетическом плане, то есть определять, что красиво, а что не красиво, что нравится, а что не нравится. У дошкольников развивается воображение. Несмотря на то, что ребёнок дошкольного возраста может вообразить меньше взрослого, у него больше доверия к воображаемому им [10, с. 62]. У дошкольников преобладает конкретное мышление, выражающееся в мышлении действии, производимом непосредственно. К концу дошкольного периода дети чаще всего в достаточном количестве осваивает родную речь, что является необходимым условием для обучения в школе[15, с. 119]. Рассмотрим основные психологические новообразования дошкольников. Во-первых, это формирование первого схематичного цельного детского мировоззрения. Во-вторых, возникновение первых этических норм. Ребёнок уже понимает, что такое добро, а что такое зло. В-третьих способность управлять эмоциями, ставить определённые цели, что влечет формирование произвольного поведения. В-четвёртых, дошкольник уже отделяет себя от мира других людей. А это указывает на начало формирования самосознания [17, с. 218]. Изменяются и социальные условия жизни дошкольника. Ребёнок становится более самостоятельным. Уже выше к нему требования взрослых. Изменению подвергаются взаимоотношения как со сверстниками, так и со взрослыми. Начинается внутренний конфликт между своими желаниями, потребностями и недостатком физических и психических возможностей [20, с. 94]. Нельзя забывать и про кризис дошкольного возраста, к особенностям которого относятся: - негативизм, который проявляется в том, что ребёнок не подчиняется требованиям взрослых; - упрямство, которое проявляется в том, что ребёнок настаивает на своих требования и решениях; - строптивость, которая проявляется в том, что ребёнок протестует против домашних устоев; - своеволие, которое проявляется в том, что ребёнок стремиться отделиться от взрослых. Кроме того, взрослые теряют в глазах ребёнка свою ценность. Например, ребёнок может сказать маме, что она дура. В данном возрасте нередки протесты, бунты, ссоры с мамой и папой. Если в семье один ребёнок, то у него могут проявляться склонности к деспотизму [21, с. 37]. Таким образом, в дошкольном возрасте создаются необходимые условия для психического и личностного развития ребёнка. В этот период развиваются воображение, переходит на новый уровень самоорганизация ребёнка. Всё это необходимо для дальнейшего обучения ребёнка в школе. 1.2. Особенности общения детей дошкольного возраста с окружающими и со сверстниками Особенности общения детей дошкольного возраста с окружающими и со сверстниками в первую очередь проявляются в том, что дошкольники пытаются устанавливать новые виды отношений с окружающими. Теперь ребёнок постоянно пытается всё сделать сам и самоутвердится. Это способствует формированию у ребёнка инициативности и предприимчивости, но только в случае поддержки взрослых. Если же родители и воспитатели препятствуют самоутверждению ребёнка, то у такого ребёнка формируется чувство вины. Специфической особенностью развития самосознания дошкольника является то, что ребёнок уверен в том, что он хороший и любимый. Однако, несмотря на это положительная оценка окружающими крайне важна для ребёнка. Дошкольник старается быть таким, каким его видят взрослые. При этом, дошкольники объективнее оценивают окружающих, чем себя. Вместе с тем, к концу дошкольного периода дети уже оценивают себя косвенным путем, например, говоря, я тоже слушаюсь. А если спросить у младшего дошкольника, какой он, тот, ответит, что самый хороший это он [22, с. 297]. Старшие дошкольники по сравнению с младшими дошкольниками оценивают не только свой внешний вид и поведение, но и качества личности. Старшие дошкольники уже стараются осознать свое место среди других людей, усваивают моральные оценки, стараются понять возможный результат своих действий и то, как они будут оценены взрослыми людьми. [19, с. 172]. Можно выделить следующие основные показатели социализации детей дошкольного возраста: Во-первых, это половое и ролевое поведение, которое проявляется в выборе игр и игрушек, ролевых предпочтения в играх, стиле общения со взрослыми и детьми своего возраста; Во-вторых, способность разрешать конфликты, которая проявляется в том, что ребёнок может определять доминирование, равенство, подчинение; В-третьих, самосознание, которое проявляется в том, что ребёнок знает и принимает свой пол, своё имя, свой возраст, свою внешность, а также свою социальную роль; В-четвёртых, самооценка, которая может быть завышенной, средней, заниженной, то есть адекватной или неадекватной [14, с. 114]. Дошкольник уже хорошо знает структуру, традиции своей семьи. Имеет хороший словарный запас и т. д. Потребность в общении с детьми у дошкольника связана с деловыми, познавательными и личностными мотивами. При этом в младшем и старшем дошкольном возрасте мотивы не одинаковы. Так, в три-четыре года это деловые мотивы, а также доминирующие личностные. В четыре-пять это деловые и личностные мотивы, при чём доминирую первые из них. В пять-шесть лет это деловые, личностные, познавательные, при чём каждый из перечисленных мотивов занимает равное положение. В шесть-семь лет это деловые и личностные мотивы [24, с. 114]. В дошкольном возрасте развиваются познавательные интересы ребёнка. Так, у младших дошкольников речь выступает на первый план и занимает ведущее положение. В старшем дошкольном возрасте изменяется характер познания. Кроме того, у ребёнка увеличиваются представления о знаниях и умениях других детей. Проявляется интерес к личностным особенностям других детей. Благодаря этому формируется образ сверстников. Таким образом, в общении детей дошкольного возраста формируется их способность выражать свои чувства, давать им оценку, развивается способность к сочувствию, сопереживанию. Невосприимчивость к чувствам и желаниям сверстников, их потребностям может стать причиной конфликтов в дошкольном возрасте, и негативно сказаться на эмоциональном и нравственном развитии ребенка. 1.3. Эмоциональное развитие дошкольников Эмоциональное развитие дошкольников проявляется в том, что в дошкольном возрасте у ребёнка формируется эмоциональная реакция на похвалу. Эта реакция становится основой для самооценки ребёнка. При этом не стоит забывать, что дошкольники всё ещё непосредственны и импульсивны. Их эмоции можно легко угадать по мимике, позе, жестам. Всё это помогает понять внутренний мир ребёнка. Кроме того, воспитатели и родители часто сталкиваются со всплесками негативных эмоций у детей. Зачастую такие всплески негативных эмоций у детей становятся причиной конфликтов между родителями и ребёнком. Нельзя забывать, что такие проблемы дети не могут решать сами [20, с. 121]. Кроме того, следует помнить, что дошкольный период очень важен для становления личности. В дошкольный период ребёнок также приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. У дошкольника формируются отношения к людям и труду, происходит выработка навыков и привычек, складываются черты характер и возникают знания о правильном поведении. Следует обратить внимание, что в жизни детей дошкольного возраста эмоции играют очень важную роль. Дошкольники уже понимают общепринятые выражения чувств и стараются их различать с помощью взглядов, улыбок, жестов, мимики и интонаций. Дошкольники уже путаются научиться сдерживанию бурные и резкие выражений чувств. Стараются не показывать страх или слезы. При этом, эмоциональное развитие дошкольников тесно связано с развитием их нравственных представлений и чувств [18, с. 218]. Так, в трёх-четырёх летний ребёнок имеет элементарные представления о том, что такое хорошо, а что такое плохо. У него формируется отрицательное отношение к грубости и жадности. На основе примеров из опыта ребёнка, его конкретных поступков, развиваются представления о доброте, взаимопомощи, дружбе, правдивости. У четырёх-пятилетнего ребёнка развиваются представления о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости. Для этого ребёнок анализирует ситуации из своей обычной жизни, а также из рассказов, сказок, басен. Пяти-шестилетний ребёнок имеет знания о правдивости, справедливости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости. Формируются эти знания на конкретных примерах. С пяти лет дошкольника начинает всё сильнее интересовать мир людей. Интенсивно происходит уяснение ребёнком связи между внешним и внутренним миром. Это является основой мировоззрения. В этот период ребёнок дошкольного возраста начинает проявлять основной интерес к людям и много рассказывает о себе, своих родственниках, друзьях, а так же расспрашивают взрослых об их жизни, делах на работе, в семье. В шесть-семь лет продолжают развиваться обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость и т. д. [15, с. 183]. Необходимо обратить внимание на то, что основной вид деятельности детей дошкольного возраста эта игра. Именно в процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка. Кроме того, игра способствует развитию внимания, памяти, воображения, дисциплинированности, ловкости ребёнка. В игре для дошкольников важна эмоциональность. Кроме того, игра выступает способом усвоения дошкольником общественного опыта. В игровой деятельности впервые формируются и проявляются потребность ребёнка воздействовать на мир. Все игры обычно воспроизводят те или иные самым отвечают потребности ребенка принять участие в жизни и деятельности взрослых. Но ребёнок становится взрослым лишь в воображении, мысленно. Различные формы серьезной деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой деятельности: ориентируясь на взрослого как на образец, взяв на себя ту или иную роль, ребёнок подражает взрослому, действует как взрослый, но только с предметами-заместителями в сюжетно-ролевой игре [8, с. 248]. В игре для ребёнка существенны не только свойства предметов, сколько отношение к предмету, отсюда возможность замещения предметов, что способствует развитию воображения. Играя, ребёнок также овладевает соответствующими действиями. Игровая деятельность к концу дошкольного возраста дифференцируется на такие формы, как сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, игры с правилами. Психологические исследования морального развития дошкольников показали, что знание моральной нормы далеко не всегда обеспечивает ее выполнение в реальной жизненной ситуации. Часть детей, хорошо зная норму справедливости, в реальном взаимодействии не соблюдают её. Вместе с тем большинство детей в реальной ситуации ведут себя в соответствии с нормой [30, с. 312] Таким образом, в дошкольном возрасте у детей складываются первые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы, формируются не только нравственные качества, но и чувства. Мир эмоции, чувств и нравственных переживаний у дошкольника тесно взаимосвязаны. Глава 2. Психологические особенности развития пространственных и временных представлений у дошкольников. 2.1. Понятия «пространство» и «время». Возрастные особенности развития представлений о пространстве и времени у дошкольников Согласно психологии восприятие времени связано с чувствительной основой и с общепринятыми эталонами оценки времени. Чувственное восприятие времени основано на всех основных процессах нашей жизни, в которой преобладает периодичность в виде ритма, дыхания, сердцебиения и т.п. Понятие пространства возникает из понимания отдельно взятого тела, а также так из расположенности дел в пространстве. В философии пространство определяется как объективная реальность, независимая от нашего сознания и отражающаяся им. Пространство понимается как одна из форм существования материи [3, с. 174]. Понятие времени также возникает как из сравнения различных состояний одного и того же объекта, который в результате длительности своего существования неизбежно меняет свои свойства, так и из факта сменяющейся последовательности разных объектов в одном и том же месте. Пространственное мышление связано с воспроизведением и преобразованием пространственных свойств и отношений объектов, а именно: их формы, величины и взаимного положения частей. Пространственными соотношениями являются соотношения между объектами пространства или между пространственными признаками этих объектов. Это направления: вперед и назад, вверх и вниз, налево и направо. Расстояния: близко и далеко, а также их отношениях: ближе и дальше. Местоположение, протяженность объектов пространства: высокий и низкий, длинный и короткий [5, с. 65]. Среди основных качественных показателей пространственного мышления выделяют: тип оперирования пространственными образами; широту оперирования; полноты образа, с отношением в нем формы, величины, пространственного положения объектов; система отсчета с ориентацией от себя и от произвольной точки отсчета. Важным показателем развития пространственного мышления выступает широта оперирования и полнота образа. Под широтой оперирования понимают степень свободы манипулирования пространственными образами при использовании различного графического материала. Полнота образа есть соответствие его реальному предмету. Она характеризует набор элементов образа, их связь и динамичность [9, с. 21]. Интерес детей к временным отношениям возникает очень рано. И хотя дети с трудом овладевают специальными временными терминами, они по мере развития речи начинают правильно пользоваться временными оттенками глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени. Так, старшие дошкольники уже более четко локализуют во времени события, обладающие отличительными, качественными признаками. Они начинают различать части суток, связывая их с привычными для этих отрезков деления, соотнося к определенному времени и некоторые события, хорошо или знакомые и эмоционально привлекательные: ёлка это когда зима, поедем на дачу, когда лето и т.п. [3, с. 91]. Особенности развития представлений о пространстве и времени у дошкольников характеризуется тем, что дети четырех - пяти лет относительно точно определяют небольшие промежутки времени, о содержании которых имеют определенное представление на основе личного опыта. У дошкольников образуется ясное для конкретных событий представление о прошедшем, настоящем и будущем. Что же касается представлений о более длительных промежутках времени, то даже у старших дошкольников они не точны. Тем более, смутные их представления о далеком прошлом. Однако интерес к прошедшему у детей имеется, но по-разному локализуются во времени у разных детей, что в значительной мере зависит от того, уделяют ли взрослые внимание ознакомлению детей с временными отношениями, ведут с ними беседы о локализации времени различных известных ребенку событий. Хотя временные представления обычно развиваются у детей достаточно сложно, особенно если не уделяют достаточно внимания их выработке, не надо преувеличивать недоступности их восприятия. Дети шести - семи лет уже правильно пользуются временными наречиями, но не всегда правильно используют их в своей речи. Так, хорошее усвоение для детей получают наречия, которые обозначают скорость событий во времени, а наречия, которые выражают последовательность событий усваиваются детьми хуже. В дошкольном возрасте также медленно различаются детьми временные отношения. Чаще всего это связано с общим умственным и речевым развитием детей. У дошкольников происходит развитие чувства времени в виде способности к ориентированию в ходе выполнения действий на определенное время без данных специальных приборов. Оно формируется на основе богатого чувственного опыта, развивается и совершенствуется в практической деятельности человека. Так, младенец кричит, так как настало время кормления. Ребенок спит, он спокойно лежит, улыбается. У него еще нет обобщения чувства времени, оно связано только с той конкретной деятельностью, в которой оно сформировалось. Для старших детей это игры и специальные упражнения на время. Проблема ориентации в пространстве достаточно многогранна. Она включает в себя как представления о размерах, форме предметов, так и способность различать расположение предметов в пространстве, понимание различных пространственных отношений. Различаемые направления ребенок соотносит, прежде всего, с определенными частями собственного тела. Так, ребёнок понимает, что вверху это значит там, где голова. Внизу это там, где ноги. Впереди, это там, где лицо. Сзади, это там, спина и т.п. Таким образом, ориентиры собственного тела служат опорой в освоении ребёнком пространственных направлений. Значительные изменения в дошкольный период наблюдаются в восприятии пространства по его главным признакам. Ребёнок познаёт пространство по мере того, как сам им овладевает. Ещё лежа в постели, ребёнок познает близкое пространство. Далеким пространством он овладевает, когда учится самостоятельно передвигаться. При этом сначала у ребёнка восприятие далекого пространства мало разделено и оценка расстояния очень неточна. Так, известный учёный в области физиологии Гельмгольц при воспоминаниях себя в возрасте трёх-четырёх лет отмечает, что когда он проходил мимо церковной башни и видел на ней людей, то они казались ему куколками. Поэтому он просил свою маму достать их для него. Он думал, что для этого ей стоит только протянуть руки вверх. А. Я. Колодина считала, что развитие ориентированности в пространстве начинается с подразделением пространственных отношений своего тела. Ребёнок должен научиться определять и называть свою правую и левую руку, а также другие парные части тела. После этого ребёнком различаются направления и относящиеся к ним названия [21, с. 214]. По-мнению А. А. Люблинской чем точнее слова определяют направление, тем легче ребёнку ориентироваться в нём. Чем точнее слова определяют направление, тем полнее ребёнок включает эти пространственные признаки в отражаемую им картину мира. Она становится осмысленной, логичной и цельной для ребёнка [22, с. 211]. В дошкольном возрасте пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий. К таким категориям относятся местоположение, удаленность, пространственные отношения между предметами, ориентировка на местности. Ориентировка ребёнка в пространстве происходит при определении местонахождения объекта относительно себя. Например, шкаф находится справа, а дверь слева меня. Определение местонахождения ребенка по отношению к окружающим его объектам - я нахожусь справа от домика. Определение пространственного расположения предметов относительно друг друга - справа от куклы сидит мишка, а слева от нее лежит мяч. В дошкольном возрасте развивается и глазомер ребенка. Глазомер очень необходим ребёнку для восприятия пространства. При этом, сложные глазомерные задачи дошкольники решают хуже, чем задачи на сравнение длины линий. Такие задачи могут решить только шестилетние или семилетние дети. При этом должны быть большие различия между предметами. Это происходит в результате низкого уровня глазомера . Однако уровень этих действий у дошкольников можно увеличить, если целенаправленно проводить обучение в этой области. Таким образом, понятия пространства и времени соотносительны: в понятии пространства отражается координация различных неположенных друг другу объектов в один и тот же момент времени, а в понятии времени отражается координация сменяющих друг друга объектов в одном и том же месте пространства. Познание пространственно-временных отношений непосредственно связано с отражением явлений материального мира и определяется им. Эта закономерность достаточно ясно проявляется в области непосредственно чувственного отражения, т.е. в области ощущений и восприятии. 2.2. Проблема развития пространственных и временных представлений детей в трудах отечественных и зарубежных ученых К проблеме развития пространственных и временных представлений детей обращались многие отечественные и зарубежные ученые. Так, Я. А. Коменский считал, что у шестилетнего ребёнка должна быть заложена основа для многих последующих занятий. Для этого с ребёнком следует пройти «первые шаги хронологии». И. Г. Песталоцци и Я. А. Коменский подчёркивали для усвоения ребёнком временных отношений и развитие на этой основе его речи одним из важнейших средств познания и элементарного обучения [18, с. 131]. Необходимо отметить, что зарубежные авторы придерживались прагматичного подхода к освоению детьми пространственных и временных отношений, а именно: через действия с предметами. Так, по мнению Ф. Фребеля, первые временные представления ребёнок должен усвоить в процессе деятельности, в играх и занятиях с дидактическим материалом. М. Монтесори предлагала учить детей пониманию слов: «до», «после», «чаще», «реже». Правильно употреблять слова «сегодня», «завтра», «вчера». Знакомить детей с метром, сантиметром. При этом необходимость соизмерения временных величин детьми дошкольного возраста М. Монтесори отрицала [14, с. 14]. В отечественной науке проблема ознакомления детей с пространством и временем нашла отражение в работах Е. И. Водовозовой, А. М. Леушиной, В. А. Сухомлинского, Т. А. Рихтерман, К. Д. Ушинского и др. [22, с. 84] Так, по мнению К. Д. Ушинского, детям необходимо объяснять, что для различения времени следует употреблять названия месяцев, дней, недели. Считать часы, числа, годы. К. Д. Ушинский предлагал знакомить детей седьмого года жизни с понятиями: сутки, неделя, месяц, год, а также тысячелетие. Понятиями, определяющими возраст людей, такими как младенец, дитя, отрок, юноша, девушка, мужчина, женщина, старик, старуха. Он указывал на важную роль чувственного опыта ребёнка и степень овладения им речью для развития пространственных и временных представлений. Е. И. Водовозова предлагала проводить наблюдения за положением солнца, в этой связи предлагала дать детям понятия «полдень», «сумерки», познакомить со сторонами света. В исследованиях Л. А. Ефимовой время рассматривается как специальный раздражитель. Она показывает связь формирования историко-временных представлений о времени у детей с их жизненным опытом. Она подчеркивает роль первой сигнальной системы в развитии представлений у детей, а также овладения словом. Дети начинают отвлекаться от настоящего, думая о прошлом. Большой вклад в разработку проблем математического развития детей дошкольников внесла А. М. Леушина. Под её руководством были разработаны содержание и методы формирования у детей пространственных и временных представлений, обучения измерению объектов, массы тел, обеспечивающие умственное и всестороннее развитие детей. Усвоение дошкольниками содержания абстрактных знаний осуществлялось в основном через усвоения практических действий. В работе М. И. Васильевой сформулировано положение о роли времени в регуляции поведения и деятельности ребенка. Результат работы заключается в том, что дети стали более экономно расходовать время на выполнение бытовых процессов. Эффект развития детей включал в себя как интеллектуальный, так и нравственный компонент. Достигнутые положительные результаты, подчеркивает автор, стали возможны в условиях целенаправленной работы по развитию у детей чувства времени. Педагогический эксперимент по развитию элементов начального материалистического миропонимания в процессе развития представлений о времени у детей седьмого года жизни провёл К. В. Назаренко. В результате дети уяснили причинную зависимость чередования дня и ночи и времени года. Современные научные исследования также предусматривают знакомство детей с планетами Солнечной системы, временами года, частями суток, а также с различными видами пространств - водным, земным, подземным и т.п. Т. А. Мусейибова в своей работе указывает, что дошкольный возраст можно характеризовать как начальный этап становления «теоретического» знания ребенком временных ориентировок и формирования единства чувственного и логического отношения времени. В своей работе Т. А. Мусейибова опиралась на психологические основы восприятия времени, изучаемые Б. Г. Ананьевым. Так. Б. Г. Ананьев указывал, что отношение времени выступает в двух основных формах, которые одновременно являются чувственно-образной и логико-понятийной ступенями познания. Взаимосвязь и единство этих основных форм отражения обнаруживается и в области отражения пространственных и временных отношений объективной действительности [13, с. 24]. Е. Сербина подчеркивает, что необходимо включать математическое содержание в контекст традиционных видов деятельности, а именно: игры, рисования, труда, пения, движения под музыку. По мнению детского психотерапевта В. И. Гарбузова до пяти - шести лет ребёнок накапливает эмоциональный опыт отношений. Ребёнок учиться ориентироваться не только в знаках и схемах, но и в себе, в людях, в реальной жизни, в природе. Это позволит ребёнку ориентироваться в естественном, а не в искусственном мире. В. И. Гарбузов также указывает, что до шести лет должно доминировать именно образное мышление, а знаковые изображения, такие как буквы, цифры, ноты, схемы, вытесняют образы и подавляют развитие воображения. Н. В. Виноградова и Т. А. Куликова исследовали развитие познавательного интереса ребёнка к окружающей его природной среде. Они считали, что ребёнка необходимо знакомить с тем, что окружающий мир прекрасен не только в необычных явлениях, но и в обыденном, мимо чего проходим каждый день. Позиция Б.Г. Ананьевой заключается в том, что знания об окружающем мире, его ценности помогут повысить эрудицию ребёнка уже с дошкольного возраста, а также развить его любознательность, потребность в более глубоком и активном познании людей, природы и искусства [2, с. 14]. Т. Д. Рихтерман выявил особенности понимания дошкольниками временной последовательности. Она указывает, что в старшем дошкольном возрасте такое явление как «операторное время» уже осознается ребенком. «Операторное время» понимается ею как осознание параллельности событий во времени, помогающее детям глубже осознать всеобщий характер времени [7, с. 31]. Р. Л. Березина в своей исследовательской работе показывают важность сенсорного опыта дошкольника, принципа наглядности в обучении детей математике [4, с. 31]. Таким образом, познание пространства и времени позволяет активизировать процесс развития ребенка. Пространственно-временные представления закладывают основы философского и логического мышления дошкольников. 2.3. формирование пространственных и временных представлений у дошкольников на современном этапе развития психологии и педагогики Как уже подчёркивалось в предыдущих разделах, многими психологами и педагогами уделяется большое внимание исследованию пространственно-временных представлений в силу их особой роли в формировании и осуществлении всех высших психический функций. Полноценное развитие пространственных представлений обеспечивает в дальнейшем правильное формирование речевых функций, счетных операций, чтения и письма, конструктивного мышления. Так, пространственные представления являются одной из базовых составляющих познавательной деятельности, их сформированность имеет большое значение для её полноценного развития, усвоения в будущем школьных знаний и навыков [12, с. 34]. Согласно образовательным программам для дошкольных учреждений необходимо систематически учить детей замечать время. Следует соотносить время со временем игры или занятий. Приучать детей замечать время в повседневной жизни. Учить детей замечать, что сделано и что могло быть сделано в то или другое время. При этом отмечается, что воспитателям не нужно постоянно говорить детям о времени и контролировать детей. Нужно так организовать жизнь детей, чтобы она была соде....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: