VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Психологические особенности проявления ответственности студентов-девушек и студентов-юношей

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002542
Тема: Психологические особенности проявления ответственности студентов-девушек и студентов-юношей
Содержание
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева


Ряснова Ю.А.


Психологические особенности проявления ответственности студентов-девушек и студентов-юношей


ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
специальность 5В050300 - «Психология»




























Астана 2017
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева



«Допущена к защите
Зав. кафедрой____________
_________К.К. Шалгынбаева

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
На тему: «Психологические особенности проявления ответственности студентов-девушек и студентов-юношей»

по специальности 5В050300 - «Психология»

Выполнила:                                     Ю.А. Ряснова

Научный руководитель
к.п.н., доцент                                  А.С. Мамбеталина






















Астана 2017
Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева
Факультет___________________________________________
Специальность_______________________________________
Кафедра_____________________________________________
Утверждаю                                                                                                                                                  Заведующей кафедрой
_____________________
«____»_______20_____г.
Задание
на выполнение дипломной работы (проекта)

Студенту_______________________________________________________
Ф.И.О.
_______________________________________________________
курс, группа, специальность, форма обучения

1.Тема   дипломной работы (проекта) _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
утверждена приказом ректора от  «____»___20___г.  №____

2.Срок сдачи студентом законченной работы  «____»___20___г.  №____

3.Исходные данные к работе (законы, литературные источники, лабораторно-производственные
данные)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Перечень вопросов, подлежащих к разработке в дипломной работе (проекта)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Перечень графических материалов (чертежи, таблицы, диаграммы и т.д.)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Перечень основной рекомендуемой литературы__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Консультации по работе (с указанием относящихся к ним разделов работы)

Номер,
название
раздела,
главы


Научный
руководитель,
консультант

Сроки
получения
задания

Задание
выдал
(подпись)

Задание
принял
(подпись)


















8. График выполнения дипломной работы (проекта) 


№


Этап работы


Сроки выполнения этапов работы


Примечание
1
Утверждение темы
дипломного проекта


2
Сбор материалов для
подготовки дипломного
проекта


3
Подготовка теоретической
части дипломной работы
(проекта) (Глава 1)

До отъезда на
практику
4
Подготовка аналитической
части дипломной работы
(проекта) (Глава 2-3)

Во время практики
5
Завершение чернового
варианта полного текста
дипломной работы
(проекта)

На первой неделе
после окончания
практики
6
Предоставление дипломной
работы (проекта) на
предзащиту

Во  время обзорных
лекций
(консультаций)
7
Предоставление дипломной
работы
(проекта) на рецензию


8
Предоставление
окончательного варианта дипломной работы
(проекта) с отзывом
научного руководителя и рецензией


9
Защита дипломной работы
(проекта)

В соответствии с
расписанием ГАК


Дата выдачи задания «______» _____________20___ г.

Научный руководитель _________________________________________
                                                   подпись, Ф.И.О., ученое звание, должность
Задание принял: студент_________________________________________




















СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………
1 Теоретический анализ проблемы проявления ответственности у студентов-девушек и студентов-юношей………………………………………………….
1.1 Психологические особенности исследования  ответственности в отечественной и зарубежной психологии………………………………………..
1.2 Особенности развития личности юношей и девушек в студенческом возрасте………………………………………………………………………………..
1.3 Изучение психологических основ проявления ответственности у студентов-девушек и студентов-юношей…………………………………………………..
2 Экспериментально-психологическое исследование психологических особенностей проявления ответственности студентов-девушек и студентов-юношей………………………………………………………………………………
2.1  Методы и процедура исследования психологических особенностей проявления ответственности студентов-девушек и студентов-юношей……….
2.2  Результаты исследования психологических особенностей проявления ответственности студентов-девушек и студентов-юношей.…………………….
2.3 Анализ и интерпретация психологических особенностей проявления ответственности студентов-девушек и студентов-юношей…………………….
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………..
Приложение………………………………………………………………………..






















Введение


     Актуальность данного исследования объясняется тем, что изучение формирования ответственности студентов-девушек и студентов-юношей  мало изучаемая сторона волевых качеств в юношеском возрасте. Изучения проблемы ответственности видится и в том, что многогранность, неоднозначность ее трактовок затрудняет выделение этого свойства личности в отдельную категорию, имеющую операциональные характеристики. Помимо этого, до сих пор однозначно не установлено, чем является ответственность - чертой личности, свойством личности, системным качеством, чувством, отношением и др. [1]
     В настоящее время наблюдается усиление внимания государства к воспитанию ответственности как важнейшего личностного качества, которое является главным условием конструктивной деятельности, активности субъекта, стимулирующее его постоянное развитие.
     Известно, что оценка личностных особенностей - необходимое условие и продуктивное направление изучения индивидуальных стратегий психической регуляции деятельности.
     Особую актуальность для теории и практики высшего профессионального образования на сегодняшний день представляет проблема личностного и профессионального развития студентов.
     Обучение в высшем учебном заведении для современного молодого человека - один из важнейших периодов его жизнедеятельности, личностного роста и становления как специалиста. Начало учебной деятельности в вузе связано с переходом организма человека на новый уровень функционирования. На студента начинает действовать комплекс интенсивных факторов, при адаптации к каждому из которых формируется своя функциональная система. При этом эффективность адаптации определяется психологическими характеристиками личности студента, физиологическими и биохимическими особенностями его организма. Вчерашний школьник, становясь студентом, попадает в новые условия, характеризующиеся интенсивной учебной нагрузкой, эмоциональным напряжением, особенно в сессионный период, а также сравнительно низкой двигательной активностью.
     Ответственность является сложным, интегративным качеством личности. Ее исследование в рамках отечественной психологии осуществляется с точки зрения различных подходов и школ. Так на сегодняшний день можно выделить: социально-психологический подход (Л.А. Сухинская, B.C. Агеев, А.П. Растигеев и др.), психолого-педагогический (О.Ю. Гроголева, Л.С. Славина  и др.), исследование ответственности как морально-нравственной категории (Т.Г. Гаевая, С.Ф. Анисимов, В.Ф. Сафин и др.); субъектно-деятельностный (С.Л. Рубинштейн, Д.А. Леонтьев, А.В. Брушлинский  и др.) и системный (А.И. Крупнов, В.П. Прядеин и др.) подходы, исследование ответственности в рамках психологии труда (Комарова Н.Г., В.А. Бодров, Макеева Н.Ю.  и др.) и т.д. [1]
     Наименее разработанными областями в отношении ответственности как психологического феномена являются:
- конкретизация понятия ответственности в рамках психологической
науки, что затрудняет недостаточный уровень феноменологической
проработанности данной категории, которая рассматривается наравне с
судьбой, свободой, выбором (такие довольно абстрактные понятия
осложняют проведение не только описательных, теоретических методов
исследования, но и собственно психологических);
- определение психологических детерминантов ответственности личности;
- изучение ответственности в структуре индивидуальности личности, и
в частности, личности студента вуза. [2]
     Научная новизна исследования состоит в определении психологических детерминант ответственности студентов вуза: нравственности, воли и интеллекта, определении их места в индивидуальности личности; в установлении связей между разными уровнями индивидуальности личности студентов вуза; выявлении зависимостей между ответственным и безответственным поведением личности и проявлением различных уровней индивидуальности.
     Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что оно расширяет и углубляет представления об ответственности и ее роли в проявлении индивидуальности личности. Полученные результаты значимы для развития общей психологии и психологии личности.
     Теоретико-методологическая основа нашего исследования: подход изучения отвественности в диссертации К.Муздыбаева  и С.В.Быкова,  подход изучения ответственности в диссертации Б.С.Алишева. 
     Целью является изучение психологических основ проявления ответственности студентов-девушек и студентов-парней.
     Объектом исследования является ответственность личности студентов как социально-психологический феномен.
     Предметом исследования являются особенности проявления ответственности у студентов-юношей и студентов - девушек.
     Целью данного исследования является изучение психологических  особенностей проявления ответственности у студентов-юношей и студентов-девушек.
     Гипотеза исследования: юноши обладают интернальным локусом контроля и приписывают ответственность себе.
     Задачи исследования:
1 Провести теоретический анализ проблемы ответственности в современной психологической науке.
2 Определить психологические детерминанты ответственности студентов вуза, а также их взаимосвязь с индивидуальностью личности.
3Определить диагностирующий материал для определения уровня ответственности.
4 На основании полученных результатов разработать рекомендации для педагогов по развитию и воспитанию ответственности студентов вуза.
     В ходе эмпирического исследования были применены диагностические методики:  Опросник ДУМЭОЛП - диагностика уровня морально-этической ответственности личности  И.Г.Тимощука, Локус контроля Дж.Роттера и авторская анкета.
     Методы данной работы:
1 Методы математической статистики «T-критерий Стьюдента».
2 Контент - анализ анкеты.
     Базой эмпирического исследования стал Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева г. Астана.
     Выборку исследования составили 25 юношей и 25 девушек - студенты университета. Возраст респондентов - 18 - 21 лет. 
     Структура дипломной  работы включает введение, две главы (теоретическую и эмпирическую), заключение, библиографический список, приложения)


























     
     
   1 Теоретический анализ проблемы проявления ответственности у студентов-девушек и студентов-юношей

   1.1 Психологические особенности исследования  ответственности в отечественной и зарубежной психологии


     Ответственность – это разные перспективы. Понятие ответственности стало популярным в философских дискуссиях и публичных дебатах после Второй Мировой Войны. Среди многих вопросов,  поднятых в публичной дискуссии,  является проблема ответственности, особенно в контексте послушания и долга. Однако, это очень сложное явление, и в разных дисциплинах отмечены его различные аспекты.
     В настоящее время проблема исследования ответственности является объектом пристального внимания многих наук: педагогики (А.П. Медведиц ков, Т.Я. Шихова, О.А. Петрухина и др.), социологии (Э. Мусаев, В.Д. Пузанов, Л.С. Шилова и др.), психологии (А.И. Крупнов, К.А. Абульханова- Славская, Д.И. Фельдштейн, А.В. Брушлинский и др.), философии (В.И. Сперанский, М.М. Бахтин, Э.И. Рудковский, А.Ф. Плахотный, Г.Л. Тульчинский и др.), юриспруденции (И. Анденес, И.И. Карпец, Н.П. Дубинин, В.Н. Кудрявцев, М.И. Еникеев, О.Э. Лейст, И.С. Самощенко, М.Х. Фарукшин,В.В. Собольников, A.M. Яковлев и др.). [2]
     Каждая из наук предлагает свой взгляд и подходы к рассмотрению проблемы ответственности. Например, в юриспруденции рассматриваются различные виды юридической ответственности такие как, гражданская, уголовная, административная, дисциплинарная, которые осуществляются в арбитражном, судебном порядке и т.п. Эти виды ответственности имеют свои особенности и специфику. В частности, в рамках гражданской ответственности рассматривается внедоговорная, договорная, солидарная, субсидиарная, долевая и другие виды ответственности. Учитывая большое количество разновидностей ответственности субъекта, следует отметить, что объединяет их одна общая характеристика - необходимость нести какое-либо наказание. Сама наказание рассматривается как нравственная, моральная ответственность, которые в философии и этике обозначаются как самостоятельные категории (Б.В. Кортуа, В.А. Блюмкин, Н.С. Сафаров, И.А. Уледова и др.).
     В философских и психолого-педагогических источниках дефиниция «ответственность» используется при рассмотрении базовых показателей личности: интеллекта - сознание ответственности (Э.И. Рудковский, Н.А. Минкина, Я. Яноушек), характера - воспитание ответственности (Л.С. Гаврилова, А.В. Брушлинский, А.С. Капто, И.С. Марьенко, Л.В. Шевченко, Е.В. Чмелева и др.), общения (Л.И. Дементий, Н.В. Седова, В.В. Знаков и др.), где рассматриваются ответственные отношения (B.C. Морозова, И.М. Вереникина, Л.А. Косолапова, И.С. Марьенко, B.C. Кузнецова и др.) и ответственная зависимость (А.П. Медведицков, А.Г. Пашков и др.). [3]
     Дефиниция «ответственность» также используется для описания различных качеств, свойств, процессов и состояний личности: активности (К.А. Абульханова-Славская, В.И. Селиванов, М.М. Бахтин и др.), инициативности (К.А. Абульханова-Славская и др.), конформизма (Э.И. Рудковский и др.), настойчивости (А.В. Петровский и др.); восприятия (S.H. Schwartz, X. Хекхаузен и др.), тревожности (В.Ф. Сафин, Э.И. Рудковский и др.), импульсивности (Г.Л. Тульчинский и др.).
Во многих определениях ответственность раскрывается через деятельность (Н.И. Конюхов), способности личности (С.П. Иванов, К.К. Платонов, Н.В. Кузнецова и др.), долг (А.Г. Спиркин), склонности (К. Муздыбаев), необходимость (B.C. Мухина). [3]
     Ответственность исследуется в зависимости от социального статуса, а также деятельности субъектов. Исходя из этих критериев выделяются различные виды ответственности: гражданская (С.Ф. Одуев, А.С. Капто и др.), социальная (В.В. Ильин, Н.А. Минкина, А.Е. Разумов, М.Ф. Цветаева и др.), профессиональная (А.В. Сахно, A.M. Анохин и др.) и т.п. С учетом профессиональной направленности личности рассматривается ответственность врача (A.M. Анохин, А.В. Сахно, И.И. Косарев, И.Ф. Матюшкин, Ю.П. Лисицин и др.), педагога (С. Масгутова, В.А. Голутвин, М.Ф. Цветаева и др.), ученого (Е.А. Мамчур, A.M. Антонов, В.А. Энгельгардт и др.), инженера (В. Малахов, Г. Ленк и др.), военного (С.А. Богачев, Н.В. Новиков, В.И. Воробьев,А.А. Петров и др.), рабочего (В.В. Шаповалова, В.В. Туренко и др.), чиновника (Э.Ф. Зеер), политика (A.M. Эткинд, М.А. Ганина, A.M. Черныш и др.) и т.д. - то есть работника в самом широком смысле этого слова. [3]
     Так, в философской, педагогической, социальной и психологической литературе зачастую отождествляются понятия такие как, «ответственности» и «отношения ответственной зависимости», что не считается правомерным. Объясняется это тем, что ответственное отношение ситуативно, а ответственность является устойчивым качеством личности. Необходимо дифференцировать ответственность с позиции морально-этической и социальную ответственность рассматривать как профессиональное целеполагающее качество личности.
     Необходимо отметить то факт, что и в отношениях ответственной зависимости качество ответственности может не иметь возможности реализации. Как отмечает А.Г. Спиркин, чувство ответственности сопровождает не любой поступок личности, а только социально значимый. Объективная основа ответственности личности перед социумом и самим собой, по мнению автора, - это реальная связь общества и человека, имеющая противоречивый характер. Автор указывает на существование социальных норм, но и наличие свободы выбора, вместе с тем и возможность их нарушения. Если отсутствует выбор, то в данном случае отсутствует и ответственность. Социальные условия оказывают влияние на проявление ответственности субъекта. [4]
     Кроме того, природа ответственности рассматривается в сферах деятельностной, личностной: субъективной и объективной (Э.И. Рудковский, Н.А. Минкина, В.Ф. Сафин, М.Ф. Цветаева, С.Л. Серебряков и др.), личной, индивидуальной (А.П. Растигеев, Л.В. Сохань, В.Ф. Сафин, Л.И. Грядунова, М. Туровский, С. Туровская, F.Heider, X. Хекхаузен и др.) и коллективной (P.P. Шахмуратов, А.З. Кошеленко, Дж. О Шонесси, Я. Яноушек и др.). 
Ответственность берется на себя (M.I. Lerner, В. Малахов и др.) и принимается (А.Е. Разумов, К. Рудестам,П. Зинченко, В.В. Ильин и др.), перекладывается (Р. Берне и др.), возлагается и делегируется на других (Л.А. Сухинская, В.Ф. Сафин и др.). [5]
     Одна из наиболее разрабатываемых сторон ответственности в настоящее время это проблема ее воспитания. Необходимо отметить, что в отечественной психологии на сегодняшний момент не решена проблема сензитив- ных периодов для воспитания ответственности и вопрос возраста, в котором она начинает появляться. По данным исследователей этот возрастной период варьируется от 5-6 лет (З.Н. Борисова, В.С. Мухина) до юношеского возраста (К.А. Абульханова-Славская). Многие авторы считают, что процесс воспитания ответственности включает научение субъекта осознованию соотношения прав и обязанностей, «свободы и несвободы одновременно» (А.Е. Разумов, В.В. Ильин). [5]
     Следует отметить попытки унифицировать категорию ответственности, свести ее к определенным количественным критериям: мере (С. Масгутова,А.Г. Спиркин, С.Ф. Одуев, Е. Walster) и норме ответственности (Е.Н. Сидорова), её степени (X. Хекхаузен, Н.А. Минкина), уровню (К.С. Пахомова, И.А. Маврина, И.С. Марьенко), доле (А.Д. Сахаров) и части ответственности (К. Thompson, A. Medea), об ответственности за результат (С.В. Wortmann), за действие или бездействие (А.А. Тер-Акопов, Я. Зеленевский, S.H. Schwartz и др.).
Вместе с тем, важно учесть, что ответственность рассматривается на различных уровнях: внешнем и внутреннем, сознательном и бессознательном (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Грядунова, А.В. Брушлинский, Э.И. Рудковский, И.П. Чуева, Г.Л. Тульчинский, X. Хекхаузен). [6]
     В.С. Соловьева позволяет нам обозначать ответственность как понятие, основанное на нравственной, моральной зрелости личности. Мнение В.С. Соловьева заключается в значимости понимания человеком такого момента, при котором выполнение общего дела как собственного позволяет каждой личности стремиться к совершенствованию и достигнуть нравственной свободы. Человек должен подчиниться обществу настолько, насколько он подчиняется нравственному добру в своей жизни. [6]
     Процесс развития ответственности справедливо связан с идеей духовности, нравственности личности. Становится яснее понимание ответственности как духовной ценности, которая «порождает саморазвитие, которое само укрепляет и порождает свободу личности». Согласно Н.А. Бердяеву, человек становится личностью лишь тогда, когда он научится нести «ответственность за самого себя, за то, чтобы состояться как личность, и за все, что происходит с другими людьми».
     Восхождение к духовности связано с саморазвитием человека, осознанием своего жизненного пути как служения общечеловеческой идее, чтобы «определить перспективы своего существования, найти свое место среди людей, цели и идеалы жизни, указывающие путь к будущему и к совершенству». Духовно-нравственный потенциал личности является показателем наличия иерархии ценностей таких как, достоинство свободы, святость жизни, неиссякаемый исток добра, величие любви, немеркнущий свет красоты, лучезарность истины.
     Нравственность выступает одним из измерений духовности личности. Человек обладает духовностью, свободой и ответственностью в той степени, в какой он действует в соответствии с высшими нравственными ценностями. «Человек сам делает выбор самого себя, каким он желает быть, каким он желает видеть себя». Следовательно, чем ярче выражены у личности нравственные качества, тем больше совпадения его жизненных ценностей с общечеловеческими, тем значительнее сам человек.
     Несмотря на существование разнообразных подходов к изучению дефиниции «ответственность» и большое количество работ, проблема комплексного исследования ответственности как системного качества личности, определения условий для формирования и развития её остаются открытыми. Необходима целостность в исследовании основных компонентов ответственности-эмоционального, динамического,  когнитивного,  регуляторного, мотивационного и результативного в их взаимосвязи. Обобщая вышеизложенное, можно отметить многоаспектность и многогранность в направлениях исследования ответственности: от вопросов воспитания и рассмотрения поведения в определённых жизненных ситуациях до попыток ее объяснения путём раскрытия отдельных сторон. [6]
     Теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы показал, что социальной ответственности до недавнего времени уделялось недостаточное внимание, вместе с тем сам феномен ответственности находился в центре внимания отечественных и зарубежных ученых, таких как
К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, Э. Берн, В.А. Крутецкий,Н. Мясищев, К. Муздыбаев, В.Д. Небылицын, Н.И. Рейнвальд, Ф. Перлз, Дж. Роттер, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Славина, В. Франкл и др. Среди наиболее значимых для решения проблемы ответственности в целом и выявления ее сущности в частности, на наш взгляд, следует выделить: исследование Л. Рубинштейна, проводимое им в контексте общефилософской проблемы человеческого существования - свободы и необходимости; психология отношений В.Н. Мясищева; теория ответственности К.А. Абульхановой- Славской. [7]
     По мнению С.Л. Рубинштейна, поведение человека детерминировано внешней и внутренней детерминацией. Внутренняя детерминация поведения личности включает подчеркивание внутреннего момента самоопределения, верность себе, не одностороннее подчинение внешнему. Проявляется такая детерминация через позицию человека «я сам». Другая - внешняя детерминация предусматривает отсутствие избирательности, сопротивляемости по отношению к внешним воздействиям, приспособление к ним и проявляется в позиции «как все», внутреннюю пустоту. Совершая поступки «как все», личность отказывается от собственной ответственности за свои действия. Вместе с тем позиция «я сам» отражает небезразличное отношение личности к миру, стимулирует ее личную ответственность. Подлинность человеческого существования, по утверждению С.Л. Рубинштейна, заключается в «изменении обстоятельств» и «самоизменении». [8] 
     При обосновании феномена ответственности, С.Л. Рубинштейн обратил особое внимание не только на реализацию того, что требует ситуация или общественная необходимость, но и то, что он мог бы сделать сам. В данном случае речь идет о возможности личности предвосхищать результаты своих действий. Соответственно, оценка поступка при таком подходе исходит не из того, что «воспоследовало», а только из того, «что из объективно последовавшего могло быть предусмотрено». Поддерживал данную точку зрения и В.Д. Небылицын. [8]
     Предлагая характеристику теории ответственности как присвоения личностью необходимости, К.А. Абульханова-Славская отдает предпочтение субъекту, его добровольности. То есть личность сама определяет свою собственную ответственность и ее меру. При этом критерием полноты присвоения ответственности личностью может служить проявление инициативы как согласование необходимости с потребностями и желаниями личности. При соединении ответственности и инициативы сама необходимость становится внутренним побуждением субъекта. При таком рассуждении автора понимание ответственности связывается с пониманием свободы как инициативы. В данном случае свобода выступает одним из условий проявления ответственности, а ответственность личности как - как одно из проявлений свободы. Таким образом, личность имеет право принимать решения, совершать действия в соответствии со своими предпочтениями, но она также должна отвечать за их последствия. Следовательно, сущность ответственности определяется К.А. Абульхановой-Славской как способность личности регулировать свое поведение на основе способности прогнозировать его последствия.
     В.Н. Мясищев как автор, исследующий «психологию отношений», ответственность рассматривает с позиции отношения. Ответственность автор относит к положительно оцениваемым, морально-правовым отношениям. В русле социальной психологии ответственность обозначается как феномен, зависящий от уровня развития социальной группы, характера совместной деятельности, от осознания человеком смысла собственной жизни. При отчужденности от социальных норм и смысла бытия, как утверждает К. Муздыбаев, снижается степень ответственности и активности личности. Н.И. Рейнвальд рассматривала ответственность как свойство личности, ее системное образование. Авторы педагогической психологии ответственность представляют как мотив поведения личности. Одним из приверженцев этого суждения был В.А. Крутецкий.
     Следовательно, изучение вопросов ответственности в отечественной педагогике, психологии осуществлялось в основном в двух аспектах - моральном и когнитивном. Первый включал регуляцию поведения человека на основе нравственного выбора, второй выстраивался на основе предвидения. Вместе с тем ответственность приписывается внешним и внутренним факторам и имеет связь с внешними и внутренними детерминантами.
Следует отметить, что и в зарубежной психологии данная проблема рассматривается аналогичным образом. На основании концепции о локусе контроля Дж. Роттера, выделяется два типа ответственности. К ответственности первого типа относится интернальный локус контроля и заключается в склонности человека считать ответственным самого себя за происходящее с ним в жизни и деятельности. Жизненное кредо такого человека выражается в следующих утверждениях: я должен и могу это сделать; от меня зависят мои успехи и неудачи; я сам отвечаю за себя и семью. Ответственность второго типа, при котором личность отдает ответственность за происходящее с ней другим людям, внешним обстоятельствам, находит отражение в экстернальном локусе контроля. Как отмечает Дж. Роттер, такие свойствами личности как интернальность и экстернальность локуса контроля являются достаточно устойчивыми.
     Согласно мнению психологов Э. Берна и Ф. Перлза личность ответственна за свою жизнь, так как она обладает способностью разрешать проблемы, мыслить, принимать решения о своей жизни и ее перспективах развития. По мнению Ф. Перлза, личности необходимо быть внимательной в первую очередь к своим потребностям, нуждам и желаниям. При условии, если человек затрудняется выбрать то, что ему необходимо, ответить на свои психологические и физиологические нужды, то у него может возникнуть трудность в выполнении обязательств перед другими. [9]
     Философы подчеркивают неоднозначность концепции различных ситуаций, касающихся ответственность. Первое - это нести ответственность – это пассивная форма понималась в категории вины. Второе, привлечение к ответственности за что-то, относящееся к формальной
санкции, как правовое понимание концепции. Следующая ситуация взяв на себя ответственность, которая предполагает активность и интенциональность субъекта. И, наконец, ответственные действия - полной и наиболее зрелый аспект ответственности, который является сознательным действием, которое сделано с полным пониманием ситуации, в знании своей мотивации, потребностей и одновременно с контролем результатов своих действий.
В психологии существуют три основных подхода к ответственности. 
* Первый - атрибутивный, этот подход концентрируется на исследованиях в приписывании ответственности за себя и других (Г.Айзенк 1973г.). Результаты исследования указывают на целый ряд факторов, которые могут быть учтены при приписывании ответственности.
* Второй подход - когнитивный, это подход, в котором ответственность рассматривается как категория нравственного развития и является важным фактором разграничения границ ответственности (Пиаже 1967; Кольберга 1984). 
* Третий - личностный, этот подход связан с созданием концепции о себе как об ответственном человеке (Роджерс 1969).
     Социологи утверждают, что 21 век является веком ответственности (Крозье 1996; Бауман 1995). Срок жидкой современности (Баумана 2007), который, по его утверждению полон двусмысленности и субъективности, многообразия и терпимости, заставляет людей сталкиваться с дилеммами и проблемами, связанными с постоянной необходимость делать выбор. Смотреть на мир собственными глазами и независимые действия - это важные элементы субъективной ответственности личности.
Современные социальные изменения требуют ответственности как компетенции, которые могут быть разработаны для того, чтобы эффективно действовать в социальном мире. Традиционно, ответственность является соблюдением норм, установленных законом и другими людьми. По данным философов, соблюдение этих правил и ценностей является основой ответственности. [10]
     Социальные педагоги подчеркивают нравственную зрелость как один из факторов, важных для развития ответственности. Эта зрелость определяется, как способность уважать принятые нормы - готовность заключать договоры с другими людьми  и уважать. В ходе своего развития, люди учатся понимать ситуации, смотреть на вещи с других ракурсов, чтобы понять всеобщей выгоды их правил и норм поведения и действовать в соответствии с ними.
     Ответственность проявляется во взаимодействиях с окружающим миром. Люди являются одним из элементов этого мира. Ответственность должна быть из собственных интересов и в соответствии с нормами, указывающее, что должно быть и почему. В этом смысле ответственность социального характера - это ответственность за идею или социальной группы. Это вроде социального долга, который призывает к отставке, даже если собственное желание частично.  Социальный аспект ответственности подчеркивается в различных областях жизни и является общим благом. Это может относиться к местным сообществам, а также рассматриваться, как действия одного человека, мотивация и чувство которого связаны между собой. 
     Трудно найти прямые отсылки к ответственности в произведениях классических теоретиков социального капитала. Ядро социального капитала напрямую связано с понятием ответственности и  относится к социальному пространству - пространство, где люди функционируют в соответствии с их специфическими атрибутами. Их отношение к этому пространству определяется культурой, экономикой и политикой. Это имеет большое значение в современном обществе (так называемый постмодерн) характеризуется ликвидностью, неопределенностью и риском (Бек, 1992).
     Интересный подход к отношениям между социальными пространствами и физическим лицам выражается в концепции Харви (1989). Он подчеркивает сложность нынешней социальной народной ситуации в отношениях к этому пространству от исторических перспектив и позволяет им осознать важность ответственности. По словам Харви, время и пространство всегда определялись взаимоотношением  людей с обществом, в котором они живут.
     Таким образом, ответственность выражается в обязанности по отношению к обществу, в котором определены его ожидания в отношении своих членов в ясной форме. Ответственность стала субъективной и стабильный: кто был в данное время, в данном месте определяется его / ее готовностью нести ответственность.
     Согласно теории постмодерна, люди занимают разное время и пространство одновременно. Они являются членами национальных, местных, государственных, национальных, глобальных и континентальных сообществ. 
Категория социальной  принадлежности стала внутренне противоречива и фрагментарна. В перспективе постмодерна принимает во внимание плюрализм, подчеркнув, освобождение от интеллектуального давления и символического насилия. Люди с разными точками зрения, свобод должна свободно функционировать в одном сообществе.
      С постмодернистской точки зрения, будучи членом
 социальной группы, нужно быть результатом принципиального решения, а не автоматической идентификации, например, клан, этнос или государство. Эта эволюция понимания взаимосвязи между индивидом и обществом ставит вопрос об изменениях в ответственности людей.
     Ответственность - это моральный, эмоциональный, социальный и субъективный аспект - это внутренний, индивидуальный атрибут, который помогает создать атмосферу доверия и сотрудничества. Смысл философии и психологии экзистенциальная психология рассматривает как  проблему свободы, обязательств к ценностям и ответственности. В экзистенциальной психологии  предметом являются глобальные вопросы жизни и смерти человека, свободы и детерминизма, выбора и ответственности, связи и одиночества. В понимании психологов, психика человека не может рассматриваться как образцы исследования.
     Экзистенциональное направление понимает проблему ответственности как потерю смысла жизни, проблему смерти и жизни людей, проблема ответственности и свободы. Глобальной проблемой данного направления является.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44