VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Индивидуально-психологические факторы успешности учебной деятельности студентов технического вуза

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004074
Тема: Индивидуально-психологические факторы успешности учебной деятельности студентов технического вуза
Содержание
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Петербургский государственный университет путей сообщения
Императора Александра I»
(ФГБОУ ВО ПГУПС)
____________________________________________________________________________

Факультет: «Экономика и менеджмент»
Кафедра: «Прикладная психология»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к выпускной квалификационной работе


Кадукова Ольга Игоревна

На тему: «Индивидуально-психологические факторы успешности учебной деятельности студентов технического вуза»



Обучающийся

(подпись, дата)
Кадукова Ольга Игоревна
Заведующий кафедрой – главный руководитель

(подпись, дата)
Профессор Е.Ф.Ященко
Руководитель ВКР

(подпись, дата)
Доцент, И.Л.Соломин
Консультанты

(подпись, дата)
Должность, И.О.Фамилия


(подпись, дата)
Должность, И.О.Фамилия


(подпись, дата)
Должность, И.О.Фамилия
Нормоконтролер

(подпись, дата)
Ассистент,Е.С.Синельникова







Санкт-Петербург
2017


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Петербургский государственный университет путей сообщения
Императора Александра I»
(ФГБОУ ВО ПГУПС)
____________________________________________________________________________

Факультет «Экономика и менеджмент»	Кафедра «Прикладная психология

Направление 37.03.01 «Психология»

УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой

«_____»_____________ 2017 г.


ЗАДАНИЕ
на выпускную квалификационную работу обучающегося

Кадукова Ольга Игоревна

1. Тема работы  Индивидуально-психологические факторы успешности обучения студентов технического вуза

утверждена приказом по Университету от «___»_________ 20__ г. №______

2. Срок сдачи обучающимся законченной работы «___» ________ 20______ г.

3. Исходные данные к работе: научная и учебная литература, периодические научные издания, интернет-ресурсы, данные эмпирического исследования

4. Перечень подлежащих разработке вопросов: аннотация, содержание, введение, анализ литературных источников, описание организации и методов исследования, описание и интерпретация результатов эмпирического исследования, заключение, библиографический список, приложения

5. Перечень графического материала: _____ рисунков, отражающих результаты исследования 


6. Консультанты по ВКР с указанием относящихся к ним разделов работы

Раздел
Консультант
Подпись, дата


Задание выдал
Задание принял

















7. Дата выдачи задания: «______» __________________________ 20_____ г.



Руководитель ВКР _________________



Задание принял к исполнению _____________________


Календарный план

№
 п/п
Наименование этапов ВКР
Сроки выполнения этапов ВКР
Примечание
1
Анализ литературных источников и написание 1 главы


2
Написание введения и 2 главы, подготовка к сбору эмпирических данных


3
Сбор эмпирических данных


4
Обработка эмпирических данных


5
Описание и интерпретация результатов, написание 3 главы и заключения


6
Предзащита ВКР


7
Оформление ВКР


8
Проверка ВКР на плагиат, размещение в электронной библиотеке и передача на рецензию


9
Подготовка речи и презентации для защиты ВКР


10
Защита ВКР









Обучающийся ____________________


Руководитель ВКР ______________________


Аннотация

       Тема: Индивидуально-психологические факторы успешности обучения студентов вуза
       Ключевые слова: успешность учебной деятельности, студенты вуза, интеллектуальные способности, особенности личности, мотивация, недекларируемые отношения
       Объем ВКР составляет _85_ страниц, _9_ таблиц, _2_ рисунка. Библиографический список состоит из _43_ источников.
       ВКР включает введение, три главы и заключение. Во введении определены актуальность проблемы, гипотеза, объект и предмет, цель и задачи, выборка, методы исследования. В первой главе представлен анализ литературы по теме исследования, описываются основные этапы и направления исследований, теоретические положения и методологические принципы, полученные факты и закономерности, подведены итоги предшествующих исследований. Во второй главе описываются организация эмпирического исследования, методы сбора и обработки данных. В третьей главе представлено описание и интерпретация результатов эмпирического исследования. В заключении сформулированы выводы и рекомендации по результатам ВКР.
       Были обследованы:  студенты Петербургского государственного университета императора Александра I.
       Использовались методики: Универсальный интеллектуальный тест Батурина Н.А. и Курганского Н.А, Анкета самооценки типа личности Соломина И.Л. и Цветовые метафоры Соломина И.Л.
       Были получены следующие основные результаты исследования: выявлены интеллектуальные, личностные и мотивационные факторы успешности учебной деятельности студентов.
       


Содержание

Введение	7
1 Теоретический анализ проблемы индивидуально-психологических факторов успешности учебной деятельности	10
1.1 Успешность учебной деятельности и ее факторы	10
1.2 Личностные особенности	13
1.3 Интеллектуальные способности	26
1.4 Мотивация и отношения	34
2 Организация  и методы эмпирического исследования интеллектуальных, личностных, мотивационных факторов успешности учебной деятельности студента	44
2.1 Организация исследования	44
2.2 Описание методов и методик исследований	45
3 Результаты эмпирического исследования индивидуально-психологических факторов успешности учебной деятельности студентов	51
3.1 Интеллектуальные способности студентов	51
3.2 Личностные особенности студентов	53
3.3  Взаимосвязь интеллектуальных способностей, личностных особенностей и успешности учебной деятельности	56
3.4	Сравнение не декларируемых отношений и мотивации у студентов с высокой и низкой успешностью учебной деятельности	58
Заключение	70
Приложение А. Универсальный интеллектуальный тест	72
Приложение Б. Анкета самооценки типа личности	77
Приложение В. Методика “Цветовые метафоры”.	80
Библиографический список	82


Введение
       Проблема факторов успешности учебной деятельности студентов в современном обществе представляется достаточно актуальной. Особый интерес для исследований представляют индивидуально-психологические особенности студентов. Они включают в себя такие показатели, как личностные особенности, интеллектуальные способности, мотивацию к учебной деятельности, способность  к самоорганизации и многие другие факторы успешности студентов.
       В зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности рассматривается вопрос о правильности профессионального выбора. Выбор профессии для студента - это очень важный шаг к взрослой жизни. Именно от этого выбора определяется будущая значимость студента как специалиста в определенной области. Если студент выбрал специальность, руководствуясь своими личностными особенностями, интеллектуальными способностями, то мотивация к этой деятельности будет достаточно высокой для достижения наиболее высоких результатов в данной профессии.
       Актуальность темы состоит в том, что в настоящее время студенты не руководствуются факторами успешности при выборе своей специальности, а поэтому в процессе обучения не очень успешно усваивают материал. Следовательно, студенты  в будущем не принесут пользу обществу.
       В психологии проблема индивидуально-психологических факторов успешности активно рассматривается. Исследования в этой области проводили следующие психологи: С.Д.Смирнов, В.Э.Мильман, Н.Ф.Талызина, Т.В.Евтух, А.Д.Ишков, И.И.Ильясов, И.Л.Соломин, Н.Ю.Гришина, Д.Н. Жданова, Т.Н.Тихомирова, А.Б.Орлов и др.
       Целью исследования является анализ интеллектуальных способностей, личностных особенностей  и содержания мотивации студентов технических и нетехнических специальностей в зависимости от успешности учебной деятельности. 
       Объект исследования: студенты технических и нетехнических специальностей Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I.
       Предметом исследования является структура интеллектуальных способностей, личностных особенностей и мотивации студентов и их связь с успешностью учебной деятельности.
       Гипотеза исследования: показатели мотивации сильнее связаны  с успешностью учебной деятельности  по сравнению с показателями интеллектуальных способностей и личностных особенностей студентов.
       В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой данного исследования  были поставлены следующие задачи:
       1. Анализ литературы по проблеме индивидуально-психологических факторов успешности студентов
       2. Выявление структуры интеллектуальных способностей и личностных особенностей 
       3. Выявление  содержания мотивации студентов к учебной деятельности
       4. Сравнение результатов интеллектуальных способностей студентов технических и экономических специальностей
       5. Сравнение  личностных особенностей студентов технических и экономических специальностей
       6. Сравнение содержания мотивации студентов технического и экономического профиля с успешностью учебной деятельности
       Для проведения данного исследования использовались следующие методики:
       1. Универсальный интеллектуальный тест Н.А.Батурина и Н.А.Курганского, состоящий  из 11 субтестов (использовалось 4 субтеста) для выявления структуры интеллектуальных способностей студентов
       2. Личностный типологический опросник  И.Л.Соломина, позволяющий выявлять 8 типов акцентуаций, для диагностики личностных особенностей студентов
       3. Методика цветовых метафор И.Л.Соломина для диагностики содержания недекларируемых отношений и мотивации студентов
       Для проверки гипотезы использовались методы математико-статистической обработки с применением корреляционного анализа и t критерия Стьюдента.
       Исследование проводилось на базе Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I. Было обследовано 105 студентов 2 курса Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I. Из них 51 юноша и 54 девушки.
       Успешность учебной деятельности определялась по сумме академических оценок за 4 экзамена и 2 курсовых работы по итогам 2 семестра второго года обучения.
       Полученные результаты могут быть полезны старшим школьникам, студентам, которые еще не прошли этап профессионального самоопределения. Также наше исследование позволяет обратить внимание абитуриентов на значимость факторов успешности при выборе той или иной специальности.

1 Теоретический анализ проблемы индивидуально-психологических факторов успешности учебной деятельности
1.1 Успешность учебной деятельности и ее факторы 
       Проблема успешности активно рассматривается в психологии. В психологии используется термин “успех”. Эту тему исследовали зарубежные авторы (К.Роджерс, А.Маслоу, Х.Хекхаузен и др.) и отечественные авторы (А.Ф.Бондаренко, Ф.Е.Василюк, А.И.Захаров, Д.А.Леонтьев,А.К. Марков и др.).
       Так, К.Роджерс и А.Маслоу придерживаются точки зрения, что успех—это самореализация всех потребностей человека. По их мнению, успешная личность—это здоровая самоактуализированная личность, не раздираемая внутриличностными конфликтами.[32]
       Х.Хекхаузен подчеркивает, что успешные люди мотивированы на достижения цели, а неуспешные- на избегание неудач. Ученый рассматривает факторы успешности, которые направлены на задачу(уровень мастерства как результат деятельности) или на человека( по сравнению с предыдущими достижениями), также критерии успешности , ориентированные на других( сравнение своих результатов с результатами других людей). [40]
       По мнению бизнес-психологов, успешный человек- это целеустремленный, активный деятель, достигающий максимальных достижений в своей карьере.
       Многие психотехники и психотехнологии достижения успеха не опираются на духовные ценности. В работах российских авторов К.А.Абульхановой-Славской,А.Ф.Бондаренко,Ф.Е.Василюка и др., успешность рассматривается в качестве проблемы личностного роста, приспосабливающимся к внешним факторам жизнедеятельности, к  возникновению индивидуального стиля деятельности и стратегии жизни человека.
       А.С.Белкин считает, что успех-это переживание личностью достигаемых результатов деятельности.
       Таким образом, ученые пришли к выводу, что успешная личность та, у кого совпадает реальный результат с идеальным .
       Также проблема успешности изучалась в контексте обучения студентов. Этим вопросом занимались А.С.Белкин, Б.С.Гершунский, Е.В.Коротаева, И.А.Ларионова, Л.В.Сазонова и др. По мнению этих авторов, успешностью обучения является качественная характеристика учебной деятельности конкретного студента, которая является основным показателем эффективного усвоения материала обучающегося.[27] 
       В контексте нашего исследования мы будем  понимать под успешностью достижение наиболее максимального результата по усвоению определенной специальности.
       Многие авторы выделяют факторы успешности учебной деятельности студентов. Существует несколько подходов к пониманию факторов успешности учебной деятельности.
       Н.В.Кузьмина, Л.Г.Викторова выделяют две группы факторов: структурные и функциональные. К первой группе  они относят средства общения педагогов с обучающимися, содержание  учебного материал. Ко второй группе они относят факторы, возникающие в процессе образования: накопление новых знаний, планирование учебных задач и их решения, установления контакта между педагогом и студентом[25]
       По мнению А.В.Петровского, факторами успешности усвоения материала являются его трудность, значение, объем и привлекательность .[23]
       В.А.Якунин разделил факторы успешности на 3 вида:
 1. Социологические: социальный статус, происхождение, место жителдьства, уровень довузовской подготовки
 2. Психологические: интеллект, мотивацию к учебной деятельности, специальные и общие способности, личностные особенности
 3. Педагогические: организация учебного процесса, наличие необходимых материалов и оборудования.[43]
       В результате проведенного исследования Т.А.Нам определила основные( интеллект, мотивация, личностные особенности студентов) и сопутствующие( организация учебного процесса).[28]
       Также представляют интерес результаты С.Д. Смирнова, представленных в его статье. Автор подчеркивает, что индивидуально-психологические особенности, мотивация и креативность не могут обеспечивать успешную учебную деятельность без учета психофизиологических факторов.[34]
       Из этого следует, что надо обратить внимание и на психофизиологические характеристики человека. Так, А.Б.Зайцев выделяет нейродинамику и конституцию в качестве факторов успешности.[13]
       В работах многих авторов отмечается, что у студентов со слабой нервной системой возникают трудности в ситуации напряжения в течение длительного времени, в ситуации экзамена или проверочной, при неожиданном вопросе от преподавателя, в ситуации, требующей быстрого переключения внимания.
       Следовательно, исследуя успешность учебной деятельности, нельзя пренебрегать изучением биологической природы человека. Если этим пренебречь, то результаты могут быть противоречивы.
       Также внимание психологов привлекают базовые познавательные способности (восприятие, память, внимание) и высшие познавательные способности (общий интеллект, социальный интеллект, вербальный интеллект, числовой интеллект, пространственный интеллект, креативность). И.И.Ильясов выделяет познавательные и личностные факторы. В первую категорию входят следующие показатели: восприятие, мышление, воображение, речь, интеллектуальные способы изучения предмета. Во вторую категорию входят мотивационные, волевые и эмоциональные факторы.
       В монографии А.Д.Ишков утверждает, что на успешность обучения влияют конституциональные, социально-ролевые и личностные особенности.
       Мотивация является одним из важнейших факторов успешности обучения студентов. И.Л.Соломин отмечает, что успешность учебной деятельности зависит не только от уровня и структуры интеллекта, выраженности черт личности, но и от содержания потребностей.[2]
       Также необходимо подчеркнуть, что на успешность обучения влияет самооценка студента. Самооценка является важнейшим фактором  в максимально эффективном достижении цели. Так, К. Двек полагает, что самооценка должна быть адекватной. Преподаватель должен хвалить за прилагаемые усилия, а не за любую, порой некачественную работу. [23]
       Исходя из изученных подходов к определению факторов успешности, можно выделить внешние и внутренние. Многие  авторы к  внутренним факторам относят умение планировать учебную деятельность, умение самоорганизовываться, приоритетные интересы, работоспособность, добросовестность. К внешним условиям относятся общественные условия, социальное окружение, воспитание, выбранная специальность, воспитание.
       Изучение индивидуально-психологических особенностей рассматривается давно. В результате исследований было обнаружено, что успешные студенты отличаются большей работоспособностью, уверенностью в себе и целеустремленностью, чем отстающие студенты.
       Таким образом, учебно-профессиональная успешность студентов связана с личностными особенностями, интеллектуальными способностями и содержанием потребностей. 
1.2 Личностные особенности
       С.Ф.Строкатова и Д.Б.Броховецкий активно рассматривают этот вопрос. Они проводили наблюдения за отношением студентов к учебному процессу в зависимости от их личностных особенностей. Было выявлено, что личностные особенности студентов различаются по формам проявляния, изменяют под педагогическим воздействием.
        Авторы разделили студентов в зависимости от личностных характеристик на три группы. К первой группе относятся  особенности психики, включающие в себя  свойства нервной системы (сильная/слабая). Они  обеспечивают скорость реагирования и точность восприятия раздражителей. Эти характеристики связаны с физической и умственной работоспособностью, выносливостью к учебным нагрузкам, со способностью принятия, передачи и обработки информации. На основе этих качеств образуется индивидуальный стиль учебный деятельности. Эти личностные особенности должны учитывать педагоги при подготовке к занятиям. Ко второй группе С.Ф.Строкатова и Д.Б.Броховецкий относят черты характера студентов. Авторы полагают, что черты характера влияют на формирование привычек, коммуникативных навыков, а также они определяют мотивацию студентов.  В процессе обучения у студентов формируется дисциплинированность,  усидчивость, систематичность знаний, подчинение требованиям преподавателей. К третьей группе относятся интеллектуальные характеристики студентов. Интеллектуальные характеристики определяют общий уровень умственного развития, предрасположенность к овладению теми или иными видами деятельности, склонность или безразличное отношение студентов к профессиональной деятельности.[37]
       Представляет интерес исследования взаимосвязи личностных особенностей с учебной успеваемостью студентов. Этот вопрос активно рассматривают психологи. Известны работы Н.В.Аргуновой, О.К.Митраковой, О.В.Малькиной.
       Н.В. Аргунова утверждает, что успевающие студенты проецируют все плохое, что касается их личности. Также они могут демонстрировать  детский стиль поведения. Регрессия является защитным поведением в опасной для них ситуация. Она считает, что для этих студентов является важным самовыражение себя за счет труда.  [1]
       О.В.Малькина определила личностные особенности успевающих и неуспевающих студентов. В результате исследования выяснилось, что студенты с высокой академической успеваемостью ориентированы на себя, на собственные цели, они стараются презентовать себя с положительной стороны, в отличие от неуспевающих студентов. Автор утверждает, что ориентации на других препятствует анализу собственного поведения, следовательно, студенты не видят пути к достижению собственных целей. Студенты с низкой успеваемостью характеризуются низким уровнем притязаний, что объясняется переживанием частых неудач. Студенты, которые являются успешными  в учебной деятельности, имеют высокоразвитое абстрактное мышление, также у них преобладает богатое воображение. Среди студентов-отличников преобладают люди, склонные к конформизму. То есть автор считает, что успешные студенты склонны к подчинению.[20]
       Также О.К.Митракова проводила исследование в этой области. В ходе исследования выяснилось, что успевающие студенты обладают быстром темпом мышления при решении задач, они более склонны к глубокому анализу явлений. Также эти студенты последовательно и быстро принимают решения насчет той или иной интеллектуальной задачи.[26]
       Таким образом, успешная подготовка невозможна без учета индивидуально-психологических особенностей. Поэтому для профессионального самоопределения необходимо осознавать свои личностные особенности и в соответствии с ними выбирать профессию.
       Понятие темперамента в психологии. Теории темперамента
       Темперамент - это совокупность типологических особенностей человека, проявляющихся в быстроте и силе его реакции, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности. Темперамент является динамической характеристикой личности. 
       В.С.Мерилин отмечает, что “… свойства темперамента представляют собой определенную динамическую систему, определяющую психическую деятельность”.
       Б.М. Теплов считает, что темперамент- это совокупность психических особенностей человека, которые связаны с эмоциональной возбудимостью. 
        С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что для темперамента особенно существенны впечатлительность человека и его импульсивность. Впечатлительность характеризуется силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека, а импульсивность – силой побуждения и скоростью перехода от побуждения к действию[18]
       Существует множество подходов к классификации темперамента. Есть физиологические, конституциональные и нейродинамические теории и психологические теории.
       К физиологическим теориям относится теория Гиппократа. Он считал, что у каждого человека разное соотношение жидкости в организме(кровь, флегма, желтая и черная желчь), следовательно, в зависимости от преобладания той или иной жидкости, определялся тип темперамента. Гиппократ выделил 4 вида темперамента:
 1. Сангвиник. Это люди с преобладанием крови в организме. Они характеризуются жизнерадостностью, достаточны подвижны
 2. Меланхолик. Это люди с преобладанием черной желчи в организме. Они грустны и тоскливы.
 3. Холерик. Это люди  с преобладанием желтой желчи. Они быстро раздражаются даже на самый нейтральный стимул
 4. Флегматик. Это люди с преобладанием флегмы. Они медлительны, неподвижны
       Также выделяют конституциональные теории. Авторами этих теорий являются Э.Кречмер и У.Шелдон. Эти теории построены на взаимосвязи строения тела с его психическими свойствами.
       Э.Кречмер, основываясь на результатах клинических,  выявил взаимосвязь между темпераментом и индивидуальными различиями в телосложении. Он выделял 3 типа телосложения:
 1. Астенический. Характеризуется средним ростом, стройным телосложением. Лицо таких людей длинное, узкое и бледное. Плечи очень узкие, а руки тонкие. 
 2. Пикнический. Характеризуется средним ростом, достаточно плотной фигурой. У людей такого типа лицо широкое и закругленное
 3. Атлетический. У людей данного типа наблюдается средний или высокий рост, они обладают широкими плечами и грудной клеткой, упругим животом. Лицо имеет яйцевидную форму
       Каждому из этих типов Э.Кречмер  выделяет следующие типы темперамента:
 1. Шизотимический темперамент – соответствует астеническому  типу телосложения. Характеризуется замкнутостью вплоть до аутизма, колебаниями эмоций от раздражения до сухости, упрямством, консервативностью, сложностями в приспособлении к окружению, склонностью к абстракции. При расстройствах психики обнаруживается предрасположенность к шизофрении.
 2. Циклотимический – соответствует пикническому типу телосложения. Характеризуется качествами, противоположными особенностям шизотимического темперамента: легко контактирует с окружением, наблюдается цикличность эмоциональных процессов . При психических расстройствах обнаруживается склонность к маниакально-депрессивному психозу.
 3. Иксотимический темперамент – соответствует атлетическому типу темперамента. Люди данного темперамента  спокойны, маловпечатлительны, обладает сдержанными жестами и мимикой, невысокой гибкостью мышления, трудно приспосабливается к перемене обстановки. При психических расстройствах проявляет предрасположенность к эпилепсии.
       Автор считал, что взаимосвязь между строением тела и темпераментом обусловлена влиянием эндокринной системы.
       Еще одним известным представителем конституциональной теории является У.Шелдон. Он пришел к выводу о том, что на образование определенного типа темперамента влияет одна из трех тканей, которая берет начало из лепестков эмбриона. Так, У.Шелдон выделил  три типа строения тела человека:
 1. Эндоморфный. В организме человека преобладает эндодерма, из которой образуются внутренние органы. У человека наблюдается слабое телосложение с избытком жировой ткани.
 2. Мезоморфный. В организме преобладает мезодерма, из которой образуется мышечная ткань. У людей данного типа наблюдается красивое и стройное тело
 3. Эктоморфный. В организме преобладает эктодерма, из которой развивается кожа и нервная ткань. Люди данного типа характеризуются хрупким телосложением, слабой грудной клеткой и длинными тонкими конечностями.
       Каждому из типов телосложения автор подобрал типы темперамента. Он выделил следующие типы темперамента:
 1. Висцертонический. Он соответствует эндоморфному строению тела. Люди данного типа отличаются общительностью, подвижностью, любовью  к удобствам, расслабленностью и медленными реакциями.
 2. Соматонический. Он соответствует мезоморфному типу строения тела. Люди характеризуются любовью к приключениям, склонностью к рискам, активностью, храбростью и агрессивностью
 3.  Церебротонический. Он соответствует эктоморфному типу сроения тела. Люди данного темперамента отличаются тягой к эстетическим наслаждениям, отличаются склонностью к одиночеству и малообщительностью.
        Теории Э.Кречмера и У.Шелдона подверглись критике, так как они изучали типы темпераменты только на больных людях. В результате этого стала появляться нейродинамическая концепция.[16]
       Нейродинамические концепции построены на взаимосвязи свойств нервной системы с типами темперамента. Сторонниками этой концепции были И.П.Павлов, Б.М.Теплов и В.Д.Небылицин, а также В.М.Русалов
       Родоначальником нейродинамической концепции является И.П.Павлов. Он считал, что в основе темперамента лежат свойства нервной деятельности человека. Он определил три свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность. Под силой он понимал способность человека выдерживать длительный раздражитель. Под уравновешенностью он понимал способность оптимального перехода от возбуждения к торможению. Под подвижностью он понимал способностью к быстрому переходу от возбуждения к торможению.
       Таким образом, по И.П.Павлову, сангвиник обладает сильной, уравновешенной и подвижной нервной системой, поэтому может быстро и легко приспосабливаться к меняющимся условиям. Флегматик характеризуется сильной, уравновешенной и инертной нервной системой. Он реагирует спокойно ,не склонен к переменам, обладает высокой работоспособностью, также может длительное время сопротивляться раздражителям. Меланхолик – это человек со слабой нервной системой, то есть он реагирует даже на слабые раздражители. Незначительный повод может вызвать гнев или обиду. Холерик - это человек с подвижной нервной системой. И.П.Павлов определяет данный тип как людей, неспособных на обдуманные поступки. Они реагируют на внешние раздражители очень быстро.
       Затем свойства нервной системы изучали Б.М.Теплов и В.Д.Небылицын. Быстроту возникновения и исчезновения процессов возбуждения и торможения нервной системы Б.М.Теплов назвал термином “лабильность”, а легкость обработки сигнального значения понимал как “подвижность”. Затем В.Д.Небылицын назвал быстроту возникновения условного рефлекса термином “динамичность”.[8]
       Б.М.Теплов считал, что темперамент представляет собой трехуровневую структуру, которая состоит из эмоциональной возбудимости, эмоциональной экспрессии и темпа движений. Он считал ошибкой отождествлять свойства нервной системы с психологическими характеристиками человека.
       В.Д.Небылицин усовершенствовал теорию И.П.Павлова. Он добавляет свойство динамичности и лабильности, а также заменяет термин И.П.Павлова “уравновешенность” на понятие “баланс”. Силу нервной системы он рассматривает как значимое свойство Высшей Нервной Деятельности, так как она обеспечивает выносливость, работоспособность нервных клеток по отношению к раздражителю. Ученый считал, что в структуре темперамента есть 2 компонента: общая активность и эмоциональность.[15]
       Таким образом, в  этих концепциях мы можем наблюдать некоторое сходство. Во всех теориях человек типизируется и имеет определенную быстроту реакций на раздражитель. Этот темп реакции и определяет стиль поведения человека в деятельности( как он среагирует на ту или иную ситуацию).Следовательно, можно говорить о необходимости учета особенностей темперамента студента при оценке факторов успешности учебной деятельности.
       Понятие характера в психологии. Основные типологии характера
       Проблема характера является малоисследованной темой в психологии.  Изучали эту тему такие ученые, как Аристотель,  А.Г.Ковалев, В.Н.Мясищев,  Б.М.Теплов,  Б.Г.Ананьев,  Г.Олпорт.
       Впервые этот термин был использован древнегреческим ученым Теофастом. Он подразумевал под этим термином черту, особенность личности.
       Понятие характера в психологии можно представить в двух категориях: в широком и узком смысле.
       В широком смысле характер - это ярко выраженные своеобразные черты человека, которые влияют на его поведение и поступки. Сторонниками этой трактовки являются А.Г.Ковалев и В.Н.Мясищев, К.К.Платонов, К.Н.Корнилов. 
       А.Г.Ковалев и В.Н.Мясищев полагают, что характер определяется как индивидуально своеобразная совокупность значимых свойств личности.
       К.К.Платонов добавляет к теории В.Н.Мясищева и А.Г.Ковалева то, что характером можно назвать совокупность наиболее выраженных и устойчивых черт личности, которые являются типичными для человека и неизменно проявляются в его поведении.
       К.Н.Корнилов считает, что характер - это главная индивидуально - психологическая особенность человека, которая проявляется в его жизненных установках. Таким образом, в этой теории главная мысль заключается в том, что характер -  это совокупность индивидуально-психологических свойств личности, обеспечивающие мировоззрение, моральные  убеждения и идеалы человека.
       В более узком смысле понятие характера рассматривается в качестве психического склада личности, выраженного в ее направленности. Сторонниками этого понятия являют Б.М.Теплов, Б.Г.Ананьев
       Б.М.Теплов полагает, что характер проявляется в целях, которые человек ставит и в способах достижения этих целей.
       Б.Г.Ананьев утверждает, что к характеру относятся свойства личности, которые отражают ее основную направленность и проявляются в типичном для личности  образе деятельности.[12]
       Таким образом, характер это совокупность индивидуальных устойчивых особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в отношениях к себе, другим и делам.
        Изучение характера в психологии привело к возникновению самостоятельной дисциплины-характерологии. Представители данной наукой занимаются классификацией характера по типичным чертам личности.
       Существует несколько подходов к классификации типов характера.
       Одним из критериев классификации типов характера человека являются акцентуация. Под акцентуацией понимается  чрезмерное усиление отдельных черт характера.
       Впервые термин “акцентуация “ был введен К.Леонгардом. Он предполагал, что у человека есть основные и дополнительные черты характера, которые проявляются в общении с людьми. Ученый предложил следующие виды акцентуаций:
 1. Демонстративный тип. Характеризуется стремлением быть в центре внимания, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов, артистизмом. Люди склонны к фантазерству, позерству и притворству. 
 2. Педантичный тип. Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, долгим переживанием  травмирующих событий. В конфликты вступает редко, в то же время сильно реагирует  на любые проявления нарушения порядка. Люди пунктуальны, аккуратны, скрупулезны, чистоплотны, добросовестны, склонны к самопроверкам.
 3. Застревающий тип. Данный тип характеризуется высоким уровнем задержки аффектов — «застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, инертен в моторике. Склонен к затяжным конфликтам, четко определяет круг врагов и друзей. Люди подозрительны, проявляют большое упорство в достижении целей
 4. Возбудимый тип. Для данного типа характерны недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями, повышенная импульсивность. Для этого типа свойственны инстинктивность, гневливость, нетерпимость, склонность к конфликтам. Отмечается низкая контактность в общении, тяжеловесность поступков.
 5. Гипертимический тип. Характеризуется приподнятым настроением, жаждой деятельности, повышенной словоохотливостью, тенденцией постоянно отклонятся от темы разговора. Люди данного типа общительны, стремятся к лидерству
 6. Дистимический тип. Отличается серьезностью, подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Люди данного типа малообщительны, добросовестно выполняют свои обязанности, настроены пессимистично 
 7. Аффективно-лабильный тип. Это люди, для которых характерна смена гипертимических и дистимических состояний, иногда без видимых внешних причин. Люди характеризуются сменой приподнятого настроения и общительности на подавленное настроение и малообщительность.
 8. Экзальтированный тип. Для представителей данного типа характерна высокая интенсивность темпа нарастания реакций, их внешняя интенсивность. Людям данного типа свойственно впадать в депрессию и выходить из нее из-за малейшего повода.
 9. Тревожный тип. Представителям данного типа свойственны низкая контактность, пугливость, неуверенность в себе, обидчивость У представителей данного типа выражено чувство долга и ответственности, высокие моральные и этические требования. Для них характерны робость, покорность, неумение отстоять свою позицию в споре.
 10. Эмотивный тип. Характеризуется чувствительностью и глубокими реакциями в области эмоций. Этот тип родственен экзальтированному, но проявления его не столь бурные. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, сопереживание людям, отзывчивость, мягкосердечность, впечатлительность. Данному т.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44