- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Психологические особенности агрессивности и враждебности подростков с различными видами психологической защиты
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K011099 |
Тема: | Психологические особенности агрессивности и враждебности подростков с различными видами психологической защиты |
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» Академия психологии и педагогики Кафедра психологии образования Усенко Олеся Витальевна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ И ВРАЖДЕБНОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА по направлению 44.03.02 (050400) – Психолого-педагогическое образование Научный руководитель – проф. д.псх.н. Пищик Влада Игоревна Ростов-на-Дону – 2017 ВВЕДЕНИЕ __________________________________________________ 3 ГЛАВА 1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ АГРЕССИВНОСТИ И ВРАЖДЕБНОСТИ ПОДРОСТКОВ __________________________________________________8 Общая характеристика подросткового возраста.___________8 Концепции изучения агрессивности подростков в психологии._________________________________________11 Особенности агрессивности и враждебностив подростковомвозрасте и его психологические защиты.___20 ВЫВОД ПО 1ГЛАВЕ _____________________________________________36 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОСТИ И ВРАЖДЕБНОСТИ ПОДРОСТКОВ.__________________________________39 2.1Программа эмпирического исследования.________________39 2.2. Характеристика методов исследования. _______________41 2.3. Результаты исследования, интерпретация данных. ________42 2.3.1. Анализ результатов исследования видов защит у подростков___42 2.3.2. Анализ результатов исследования уровня агрессивности._45 2.3.3. Статистическая обработка данных. ___________________47 2.4. Разработка психолого-педагогических рекомендаций и приемов при работе с подростками с повышенным уровнем агрессивности._______________________________________49 ВЫВОД ПО 2ГЛАВЕ. _______________________________________51 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ______________________________________54 СПИСОК ИСПОЛЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ________________________57 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ______________________________________60 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ______________________________________65 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ______________________________________70 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ______________________________________71 ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ______________________________________72 ПРИЛОЖЕНИЕ 6 ______________________________________73 ПРИЛОЖЕНИЕ 7 ______________________________________74 ПРИЛОЖЕНИЕ 8 ______________________________________75 ПРИЛОЖЕНИЕ 9 ______________________________________76 ПРИЛОЖЕНИЕ 10 ______________________________________77 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Экономическая и социальная нестабильность, сложившаяся в России на протяжении последних десятилетий, способствовала падению ценностей, повышению конфликтности, агрессивности в социальных и межличностных отношениях, особенно в подростковой среде. Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом, ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу "шумов", глубинно воздействующих на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. В-третьих, сэкологическим и экономическим кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у подростков чувства безнадежности и раздражения при отсутствии чувства личной ответственности из-за того, что старшие поколения оставляют им такое наследство. При этом,у молодых людей бурно развивается чувство протеста в часто неосознанного и вместе с тем растет их индивидуализация, которая при потере обще-социальной заинтересованности ведет к эгоизму. Дело в том, что подростки больше других возрастных групп, страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, – старые разрушены, новые – не созданы. Подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный, сложный, трудный, критический и который имеет важноезначение в становлении личности человека. В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и самому себе и развиваются процессы самопознания и самоопределения, возникает множество противоречий и несогласованностей, как с самим собой, так и с обществом. В подростковом возрасте преимущественно формируются характерологические особенности личности. Всё это делает подростка особенно уязвимым, податливым к отрицательным влияниям социума, что способствует появлению агрессивных тенденций в подростковой среде. Нестабильность во всех сферах жизни приводит к нестабильности и в системе нравственных норм и ценностей подрастающего поколения, что не может не проявляться в агрессивности и враждебности, использовании защитных механизмов личностью. Особенно уязвимы в этих нестабильных условиях подростки. Неуверенность в завтрашнем дне у подростков способствует снижению самооценки, усилению тревоги, страха, большему проявлению примитивных защитных механизмов. Все это приводит к возникновению своеобразных форм поведения, в которых проявляются оттенки агрессивности как самозащиты и самоутверждения. Современная ситуация привела молодое поколение к необходимости самостоятельного выбора и контроля своего поведения. В то же время подростки, находясь под воздействием стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Тенденция роста агрессивности и враждебности подростков отражает одну из острейших проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. Актуальность и многоплановость рассматриваемой проблемы обусловили интерес к ней специалистов в области педагогики, криминологии, психологии, социологии и других наук о человеке. Причины, формы агрессивности и враждебности среди несовершеннолетних анализируются в работах отечественных и зарубежных психологов и педагогов: Р. Бэрона и Д.Ричардсон, С.Н. Ениколопова, X. Ремшмидта, С.А. Беличевой и др.[1] Обращение к работам ведущих психологов Л.С.Выготского, А.Г.Ковалева, И.С. Кона и Н.Д. Левитова способствовало актуализации для нас психологических особенностей подросткового возраста, выявлению группы причин агрессивного поведения. [2] Агрессивность в ряде случаев может выступать как проявление работы защитных механизмов и служить сигналом интенсификации психологической защиты. Изучением психологических механизмов защиты занимались: З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни и др. [3] Цель исследования – изучение особенностей агрессивности и враждебности подростков, проявляющих различные виды психологических защит. Объект исследования – подростки учреждения. Предмет исследования - особенности агрессивности и враждебности подростков с различными видами психологических защит. Гипотеза исследования: подростки с различными видами психологических защит, обладают разными особенностями агрессивности и враждебности. В соответствии с объектом, предметом, целью исследования и выдвинутыми положениями гипотезы определены задачи исследования. Задачи исследования: Теоретические задачи: Дать характеристику подросткового возраста. В теоретическом анализе рассмотреть основные концепции изучения агрессивности и враждебности в психологии. Рассмотреть особенности агрессивности и враждебности в подростковом возрасте и его психологические защиты. Эмпирические задачи: Разработать программу эмпирического исследования. Подобрать методики, адекватные поставленным эмпирическим задачам. Выявить подростков с различными видамиосновных психологических защитных механизмовс использованием методики «Индекс жизненного стиля» (Плутчика-Келлермана-Конте). Исследовать психологические особенности проявления агрессивности и враждебности подростков с использованием опросника «Изучение уровня агрессивности» (А. Басса — Дарки). Обработать результаты исследования, произвести количественный и качественный анализ полученных данных. Сравнить уровень агрессивности и враждебности подростков с различными видами психологической защиты с использованием непараметрического критерия Манна – Уитни. Практические задачи: Подбор рекомендаций при работе с подростками с повышенным уровнем агрессии, враждебности, негативизмом. Теоретико-методологическая база исследования: основу нашего исследования составили теоретические концепции общего развития личности - зарубежных теориях о природе и механизмах агрессии: (А. Адлер, А. Бандура, Л. Берковиц, К. Лоренц, Н. Миллер, 3. Фрейд, И.А. Фурманов); - концепции агрессии отечественных ученых: (СВ. Ениколопов, А.А. Можгинский, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева); - теории психического развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин). Методы исследования: Теоретические: - анализ психологической литературы по проблеме исследования. Эмпирические методы: - Опросник «Индекс жизненного стиля» Плутчика-Келлермана-Конте - исследования основных психологических защитных механизмов; - Диагностический опросник «Изучение уровняагрессивности» А. Басса — Дарки. Статистические методы: - Непараметрический критерий Манна – Уитни -для подтверждения наличия агрессивности. Практические методы: - Коррекционно - развивающая программа для снижения агрессивности у подростков. База исследования: ГБПОУ РО ПУ №56 г. Аксай. Выборка: испытуемыми выступали подростки учреждения в возрасте 16- 21 лет. Общее количество испытуемых 30 человек. Структура работы обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. ГЛАВА 1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ АГРЕССИВНОСТИ И ВРАЖДЕБНОСТИ ПОДРОСТКОВ 1.1.Общая характеристика подросткового возраста. Подростковый возраст имеет важное значение в развитии и становлении личности человека. В этот период значительно расширяется объём деятельности ребенка, меняется его характер, в структуре личности происходят ощутимые перемены, обусловленные перестройкой ранее сложившихся структур и возникновением новых образований, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и установок. И всё это происходит на фоне противоречий физиологического и психического развития подростка, на фоне его духовного становления. Отсюда подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный, сложный, трудный, критический. Резкие изменения параметров тела вызывают у них определенный психологический дискомфорт, который подростки пытаются скрыть, замыкаясь в себе, комплексуя, или наоборот, пытаясь вести себя развязно, вызывающе, не всегда адекватно той ситуации, в которой они оказываются. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, лёгких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. Такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. [4,с. 23 - 34.] Все эти процессы перестройки организма длительные и нелегкие, но совершено необходимые для превращения ребенка во взрослого человека, во взрослую личность, становятся причиной и основой подросткового кризиса. Благодаря бурному росту и перестройке организма, в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. [5,с. 56] На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития. Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости – отношение подростка к себе как взрослому. Это субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием подросткового возраста. Чувство взрослости – это особая форма самосознания. Оно проявляется в желании, чтобы все относились к нему как взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками. На вооружение берутся чисто внешние стороны взрослости: внешний облик, манеры поведения, кажущаяся свобода в принятии решений. Подросток, стремясь подражать взрослым, пытается расширить свои права и возможности, пересмотреть свои отношения к требованиям, которые предъявляют родители, учителя. Но малый жизненныйопыт, неоднозначное восприятие социальной ситуации приводят к разногласиям с взрослыми, порождают конфликты между ними. [6] Наряду с чувством взрослости Д.Б.Элькониным рассматривается подростковая тенденция к взрослости – стремление быть, казаться и считаться взрослым. Чувство взрослости становится центральным новообразованием подросткового возраста. После поисков себя, личностной нестабильности у ребенка формируется «Я - концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Физическое «Я», т.е. представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях, о силе характера, общительности, доброте, соединяясь, образуют большой пласт «Я – концепции» - так называемое реальное «Я». Познание себя, своих качеств приводит к формированию когнитивного (познавательного) компонента «Я – концепции». С ним связаны еще два – оценочный и поведенческий. Для ребенка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. [7,с.168] Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе. Иногда случайная фраза, комплимент или насмешка приводят к заметному сдвигу в самосознании. Когда же образ «Я» достаточно стабилизируется, а оценка значимого человека или поступок самого ребенка ему противоречит, часто включаются механизмы психологической защиты. Помимо реального «Я», «Я – концепция» включает в себя «Я – идеальное». При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе. Подросток обладает сильными потребностями в самостоятельности и общении со сверстниками. Подростковая самостоятельность выражается в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождении от их опеки, контроля и в разнообразных увлечениях. Увлечения – сильные, часто сменяющие друг друга – характерны для подросткового возраста. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно – личностное общение. [8, с 207-208] В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Подросток приобретает взрослую логику мышления. В это же время происходит дальнейшая интеллектуализация таких психических функций, как восприятие и память. Связано с общим интеллектуальным развитием и развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству. 1.2. Концепции изучения агрессивности в психологии. В теории, объясняющей природу агрессивности, существует три отличных друг от друга подхода. Все они отражают воззрения и эмпирический опыт конкретных исследователей и психологических школ разного времени. Существуют три отличные друг от друга группы работ по изучению агрессии: теории влечения (или инстинкта), фрустрационная теория агрессии и теории социального научения (в том числе попытки, относящиеся к психологии мотивации). Теории влечения в современной психологии считаются устаревшими, а в последнее время это отношение распространилось отчасти и на фрустрационную теорию агрессии. Последняя явилась переходной ступенью от психоаналитической теории влечения к теориям социального научения; она положила начало новейшим исследованиям агрессии и сильно стимулировала их. В теориях влечения агрессия рассматривается как устойчивая диспозиция индивида, поэтому построены они довольно просто.Одним из основоположников этой теории, является З. Фрейд. Он считал, что в человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт смерти. Первый - рассматривался как стремления, связанные с созидательными тенденциями в поведении человека - любовью, заботой, близостью. Второй - несет в себе энергию разрушения, его задачей является «приводить все органически живущее к состоянию безжизненности» [9, с. 455] - это злоба, ненависть, деструктивность. В первоначальном варианте психоаналитической теории Фрейда агрессия трактовалась как составная часть так называемого «Я-влечения», однако позднее, главным образом под влиянием первой мировой войны, Фрейд ввел в свою теорию в виде «влечения к смерти» самостоятельное агрессивное влечение. В переписке с Альбертом Эйнштейном о возможностях предотвращения войн Фрейд в 1932 г. указывал на инстинктивные основы человеческого стремления к разрушению, считая бесплодными попытки приостановить этот процесс. Благодаря общественному прогрессу разрушительному стремлению можно только придать безобидные формы разрядки.[10, с. 115] Возникновение и дальнейшее становление агрессивности у З. Фрейда связывается со стадиями детского развития. В частности, отмечается, что фиксация на оральной стадии развития может привести к формированию таких агрессивных черт характера как наклонность к сарказму и сплетням. Фиксация на анальной стадии может привести к формированию упрямства, иногда переходящего в упорство, к которому легко присоединяется наклонность к гневу и мстительности. [11, с. 87] Взгляды З. Фрейда во многом разделялись и другими психологами, рассматривающими агрессивный компонент мотивации как один из основополагающих в поведении человека. Аналогичного понимания агрессии придерживается основоположник этологии Лоренц. По его мнению, в организме животных и человека должна постоянно накапливаться особого рода энергия агрессивного влечения, причем накопление происходит до тех пор, пока в результате воздействиясоответствующего пускового раздражителя она не разрядится (в частности, у некоторых видов животных подобная разрядка наблюдается при вторжении на территорию данной особи незнакомого представителя своего вида).К. Лоренца в основном базируется на часто неоправданном переносе результатов исследований, полученных на животных, на человеческое поведение. Другим слабым местом теории инстинктов является предопределенность способов управления агрессией: считается, что человек никогда не сможет справиться со своей агрессивностью. И поскольку накапливающаяся агрессивность непременно должна быть отреагирована, единственной надеждой остается направлять ее по нужному руслу. Например, сторонники теории инстинктов считают, что наиболее цивилизованной формой разрядки агрессивности для человека являются конкуренция, различного рода состязания, занятия физическими упражнениями и участие в спортивных соревнования. Однако большинство психологов не разделяют такого фатального взгляда на человеческое поведение. Во - первых, хотя ими и не отрицается, что человеческая агрессивность имеет свои эволюционные и физиологические корни, но осуждается ограниченность представлений о природе человека как о чем - то неизменном. Во - вторых, расходятся мнения и в отношении того, является агрессивность инстинктом или же она лишь поставляет энергию, позволяющую «Я» эффективно осуществлять «принцип реальности», преодолевать препятствия на пути к удовлетворению других влечений. Поэтому считается, что агрессивность - это сила, с которой человек выражает свою любовь и ненависть к окружающим или самому себе и с которой он пытается удовлетворить свои инстинкты. Агрессия является механизмом, благодаря которому эти инстинктивные тенденции направляются на другие объекты, и в первую очередь на людей, в основном с целью их покорения или завоевания. Впоследствии даже многие психоаналитики отошли от «жестких схем» фрейдовой концепции и стали рассматривать не только биологическую, но и социальную сторону агрессивности. Например, согласно А. Адлеру, агрессивность является неотъемлемым качеством сознания, организующим его деятельность. Агресси понимается в более широком контексте напряжения противостоящих начал: жизни и смерти, субъекта и объекта, тезиса и антитезиса, любви и войны. Универсальным свойством живой материи является соревновательность, борьба за первенство, стремление к превосходству. В сознании заложена интенция триумфа. Однако эти базовые влечения становятся аутентичными только в контексте правильно понятого социального интереса. Агрессивное или, выражаясь словами А. Адлера, «агонизирующее» сознание порождает различные формы агрессивного поведения от открытого до символического, каким, например, является хвастовство, цель которого состоит в символической реализации собственного могущества и превосходства. Это связано с тем, что агрессивный инстинкт включает в себя женский нарциссический компонент, требующий признания и преклонения. Агрессивность, вплетаясь в контекст культуры, приобретает и другие символические формы (ритуалы, обряды), а также иные виды социальной активности. Более того, по А. Адлеру, всякое контр - принуждение, т.е. ответная агрессивность, является естественной сознательной или бессознательной реакцией человека на принуждение, вытекающей из стремления каждого индивида ощущать себя субъектом, а не объектом. Другой представитель психоанализа Э. Фромм рассматривал два совершенно разных вида агрессии. Это оборонительная, «доброкачественная» агрессия, которая служит делу выживания человека; она имеет биологические корни и затухает, как только исчезает опасность или угроза жизни. Другой вид представляет «злокачественная» агрессия - это деструктивность и жестокость, которые свойственны только человеку и определяются различными психологическими и социальными факторами. К числу физиологических факторов агрессии относятся половые гормоны. Хотя современное состояние исследований роли этих гормонов пока мало что дает для психологического изучения агрессии, все же пренебрегать их значением не следует. Более понятными и на сегодняшний день гораздо лучше изученными являются половые различия агрессивного поведения, обусловленные особенностями социализации. Проведенные исследования показывают, что в целом мальчики агрессивнее девочек. К представителям теорий влечения следует отнести также Мак-Дауголла. В его перечне 12 основных инстинктов мы находим «агрессивность» с соответствующей ей эмоцией гнева. [12, с. 64] Предрасположенность к гневу. Негодование и насильственное устранение всякой помехи или препятствия, мешающих свободному осуществлению любой другой тенденции. Этой формулировкой Мак-Дауголл фактически предвосхитил точку зрения фрустрационной теории агрессии Долларда и его коллег. В противоположность чисто теоретическим концепциям влечения фрустрационная теория, как она представлена в монографии 1939 г. Долларда и его соавторов, положила начало интенсивным экспериментальным исследованиям агрессии. Согласно этой теории, агрессия – это не автоматически возникающее в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т. е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же ненаступления целевого состояния, к которому он стремился. Рассматриваемая теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых,фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Схема «фрустрация - агрессия» базируется на четырех основных понятиях: агрессия, фрустрация, торможение и замещение. Агрессия понимается, как намерение навредить другому своим действием, как « акт, целенаправленной реакцией которого является нанесение вреда организму». Фрустрация возникает, когда появляется что - либо, мешающее осуществлению условной реакции. Причем величина фрустрации зависит от силы мотивации к выполнению желаемого действия, значительности препятствия к достижению цели и количества целенаправленных действий (попыток), после которых наступает фрустрация. Как, например, родитель - аккуратист и педант приучает своего маленького ребенка поддерживать порядок в детской комнате. Как правило, это ни к чему, кроме появления состояния фрустрации и агрессивных реакций у родителя, не приводит, и на голову ребенка, как из «рога изобилия», сыплются саркастические замечания, обвинения, выговоры и наказания. Торможение - это тенденция ограничить или свернуть действия из - за ожидаемых отрицательных последствий. В частности установлено, что торможение любого акта агрессии прямо пропорционально силе ожидаемого наказания. Вероятно, поэтому родители, практикующие наказания своих детей за плохие отметки в школе, почти всегда по внешней активности и настроению ребенка безошибочно определяют какую отметку он получил в школе: ребенок приходит домой с чувством вины и стремится уединиться. Кроме того, торможение прямых актов агрессии почти всегда является дополнительной фрустрацией, которая вызывает агрессию против человека, воспринимаемого виновником этого торможения и усиливающая побуждение к другим формам агрессии. Так, например, ребенок, которому мать не разрешает драться или баловаться, начинает оскорблять ее («Ты плохая!») и упрекать в нелюбви («Ты меня не любишь!»). Замещение - это стремление участвовать в агрессивных действиях, направленных против какого - либо другого лица, а не истинного источника фрустрации. Ребенок, который не может наказать или «отшлепать» провинившегося старшего брата, со злостью рвет его коллекцию марок или, когда разозленный поведением родителей старший брат бьет ни в чем неповинного младшего. Суть идеи состоит в том, что физическое или эмоциональное выражение враждебных тенденций приводит к временному либо длительному облегчению, в результате чего достигается психологическое равновесие и ослабление готовности к агрессии. В приведенной выше формулировке оба эти постулата не подтвердились. He всякая агрессия возникает вследствие фрустрации (в частности, фрустрацией не связана ни одна из форм инструментальной агрессии). И не всякая фрустрация повышает уровень стремления к агрессии (этого не происходит, например, если подвергшийся фрустраций человек воспринимает ее как непреднамеренную или как вполне оправданную). Так называемая гипотеза катарсиса, согласно которой агрессивное поведение снижает уровень побуждения к агрессии, также не при всех обстоятельствах соответствует действительности. Концепции агрессии, разработанные в русле теорий социального научения, ведут свое происхождение от теоретических представлений SR-типа (прежде всего от Халла): в них различным образом определяются и по-разному связываются между собой компоненты поведения, ответственные за его побуждение и направление.Теория социального научения (бихевиоральная модель), в отличие от других, гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа действий и социальное подкрепление. Теория социального научения - это, в первую очередь, изучение человеческого поведения, ориентированного на образец. Образец в данном случае рассматривается как средство межличностного воздействия, благодаря которому возможно формирование (изменение) отношений или способа действий человека. Поэтому существенное внимание здесь уделяется изучению влияния первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. В частности было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии и, что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети. Кроме того, названная теория утверждает, что человек учится и более эффективным агрессивным действиям: чем чаще он их использует, тем совершенней становятся эти действия. Вместе с тем существенное значение имеет успешность агрессивных действий: достижение успеха при проявлении агрессивности может заметно повысить силу ее мотивации, а постоянно повторяющийся неуспех - силу тенденции торможения. Другим важным элементом этой теории является социальное подкрепление. Под подкреплением обычно понимается какое - либо действие, призванное усилить определенную реакцию. Если говорить о социальном подкреплении, следует иметь в виду неосязаемое подкрепление, словесное и несловесное обращение, контролируемое другими людьми. Различают две формы подкрепления: Положительное подкрепление - это любой стимул, который следуя за реакцией, усиливает ее или поддерживает на том же уровне. Отрицательное подкрепление - это стимул, устранение которого усиливает реакцию. Вместе с тем существует и множество самих способов подкрепления. К наиболее распространенным относятся поощрение и наказание. Таким образом, в практике воспитания чаще всего используются четыре разновидности подкрепления: а) если вслед за реакцией ребенка следует положительное подкрепляющее средство, то результат - положительное поощрение. Например, когда родитель или педагог постоянно хвалят ребенка за хорошее, примерное поведение; б) если положительное подкрепление устраняется после той или иной реакции ребенка, то результат - отрицательное наказание. Например, когда ребенок, привыкший к похвале за школьные успехи, вдруг не услышал ее после полученной отличной отметки. Он привык к похвале, а на этот раз ее не было. И в результате отсутствие похвалы воспринимается ребенком как наказание; в) если за реакцией следует отрицательное подкрепление, то результат - положительное наказание. К примеру, подросток, испытывающий недостаток внимания и любви со стороны родителей, совершает кражу и получает от них сильную трепку. Эта трепка и есть положительное наказание, он, наконец, привлек внимание родителей. г) если отрицательное подкрепляющее средство устраняется после реакции, то результат - отрицательное поощрение. Например, учащийся, которого педагог в течение года сильно критиковал за слабую учебу, в последней четверти повысил свою успеваемость, за что педагог не похвалил его, но и не сказал ничего плохого. Поэтому отказ от критики рассматривается ребенком как поощрение.[13, с.24 ] По мнению К. Бютнер существуют неопровержимые доказательства того, что если ребенок ведет себя агрессивно и получает при этом положительное подкрепление, то вероятность его агрессивности в будущем в аналогичных ситуациях многократно возрастает. Постоянное положительное подкрепление определенных агрессивных актов, в конце концов, сформирует привычку агрессивно реагировать на различные раздражители. Следовательно, наблюдение и подкрепление агрессии со временем развивает у человека высокую степень агрессивности как личностной черты. Точно также наблюдение и подкрепление неагрессивного поведения развивает низкую степень враждебности [14, с.88]. В настоящее время, теория социального научения является одной из наиболее эффективных в предсказании агрессивного поведения, особенно, если есть сведения об агрессоре и ситуации социального развития [15,с.13]. Во второй половине 50-х гг., еще до работ Басса и Берковитца, стимулировавших лабораторные экспериментальные исследования агрессии, большие усилия были приложены для измерения агрессивности методиками индивидуальных различий, главным образом выраженности ее позитивной и негативной тенденций. Данные, полученные с помощью различных ключевых категорий анализа сопоставлялись с прямыми показателями агрессивного поведения (например, с оценками других людей, с наказуемыми проступками).[16, с. 19-20] Издревле человечество проявляло интерес к феномену агрессии. И в наше время агрессия является предметом активных научно-практичных исследований.В настоящее время теория социального научения является одной из наиболее эффективных в предсказании агрессивного поведения, особенно, если есть сведения об агрессоре и ситуации социального развития [17,с.13]. Таким образом, из всего вышеизложенного следует сделать вывод о том, что в настоящее время существует множество определений агрессивности, но ни одно из них не является исчерпывающим и общепринятым. Тем не менее, в настоящее время все больше утверждается представление об агрессивности как о мотивированных внешних действиях, нарушающих нормы и правила сосуществования, наносящих вред, причиняющих боль и страдания людям. Разные авторы выделяют различные виды и формы агрессивности, по-разному трактуют его природу. Многие ученые разделяют агрессию как форму поведения и агрессивность как психическое свойство личности, выражающее готовность к агрессивным действиям в отношении другого и склонность личности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. Особенности агрессивности и враждебности в подростковом возрасте и его психологические защиты. Проблеме агрессивности в подростковом возрасте посвящено значительное число исследований.Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Анализ раскрытия причин и характера агре....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: