VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Психологические особенности этапа начальной подготовки дзюдоистов

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005414
Тема: Психологические особенности этапа начальной подготовки дзюдоистов
Содержание
8



МИНИСТЕРСТВО   СПОРТА    РОССИЙСКОЙ   ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                                        ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ                                                 ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА»



факультет спорта

кафедра теории и методики спортивных единоборств, тяжелой атлетики и стрелкового спорта

направление подготовки Физическая культура

профиль Спортивная тренировка в избранном виде спорта



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)

Миклухо Петр Николаевич   

студента группы 13с5



ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЗЮДОИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ



«Допущен к защите»

Заведующий кафедрой

Виниченко А.А., к.п.н.,

профессор  ___________

«___» ___________ 2017г.



Научный руководитель:

Коротких И.А., к.п.н.,

	доцент ______________

«___» ___________ 2017г.



		Дата защиты: «___» _________ 2017г.

Оценка: _________________________



Краснодар 2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЗЮДОИСТОВ……………………………………………………………….

Характеристика психологического обеспечения подготовки спортсменов………………………………………………………………

Психологические особенности этапа начальной подготовки дзюдоистов………………………………………………………………

Особенности мотивационных установок спортсменов………………. 

Методы психологического обеспечения начальной подготовки юных дзюдоистов……………………………………………………………….

	МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………

Методы исследования………………………………………………………

Организация исследования ………………………………………………..

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ…………………

3.1. Мотивация дзюдоистов на первом этапе начальной подготовки……… 

3.2. Мотивация дзюдоистов на втором этапе начальной подготовки……… 

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………

















ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. 

Для того чтобы реализовать в полной мере свои физические, технические и тактические способности, навыки и умения, а, кроме того, вскрыть резервные возможности как обязательный элемент соревнования, спортсмену необходимо психологически готовиться к условиям спортивной деятельности. Психологические особенности соревнований, закономерности, причины и динамика пред соревновательных состояний определяют высокие требования к психике спортсмена. Все то, что было отработано и накоплено и процессе обучения и тренировок в течение месяцев или лет, может быть растеряно в считанные минуты, а порой и секунды перед стартом или в ходе спортивной борьбы. Поэтому следует помнить, что психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям — важный и обязательный элемент обучения и тренировки.(2,4,6,11)

Под психологической подготовкой дзюдоистов понимается организованный, управляемый процесс реализации их потенциальных психологических возможностей в объективных результатах. Общая психологическая подготовка – в обобщенном виде представляет психологическую адаптацию дзюдоиста к нагрузкам. Реализуется в 2 направлениях:

1) предполагает обучение дзюдоистов приемам, обеспечивающим психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях. К нему относятся: способы саморегуляции эмоциональных состояний; концентрации и распределения внимания, мобилизации организма на проявление максимальных волевых и физических усилий;

2) предполагает обучение приемам моделирования условий соревновательного противоборства (к конкретному соревнованию).

Специальная психологическая подготовка к соревнованиям направлена, прежде всего, на формирование готовности дзюдоиста к соревновательной деятельности. Очень важно, чтобы планируемый дзюдоисту результат в данных соревнованиях соответствовал его подготовленности, иначе повысится значимость соревнований и усилится эмоциональная возбудимость. Специальная психологическая подготовка направлена на решение следующих задач: формирование у дзюдоистов психологических «внутренних опор», определяющих уверенность в собственных силах; преодоление психологических барьеров, снижающих эффективность двигательной деятельности, особенно тех, которые возникают в противоборстве с конкретным соперником; психологическое моделирование условий предстоящего противоборства, включающее эмоциональную самонастройку; создание психологической программы действий непосредственно перед соревнованием. Психологическая подготовка организуется на всех этапах тренировочного процесса дзюдоистов.

Объект исследования. Процесс психологической подготовки дзюдоистов на этапе начальной подготовки. 

Предмет исследования. Программа психологической подготовки дзюдоистов на этапе начальной подготовки.

Цель исследования. Совершенствование психологической подготовки дзюдоистов на этапе начальной подготовки на основе стандарта подготовки.

Задачи исследования. 

Анализ психологической подготовки дзюдоистов на этапе начальной подготовки.

	Разработать программу психологической подготовки дзюдоистов на этапе начальной подготовки.

	Усовершенствовать содержание и методику психологической подготовки дзюдоистов на этапе начальной подготовки.

Рабочая гипотеза. Разработанная программа психологической подготовки дзюдоистов повысит устойчивый интерес к тренировочным занятиям.

	Научная новизна. Разработана программа психологической подготовки дзюдоистов на этапе начальной подготовки на основе стандарта спортивной подготовки.

Теоретическая значимость данной работы заключается в попытке всестороннего анализа специализированной информации по методологии и методикам психологической подготовки дзюдоистов на этапе начальной подготовки.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования результатов исследования, а именно программы психологической подготовки  в физкультурно-спортивных организациях.

Структура работы.

Данная работа состоит из введения, трех глав, вывода, практических рекомендаций, списка литературных источников.

	

	

























1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЗЮДОИСТОВ



Характеристика психологического обеспечения подготовки спортсменов



Термин «психологическое обеспечение подготовки спортсменов» появился в обиходе спортивных специалистов относительно недавно. Для большинства тренеров, спортсменов, спортивных врачей более привычно понятие «психологическая подготовка спортсменов». Появление понятия «психологическое обеспечение подготовки спортсменов» отражает изменение подхода к психологическим аспектам работы со спортсменами, которое является следствием изменения подхода к процессу их подготовки в целом. Утверждение новых принципов подготовки спортсменов обусловлено современным уровнем развития спорта, прежде всего спорта высших достижений. К числу особенностей современного спорта, оказывающих влияние на подходы к работе со спортсменами, следует отнести стремительный рост уровня спортивных достижений. Мировые рекорды пятидесятых-шестидесятых годов 20 века во многих видах спорта не дотягивают до современного норматива мастера спорта. 





Рис. 1 Этапы многолетней подготовки спортсменов 





В теории спортивной тренировки принято выделять четыре этапа многолетней подготовки. 

Задачей этапа начальной подготовки является укрепление здоровья детей, выявление их задатков и способностей, всесторонняя физическая подготовка, обучение основам техники вида спорта, избранного занимающимися, воспитание устойчивого интереса и любви к занятиям спортом.

На этапе специализированной подготовки спортсменов ставятся следующие задачи: повышение уровня специальной физической подготовленности, обеспечение прочного овладения основами техники и тактики вида спорта, развитие умения самостоятельно работать и соревноваться, определение будущей спортивной специализации.

Этап специализированной подготовки сменяется этапом высшего спортивного мастерства, который подразделяется на этап максимальной реализации индивидуальных возможностей спортсмена и этап сохранения достижений. На этапе высшего спортивного мастерства возрастает объем специализированных тренировочных нагрузок и соревновательной практики, что увеличивает роль реабилитационных мероприятий, психологического обеспечения спортсменов. Выход на этап высшего спортивного мастерства связан с постановкой новых задач подготовки. К ним следует отнести доведение технического и тактического мастерства до уровня, необходимого для участия в соревнованиях национального и международного уровня, нахождение индивидуальных резервов роста спортивного мастерства, позволяющих нейтрализовать влияние таких негативных факторов, как адаптированность спортсменов к различным видам тренировочных нагрузок, уменьшение функционального потенциала организма с возрастом (В.Н.Платонов, 2006).

 Задачи психологического обеспечения основных этапов многолетней подготовки отражают те возможности, которые они содержат с точки зрения мобилизации резервов психики для достижения высокой эффективности тренировочного процесса, результативности соревновательной деятельности.

Основной задачей психологического обеспечения этапа начальной подготовки спортсменов, отмечаемой авторами практически всех программ для детско-юношеских спортивных школ, является формирование и закрепление мотивации занятий избранным видом спорта.

 Другой  не менее важной задачей этого этапа является развитие психологических предпосылок общей двигательной культуры спортсменов: совершенствование произвольной регуляции двигательных действий, развитие способности к тонкой дифференцировке силовых, временных, пространственных характеристик движения.

 Значимость решения этой задачи объясняется тем, что от уровня двигательной культуры зависит предельно возможный для конкретного спортсмена уровень технического мастерства. А сензитивный период развития психомоторики как основы двигательной культуры приходится на младший школьный возраст. Поэтому пробелы в работе по развитию общей двигательной культуры на этапе начальной подготовки позже практически невозможно компенсировать (К. П. Сахновский, 2010). Следовательно, успешность работы по развитию психомоторики юных спортсменов в первые годы занятий спортом может оказать долговременное влияние на эффективность последующих этапов многолетней подготовки. 

На этапе начальной подготовки успешность обучения юных спортсменов во многом зависит от их общих способностей, прежде всего интеллектуальных. В связи с этим одной из задач психологического обеспечения их подготовки является развитие внимания, памяти, мышления (В.Н.Платонов, 2008).

Хотя соревнования не занимают значительного места в содержании начальной подготовки спортсменов, в число задач ее психологического обеспечения входит ознакомление спортсменов с соревновательной сутью спорта, с правилами честной спортивной борьбы, формирование у начинающих юных спортсменов положительной мотивации участия в соревнованиях.                      

 Важной задачей этапа начальной подготовки является оценка перспективности юных спортсменов, отбор наиболее талантливых детей, способных достичь высоких результатов, для углубленного спортивного совершенствования. Существенным психологическим аспектом решения этой задачи является оценка перспективных, по мнению тренеров, юных спортсменов, имеющихся у них предпосылок соревновательной надежности, так как тренеры часто ограничиваются оценкой способностей к освоению техники и тактики вида спорта.

Таким образом, основным содержанием психологического обеспечения начальной подготовки юных спортсменов является формирование общих психологических предпосылок успешности последующих этапов спортивного совершенствования. 

 Выход юных спортсменов на этап специализированной подготовки делает актуальными новые задачи ее психологического обеспечения. Психологическая сторона приобретения технического и тактического мастерства, составляющего содержание этого этапа многолетней подготовки, заключается в формировании психологических механизмов регуляции деятельности спортсменов, в развитии у них специальных свойств психики, необходимых для достижения высоких спортивных результатов.

Основными звеньями психической регуляции деятельности, которые должны быть сформированы у совершенствующихся спортсменов, являются: мотивация, целеполагание, навыки анализа значимых условий деятельности, оценки вероятности достижения целей, планирования и программирования своих действий, навыки текущего и итогового самоконтроля собственных действий и эмоциональных состояний; рациональные причины схемы объяснения успехов и неудач. В связи с тем, что в процессе тренировок спортсмены испытывают действие значительных тренировочных нагрузок, а свое мастерство они должны продемонстрировать в эмоционально напряженных условиях соревнований, обязательным требованием ко всем звеньям психической регуляции деятельности является высокая помехоустойчивость. Развитие помехоустойчивости - важный компонент психологического обеспечения подготовки совершенствующихся спортсменов.

Круг профессионально важных качеств, необходимых спортсменам, зависит от специфики их вида спорта. Тем не менее, любая спортивная дисциплина требует сформированности волевых качеств, способности к саморегуляции эмоциональных состояний, устойчивости к соревновательным стрессам, высокого развития значимых для конкретного вида спорта интеллектуальных качеств, прочного усвоения нравственных норм и ценностей, которое делает естественным и обязательным следование правилам честной спортивной борьбы.

Совершенствование спортивного мастерства приходится на подростковый и юношеский возраст, когда человек развивается интеллектуально, формируется как личность, получает образование. Углубленные занятия спортом не могут быть вырваны из общего контекста жизни спортсмена. Процесс приобретения спортивного мастерства не может рассматриваться вне зависимости от становления спортсмена как личности, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, сформированность спортсмена как личности, уровень его интеллектуального развития влияет на уровень спортивных достижений. Причем это влияние тем ощутимее, чем выше квалификация спортсмена. Во-вторых, включение подростка или юноши в спортивное совершенствование изменяет условия личностного развития, что может сделать его дисгармоничным. 

Дисгармонии личностного развития, связанные с ранним  включением в спортивное совершенствование, не являются неизбежными, но в случае их возникновения они могут оказывать отдельное влияние на благополучие жизненного пути спортсмена. Поэтому одна из задач психологического обеспечения подготовки юных спортсменов на этапе специализированной подготовки заключается в контроле того, насколько успешно сочетается решение спортсменами задач чисто спортивных и более широких жизненных задач, в помощи тем, у кого возникают дисгармонии личностного развития.

 Значимость данного направления психологического обеспечения подготовки спортсменов обусловлена тем, что неподготовленность к решению жизненных проблем становится причиной жизненных стрессов. А жизненные стрессы оказываются источником психических перегрузок, повышающих вероятность заболеваний и травм, снижающих соревновательную надежность. Подверженность жизненным стрессам становится более заметной у высококвалифицированных спортсменов, но чувствительность к ним может быть обусловлена процессами, происходящими на этапе специализированной подготовки.

Выход спортсменов на уровень высшего спортивного мастерства связан со значительным ростом физических и психических нагрузок, с тем, что улучшение спортивных результатов дается  все труднее, и приходится искать нетрадиционные пути решения этой задачи. Расширяется круг социальных контактов, увеличивается число социально-психологических факторов, действующих на спортсменов. В связи с этим появляются новые задачи психологического обеспечения подготовки спортсменов. Возрастает роль психологической службы на этапе планирования подготовки, так как именно на этом этапе могут быть решены многие вопросы, от которых зависит предотвращение психических перегрузок и срывов, возможность подведения спортсменов в оптимальном психическом состоянии к наиболее ответственным соревнованиям. Появляется настоятельная потребность в программах психической реабилитации после значительных физических, эмоциональных, коммуникативных нагрузок. Возникает необходимость в развитии специальных программ психологического обеспечения выступлений высококвалифицированных спортсменов в ответственных соревнованиях.

Выход на уровень спорта высших достижений - это вершина спортивной карьеры атлетов. Но вслед за периодом успехов, славы, материального благополучия наступает время завершения выступлений в большом спорте, связанное с резким изменением образа жизни, с необходимостью определить свое место в ней. Сделать это многим спортсменам бывает непросто. Поэтому в ряде стран создаются консультативные службы, помогающие элитным спортсменам, готовящимся к завершению спортивной карьеры, решить связанные с этим проблемы. Это еще одна  из задач психологического обеспечения подготовки высококвалифицированных спортсменов. Постановка этой задачи перед спортивной психологической службой указывает еще раз на то, что ее функции не ограничиваются узкими утилитарными задачами  мобилизации резервов психики для достижения максимальных спортивных результатов. В ее работе всегда присутствует или по крайней мере должен присутствовать  более широкий гуманитарный компонент, связанный с помощью спортсменов в решении проблем их личностного роста.

По мере того, как спортсмены продвигаются по пути спортивного совершенствования, становятся более многообразными и сложными межличностные отношения, в которые они включаются. Среда общения начинающего спортсмена ограничивается тренером, товарищами по группе, родителями и родственниками, школьными учителями и одноклассниками.

На этапе специализированной подготовки описанный круг общения расширяется за счет соперников, с которыми они встречаются на соревнованиях, их тренеров, судей. При выходе на уровень спорта высших достижений у спортсменов появляется еще большее число партнеров по общению, не все из которых оказываются желательными. Некоторые люди, с которыми приходится общаться высококвалифицированным спортсменам, оказывают на них психологическое давление, создают дополнительные психические нагрузки.

Выступления высококлассных спортсменов проходят в присутствии зрителей, их результаты широко обсуждаются в средствах массовой информации. Даже события личной жизни спортсменов часто становятся предметом обсуждения в прессе, на радио и телевидении. Все это увеличивает требования к коммуникативной компетентности спортсменов. Задача психологической службы заключается в том, чтобы помочь им развить навыки общения, разрешения межличностных конфликтов, сопротивления психологическому давлению к тому моменту, когда эти навыки окажутся необходимыми.

Из сказанного следует, что эффективное психологическое обеспечение подготовки спортсменов не может действовать по принципу скорой помощи, концентрируя свои усилия на оптимизации психических состояний спортсменов, коррекции неблагоприятных проявлений психики. На каждом этапе многолетней подготовки ее главная цель заключается в формировании психологических предпосылок успешности деятельности спортсменов на последующих этапах подготовки, в прогнозировании наиболее актуальных психологических проблем последующих этапов подготовки и своевременном нахождении средств их профилактики либо средств помощи спортсменам в их преодолении. Это тем более важно, что многие пробелы в подготовке юных спортсменов невозможно или трудно компенсировать, когда они становятся мастерами.



Психологические особенности этапа начальной подготовки дзюдоистов

Особенности мотивационных установок спортсменов 



Проблема мотивации – это наиболее важная проблема психологии спорт. От сформированности мотивационной сферы зависят возможность закрепления в спорте и степень достижений (Е.П. Ильин, 2008). Все разнообразие спортивной мотивации достаточно широко. К мотивационным факторам относят положительные ощущения от двигательной активности, стремление оправдать ожидания, стремление к самоутверждению, овладению новыми навыками, желание получать поощрения, одерживать победы. Спорт направлен на достижения, а цель достижения охватывает стремление показать наиболее высокий уровень способностей и при этом минимизировать проявление того, что спортсмен не умеет или не усвоил достаточно хорошо (Г.Б. Горская, 2008).

Х. Хекхаузен, при описании условия, в которых осуществляется деятельность достижения, утверждает, что эта деятельность устремлена к достижениям, следовательно, ее цель должна иметь вероятность достижимости. Такая деятельность требует особых временных, психических и физических затрат от человека (Х. Хекхаузен, 2000). Большое значение имеет направление мотивации (Д. Макклелланд, 2007, Р. Фрэнкин, 2003).

Есть много различных подходов к определению сущности и структуры мотивации. Но это не значит, что проблема мотивации решена. Общим недостатком имеющихся концепций и теорий мотивации является отсутствие системности в анализе мотивации. Это является причиной того, что любой побуждающий к активности фактор объявляется мотивом (С.К. Багадирова, 2014).



Рис. 2 Образование мотиваций

Мотивация и мотивы – это феномены, которые сопровождаются различной детерминацией их природы. Именно это вынуждает исследователей говорить о неразрешимости проблемы мотивации (К.О. Меджидова, 2007). В отечественной литературе недостаточно внимания отведено анализу причин сильного расхождения ученых в понимании сущности мотивации и мотивов. Все сводится либо в простое изложение взглядов исследователей на проблему, либо критика подходов. 

Мотивы – это ядро личности спортсмена, что показано в интегральном подходе к рассмотрению структуры мотивации и мотива и в положении С.Л. Рубинштейна. Изучая мотивационную сферу спортсмена, мы изучаем и его личность. Мотивация - широкое понятие, сложный процесс управления интенсивностью побуждений и активности. Спортивные психологи, особенно выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию, мотивацию достижения (И.В. Доронина, 2001). 

Мотивация - это центральная составляющая освоения спортивных навыков, умением их показывать. Важный компонент мотивации – это стремление к успеху и высоким результатам деятельности. Стремление достичь успеха и высоких результатов является показателем высокой мотивации достижения (В. М. Мельников, 2000).

Одним из важнейших вопросов мотивации деятельности человека является причинное объяснение его поступков, которое является попыткой понять, каким образом человек мотивирует себя в деятельности, направленной на достижение успехов, какова его реакция на неудачи. Мотивации достижения успеха и избегания неудачи являются важными и независимыми видами мотивации спортсмена (В.И. Степанский, 2011). Главной психологической чертой мотивов занятий спортом является чувство удовлетворения, которое вызывают занятия избранным видом спорта, и это чувство неотделимо от самой спортивной деятельности. Эти мотивы имеют характер, соответствующий сложности и разнообразию  спорта. Они могут подразделяться таким образом (Ю.А. Коломейцев, 2004; В.А. Курашвили, 2008). К непосредственным мотивам спортивной деятельности причисляют особое чувство удовлетворения от мышечной активности; эстетическое наслаждение точностью и ловкостью действий и движений; стремление показать себя смелым, решительным при исполнении сложных и опасных упражнений; удовлетворенность, вызванная участием в соревновании, которое становится важной и обязательной стороной спорта; тяга добиться рекордных результатов, обосновать свои умения и спортивное мастерство, победить, несмотря ни на что.

К опосредованным мотивам спортивной деятельности причисляют стремление стать физически крепче и сильнее;  стремление посредством спорта подготовиться к практической деятельности; понимание социальной значимости спорта (А. Ткаченко, 2004; Н.А. Худадов, 2001). Согласно классификации Х. Шольца, представляется целесообразным разделение теорий мотивации по критерию предмета анализа на три главных направления. Теории, в основе которых лежит специфичная картина работника. Они исходят из образа потребностей и мотивов работника. Это «XY-теория» Д. Макгрегора, теория «Z» У. Оучи. Содержательные теории анализируют структуру мотивов и потребностей личности – это теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория потребностей К. Альдерфера, теория 2 факторов Ф. Герцберга.

Процессуальные теории и изучают влияние различных факторов среды на мотивацию. К этому типу теорий относят теорию трудовой мотивации Д. Аткинсона, теорию справедливости С. Адамса, теорию мотивации В. Врума, теорию Портера - Лоулера, теорию 12 факторов Ричи и Мартина (Е.П. Ильин, 2002). 

Многие авторы взаимосвязывают достижения в спорте и отношение к спорту с мотивами достижения. Л.П. Дмитриенкова пишет, что у высококвалифицированных спортсменов мотивация успеха выражена более сильно, чем у спортсменов со средней квалификацией. Мотивация - это объяснительный конструкт, он используется для детерминации поведения людей и причин того, что они ведут себя так, а не иначе), его направленности и механизмов реализации.

Сегодня к изучению мотивационной сферы личности чаще применяется системный подход, понимающий мотивы как устойчивые личностные образования. Центральное место в мотивационной сфере личности принадлежит мотиву достижения, для котрой характерен постоянный пересмотр целей. Последовательность действий и важность постоянного пересмотра целей с течением времени становится очевидной. Цепочка действий может прерываться на часы, дни, недели, месяцы или даже годы. Поэтапное достижение этих целей обусловливает стойкое, спокойное и уверенное состояние спортсмена. Далеко оставленная цель высокого порядка помогает спортсмену понять разницу между ближней и дальней мотивацией, спокойно пренебрегать мелкими радостями ради великого счастья большого спортивного достижения (Е.П.Ильин, 2014). В психологии создана и детально разработана теория мотивации достижения успеха, избегания неудачи. Основателями этой теории считаются Д. Макклелланд, Д. Аткинсон, Х. Хекхаузен. Развитие мотивации достижения происходит в три этапа (Scanlan,2008). Не каждый достигает заключительного этапа, а возраст, в котором достигают того или иного этапа, значительно колеблется. 

Этап автономной компетентности (продолжительность до 4 -летнего возраста). На этом этапе ребенок концентрирует свое внимание на своем окружении и самооценке.

Этап социального сравнения (начало в 5 - летнем возрасте). Ребенок сопоставляет свой уровень деятельности с уровнем других. На этом этапе важно понимание того, «кто быстрее, больше и сильнее».

Интегрированный этап представляет из себя сочетание двух предшествующих этапов. Человек точно знает, когда лучше состязаться и сравнивать себя с другими, а когда предпочтительно использовать для сравнения свои предыдущие результаты. Это наилучший этап для достижения. К этому этапу человек может подойти в разном возрасте. Внешние факторы  могут усиливать или ослаблять силу мотива, особенно, если речь идет о рутинной работе. Исполняемая ими роль зависима от имеющихся у человека мотивов. Роль может быть социально положительной или социально отрицательной), Задача дальнейшего их формирования должна быть направлена на использование мотивационного потенциала стимулов в необходимом направлении. Их можно применять или устранять. Влияние сильной мотивации на нежелательное событие кажется менее вероятным, чем по факту. Похвала и порицание, соревнование с другими, задетое самолюбие, проблемность и загадочность стоящей перед человеком задачи, привлекательность объекта влияют на силу мотива (М.Н. Фирсов, 2006).

Формирование мотивации спортсмена взаимосвязано с установкой на достижение результата. Когда спортсмен достигает намеченного результата, это становится для него свидетельством действенности поставленной задачи и источником его ориентации на очередные результаты, определяющим степень субъективного запроса «уровень притязаний». В этом содержится значение достижений как мотивационного фактора спортивной деятельности. Установка на результат даже при самом высоком «уровне притязаний» спортсмена не переносятся автоматически на тренировку (Ю.А. Коломейцев, 2004).

Перечисленные выше факторы развития мотивации достижения успеха очень многообразны. Их учет спортивным психологом или тренером в качестве неотъемлемых компонентов единой системы позволит сформировать высокую мотивацию достижения успеха в спорте. Изучение особенностей мотивации достижения успеха и избегания неудач, установки на достижение максимально высокого результата, субъективного критерия успешности (В.И. Степанский, 2004), связано с тем, как оценивает спортсмен результаты своей активности. В этом процессе имеет значение учет объективных требований, предъявляемых средой, а также своих притязаний и возможностей для реализации целей. Конкретным показателем соотношения мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудачи является уровень формируемого субъектом критерия успешности: высокий, когда преобладает мотивация достижения, - в этом случае границы допустимых отклонений от эталонного результата предельно сужены, и низкий, если по каким-то причинам преобладает мотивация избегания, под влиянием которой субъект начинает считать приемлемыми для себя даже значительно расходящиеся с эталоном результаты. Если результат превышает верхнюю или не достигает нижней границы притязаний, то, человек испытывает сильно выраженные положительные или отрицательные переживания, но если результат соответствует ожиданиям, то вне зависимости от его совпадения или несовпадения, отмечается либо слабое положительное переживание, либо полное отсутствие эмоций (В.И. Степанский, 2014).

Мотивация достижения проявляется в стремлении прикладывать усилия и добиваться лучших результатов в значимой области. Т.О. Гордеева (2006) выделяет 5 современных теорий мотивации достижения. Их авторы поднимают вопросы ее источников и функционирования: 



Имеется три теории, детерминирующие побуждение человека к действию: теория потребности достижения, теория атрибуции, теория цели достижения (Е.Н. Гогунов, 2012). Теория потребности достижения - это комбинированная модель, в которой важнейшими показателями поведения выступают личностные и ситуативные факторы. Теория состоит из 5 компонентов. Первым компонентом являются личностные факторы или мотивы. К мотивам достижения относят достижение успеха и избегание неудачи. Мотив достижения успеха – это возможность испытать гордость, удовлетворение от деятельности, а мотив избегания неудачи связаны с испытанием негативных чувств вследствие неудачи. Согласно этой теории, поведение обусловлено равновесием этих мотивов. Например, для успешных людей характерна высокая мотивация к успеху и низкая мотивация избегания неудачи. Таким людям приносит удовольствие оценивание своих способностей, они не думают о неудаче. Для людей, не достигающих больших успехов, характерны низкая мотивация к успеху и высокая мотивация избегания неудач.

Вторым компонентом являются ситуационные воздействия. Для прогнозирования поведения личности надо учитывать ситуацию. Теория потребности достижения включает вероятность успеха в ситуации и мотивирующую значимость успеха. Вероятность успеха зависит от соперника и от трудности задания.

Третий компонент – это результирующие тенденции, или бихевиористические тенденции, показанная при рассмотрении уровней мотивов достижения в определенной ситуации. Теория эффективна для прогноза ситуаций с вероятностью успеха 50% на 50%. Очень успешные люди рассматривают такие ситуации как вызов, получают удовольствие от соревнований и конкуренции, им нравится соревноваться с равными соперниками или делать то, что не отличается большой легкостью. Люди, не отличающиеся успешностью, избегают таких ситуаций, предпочитают легкие задания, где есть гарантия успеха. Они могут стремиться к слишком трудным заданиям, так как никто не ждет от них успеха. В ситуации с вероятностью успеха 50:50, они испытывают сильное волнение и тревогу, из-за чего вероятность неудачи повышается. Если не получится избежать этой ситуации, они будут находиться в смятении по причине высокой потребности избегать неудач.

Четвертым компонентом являются эмоциональные реакции (гордость и позор). Успешные и неуспешные люди хотят испытывать гордость, однако их личностные особенности различным образом взаимодействуют с ситуационными факторами. Это вынуждает больше сосредотачиваться или на гордости, или на позоре. Успешные концентрируются на гордости, тогда избегающие неудач - на позоре.

Пятый компонент теории потребности достижения демонстрирует взаимодействие предыдущих четырех компонентов и их влияние на поведение. Люди, достигающие успехов, ищут более конкурентные и соревновательные задания, предпочитают средний риск и лучше выступают в ситуациях оценивания. Люди, не достигающие больших успехов, избегают ситуаций соревнования. 

Атрибутивная теория основана на объяснении людьми своих успехов и неудач. Весь спектр возможных объяснений успеха и неудач делится на категории. К ним относят стабильность (относительно постоянный или непостоянный фактор), каузальность, или причинность (внутренний или внешний фактор) и контроль (фактор, находящийся или не находящийся под контролем). Объяснение спортсменами своих результатов оказывает влияние на их ожидания и эмоциональные реакции, что сказывается на мотивации достижения. Согласно теории цели достижения, три фактора, взаимодействуя, определяют мотивацию человека: цели достижения, восприимчивость и поведение достижения. Чтобы понять мотивацию человека, необходимо выяснить, что для него значат успех и неудача.

Недавние исследования мотивации и поведения при достижениях в спорте сосредоточены на теории достижения цели, согласно которой ориентация на задачи и ориентация на личностные цели проявляется в контексте достижений и влияет на процесс мотивации. Недавние исследования поведения мотивации и достижения были направлены на так социально-познавательную теоретическую перспективу и показали, что человек является интенсивным, целенаправленным организмом, который работает рациональным образом и что достижение целей управляется верой в достижение и направляет на восприятие последующего решения и поведения в контексте достижения. Это направление исследований было первоначально заинтересовано в двух различных концепциях способностей: недифференцированной и дифференцированной способности (Nicholls, 1984,2009). На основе работы с детьми, Николс пришел к выводу, что развитие концепции способности – это процесс понимания различий между понятиями удачи, трудности задач и усилий от способности. После серии экспериментов Николс и Миллер пришли к выводу, что к возрасту 12 лет дети смогли отли.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44