- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Mетодика обучения плаванию детей 8 – 9 лет на этапе начальной подготовки
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W000377 |
Тема: | Mетодика обучения плаванию детей 8 – 9 лет на этапе начальной подготовки |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российский государственный социальный университет Факультет психологии, социальной медицины и адаптационно-реабилитационных технологий Кафедра физической культуры и оздоровительных технологий Рекомендовать к защите Заведующий кафедрой физической культуры и оздоровительных технологий ___________ А.С. Махов «____»__________________2015 г. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ 8 – 9 ЛЕТ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Студент: Ляшенко Валерия Александровна/ / 4 курса очного отделения Факультета психологии, социальной медицины и адаптационно-реабилитационных технологий Направления подготовки (специальность) 034300.62 Физическая культура Профиль «Спортивный менеджмент» Руководители: д.п.н., профессор Карпов В. Ю. / / Защищена Оценка « »____________2015г. « » Москва 2015 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ 5 1.1. Характеристика физической подготовки юных пловцов 5 1.2. Возрастные особенности развития детей 8 – 9 лет с учетом развития физических качеств 14 1.3. Средства и методы обучения плаванию детей 8–9 лет 18 1.4. Заключение по главе 22 ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 23 2.1. Методы исследования 23 2.2. Организация исследования 30 ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 31 3.1 Экспериментальная разработка обучения плаванию детей 8-9 лет на этапе начальной подготовки 31 3.2. Полученные результаты применения методики обучения детей 8-9 лет на этапе начальной подготовки 35 3.3. Заключение по главе 39 Выводы. 40 Практические рекомендации 42 Заключение 46 Список использованной литературы 49 Приложение.. 54 ВВЕДЕНИЕ Актуальность. Плавание это уникальный вид физических упражнений и один из наиболее массовых и популярных видов спорта в нашей стране. Характерной особенностью этого вида спорта является двигательная активность в водной среде, этим объясняется его оздоровительная, прикладная и спортивная значимость. Плавание является одним из полезных и менее травмоопасных видов физической активности, оказывающим положительное влияние на организм ребенка. Как вид спорта, благоприятно воздействует на все органы и системы организма человека, на его психо – эмоциональное состояние. Спортивные стили плавания: кроль на груди, кроль на спине, брасс и баттерфляй по–разному воздействуют на организм, но при этом оказывают положительное влияние на здоровье. Плавание – жизненно необходимый навык. В соответствии с данными ЮНЕСКО известно, что ежегодно более 350 тысяч человек подвергаются опасности на воде (терпят бедствия), а ежегодно тонет из каждого миллиона людей, населяющих планету, около 120 человек. Как правило, это самые незащищенные, дети и подростки, которые не обучены навыку плавания [3]. Соответственно, каждый человек, который не умеет плавать или держаться на поверхности воды, если окажется в водной среде, автоматически подвергает опасности свою жизнь. В свою очередь человек хорошо умеющий плавать меньше рискует жизнью, находясь в воде. Он чувствует себя уверенно, зная, что доплывет до берега или сможет продержаться на воде до прибытия помощи. Данный факт лишний раз подтверждает, что способность умение плавать является жизненно важным навыком для любого человека. Чтобы научиться плавать, в первую очередь необходимо желание, и совершенно не нужно обладать выдающимися способностями. Возможность заниматься плаванием имеют люди всех возрастов, начиная с дошкольного возраста. Наиболее быстро схватывают осваивают технику спортивных способов плавания, и происходит формирование двигательного навыка у детей младшего и среднего школьного возраста. Все вышесказанное определяет актуальность данного исследования. Проведение квалифицированного обучения детей плаванию на начальном этапе является положительном моментом в формировании умений и навыков плавания. В настоящее время проведено многочисленное количество исследований по разработке методик обучения плаванию детей младшего школьного возраста. В большей мере нас заинтересовало применение игрового метода в обучении плаванию детей младшего школьного возраста, способствующего повышению желания обучаться, формирующего устойчивое позитивное отношение ребенка к занятиям на воде. Основной показатель игрового метода – сформированность плавательного навыка. Объект исследования – учебно – тренировочный процесс по плаванию детей 8 – 9 лет на этапе начальной подготовки. Предмет исследования – экспериментальная программа обучения плаванию детей 8–9 лет на начальном этапе подготовки. Целью работы является проверка эффективности разработанной методики обучения плаванию на этапе начальной подготовки детей 8–9 лет, с использованием игрового метода. Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи: 1. Определить теоретико – методические основы обучения плаванию детей 8–9 лет на начальном этапе подготовки. 2. Разработать методику обучения детей 8-9 лет с использованием игрового метода на этапе начальной подготовки. 3. Оценить эффективность методики обучения плаванию детей 8-9 лет с использованием игрового метода. Гипотеза исследования. Предполагается, что применение разработанной нами методики обучения с использованием подвижных игр на воде с детьми 8-9 лет будет способствовать: - повышению плавательной подготовленности; - более успешному овладению техники плавания; - улучшению посещаемости; - повышению заинтересованности и эмоциональности занятий у детей 8-9 лет. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ 1.1. Характеристика физической подготовки пловцов Плавание относится к числу массовых видов спорта. Основная задача плавательной подготовки – развитие функциональных возможностей юных спортсменов, совершенствование технического и тактического мастерства, повышением психологически устойчивых качеств личности. При обучении плаванию также решаются следующие основные задачи: * укрепление здоровья, закаливание организма детей, прививаются стойкие гигиенические навыки; * овладение техникой плавания и жизненно необходимым навыком; * всестороннее физическое развитие и совершенствование физических качеств: сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость; * знакомство с правилами безопасности на воде. При обучении плаванию комплектование групп занимающихся происходит по следующим возрастам: * дошкольный возраст (3 – 6 лет); * младший школьный возраст (7 – 11 лет); * старший школьный возраст (12 – 17 лет); * взрослые (18 – 35 лет); * зрелый возраст (36 – 55 (60) лет); * пожилой возраст – старше 55 (60) лет. Говоря о пловцах высших разрядов их высокий уровень функциональных возможностей – это высокий уровень специальной выносливости и скоростных способностей. Воспитание специальной выносливости и скоростных способностей (в плане многолетней подготовки пловца) основано на большой подготовительной работе на этапе базовой тренировки. На этапе начальной подготовки решаются задачи развития базовой выносливости, затем функциональных основ специальной выносливости, и далее собственно специальной выносливости. Параллельно идет развитие скоростных способностей юного пловца. Здесь также на первый план последовательно выдвигаются различные стороны развития качества – те, которые связаны с совершенствованием спортивной техники, затем уже другие те, которые зависят от специальной силовой подготовленности, анаэробной мощности и эффективности[2]. Под физическим развитием понимают сложный процесс совершенствования человека. Этот процесс зависит от социальных причин, возраста и влияния физических упражнений на организм человека. Физическое развитие принято оценивать по величине роста, весу, окружности груди, экскурсии грудной клетки, жизненной емкости легких, окружности бедра, плеча, голени и многим другим параметрам. Физическая подготовленность характеризуется его работоспособностью в конкретных физических упражнениях: ходьбе или беге, плавании, поднятии тяжестей и других видах. Она зависит от уровня развития силы, быстроты, гибкости, ловкости и выносливости, функциональных возможностей и двигательных способностей занимающихся. Различают общую (ОФП) и специальную (СФП) физическую подготовку пловца. Общая физическая подготовка решает задачи оздоровления и гармоничного физического развития пловца, расширения функциональных возможностей его организма и организации активного отдыха. Общая физическая подготовка, проводимая в воде, называется общей плавательной подготовкой (ОПП)[3]. Средства общей физической подготовки разделяются на занятия на суше и в воде: * на суше – строевые и порядковые упражнения, ходьба и бег, общеразвивающие упражнения, прыжки и метания, упражнения с тяжестями, лыжная подготовка, гребля, подвижные и спортивные игры и др; * в воде – совершенствование техники всех способов плавания, тренировочные упражнения, подвижные игры, элементы водного поло и прыжков в воду, ныряния. Специальная физическая подготовка пловца это специализированный процесс спортивного совершенствования на суше и в воде, направленный на достижение высоких спортивных результатов. Специальная физическая подготовка, проводимая в воде, называется специальной плавательной подготовкой (СПП). Средства, применяемые в специальной физической подготовке классифицируются по двум видам: * на суше применяются упражнения, которые направленны на увеличение силы мышц, развития специальной гибкости, без чего невозможно овладения спортивными способами плавания и повышения функциональной подготовленности при выполнении упражнений. Эти упражнения идентичны упражнениям в воде (например, бег 10x400 м и плавание 10х100 м с одним и тем же интервалом отдыха). * в воде упражнения классифицируют по длине составных частей, способу выполнения, например с помощью рук, ног или в координации и условиям их проведения на тренировках или соревнованиях. Различают воздействие упражнений на коротких отрезках: 10; 12,5; 25 и 50 м и отрезках дистанции для 1500 м – 25, 50, 100, 200, 400, 500, 750, 800, 1000, 1200 м, а также от преодоления коротких 50 и 100 м, средних 200 и 400 м и длинных 800 м и более дистанций. Выполнение упражнений по элементам позволяют при умеренной общей нагрузке на организм спортсмена, особенно на его, сердечно – сосудистую систему, добиваться положительного воздействия на отдельные мышечные группы, несущие основную нагрузку в том или ином способе плавания[3]. Конечный результат при преодолении дистанции на тренировке и в условиях соревнований далеко не один и тот же. Участие в соревнованиях требует от спортсмена гораздо большей мобилизации физических и волевых качеств пловца, чем на тренировках. Поэтому одним из эффективных средств специальной плавательной подготовки пловца, участие его в серии контрольных соревнований. В процессе специальной плавательной подготовки сила, быстрота и гибкость спортсмена проявляются в его скоростных возможностях и скоростной выносливости. Скоростные возможности спортсменов характеризуются максимальными скоростями, которые развивает пловец на отрезках 25 и 50 м, а скоростная выносливость – способностью удерживать максимально высокую среднюю скорость на протяжении всей дистанции. Огромное значение в плавании имеет развитие специальных физических показателей, таких как сила, выносливость, ловкость, гибкость, скорость, координация движений. Эти физические показатели можно улучшать на тренировках в бассейне, и с помощью упражнений в спортивном зале. Эффективность при правильно построенной программе занятий возрастает, подвижные игры вносят разнообразие в тренировочный процесс, с их помощью происходит и совершенствование возможностей пловца. Физическая активность детей должна быть направлена на то, чтобы плыть быстрее и эффективнее. Развитие силы. Когда говорят о силе как о физическом качестве, то имеют в виду ее наибольшие проявления, на которые способен человек. При плавании в работе участвуют основные группы мышц, но главную нагрузку несут мышцы рук, спины, плечевого пояса и ног. Средством развития силы являются разнообразные «силовые» упражнения. По режиму деятельности мышц силовые упражнения делят на статические и динамические. При выполнении динамических упражнений происходит перемещение тела пловца или его частей в пространстве (прыжки, бег, плавание, ходьба и др.). В статических упражнениях «на силу», или изометрических упражнениях обеспечивается определенная поза тела (удержание штанги в различных положениях, висы, упоры и т.д.). Для развития силы пловца в учебно-тренировочном процессе чаще всего применяют динамические упражнения. Вся двигательная деятельность в плавании в основном складывается из усилий динамического характера. При выполнении упражнений отдельные мышцы работают на поддержание опорно-двигательного аппарата человека. Поэтому в общей физической подготовке пловца необходимо выполнять динамические и статические упражнения. Упражнения, направленные на развитие силы основных мышц пловца, можно выполнять юным спортсменам 8 – 10 лет. Однако для начинающих пловцов этого возраста выполнять «силовые» упражнения с внешними отягощениями (ядрами, гантелями, набивными мячами и др.) не рекомендуется. Развитие ловкости у пловцов. Ловкость – это способность человека выполнять точные, согласованные по направлению, условиям и времени движения, умения идеально владеть своим телом, легко усваивать сложные и часто неожиданные действия. Пловцу необходимо научится легко усваивать сложные технические элементы, отлично выполнять старт из воды или с тумбочки, правильно координировать движения, ориентироваться в быстрой смене этапов эстафет и т.д. Все это требует от пловца большой собранности и внимания. Выполнение подобных упражнений быстро утомляет юного пловца, его движения становятся менее координированными и не совсем точными. Поэтому упражнения на развитие ловкости пловцов рекомендуют выполнять как можно чаще, но с меньшей дозировкой. Планируя процесс развития ловкости пловца, следует учитывать, что развитие данного качества протекает успешнее в детском возрасте. Поэтому на учебно-тренировочных занятиях детям 6 – 7 лет нужно давать элементарные упражнения, развивающие ловкость. К примеру, такие упражнения на ловкость, как подвижные игры и развлечения в воде и на суше. С возрастом упражнения следует постепенно усложнять. С 8 – 9 лет в упражнения на ловкость можно включать элементы акробатики. Развитие гибкости у пловцов. Гибкость характеризуется способностью человека выполнять различные движения большой амплитуды. Гибкость у человека зависит от эластичности мышц и связок, а также от строения и формы суставов. Проведение занятий в водной среде предъявляет к развитию гибкости пловца значительные требования. Его техника будет более совершенней, если он сможет совершать значительно большие по амплитуде движения, которые необходимы для плавания различными способами: кроль на груди, кроль на спине, баттерфляй брасс. В этом и заключается сущность запаса гибкости, позволяющего пловцу делать обычные по амплитуде движения намного легче и экономнее. Основным средством развития гибкости у юных пловцов являются упражнения на растягивание. Упражнения на растягивания воздействуют не только на мышцы, но также и на соединительно – тканные элементы: фасции, связки, сухожилия. Для развития гибкости пловца движения ногами, руками, головой и туловищем выполняются по тем же направлениям, что и в плавании, но с гораздо большей амплитудой. Развитие выносливости у пловцов. Выносливость – это способность человека выполнять определенную физическую работу в течение длительного времени и противостоять постепенно наступающему утомлению. Выносливость, как у пловцов, так и у спортсменов в других видах спорта зависит от уровня подготовленности органов и систем и особенно сердечно – сосудистой, центральной нервной и дыхательной системы. В основе физиологического механизма развития выносливости у пловцов лежит повышение сопротивляемости организма утомлению благодаря совершенствованию всех его функций организма. Выносливость различают специальную и общую. Общая выносливость характеризуется работоспособностью пловца при выполнении любых физических упражнений, а специальная выносливость пловца – лишь при выполнении специфичных упражнений в избранном виде спорта. Специальная выносливость, которую демонстрирует пловец для поддержания высокой скорости плавания на дистанции, называется скоростной выносливостью, а выносливость важна для долгого выполнения силовых упражнений – силовой выносливостью. Развитие общей выносливости при занятиях является фундаментом для совершенствования скоростной выносливости пловца, а упражнения, направленные на развитие скоростной выносливости пловца, будут повышать уровень общей выносливости. Таким образом, развитие двух видов выносливости осуществляется в учебно-тренировочном процессе во взаимодействии[4]. Для развития и совершенствования общей выносливости пловца используются различные средства физической культуры: бег, ходьба, лыжная подготовка, общая плавательная подготовка, спортивные и подвижные игры, туризм и др. При занятиях с детьми выносливость следует развивать очень осторожно. На тренировках с юными пловцами 7 – 10 лет нет необходимости планировать специальные упражнения на выносливость. Она будет успешно развиваться благодаря регулярным тренировкам в бассейне, на уроках физической культуры, утренней зарядке и другой различной двигательной деятельности. Развитие быстроты (скорости) у пловцов. Под скоростью принято понимать величину тех максимальных скоростей, с которыми способен человек осуществлять свою двигательную деятельность. У пловцов скорость проявляется в виде: * скорости выполнения каждого отдельного элемента: толчок ногами, гребок руками и т.д. или скорости развития отдельного движения, * скорости ответной реакции на какой-либо внешний раздражитель (приближающийся поворотный щит, выстрел стартера и т.д.), * скорости смены одного движения другим либо максимальной величиной скорости плавания. Развитие быстроты является важной предпосылкой повышения скорости плавания. Скорость передвижения пловца в воде зависит от подвижности в суставах, от уровня овладения техникой, эластичности и силы мышц, а во время выполнения длительной работы и от выносливости. Для развития быстроты самым благоприятным считается детский возраст. В это время человеческий организм очень пластичен, а течение нервных процессов отличается большой подвижностью. Специальные упражнения, которые применяют для развития скорости, называют упражнениями на скорость, скоростными упражнениями, или упражнениями на быстроту (на скорость бега, на скорость плавания, на скорость реакции и т.д.). Все эти упражнения выполняются в возрастающем, большом, переменном, предельном и околопредельном темпе. К ним относятся бег и ходьба, спортивные и подвижные игры, упражнения с мячами, со скакалками и другими предметами, элементы бокса, борьбы, проплывание коротких отрезков различными способами плавания и т.д. Развитие скорости предъявляет значительные требовании к концентрации волевых усилий пловца, к деятельности его центральной нервной системы. Выполняемые скоростные нагрузки на тренировке быстро вызывают утомление, что сопровождается уменьшением темпа движений. Поэтому дальнейшая работа на тренировке над развитием скорости теряет смысл. В настоящее время тренеры для развития скорости пловцов применяют упражнения, выполняемые в увеличивающемся темпе, либо, как их принято называть, упражнения на ускорения. Главным методом развития и повышения скорости является повторный метод (повторное чередование отдыха и кратковременной нагрузки). Рассмотрим следующие варианты данного метода: * повторное выполнение упражнений с предельной скоростью, интенсивность которых составляет 100%; * повторное выполнение упражнений с различной скоростью, интенсивность, которых составляет 70 – 95 % от максимальной; * повторное выполнение упражнений, направленных на превышение ранее достигнутого предела скорости (при нарастающей интенсивности); * многие тренеры для развития скорости применяют переменный способ. В данном случае кратковременное (5 – 20 секунд) выполнение упражнений различной интенсивности чередуется с активным отдыхом (с более длительным выполнением этого либо других упражнений в свободном темпе). К примеру: подвижная игра в течение 2 минут в обычном и 20 секунд в максимальном темпе; проплывание дистанции 40 метров в свободном темпе и 10 метров в максимальном[5]. Проанализировав научно-методическую литературу по данной тематике, мы выделили наиболее двигательные задачи и упражнения, которые решаются и применяются во время тренировок в плавании. К этим задачам относятся: * проплыть дистанцию с максимальной скоростью; * выполнять работу руками в максимальном темпе; * проплыть дистанцию со средней скоростью; * проплыть дистанцию медленно; * проплыть дистанцию как удобно; * выполнять работу руками в медленном темпе; * проплыть дистанцию за наименьшее количество гребков. 1.2. Возрастные особенности развития детей 8 – 9 лет с учетом развития физических качеств Развитие человека представляет собой непрерывный единый процесс. На протяжении жизни организм претерпевает ряд физиологических изменений. Плавание относится к циклическим видам спорта, в котором преимущественным является развитие выносливости. Именно это качество является определяющим в росте спортивных достижений. Многочисленные исследования ученых и специалистов посвящены возрастным изменениям различных видов выносливости. С позиции физиологии выносливость по характеру может быть аэробной и анаэробной [6]. В 8 – 9 летнем возрасте ребенок продолжает расти, но до кардинальных изменений, которые можно наблюдать в период полового созревания, еще далеко. Организм достаточно хрупкий в этом возрасте, несмотря на кажущуюся взрослость. Ребенок в этом возрасте нуждается в полноценном отдыхе, в достаточном количестве сна ( не менее девяти часов в сутки) и правильном питании. В начальной школе, во втором – третьем классе значительно увеличивается нагрузка в школе, и многие дети уходят с головой в учебу. Физическое развитие младших школьников сильно отличается от развития детей среднего и особенного старшего школьного возраста. Существенной разницы между девочками и мальчиками младшего школьного возраста не наблюдается. В этот период возраста еще формируется структура тканей, продолжается их рост.[7] В этом возрасте отмечается относительно равномерное развитие опорно – двигательного аппарата. Длина тела в этот период увеличивается быстрее, чем масса. Суставы детей отличаются хорошей подвижностью, а связочный аппарат эластичностью, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8–9 лет. От 8 до 10 лет начинается активное развитие мускулатуры. Однако рост мышечных волокон происходит неравномерно. Мышцы детей имеют тонкие волокна и содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. Крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие. Мышцы ног развиваются быстрее, чем мышцы рук, а мышцы – разгибатели быстрее, чем мышцы – сгибатели. Мелкие мышцы кистей у детей развиваются позднее, поэтому дети младшего школьного возраста сложнее осваивают точные движения руками. У детей в этом возрасте отмечается слабое развитие мелких мышц рук, так как ещё не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Наблюдается недостаточная точность и быстрота выполнения движений, существуют трудности совершения движений по сигналу. В этот период происходит развитие и преобразование систем дыхания и эндокринной системы, организм ребёнка растёт, развивается, совершенствуется. Кости таза к 8 годам только начинают срастаться и при резких сотрясениях может произойти их смещение. Поэтому это надо учитывать при проведении занятий с детьми, не следует давать упражнения с резкими сотрясениями тела, прыжки с большой высоты, особенно на твердую поверхность. В возрасте 7–10 лет происходит ускоренное развитие двигательного анализатора в коре головного мозга. В то же время вегетативные системы отстают в развитии от двигательной функции организма[9]. Рациональные чередование нагрузок и с отдыха, постановка правильного дыхания являются обязательными гигиеническими требованиями к занятиям физической культурой. По данным специалистов за год длина тела в среднем увеличивается на 4–5 см, вес – на 2–3 кг, окружность грудной клетки – на 2–3 с. Минимальный прирост длины тела наблюдается в возрасте с 7 до 8 лет у девочек и с 8 до 9 лет у мальчиков (см. таблицу 1.). Таблица 1. Средние значения массы тела в кг при одинаковой длине тела детей и подростков в России и в мире (данные ВОЗ, 2007) Возраст (лет) Мальчики Девочки Длина тела, см (ВОЗ) Вес, кг (50 цен) Длина тела, см (ВОЗ) Вес, кг (50 цен) РФ (ВОЗ) РФ ВОЗ 8 127,3 25,4 25,4 126,6 25,4 25 9 132,6 28,3 28,1 132,5 28,4 28,2 Наблюдаются изменения в пропорциях тела: ноги удлиняются, уменьшается грудной показатель, т.е. происходит как бы вытягивание тела. Четкой разницы в развитии между мальчиками и девочками в росте, массе тела и пропорциях частей тела не отмечается. У детей 8-9 летнего возраста двигательный аппарат в основном приспособлен к динамическим нагрузкам. Сложнее переносятся статические нагрузки, даже небольшие. У нетренированных детей 8–9 – лет аэробное энергообеспечение двигательной активности мышц характеризуется небольшой продолжительностью работы. Большие мышечные усилия для детей этого возраста в практике физического воспитания применяются достаточно редко и их надо строго дозировать. Двигательная функция определяется морфологическими показателями работы мышц, управления движениями. К ним относят формирование основных двигательных навыков: бега, прыжков, метания, лазанья и ходьбы, которые являются основными компонентами двигательной деятельности, определяющие двигательную функцию ребенка. Различные отклонения от определенных стандартов двигательной функции, характеризуют, отставание или высокую степень физического развития ребенка[10]. В возрасте 8-9 лет дети хорошо овладевают технически сложными формами движений, которые требуют точности, высокой согласованности движений, быстроты, гибкости, ловкости. По мере развития организма ребенка, повышается его физическая работоспособность. При занятиях спортом это выражается в повышении скорости – движении, увеличении продолжительности и интенсивности бега, плавания, гребли. В возрастном диапазоне при работе на велоэргометре с возрастом мощность работы увеличивается. Способность детей к выполнению мало интенсивной работы в течение сравнительно продолжительного времени повышается. Ученые отмечают, что дети младшего и среднего школьного возраста хорошо переносят кратковременные скоростно – силовые упражнения. Период младшего школьного возраста является благоприятным возрастом для разучивания новых движений. Приблизительно 90% от общего объема двигательных навыков, осваивается в возрасте от 6 до 12 лет. Поэтому разучивание большего количества новых разнообразных движений является основным требованием к содержанию физической подготовки детей этого возраста. Н.И. Петров отмечает, чем больше разнообразных движений будет освоено в этот период, тем лучше в дальнейшем будут осваиваться сложные технические элементы. Важной задачей физического воспитания является не упустить этот приоритетный для развития двигательных умений и навыков период. Например, обучить технике плавания детей в возрасте 8–9 лет значительно легче, чем в 18–19 лет и старше. В процессе обучения движениям у детей формируется определенный двигательный опыт, а это в свой очередь облегчает процесс овладения новыми, более сложными умениями и навыками. Развитие физических качеств – одна из важнейших задач физической подготовки. В обучении плаванию это касается быстроты, ловкости, выносливости, силы и гибкости[11]. 1.3. Средства и методы обучения плаванию детей 8–9 лет Местами занятия плаванием в городских условиях являются крытые и открыты искусственные бассейны, а также приспособленные и оборудованные места на берегу моря, реки, озера и пруда. Соблюдение гигиенических требований к местам занятий во многом обусловливает эффект занятий плаванием. Основными средствами обучения плаванию называются общеразвивающие, подготовительные и специальные упражнения. Общеразвивающие упражнения выполняются на суше для совершенствования силы, быстроты, гибкости, ловкости и выносливости детей: они создают благоприятные предпосылки для обучения плаванию. Общеразвивающие упражнения избирательно воздействуют на различные органы и группы мышц. Упражнения делятся на упражнения для рук и плечевого пояса, шеи, туловища и ног. Упражнения преимущественной направленности могут быть на силу, растягивание, расслабление, быстроту и выносливость. К общеразвивающим упражнениям относятся элементарные движения без предметов и с предметами (набивными мячами, гантелями, палками и др.), упражнения на снарядах (гимнастической стенке, скамье), одиночные и парные упражнения па матах, различные прыжки, подскоки и другое[12]. Методы обучения – это наиболее рациональные приемы, посредством которых педагог воспитывает у занимающихся необходимые умения и навыки[Ашмарин Б.А., 2001]. Известны три основные группы методов обучения – словесные, наглядные и практические. 1. Словесные методы. С помощью словесных методов у учащихся создают предварительное представление об изучаемом движении, о его форме и характере, способствуют развитию умения анализировать созданное педагогом представление о движении, выявлять, и устранять ошибки. Слова воздействуют на занимающихся через вторую сигнальную систему и обеспечивают воссоздание действительности, в виде представлений, понятий, умозаключений или суждений. При обучении плаванию слово преподавателя выполняет самые различные функции: служит созданию у занимающихся предварительного представления о движении, побуждает к деятельности, дает возможность судить о правильности выполнения упражнений и своевременно исправлять ошибки, оценивать и осмысливать итоги выполнения заданий. Видами словесных методов являются: объяснение, рассказ, беседа, замечание, команда и распоряжение, указание, подсчет и др. Специфика обучения плаванию предъявляет к словесным методам свои требования. Например, подробные объяснения техники плавания нужно проводить на суше, а в воде следует напоминать лишь о главных деталях упражнений, не допуская переохлаждения детей [Булгакова Н. Ж., плавание]. 2. Наглядные методы обеспечивают создание у детей конкретного представления об изучаемом действии, движении или упражнении. Эти методы включают: показ упражнений, учебных наглядных пособий, учебных фильмов. Самым удобным временем для показа нового материала являются паузы между упражнениями на суше и в воде. 3. Группу практических методов составляют метод упражнения, соревновательный и др. К главным методам относится метод упражнения. Упражнения, применяемые в обучении плаванию, объединены в целостно – раздельную систему, когда об изучаемом способе плавания создается представление, затем следует показ и анализ (дается подробное объяснение). Способ разбивается на составляющие его элементы (движения ногами, дыхание, согласование движений ногами и дыхания и др.), которые изучаются последовательно и затем все изученное соединяется в единое целое. Наиболее успешно проходит обучение плаванию при использовании групповго метода: боязнь воды у детей проявляется меньше, наиболее слабые не хотят отставать от товарищей, четче выполняются команды преподавателей. Процесс обучения плаванию условно можно разделить на четыре этапа. 1. Лучшие пловцы демонстрируют технику изучаемого способа плавания. Необходимо использовать средства наглядной агитации (плакатов, кинофильмов, рисунков), с помощью которых создается представление об изучаемом способе плавания, повышается интерес к занятиям. На мелкой части бассейна инструктор разрешает новичку попробовать плавать показанным способом. 2. Предварительное ознакомление с техникой способа плавания (положение тела, дыхание, характер гребковых движений), проводят на суше и в воде. Под руководством тренера занимающиеся выполняют общеразвивающие и специальные упражнения, а также упражнения для освоения с водой. 3. На третьем этапе продолжается изучение отдельных элементов техники плавания и в дальнейшем проходит изучение способа в целом. Технику плавания изучают в следующем порядке: положение тела, дыхание, движения ногами, движения руками, согласование движений. Освоение каждого элемента техники проводится в постепенно усложняющихся условиях, предусматривающих, в конечном счете, выполнение упражнений в горизонтальном безопорном положении (рабочая поза пловца). Последовательность изучения элементов техники плавания: * ознакомление с техникой упражнений на суше. * изучение движения в воде у неподвижной опоры. В качестве опоры используют бортик бассейна, дно или берег водоема и т. д. При изучении движений руками дети стоят на дне, по грудь или по пояс в воде; * изучение движений в водной среде с подвижной опорой. В качестве опоры используют плавательные доски. Движения руками изучаются во время медленной ходьбы по дну или лежа на воде в горизонтальном положении (с поддержкой партнера); * изучаются движения в воде без опоры. Здесь все упражнения выполняются на скольжении. 4. Согласование разученных элементов техники проводится последовательно в следующем порядке: движения ногами с дыханием, движения руками с дыханием, движения ногами и руками с дыханием, плавание с полной координацией. На этом этапе необходимо стремиться к целостному выполнению техники способа плавания. При этом учитывается подготовленность занимающихся детей. 5. Закрепляется и совершенствуется техника плавания. Плавания в полной координации. На каждом занятии происходит чередование плавания с полной координацией и плавания с помощью ног и рук [13]. На данном периоде необходимо учитывать анатомо – физиологические особенности детей младшего школьного возраста и больше внимания уделять воспитанию....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: