VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Исследование агрессивности и враждебности у представителей различных видов спорта

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007149
Тема: Исследование агрессивности и враждебности у представителей различных видов спорта
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 

высшего образования

«ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

им. Г.Р. Державина»



Педагогический институт

Кафедра теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин



Допущена к защите 

Заведующий кафедрой

________________ С.А. Загузова

«____» __________ 2016 г.









Финагин Антон Владимирович



Исследование агрессивности и враждебности у представителей различных видов спорта





Магистерская диссертация



	

	Магистранта 3 курса 

	Направления подготовки 49.04.01 – физическая культура

	заочной формы обучения

	

Научный руководитель: 

к.п.н., доцент, доцент кафедры АФК и ОБЖ 

Дерябина Г.И.

	

















Тамбов – 2016



СОДЕРЖАНИЕ





ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………….



Глава I.

СОВРЕМЕНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВАХ ЛИЧНОСТИ В СПОРТЕ ……………………….



1.1.

Понятие о психических свойствах ……………………………..



1.2.

Понятие агрессии в спорте, виды агрессии и агрессивности ...



1.3.

Причины возникновения агрессивного поведения  в спорте …



1.4.

Понятие враждебности и ее проявления в спортивной деятельности  ………………………………………………........



1.5.

Методы преодоления негативных свойств личности в спортивной деятельности ……………………………………….



Глава II.

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………….



2.1.

Цель исследования……………………………………………….



2.2.

Задачи исследования……………………………………………..



2.3.

Методы исследования……………………………………………



2.4.

Организация исследования……………………………………...



Глава III.

РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ………………………………………………….



3.1.

Результаты исследования агрессивности представителей различных видов спорта ………………………………………...



3.2.

Результаты исследования враждебности представителей различных видов спорта ………………………………………...





Заключение……………………………………………………...





Список литературы ……………………………………………...





Приложение 1…………………………………………………….



















ВВЕДЕНИЕ



Актуальность исследования обусловливается проблемой агрессии в спорте. Агрессия (от лат. aggressio – нападение) – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт [1]. 

Специалисты всегда доказывали необходимость агрессивного элемента в спорте. Каждый, кто занимался спортом, знает, как порой злость на самого себя помогает преодолеть мимолетную слабость и выполнить то, что казалось невозможным, как некорректное поведение соперника придавало сил в единоборстве. Многие спортсмены на себе ощущали жесткие формы обращения тренера, направленные на мобилизацию, на продолжение борьбы, когда кажется, что поединок уже проигран. Или, наоборот, когда тебя охватывает агрессия от того, что ты проигрываешь и тебе нужно побороть ее и с чистым сознанием посмотреть на ситуацию и найти «ключ» к победе.  При этом не всегда тренер является хорошим психологом и может в тренировочном процессе научить преодолевать негативные свойства личности и направлять их в пользу себе.

В Советском Союзе эта проблематика, можно сказать, была закрыта. В 80-х годах, сотрудники лаборатории спортивной психологии, неоднократно представляли материалы по проблеме агрессии в спорте на Всесоюзные конференции, но эти материалы не принимались — в нашем обществе тогда не было у людей агрессивности. В то время за границей данное направление развивалось и исследовалось специалистами.

Спорт является удобной моделью для изучения агрессии. Агрессия является одним из факторов спортивной	 деятельности. Особенностью спортивной деятельности является то, что в условиях максимальной реализации человека наиболее остро проявляются его психологические качества. 

Соревнование представляет собой борьбу, по окончанию которой будет победивший и проигравший. Данная альтернатива является одним из факторов агрессивного поведения.  Поэтому импульс агрессии является обязательным условием соревнований.

Состояние и степень разработанности проблемы. Проблема агрессии в спортивной деятельности получила определенное освещение в психологической литературе. Для решения наших исследовательских задач важными являются опубликованные труды в области психологии спортивной деятельности, включающие психологию спорта (А. Л. Попов, Л. Н. Акимова, Е.П. Ильин, В.М. Мельников и др.), роль спорта в становлении межличностных отношений (Е.А. Воробьева, E.H. Гогунов, Г.Б. Горская, Б.И. Мартьянов, Д. Вуден и др.), методики психодиагностики в спорте (В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова и др.). Изучению агрессии в спорте посвящены исследования В.К. Сафонова, Л.К. Серовой, В.Л. Марищука и многих других специалистов сферы психологии и физической культуры и спорта.

Анализ литературы позволил выявить проблему, которая заключается в том, что специалисты расходятся во мнении о пользе и вреде агрессивного поведения. Одни утверждают, что агрессия является важным качеством для достижения успеха, другие рассматривают негативные аспекты ее проявления. Так же спортсмены в особенности спорт высших достижений нуждаются в постоянном психологическом контроле, очень развитом за границей. 

Для выполнения работы мы определили объект, предмет исследования, поставили цели, задачу и выбрали методы исследования.

Объект исследования: психологическое состояние представителей различных видов спорта.

Предмет исследования: состояние агрессии и враждебности представителей различных видов спорта.

Цель исследования: определить характер агрессии и враждебности представителей различных видов спорта и выявить зависимость психических свойств личности от личных данных спортсменов (вид спорта, возраст, стаж занятий, квалификация).

Задачи исследования.

		Проанализировать проблему агрессии в психолого-педагогической научной литературе.

		Выявить склонности к определенному типу агрессивного поведения и провести диагностику враждебности представителей различных видов спорта.

			Оценить уровень агрессии и враждебности по следующим показателям: уровень несдержанности, цинизм, агрессивность, враждебность.

	Методы исследования:

Анализ и обобщение литературных источников.

Педагогическое наблюдение.

Психологическое тестирование.

	Методической и теоретической основой исследования явились методика «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев), диагностика враждебности (по шкале Кука – Медлей), классификация видов спорта по степени агрессивности ( В.К. Сафонов, Л.К. Серова).

Апробация результатов исследования. Результаты исследования изложены в публикации «Исследование агрессивности и враждебности у представителей различных видов спорта» в сборнике материалов VI Всероссийской научно-практической конференции «Пути оптимизации физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры».

Теоретическая значимость: заключается в дополнении знаний в области теории и методики физической культуры и спорта, в частности психологической составляющей спортивной подготовки. 

	Практическая значимость работы заключается в определении зависимостей типа агрессивного поведения, уровня враждебности от личных данных респондентов (вида спорта, квалификации, стажа занятий, возраста). Результаты исследования могут применяться в учебно-тренировочном процессе для контроля этих составляющих психологического состояния спортсменов, а также при профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту.

База исследования: исследование проводилось на базе «Спортивного клуба морской и физической подготовки Черноморского флота ВС РФ», принимало участие 24  представителя различных видов спорта учебно-тренировочной группы.

Структура диссертации: диссертация состоит из реферата, введения, трех глав, заключения, практических рекомендаций, списка литературы, одного приложения. 




ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВАХ ЛИЧНОСТИ В СПОРТЕ

1.1 Понятие о психических свойствах



Психология относится к гуманитарным наукам, объектом исследований которых являются человек и общество. Психология – это наука о психике, о закономерностях ее проявления и развития. В переводе с древнегреческого (psyche – душа, logos – слово) психология означает «слово о душе». По мере развития психологии объектом изучения стала не сама душа, а так называемые «душевные» проявления, или психические, явления. Выделяют три крупные группы психических явлений: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Психические процессы – это внутренняя реакция человека на воздействие окружающего мира, с помощью, которой осуществляется познание, усвоение знаний и навыков, обучение и деятельность. Различают следующие основные виды психологических процессов: ощущение, восприятие, память, представления, воображение, мышление, речь, чувства (эмоции), воля, которые в свою очередь группируются в три основных класса – познавательные, эмоциональные и волевые. 

Психические состояния характеризуют временную динамику психической деятельности и оказывают существенное влияние на успешность обучения и деятельности. Выделяют утомление, стресс, монотонию, тревожность, апатию и другие психические состояния. Все психические явления тесно взаимосвязаны. Так, психические процессы всегда перетекают на фоне определенных психических состояний, а индивидуальные различия в течение психических процессов выступают в качестве характеристик психических свойств.

Под психическими свойствами личности понимаются устойчивые психические явления, влияющие на деятельность человека и характеризующие его  с психологической и социальной стороны.  Это психические явления, которые реализуются в социальной группе или во взаимоотношениях с другими людьми. Структуру психических свойств составляют направленность, темперамент, характер и способности.

Направленность – важнейшее психическое свойство личности, представляющее собой устойчивое единство мотивов, потребностей и целей личности, определяющее характер ее деятельности.

Потребности – нужда человека, как социально-биологического существа, в конкретном духовном или материальном явлении (предмете). В связи с тем, что потребности требуют своего удовлетворения, они побуждают личность выполнять конкретную деятельность, проявлять для этого активность. В отличии от потребностей животных, ограниченных в основном биологическими нуждами, носящих более стабильный характер, потребности человека постоянно изменяются и растут в течении его жизни. Это объясняется тем, что общество создает для своих членов все новые и новые потребности, которые отсутствовали у предыдущих поколений.

Потребности человека оказывают решающее влияние на формирование цели – осознанного идеального образа результата выполняемого действия, направленного на достижение существующей потребности. Психофизиологической основой формирования целей человеческой деятельности является акцептор результатов действия, который П.К. Анохин рассматривал как регулирующую программу физиологической реализации действия посредством предвосхищающих и санкционирующих (дающих информацию о соответствии достигнутого результата требуемому) команд. Их же психологической основой, наряду с потребностями, является предметно-материальная деятельность человека, направленная на преобразование окружающего мира. В онтогенезе их развитие идет в направлении от образования тех или иных намерений в совместной деятельности с другими людьми к постановке человеком целей перед самим собой. Цели бываю оперативными, перспективными, долговременными и жизненными. Жизненная цель выступает в роли общего интегратора всех других целей.

Образ предвосхищаемого результата действия, приобретая побудительную силу, становится целью, начинает направлять действие и определять выбор возможных способов осуществления лишь связываясь с определенным мотивом или системой мотивов.

Мотив (лат. moveo – двигаю ), рассматривается как непосредственное внутреннее побуждение к совершению конкретного действия для достижения поставленной цели деятельности. Конкретное содержание мотива определяется объективными условиями жизнедеятельности человека. С изменением конкретных социальных условий изменяются и предпосылки для развития тех или иных мотивов, выступающих в форме ситуативных или стабильных.

В целом уровень направленности определяется ее общественной значимостью, проявлением жизненной позиции человека, его моральным обликом и степенью социальной зрелости. Следовательно, значение направленности личности позволяет не только понимать действия другого человека, но и прогнозировать его поведение в конкретных ситуациях и условиях деятельности. Однако при относительно совпадающих характеристиках направленности различные люди ведут себя по-разному: одни резки и порывисты, другие реагируют медленно, старательно продумывая свои шаги и т.д. Это обусловлено другим психическим свойством личности – темпераментом.

Темперамент (лат. temperamentum – соразмерность, надлежащее соотношение частей) – закономерное соотношение устойчивых особенностей функционирования психики, формирующее определенную динамику протекания психических процессов и проявляющееся в поведении и деятельности человека. В истории развития учения о психологии личности выделяются три основные системы взглядов на природу темперамента, древнейшими из которых являются гуморальные подходы. Так по теории Гиппократа он зависит от соотношения между четырьмя жидкостями, циркулирующими в теле человека, - кровью, желчью, черной желчью, и слизью. Предполагая, что одна из них преобладает в организме человека, он выделил соответствующие темпераменты: сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический. Близко к гуморальным теориям стоит идея П.Ф. Лесгафта гласящая о том, что в основе проявлений темперамента лежат свойства системы кровообращения. В основу морфологических теорий (Э. Кречмер, У. Шелдон и др.) положено предположение, что тип темперамента зависит от конституциональных особенностей телосложения человека. Однако недостатком в обоих подходах является выделение в качестве первопричины поведенческих проявлений темперамента такие системы организма, которые не обладают и не могут обладать необходимыми для этого свойствами.

В современной отечественной психологии используется третья система взглядов, опирающаяся на типологию темпераментов, разработанную И.П. Павловым. В ее физиологическую основу он положил наиболее распространенные характеристики основных психических процессов – возбуждения и торможения: их силу, равновесие и подвижность. В результате различного их сочетания первоначально были выделены четыре типа высшей нервной деятельности (ВНД): сильный, безудержный, инертный и слабый. Последующие исследования позволили описать людей с различными типами ВНД, проявляющимися в динамике их поведения и получившими название активного, экспансивного, подавленного и спокойного. В дальнейшем ученый связал свое открытие с понятием темперамента, предложенным Гиппократом, и присвоил им соответствующие названия – сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

Сангвинический темперамент формируется на основе сильных, уравновешенных и подвижных нервных процессов, определяющих сильный тип ВНД и активный образ поведения. Сангвиникам свойственны активность, энергичность, быстрая и продуманная реакция на события. В общении они корректны, эмоционально сдержаны. В поведении пластичны, легко приспосабливаются к изменяющейся обстановке.

Холерический темперамент формируется на основе сильных, неуравновешенных и подвижных нервных процессов, определяющий безудержный тип ВНД и экспансивное поведение. В общении холерики меняют часто настроение, легко проявляют резкость и вспышки эмоций. Разговаривают обычно быстро, решения принимают мгновенно, сопровождая их активной жестикуляцией и резкими движениями.

Флегматический темперамент формируется у людей с сильными, уравновешенными и малоподвижными нервными психическими процессами, определяющими инертный тип ВНД и размеренное поведение. Внешне это спокойные и несколько медлительные люди с невыразительной мимикой и жестами. Флегматики легко выполняют сложную монотонную работу.

Меланхолический темперамент формируется в результате слабых, неуравновешенных и подвижных нервных процессов, определяющих слабый тип ВНД и изменчивое поведение. Они очень ранимы, остро воспринимают несправедливость, отличаются значительным влиянием настроения на качество их деятельности. Предпочитают слушать других, сопереживать, бережно относятся к чувствам собеседников, вследствие чего часто пользуются уважением окружающих. 

Следует отметить, что на современном этапе развития психологии делать окончательный вывод о числе темпераментов не представляется возможным. Последние исследования показали, что структура свойств нервной системы намного сложнее, чем это представлялось  ранее и, следовательно, что число их основных комбинаций может быть намного больше.  Однако предложенное И.П. Павловым  деление на четыре основных типа темперамента  могут служить достаточно хорошей базой для практического изучения особенностей личностной сферы.

На основе проявления темперамента личности в конкретных социальных условиях формируется следующее психическое свойство – характер. 

Характер – психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношении: к окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе. Характер в психологии рассматривается как совокупность наиболее устойчивых психических черт, проявляющихся во всех видах межличностного взаимодействия человека и выражающих ее индивидуальное своеобразие. Считается, что индивидуальные особенности человека, образующие его характер, в первую очередь зависят от личностной направленности, типа нервной системы и обуславливаются его волей, эмоциями и интеллектом (умом). 

Становление характера человека как психического свойства личности происходит в условиях его включения в различные социальные группы. Несмотря на то, что характер складывается из множества различных черт, он не является их механической суммой. Среди черт характера одни выступают в качестве основных, задающих общую направленность его проявления, другие – как второстепенные, проявляющиеся лишь в определенных ситуациях. Их соответствие друг другу рассматривается как цельность характера, а противопоставление как его противоречивость. В свою очередь черта характера представляет собой устойчивую, повторяющуюся в различных ситуациях особенность поведения личности. Современный русский язык насчитывает более пятисот слов, раскрывающих содержание различных сторон тех или иных черт характера, что позволяет достаточно конкретно охарактеризовать человека, но требуют довольно емкого тезауруса. Для преодоления этой трудности в отечественной психологии разработана соответствующая систематизация  психических черт личности, опирающаяся на дихотомический способ классификации явлений (разбивку на полярные пары соподчиненных элементов). В результате, например, среди наиболее показательных черт характера, служащих основанием для их классификации, в зависимости от уровня развития его основных компонентов выделяют: по отношению: к социальным явлениям – убежденный и беспринципный; к деятельности – деятельный и бездеятельный; к общению – общительный и замкнутый; к себе – альтруист и эгоист; по силе – сильный и слабый; по эмоциональным чертам – уравновешенный и неуравновешенный и т.д..

Не менее важными чертами характера проявляется не столько в их качественном многообразии, сколько в количественной выраженности. Когда она достигает предельных величин, возникает так называемая акцентуация характера, означающая чрезмерную выраженность его отдельных черт или их сочетания. Считается, что это крайний вариант нормы поведения.

В современной психологии для систематизации акцентуированных черт характера в большинстве случаев используется подход, разработанный К. Леонгардом, который выделил следующие виды: циклоидный, гипертимный, лабильный, астенический,  сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, застревающий, демонстративный, дистимный, неустойчивый, комфортный. 

При равных внешних условиях разные люди будут с неодинаковой эффективностью приобретать знания, умения, навыки. Там, где один человек будет «схватывать все на лету», другому нужно будет тратить много времени и усилий, где один достигнет высокого уровня мастерства, другой при всем своем старании – лишь определенного среднего уровня. Разницей является наличие у одного определенных способностей к данному виду деятельности.

Способности – соответствие психических особенностей личности требованиям, предъявляемым к ней конкретным видом деятельности. То есть, это психическое свойство личности, отражающее проявление таких ее особенностей, которые позволяют успешно выполнять различные виды деятельности.

Необходимо учитывать, что способности являются целостным отражением индивидуально-психологических особенностей человека и проявляются в мотивационном, операционном и функциональных механизмах его деятельности.

Мотивационный механизм выполняет роль «пускового устройства», активируя, настраивая и мобилизуя психику на предстоящую деятельность. Он создает условия для функционирования других психических механизмов. Операционный механизм с помощью набора способов и операций осуществляет реализацию цели в конечный результат. Функциональный механизм обеспечивается рассмотренными ранее психическими процессами, в связи с чем более высокими способностями обладают люди, у которых развиты воображение, память, мышление и т.д..

Способности бывают частные, реализуемые в одном действии специальные, применяемые в конкретной деятельности и общие, используемые во всех сферах деятельности человека.

Уровни способностей определяют качество соответствующей деятельности человека. К ним относятся:

неспособность – несоответствие психических особенностей личности психологическим требованиям выполняемой им деятельности;

способность – соответствие психических свойств личности психологическим требованиям выполняемой им деятельности;

одаренность – способность личности достичь высоких результатов в конкретной сфере деятельности;

талант – способность достичь выдающихся результатов в одной из сфер деятельности личности;

гениальность – способность достичь выдающихся результатов в конкретной области человеческой деятельности.

 У каждого человека при рождении формируются определенные предпосылки его способностей – задатки. Задатками называются врожденные анатомо-физиологические особенности организма, облегчающие развитие способностей. На основе одного задатка могут формироваться самые различные способности. Такой задаток, как подвижная нервная система, может способствовать развитию многих способностей в любом виде деятельности, связанной с необходимостью быстро реагировать на смену ситуаций, активно перестраиваться на новые действия, менять темп и ритм работы.

Следует учитывать, что способности – это уже сформировавшееся психическое свойство и его следует отличать от склонностей и задатков. И первое, и второе в отличие от способностей представляет собой только потенциал человека и может оказаться вовсе невостребованным.

И так, приведенное ранее деление элементов психологии личности на три группы весьма условно и применяется лишь в условных целях. Все три элемента действуют одновременно, взаимодополняя и взаимовлияя друг на друга. Об этом гласит вывод С. Л. Рубинштейна о том, что психические явления личности «практически неразрывны друг от друга. С одной стороны, все психические процессы в их протекании зависят от свойств и особенностей личности…., с другой стороны – каждый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, входе деятельности переходит в ее свойства».

Знание психологической структуры личности, понимание механизмов ее функционирования и особенностей проявления является одним из важных условий эффективности тренерской деятельности. В этом случае не только создаются условия для понимания и объяснения действий и поступков спортсменов, но и для эффективного управления совместной деятельности.



1.2 Понятие агрессии в спорте, виды агрессии и агрессивности.

Жизнедеятельность общества порождает многие проблемы психологического характера. В полной мере это касается и явления агрессии. Зачастую межличностные отношения людей  несут в себе нанесение физического и психологического вреда друг другу. История показывает, что пропаганда гуманистических принципов, развитие демократических свобод не делают людей доброжелательней, терпимее к другим и себе.

Понятие агрессии довольно широко трактуется различными специалистами. Причиной того служит, то что исследователи рассматривают агрессию как одну из составляющих предмета своего изучения, а ни как предмет изучения. На сегодняшний день имеется огромное количество публикаций  отечественных и зарубежных авторов, в которых дается определение агрессии и агрессивного поведения. 

В первую очередь следует отметить использование термина «агрессия» для обозначения насильственных и оскорбительных действий. В таком случае говорят о враждебной агрессии, которая применяется с целью причинения страданий  жертве. Такая агрессия оценивается резко отрицательно. Формы насильственного поведения, встречающиеся в быту, такие как задиристость, драчливость, скандальность, озлобленность и другие,  не называются агрессией. Агрессия может принимать бесконечно разнообразные формы. Помимо отрицательных действий агрессии, есть и положительные, социально одобряемые формы поведения (спорт, дискуссия, защита близких, как условие реализации своих возможностей в профессиональных и бытовых ситуациях). В таких случаях агрессию называют инструментальной, при которой нападение на людей вызвано  достижением цели, не связанной с нанесением ущерба и вреда.  

В теоретическом плане рассмотрение природы агрессивного поведения концентрируется в рамках следующих направлений: теория влечений (инстинктов); теории фрустрации; теории социального научения; мотивационная теория и когнитивный подход.  Коротко представим основные направления изучения природы агрессивного поведения.

Основоположником теории влечений (инстинктов), объясняющего причины агрессивного поведения является З. Фрейд. В рамках теории психоанализа обосновывается борьба трех «Я» - «Оно-Я», «Эго-Я», «Сверх-Я». Природа агрессии объясняется неудовлетворением одного из «Я», как следствие возникающего раздражения. Позднее Фрэйд выдвигает дихотомию – влечение к жизни (эрос) и влечение к смерти (танатос). На основании этого делается заключение о постоянно присутствующем в организме человека энергетическом импульсе агрессии. Состояние внутреннего конфликта между этими силами делает человека невротиком. Единственная возможность поддержать психическое здоровье, по мнению Фрэйда –сублимация – механизм, позволяющий направить энергию в другое русло. Например,  энергию агрессивного поведения можно направить на занятия спортом, искусством, наукой. 

Последователи З. Фрейда не просто отвергли его видение проблемы, а на основе положений инстинктивного объяснения причин агрессии пошли дальше в раскрытии механизмов этого психологического явления.

К. Лоренц придал этой теории другое звучание. По его мнению,  агрессивный инстинкт  имел большое значение в процессе эволюции, выживания и адаптации организма. Для Лоренца агрессия это внутренние напряжение, которое требует разрядки и находит его, если есть для этого соответствующий раздражитель.

А. Адлер рассматривает агрессию не как инстинкт, а как рациональную и иррациональную тенденцию в преодолении препятствий. Агрессивность рассматривается как следствие компенсации чувства неполноценности при неразвитом чувстве общности и агонизирующем сознании. В таком случае у человека развиваются подозрительность, жестокость, мстительность, которые и обуславливают различные формы агрессивного поведения. Агрессивность по А. Адлеру является неотъемлемой составляющей невротической личности, а выход он видел в развитии умения сотрудничать с другими людьми, в развитии чувства общности.

Очевидность возникновения агрессии от инстинкта всегда вызывало возражение со стороны психологов. Фрустрационные теории возникли как противопоставление теории влечений, в них агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. 

Фрустрация (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) – особое эмоциональное состояние, возникающее, когда человек, сталкиваясь с какими-либо препятствиями, не может достичь своих целей и удовлетворение какого-либо желания или потребности становится невозможным. Побуждение к агрессии может быть вызвано лишением для организма  каких-либо существенных  вещей или условий  и возрастает по мере усиления такого рода депривации.

Д. Доллардом предложена «фрустрационно-агрессивная» теория, в соответствии с которой агрессия всегда есть следствие фрустрации. Решающие значение имеют три группы факторов, которые побуждают к агрессии: степень ожидаемого эффекта от будущего достижения цели; сила препятствия на пути  достижения цели; последующие фрустрации.

Принципиальный вклад в теорию фрустрации внесли работы Л. Берковица. По его мнению, фрустрация лишь  один из стимулов, который может спровоцировать агрессивную реакцию, но не приводить к агрессивному поведению. Необходимы посылы к агрессии – внешние средовые условия и предшествующие факторы, провоцирующие злость и агрессию.

Фрустрационные теории имели чрезвычайно важное значение для понимания агрессии, в первую очередь благодаря экспериментальным исследованиям и эмпирическим данным, в отличие от теории влечений построенной лишь на интерпретации психотерапевтической практики. 

Диаметрально противоположную инстинктивизму позицию принимает направление в рамках бихевиоризма - «теории среды».  Человеческое поведение, в том числе и агрессивное, формируется под воздействием социального окружения, социальных и культурных факторов. Процесс анализа двух предыдущих теоретических направлений сформировал теорию социального научения. Агрессия рассматривается как усвоения в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа действий и социального подкрепления.

Главным достоинством когнитивной и социальной детерминации агрессии является не постоянство потребности и побуждения к проявлению агрессии, а возможность предупреждения, ослабления и конструктивности проявления агрессии.

Исследователи агрессии считают удобной моделью для изучения данного феномена спорт и уделяют ему определенное внимание. Спортивные психологи  изучают агрессию у спортсменов как один из факторов спортивной деятельности. Исследование агрессии в спорте представляет интерес для практики психологического сопровождения спортсменов. Агрессия является важным качеством для достижение успеха в спорте по мнению многих тренеров и самих спортсменов. Но большинство теоретиков  чаще рассматривают негативные аспекты ее проявления. Следует отметить, что спорт идеально подходит для исследования психологии поведения и деятельности человека. Особенность спортивной деятельности заключается в том, что в условиях максимальной реализации человека наиболее остро проявляются его психологические особенности. Таким образом, исследование агрессии на материале спорта имеет общепсихологическое значение. Следует выделить тот факт, что проявление агрессии в спорте не порицается обществом, а наоборот поощряется тренером и зрителями. 

Например, агрессия спортсменов в хоккее с шайбой имеет свои истоки в НХЛ (Национальная хоккейная лига). Особый ажиотаж вокруг НХЛ создают журналисты и СМИ – помимо прочего, внимание зрителей фокусируется и акцентируется на количестве травм хоккеистов, штрафных минутах, агрессивных действиях, столкновениях драках. В командах НХЛ имеются специальные игроки, целью которых является провокация насильственных действий, потасовок между хоккеистами. 

Обязательным условием спортивных соревнований является наличие импульса агрессии. Соревнование рассматривается как отрегулированное правилами агрессивное действие. Важным фактором детерминации форм агрессивного поведения является альтернатива «победа – поражение». Победитель избавляется от своей агрессии разрешенными способами. Наличие агрессии предполагается, скорее, у побежденного. Спортсмены используют агрессию как фактор воздействия на противника, как средство переломить неблагоприятно складывающийся ход соревнований.  

Анализирую вопрос о проявлении агрессивных тенденций у спортсменов, выделю основное. К. Лоренц считал, что спорт представляет собой развитую ритуализированную форму борьбы в культурной жизни общества. По его мнению, спорт является удобной формой реализации накопленных агрессивных влечений ввиду грубой индивидуальной манеры поведения,  а соблюдение определенной корректности в спорте, даже в самых эмоциональных ситуациях связано с проявлением самоконтроля как осознанной и инстинктивной реакции в борьбе. Смысл заключается в том, что, с одной стороны проявление агрессии в спорте имеет инстинктивную природу, с другой стороны, такое поведение должно контролироваться и соответствовать определенным нормам ведения спортивного поединка.

Анализ литературы по проблеме агрессии важным для понимания природе ее  как психического явления позволяет признать то, что агрессия как психическое явление должна иметь конкретные проявления на всех уровнях психической организации. На основании этого разводятся понятия агрессия и агрессивность.

Агрессия – временное, ситуативное, состояние, находясь в котором человек, производит действия, причиняющие ущерб или направленные на нанесения ущерба себе, другому человеку, группе людей, животному или неодушевленному предмету.

Агрессивность – свойство личности, выражающееся в годности к агрессии. Это потенциальная готовность к подобным действиям, которая предопределяется восприятием и интерпретацией условий деятельности или жизнедеятельности соответствующим образом.

Единой классификации видов агрессии и агрессивности нет и создавать ее трудно. Поэтому мы воспользовались классификацией американских психологов А. Басс и А. Дарки. Они выделяют пять видов агрессии:

1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица;

2. Косвенная агрессия – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная;

3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);

4. Негативизм – оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов;

5. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). 

Вербальные агрессивные реакции А. Басс разделил н.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.