VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Психологические характеристики личности специалистов пожарно-спасательных частей МЧС России.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016065
Тема: Психологические характеристики личности специалистов пожарно-спасательных частей МЧС России.
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт образования и социальных наук
Кафедра практической и специальной психологии

Утверждена распоряжением по институту
Допущена к защите 
от 05.03.2018 № 31-р/20	
« » мая 2018 г.

Заведующая кафедрой практической и специальной психологии
кандидат психологических наук,                                                                                              доцент Белашева И.В.
________________________________	

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

Психологические характеристики личности специалистов пожарно-спасательных частей МЧС России.

Рецензенты:
(ФИО)
(ученая степень, звание, должность)





Нормоконтролер:
Макадей Людмила Ильинична
кандидат психологических наук,
доцент кафедры практической и специальной психологии 




Дата защиты
«____» июня 2018 г.	

Оценка _____________________________	



Ставрополь, 2018



Выполнила:
Лапина Екатерина Алексеевна
студентка 2 курса, 
группы ПСИ - м - о -16 -3 
направления подготовки 37.04.01
 Психология, магистерская программа «Психология экстремальных и чрезвычайных ситуаций»
очной формы обучения

______________________________________
(Подпись)

Научный руководитель:
Макадей Людмила Ильинична
кандидат психологических наук,
доцент кафедры практической и специальной психологии 
_______________________________________
(Подпись)









Оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….….......... 
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  ИЗУЧЕНИЯ СТРЕССА И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ……...…………..…6 
1.1 Влияние стресса на возникновение психосоматических расстройств……
1.2  Психологическая составляющая профессиональной деятельности спасателя……………………………………………….……………………….
1.3 Профессионально важные качества спасателей…………………..
1.4 Посттравматическое стрессовое расстройство. Трактовка понятия……………………
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ МЧС РОССИИ………………..........
2.1 Организация и методы эмпирического исследования….……….……..…
Глава III. ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ МЧС РОССИИ……………………………………
3.1 Интерпретация и анализ данных экспериментального исследования……...
3.2 Практические рекомендации………………..........……………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………


ВВЕДЕНИЕ
     В настоящее время число профессий, связанных с экстремальными условиями труда, постоянно растет. Соответственно, увеличивается и число работников, часто испытывающих стресс и нервное напряжение. Служебная и боевая работа сотрудников МЧС- это одна из самых специфических сфер человеческой деятельности. С психологической точки зрения, работа пожарного соединяет в себе аспекты обучения (профессиональная подготовка), труда (различные виды хозяйственных работ), спорта и непосредственно боевых действий в экстремальных условиях по спасению людей, тушению пожаров, ликвидации их последствий, устранению аварий на промышленных предприятиях. Специфическая особенность рабочего процесса сотрудника ГПС МЧС выражается в очевидности социальной значимости и экологической ценности работы [26]. Лебедев В.И. отмечет, что специалисты службы чрезвычайных ситуаций и пожарной службы часто работают в условиях, которые представляют опасность и угрозу для жизни и здоровья. Эти условия формируются комплексом физических, химических и биологических факторов окружающей среды, таких как: ненормативный график работы, контакт с телами погибших, общение с пострадавшими, усталость, недостаток сна, угроза здоровью и жизни, дефицит информации и времени на обдумывание, ответственность за результаты деятельности, боязнь совершить ошибку, наличие неожиданных, внезапно возникших препятствий и т. п [4].
         Все это определяет актуальность проблемы психологической характеристики личности специалистов пожарно-спасательных частей.
Общепризнанным является тот факт, что данная тема обусловлена малой изученностью и огромными социальными последствиями, такими как профессиональная  деформация личности, его возможным отрицательным влиянием на эффективность труда и на процесс взаимодействия профессионала с другими людьми, а так же влияние стресса на возникновение психосоматических расстройств, недостаточностью знаний в области психологического образования специалистов противопожарной службы [1].
         Интерес к изучению личностных характеристик специалистов пожарных-спасательных частей МЧС  приобретает особую значимость в связи с  возрастающим стрессогенным характером деятельности спасателей. Поэтому исследование,посвященное выявлению личностных характеристик пожарных-спасателей, представляется нам крайне важным. 
          Анализируя материалы психологической литературы по теме психологических характеристик личности специалистов пожарных-спасателей , можно сделать вывод о ее высоком значении в разные годы, что подтверждают труды Л. МАболина, Ю. А. Александровского, В. И Барабаш, Г. Д.Петровой,  В.И. Лебедева,Ю.С. Шойгу  и многие другие [34].
        Объектом исследования являются специалисты пожарно-спасательных частей МЧС России.
        Предмет исследования: личностные характеристики специалистов пожарно-спасательных частей МЧС России.
        Цель исследования: выявить психологические характеристики личности у специалистов  пожарно-спасательных частей МЧС России.
        Гипотеза исследования: специалисты пожарно-спасательных частей МЧС России характеризуются следующими психологическими особенностями: экстраверсией, эмоциональной стабильностью, высокой степенью риска, средним (с тенденцией к низкому) уровнем тревожности, средней с тенденцией к высокому степенью цинизма.
Задачи исследования:
1) На основе теоретического анализа научной литературы определить понятие психологической характеристики личности пожарных.
2) Изучить влияние стресса на возникновение психосоматических расстройств
3) Оценить психологические особенности пожарных и влияние свойств личности  на стрессоустойчивость в экстремальных условиях;
4) Выявить личностные особенности пожарных-спасателей.
5) Исследовать особенности взаимосвязи между личностными особенностями специалистов пожарно-спасательных частей.
6) На основании выявленных психологических характеристиках личности спасателей МЧС России разработать рекомендации по развитию профессионально важных качеств пожарных-спасателей.
Для достижения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психологической литературы, описательный метод, включающий в себя приемы сравнения, интерпретации и классификации материала, диагностики подтверждающие гипотезу исследования:
1. Личностный опросник Айзенка
2. Личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т.А. Немчинова)
3. Диагностика враждебности (по шкале Кука – Медлей)
4. Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта
     Для выявления взаимосвязи между личностными особенностями пожарных-спасателей использовался математический метод корреляционной связи коэффициент Спирмена. 
     Статистическая обработка полученных данных производилась с помощью программы (SPSS Version 20, MicrosoftExcel 2010.)
     Эмпирическая база исследования: в период с февраля 2018 года по апрель 2018 года, в исследовании участвовали 100 человек - мужчины в возрасте от 20 до 45 года. Экспериментальную группу составили спасатели Центра обеспечения пунктов управления МЧС России: 48 пожарных в возрасте от 20 до 45 лет. Экспериментальная группа включала: 52 спасателя из пожарно-спасательной части № 61 города Можайска в возрасте от 20 до 45 лет.
     Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в процессе отбора будущих пожарных-спасателей, в их психологической подготовке, а также для проведения мониторинговых исследований личности специалистов пожарно-спасательных частей.
     Научная новизна исследования: Получен обобщенный портрет личности спасателя и выявлены индивидуально-психологические особенности. Результаты были получены на основе наблюдения с использованием методов исследования. 
     Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, списка литературы (44 источника), заключения и приложения.
     
















ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  ИЗУЧЕНИЯ СТРЕССА И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ
1.1 Влияние стресса на возникновение психосоматических расстройств
          
       В напряженной, часто меняющейся обстановке, при продолжительном воздействии сильных раздражителей, при выполнении действий в экстремальных условиях у человека может возникнуть особое эмоциональное состояние, называемое стрессом [3].
В научную литературу и практику термин стресс (напряжение) был введен G. Selye(1960) для обозначения неспецифической приспособительной реакции высших живых существ на воздействия физической, химической, биологической и психологической природы [8].
     Стресс как особое психическое состояние связано с зарождением и проявлением эмоций, но он не сводится только к эмоциональным феноменам, а детерминируется и отражается в мотивационных, когнитивных, волевых, характерологических и других компонентах личности [10].
     Стресс является реакцией не только на физические свойства ситуации, но и на взаимодействие между личностью и окружающим миром. Это в большей степени продукт наших когнитивных процессов, образа мыслей и оценки ситуации, знания собственных возможностей (ресурсов), степени обученности способам управления и стратегии поведения, их адекватному выбору. И в этом заложено понимание того, почему условия возникновения и характер проявления стресса у одного человека не является обязательно теми же для другого [15].
     Анализ психологического стресса, по мнению R.S. Lazarus, требует учета таких моментов как значимость ситуации для субъекта, особенностей интеллектуальных процессов, личностных характеристик. Эти психологические факторы обуславливают и специфику ответных реакций: при психологическом стрессе они индивидуальны и не всегда могут быть предсказаны [11].
В современной научной литературе термин «стресс» используется, по крайней мере, в трех значениях:
1. Как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение. В этом значении чаще употребляются термины «стрессор», «стресс-фактор».
2. Стресс может относиться к субъективной реакции и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения. Это состояние интерпретируется как эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления, происходящие в самом человеке. Такие процессы могут содействовать развитию и совершенствованию функциональных систем, а также вызывать психическое напряжение.
3. Стресс всегда является физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие. Функцией этих физиологических реакций, вероятно, является поддержка поведенческих действий и психических процессов по преодолению этого состояния [10].
        В связи с отсутствием общепринятой теории стресса нет и общепринятого его определения. Рассматривая различные их варианты, N.11. Шглт (1985) отметил следующее:
1. Иногда это понятие относят к состоянию беспокойства в организме, которое он стремится устранить или уменьшить. В таком смысле понятие стресса немногим отличается от неприятных состояний, таких как тревожность или аверсивных мотиваций, слабой боли, диссонанса.
2. Стресс также рассматривается как психологические и поведенческие реакции, отражающие состояние внутреннего беспокойства или его подавления. Такие защитные от стресса реакции или индикаторы наблюдались в различных функциональных проявлениях, включая эмоциональные, когнитивные и поведенческие.
3. Стресс определяется как событие или условие в физическом или социальном окружении, которое ведет к принятию мер по избеганию, агрессии, принятию решения об устранении или ослаблении угрожающих условий. Такое понятие как «стрессоры» подобно понятию опасность, угроза, давление, конфликт, фрустрация и экстремальная ситуация [10].
       Для прояснения понятия стресса сформулировали два основных положения. Во-первых, терминологическую путаницу и противоречия в определении понятия «стресс» можно будет устранить, если при анализе психологического стресса учитывать не только внешне наблюдаемые стрессовые стимулы и реакции, но и некоторые, связанные со стрессом, психологические процессы - например, процесс оценки угрозы. Во- вторых, стрессовая реакция может быть понята только с учетом защитных процессов, порождаемых угрозой, - физиологические и поведенческие системы реакций на угрозу связаны с внутренней психологической структурой личности, ее ролью в стремлении субъекта справиться с этой угрозой. 
       Характер стрессовой реакции причинно связан с психологической структурой личности, взаимодействующей с внешней ситуацией посредством процессов оценки и самозащиты. Он отмечает, что «только связывая характер стрессовой реакции с психическими процессами, действующими в людях с различными психическими структурами, мы можем надеяться объяснить происхождение явления и «получить возможность их предсказывать» [1].
       С термином «стресс» связаны и такие понятия как тревога, напряжение. По утверждению ученых состояние тревоги возникает, когда индивид воспринимает определенный раздражитель или ситуацию как несущие в себе актуально или потенциально элементы опасности, угрозы, вреда. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид. С данным положение согласуется и понимание автором стресса в виде совокупности внешних воздействий (стресс-факторов), которые воспринимаются личностью как чрезмерные требования и создают угрозу ее самоуважению, самооценке, что вызывает соответствующую эмоциональную реакцию (состояние тревоги) различной интенсивности. 
       Склонность ктакого рода эмоциональной реактивности характеризуется как личностная тревожность [2].Основываясь на обширном обзоре исследований по тревоге и моторному поведению, R. Martensутверждает, что психологический стресс в соответствии с концепцией C.N. Coferи M.N. Appleyпредставляет собой субстанциональный синоним понятия состояния тревоги по C.D. Spielberger. А.V. Carronтакже приравнивает стресс к состоянию тревоги, ссылаясь на работы R.S. Lazarusи E.M.Jr. Opton. В контексте рассмотрения тревоги как процесса, относя стресс и состояние тревоги к одним и тем же процессуальным компонентам, оба явления можно описать в рамках одной и той же концепции, при этом для обозначения понятия будет достаточно одного термина. В стрессе и состоянии тревоги отражается фундаментальное различие между характеристиками тревоги как эмоционального состояния и стимулами, порождающими его (стрессорами) [10].
     В противоположность понятию «стресс», отражающему объективные свойства стимулов, характеризующих ситуацию, термин «угроза», по мнению автора, должен использоваться для описания субъективной (феноменологической) оценки индивидом ситуации, как заключающей в себе физическую или психологическую опасность для него. Несомненно, оценка ситуации в качестве опасной или угрожающей будет зависеть от индивидуальных различий в способностях, умениях, свойствах личности, а также от специфики личного опыта индивида в переживаниях подобных ситуаций. C.D. Spielbergerсчитает, что термин «состояние тревоги» должен использоваться для отражения эмоционального состояния или определенной совокупности реакций, возникающих у индивида, воспринимающего ситуацию как личностно угрожающую, опасную, безотносительно к тому, присутствует или отсутствует в данной ситуации объективная опасность [72].
     Ряд научных данных свидетельствует о том, что повторяющиеся воздействия стрессоров могут привести к формированию выносливости, стрессоустойчивости. R.A. Dienstbierопределил стрессоустойчивость как возрастающую способность реагирования на стресс дополнительным
увеличением устойчивости к потенциальному психологическому воздействию, которое может продуцировать стресс. Однако, условия повторяющегося стресса могут вызывать негативные состояния, включая психическое и физическое истощение, психические и соматические заболевания и смерть [3].
     Интерес к стрессоустойчивости приобретает особую значимость в связи с все возрастающим характером деятельности спасателей МЧС России [36].
     В общепсихологическом плане проблема стрессоустойчивости представлена в рамках теории личности (G.Allport, H. Eysench, R. Catteil, С. Rogers и др.), «теории мотивации достижения» (D. McClellandи др.), теории гомеостаза (Y. Кешюп) и стресса (G. Selye), теории адаптационнотрофического значения симпатической нервной системы (Орбели Л.А.), теории темперамента и свойств нервной системы (Павлов И.П., Небылицын
Д., Мерлин В.С и др.), теории надежности деятельности (Ломов Б.Ф.и др.). Это позволило перейти к изучению данного явления в различных видах деятельности (Вяткин Б.А., Никифоров Г.С., МарищукВ.Л.и др.) [3].
     В определении стрессоустойчивости (Варданян Б.Х., 1983; Зильберман П.Б., 1974; Платонов К.К., 1970; Рейковский Я., 1979; Субботин В.С., 1992 и др.) подчеркивается, что стрессоустойчивость не сводима только к частой смене возбудимости и устойчивости эмоций, а представляет собой интегральную характеристику человека. Но, также отмечается, что данный феномен рассматривается и как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности. И только в определении Б.Х.Варданяна и А.В.Субботина	прослеживается идея о двойственной природе стрессоустойчивости. Эта особенность проявляется в рассмотрении стрессоустойчивости как свойства, влияющего на результат деятельности («внешний» компонент), и как характеристики, обеспечивающей гомеостаз личности как системы («внутренний» компонент). Так, Б.Х.Варданян к«внутреннему» относит такие приемы преодоления эмоциогенной ситуации, которые адресуют внутренним субъективным факторам возникновения этой ситуации способы «внешнего» преодоления, направленные на устранение внешних условий возникновения эмоциогенной ситуации, и, в первую очередь, на изменение оперативного состояния деятельности. С этих позиций стрессоустойчивость можно рассматривать как показатель личностный и деятельностный [31].Итак, под стрессоустойчивостыо понимается такая интегральная психологическая особенность человека, которая, с одной стороны («внутренний» компонент), гармонизирует личностную структуру, а, с другой стороны («внешний» компонент), лежит в основе успешности деятельности в стрессогенной обстановке.     Успешность напрямую связана с профессиональным мастерством [31].
          А.А. Реан (1995) считает, что важным фактором социальной адаптации является социально-психологическая терпимость личности. Развитие социально-психологической терпимости предупреждает развитие когнитивного диссонанса, а, следовательно, будет способствовать повышению стрессоустойчивости. Уровень самооценки и ее адекватность могут служить индикаторами и регуляторами стрессоустойчивости. Позитивная самооценка - уверенны, стремятся к самореализации, негативная - воспринимают все через призму своих стрессов и тревог, нередко обращаются к авторитарному стилю как к средству психологической защиты [28].
        Другие авторы также выделяют в качестве детерминант низкой стрессоустойчивости такие свойства, как личностная тревожность (Spielberger, 1972), интроверсия (Cramer, 1991), нейротизм(Gallagher, 1990), склонность к интрапунитивным реакциям (Domic, Ekehammar, Laaksonen,1991), отсутствие уверенности в себе и низкая самооценка [44].Объективно необходимым и важным представляется исследование, посвященное выявлению детерминант устойчивости к психическому стрессу,а также ее роли в профессиональном становлении и личностном развразвитии спасателя [34].
        Стресс, как острый, так и хронический, может быть причиной возникновения вегетозов, с одной стороны, либо значимым фактором поддержания этого патологического процесса - с другой. Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование[6]. Под требованием понимается всякое раздражение, превышающее порог восприятия сенсорных систем организма. Эти раздражения могут исходить как из внешней среды, так и из внутренних органов человека и иметь различную физическую природу. Роль раздражителя может играть и слово. Под неспецифическим ответом Селье понимал стереотипный ответ организма независимо от природы раздражителя. По физиологической сути стресс понимается как адаптационный процесс, обеспечивающий приспособление организма к новым условиям существования. 
       Формирование ответа организма на раздражитель начинается с поступления сигнала в центральную нервную систему. После соответствующей обработки раздражителя реакция ответа идет двумя путями. Один идет по нервной системе, второй - гуморальным путем. Нервный сигнал в течение долей секунды достигает органов исполнителей, обеспечивая, таким образом, быстрый ответ. Гуморальный ответ более медленный, но зато более мощный и продолжительный. Рождается гуморальный импульс в одной из глубинных структур мозга - гипоталамусе, откуда по кровеносной системе в виде гормона поступает в гипофиз. Гипофиз находится в непосредственной близости от гипоталамуса, на основании мозга. Под воздействием гипоталамического фактора гипофиз выделяет в кровеносную систему гормоны, которые в свою очередь, побуждают периферические эндокринные железы выделять собственные гормоны. 
       Роль как нервного, так и гормонального факторов сводится к подготовке организма к работе более интенсивного характера, чем в исходном состоянии. Для этого требуется выработка дополнительного достаточного количества питательных веществ. Мобилизация энергии идет как за счет перераспределения ее в организме, так и путем мобилизации запасов и ускоренного синтеза глюкозы.
        В процессе адаптации участвуют все периферические железы организма. Стрессорные гормоны влияют на обновление лепидного слоя мембран клеток. Таким образом, повышается "текучесть" мембран, а вслед за этим растет "эффективность" действия регуляторных факторов на клетки. При интенсивной или длительной стресс-реакции усиление этого эффекта может привести не только к увеличению интенсивности жизнедеятельности клетки, но и к повреждающему эффекту. Первыми подвержены разрушению ослабленные или дефектные ткани.
        Кроме неспецифического ответа организма на стрессорное воздействие существует и специфический компонент реакции, обусловленный характером самого стрессора. Частью такого специфического ответа являются эмоции. 
       Под эмоциями, или эмоциональными переживаниями мы подразумеваем самые разнообразные реакции человека - от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроения[7]. При внешней оценке эмоции можно разделить на две группы - положительные и отрицательные. Реакции, ярко окрашенные эмоциями, получили название эмоциональный стресс. Стресс может носить характер острого и хронического эмоционального воздействия и, по-разному оказывать воздействие на человека.
        Психоэмоциональная напряженность - это пограничное состояние, формирующееся в результате чрезмерного возрастания психоэмоционального напряжения и характеризующееся временным понижением устойчивости и психических и психомоторных функций, выраженным соматовегетативными реакциями и снижением профессиональной работоспособности[8]. Наиболее частой причиной психоэмоциональной напряженности является многодневные напряженные действия, зачастую в опасных для жизни и здоровья условиях, при невозможности полноценной эмоциональной разрядки и отключения от тревожно-депрессивных переживаний.
        Состояние хронической психоэмоциональной напряженности развивается постепенно. Оно характеризуется длительной (более четырех недель) стойкой активацией основных жизненных функций с нарушением их координации и ритмичности на фоне снижения уровня физиологических резервов, что приводит к истощению организма. Снижение работоспособности проявляется прежде всего в решении новых, сложных задач, требующих творческого подхода, длительного волевого усилия и концентрации внимания.
      Поведение обычно становится беспокойным, с избыточной двигательной активностью, неусидчивостью, нетерпеливостью, потребностью двигаться и мыслить вслух. В сознании преобладает чувство повышенной тревоги в виде внутренней напряженности, общего дискомфорта, нередко без конкретного психологического содержания.
    Отмечается повышенная вспыльчивость, раздражительность, обидчивость, повышенная конфликтность, резкие и неоправданные обстоятельствами эмоциональные реакции (слезы, смех).
        Появляется забывчивость, легкая отвлекаемость внимания. Нарушается процесс засыпания, сон становится поверхностным, с неприятными сновидениями. Сонливость остается и в дневное время. Ощущается отсутствие полноценного отдыха утром (усталость, вялость, разбитость). Такое состояние сопровождается теми или иными соматовегетатавными нарушениями: лабильность пульса и артериального давления; акроцианозом, гипергидрозом; неприятными ощущениями в области сердца в виде учащенного или уреженного сердцебиения; аритмии и чувства "провалов в груди"; "замирания сердца"; "игрой" вазомоторов лица и шеи; стойким красным дермографизмом; головными болями; функциональными желудочно-кишечными и мочеполовыми нарушениями. 
      Могут наблюдаться снижение аппетита и уменьшение массы тела. Вследствие существенных изменений обмена веществ снижается неспецифическая сопротивляемость организма к различным заболеваниям. При отсутствии своевременной и полноценной медико-психологической коррекции хроническая психоэмоциональная напряженность может легко переходить в нозологические формы невротических, психосоматических и психотических расстройств.
          Длительно оставаясь в состоянии психоэмоциональной напряженности, человек "бежит от реальности", что проявляется в уклоняющемся, адаптивном (употребление алкоголя или наркотиков), агрессивном и даже в суицидальном поведении.
        С прекращением воздействия на человека стрессоров экстремальных ситуаций в течении последующих нескольких дней возможно восстановление нормального функционального состояния. Однако в ряде случаев, нормализация психофизиологического состояния организма не происходит, так как следовые переживания психоэмоционального стресса быстро вытесняются в область неосознаваемых процессов и трансформируются в посттравматические стрессовые расстройства.
Для посттравматических стрессовых расстройств характерно в наличие в анамнезе психотравмирующего события, выходящего за рамки обычного человеческого опыта. 
       Постоянное возвращение человека к переживаниям, связанным с психотравмирующим событием, выражающееся в навязчивых неприятных воспоминаний о пережитом. После психотравмирующей ситуации появляются устойчивые симптомы повышенного уровня возбудимости (раздражительность, вспышки гнева по пустякам, конфликтность, невозможность концентрации внимания, нарушение сна и т.д.) и соматовегетативного дисбаланса.
       Таким образом, отличительной особенностью психосоматической дисгармонии является ее многоликость, неопределенность, неустойчивость. Это состояние человека является пограничным во многих отношениях: размытость, неопределенность ("здоровый-больной"), особенности проявления - преимущественно расстройства психики или соматики, тем не менее, в каждой нозологической единице можно выделить отдельную группу болезней, развитие которых обусловлено стрессом[4].
1.2 Психологическая составляющая профессиональной деятельности спасателя
       Профессиональная деятельность пожарных-спасателей, в отличие от других профессий, связана не только с повышенными психофизиологическими нагрузками, но также может протекать в экстремальных условиях стихийных бедствий и катастроф. Напряженные (экстремальные) ситуации усложняют условия деятельности и их ближайшие последствия нередко проявляются в виде производственно обусловленных негативных психических состояний.
   Так, объявление сигнала «Тревога» оказывает сильное влияние на функциональное состояние пожарных-спасателей. В первые 25-30 с. после подъема по тревоге частота сердечных сокращений повышается в среднем на 47 ударов в мин, а на пути к месту пожара (аварии или катастрофы) может достигать 150-180 уд/мин. Пожарный не может выполнить работу, если при ее выполнении частота сердцебиений через 5 мин. достигает 180 уд.в мин. и более.
    Эмоциональный стресс, возникающий с момента получения сигнала о выезде, длительное время не исчезает и после окончания работы. Исследования показывают, что у пожарных во время работы бывают изменения в памяти, когда сотрудник не в состоянии описать последовательность своих действий. По данным более 70 % пожарных, имеющих стаж работы менее 4 лет, при получении сигнала «тревога» испытывают нервно-эмоциональный дискомфорт, а более 50 % сдвигов частоты сердечных сокращений у них связаны с эмоциональным компонентом кардиальной реакции. 
       Предварительное оповещение о том, что тревога будет учебной, существенно снижает уровень реакции ЧСС по сравнению с действием сигнала в условиях неопределенности. Анализ результатов исследований говорит о весьма высоком эмоциональном воздействии сигнала "Тревога" в условиях неопределенности с одной стороны, а, с другой, - о высокой степени приспособления психофизиологических механизмов к такому сигналу.
     Сигнал тревоги всегда внезапный. Он застает сотрудников во время учебных занятий, отдыха, принятия пищи и т.д.  Вот эта неожиданность, дефицит времени, информации о возникшей ЧС, вызывают у сотрудников эмоциональное напряжение, которое быстро нарастает. В течение короткого времени может резко меняться вид их деятельности, что, безусловно, отражается на эмоциональном состоянии и двигательной активности пожарных-спасателей. Речь становится отрывистой, движения быстрыми и зачастую несколько хаотичными. При этом им далеко не всегда удается мгновенно переключиться с одного вида деятельности на другой: на какое-то время эти виды как бы наслаиваются друг на друга, происходит их «столкновение».
   По прибытии в зону ЧС проводится разведка очага бедствия (аварии или катастрофы) и боевое развертывание. Далее личный состав выполняет свои функции согласно боевому расчету и приказам непосредственных начальников. На этом этапе пожарные-спасатели подвергаются воздействию большого количества стрессовых воздействий.
   Основными из них являются:
- угроза для жизни и здоровья, которая может быть вызвана обрушением конструкций зданий и сооружений, взрывами, выбросами пламени, радиационным и химическим воздействием, возможностью поражения электрическим током и др.;
- необходимость быстрого принятия решений в постоянно меняющейся опасной обстановке и высокая ответственность за их правильность. Это обусловлено задачей в кратчайшие сроки спасти людей и материальные ценности, а также осознанием пожарными-спасателями цены ошибки, которая может привести к неоправданным людским потерям;
- экстремальные физические нагрузки, вызванные длительным выполнением трудоемких работ без полноценного отдыха, работой в средствах индивидуальной защиты, задымлением, высокими или низкими температурами воздуха, неблагоприятным шумовым и световым фоном и т.д.;
- эмоциональные стрессы, обусловленные видом погибших и пострадавших людей и животных, разрушением зданий и сооружений, пожарами и др.
    Перечисленные стрессовые воздействия могут по-разному восприниматься каждым сотрудником, однако в своей совокупности они могут негативно повлиять на ход выполнения задач по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
   Выполняемые пожарными-спасателями задачи по своей сущности являются коллективным видом деятельности, профессиональная деятельность пожарных-спасателей предполагает оказание взаимной помощи, взаимозаменяемость, умение вовремя прийти на помощь. В зависимости от особенностей ЧС практически каждому пожарному-спасателю приходится выполнять всевозможные виды работ по ее ликвидации. Следовательно, любая попытка спрятаться за спинами товарищей здесь не остается незамеченной. Это значительно повышает ответственность человека перед коллективом за результаты своей работы.
     После ликвидации ЧС наступает этап, охватывающий период от окончания ликвидации до готовности пожарно-спасательного подразделения к преодолению новой ЧС. Он включает в себя приведение в порядок техники, аварийно-спасательного инструмента, снаряжения и средств индивидуальной защиты, а также разбор действий пожарных-спасателей на прошедшей ЧС. Затем вновь наступает этап учебно-боевой деятельности.
    Для профессиональной деятельности пожарных-спасателей характерны также аритмичность процесса их службы и неравномерность интенсивности труда. Это объясняется случайностью возникновения ЧС, разнообразием их видов, масштабами последствий. Названные особенности тоже увеличивают эмоциональную напряженность, способствуют ее накоплению. Пожарный-спасатель должен находиться в постоянной боевой готовности, у него нет возможности планировать свою деятельность. Ведь он не может знать, случится ли в определенный период времени ЧС, каковы ее характер и масштабы.
    Существенным неблагоприятным фактором является и периодическое нарушение нормального режима сна-бодрствования, возникающего в связи с дежурствами и в ходе ликвидации ЧС. Разные люди по-разному способны переносить длительное бодрствование, а лишение ночного сна может привести некоторых из них к длительным расстройствам всего цикла «сон-бодрствование», что негативно скажется на психоэмоциональном состоянии.
    У специалистов психогенные расстройства выражаются в снижении эффективности и надежности профессиональной деятельности, увеличении количества ошибок, в том числе приводящих к авариям, нарушениям профессионального здоровья, снижению профессионального долголетия. Постоянная психоэмоциональная нагрузка на специалистов, имеющая место не только при ликвидации последствий ЧС, но и в ходе повседневной трудовой деятельности, оказывает выраженное влияние на здоровье, и проявляется не только функциональными сдвигами, но и развитием заболеваний, даже при небольшом стаже работы по специальности.
    Факторы, оказывающие чаще всего негативное воздействие на спасателей, тоже можно разделить на несколько групп: объективные, социально-психологические и индивидуальные.
Объективные факторы, характеризующие средовые особенности работы спасателей в ЧС:
1. Климатогеографические факторы: характер рельефа местности (значительное возвышение над уровнем моря); неблагоприятный температурный режим в месте проведения работ (очень низкие или высокие температуры), ветра, снега, дожди; смена климатических поясов; смена часовых поясов.
2. Физическая нагрузка, режим труда и отдыха: многодневная интенсивная 16-18 часовая физическая нагрузка; низкие вкусовые и энергет.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44