VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K015622
Тема: Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ЕСТЕСТВЕННЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ



Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
Курсовая работа  по дисциплине:
Спецкурс по курсовой работе по модулю общепрофессиональной подготовки





Выполнил студент группы 3.044.2.15 

Лидия АлександровнаБабичева______________      
      (подпись, дата)

Специальность / направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование

Специализация / профиль Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), Биология и Химия

Форма обучения очная

Научный руководитель 

старший преподаватель Елена ВладимировнаДистенфельд

_____________
(подпись)
_____________
(оценка)
___  ________ 20__г.






Новосибирск 2018

Оглавление 
Введение030Гл. 1. Теоретические основы изучения проблемы психологической готовности ребёнка к школьному обучению05
1.1.Понятие готовности к обучению в школе. Психологическая готовность.05
1.2 Возрастные особенности детей 6-7 лет08
Гл.2. Методика исследования психологической готовности ребенка к обучению в школе015
2.1.Методика исследования психологической готовности ребенка к обучению в школе01502.2.Рекомендации для успешной психологической адаптации младших школьников017
Заключение022
Библиографический список 








Введение.
Проблема психологической готовности детей к обучению в школе является актуальной в связи с тем, что от ее решения зависит успешность последующего школьного обучения. 
Актуальность проблемы обуславливается тем важным моментом, который происходит в жизни ребенка в связи с изменением его социального статуса. Поступление в 1 класс — это переломный момент в жизни ребенка, так как он переходит на новый этап социализации и именно этому моменту должно уделяться особое внимание. 
Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.
Задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных меств проблематике детской психологии. В последнее время значение этой проблемы в нашей стране особенно возросло. Появились гимназии, школы различного типа, в том числе негосударственные. Многие из них выдвигают повышенные требования к поступающим в них детям и даже ведут отбор.
Успешное претворение в жизнь задач современного образования во многом зависит от того, насколько полно при этом будут учитываться индивидуальные и возрастные психологические особенности детей, уровень их подготовленности к обучению в школе. Неоценимую помощь здесь могли бы оказать средства психологической диагностики готовности к школьному обучению.
Цель курсовой работы: исследование готовности детей дошкольного возраста к образовательной программе в школе.
Объект исследования: психологическая готовность к школе.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия организации подготовки дошкольников к школе.
Задачи исследования:
1.Проанализировать основные проблемы психологической готовности ребенка к обучению.
2.Выделить основные критерии психологической готовности к обучению в школе.
3.Разработать психолого-педагогические рекомендации по формированию психологической готовности детей к обучению в школе.
Методы исследования: теоретико-методологический анализ литературных источников.














1.1.Понятие готовности к обучению в школе. Психологическая готовность.
Психологическая готовность к обучению в школе – одна из значимых проблем современного образования, так как это важный фактор успешности школьного обучения детей. Проблема психологической готовности детей к обучению в школе заключается в том, что школа ко всем ученикам предъявляет одинаковые требования, которые зафиксированы в учебниках, методиках и программах обучения, но в силу различных причин дети имеют разный уровень психического развития, поэтому каждый ребенок при поступлении в школу имеет разные психические способности.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного образования. Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации.
Под школьной дезадаптацией подразумевается совокупность признаков,  свидетельствующих о несоответствии социально-психологического и психофизиологического статуса ребенка, который не соответствует требованиям ситуации школьного обучения, свидетельствование которой по ряду причин становится затруднительным или, в крайних случаях, невозможным.
Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности   элементарных понятий. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения. Она направлена для успешного решения этой цели, таким образом, в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.
Структура психологической готовности к обучению  в школе состоит из: - мотивационной готовности, то есть принятия новой социальной роли, когда школьная обстановка и правила поведения в школе ребенку не в тягость; - интеллектуальной готовности, проявляющуюся в осознании новой социальной роли, которая достигает высокий уровень психического развития; - волевой готовности, которая необходима для нормальной адаптации к школьным условиям она проявляется в умении сосредоточиться на инструкциях и требованиях учителей.
Развивающую работу с нуждающимися в ней детьми целесообразно проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. 
Также, не менее важна личностная готовность ребенка к школе, которая включает определенное отношение к себе как к отдельному индивиду. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, то есть определенный уровень развития самосознания. О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом. Определяя личностную готовность ребенка к школе необходимо выявить и специфику развития сферы производительности. Производительность поведения ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых учителем, при работе в классе. Поэтому особенности произвольного поведения прослеживаются при наблюдении за ребенком на индивидуальных и групповых занятиях.
Для успешного развития интеллектуально-познавательной готовности ребенка к школе необходимо развитие высших психических процессов: сенсорное развитие, внимание, память, мышление, воображение. 
Одним из важнейших видов психических процессов является сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Однако, сенсорные способности ребенка— это функциональные возможности организма, обеспечивающие ощущение и восприятие человеком окружающего мира и самого себя.
В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, а в качестве эталонов формы — геометрические фигуры. Не менее важным свойством психики является представление — чувственный образ явления или предмета, который в данный момент не воспринимается, но был воспринят ранее в той или иной форме. На основе таких представлений человек может описывать свойства предмета или явления, отсутствующего в настоящий момент. В пять, семь лет основное внимание должно уделяться восприятию формы, величины и цвета. Правильное формирование этих понятий необходимо для усвоения многих учебных предметов в школе, и для формирования способностей ко многим видам творческой деятельности. 
Этапы целенаправленного развития сенсорных способностей включают в себя: формирование сенсорных эталонов; обучение посредством исследования предмета, а также различать форму, цвет и величину, выполнять все более сложные глазомерные действия; развитие аналитического мышления: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Таким образом, понятие психологической готовности обучения ребенка в школе заключается в четко спланированной учебной деятельности ребенка, которая развивается также постепенно через опыт вхождения в нее, как и все предшествующие деятельности манипуляционная, предметная, игровая.  Психологическая готовность к школьному обучению понимается как необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Учебная деятельность представляет собой деятельность, направленную на самого учащегося. Ребенок учится не только знаниям, но и тому, как осуществлять усвоение этих знаний. 
Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику неуспеваемости в школе в результате чего происходит дезадаптация.
Надежность результатов психолого–педагогической диагностики очень высокая. Существенным является и тот факт, что прогноз оказывается долговременным и охватывает период начальной школы, а не только начало обучения в первом классе. Кроме того, выявлена положительная корреляция между прогнозом обучения и школьной успешностью ребенка. Все сказанное выше приводит к очень важному выводу о том, что принципиально возможно дать прогноз интеллектуальной успешности детей на уровне приема в первый класс. При этом не исключаются варианты неравномерного, скачкообразного интеллектуального развития детей, но надежность результатов диагностики, основанная теоретическим подходом, выбором адекватных методов и методик, такова, что выводит на решение проблемы приема детей в первый класс школ с обучением на высоком уровне трудностей.

1.2 Возрастные особенности детей 6-7 лет.
Особенности возрастного этапа 6-7 лет проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований. 
Сенсорные развития дошкольника характеризуется совершенствованием его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, впространстве и времени. Существенно снижаются пороги всех видов чувствительности. Зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим, возрастают целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия, устанавливаются взаимосвязи восприятия с речью и мышлением. 
Особую роль в развитии восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам – общепринятым представлениям обоснованных разновидностях свойств и отношений. Нормально развитый ребенок к шести летнему возрасту уже может правильно исследовать предметы, соотносить их качества с эталонными формами, цветами, размерами. Усвоение системы общественно выработанных сенсорных эталонов, овладение некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств, предметов и основанная на этом возможность дифференцированного восприятия окружающего мира свидетельствует о том, что ребенок достиг необходимого уровня сенсорного развития для поступления в школу. 
Усвоение общественно выработанных эталонов или мер, меняет характер детского мышления, в развитии мышления к концу дошкольного возраста намечается переход от центрарии к децентрации. Это подводит ребенка к объективному, элементарно научному восприятию действительности, совершенствованию возможности оперировать представлениями на произвольном уровне. Формирование новых способов умственных действий в значительной степени опирается на освоение определенных действии с внешними предметами, которыми ребенок овладевает в процессе развития и обучения. Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления.
Для мышления детей 6-7 лет характерны следующие особенности, которые могут использоваться в качестве диагностических признаков достижения ребенком готовности к обучению в школе, с точки зрения его интеллектуального развития:ребенок решает мыслительные задачи, представляя их условия;освоение речи приводит к развитию рассуждения как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблеме мышления ребенка;появляется новое соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления; экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания попробовать свои силы; складываются предпосылки таких качеств ума как самостоятельность, гибкость, пытливость.
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Одним из главных достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания. Важной особенностью этого возраста является и то обстоятельство, что перед ребенком 6-7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связано с тем, что старший дошкольник начинает использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторения, смысловое и ассоциативное связывание материала. Таким образом, к 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания[5].
При всей важности познавательного развития ребенка 6-7 лет его гармоничное становление невозможно без эмоционального отношения к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами нормами общества. Дошкольное детство – период, когда эмоции и чувства господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, придавая ему специфическую окраску и выразительность. Дошкольники отличаются интенсивностью и лабильностью эмоциональных реакций, непосредственность в проявлениях своих чувств, быстрой сменой настроения. Для семилетнего ребенка, переживающего кризис семи лет, по мнению А.С. Выготского в большей мере характерны манерность, вертлявость, некоторая натянутость, немотивированное поведение, что связано с утратой деткой непосредственности, наивности и возрастанием произвольности, усложнением эмоции [6].
На протяжении дошкольного возраста детства развиваются и эмоциональные процессы, осуществляющие регуляцию детской деятельности. Основные новообразования в эмоциональной сфере ребенка 6-7 лет, на которые необходимо обращать внимание, в том числе и при диагностике психологической готовности к школе могут быть: изменение содержания аффектов, выражающийся, прежде всего, в возникновении особых форм сопереживания, чему способствует развивающаяся эмоциональная децентрация; изменение листа 7 эмоций во временной структуре деятельности по мере усложнения и отдаления, начальных ее компонентов от конечных результатов, то есть эмоции начинают предвосхищать ход выполнения решаемой задачи. 
П.Л. Коломинский и Е.А. Панько при рассмотрении развития эмоциональной сферы старшего дошкольника обращают внимание на его тесную связь с формирующейся волей ребенка. К 6 годам происходит оформление основных элементов волевого действия, ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия его недостаточно развиты, выделяемые цели недостаточно устойчивы и осознанны, удержание цели в значительной степени определяются трудностью задания, длительностью его выполнения.
Старший дошкольник, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него есть желание занять определенную позицию в обществе людей, открывающую доступ в мир взрослости, потому что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Эти две потребности способствуют возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л.И. Божович «внутренней позиции школьника», которая, по ее мнению, может выступать как один из критериев личностной готовности ребенка к школьному обучению[4].
Рассматривая возникновение личностного сознания, нельзя не упомянуть о развитии самооценки ребенка старшего дошкольного возраста. Основой первоначальной самооценкой является овладение умением сравнивать себя с другими людьми. Развитие умения адекватно оценить себя в значительной степени, обусловлено возникающей именно в этот период децентрацией, способностью ребенка посмотреть на себя и на ситуацию с разных точек зрения.
Поступление в школу знаменует перелом в социальной ситуации развития ребенка. Став школьником, ребенок получает новые права и обязанности и впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, от уровня выполнения которой зависит его место среди окружающих и его взаимоотношения с ними.
В школе возникает новая структура этих отношений. Система «ребенок – взрослый»дифференцируется на системы «ребенок – учитель» и «ребенок – родитель». Система «ребенок – учитель» начинает определять отношение ребенка к родителям и отношения ребенка к детям. В учителе воплощены требования общества, в школе существует система одинаковых эталонов. В настойчивом стремлении стать учеником, обнаруживаемом у детей к концу школьного возраста, находят свое воплощение, ведущие потребности ребенка: познавательная потребность, выражающаяся в стремлении учиться, приобретать новые знания, навык и умения; потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельности. Учитель становится авторитетнее и влиятельнее родителей.
С поступлением ребенка в школу учебная деятельность не дана ему в готовой форме. В построении учебной деятельности заключается задача начальной школы.
Первая трудность заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием учебной деятельности. Поскольку мотив и содержание учебной деятельности не соответствует друг другу, мотив постепенно начинает терять силу, он не работает иногда и к началу второго класса. Процесс учения должен быть построен так, чтобы его мотив был связан с собственным, внутренним содержанием предмета усвоения. Мотив к общественно необходимой деятельности в принципе остается, но побуждать к учению должно то содержание, которому учат в школе. Необходимо формировать учебную мотивацию. Если удается сформировать такие мотивы у учащегося, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы деятельности, которые связаны с позиции школьника. 
Позиция школьника - это не просто позиция ученика, посещающего школу и актуально выполняющего предписание учителя и домашние уроки, а позиция человека, совершенствующего себя и тем самым совершающего общественно значимую деятельность. Охарактеризованные мотивы деятельности называются учебно-познавательными. Отличие от познавательных интересов состоит в том, что они направлены не просто на приобретение информации о широком круге явлений, окружающей действительности, а на усвоение способов действий в конкретной области, изучаемого предмета. Познавательные интересы удовлетворяются самыми разными способами, и ребенок приходит в школу с весьма широким кругозором, иногда значительно большим, чем те сведения, которые содержаться в рассказах книг для чтения. Все эти сведения приобретаются по ходу встреч с теми или иными явлениями действительности, то есть стихийно. 
Полноценная учебная мотивация должна включать и познавательные мотивы, и широкие социальные мотивы учения, и мотивы достижения, но индивидуальность каждого ребенка проявляется в доминировании какого-то из указанных мотивов внутри учебной деятельности.
По мнению Ш.А. Амонашвили, основная характеристика мотивационной сферы шестилетнего ребенка – преобладание актуальных потребностей и импульсивной активности. У ребенка 6 лет непрерывно возникают самые разные потребности, которые постоянно сменяют друг друга. Особенность их в том, что они переживают как неотложное, т.е. актуальное, хотение. Импульсивная активность бесконтрольна, ей не предшествует хотя бы мимолетное обдумывание, взвешивание, решение, стоит ли сделать это, поступить так. Утомление повышающую эмоциональную возбудимость, усиливает импульсную активность детей, а скудный социально-нравственный опыт не позволяет им быть сдержанными и уступчивыми, разумными и волевыми. Актуальные потребности и импульсная активность присущи и 7-летним детям, однако большой социальный опыт помогает им лучше регулировать своё поведение.














2.1.Методика исследования психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Тестирование ребенка нужно, как минимум, по следующим причинам:
Во-первых, чтобы определить, на сколько соответствует уровень его развития тем нормам, которые характерны для детей данного возраста.
Во-вторых, диагностика нужна для того, чтобы узнать индивидуальные особенности развития способностей. Какие-то из них могут быть развиты хорошо, а какие-то – не очень. Наличие у ребенка отдельных недостаточно развитых интеллектуальных способностей может стать причиной серьезных затруднений в процессе последующего обучения в школе. С помощью тестов эти «слабые места» можно выявить заранее, и внести соответствующие коррективы в интеллектуальный тренинг
В-третьих, тесты могут быть полезны для того, чтобы оценить эффективность тех средств и методов, которые используются вами для умственного развития ребенка.
И, наконец, в-четвертых, детей необходимо знакомить с различными тестами, чтобы они таким образом готовились к тем проверочным испытаниям, которые их будут ожидать и при поступлении в школу, и на различных этапах обучения в будущем. Знакомство с типичными тестовыми заданиями поможет им избежать во время таких испытаний излишнего эмоционального напряжения, или растерянности, называемыми «эффектом неожиданности», чувствовать себя более уверенно и комфортно.
Знание этих тестов позволит им уравнять шансы с теми, кто по тем или иным причинам уже имеет опыт тестовой проверки.
Есть три основные сферы, в которых психологически развиваются дети, – познавательные процессы, личность и межличностные отношения. Все они должны оцениваться, если ставится задача определить уровень психологического развития ребенка, для всех имеются специальные методики.


Для определения «школьной зрелости» можно применить следующие методики:
Диагностика психофизиологического развития.
Психофизиологическое направление предполагает изучение ребенка с точки зрения:
1. Общее физическое развитие
Для изучения общего физического развития используется медицинская карта (фиксируется наличие хронических заболеваний), визуальное наблюдение внешнего вида ребенка, отмечаются особенности его физического развития (рост, вес и т.п.).
2. Характеристика движений и моторики рук
Для изучения динамической координации и соразмерности движений можно использовать тест Н.И. Озерецкого – «Лабиринт» [Приложение, стр. 26].
Для изучения скорости движений можно использовать тест «скорость прокалывания» [Приложение, стр. 27].
3. Работоспособность, утомляемость
Изучение работоспособности (силы нервной системы) производится с помощью темпинг- теста Е.П.Ильина [Приложение, стр. 27].
Интеллектуальное развитие ребенка:
1. Для определения круга знаний и представлений ребенка об основных предметах и явлениях окружающей действительности можно использовать методику «определение словарного запаса». Данная методика определяет запас слов, который хранится в активной памяти ребенка [Приложение, стр. 29].
2. Для диагностики развития отдельных познавательных психических процессов можно выбрать следующие методики:
Методика определения слухового восприятия «Изучение фонематического слуха» [Приложение, стр. 30].
Изучение кратковременной слуховой памяти на слова [Приложение, стр. 31].
Методика на определение объема внимания [Приложение, стр. 31].
3. Для изучения того, как ребенок владеет основными мыслительными операциями, необходимо провести диагностику при помощи методики:
Методика изучения операции обобщения [Приложение, стр. 32].
Методика «Раздели на группы» для изучения операции классификации [Приложение, стр. 33]. Цель данной методики – оценка умения ребенка классифицировать на образном материале.
Диагностика личностного развития ребенка.
Методика выявления особенностей развития мотивов учения с помощью беседы [Приложение, стр.33].
Изучение представлений о школе [Приложение, стр. 34]. Тест незаконченных предложений.
Методика на изучение самооценки ребенка [Приложение, стр. 35].

2.3. Рекомендации для успешной психологической подготовки младших школьников.
Для сохранения физического, психического и социального здоровья детей необходимо правильно организовать школьную жизнь первоклассника.
Основными показателями благоприятной адаптации ребенка являются — сохранение физического, психического и социального здоровья детей, установление контактов с учащимися и учителями, а также овладение навыками учебной деятельности. 
Проблемной зоной для первоклассника будет адаптация к новым условиям, так как ему крайне трудно сменить свою прежнюю деятельность, на новую. В детском саду ведущий деятельностью была игра, а придя в школу он должен привыкнуть к новым условиям, новой деятельности, целью которой уже будет является учебно-воспитательный процесс.
Период адаптации составляет от 1 до 2 месяцев. В этот период некоторые дети делятся на два типа одни могут быть очень шумными, крикливыми, а другие скованны, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей. Все это говорит о том, что, адаптируясь к школе, первоклассник перестраивает свою эмоционально-волевую, познавательную и мотивационную сферы.
Школьная адаптация – это приспособление ребенка к условиям и требованиям школы, которые для него являются новыми по сравнению с условиями детского сада и семьи в дошкольном детстве[3]. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. Цель адаптационного периода: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению[3].
По степени адаптированности, детей можно условно разделить на три группы.
Дети адаптируются в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. 
Дети имеют более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.
Дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они «мешают» работать в классе.
Период адаптации детей к школе очень сложный. Поэтому важно, чтобы педагоги до конца осознавали, насколько велика их ответственность перед начинающими школьниками. Каждый, ребенок независимо от уровня его развития, знаний и умений безболезненно осилит все трудности, если будет осуществлена преемственность дошкольного и начального образования. С психологической точки зрения преемственность заключается в формировании определенного уровня подготовленности к школе, а также в обеспечении условий для нормальной адаптации детей к школе.
Чтобы учебный процесс детей был успешным, нужно соблюдать эти условия:
необходимо создать условия для полноценного физического развития, укрепления здоровья детей, профилактики утомляемости, не перегружать их информацией, скучными и однообразными заданиями, создавать мажорный эмоциональный фон, используя на занятиях паузы, минутки отдыха в виде гимнастических игр и упражнений;группа, класс не должны быть переполнены. Необходимо дозировать нагрузку на уроках, учитывая разный уровень подготовленности детей, не нагружать их домашними или дополнительными заданиями учебного характера в группе продленного дня;
средствами обеспечения преемственности являются педагогические технологии непрерывного образования, которые в обязательном порядке должны включать основания преемственности: развитие любознательности, способностей, творческого воображения, коммуникабельности[10].
Основным способом обучения и организации деятельности детей шести лет должна быть игра. Однако в содержании игр и игровых упражнений следует постепенно увеличивать дидактическую нагрузку. Это способствует постепенному переходу от непроизвольной деятельности к произвольной. Игровые ситуации на занятиях и уроках педагоги должны рассматривать не как развлечение, а как форму обучения.
Процесс обучения в классе строится на основе знакомства детей с главными компонентами учебной деятельности. Педагог должен детально и не спеша демонстрировать детям определенную последовательность учебных действий, выделяя среди них те, которые должны выполняться в предметном, внешне речевом, умственном плане. Работа по освоению общих образцов действий должна предшествовать практике их применения при решении конкретных задач. Одно из требований психологии заключается в том, чтобы в процессе начального обучения большие темы и разделы программы изучались на основе учебных ситуаций, ориентирующих детей на усвоение общих способов выделения свойств некоторых понятий и общих способов решения задач.
Классному руководителю, работая с первоклассниками необходимо обращать внимание на: 
1) Стимулирование и мотивацию учебно-познавательной и игровой деятельности через:организацию познавательных игр на уроках,создание ситуаций эмоционального переживания,создание ситуаций занимательности, создание ситуаций опоры на жизненный опыт,создание ситуаций успеха в учебно-познавательной и игровой деятельности,позитивное стимулирование,авансирование успеха,подчеркивание достижений ребенка,развернутая оценка результатов его деятельности,создание ситуации для творческого самовыражения[10].
2)Стимулирование личностного развития путем:снятия напряжения, тревожности,создание личной перспективы, создающей у ребенка веру в свои возможности,формирование реально осознаваемых и реально действующих мотивов его поведения,анализ конфликтных ситуаций, в которые ребенок попадает, личный пример педагога,обращение к нравственным чувствам, это может быть любовь, сострадание,воздействие путем положительного примера, разъяснения, требования, внушения, сочувствия, побуждения[10].
3) Организацию жизни и деятельности детского коллектива:создание ситуаций личностной и групповой перспективы,выработка коллективно-единых требований к взаимоотношениям в детском коллективе, правил поведения в школе, на улице,коллективные дела и игры [10].
4) Организацию взаимодействия с родителями:родительские собрания, где необходимо провести разъяснительную работу о целях и задачах обучения в 1 классе,индивидуальные консультации родителей,приглашение на консультации к психологу, учителю-дефектологу[10].
В школе способ приобретения знания отличается систематичностью, и то, примет ли ребенок этот новый способ, будет зависеть от его готовности к школе. В период вхождения ребенка в школьную жизнь педагогический процесс начальной школы нужно строить так, чтобы процесс адаптации к новым условиям прошел более благоприятно. При этом нельзя забывать, что готовность детей к систематическому обучению различна, различно состояние их здоровья, как физического, так и психологического. 











Заключение.
К концу дошкольного возраста у детей начинают закладываться основы словесно-образного мышления, которое является естественным явлением, таким образом, в возрасте шести лет ребенок способен к простейшему анализу окружающего мира. К старшему дошкольному возрасту дети, пользуясь системой общественно выработанных сенсорных эталонов, овладевают некоторыми рациональными способами исследования внешних средств предметов. Их применение дает возможность ребенку дифференцировано воспринимать, анализировать сложные объекты. Однако эти способности ограничены кругом детских знаний. В пределах знаемого ребенок с успехом устанавливает причинно-следственные связи, что отражается в его речи.
Зачатки логического мышления проявляются в способности классифицировать предметы и явления в соответствии с общепринятыми понятиями. К концу дошкольного возраста ребенок уже может объединить предметы в понятийные группы.  Для сохранения физического, психического и социального здоровья детей необходимо правильно организовать школьную жизнь первоклассника. Самой большой трудностью, для первоклассника является адаптация к новым условиям. Ему крайне трудно см.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.