- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Психологическая диагностика познавательных процессов и уровня их развития у детей на начальном этапе обучения
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W004013 |
Тема: | Психологическая диагностика познавательных процессов и уровня их развития у детей на начальном этапе обучения |
Содержание
Курсовая работа: Диагностика процессов и их на этапе обучения в школе Диагностика процессов и их на начальном этапе в школе СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава 1. АСПЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И УРОВНЯ ИХ У ШКОЛЬНИКОВ 1.1 процессы и их характеристика 1.2 Особенности познавательных у в младшем возрасте 1.3 Психологическая познавательных и уровня их у на этапе обучения Глава 2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ИХ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА 2.1 экспериментального исследования 2.2 исследования 2.3 исследования и их анализ 2.4 рекомендации по познавательных процессов у первоклассников ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В время нуждается в организации деятельности, которая бы индивидуальных и творческого отношения к каждого учащегося. словами, чрезвычайно заинтересована в об умственного каждого конкретного ребенка. В с этим целью психолого-педагогического сопровождения обучения и школьников на всего периода является индивидуальных развития, своевременной в необходимости. развивать ту или иную сферу, всего, уметь уровень тех или иных ее составляющих. важно это в классах, когда только целенаправленное человека, учеба становится ведущей деятельностью, в лоне формируется свойства и качества ребенка. До в ребенок детский сад, дома, обогащал свой во общения со детьми и ровесниками. У каждого ребенка свой уровень развития познавательных процессов. Проблема интереса – одна из трудных в педагогике, так как, индивидуально-психологической человека, отражает сложные психофизиологических, и социальных развития. Ее посвятили свои многие ученые: Л.И. Божович, Л.А. Вегнер, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.А. Люблинская, Г.М. Чуткина и др. На изучения опыта, научной была сформулирована исследования, определяется между объективно потребностью в развитой личности и разработанностью и подходов к диагностике, как формирования процессов младших школьников. В с определена цель работы, которая заключается в следующем: особенности и развития познавательных процессов у на этапах в школе. Объект - дети школьного возраста. Предмет — познавательных детей школьного возраста. Гипотезы исследования: 1) процессы на этапе имеют качественное своеобразие, выражается в развитом объеме, устойчивости и внимания, развитой памяти и навыков запоминания. 2) сформированности процессов у первоклассников различен, в частности, уровень и свойств внимания и памяти. Задачи исследования: 1. теоретический проблемы процессов и уровня их у на этапе в школе; 2. уровень познавательных у младших школьников; 3. психолого-педагогические по результатам исследования. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; беседа, тестирование, обработка результатов. Методики исследования: База исследования. работа на базе № 14 г. Сыктывкар. В приняли 21 — 1-а класса. Теоретическая исследования в понятий «познавательных процессов», в психолого-педагогических развития познавательных младших школьников, в содержания психологической познавательных детей школьного возраста. Практическая исследования в том, что исследования могут быть психологам, с младшего возраста, педагогам и родителям. Структура. работа из частей: введение, две главы (теоретическая и экспериментальная), заключение, литературы и приложения. Глава 1. АСПЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И УРОВНЯ ИХ У ШКОЛЬНИКОВ 1.1 процессы и их характеристика Важнейшими процессами внимание, память, мышление, воображение, и речь. Они взаимосвязаны. особенности каждого из них [13] Внимание - это сознательного или (полусознательного) отбора информации, через чувств, и игнорирование другой. Внимание обладает основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, и объемом. Устойчивость проявляется в в длительного времени состояние на каком-либо объекте, предмете деятельности, не и не внимание. Сосредоточенность (противоположное – рассеянность) проявляется в различиях, имеются в концентрированности внимания на объектах и его на других. внимания называют еще концентрацией, и эти можно как синонимы. Переключаемость понимается как его с объекта на другой, с вида на иной. Эта проявляется в скорости, с он переводить свое с объекта на другой, такой может быть как непроизвольным, так и произвольным. В случае внимания идет на что-либо такое, что случайно заинтересовало индивида, а во – сознательно, воли заставляет себя на каком-нибудь даже объекте. С переключаемостью связаны два процесса: и отвлечение внимания. Распределение - это рассредоточить на значительном пространстве, выполнять видов деятельности или несколько действий. способен быстро переключаться с вида на другой, возвращаться к продолжению до того, как забывание. Объем определяется информации, способной сохраняться в повышенного (сознания) человека. Численная характеристика объема человека – 5-7 информации. Она обычно посредством опыта, в ходе человеку на очень короткое предъявляется количество информации. То, что он за это время заметить, объем его [10]. Среди внимания следующие: Непосредственное не ничем, того объекта, на который оно и соответствует интересам и потребностям человека. Опосредованное регулируется с специальных средств, например, жестов, слов, знаков, предметов. Непроизвольное связано с воли, не усилий для того, удерживать и в определенного сосредотачивать на чем-то внимание. Произвольное обязательно волевую регуляцию. Оно с борьбой и друг с интересов, из сам по себе привлечь и внимание. в этом случае осуществляет выбор цели и воли один из интересов, свое на другого. Следующим процессом память. Память – это к получению, и жизненного опыта. лежит в способностей человека, условием научения, приобретения знаний, умений и навыков. В с сохранения выделяют виды памяти: Мгновенная связана с точной и картины что воспринятого чувств. Ее от 0,1 до 0,5 секунд. Это память – образ. Кратковременная представляет способ информации в течение промежутка (около 20 секунд). В кратковременной памяти не полный, а лишь образ воспринятого. Кратковременная связана с сознанием человека. Оперативная рассчитана на информации в течении определенного, заданного срока, в от секунд до нескольких дней. Этот вид занимает положение между кратковременной и памятью. Долговременная – это способная информацию в течение практически срока. Информация, в хранилища долговременной памяти, воспроизводиться сколько раз без утраты. и воспроизведение информации только упрочивает ее в памяти. Генетическая - это память, в информация в генотипе, передается и по наследству. Эта единственная, на которую мы не оказывать через и [7]. По запоминания может быть: Зрительная связана с и зрительных образов. Слуховая – это запоминание и воспроизведение различных звуков. Двигательная представляет понимание и сохранение, а при необходимости и с точностью сложных движений. Эмоциональная – это на переживания. Она в работе всех памяти [17]. По участия воли в запоминания и воспроизведения материала делят на и произвольную. Непроизвольное происходит и без усилий со стороны человека, без им собой задачи. Произвольная требует мнемической (на запоминание, узнавание, и воспроизведение), а сам требует усилий [19]. Следующий процесс — мышление. Мышление – это психический процесс, помогает получать знания, органам чувств, задачи, разнообразные вспомогательные и в познавательной деятельности, активно в получения знаний [6]. Виды мышления: Словесно-логическое – это мышление, в действия в основном внутренние, в форме, а для них выступают понятия. оперирования – подчиняется определенной логике, касается и понятий, и и выводов. Образное – это мышление, в на план действия с образами, а не с понятиями. Их действия, на решение профессиональных задач, содержать в себе и понятиями, и практические действия. Практическое предполагает реальных, действий с предметами над с и образами. С “мышление” связано “интеллект”. Интеллектуально развитым человека, одинаково умеет и умственные, и образные, и задачи. Мышление активное в процессах: в восприятии, в развитии внимания, в памяти, в и в речи, на уровнях их развития, как “высшие функции”. Мышление связано с речью. Речь – это условных символов, с которых передаются сочетания звуков, тот же и то же значение, что и соответствующая им письменных знаков. Исходя из определения, утверждать, что речь быть и письменная. Главная речи в том, что она инструментом мышления [12]. Восприятие - система приёма и информации, обеспечивающая отражение реальности и в окружающем мире. вместе с выступает как пункт процесса познания, ему чувственный материал. Развитие не происходить само собой. велика роль учителя, родителей, могут деятельность по восприятию тех или иных или явлений, предметов или явлений, учат выявлять признаки, предметов и . Воображение – это форма психики, отдельно от остальных процессов и с тем промежуточное положение восприятием, и [5]. Воображение основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку в и задачи без вмешательства практических действий. Все характеристики процессов должны представлять единство, и их является чисто экспериментальным [25]. Полноценное психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, и речи во зависит от диагностики уровня их и на ее коррекционных мероприятий. 1.2 развития процессов у в младшем школьном возрасте С ребенка в под обучения перестройка всех его процессов, ими качеств, свойственных взрослым людям. Это с тем, что дети в для них виды деятельности и межличностных отношений, от них новых психологических качеств. характеристиками всех процессов ребенка стать их произвольность, и [22, с. 11]. В школьном закрепляются и далее все познавательные (внимание, память, воображение, мышление, и речь), которых с в школу. Советский Л. В. сделал сформулировать некоторые критерии развития в их в школе. При этом он на экспериментальный многолетних исследований, под его во начальных школ страны. психического развития, по Л. В. Занкову, являются: 1. и взаимодействия и представлений. 2. связь речью, как мыслительных процессов, и предметным действием, чему учеником работы происходит адекватно. осознает ход работы. 3. Целостность, компонентов деятельности (мышления, наблюдения, эмоциональности, планирования, навыков). 4. и проявления в познании. 5. Системность, гибкость, знаний. За три-четыре года в прогресс в развитии детей довольно заметным. От наглядно-действенного и элементарного мышления, от уровня и бедного логикой школьник до словесно-логического на уровне понятий. В школьном развивается внимание. Без достаточной сформированности этой функции обучения невозможен. По сравнению с младшие гораздо внимательны. Они уже способны внимание на действиях, но у них все еще преобладает внимание. Для них впечатления - сильный отвлекающий фактор, им сосредоточиться на сложном материале. Их отличается объемом, устойчивостью - они могут сосредоточенно одним в 10-20 (в то как подростки - 40-45 минут, а - до 45-50 минут). распределение внимания и его с учебного на [11]. Разные дети по-разному: внимания в неодинаковой степени, индивидуальные варианты. Одни имеют устойчивое, но переключаемое внимание, они долго и старательно решают одну задачу, но перейти к следующей, им трудно. легко переключаются в учебной работы, но так же отвлекаются на посторонние моменты. У хорошая внимания с его объемом. Встречаются дети, внимание не на учебных занятиях, а на чем-то - на мыслях, от учебы, на парте и т.д. этих достаточно развито, но из-за нужной направленности они впечатление рассеянных. Для большинства невнимательных школьников сильная отвлекаемость, плохая концентрированность и внимания. Изучение внимания в школьном показало, что оно на «мир вещей» и на с ними. При этом развитие произвольного идет от как - от произвольного припоминания прошлого к его структурированию (выделению «фигур» в собственной деятельности). Не на то, что в школьном становится произвольным, еще долго, в классах, и конкурирующим с остается внимание детей. Объем и устойчивость, и произвольного внимания к IV школы у почти же, как и у человека. Что касается переключаемости, то она в этом даже выше, чем в у взрослых. Это с организма и процессов в центральной системе ребенка. школьники переходить с одного вида к без затруднений и усилий. Однако и внимание сохраняет еще признаки «детскости». Свои совершенные внимание у обнаруживает лишь тогда, когда предмет или явление, привлекшие внимание, интересны для ребенка. В годы развитие памяти. А.А. провел сравнительное памяти у младшего и школьного возраста и к выводам: с 6 до 14 лет у активно развивается память на не логически информации: вопреки мнению о увеличивающегося с возрастом преимущества осмысленного фактически обнаруживается обратное соотношение: чем становится школьник, тем у него преимуществ осмысленного над бессмысленным. Это, по-видимому, с тем, что памяти под интенсивного учения, на запоминание, к улучшению всех видов у ребенка, и всего тех, относительно и не связаны со умственной работой. В память младшего школьного возраста достаточно хорошей, и это в очередь касается механической памяти, за три-четыре года в школе прогрессирует быстро. отстает в развитии опосредствованная, память, так как в случаев ребенок, будучи учением, трудом, и общением, обходится механической памятью. Педагогу и необходимо учитывать, что развивается в двух направлениях - и осмысленности. Дети запоминают материал, у них интерес, в форме, с яркими пособиями или образами-воспоминаниями и т.д. Но, в от дошкольников, они целенаправленно, запоминать материал, им не интересный. С годом все в мере строится с на произвольную память. Младшие так же, как и дошкольники, хорошей механической памятью. из них на всего в школе механически учебные тексты, что к трудностям в средних классах, материал сложнее и по объему. Они склонны воспроизводить то, что запомнили. смысловой памяти в этом дает освоить широкий круг мнемонических приемов, т.е. способов запоминания. ребенок осмысливает материал, его, он его и запоминает. Таким образом, работа в то же мнемонической деятельностью, и память неразрывно связанными. Следует отметить, что школьник успешно и воспроизвести и ему текст. взрослые контролировать не только результат (точность ответа, пересказа), но и сам — как, какими ученик это запомнил. Таким образом, функцией в школьном становится мышление. этому развиваются, сами мыслительные и, с стороны, от зависит развитие остальных функций. Завершается в возрасте от наглядно-образного к словесно-логическому [19]. У появляются логически рассуждения: рассуждая, он операции. это еще не формально-логические операции, в плане младший школьник еще не может. Операции, для возраста, Ж. Пиаже назвал конкретными, они применяться на конкретном, наглядном материале. Школьное строится образом, что словесно-логическое мышление получает развитие. начало все и меньше оказывается в деятельности, во случае, при освоении основных дисциплин. Это возрастным развития детского мышления, но, в тоже время, интеллект ребенка. Лишь в с гуманитарно-эстетическим на развивают наглядно-образное мышление в не мере, чем словесно-логическое. В обучения у школьников научные понятия. Оказывая важное на словесно-логического мышления, они, тем не менее, не на «пустом месте». Для того их усвоить, дети иметь развитые понятия - представления, приобретенные в возрасте и спонтанно вне стен школы, па собственного каждого ребенка. Овладение в обучения научных дает возможность говорить о у школьников понятийного или теоретического мышления. мышление ученику задачи, ориентируясь не на внешние, признаки и объектов, а на внутренние, существенные и отношения. развития ребёнка становятся знания, он в школе. знания умственные операции связанными с наглядной опорой. Ребёнок овладевает выполнять умственно. Круг понятий, которыми овладевает школьник, всё расширяется. умственные способности ребёнка. Процесс связан с речью, его в и им. Важно, дети, новые знания, не действовали с и их изображениями, но и объясняли, как они это делают. Школьный есть овладения речью. Это не значит, что речь школьника и достигла совершенства: ее еще во приходится и в отношении литературной правильности, и в культурности речи. Но на плане все же овладение речью. В от речи речь школьника все и более отличается и доказательностью. Это – интенсивного развития памяти. У младших процесс часто только узнаванием и называнием предмета. С школьники должны овладеть восприятия, смотреть, слушать, главные, существенные предметов, в много деталей. В это время дети более воспринимать [25]. Основная тенденция, в детского в данном возрасте – это ко все правильному и отражению действительности, ото произвольного комбинирования представлений к логически аргументированному. детского воображения во всех ему деятельности: в игре, в изобразительной деятельности, при сказок и пр. Таким образом, школьный — это интенсивного развития всех процессов. 1.3Психологическая познавательных и их развития у на этапе обучения Особенности познавательных у школьников в том, что дети различаясь по по интеллектуальному, моральному, межперсональному развитию, по-разному, на одни и те же инструкции и ситуации. Поэтому прежде, чем ту или иную методику к детям школьного возраста, удостовериться в том, что она им интеллектуально и не проста для того, оценить реальный уровень развития, ребёнком. Психодиагностика развития процессов у на начальном обучения решать задачи: 1. выяснить, на уровне находятся познавательные психические ребёнка и его развитие; 2. имеющиеся у него и способности; 3. причины ребёнка в учёбе; 4. рекомендаций. В с школьниками актуальной проблема внимания. - один из психологических процессов, от характеристики зависит учебной ребенка. Многие проблемы, в учении, в его период, непосредственно с в внимания. Они быть устранены, если известны особенности ребенка и тот уровень, на оно в момент времени. развитые свойства и его являются факторами, непосредственно определяющими обучения в школьном возрасте. Определение внимания Ребенку одну за показывать карточки, на нарисованы точки, а потом он сам эти в клеточках в тех местах, где он эти точки на карточках. «Таблицы Шульте» Методика переключение ребенка. Для эксперимента иметь пять с на них в беспорядке от 1 до 25. На таблице расположены по-разному. «Корректурная проба» Методика для объема и его концентрации. Ребенку текст, в нужно заданные за определенное время. «Метод Пьерона-Рузера». Используется для концентрации внимания. Суть в том, что дается образец, по нужно расставить знаки в таблице. количество и время. Недостаточно внимание сказывается на памяти школьников. еще многоаспектна, чем его внимание, и с одной или двух проб, или двух показателей удовлетворительно ее невозможно. Память младшего возраста оцениваться не в целом, а дифференцированно, по показателям, и по из них необходимо делать о ребенка заключение. Что же общих о состоянии процессов у ребенка, то они условное и только в характеризуют то, в степени является его память. Определение кратковременной памяти Ребенку предлагают из двух (рис. 1 А, Б). предъявления части рисунка, А и Б, получает трафаретную (рис. 2 А, Б) с нарисовать на ней все линии, которые он и на части. По двух устанавливается среднее линий, он по правильно. Полученный показатель, числу воспроизведенных линий, рассматривается как зрительной памяти. Оценка зрительной памяти Ребенку последовательно, на 15 сек. каждая, карточки-задания, представленные в виде по-разному треугольников. После просмотра карточки она и нее матрица, включающая 24 треугольника, которых и те шесть треугольников, ребенок что на карточке. Задание заключается в том, отыскать и указать в все шесть изображенных на карточке треугольников. Показателем зрительной памяти частное от деления решения в мин. на ошибок, в процессе решения, плюс единица. Оценка кратковременной памяти Ребенку цифры с в одну секунду, а он их сразу после того, как слово “ “. Это до тех пор, пока ребёнок не ошибки. В определяется объём слуховой ребёнка, который равен максимального цифр в ряду, правильно воспроизведённых ребёнком в и во попытках. Оценка слуховой памяти Этот вид проверяется способом, к описанным. с интервалом в 1 сек. зачитываются набора слов: После каждого из слов примерно 5 сек. окончания набора начинают, не торопясь, следующий набор из 36 слов с в 5 сек отдельными словами: В этом из в порядке воспринятые на слух слова из всех прослушанных наборов. Ребенок на слух в наборе те слова, ему только что были в малом наборе. Диагностика памяти Ребенку разные и и этого паузу. Во время этой ребенок на бумаги или написать что-нибудь такое, что ему и легко те слова, которые взрослый. Характеристика особенностей запоминания Ребенку ряд, из простых слов, для их запоминания неоднократного этого ряда. каждого очередного определяется слов ряда, ребенок сумел безошибочно после повторения. На анализа данных следующие два показателя динамики заучивания: 1. заучивания. 2. заучивания. Не роль, чем и в развитии ребенка играет мышление. в школьном следует внимание целенаправленной по и мыслительной деятельности детей. В школьном под учения как деятельности активно все три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. значительные изменения происходят в последнего вида мышления, в данного периода жизни еще слабо развито, а к его концу, т.е. к началу подросткового возраста, главным и по качествам уже мало чем отличается от вида взрослых людей. В этой связи практическая мышления младшего возраста должна быть направлена, с стороны, на всех мышления у ребенка, а с другой стороны, на оценку словесно-логического мышления. «Матрица Равена» Эта предназначается для наглядно-образного у младшего школьника. под наглядно-образным понимается такое, которое с различными и наглядными представлениями при задач. Ребенку серия из постепенно задач одинакового типа: на закономерностей в деталей на и подбор из рисунков в недостающей к этой матрице, соответствующей ее рисунку. На всех заданий отводится 10 минут. По истечении этого эксперимент и количество правильно решенных матриц, а общая баллов, ребенком за их решения. Процессы непосредственно с речью. С. Л. Рубинштейн считает, что диагностика речи выявление следующих показателей ее развития: запас, строй, и адекватность употребляемых слов, в речи как в средстве общения и мысли. Определение понятий В этой ребенку наборы слов. должен представить себе, что он с человеком, не значения ни из этих слов. должен объяснить человеку, что означает каждое слово. Для развития речи использовать словесной А. Декедра: «Называние по слов», «закончить предложения» и т. д. Воображение оценивается по развитости у него фантазии, которая в свою может в рассказах, рисунках, и других творческой деятельности. доказывает, что приемы диагностики воображения одновременно и для его развития. Ребенку придумать (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по ребенка и изложить его в 5 мин. На темы или рассказа (истории, сказки) до минуты, и этого приступает к рассказу. «Незаконченная фигура». Детям листы с на них фигурками. У каждого ребенка фигурок одинаковый. Дети за 5-10 пририсовать к фигуркам все, что так, получились изображения. Дети рисуют в для них темпе, оканчивают в время. Когда ребенок листочек, обязательно спрашивает, как можно назвать рисунок и их. «Скульптура» Ребенку набор и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, ее из пластилина. ребенка от 0 до 10 баллов. «Особенности воображения». Задача 1. некоторые творческого воображения, выраженного в форме. Дети начало рассказа, и которого необходимо придумать. на 10 минут. В оценки следующие показатели: законченность рассказа, и образов, поворота сюжета, неожиданность концовки. Задача 2. особенности воображения. Необходимо логически рассказ, заданные слова. Оценка по предыдущей задачи. Задача 3. особенности воображения. Детям начертить в кружок 2см в центре чистого листа. прибавить к нему угодно и получить осмысленный рисунок предмета. Таким образом, развертывается на какого-либо исходного материала (слова, текста, чертежа, схемы, знака); и образов зависят от ребенка, от извлекать их из памяти, с задачей и данными; играет роль в усвоения знаний. Выводы по 1 Анализ психолого-педагогической позволил следующие выводы. 1. процессы — это явления, в своей совокупности обеспечивающие познавание, то есть восприятие информации, ее переработку, и использование. К их относятся: ощущение, восприятие, внимание, воображения, и мышление. 2. познавательных у имеет качественное своеобразие. часто к предмета, называнию и цвета. воспринимают как целое, плохо схватывают детали, не их собой, т. е. анализ воспринимаемых вызывает у трудности. Наглядно-образное находится по-прежнему на уровне развития, преобладающим наглядно-действенное мышление. У еще не сформированы элементарного анализа. обычно уже умеют обобщать, но делают это по несущественным, признакам. Ведущим памяти остается память. Однако в 7 лет запоминания уже быть использованием внешних стимулов, схем или карточек. В этом у начинает формироваться контролировать свои памяти и мышления. В обучения у преобладает внимание, поэтому способность напрямую с тем, ребенку интересна выполняемая работа. Чем первоклассники в активную деятельность, тем их внимание. 1-ых еще не могут сохранять внимание время. Развитие детей превосходит их интеллектуальное развитие, оно формироваться раньше, чем мышление. 3. Для особенностей процессов у на первоначальном обучения множество и их диагностики. заметить, что методики могут применяться и в познавательных процессов. познавательных процессов выявить особенности познавательных процессов у первоклассников, а так же их сформированности. Результаты диагностики разрабатывать и программы для формирования процессов в их развития. Глава 2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ИХ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА 2.1Организация исследования Цель исследования — особенности и уровень развития процессов у на этапе обучения. Объект - дети школьного возраста. Предмет — и развития процессов у младшего школьного возраста. Гипотезы исследования: 3) процессы на этапе имеют качественное своеобразие, выражается в развитом объеме, устойчивости и внимания, развитой памяти и навыков запоминания. 4) сформированности процессов у первоклассников различен, в частности, уровень и развития свойств и памяти. В исследовании следующие задачи: 1. особенности и развития познавательных процессов у школьников; 2. психолого-педагогические по результатам исследования.. Методы исследования: беседа, тестирование, обработка результатов. Характеристика выборки. работа на базе школы № 14 г. Сыктывкар. В приняли 21 — 1-а класса, них 10 (47,6 %) и 11 (52,4 %). различна, но детей нет. класса - 1. Диагностика в учебной четверти, т. е. уже адаптировались к и познавательных стала возможной. 2.2Методики исследования В познавательных использовались методики: 1. «Запомни и точки». Цель: объема детей школьного возраста. 2. Шульте Цель: устойчивости и работоспособности. 3. Тест «Пьерон-Рузер» Цель: уровень внимания. 4. объема слуховой памяти Цель: объема памяти 5. динамических процесса запоминания Цель: процесса и заучивания 6. Равена Цель: уровня интеллекта. Краткая методик исследования. 1. «Запомни и точки» (Приложение 2). С данной оценивается внимания ребенка. Для этого используется материал (Приложение 2). Лист с предварительно разрезается на 8 квадратов, затем в таким образом, вверху квадрат с точками, а — с девятью (все идут вниз по с последовательно увеличивающимся на них точек). Перед работы дается инструкция. Далее последовательно, на 1-2 сек, каждая из восьми карточек с сверху вниз в по и каждой очередной карточки воспроизвести точки в карточке за 15 сек. Это дается для того, он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и их в карточке. Оценка результатов Объемом ребенка максимальное точек, которое ребенок смог воспроизвести на из (выбирается та из карточек, на было вос-произведено самое количество точек). эксперимента в следующим образом: 10 — правильно за время на 6 и точек. 8-9 — безошибочно на от 4 до 5 точек. 6-7 — правильно по от 3 до 4 точек. 4-5 — правильно от 2 до 3 точек. 0-3 — смог воспроизвести на карточке не более одной точки. Выводы об развития 10 — высокий. 8-9 — высокий. 6-7 — средний. 4-5 — низкий. 0-3 — низкий. 2. Шульте (Приложение 3). Данная используется для скорости ориентировочно-поисковых взора, внимания. Процедура исследования: таблица, и по сигналу "начали" включает секундомер. время работы с из таблиц. В применялись таблицы (буквенный вариант). Анализ результатов: время по из таблиц. - 30-50 сек на 1 таблицу. норма - 40-42 сек. В на из таблиц уходит одинаковое время. 3. Тест «Пьерон-Рузер» (Приложение 4) Методика для концентрации и внимания у детей. дается расставить в знаки по образцу. Анализ результатов: количество и время, на выполнение задания. Оценка: Высокий устойчивости - 100% за 1 мин 15 сек без ошибок. Средний устойчивости - 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками. Низкий устойчивости - 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками. Очень уровень и внимания - 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками. 4. объема слуховой (Приложение 5) Ребенку предлагают из двух (Приложение 5). После предъявления части рисунка, А и Б, получает рамку с просьбой на ней все линии, он и на каждой части рисунка. По двух устанавливается количество линий, он по правильно. Правильно считается линия, и которой не ненамного от и соответствующей на исходном рисунке (отклонение и линии не чем на одну клетку, при сохранении угла ее наклона). Полученный показатель, числу воспроизведенных линий, рассматривается как зрительной памяти. 10 получает ребенок, объем памяти, 8 и единицам. Это детей в 10-12 лет. Аналогичное количество — 10 — дети в от 6 до 9 лет, если их кратковременной составляет 7-8 единиц. В 8 оценивается кратковременной ребенка в от 6 до 9 лет, если он равен 5 или 6 единицам. же количество баллов — 8 — ребенок в от 10 до 12 лет, объем кратковременной памяти, 6-7 единицам. 4 получает 6-9-летний ребенок, объем памяти, составляющий 3-4 единицы. же баллов объем кратковременной ребенка в 10-12 лет, если он 4-5 единицам. 2 ставится 6-9-летнего в том случае, если его объем кратковременной составляет 1-2 единицы. же получает ребенок в от 10 до 12 лет в случае, объем его кратковременной памяти 2-3 единицам. В 0 оценивается 6-9-летнего ребенка, показатель, равный нулю. же получает 10-12-летний с объемом кратковременной памяти; 0-1 единице. Выводы о детей 6-7-летнего к в на основании объема их памяти следующим образом. Полностью к в и хорошо по объему кратковременную считаются дети, 10 баллов. В готовыми к в и среднеразвитую по объему кратковременную считаются дети, по методике 8 баллов. Не готовыми к являются дети, чей кратковременной памяти был в 4 балла. Не еще к считаются дети с кратковременной памяти, оцененным в 2 балла. И, наконец, не к в являются дети с 0-й оценкой кратковременной памяти. 5. динамических процесса запоминания (Приложение 6) Ребенку ряд, из простых слов, для их запоминания неоднократного этого ряда. После очередного определяется слов из ряда, которое сумел воспроизвести данного повторения. Число предъявлений ряда и попыток его воспроизведения в методике шестью. следующие два показателя динамики заучивания: 1. заучивания. 2. заучивания. Динамичность заучивания по кривой. Если от к эта плавно вверх (сплошной вариант см. на рисунке), то заучивания достаточно динамичным. Если от к результаты не ухудшаются, оставаясь на уровне (пунктирный кривой см. на рисунке), то процесс заучивания как среднединамичный. Наконец, если от к повторению то улучшаются, то (точечный кривой см. на рисунке), то это о процессе заучивания. Оценка результатов В с данными о процесса ребенок получает одну из трех по шкале: Достаточно процесс — отлично. Среднединамичный заучивания — удовлетворительно. Нединамичный заучивания — неудовлетворительно. Продуктивность заучивания иначе, в при помощи следующей шкалы: 10 — сумел и воспроизвести все десять слов, на это меньше, чем повторений, т.е. не пяти. 8-9 — сумел все 10 слов за шесть повторений. 6-7 — за повторений ряда удалось правильно воспроизвести от 7 до 9 слов. 4-5 — за повторений ряда сумел воспроизвести 4-6 слов. 2-3 — за повторений ряда удалось вспомнить только 2-3 слова. 0-1 балл — за повторений сумел 6. Равена (Приложение 7) Батарея разработанная психологом Дж. (1938). Каждая состоит из двух частей: рисунка (какого-либо геометрического узора) с в нижнем углу и из б или 8 фрагментов, под рисунком. Из этих требуется выбрать один, который, поставленным на пробела, подходил бы к в целом. П.м.Р. на 5 серий, по 12 в каждом. Ребенку серия из постепенно задач одинакового типа: на закономерностей в деталей на и подбор из данных ниже в недостающей к этой матрице, ее рисунку. структуру матрицы, ребенок указать ту из деталей, лучше подходит к этой матрице, т.е. ее или расположения его по вертикали и по горизонтали. На всех заданий отводится 10 минут. По истечении этого эксперимент и количество правильно решенных матриц, а общая баллов, ребенком за их решения. Каждая правильно, матрица в 1 балл. Выводы об интеллекта 10 - высокий 8-9 - высокий. 4-7 - средний. 2-3 - низкий. 0-1 балл - низкий. Таким образом, особенностей и развития познавательных процессов у школьников при шести методик. 2.3Результаты и их анализ Первым диагностики было методики «Запомни и расставь точки». С данной оценивается внимания. В 1 представлен первоклассников с оценками внимания по методике «Запомни и точки». Таблица 1. объема у первоклассников Уровень внимания Очень высокий высокий средний низкий Очень низкий Чел. % Чел. % Чел. % Чел. % Чел. % 10 74,61 7 33,33 4 19,04 0 0 0 0 Очень уровень внимания у 10 (74,61 %), уровень — у 7 (33,33 %), уровень — у 4 чел. (19,04 %), и низкий объема в не выявлен. Процентное учащихся с уровнем объема внимания на рис. 1. Рис. 1. первоклассников с объемом внимания Большинство обладает высоким объема внимания. Они воспринимают и их выполняют, большому объему внимания. Для меньшей первоклассников характерен высокий объема внимания. Дети воспринимаю задания, но в меньшем в с теми, чей внимания высок. Небольшая детей средним внимания. Они правильно воспринимают и примерно заданий. Второй в познавательных у первоклассников была «Таблицы Шульте» в буквенном варианте. Показатели устойчивости и сравнивались с (табл. 2). Таблица 2. устойчивости и у первоклассников относительно нормы Устойчивость внимания Значительно ниже (более 100 сек) Ниже (до 100 сек) Норма Чел. % Чел. % Чел. % 8 38,09 10 61,61 3 14,28 Показатели внимания ниже у 8 чел. (38,09 %), несколько ниже — у 10 чел. (61,61 %) и в у 3 чел. (14,28 %). Процентное первоклассников с устойчивости внимания относительно представлено на рис. 2. Рис. 2. устойчивости первоклассников нормы Внимание первоклассников характеризовать как устойчивое, так же говорить о уровне работоспособности. Лишь небольшой процент обладает работоспособностью и устойчивостью внимания. Для наиболее непроизвольное внимание, ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Теоретические основы обучения чтению на уроках английского языка на начальном этапе в школе
- Возможности использования интерактивной доски на уроках немецкого языка на начальном этапе обучения
- Изучение возможностей использования интерактивных технологий в обучении диалогической речи на иностранном языке на начальном этапе обучения