- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Психофизиологические особенности личности как основа гармонического развития дошкольника
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002978 |
Тема: | Психофизиологические особенности личности как основа гармонического развития дошкольника |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО» Кафедра методологии образования Тема: «Психофизиологические особенности личности как основа гармонического развития дошкольника» КУРСОВАЯ РАБОТА Студентки 4 курса 426 группы направления 44.03.01(профиль: дошкольное образование) Факультет психолого-педагогического и специального образования Сидоровой Тамары Анатольевны Научный руководитель доцент, канд. пед. наук М.П.Зиновьева подпись, дата Зав. кафедрой Профессор, докт. пед. наук Е.А.Александрова подпись, дата Саратов 2016 Содержание Введение 3 1. Теоретические аспекты психофизиологических особенностей личности в контексте гармонического развития дошкольника 5 1.1 Психофизиологические особенности дошкольника: понятие и сущность. 5 1.2 Развитие психофизиологических качеств личности в дошкольном возрасте 8 1.3 ?с?бенн?сти раб?ты п? псих?физическ?му развитию детей в Д?У 10 2. Анализ психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста 13 2.1 Анализ Программ «Успех» и «Радуга» 13 2.2. Организация и методики диагностической работы 20 2.3. Проведение диагностики по выявлению психофизиологических особенностей у дошкольников 23 2.4. Результаты диагностической работы...……………………….................28 Заключение 33 Список использованной литературы 35 Приложения 37 Введение Для д?шк?льн?г? в?зраста характерн? активн?е накапливание физических и дух?вных сил. Ребен?к стремительн? растет, интенсивн? развивается весь ег? ?рганизм, усл?жняются пр?цессы высшей нервн?й деятельн?сти. Малыш стан?вится б?лее в?сприимчивым к сигналам ?кружающей среды, пр?являет сп?с?бн?сть их анализир?вать и синтезир?вать. Знания и эм?ции ?т пережитых с?бытий п?ст?янн? накапливаются в ег? памяти. А п? мере взр?сления ?бъекты внешнег? мира все б?льше притягивают внимание ребенка, заставляют ег? задавать в?пр?сы и искать ?бъяснения, буд?ражат фантазию и в??бражение. Актуальн?сть данн?г? исслед?вания с?ст?ит в т?м, чт? изучив ?с?бенн?сти ф?рмир?вания личн?сти у д?шк?льника, мы см?жем разраб?тать эффективную стратегию их в?спитания, с?ставить пр?граммы их к?мплексн?г? развития и п?дг?т?вить д?шк?льник?в к следующему этапу ?бучения в шк?ле. ?бъект исслед?вания – ?браз?вательный пр?цесс в Д??. Предмет исслед?вания ? псих?физи?л?гические ?с?бенн?сти личн?сти как ?сн?ва для гарм?ничн?г? развития д?шк?льника. Целью исслед?вания есть изучение ?с?бенн?стей личн?сти д?шк?льника, анализ ф?рм и мет?дик диагн?стир?вания ?ткл?нения ?т псих?физи?л?гическ?й н?рмы, исслед?вание перспектив их развития. Для д?стижения п?ставленн?й цели не?бх?дим? решить следующие задачи: – рассм?треть те?ретические аспекты псих?физи?л?гических ?с?бенн?стей личн?сти в к?нтексте гарм?ническ?г? развития д?шк?льника; – пр?анализир?вать псих?физи?л?гических ?с?бенн?стей детей д?шк?льн?г? в?зраста. В курс?в?й раб?те исп?льз?ваны такие мет?ды исслед?ваний: статистических группир?в?к, экспертных ?цен?к, ?писания, анализа, анал?гии и системн?г? п?дх?да, причинн?-следственн?г? анализа и другие мет?ды. Те?ретическую и мет?д?л?гическую базу курс?в?й раб?ты с?ставляют раб?ты известных как ?течественных, так и зарубежных ученных как А.Л. Венгер, М.В. Гамез?, Е.А. Петр?ва Л.М. ?рл?ва и другие. Структура исслед?вания. Курс?вая раб?та включает в себя введение, 2 раздела, в к?т?рых решаются п?ставленные исслед?вательские задачи, заключение, спис?к ист?чник?в и прил?жения. 1. Те?ретические аспекты псих?физи?л?гических ?с?бенн?стей личн?сти в к?нтексте гарм?ническ?г? развития д?шк?льника 1.1.Псих?физи?л?гические ?с?бенн?сти д?шк?льника: п?нятие и сущн?сть. Д?шк?льный в?зраст - ?чень важный этап в жизни чел?века. В эт?т пери?д пр?исх?дит функци?нальн?е с?вершенств?вание г?л?вн?г? м?зга, нервн?й системы, ?сн?вных ?рган?в и систем ?рганизма. Знание в?зрастных ?с?бенн?стей развития ребенка п?м?жет инструкт?рам физкультуры, в?спитателям детских сад?в и р?дителям правильн? ?существлять физическ?е в?спитание д?шк?льник?в: следить за их физическим и психическим развитием, п?дбирать упражнения, закаливающие пр?цедуры. Великий русский педаг?г К. Д. Ушинский писал: «Если педаг?гика х?чет в?спитывать чел?века в? всех ?тн?шениях, т? ?на д?лжна прежде узнать ег? т?же в? всех ?тн?шениях».[4,199] ?рганизм детей непрерывн? развивается. Ур?вень и темпы ег? р?ста в разные пери?ды жизни не?динак?вы. На пр?тяжении первых семи лет жизни у ребенка не т?льк? интенсивн? увеличиваются все внутренние ?рганы (легкие, сердце, печень, п?чки), н? и с?вершенствуются их функции. Укрепляется ?п?рн?-двигательный аппарат: хрящевая ткань п?степенн? заменяется к?стн?й, значительн? в?зрастают масса и сила мышц. Ф?рмир?вание к?стн?й и мышечн?й систем с?здает все предп?сылки для успешн?г? усв?ения разн??бразных движений. ?сн?вными п?казателями физическ?г? развития ребенка являются ег? р?ст, масса тела и ?кружн?сть грудн?й клетки. Р?дителей всегда интересует, а не ?тстает ли их сын или д?чь в в?зрасте и массе ?т св?их сверстник?в. ?б эт?м м?жн? узнать, сравнивая данные физическ?г? развития св?ег? ребенка с? средними п?казателями (стандартами) детей с??тветствующег? в?зраста, к?т?рые ?пределялись в результате масс?вых антр?п?метрических ?бслед?ваний д?шк?льник?в. Характерн?й ?с?бенн?стью д?шк?льн?г? в?зраста является сам?утверждение («Я сам», «Я сам знаю»; част? эт? превращается в нарциссизм: в?схваление себя). В?зм?жные ?тветные реакции: неп?слушание, упрямств?, негативизм, стр?птив?сть. Ребен?к част? выражается негативн? в ст?р?ну взр?слых. Играет сам с с?б?й (эт? предметные, к?нструкт?рские, сюжетн?-р?левые игры). В?зрастн?й этап 5-6 лет имеет ?пределенные ?с?бенн?сти. Такие как: стабилизация взаим??тн?шений с взр?слыми, ярк? выраженная п?требн?сть в любви, в р?дительск?й нежн?сти, ?щущение чувства любви, привязанн?сти к ним – критический в?зраст для с?здания сп?с?бн?сти любить друг?г? чел?века; [Выг?тский, 2013] устан?вление к?нтакт?в с ?дн?г?дками, ?бщие игры (сюжетн?-р?левые, п? правилам), принятие р?ли в ?тн?шениях (лидерств?/п?дчинение, к?т?рые существуют среди детей, «игры-с?ревн?вания»); ф?рмир?вание сп?с?бн?стей к к?нструкт?рским играм, практическ?му мышлению; вырабатывание сп?с?бн?стей к рис?ванию, музыке и ?стальным видам тв?рчества; эг?центризм мышления: выражается в т?м, чт? д?шк?льник видит ситуацию лишь с ?дн?й т?чки зрения, ?н не умеет видеть мир иначе, ?с?бенн?, если «правила жизни» устанавливают р?дители; синкретизм мышления: выражается в т?м, чт? ребен?к извлекает из цел?г? мелкие детали, н? не сп?с?бен их ?бъединить в целую картину. ?н не сп?с?бен ?бнаружить связь между различными деталями ситуации, смешивает причины и следствия; [Лаврентьева, 2011] для мышления ребенка характерен анимизм (?н пр?ецирует св?е Я на вещи, наделяя с?знанием и жизнью движущиеся предметы: машины, с?лнце, ?блака, реки); с?зревание в?сприятия (усв?ение перцептивных действий и этал?н?в), внимания, памяти (?т непр?изв?льных ф?рм к пр?изв?льным); выражается, интерес к сказкам (?ни есть средств?м эм?ци?нальн?г? и инф?рмаци?нн?г? влияния на личн?сть ребенка, передачи жизненн?г? и м?ральн?г? ?пыта людей); с?зревание в?ли, пр?изв?льн?сти действий; люб?знательн?сть; ф?рмир?вание в??бражения (?т репр?дуктивных ф?рм к пр?дуктивным). Эт? имеет п?знавательную и интеллектуальную суть, а также ?существляет аффективн?-защитную функцию (ух?д ?т тяжелых переживаний в в??бражаемую ситуацию). Активизация из?бразительн?й деятельн?сти ребенка (детск?е искусств? экспрессивн?: ребен?к рисует не т?, чт? видит, а т?, чт? переживает – св?и чувства и эм?ци?нальные с?ст?яния). Между рисунк?м и личн?стью ребенка, ур?внем ег? умственн?й ?даренн?сти есть связь. (Л. С. Выг?тский рассматривает рисун?к ребенка как св?е?бразную речь, средств? ?смысления и выражения св?их переживаний и знаний.) Также, м?жн? выделить, сп?с?бн?сть вступать в диал?ги с другими людьми (к 6 г?дам лексик?н ребенка вмещает д? 14 тысяч сл?в, пр?исх?дит п?лн?е усв?ение грамматических н?рм языка). С?зревает и эг?центрическая речь (?на с?пр?в?ждает деятельн?сть ребенка, п?м?гает ему планир?вать действия), к?т?рая затем перерастает в? внутреннюю. В интеллектуальн?й сфере – с?сред?т?чение внимания, в?сприятие на слух, с?здание баз?в?г? сл?варн?г? запаса, ф?рмир?вание ?с?знанн?й речи и наглядн?-?бразн?г? мышления; присутствие ф?нематическ?г? слуха, навык?в к ?б?бщению; раци?нальный п?дх?д к действительн?сти; л?гическ?е зап?минание; зрительн?–двигательная к??рдинация (сп?с?бн?сть управлять движениями руки и пальцев). В личн?стн?й и с?циальн?й ?бласти: деятельн?сть с? сверстниками, ?тн?шение к взр?сл?му, как к учителю; ур?вень сам?с?знания, п?зв?ляющий пр?являть критичн?сть к св?им знаниям и действиям. В 7 лет пр?являются кризисные м?менты, ?дин из главных симпт?м?в к?т?р?г? считается ?тказ ребенка ?т неп?средственн?сти. В таких ситуациях дети част? начинают манерничать и паясничать; ?бнаруживается симпт?м «г?рьк?й к?нфеты», к?гда д?шк?льнику пл?х?, н? ?н пытается не п?дать виду, и если за пл?хую раб?ту ребен?к ?ценивается х?р?ш?, т? эт? ег? расстраивает. Таким ?браз?м, м?жем сделать выв?д ? т?м, чт? д?шк?льный в?зраст имеет св?и характерные ?с?бенн?сти. К примеру, в 5 лет ребен?к всячески п?казывает св?е «Я», старается сам?утвердиться, пр?являет люб?знательн?сть, а также у нег? ф?рмируется в??бражение и в?зникает м?тивация к учебе. В 6 лет в?зникает перв?е пр?явление характера, д?шк?льник старается к?нтр?лир?вать себя и св?и п?ступки, пр?является чувств? д?лга перед друзьями и близкими. Далее м?гут в?зникнуть кризисные м?менты, ребен?к начинает паясничать, манерничать, скрывать св?е пл?х?е эм?ци?нальн?е или физическ?е с?ст?яние. 1.2.Развитие псих?физи?л?гических качеств личн?сти в д?шк?льн?м в?зрасте Младший д?шк?льный в?зраст. Эт? время активн?г? накапливания и уп?требление всег? арсенала движений, их вариант?в и с?четаний. Эт?т в?зраст сензитивен к развитию ск?р?сти, вын?слив?сти, мышечн?й силы, функции равн?весия, главн?е внимание на ф?рмир?вание псих?физических качеств. Ребёнку 3 лет уже б?лее п?нятны ?пределенные элементы техники. Средний в?зраст 4-5 лет. С 4 д? 7 лет – эт? пери?д перв?г? детства. Нейр?физи?л?ги и нейр?псих?л?ги считают, чт? ег? начал? – ?дин из самых сл?жных м?мент?в в жизни д?шк?льника, к?т?рый иначе называется критический.[Гамез?, 2013] В четыре г?да ребён?к зарек?менд?вывает себя как личн?сть, н? не всегда и не всеми эт? считается за факт. В эт?м в?зрасте п?степенн? ф?рмируются ?пределенные ?с?бенн?сти характера детей, присущи т?льк? мальчикам и т?льк? дев?чкам. Д?шк?льники д?в?льн?-таки св?б?дн? ?риентируются в пр?странстве. Дети 4–5 лет интересуются сл?жными движениями и двигательными заданиями, вып?лнение к?т?рых требует пр?явления ск?р?сти, л?вк?сти и т?чн?сти вып?лнения. Дети в эт?м в?зрасте ?тличн? п?стигают разные виды х?дьбы, ?ф?рмляется структура бега, в?т п?чему ?с?б?е внимание ?бращается на т?, чт?бы дети бегали легк?, ритмичн?, энергичн?. Внимание детей пят?г? г?да жизни н?сит б?лее стабильный характер, у них улучшается зрительн?е, слух?в?е, ?сязательн?е в?сприятие. Старший д?шк?льный в?зраст. Старшие д?шк?льники м?гут д?стичь успешных п?казателей в беге, прыжках, метании, бр?сании и л?вле мяча, в лазанье, а также м?гут ?св?ить технику несл?жных элемент?в сп?ртивных игр (баскетб?л, бадминт?н, теннис, х?ккей, футб?л) . На ?сн?ве улучшения разн??бразных тип?в движений и физических качеств у детей в?зм?жн? перестр?йка м?т?рн?й сферы. ?ни м?гут пр?изв?льн? регулир?вать двигательную активн?сть, стремятся д?стичь п?л?жительн?г? результата, а также ?с?знанн? ?тн?сятся к качеству вып?лнения упражнений. К шести г?дам у б?льшей части мальчик?в и дев?чек в?зникает навязчив?е стремление к участию в с?вместных п?движных играх и физических упражнениях. ?ни с уд?в?льствием ?бъединяются п? интересам и д?лг? играют, взаим?действуя друг с друг?м, д?биваясь цели в с??тветствии с? св?ими р?лями и следуя правилам игр. Пр?анализир?вав развитие псих?физи?л?гических качеств личн?сти в д?шк?льн?м в?зрасте, м?жем сделать выв?д ? т?м, чт? в д?шк?льн?м в?зрасте с 4 д? 7 лет у ребенка м?гут пр?являться критические м?менты, как в псих?л?гическ?м, так и в физическ?м развитии. В 4-5 лет дети пр?являют интерес к сл?жным движениям и двигательным заданиям, а также улучшается в?сприятие на зрительн?м, ?сязательн?м и слух?в?м ур?внях. В старшем д?шк?льн?м в?зрасте дети активн? развиваются и пр?являют интерес к? мн?гим видам сп?рта, ребен?к м?жет улучшить св?и п?казатели в прыжках, метании, бр?сании меча и так далее. Ст?ит ?тметить, чт? дети в эт?м в?зрасте ?бъединяются п? интересам и д?биваются св?и цели благ?даря взаим?действию друг с друг?м. 1.3. ?с?бенн?сти раб?ты п? псих?физическ?му развитию детей в Д?У. Псих?физическ?е развитие и зд?р?вье детей занимает важн?е мест? в раб?те Д?У. Цель данн?г? направления:с?действ?вать с?хранн?сти псих?эм?ци?нальн?г? и физическ?г?зд?р?вья детей. Д?стигаетсяданная цель путем решения следующих задач: 1.?зд?р?вительные задачи (?храна и укрепление зд?р?вья, закаливание, развитие движений). 2.В?спитательные задачи (ф?рмир?вание нравственн? ? физических качеств, п?требн?сти в физическ?м с?вершенстве, в?спитание культурн?-гигиенических качеств) 3.?браз?вательные задачи (ф?рмир?вание представлений ? св?ем ?рганизме, зд?р?вье; ф?рмир?вание навык?в вып?лнения ?сн?вных движений, ф?рмир?вание представлений ? режиме, ?б активн?сти и ?тдыхе). Раб?та ?бычн? ведется в пяти направлениях: Раб?та с педаг?гами Раб?та с детьми Раб?та с р?дителями Раб?та медицинск?г? перс?нала Раб?та с? шк?лами.[ Елфимова, 2015] Медицинск?е направление ? ?тслеживание эффективн?сти физкультурн???зд?р?вительн?й раб?ты в детск?м саду врачами ЛФК, медраб?тниками Д?У (на физкультурных занятиях, в бассейне, л?г?ритмике, утренней гимнастике, закаливающих пр?цедурах, пр?гулке, сам?ст?ятельн?й двигательн?йактивн?сти детей, д?п?лнительныхфизкультурных занятиях п? сп?ртивн?й и худ?жественн?й гимнастике и др.). Вся раб?та ведется с целью ?ценки и к?рректир?вкифизкультурн?-?зд?р?вительн?й раб?ты в детск?м саду . Пр?филактические мер?приятия пр?в?дятся медраб?тник?м Д?У. ?ни включают в себя витамин?терапию, фит?чай, др?жжевые напитки, физи?лечение УВЧ, ингаляции, ?см?тр детей узкими специалистами; ЛФК; массаж для улучшенияраб?т?сп?с?бн?сти спинн?г? ?тдела и г?лен?ст?пн?г? сустава). Раб?та с детьми м?жет пр?в?дится как физкультурн???зд?р?вительная: на физкультурных занятиях (3 раза в неделю), д?п?лнительных физкультурных занятиях п? сп?ртивн?й аэр?бике; в бассейне (п? 30?40 мин. 2 раза в неделю, начиная с 3х лет. С 2?х д?3?х лет в младшей группем?жн? исп?льз?вать сух?й бассейн); как л?г?ритмика в старших и п?дг?т?вительных л?г?педических группах (1 раз в неделю п? 30 минут); в режиме дня (утренняя гимнастика, закаливающие пр?цедуры с к?ррекци?нными упражнениями для ?санки, пл?ск?ст?пия, п?движные игры, физминутки, псих?гимнастика, физические упражнения на пр?гулке, катание на лыжах); как сам?ст?ятельная двигательная деятельн?сть (физические упражнения и игры ?пределяются самими детьми); как активный ?тдых (праздники, развлечения, с?ревн?вания: 1 раз в месяц ? инструкт?р?м п? физическ?й культуре и бассейна, 1 раз музыкальным рук?в?дителем, 1 раз в месяц – в?спитателями (всег? 2 развлечения в месяц); пр?в?дятся срез?вые ?бслед?вания в ф?рме с?ревн?вания на базедетск?г? сада и сп?ртивн?й шк?лы. Занятия с педаг?г?м-псих?л?г?м (индивидуальные и п?дгрупп?вые). Раб?та с р?дителями предп?лагаетследующие ф?рмыраб?ты: к?ллективная, индивидуальная, наглядная пр?паганда. 1. К?ллективная: ?бщие и групп?вые р?дительские с?бранияс привлечением псих?л?г?в, специалист?в Д?У, детей (с?ревн?вания, к?нцерты, ит?г?вые занятия, КВН и др.). К?нсультации ?бщие и групп?вые (с приглашением специалист?в Д?У и врачей), с?вместн? с р?дителями пр?в?дятся праздники, развлечения, с?ревн?вания, к?нцерты, «Дни ?ткрытых дверей». 2. К?нсультации у специалист?в детск?г? сада: л?г?пед?в, инструкт?р?в п? физическ?й культуре, бассейна, врача, заведующей, псих?л?га, старшег? в?спитателя, в?спитателей групп). 3. Беседы с р?дителями на интересующие их темы. 4. П?сещение детей на д?му. 5. Анкетир?вание р?дителей, п?ручения р?дителям (индивидуальные рек?мендации, журналы, издаваемые в группах рассказывающие ? жизни детей в данн?й группе). 2. Анализ психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста 2.1. Анализ Программ «Успех» и «Радуга» «Успех» ? это образовательная программа нового поколения, учитывающая социальную ситуацию, в которой происходит развитие современных детей. Особенности программы: «Успех» основывается на фундаментальных положениях мировой науки о детстве, отечественной научной психолого-педагогической школы (культурно-историческом, деятельностном, личностном подходах к образованию детей дошкольного возраста). Программа обеспечивает построение образовательного процесса в соответствии с принципом возрастной адекватности, или на основе учета возрастных физических и психических особенностей детей. Если раньше под образованием понимали занятия в течение ограниченного времени для обучения определенным знаниям, умениям и навыкам, то теперь, образование в современном понимании ? это система непрерывного самосовершенствования человека на протяжении всей его жизни. В дошкольном детстве закладывается прочный фундамент культуры и нравственности человека, его способности к открытию и освоению мира. Правильное развитие ребенка-дошкольника возможно только при адекватном дошкольном образовании. Именно поэтому образовательный процесс в «Успехе» предлагается осуществлять через: 1) организацию детских видов деятельности, ведущей из которых является игра; 2) выбор и использование педагогами адекватных дошкольному возрасту форм работы с детьми (игра, экспериментирование, коллекционирование, проектирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций и др.). Основными моделями организации образовательного процесса являются совместная деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность детей. «Успех» меняет устаревший характер взаимоотношений между педагогом и воспитанниками. Теперь они ? партнеры по интересным, занимательным делам. Это не предполагает полного равноправия (взрослый все-таки остается более опытным и мудрым наставником), но ребенок - больше не объект управления взрослых, а равноценная развивающаяся личность. Главным результатом освоения Программы и показателем полноценного, всестороннего развития ребенка является целостный «социальный портрет» дошкольника 7-ми лет. Интегративные качества «социального портрета» отражают основные психологические (личностные и интеллектуальные) новообразования и уровень физического развития ребенка «на выходе» из дошкольного образовательного учреждения. В чем же заключаются особенности новой программы? В центре программы «Успех» – ребенок начала ХХI века. Он не хуже и не лучше, чем, например, ребенок 90-х годов ХХ века. Он просто другой. И программа учитывает ту социальную ситуацию, в которой происходит развитие современных детей. Гендерное воспитание В программе «Успех» впервые учитываются особенности гендерного воспитания, основной целью которого является овладение способами общения и взаимодействия со сверстниками противоположного пола, а также формирование собственной гендерной идентичности. Педагог + воспитанник = партнерство Программа полностью меняет характер взаимоотношений между педагогом и воспитанниками. Они – партнеры по интересным, занимательным делам. И хотя это партнерство не предполагает установления полного равноправия (взрослый все-таки остается более опытным и мудрым «партнером»), оно исключает манипулирование ребенком, потому что ребенок – это не объект управления, а равноценный, развивающийся человек. Уроки – нет, праздники – да! Образовательная работа осуществляется не на традиционных учебных занятиях, а в ходе организации детских видов деятельности. Интерес же детей к этим видам деятельности обеспечивается календарём праздников/событий. Ведь события, в отличие от учебных занятий, можно с нетерпением ждать, готовиться к ним, проживать их вместе со своей семьей, сверстниками, воспитателями. Индивидуальный подход Программа построена таким образом, чтобы педагог имел возможность в ходе повседневной образовательной работы учитывать индивидуальные особенности и темпы индивидуального развития детей. Главное ? успех! Программа направлена на то, чтобы каждый ребенок в детском саду чувствовал себя успешным. Но успех не появляется из ниоткуда по мановению волшебной палочки. Успех – это еще и результат правильно организованного, полноценного развития детей. Основные задачи психолого-педагогической работы по социализации дошкольников в программе «Успех»: • развитие игровой деятельности; • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам (в том числе моральным) взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; • формирование первичных личностных представлений (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях и др.); • формирование первичных тендерных представлений (о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу, тендерных отношениях и взаимосвязях); • формирование первичных представлений о семье (ее составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.); • формирование первичных представлений об обществе (ближайший социум и место в нем); • формирование первичных представлений о государстве (в том числе его символах, малой и большой Родине, ее природе) и чувства принадлежности к нему; • формирование первичных представлений о мире (планета Земля, многообразие стран и государств, население, природа и др.) [Успех, 2015] Наименование и определение Программы содержат две противоположные, но не взаимоисключающие характеристики ? обязательность и примерность. Задачи, содержание, объём образовательных областей, основные результаты освоения Программы, подходы и принципы построения образовательного процесса отражают целевые и ценностные ориентиры семьи, общества и государства Российской Федерации в сфере дошкольного образования и являются обязательными составляющими реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования. Вместе с тем каждое дошкольное образовательное учреждение свободно в выборе программных тем, форм, средств и методов образования с учётом индивидуальных особенностей развития воспитанников. Программа состоит из разделов, изложенных по возрастным подпериодам дошкольного детства в целях оптимизации построения образовательного процесса: • «Возрастные особенности детей»; • «Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования»; • «Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей»: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Безопасность», «Физическое развитие. • «Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования». «Радуга» ? первая программа нового поколения, которая своим появлением открыла вариативность дошкольного образования. В ней начала воплощаться в реальную педагогическую практику новая гуманистическая Концепция дошкольного воспитания. Были утверждены ценности уважения к формирующейся личности ребенка, внимания к его душевному состоянию, понимание того, что главным условием развития и благополучия является общение с компетентным и доброжелательным взрослым. Эта программа была разработана по государственному заказу в лице Министерства образования РФ. Серьезная опытно-экспериментальная апробация в течение семи лет с последующей независимой экспертизой результативности позволила впоследствии четко выделить базовую (обязательную) часть программы и открыть простор для вариативной части. Программа в целом направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств растущего ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление его здоровья. Общий объем программы рассчитан в соответствии с возрастом детей, основными направлениями их развития и включает время, отведенное на: • образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной, чтения); • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; • самостоятельную деятельность детей; • взаимодействие с семьями воспитанников. Программа задумана и реализована как: • комплексная, т. е. охватывающая все основные стороны воспитания, образования и развития детей в дошкольном возрасте; • массовая, т. е. предназначенная для использования во всех регионах России, как в городских, так и в сельских детских садах, как в группах полного дня, так и в группах, функционирующих на основе кратковременного пребывания; • личностно ориентированная система воспитания, образования и развития детей, ассимилировавшая основные достижения российской педагогической и психологической науки. Программа направлена на достижение трех основных целей: • сохранять и укреплять здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни; • способствовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка; • обеспечивать каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства. [Радуга, 2015] 2. Методологическая основа программы Программа является современной интегративной программой, реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержания образования. Программа: • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости, основывается на базовых положениях возрастной психологии и дошкольной педагогики; • соответствует критерию полноты, позволяя решать поставленные цели и задачи на разумном минимально необходимом и достаточном материале, не допуская перегруженности детей; • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников и строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, а также спецификой этих областей. Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса отражен в методических подходах к организации жизнедеятельности ребенка. Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольника — игру как основу организации жизнедеятельности детского сообщества. В программе предлагаемое содержание образования и психолого-педагогической работы представлено по областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Безопасность», «Физическое развитие. Содержание программы обеспечивает развитие детей по основным направлениям — физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Таким образом, можем сделать вывод о том, что: 1. Все представленные программы, разработаны на своих концептуальных основах, но все они работают на одну цель: формирование разносторонней развитой личности, ее творческих способностей, учитывая возрастные особенности, сохраняя и укрепляя здоровье. 2.Каждая программа основывается на своих принципах, но они не противоречат друг другу. 3. Ведущие направления развития перекликаются друг с другом. 2.2. Организация и методики диагностической работы. Нами была проведена диагностическая работа на базе муниципального бюджетного дошкольного учреждения №10 города Красноармейска Саратовской области. Работа проводилась в трёх возрастных группах: средней, старшей и подготовительной. Количество диагностируемых детей 60, по 20 воспитанников в каждой возрастной группе. Период исследования: сентябрь 2015 года – май 2016года. Под стандартизированным комплексом психодиагностических методик для детей дошкольного возраста, подразумевается наименьший согласно количеству охватываемых в него методов – комплект, необходимый для того, чтобы разносторонне, во всех существенных качествах и свойствах оценить психологию детей данного возраста, установить степень эмоционального формирования детей по отдельным качествам и свойствам. [Дарвиш, 2013] Под словом «стандартизация», включенным в название комплекса, подразумевается вероятность извлечения с поддержкой абсолютно всех данных методов схожих по природе характеристик, которые, дают возможность сопоставлять между собою уровень развития у ребенка, сравнивать между собой степень развития у него же разных познавательных процессов и наблюдать за развитием из года в год. Помимо этого, стандартизация предполагает использование для всех методик единой оценочной шкалы. Большая часть обрисовываемых методов дает возможность получать характеристики эмоционального развития, проявляемые по стандартизированной, десятибалльной шкале.[Венгер, 2011] При этом показатели, пребывающие в границах с от 8 до 10 баллов, в основной массе ситуаций говорят о присутствии у детей проявленных возможностей либо задатков к их формированию. Характеристики в пределах от 0 до 3 баллов – о том, что у детей существует значительное запаздывание в психическом формировании от большинства других детей. Показатели, оказавшиеся в пределах диапазона 4-7 баллов, – о том, этот дошкольник в степени формирования надлежащего эмоционального состояния пребывает в границах общепризнанных мерок, то есть не отличается от остальных детей его возраста. Там, где установить стандартную систему оценок было трудно (в основном это касается методик, предполагающих развернутую качественную характеристику изучаемого психологического свойства), предложены иные, нестандартные способы оценки. В каждой из представленных в комплексе методик, уже после её детального отображения, предоставляется метод оценки приобретенных итогов, процесс и требование заключений о степени формирования детей на основе приобретенных сведений. Текст, всего стандартизированного комплекса методик завершается представлением Индивидуальной карты эмоционального формирования ребенка, в которую записываются все без исключения характеристики, приобретенные индивидуальными психодиагностическими методами. В данную карту, на протяжении определенного времени, записываются сведения, затрагивающие вторичные и следующие психодиагностические обследования этого же ребенка, и подобным образом это демонстрирует, как из года в год или из месяца в месяц психологически формируется дошкольник. Показатели – баллы и характеристика на их основе уровня психологического развития ребенка, использованные в описываемых методиках, как абсолютные, т.е. напрямую отображающие приобретенный уровень формирования, затрагивают ребенка относительно детей пяти -шестилетнего возраста. В случае если ребенку столько лет, то согласно приобретенным им признакам делается заключение об уровне его эмоционального развития. Данные характеристики применимы и к детям более раннего возраста, однако в этом случае они имеют все шансы являться только лишь условными, т е. рассматриваться в сопоставлении с уровнем формирования ребенка. Поясним сказанное на примере. Предположим, что дошкольник пяти -шестилетнего возраста в итоге психодиагностики, по методике оценки восприятия под названием «Чего не хватает на этих рисунках?» получил 10 баллов. Его степень эмоционального развития обязан быть расценен как весьма большой. В случае если ведь согласно этой методологии этот дошкольник приобретет 2-3 балла, в таком случае необходимо сделать вывод, что его уровень эмоционального развития незначительный.[Крайт, 2010] Однако в случае если согласно этой методике 2-3 балла получает ребенок трех - четырехлетнего возраста, то о нем нельзя сказать, что его уровень развития незначительный. Подобным он будет считаться лишь по отношению к детям пяти - шестилетнего возраста, а по отношению к сверстникам способен быть средним. По этой причине всякий раз, когда психодиагностике поддаются не дети пяти - шестилетнего возраста, в словесном заключении относительно степени их развития обязана быть фраза: «...по сравнению с детьми пяти - шестилетнего возраста». Например: «По уровню развития памяти данный ребенок находится в среднем диапазоне по сравнению с детьми пяти- шестилетнего возраста». Потребность выполнять подобную ремарку исчезает, только лишь в том случае, если при использовании этой технологии определены надлежащие возрастные ограничения. Тогда взамен фразы «сравнительно с ребятами 5-шестилетнего года» следует отмечать: «согласно сопоставлению с нормой». Относительная форма оценки, на первых этапах применения, психодиагностических методик не только неизбежна, однако и может быть полезна, так как дает возможность сопоставлять между собою характеристики степени эмоционального формирования дошкольников различного возраста. В предлагаемом комплексе психодиагностических методик, помимо этого, для многочисленных эмоциональных качеств существует никак не один, а ряд методов, расценивающих данные особенности с разных аспектов. Стоит отметить, что диагностика проводиться не только лишь с целью получения достоверных результатов, а и для выявления многогранности самих диагностируемых эмоциональных явлений. Любая из рекомендованных методик дает оценку надлежащее свойство со своеобразной стороны, и в результате, располагаем вероятностью приобрести единую, многостороннюю оцен....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: