VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Психофизиологические особенности восприятия

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001891
Тема: Психофизиологические особенности восприятия
Содержание
Введение
     С ростом урбанизации шум стал постоянной частью человеческой жизни, одним из существенных загрязнителей городской среды. Мы невольно каждый день подвергаемся под  воздействие городского шума. Раздражительность, беспокойство, нарушение сна, страх, преждевременное утомление, которое может перейти  от субъективного ощущения к объективным патологическим изменениям в органе слуха, центральной нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, пищеварительной систем. Люди, которые  живут в районах с высоким уровнем шума, чаще отмечают ухудшение самочувствия и тем самым чаще обращаются к врачу, принимают седативные средства. 
     Данная тема по своей актуальности заслуживает внимания медиков и психологов, так как  шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. Ослабление клетки нервной системы не могут достаточно четко координировать работу различных систем организма.   
     Цель: Исследовать психофизиологические особенности восприятия городского шума
     Задачи исследования: 
     1. Выявить уровень тревожности
     2. Исследовать психоэмоциональное состояние
     3. Выявить уровень нейротизма
     4. Сравнить результаты влияние психофизиологического восприятия городского шума.
     Объект: студенты института психологии
     Предмет: психофизиологические особенности  восприятия городского шума
     Гипотеза: Студенты   с личностной тревожностью и с  высоким уровнем нейротизма более подвержены психофизиологическому изменению восприятия городского шума. 
     Методика: диагностический и коррекционный психофизиологическое устройство «Комфорт»,тест Люшера, Спилбергера-Ханина (State-TraitAnxietyInventory - STAI), Тест Азенка.
     Теоретическая и практическая значимость работы
     	Исследование носит, в основном, фундаментальный характер, так как данное направление мало изучено в России. Направлено на выявление влияния  городского шума на психофизиологию человека,  его последствия на организм человека. Результаты исследования могут представлять интерес для специалистов многих профилей: психологов, медиков, руководителей промышленного предприятия, а также для администрации города.     Методологическая основа работы - труды А.Р. Лурия, Выготского Л.С.,Ф.Х.Олпорта,Ч.Осгуда.                                                                                                          Структура курсовой работы состоит из введения,  первой главы «Психофизиологические особенности восприятия городского шума»,  второй главы  «Эмпирическое исследование психофизиологии восприятия и влияния на него городского шума», вывода, заключения, списка литературы и приложений.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Глава 1. Психофизиологические особенности восприятия
     1.1. Психофизиология восприятия
     Восприятие – это субъективный образ предмета (явления или процесса), непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов в совокупности его свойств, в его объективной целостности1
     Восприятие образовывается из анализа информации, поступающей от определенных рецепторов по каналам, которые чувствительны к качественно различным видам внешних сигналов, к их модальности: зрительной, слуховой, обонятельной, тактильной. Воспринимаемая специфическая энергия (световые, звуковые волны) становится в последовательность нервных импульсов, передающихся по специфической афферентной системе в головной мозг. Блок передачи информации по специфическому пути от рецептора до коры больших полушарий - анализатор по И.П. Павлову- осуществляет первичный анализ информации определенной модальности. Анализатор включает в себя рецептор, проводящие пути, подкорковые переключательные ядра и проекционную корковую зону.
     Модально специфическая информация попадает к нейронам центральной нервной системы от определенных участков периферического отдела анализатора. Это так называемые рецептивные поля нейронов, которые способствуют пространственной организации сенсорных потоков.2
     Сложный и активный характер воспринимающей деятельности человека приводит к ряду особенностей человеческого восприятия, в одинаковой степени относящихся ко всем его формам. 
     Первая черта восприятия состоит в его активном опосредованном характере. Как мы уже упомянули, восприятие человека опосредовано его прежними знаниями, сложившимися из прежнего опыта и представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность, включающую создание гипотезы о характере воспринимаемого предмета и принятие решения о том, соответствует ли реально воспринимаемый предмет этой гипотезе.
     Во вторую черту восприятия человека входит  его предметный и обобщенный характер. Человек воспринимает не только комплекс доходящих до него признаков, но и оценивает этот комплекс как определенный предмет, не ограничиваясь установлением индивидуальных особенностей. Этот характер восприятия развивается с возрастом и умственным развитием, создавая все отчетливее и отражая воспринимаемый предмет все более глубоко, со все большим числом тех существенных признаков, которые характеризуют предмет, и их связей.
     Третья черта восприятиячеловеческого  состоит в его правильности и постоянстве. Из опыта с предметом человек получает достаточно точную информацию о его основных свойствах. Мы знаем, что мяч круглый, шкаф прямоугольный, что тюльпан жёлтый, что птичка маленькая, а корова большая. Эти знания о предмете присоединяются к их наглядному восприятию и делают это восприятие более постоянным и более правильным. Оно включает известную поправку к тем особенностям, которые может приобрести восприятие предмета при меняющихся условиях.    
     Четвертая черта человеческого восприятия - его подвижность и управляемость. Процесс воспринимающей деятельности всегда определяется той задачей, которая стоит перед субъектом.	
     Правильное восприятие сложных предметов зависит не только от того, с какой четкостью работают наши органы чувств, но и от ряда других существенных условий. К ним относятся: 
     1) прежний опыт субъекта, широта и глубина его представлений; 
     2) задача, которую он ставит, рассматривая данный предмет; 
     3) активный, последовательный и критический характер его перцепторной деятельности;
     4) сохранность тех активных движений, которые входят в состав воспринимающей деятельности;
     5) умение вовремя затормозить догадки о значении воспринимаемого предмета, если они не соответствуют поступающей информации.3
     Классификация перцептивных процессов
     Сенсорные процессы
     Органы чувств, которые сформированлисьв процессе эволюции, приобрели специализированное строение, и каждый из них является приспособленным для рецепции различных видов движения материи. Количественным изменением параметров воздействий (по длине волны или числу колебаний в секунду) они начинают регистрироваться различными органами чувств и воспринимаются нами как отдельные виды ощущений.
     Раздражители с длиной волны до 0,1 мм и частотой 30.1012 колебаний в секунду или раздражители с длиной волны от 0,004 до 0,00001 мм и частотой от 8.1014 до 5.1015 колебаний в секунду вызывают возбуждение органов чувств, — теплота его тела и протекающие в организме электрические процессы воспринимались бы человеком как шумы или световые воздействия, что, естественно, мешало бы организованному протеканию его психической деятельности.
     Каждый анализатор состоит из трех частей: расположенных на периферии рецепторов, проводящих путей и корковых проекционных зон. В зависимости от вида чувствительности различают зрительный, слуховой, обонятельный и другие виды анализаторов. Но мы рассматриваем именно слуховой.
     Механическая энергия деформации, растяжения, сжатия или сдвига тканей улавливается механорецепторами. Они рассеяны по поверхности тела и внутри него: в коже, мускулах, сухожилиях, стенках сосудов и так далее.
     Существуют много разновидностей механорецепторов. Высокоспециализированные механорецепторы — волосковые клетки — обнаружены во внутреннем ухе. Одни волосковые клетки приспособлены для регистрации ускоренных движений тела и направления силы тяжести, другие — для регистрации колебаний воздуха .
     Рецепторы обладают рядом общих свойств. Во-первых, все они преобразуют энергию раздражителя в потенциалы действия, распространяющиеся по сенсорным нервам в центральные отделы нервной системы. Эти ритмические разряды, содержащие информацию о параметрах раздражения, называют также сенсорным кодом. Во-вторых, рецепторы реагируют, главным образом, на изменение раздражителя. Поэтому максимальная частота рецепторных потенциалов действия наблюдается сразу после появления или исчезновения раздражителя. Уменьшение активности рецептора при продолжительном действии неизменного раздражителя называется адаптацией рецепторах). Скорость адаптации рецепторов разных видов различна. Все рецепторы в большей или меньшей степени подвержены контролю со стороны центральных отделов мозга. Этот контроль может осуществляться как во внутренней, так и во внешней форме. В первом — о физиологических эфферентных влияниях на рецепторы. Во втором случае речь идет об ориентировочных и оборонительных движениях организма, меняющих физические характеристики раздражителя.Таким образом, рефлекторная регуляция работы рецепторов является их третьим общим свойством.
     Перцептивный процесс слуховой системы. Слуховая система вносит информацию о положении звучащих объектов в пространстве и о свойствах акустических явлений. Она участвует в координации артикуляционных движений. Слуховая система связана со сложнейшими видами социальных восприятий — восприятием музыки и речи и в нашем случае городского шума.
     Интермодальные ощущения и синестезии
     Перцептивные системы вырабатываются под влиянием задач, возникающих в деятельности индивида. Многие перцептивные задачи требуют совместной работы нескольких перцептивных систем, поэтому возможны интермодальные или переходные формы чувствительности, занимающие промежуточное положение между традиционными модальностями. 
     Типичным интермодальным ощущением является ощущение вибрации. Как известно, слуховая система человека не воспринимает колебания воздуха 
     с частотой ниже двадцати герц. Более низкие тона воспринимаются нами в виде вибрационных ощущений. Это осуществляется не с помощью слуха, что доказывается существованием вибрационной чувствительности у глухих, а посредством, главным образом, кожно-мышечной системы. Для возникновения ощущения вибрации важно, чтобы раздражение передавалось костными тканями и распространялось на возможно большую часть тела. Считается, что при этом возбуждается вестибулярная система, хотя для нее вибрация — неадекватный раздражитель. 
     Вибрационная чувствительность занимает в нашем восприятии несравненно меньшее место, чем осязание или слух. Но у людей, потерявших слух, она начинает играть огромную роль. Вибрационную чувствительность называют даже "слухом глухих". В литературе описаны случаи, когда глухие оказывались способны воспринимать с помощью вибрации сложные музыкальные произведения. 
     Развитие интермодальных ощущений, позволяющих компенсировать те или иные сенсорные недостатки, подчеркивает значение, которое имеет для развития перцептивных систем наличие конкретной перцептивной задачи. Существуют многочисленные факты, свидетельствующие о глубоких связях различных перцептивных систем. Речь идет о синестезии — возникновении ощущения определенной модальности под воздействием раздражителя, совершенно другой модальности. Явление соощущения может возникать как в явной, так и неявной форме. В явной форме, по данным ряда исследований, соощущения наблюдаются примерно у 50% детей и 15% взрослых. 4
     1.2 Регуляция в слуховой системе 
     Центральная нервная система — выполняет активную функцию, переработки слуховых стимулов и анализа. Наиболее заметная эфферентная реакция состоит в повороте головы по направлению к звуковому стимулу.
     Кроме того, эфферентные волокна идут к специальным поперечнополосатым мышцам, прикрепленным к косточкам среднего уха. Эти волокна служат для центральной регуляции реактивности косточек по отношению к колебаниям: сокращение мышц ослабляет колебания, а расслабление усиливает их.
     Рецепторные клетки тоже находятся под центральным контролем. На волосковых клетках кортиева органа найдены эфферентные волокна, которые идут из продолговатого мозга и могут снижать реактивность клеток и тормозить их.5
     1.3.Восприятие механических колебаний
     Согласно шеррингтоновской классификации, слуховой аппарат принадлежит к классу экстерорецептивные ощущения и подразделудистантные. Это система, специализированная для приема колебаний частотой от 16 до 20 000 Гц (полных колебаний в секунду). Обработка информации в слуховом аппарате и в зрительной системе во многом сходна. Строение слухового анализатора. Слуховой аппарат человека — весьма чувствительный рецептор. Ухо реагирует на чрезвычайно слабые колебания, почти эквивалентные по энергии ударам молекул воздуха о барабанную перепонку. 
     Периферический рецепторный орган слуха — кортиев орган — находится во внутреннем ухе. Он принимает колебания, которые передаются к нему барабанной перепонкой и косточками среднего уха, преобразует их в электрические импульсы и направляет в мозг. Ухо человека нечувствительно к колебаниям частотой менее 16 Гц, и поэтому звуки, производимые движениями его собственных мышц, сухожилий и других частей тела, обычно не слышны. Самые высокие частоты, граничащие с ультразвуком, воспринимают только молодые люди.  Верхний предел слышимых частот после 30 лет постепенно снижается на 100—120 Гц в год.
     Роль среднего уха. Звуковые волны колеблют барабанную перепонку, и эти колебания передаются через среднее ухо по трем маленьким косточкам (молоточку, наковальне и стремечку) жидкости, наполняющей внутреннее ухо. Самая последняя из трех косточек — стремечко (весом около 1,2 мг) соприкасается с этой жидкостью через овальное окно и, действуя подобно поршню, приводит ее в движение в соответствии с ритмом звуковых волн. В свою очередь колебания жидкости заставляют колебаться мембрану кортиева органа. Эта сложная передающая система очень эффективна: колебания большой амплитуды и малой энергии трансформируются в колебания гораздо меньшей амплитуды, но в 20 раз большей интенсивности.
     Звуковые волны передаются не только через барабанную перепонку. Кости черепа тоже способны проводить колебания. Звук нашего собственного голоса, каким мы его слышим сами, всегда отличен от того, каким его слышат другие, так как звуковые волны, образующиеся в гортани и ротовой полости, доходят до внутреннего уха также путем костной проводимости. Таким образом, слышимый нами звук — результат двойной передачи и через среднее ухо, и через кость. А другие люди воспринимают те же звуки только через среднее ухо, менее чувствительное к низким частотам.
     
     Рис. 1. Кортиев орган во внутреннем ухе. А — поперечный разрез улитки с волосковыми клетками; Б — строение кортиева органа; В — действие вибрационного давления на рецепторные клетки. Стрелки — направление давления в эндолимре, заполняющей внутреннее ухо. 
     Кортиев орган. Этот орган содержит волосковые клетки (рис.1); когда до них доходят колебания давления, передающиеся во внутреннее ухо, они генерируют рецепторные потенциалы. Колебания жидкости во внутреннем ухе передаются базилярной (основной) мембране, лежащей в улитке, которая имеет форму спирали из 23/4 витков общей длиной 33 мм. Низкочастотные 
     колебания действуют на верхушечные участки базилярной мембраны, а высокие тоны — на ее основание. При этом волосковые клетки, деформируясь, подвергаются механической стимуляции и преобразуют аналоговый сигнал смещения в серию бинарных сигналов — импульсов. Таламический центр. Каждая волосковая клетка соединена с отростками двух нейронов — биполярных нервных клеток, которые находятся в ганглиях, расположенных близ внутреннего уха. Это первые нейроны слухового пути, которые в отличие от зрительного состоят не из трех, а из пяти нейронов (рис. 2). Большая часть этих волокон, но не все по пути в большой мозг перекрещиваются. Таламус является важной передаточной станцией: от лежащего в нем медиального коленчатого тела начинается пятый нейрон, который идет к слуховой коре.
     
     Рис. 2. Нейроны слухового пути. Волокна, представленные более толстыми линиями, проводят импульсы от обоих ушей. Число волокон возрастает по направлению к коре.                      
     Слуховая кора. Слуховая кора точно картирована с помощью метода вызванных потенциалов. У верхней границы височной доли, близ нижнего края сильвиевой борозды, обнаружено множественное представительство слуховой системы. Это значит, что слуховые импульсы, приходящие от отдельных клеток кортиева органа, активируют в коре одновременно несколько нейронных групп. Кортикальные проекционные области имеют такую же топическую структуру, как зрительная кора, т. е. импульсы, вызываемые высокими частотами, проецируются в одни точки, а вызываемые низкими частотами — в другие в соответствии с различиями в эффекте стимуляции разных участков кортиева органа. Эта так называемая тонотопическая организация характерна для всего слухового пути, т. е. для улитки, медиального коленчатого тела и слуховой коры.
     Кодирование и декодирование в слуховой системе
     Серии потенциалов действия в биполярных нейронах, которые контактируют 6 клетками, реагирующими на звуковые стимулы, изучаются при помощи микроэлектродной методики. В некоторых клетках импульсы могут возникать и без стимуляции (нейроны с фоновой частотой 10 и 50 Гц). Клетки второго типа называют «молчащими», так как они генерируют импульсы только в ответ на звуковые стимулы.                                        Отдельные звуки вызывают импульсы в ограниченной группе волокон слухового пути; эти волокна окружены «молчащими», заторможенными волокнами. Восприятие высоты тона (частоты колебаний) зависит от положения возбужденных волокон в слуховом пути или, точнее, от положения их границ с соседними волокнами. Что касается интенсивности, то она зависит от числа возбужденных волокон. Оба параметра играют важную роль при центральном декодировании.
     
     Рис.3. Первичное и вторичное представительства кортиева органа в коре мозга у человека. Слева внизу — топография слуховой коры собаки с представительством разных частот.                                                                Тонотопическую организацию слуховой коры соответственно частотам (рис.3) надо представлять себе как статистическую, а не как проекцию из точки в точку. Соседние области могут значительно перекрываться, то же время они могут очень различаться по своей частотной чувствительности. Колончатая организация, найденная в зрительной коре, обнаружена и здесь. Все участки коры, расположенные вертикально под нейронами, специфически реагирующими на звуки определенной частоты, отвечают на специфический стимул одинаково.
     Восприятие акустической конфигурации и направления к источнику звука. Установлено, что кошки с удаленной корой сохраняют способность различать разные тоны. Следовательно, различение частоты является функцией таламуса, а кора, выполняет более сложные функции.
     Снова слияние. Импульсы, вызываемые стимуляцией обоих ушей, объединяются в медиальном коленчатом теле и в клетках коры, подобно тому как импульсы, приходящие от обоих глаз, объединяются в зрительной коре. Слуховое ощущение является результатом активности нейронов, отвечающих на специфические частоты, а также вышележащих клеток с координирующей функцией, подобной функции «сложных» зрительных клеток.
     «down» и «Up»-нейроны. При микроэлектродной регистрации активности отдельных клеток были найдены нейроны, которые отвечали не на какую-то определенную частоту, а на ее повышение («up»-нейроны) или понижение («down»-нейроны). 
     Восприятие направления. Восприятие направления на источник звука возможно благодаря бинауральному слуху. Если звуковые стимулы одинаковой интенсивности достигают обоих ушей одновременно, то возникает единое слитное ощущение и звук слышится в медиальной плоскости. Если же два стимула различаются по интенсивности или времени прихода к обоим ушам, источник звука проецируется ближе к тому уху, которое получило более интенсивный или более ранний стимул . Восприятие направления звуков является церебральной функцией, то есть  результатом анализа импульсов, приходящих в мозг от обоих ушей с разницей во времени или в интенсивности. Важную роль в точной локализации звуков играют движения головы и ее правильная ориентация по отношению к источнику звука.
     При стимуляции обоих ушей по отдельности щелчками с различием во времени меньше 2 м/с слышится один щелчок, но он локализуется с одной стороны. Если разница во времени больше, то эти два щелчка слышны по отдельности. Минимальный временной интервал, создающий латерализацию, составляет 0,03 м/с.
     Самые нижние уровни, где происходит бинауральное слияние, лежат в продолговатом  среднем мозгу. Декортниированные кошки еще способны к примитивному слуховому восприятию, и у таких животных в опыте вырабатываются условные рефлексы на звуковые стимулы. Но они неспособны к более тонкому слуховому различению, например к различению направления звуков. Для слуховой ориентации в пространстве необходима интактная кора.
     1.4. Влияние городского шума на восприятие      
     Мир людей без звуков   невозможно вообразить. Звук это механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от16 до 20000колебаний в секунду). Колебания бывают двух видов ультразвук - колебание большей частоты и инфразвук- меньшей частоты. Шум - это громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание.
     С ростом урбанизации шум стал постоянной частью человеческой жизни, одним из существенных загрязнителей городской среды.
     Наш век стал самым шумным. За последние десятилетия проблема борьбы с шумом во многих странах стала одной из важнейших. Внедрение в промышленность новых технологических процессов, рост мощности и быстроходности технологического оборудования, механизация производственных процессов привели к тому, что человек в производстве и в быту постоянно подвергается воздействию шума высоких уровней. А здоровье человека во многом зависит от состояния окружающей среды. Основным источником шума является транспорт (60-80%).6	
     Субъективное восприятие шума зависит от физической структуры шума и психофизиологических особенностей человека. Реакции на шум у населения неоднородны. Сверхчувствительны к шуму 30% людей, имеют нормальную чувствительность -60%, а нечувствительны - 10%. На степень физиологического и психологического восприятия акустического стресса влияют тип высшей нервной деятельности,  индивидуальный биоритмический профиль, уровень физической активности, характер сна, количество стрессовых ситуаций в течение суток, степень нервного и физического перенапряжения.7
     В свободном поле интенсивность распространения звука уменьшается, пропорционально квадрату расстояния от источника. На распространение шума могут оказывать влияние также погодные и климатические факторы, определяющие поглощение звука воздухом и распространение шума могут оказывать влияние также погодные и климатические факторы, определяющие поглощение звука воздухом и распространение звука: температура и влажность, сила ветра, температурные градиенты, атмосферная турбулентность , туман и снег. Зеленый пояс деревьев или кустарников вокруг источников помогает изолировать от шума окружающую местность : высокочастотный характер звука понижается при его прохождении через зелёную изгородь. Кроме того, движение кустарников и деревьев , вызванное ветром, создаёт приемлемый маскирующий шум.
     Вывод:
     Восприятие – это субъективный образ предмета (явления или процесса), непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов в совокупности его свойств, в его объективной целостности
     Первая особенность восприятия состоит в его активном опосредованном характере.Вторая особенность восприятия человека состоит в его предметном и обобщенном характере.Третья особенность человеческого восприятия состоит в его постоянстве (константности) и правильности (ортоскопичности).Четвертая особенность человеческого восприятия состоит в его подвижности и управляемости.
     Раздражители с длиной волны до 0,1 мм и частотой 30.1012 колебаний в секунду или раздражители с длиной волны от 0,004 до 0,00001 мм и частотой от 8.1014 до 5.1015 колебаний в секунду вызывают возбуждение органов чувств, — теплота его тела и протекающие в организме электрические процессы воспринимались бы человеком как шумы или световые воздействия, что, естественно, мешало бы организованному протеканию его психической деятельности.
     Рецепторы обладают рядом общих свойств. Во-первых, все они преобразуют энергию раздражителя в потенциалы действия, распространяющиеся по сенсорным нервам в центральные отделы нервной системы. Эти ритмические разряды, содержащие информацию о параметрах раздражения, называют также сенсорным кодом. Во-вторых, рецепторы реагируют, главным образом, на изменение раздражителя. Поэтому максимальная частота рецепторных потенциалов действия наблюдается сразу после появления или исчезновения раздражителя. Уменьшение активности рецептора при продолжительном действии неизменного раздражителя 
     называется адаптацией рецепторах). Скорость адаптации рецепторов разных видов.
     Согласно шеррингтоновской классификации, слуховой аппарат принадлежит к классу экстерорецептивные ощущения и подразделу дистантные. Это система, специализированная для приема механических колебаний частотой от 16 до 20 000 Гц (полных колебаний в секунду).
     Слуховой аппарат человека — весьма чувствительный рецептор.. Ухо реагирует на чрезвычайно слабые колебания, почти эквивалентные по энергии ударам молекул воздуха о барабанную перепонку. В то же время оно противостоит чрезвычайно сильным вибрациям, создаваемым автомобилями или сверхзвуковыми самолетами.
     Периферический рецепторный орган слуха — кортиев орган — находится во внутреннем ухе. Он принимает колебания, которые передаются к нему барабанной перепонкой и косточками среднего уха, преобразует их в электрические импульсы и направляет в мозг.
     Звуковые волны передаются не только через барабанную перепонку; кости черепа тоже способны проводить колебания. Звук нашего собственного голоса, каким мы его слышим сами, всегда отличен от того, каким его слышат другие, так как звуковые волны, образующиеся в гортани и ротовой полости, доходят до внутреннего уха также путем костной проводимости
     Восприятие высоты тона (частоты колебаний) зависит от положения возбужденных волокон в слуховом пути или, точнее, от положения их границ с соседними волокнами. Что касается интенсивности, то она зависит от числа возбужденных волокон. Оба параметра играют важную роль при центральном декодировании.
     Колебания бывают двух видов ультразвук-колебание большей частоты и инфразвук - меньшей частоты. Шум - это громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание.
     Субъективное восприятие шума зависит от физической структуры шума и психофизиологических особенностей человека. Реакции на шум у населения неоднородны. Сверхчувствительны к шуму 30% людей, имеют нормальную чувствительность -60%, нечувствительны- 10%. На степень психологического и физиологического восприятия акустического стресса влияют тип высшей нервной деятельности, индивидуальный биоритмический профиль, характер сна, уровень физической активности, количество стрессовых ситуаций в течение суток, степень нервного и физического перенапряжения.
     В свободном поле интенсивность распространения звука уменьшается, пропорционально квадрату расстояния от источника. На распространение шума могут оказывать влияние также погодные и климатические факторы, определяющие поглощение звука воздухом и распространение шума могут оказывать влияние также погодные и климатические факторы, определяющие поглощение звука воздухом и распространение звука: температура и влажность, сила ветра, температурные градиенты, атмосферная турбулентность, туман и снег. Зеленый пояс деревьев или кустарников вокруг источников помогает изолировать от шума окружающую местность: высокочастотный характер звука понижается при его прохождении через зелёную изгородь. Кроме того, движение кустарников и деревьев , вызванное ветром, создаёт приемлемый маскирующий шум.
     
     
     
     Глава 2.Эмпирическое исследование психофизиологии восприятия и влияния на него городского шума
     2.1. Организация исследования
     Цель: Исследовать психофизиологические особенности восприятия городского шума
      База исследования: СВФУ им. М.К. Аммосова, аудитория 403 ГУК 
     студенты – психологи, 2 и 3 курс , группы ИП-С-КП-13, и ИП-С-КП-14, в возрасте 18-25
     Задачи исследования: 
     1. Выявить уровень тревожности 
     2. Исследовать психоэмоциональное состояние
     3. Выявить уровень нейротизма
     4. Сравнить результаты влияние психофизиологического восприятия городского шума.
     Психофизиологическая диагностика
     Функциональная диагностика 
     Регистрация физиологических параметров чрезвычайно важна для оценки функционального состояния организма и для отслеживания изменений, происходящих в ходе курса.
     	Диагностика проводился в течение 4-х минут с помощью специального диагностического режима, предусмотренного в программе. Диагностическая регистрация проводился на самом первом занятии курса- это первичная диагностика. Именно с этими показателями в конце курса производился сравнение результатов заключительной диагностики, для того, чтобы судить об изменении психофизиологического состояния в результате курса.
     Перед  проведением диагностической записи мы выбирали регистрируемые параметры: ЭКГ, Дыхание, ЭМГ, Периферическая температура. В последующем оценка прогресса, проводился только по выбранным показателям.
     	Во время занятий по программе «Комфорт» испытуемый сидит в удобном кресле с подлокотниками и высокой спинкой. 
     Инструкция: «Примите удобное положение, постарайтесь в течение нескольких минут сидеть спокойно, не меняя позы, дыхание ровное , обычное».
     При диагностической регистрации весь экран занимает рабочее поле с графиком текущих значений тех параметров, которые были отмечены для мониторирования. Сбоку выводятся текущие числовые показатели регистрируемых параметров. Возможно досрочное прекращение записи кнопка «стоп») и приостановка сеанса (кнопка «пауза»).
     	По завершении диагностического сеанса программа автоматически выводит окно «Результаты», в котором выводятся график полученных данных и основные показатели регистрируемых параметров.
     После проведение диагностического сеанса функциональное состояние оценивается по следующим параметрам.
     Среднее значение ЭМГ (показатель общего и психоэмоционального напряжения)Достаточно устойчивый показатель общего и психоэмоционального напряжения. Отражает уровень мышечной напряженности. Имеет значительные индивидуальные различия, является ориентиром индивидуального уровня ЭМГ у конкретного испытуемого. 
     Высокие значения свидетельствуют о состоянии  психоэмоциональной напряженности и подверженности стрессовым (или дистрессовым ) состояниям. Низкие значения свидетельствуют о незначительном уровне психоэмоционального напряжения.
     В нашем исследовании у всех испытуемых отслеживались изменения  показателей ЭМГ. Этим мы можем предположить, что городской шум влияет на показатель общего и психоэмоционального напряжения и она для каждого индивидуальна.
     Частота дыхания (количество дыхательных движений в минуту) Этот показатель отражает степень нагрузки на дыхательную систему. 
     Минимальный пульс (удары в минуту) Минимальное зарегистрированное значение пульса в ходе диагностического сеанса. Этот параметр используется для определения уровня нижнего порога в ходе рабочего сеанса. Средний пульс(удары в минуту)Вычисление среднее значение пульса за период диагностической регистрации . В ходе сеанса показатель среднего пульса обычно снижается.Максимальный пульс(удары в минуту) Максимальное зарегистрированное значение пульса в ходе диагностического сеанса. Этот параметр используется для определения уровня верхнего порога в ходе рабочего сеанса
     В нашем исследовании частота пульса у всех испытуемых увеличилось после городского шума.
     Средняя периферическая температура
     Позволяет оценить подверженность организма стрессовым воздействиям и общий фон эмоционального напряжения.  При низких значениях температуры можно говорить о серьезных нарушениях периферического кровообращения, что может быть связано с патологическими состояниями или острым или хроническим стрессовым воздействием.
     В нашем исследовании у 67% испытуемых изменилась периферическая температура после городского шума. Тем самым можем предположить, что 67% испытуемых были подвержены под влияние городского шума.
     Шкала тревоги Спилбергера-Ханина является оповестительным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Реактивная или ситуативная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: беспокойством, напряжением, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.
     Личностный опросник Айзенка служит для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: психотизма, нейротизма, экстраверсии и интроверсии .
     Цветовой тест Люшера используется для оценки психоэмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости. Выявления внутри личностных конфликтов и лиц, склонных к аффективным реакциями депрессивным состояниям.
     2.2. Выявление тревожности при восприятии городского шума
     Прежде чем исследовать восприятие городского шума, мы исследуем уровень тревожности с помощью опросник Спилбергера-Ханина.
     Шкала тревоги Спилбергера-Ханина является служит способом оценки уровня тревожности в данный момент и личностной тревожности.
     Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъе.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%