- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Психофизиологическая характеристика подростков, обучающихся в малокомплектных сельских школах
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K015816 |
Тема: | Психофизиологическая характеристика подростков, обучающихся в малокомплектных сельских школах |
Содержание
Министерство образования и науки РФ Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение ВО « Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского» Естественно-географический факультет Кафедра физиологии и зоологии Выпускная квалификационная работа « Психофизиологическая характеристика подростков, обучающихся в малокомплектных сельских школах» Выполнила студентка 5-го курса з/о профиль « Педагогическое образование» направление « Биологическое образование» Арынова Ольга Николаевна Научный руководитель: к.б.н доцент кафедры Тяпкина А. Д. Допущено к защите зав. кафедрой Анашкиной Е. Н. протокол № Ярославль, 2018 Содержание работы. 1.Введение………………………………………………………………………....3 2.Глава I. Обзор литературы…………………………………………...................6 1.1 Физиология подросткового и юношеского возраста…………………..6 1.2. Психологические изменения при половом созревании………………10 1.3. Особенности процесса мышления у подростков…………….………...11 1.4. Особенности проявления девиантного поведения подростков………13 1.5. Особенности воспитания трудных подростков………………………..24 1.6. Современные методы воспитания детей подросткового возраста…...28 3.Глава II. Методы и результаты исследования…………………………………31 2.1 Методы исследования…………………………………………………..32 2.2 Результаты исследования………………………………………………34 2.2.1 Физиологические показатели…………………………………………34 2.2.2 Психологические показатели…………………………………………38 2.2.3 ШТУР…………………………………………………………………...39 2.2.4 Определение объема кратковременной памяти……………………...41 2.2.5 Определение объема памяти при механическом и логическом запоминании………………………………………………………………….42 4. Заключение……………………………………………………………………….44 5. Библиографический список……………………………………………………..46 6. Приложение………………………………………………………………………48 2 Введение. « Первое, что должен знать педагог – это строение и жизнь человеческого тела – анатомию и физиологию человеческого тела и его развитие. Без этого нельзя быть хорошим педагогом, правильно растить ребенка» Н.К.Крупская Подростковым принято считать возрастной период 11-16 лет. Он знаменуется бурным развитием и перестройкой организма ребенка, что связано с морфологическими и физиологическими изменениями. Подростковый возраст считают кризисным. Особенно это ярко выраженно в последние годы. В современном мире из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению и стабильности личности,а также провоцирующие ее девиантное поведение и нередко деградацию и саморазрушение. Все эти изменения тесно связаны с кризисом общества, социальными, экономическими, политическими переменами. Подростки подвержены влиянию этих перемен более резко, чем другие социальные слои населения. Возникающие в их возрасте постоянное противоречие между проявлением самостоятельности и реальными возможностями осуществления, рождают своеобразный конфликтообразующий фактор. Подростковый период не зря называют «переходным». Это отметил еще Л. С. Выготский. Он выделял основное новообразование в сознании и выяснил социальную ситуацию развития, при этом сделав вывод, что главное содержание кризиса переходного периода составляет перестройка нервной системы в отношении между ребенком и средой. 3 По мнению З. Фрейда подростковый период соотносится с генитальной стадией, когда половое созревание, рост сексуальной энергии является предпосылкой нарушения равновесия [21]. Каждый педагог, психолог, работающий с детьми-подростками, должен учитывать их возрастные изменения в организме. Выяснение закономерности развития ребенка, специфики функционирования физиологических систем на разных этапах онтогенеза и механизмов, эту специфику определяющих, является необходимым условием обеспечения нормального физического и психического развития, подрастающего поколения. Исследования особенностей развития детей подросткового возраста является проблемой номер один в современном мире. Дети – это наше будущее, а так как подростковый период является переходным этапом между детством и взрослой жизнью, то как мы воспитаем, подготовим детей ко взрослой жизни, таков и будет результат. Данная проблема актуальна всегда. Смена поколений, изменение системы образования, усовершенствование технологий, появление социальных сетей, рост наркомании и табакокурения, алкоголизма среди молодежи, слабое развитие нравственных и духовных качеств, все это определяет обязательное исследование особенностей развития психических и физиологических качеств подростка. Цель исследования: изучение психолого-физиологических показателей детей подросткового возраста для выявления адаптации их к современным социальным условиям жизни. Задачи исследования: 1. Проанализировать научную и научно-популярную литературу по проблеме психофизиологического развития детей подросткового возраста. 2. Определить психофизиологические особенности развития детей подросткового возраста, обучающихся в сельской малокомплектной школе. 4 3. Сравнить психофизиологические показатели, характерные для подростков, обучающихся в сельских школах Ярославской области разного статуса. 4. Выявить особенности социализации детей сельских малокомплектных школ. 5. Разработать рекомендации для педагогов, работающих в малокомплектных сельских школах с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Объектом исследования были дети в возрасте 14- 16 лет. Предметом исследования: психофизиологическая характеристика детей подросткового возраста. Гипотеза исследования: организация учебного процесса среднего и старшего звена в малокомплектной сельской школе отличается от других сельских школ и тем более элитных городских школ, что отражается на успеваемости детей и их социализации. Впервые было проведено изучение психофизиологических особенностей подростков, обучающихся в малокомплектной сельской школе; в литературе подобных данных не встречается. Работа может быть использована педагогами и психологами при организации учебно-воспитательного процесса в школе, с целью оптимизации данного процесса с учетом возрастных особенностей и более эффективной социализации детей. 5 Глава I. Обзор литературы 1.1Физиология подросткового и юношеского возраста. Специфика этого этапа развития, в частности подросткового возраста, в значительной мере определяется важнейшим биологическим фактором – половым созреванием. Процесс полового созревания, в особенности его начальный период, сопровождается существенными изменениями в деятельности всех физиологических систем, включая центральную нервную систему. Различают пять этапов полового созревания, но пятый этап уже относят к юношескому возрасту. Мы рассмотрим только четыре этапа. 1 этап. собственно от рождения до 11-12 у девочек, 12-13 у мальчиков (пред пубертат) 2 этап. (пубертат) начало этого периода можно заметить по изменению темпов роста и пропорций тела, с началом этого периода ускоряется рост конечностей в длину, замедляется рост сердца, и соответственно его функциональные возможности могут временно отставать от потребностей растущего тела. Тормозится прирост легочных объемов, и соответственно снижаются функциональные возможности дыхательной системы. В первую очередь это сказывается на кислородном снабжение работающих мышц. Энергетический обмен в клетках мышц становится более напряженным и менее устойчивым, отсюда временное уменьшение выносливости и работоспособности. Объемная скорость кровотока в сосудах мозга временно снижается. Резко активируется гипофиз, увеличивается его гонадотропная и соматотропная функции. Усиление секреции соматотропного гормона на этой стадии больше выражено у девочек, что определяет усиление ростовых процессов. Усиливается выделение половых гормонов, активизируется функция надпочечников. 3 этап. Скачок роста, что обычно называют пубертатным скачком роста. 6 Рост костей в длину становится преобладающим, отставание в росте мышц и жирового компонента создает впечатление, что подросток худеет. Увеличение размеров туловища сопряжено с повышением темпов роста грудной и брюшной полостей. Быстро растут сердце и легкие, объемность силы кровотока увеличивается. Именно в эти годы при мышечной работе отличается самые высокие значения максимального потребления кислорода (в расчете на 1 кг м.т.) за весь период индивидуального развития. Такая особенность связана с характером энергетического метаболизма в самой ткани скелетных мышц. Увеличение скорости кровотока приводит к усилению тока крови через кожные сосуды (заметно повышается t кожи, особенно конечностей). Глубокие перестройки, происходящие в сердечно – сосудистой системе, повышают риск появления ВСД и подростковых гипертоний. 4 этап. Завершается скачок роста, формируется тип телосложения. Рост конечностей и туловища несколько замедляется. Увеличение широтных размеров туловища (у мальчиков – плечевой пояс, у девочек – тазовый). Продолжается развитие легких, их жизненная емкость приближается к уровню взрослых. Увеличивается диаметр и длина трахеи и бронхов. Существенные изменения происходят у мальчиков в строении гортани: развивается система гортанных хрящей и голосовых связок (важнейший регулятор ростовых процессов в гортани является мужской половой гормон – тестостерон). Происходит изменение (огрубление) голоса. В этот период формируется энергетические возможности и сократит. свойства скелетных мышц, с которыми человек суждено прожить всю оставшуюся жизнь. Работоспособность увеличивается, это связано с улучшение координации в деятельности вегетативных функций при мышечной работе. Исчезает угловатость движений, формируется их пластический рисунок (увлечение танцами н-р) 7 5 этап. В большинстве случаях происходит в 15-16 лет, реже 13-14 лет. У мальчиков окончательно развиваются половые органы и вторичные половые признаки. У девочек молочные железы и половое оволосение соответствует таковым взрослой женщины. На этой стадии у девочек стабилизируется менструация. У мальчиков на этой стадии полного развития достигает сперматогенез. Продолжаются изменения в соотношении различных частей тела (его длины, ширины плеч, ширины тела). Эти преобразования тесно связаны с изменениями гормонального фона. Хотя внешние признаки указывают на завершение полового созревания, однако существенные гормональные перестройки, связанные с половым созреванием, еще продолжаются. В юношеском возрасте устанавливаются новые взаимоотношения между отдельными звеньями эндокринной системы, обеспечивающие совершенствование регуляторных процессов и их экономизации. Не случайно в этом возрасте отмечают гормональные « бури». Происходят большие изменения в работе желез внутренней секреции, особенно в щитовидной и половых, которые прежде всего влияют на обмен веществ в организме. За интенсивным ростом костного скелета и мышечной системы у подростков не всегда поспевает развитие внутренних органов – сердца, легких, ЖКТ. Сердце опережает в росте кровеносных сосудов, вследствие чего кровеносное давление повышается и затрудняет прежде всего работу самого сердца. В то же время бурная перестройка всего организма, происходящая в период полового созревания, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к сердцу. А недостаточная работа сердца («юношеское сердце») приводит нередко к головокружению, посинению и похолоданию конечностей у мальчиков и девочек. Отсюда головные боли, быстрая утомляемость, и периодические приступы вялости; нередко у подростков наблюдается обморочное состояние из-за спазмов мозговых сосудов. 8 Разные отделы нервной системы разбалансированы. Вегетативная нервная система, которая соединяет кору головного мозга с нервными волокнами, расположенных во внутренних органах и железах, работает не ритмично и нескоординированно [1]. Такая работа приводит к вегетососудистой дистонии, упадку сил, мышечной слабости. В подростковом возрасте активность мозга возрастает неравномерно. Данная особенность нервной системы подростка влияет на регуляцию, так называемому. Произвольность и осмысленность деятельности. Хотя произвольная деятельность, требующая доводить все до конца, в этом возрасте, развита плохо. Ребенок часто бросает начатое. Изменяется эмоциональная сфера. Эмоции подростков подвижны, изменчивы, противоречивы: повышенная чувствительность нередко сочетается с черствостью, застенчивостью – с нарочитой развязанностью, проявляются чрезмерный критицизм и нетерпимость к родительской опеке. В этот период иногда наблюдается снижение работоспособности, невротические реакции, раздражимость, плаксивость (особенно у девочек в период менструации). В этот период интенсивно формируется личность подростка, возникает чувство взросления, изменяются отношения к представителям противоположного пола. Необходимо иметь в виду, что биологическую половую зрелость нельзя отождествлять с социальной зрелостью. Социальной половой зрелостью можно считать только тот возраст, когда завершается формирование личности и наступает духовная и гражданская зрелость[20]. Также происходят изменения в других органах и системах. В пищеварительной системе падает активность желудочных ферментов. Причины этого явления до сих пор не ясны, возможно на это влияет половое созревание. К 16 – 17 годам секреция желудочных желез и активность ферментов достигает уровня взрослого человека. В выделительной системе происходит интенсивный рост почек. К 20 – 25 годам вес почки составляет 270 грамм. 9 1. 2.Психологические изменения при половом созревании. Подростковый возраст – период от 11-12 до 14-15 лет – зачастую называют переходным, критическим, переломным, тем самым подчеркивая трудности личностного развития самих подростков в эти годы и трудности взрослых, взаимодействующими с ними. Социальная ситуaция, на первый взгляд, остается прежней; подросток продолжает жить в той же семье, ходит в ту же школу, он окружен теми же людьми, т.е. внешне обстоятельства жизни могут ничем не отличаться от условий жизни в предшествующий период. Однако меняется внутренняя позиция подростка: совершается поворот от направленности на мир к направленности на себя, формируются новые ценностные ориентации, подросток по-новому начинает относиться к себе, следовательно, меняются его оценки, отношение к семье, школе, сверстникам. Все это обуславливает новую социальную ситуацию. Такое обращение ребенка к самому себе, в частности, связывается с его физическим развитием. Физическое развитие подростков оказывает заметное влияние на их поведение и психологические особенности. Бурные изменения в организме подростков резко превышают интерес к своей внешности. Они вынуждены адаптироваться к своему меняющемуся телу, построить и принять новый физический «Я - образ». Подростки постоянно сравнивают себя с другими и с идеaлом; обнаруживаемые различия ведут к росту озабоченности своим внешним обликом, вызывают тревожность и неуверенность в себе (мальчики, н-р, - низким ростом и недостаточным развитием мускулатуры, девочки – высоким ростом, изменением веса). Рано созревающие мальчики имеют определенные преимущества по сравнению с поздно созревающими; они чаще становятся лидерами, увереннее чувствуют себя со сверстниками, имеют более благоприятный «Я - образ», высокий уровень притязаний. Для девочек ранее созревание имеет как положительные, 10 так и отрицательные стороны: рано созревшая девочка может быть непопулярной(выше ростом), но в то же время она может быть более уверенной и спокойной, привлекая внимания старших мальчиков. Пробуждается интерес к противоположному полу, желание нравится, новые интересы, потребности, влечения, происходит развитие сексуальных установок и сексуальное поведение (много думают о сексе). Возникает позиция – «чувства собственного взросления», - считает себя взрослым, возникает потребность, чтобы его «взрослость» признали окружающие. Противоречия, осознaние себя взрослым и положением зависимого от взрослого, попытки его преодоления, попытки выстроить свои отношения с окружающими по-новому, согласно своему представлению о себе, и обуславливает своеобразную социальную ситуацию развития подростков. Подростки способны мыслить абстрактно, рассуждать в чисто словесном плане, выдвигать гипотезы и предположения, строить прогнозы, анализировать свои умственные действия. Развивается теоретическое рефлексивное мышление, мышление на уровне формальных операций [3]. 1.3. Особенности процесса мышления у подростков. Наука, изучая развитие подростков, определяет подростковый возраст с биологической точки зрения, т.е., как физический переход к половой зрелости прекращением физического роста; с психологической ,т.к. к абстрактному мышлению и нескольких других изменениях; или с социальной точки зрения, как период подготовки к взрослой роли. Когнитивные (познавательные) изменения охватывают как увеличение объема знаний и способности к абстрактному мышлению, так и более эффективной способности рассуждать. Мозг человека полностью не развит, когда человек достигает половой зрелости. В возрасте от 10 до 25 лет, мозг продолжает подвергаться 11 изменениям, которые имеют очень важное значение для поведения подростка. Жан Пиаже – швейцарский психолог, описывает юность как этап жизни, в котором мысли человека начинают принимать более абстрактную форму и начинают снижаться эгоцентрические мысли. Это позволяет молодому человеку думать и рассуждать в более широкой перспективе. Мысли, идеи и концепции, разработанные в этот период жизни существенно влияют всю будущую жизнь, играют важную роль в характере и формировании личности. На основе работ Пиаже и Д.Б. Эльконина выдвигается гипотеза, что когнитивные улучшения, т.е. развитие мышления у подростков относительно внезапны и резки. Улучшения наблюдаются в избирательном внимании, процесс которого сосредоточен на одном стимуле, а также в раздельном внимании – способности обращать внимание на две или более стимулов. Улучшения также видны и в оперативной и долговременной памяти. Подростки думают быстрее, чем дети. У подростков повышается качество дедуктивного рассуждения, что приводит к развитию гипотетического мышления. Это дает возможность заранее планировать, видеть будущие последствия действий и альтернативные объяснения событий. Это также делает подростков более опытными участниками дебатов, т.к. они могут ставить себя на место оппонента. Повышается самоанализ, самосознание и рационализация. Однако способность к самоанализу может привести к двум формам подросткового эгоцентризма: мнимая аудитория и личная сказка. Подростки на столько ориентированы на мнение других о себе, что независимо от того, где они находятся, подростки думают, что их внешнее поведение и их внешний вид всегда находится под наблюдением как за актером на сцене, и все взгляды зациклены на них и каждая деталь или ошибка будут замечены [10]. В подростковом и юношеском возрасте активно идет процесс познавательного развития. Подростки уже могут логически мыслить, заниматься теоретическими 12 рассуждениями и самоанализом. Они относительно свободно размышляют на нравственные, политические и др. темы, практически не доступные интеллекту младшего школьника. Особенно заметным в эти годы становится рост сознания и самосознания детей, представляющий собой существенное расширение сферы осознаваемого и углубление знаний о себе. Подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью подростков, но и желание развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны. Мышление подростка характеризуется стремлением к широким обобщениям. Самостоятельность мышления проявляется независимо выбора способа поведения. Подростки и особенно юноши принимают лишь то, что лично им кажется разумным, целесообразным и полезным[13]. 1.4. Особенности проявления девиантного поведения подростков. Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов. В этом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что приводит к перестройке психики, проявлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых[4]. Все это, в какой-то степени, является предпосылками к девиантному поведению подростка. В современной литературе понятие девиация, трактуется по разному. Вот одно из них: Девиация(отклонение) – явление, которое в науке характеризуется трудновоспитуемостью подростка и несоблюдения им норм и правил, установленных в обществе[4]. Девиантные формы нарушения поведения или отклонения от 13 общепринятых норм в подростковом возрасте обнаруживают за последние десятилетия тенденцию стремительного увеличения и представляют собой проблемы, которые накопились в обществе и требуют безотлагательных решений. При этом характер нарушения поведения у детей данного возраста может быть самым разнообразным. Чаще всего девиантное поведение проявляется в противоположных действиях, игнорировании существующих требований и норм, в употреблении алкогольных и наркотических веществ,сексуальной распущенности, бродяжничестве. Девиации включают в себя девиантное, деликвентное и криминальное поведение. Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп[4]. Это поведение можно назвать антидисциплинарным. Я. И. Гилинский констатирует, что социальные отклонения могут иметь для общества двоякое значение. Одни позитивные (талант, гений, одаренность), другие – негативные , которые существенно нарушаю существование или развитие общества (Гилинский Я.И. 2000). Деликвентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющихся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности. Различают также несколько типов деликвентного поведения. К ним относят: агрессивно-насильственное поведение, направленное против личности человека; корыстное поведение, которые включают в себя мелкие кражи, вымогательства; распространение и продажа наркотиков. Криминальное поведение определяется как противоправный поступок, 14 который по достижению возраста уголовной ответственности служит для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса. Девиантное поведение, по определению И. С. Кона – «это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы права, культуры или морали» [10]. Понятие девиантного или отклоняющегося от норм поведения сопряжено, прежде всего, с понятием «норма», т.к. девиантное поведение приобретает определенный смысл лишь тогда, когда в качестве основного исходного критерия для определения его сущности используется понятие «социальная норма» [10]. Границы «нормального» поведения столь же относительны, как и границы здоровья или «нормального» характера. Здесь уместны слова П. Д. Ганнушкина о том, что «соединение двух таких терминов, как «личность» или «индивидуальность», с одной стороны, и «норма» или «средняя величина» - с другой, - такого рода соединения гремит внутренним противоречием; это есть соединение двух по существу современно не согласных друг с другом терминов» [3]. Девиантное поведение имеет сложный генез. К числу его причин следует в первую очередь социально-психологическую (патологическую) деформацию личности и особенности ситуации, в которой совершаются определенные действия. Поскольку большинство правонарушений несовершеннолетних совершается в группе, при анализе их причин следует учитывать общую групповую ответственность, влияние других участников, которое может подавлять или видоизменять поведение индивидуализма при совершении конкретных действий. С. А. Беличева в числе факторов, обусловливающих генезис девиантного поведения, выделяет такие как[2] : 15 - индивидуальный фактор, действующий на уровне психофизиологических предпосылок асоциального поведения, которое затрудняет социальную адаптацию индивида и проявляется в дефектах школьного и семейного воспитания; - социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе и т.п. [2]; - социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность [4]; - морально-этические факторы проявляются в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушение ценностей (духовных), падение нравов, нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения (равнодушие общества) [4]. М.Е.Буторина, А.З.Иоголевич среди причин девиантного поведения отмечают такие, как психологические (неправильное семейное воспитание); медико-психологическое [12]. Делая вывод, из выше перечисленного, девиантное поведение подростков имеет свою специфическую природу. Как мы уже отметили, среди причин выделяют различные факторы – социально-психологические, психолого-педагогические, медико-психологические, индивидуальные. При указании причин большую роль играют особенности характера. Знать характер подростка – значит знать, что определяет его поведение, т.е. его существенные черты. Каждому подростку присущи одни и несвойственные другие черты. У одних эта черта проявляется слабо, у кого-то ярко. Развитие нервной системы делает подростка « говорливым», он не 16 допускает никаких замечаний в свой адрес, реагирует на них словесно и чаще всего возмущается, выражает несогласие с чем то. Процессы возбуждения и торможения не уравновешены: возбуждение преобладает над торможением. Вследствие быстрого распространения возбуждения подросток легко раздражается, становиться вспыльчивым. Кроме этого отмечается подвижность ( иррадиация) нервных процессов, начинают быстро реагировать на различные раздражители, особенно новые. Дети данного возраста легко переходят от одного состояния к другому ( взаимная индукция). Происходит резкая смена настроения и психического состояния, наблюдается повышенная возбудимость, импульсивность, эмоциональная неустойчивость, утомляемость, раздражительность[ 1]. Одной из особенностей подросткового периода является завершение формирования характера с заострением некоторых черт и последующих их сглаживанием. Именно в подростковом возрасте чаще всего проявляются акцентуации характера, представляющие собой крайние варианты нормального характера. В обычных условиях наличие той или иной акцентуации не всегда заметно окружающим, но проявляется в отклонениях поведения и не препятствует благоприятной социальной адаптации. Однако под влиянием стрессов, психотравмирующих ситуаций, жизненных трудностей, которыми достаточно богат подростковый возраст, лица с акцентуациями характера могут стать девиантными. Вопросы акцентуаций характера волновали как отечественных (П.Б.Ганнушкина, В.В.Ковалева, А.Е.Личко), так и зарубежных ученых-психиатров (Э.Кречмера, К.Леонгарда) [18]. Характерологические особенности акцентуированных подростков лучше всего, на наш взгляд, описаны и объяснены в категориях концепции характера петербургского ученого А.Е.Личко, который дает такое определение акцентуации характера [18]: 17 Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усиленные, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий ("места наименьшего сопротивления" в структуре акцентуаций, так называемые "негативные" свойства акцентуаций) при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим ("позитивные свойства" акцентуаций характера)[18]. Поскольку акцентуации характера граничат с соответствующими видами психопатических расстройств, их типология базируется на детально разработанной в психиатрии классификацией психопатии, отражая, однако и свойства характера психически здорового человека. Такой типологический подход, в соответствии с которым допускается переход от клинических типов психопатий к анализу, "вариантов нормы", критикуется в отечественной психологии, так как за ним, по мнению С.Л.Рубинштейна, скрыто представление о характере как о конституциально запрограммированной статичной структуре [16]. Выделяют две степени акцентуации характера [17]: -явная акцентуация (крайний вариант нормы) -скрытая акцентуация (обычный вариант нормы) Явная акцентуация отличается наличием выраженных черт определенного типа характера. Наблюдение за поведением подростка среди сверстников, сведения полученные от его близких, а также результаты экспериментально-патохарактерологической оценки с помощью диагностического опросника позволяют распознать этот тип акцентуации. Однако выраженность черт какого-либо типа обычно не препятствует удовлетворительной социальной адаптации. Акцентуированные черты характера обычно хорошо компенсируются, хотя в пубертатном периоде они заостряются и могут обуславливать временные адаптации, появляться 18 отклонения в поведении. Подростки данной категории - это "трудные" подростки. Скрытая акцентуация отличается тем, что в обычных условиях черты определенного типа характера выражены слабо или не видны совсем. Даже при продолжительном наблюдении и детальном знакомстве с биографией очень трудно бывает составить четкое представление об определенном характере. Однако черты этого типа ярко выступают, порой совершенно неожиданно для окружающих, под воздействием некоторых ситуаций или психических травм,(но только тех, которые предъявляют повышенные требования к мету наименьшего сопротивления). Проявление в подобном случае акцентуированных черт, как правило, не приводит к заметной дезадаптации или она бывает кратковременной. Акцентуации характеров большинства типов именно в подростковом возрасте оказываются наиболее выраженными, что, как правило, не препятствует удовлетворительной социальной адаптации. К концу подросткового периода проявление акцентуации могут сгладиться или быть компенсированы настолько, что, кроме как при особых обстоятельствах, не выявляться вовсе. Явные же акцентуации по происшествии подросткового возраста, могут стать скрытыми. Но подростки с явными акцентуациями составляют группу "повышенного риска": они податливы к определенным пагубным влияниям среды или психическим травмам. Если психологический удар придется по "слабому месту" данного типа акцентуации, то соответствующие черты характера могут проявиться совершенно в другом свете и заостриться до психопатического уровня. Однако изменение травмирующей обстановке, сглаживание следов психической травмы, разрешение конфликтной ситуации вернет все в привычные состояния [14]. В отличие от этого, неразрешенная конфликтная ситуация, продолжающаяся длительная психическая травматизация "места наименьшего 19 сопротивления" влекут за собой повторение психопатических реакций и перерастание их в психопатию. Иногда в подобных случаях имеют место и основные аффективные реакции, возникающие в ответ на индивидуально-значимые психические травмы и психологически труднопереносимые ситуации. Такие реакции кратковременны (не более суток). Аффект разряжается агрессией на окружающих, аутогрессией (агрессией по отношению к самому себе), бегством от аффектогенной ситуации или разыгрыванием бурных сцен. В подростковом возрасте наиболее частым нарушениями на фоне акцентуаций характера бывают так называемые транзиторные непсихологические девиации - деликвентность, алкоголизация, наркомания, бродяжничеству, суицидальное поведение. Смена обстановки на более благоприятную, как правило, устраняет эти нарушения. Вопрос о том, что является первопричиной возникновения аномалий характера, стали предметом споров ученых с первых шагов зарождения учения о психопатиях. В.М.Бехтерев (1886) полагал, что причинами могут быть как неблагоприятная наследственность, так и тяжелые нравственные условия, неправильное воспитание, дурной пример родителей, тяжелые общие заболевания. На основе систематики формирования психопатий П.Б.Ганнушкина системаизировала факторы, влияющие на возникновение и развитие акцентуаций характера у подросков [18]. Среди биологических факторов, приводящих к акцентуациями характера, выделяют[18]: Действие пренатальных, натальных и ранних постнатальных вредностей на формирующийся в раннем онтогенезе мозг (онтогенез - процесс развития индивидуального организма от зачатия до смерти). К таким вредностям относят тяжелые токсикозы беременности, родовые травмы, внутриутробные и ранние мозговые инфекции, тяжелые истощающие соматические (от греч. soma - тело) 20 заболевания. Неблагоприятная наследственность, которая включает в себя определенный тип высшей нервной деятельности, алкоголизм родителей, предопределяющий тип акцентуации характера. Органические повреждения головного мозга, т.е. черепно-мозговые травмы, мозговые инфекции т.п. "Пубертатный кризис", обусловленный неравномерностью развития сердечно-сосудистой и костно-мышечной системы, отягощенный физическим самочувствием, повышенной активностью эндокринной системы и уже упоминавшейся среди предпосылок девиантного поведения "гормональной бурей" К социально-психологическим факторам следует отнести [11]: - Нарушение воспитания подростка в семье. Влияние семейной среды на формирование личности является наиболее важным в силу того, что семья служит основным общественным институтом социализации личности. - Школьная дезадаптация. В подростковом возрасте падает интерес к учебе в силу изменения ведущего вида деятельности (согласно теории возрастной периодизации Д.Б. Элькольна). В психологии предпринимались попытки выделения специфических школьных трудностей. С точки зрения одного из исследователей этой проблемы Д. Скотта, ". характер дезадаптации ребенка в школе можно определить по форме дезадаптированного поведения, а имено: по депрессивному....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: