- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Проведение теоретических, аналитических исследований проблем социального страхования в Российской Федерации и изучение пути его дальнейшего развития и реформирования
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K012048 |
Тема: | Проведение теоретических, аналитических исследований проблем социального страхования в Российской Федерации и изучение пути его дальнейшего развития и реформирования |
Содержание
Содержание Введение 1 Теоретические основы формирования системы социального страхования в РФ 1.1 История возникновения и развития социального страхования в России 1.2 Формирование доходов и расходов фондов социального страхования РФ 1.3 Формированиесистемы социального страхования в РФ: зарубежный опыт 2 Динамика доходов и расходов бюджета фонда социального страхования РФ и пути его реформирования 2.1 Анализ доходов и расходов бюджета фонда социального страхования за 2012-2015 гг. 2.2Проблемы формирования системы социального страхования в РФ 2.3 Основные пути реформирования социального страхования РФ Заключение Список используемых источников 5 8 8 15 19 27 27 31 33 41 45 Введение Важнейшим положением социальной политики любой страны является система обязательного социального страхования, которая при помощи основных механизмов позволяет накапливать и справедливо распределять финансовые ресурсы, обеспечивая оказание медицинской и социальной помощи работающим гражданам и членам их семей, находящихся на иждивении при наступлении соответствующих социальных рисков. Социальное страхование – это сформированная в стране политика защиты граждан как работающих, так и находящихся на их иждивении членов семей от потери трудового дохода при наступлении нетрудоспособности вследствие старости, инвалидности, болезни, безработицы, материнства, смерти кормильца [16, c. 9]. Помимо крепкой основы социальной защиты работающих, данный социальный институт способствует росту стабильности в обществе и экономике, улучшению отношений в трудовых коллективах. Приближая сферу социальной защиты непосредственно к тем, кто трудится, их семьям и трудовым коллективам, социальное страхование фактически стабилизирует общество [11, c. 36]. Социальная защита населения - одна из основных составных частей политики государства. Это комплекс государственных гарантий, обеспечивающих защиту социальных прав человека. Одним из основных инструментов социальной защиты населения является социальное обеспечение, как система гарантированного государством материального обеспечения в случае наступления социального риска [16, c 12]. Обязательное социальное страхование в России состоит из 6 частей: 1. Обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности (болезни); 2. Обязательное страхование в связи с материнством; 3. Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 4. Обязательное медицинское страхование; 5. Обязательное пенсионное страхование; 6. Обязательное страхование на случай смерти застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи. В Российской Федерации обязательное социальное страхование представлено тремя основными внебюджетными фондами: - пенсионным; - обязательного медицинского страхования; - социального страхования [22, c. 112-113]. К сожалению, на данный момент система обязательного социального страхования в России не отвечает тем задачам, которые она призвана решить. Для развития данного института необходим комплекс экономических, социальных, организационных и правовых условий. Значительную роль могут играть такие факторы, как подготовка квалифицированных специалистов и разъяснительная работа среди населения, непосредственно направленная на формирование культуры социального страхования. Актуальность темы работы обусловлена тем, что социальное страхование играет важную роль в жизни общества, и каждый гражданин должен иметь понимание того, какую роль играет страхование и каким образом его можно использовать для защиты от возможных убытков в процессе хозяйственной деятельности и в своей жизни. Также важно понимание основных проблем сложившегося в настоящее время социального страхования. Целью курсовой работы является проведение теоретических, аналитическихисследований проблем социального страхования в Российской Федерации и изучение пути его дальнейшего развития и реформирования. Для изучения поставленной цели формируются следующие задачи: - Изучить понятие, основные цели и принципы социального страхования; - Определить источники финансирования и расходования социального страхования; - Проанализировать работу фондов социального страхования в предыдущем периоде; - Изучить исторические аспекты, послужившие основой для появления системы социального страхования, существующей в наши дни; - Выявить основные проблемы и перспективы развития системы социального страхования в России. Теоретическую и методологическую базу исследования составили нормативно-правовые акты РФ, а так же труды отечественных авторов в области финансов и налогообложения [14, c. 173-176]. 1 Теоретические основы формирования системы социального страхования в РФ 1.1 История возникновения и развития социального страхования в России Первая идея о создании системы страхования рабочих в России появилась в 1889 году: в Государственном Совете был предложен проект закона об ответственности владельцев промышленных предприятий за увечья и смерть рабочих. Спустя 14 лет –02.07.1903 года был принят первый общероссийский закон "о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих и членов их семей, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности". Законом 1903 года было введено обязательное страхование рабочих, и в нем и содержался ряд статей, которые имели большое значение для создания государственной системы социального страхования. Первое послереволюционное Положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Эту ситуацию пообещал обеспечить всех работников, независимо от характера работы, пособия по временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов. В 1929 году государственное социальное страхование обрело единый бюджет. И в 1931 году средства были предоставлены санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей. В лексиконе профсоюзных деятелей возникает понятие «профилактика болезни». Начато строительство Советской санаторно-курортной «комбинат здоровья». С 1933 года социальное страхование перешло под контроль Советского Союза. С 01.01.1991 г. постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25.12.1990 г. №600/9-3 «О совершенствовании управления и финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР», был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Деятельность фонда регулируется: • Указом Президента Российской Федерации от 07.08. 1992 г. № 822 «О Фонде Социального Страхования Российской Федерации»; • Указом Президента Российской Федерации от 28.091993 г. №1503 «Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации»; • Постановлением Правительства РФ от 26.10.1993 г. №1094 «Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации»; • Положением«О Фонде Социального Страхования Российской Федерации»; Работа в системе обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 года № 165-ФЗ). В настоящее время Фонд представляет собой специализированную структуру, которая обеспечивает функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе Российской Федерации. Бюджет фонда и других государственных фондов, не включенных в консолидированный бюджет Российской Федерации, утверждается в виде отдельного Федерального закона. В рамках своей деятельности Фонд осуществляет финансирование расходов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и осуществления государственных функций. С 1.01.2005 г. на фонд возложена задача по реализации Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ в части граждан, социального обслуживания льготников путевками на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета. Также в 2005 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2004 г. №771 «Об утверждении Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедических изделий за счет средств федерального бюджета» на фонд была возложена задача обеспечить инвалидов и отдельные категории граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета. Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно Федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. При необходимости, Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разработана и внедрена государственная программа по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников [17, c. 120-123]. Сущность любого вида страхования заключается в снижении рисков и возмещения материальных потерь с помощью распределения рисков между большим числом субъектов (юридических и физических лиц), которые подвержены определенным видам риска. Эти лица формируют денежные (материальные) ресурсы для целевого использования при наступлении страховых случаев, приводящих к потере материальных ресурсов. Объектом страховой защиты различных видов социального страхования является риск утраты заработной платы (доходов) у занятого населения в связи с потерей работы, временной нетрудоспособности, старости, болезни и риск понести дополнительные расходы, связанные с лечением. Отношения по обязательному социальному страхованию наиболее тесно взаимосвязаны с финансовыми отношения, как особой роли государства в их организации и регулировании. Государство через нормативно-правовое регулирование определяет порядок создания, условия и цели функционирования социальных страховых фондов, закрепляет состав источников финансирования, регламентирует использование средств, накопленных в этих фондах для конкретной цели. Обязательное социальное страхование регулируется Федеральным законом от 16 июля 1999 года «Об основах обязательного социального страхования», который вступил в силу в России 21 июля 1999 года [19, c. 210]. Включение обязательного социального страхования в состав финансового института «страхования» обусловлено несколькими причинами: Во-первых, правоотношения по обязательному социальному страхованию - это отношения, регламентирующие порядок формирования, распределения и использования специальных фондов денежных средств, регулируемые существующими финансово-правовыми нормами. Они имеют прямое отношение к социальной роли государства в обеспечении конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь. В России эти специализированные фонды имеют статус государственных социальных внебюджетных фондов. В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации, они включаются в структуру бюджетной системы, а при изучении науки финансового права выделяются в самостоятельную ссылку целевых внебюджетных фондов. Кроме того, аккумулируемые средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью и имеют строго целевое назначение, которое определяется исключительно государством; Во-вторых, при регулировании отношений обязательного социального страхования применяется императивный метод контроля (метод власти и подчинения), который является основным методом регулирования финансовых отношений. Именно государство устанавливает порядок создания, условия, цели функционирования социальных фондов, а также структуру источников их финансирования и направления расходования средств, мобилизованных в эти фонды; В-третьих, важной частью этих отношений является государство в лице уполномоченных органов - государственных социальных внебюджетных фондов. Участие государства или его уполномоченных органов, как известно, также является одной из особенностей финансовых отношений. В-четвертых, страховые взносы, оплачиваемые по обязательному социальному страхованию (и его отдельным видам - медицинскому, пенсионному), несмотря на не включение в налоговую систему РФ, являются обязательными платежами, установленными федеральным законодательством, с характерными признаками целевых налогов (сборов). Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное социальное страхование, включая статистику их взимания, регулируется, как правило, российским законодательством о налогах и сборах [26, c. 189-193]. Таким образом, организация обязательного социального страхования и страхового дела в России полностью регулируется государством и в настоящее время является отдельным институтом финансового права. Этот вывод довольно распространен, о чем свидетельствует включение некоторыми авторами новых учебников по финансовому праву в разделе страхование и социальное страхование. Кроме того, такой вывод следует из анализа статьи 970 Гражданского кодекса, в соответствии с которым пенсионное и медицинское страхование относятся к специальным видам страхования. Само же «социальное страхование» в целом является сложным правовым институтом и регулируется несколькими отраслями права, в том числе конституционным, гражданским, трудовым, финансовым и другими отраслями права [15, c. 312-314]. Таким образом, обязательное социальное страхование-это целая система правовых, экономических и организационных мер, применяемых страной с целью возмещения или минимизации результатов изменения материального и социального положения работающего населения. Также, следует иметь в виду, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, страхование распространяется на другие категории граждан в случае признания их безработными. Например, вследствие получения трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, наступления старости, необходимости медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию [31, c. 39-40]. Закон «Об обязательном социальном страховании» распространяется также на категорию граждан,самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иные категории граждан, если они уплачивают страховые на обязательное социальное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Принципы обязательного социального страхования получили правовое закрепление в ст. 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования», что существенно повышает уровень правовой регламентации указанного вида страхования и свидетельствует о высоком уровне юридической техники при ее разработке. Обязательное социальное страхование, в соответствии со статьей 72 Конституции РФ относится к предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов. В Федеральном законе «Об основах обязательного социального страхования» уточнены полномочия федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования. Так, к полномочиям федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования относится создание основы его правового регулирования, а также определение видов обязательного социального страхования [18, c. 165-168]. На федеральном уровне устанавливается круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию и имеющих право на медицинское страхование, определяются условия назначения и размеры страховых взносов, определяется порядок принятия, исполнения, утверждения фондов конкретных видов обязательного социального страхования, а также составляются отчеты об их исполнении. К компетенции этих органов относятся: • установление тарифов страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования; • создание базы, на которую начисляются страховые взносы, в том числе верхний и нижний предел этой базы,а также порядка взимания страховых взносов и порядка осуществления страховых выплат; • определение ответственности субъектов указанного страхования; • определение порядка хранения средств обязательного социального страхования и гарантий устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования и управления. Согласно статье 7 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования», существует девять основных страховых рисков: потребность в медицинской помощи; временная нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; старость; потери кормильца; признание безработным; смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи на его иждивении [24, c. 54-59]. 1.2 Формирование доходов и расходов фондов социального страхования Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Основными задачами Фонда являются: обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, ставшим на учет в учет ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком в возрасте до пятнадцати лет, а также социальное пособие на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей; участие в разработке и реализации государственных программ медицинских работников, улучшение мер социальной защиты; реализация мер, обеспечивающих финансовую устойчивость фонда; развитие сотрудничества с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации по формированию предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование; организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы для страхователей и населения по вопросам социального страхования; сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального обеспечения [28, c. 69-71]. Денежные средства и другие активы, находящиеся в оперативном управлении фонда, а также имущество, зафиксированное за подведомственными Фондами, являются федеральной собственностью.Фонд социального страхования не входит в состав бюджетов других соответствующих уровней и изъятию не подлежит. Бюджет и отчет о его исполнении утверждаются Федеральным законом, а бюджеты региональных отделений и центральных отраслевых отделений фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения утверждаются председателем фонда.Фонд формируется за счет: страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и других хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности); страховые платежи граждан, индивидуальных предпринимателей, которые должны платить взносы в систему социального страхования в соответствии с законом; страховые взносы граждан, которые взымают в соответствии с другими условиями, а также право на предоставление государственного социального страхования, установленного для работников; доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и депозиты Банка. средства, предусмотренные в бюджете фонда социального страхования на соответствующий период; добровольные взносы граждан и юридических лиц; получение других средств, в соответствии с законодательством; ассигнования из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного использования и их последствий, а также в других случаях, предусмотренных законом ; прочие доходы - задолженность по обязательным платежам, пени и иные санкции, предусмотренные законом; оплаченные в установленном порядке платежи за билеты, приобретенные страхователем за счет средств фонда, денежные средства, возмещаются фонду в результате исполнения обращения к страховщикам. Расходы Фонда социального страхования: выплата пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении, когда ребенок, по уходу за ребенком до достижения ребенком восемнадцати лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг; Оплата за дополнительные выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения ими возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в спа-центр находится на территории Российской Федерации и санаториям в государствах - участниках СНГ, который не имеет аналогов в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание; частичную оплату путевок в детские летние лагеря, расположенные на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан; частичный ремонт спортивных школ (расходы на заработную плату и факультет коучинга и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса); расходы на проезд к месту лечения; создание резервного фонда для обеспечения финансовой стабильности на всех уровнях [14, c. 78-82]. Порядок формирования резервов и ресурсов (на возвратной основе или бесплатно) определяется в Положении о порядке исчисления, расходов и учета государственного социального страхования, утвержденным Фондом совместно с Министерством труда и социального развития, Министерство финансов, Государственная налоговая служба, а также при участии Центрального банка. Содержание руководства текущей деятельностью Фонда, финансирование подразделений органов исполнительной власти в целях обеспечения государственных гарантий защиты трудовых прав, здоровья и безопасности (в том числе отдела и контроля и безопасности труда) в случаях, установленных законодательством, проведения научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда и других мер в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвует в реализации участия социального страхования в финансировании международного сотрудничества по вопросам социального обеспечения программы. Эти средства используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в настоящих правилах. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных лиц. Доходы от штрафов и финансовых санкций (20 процентов), образуют Фонд развития социального страхования Российской Федерации. Положение о порядке формирования и расходования Фонда утверждаются председателем Фонда Правительства России и главным бухгалтер, а в региональных отделениях и центральном отделении управляющего фондом и главного бухгалтера филиала социального страхования. Преимущества: оплата путевок работникам и членам их семей в спа-центре, финансирование других мероприятий по социальному обеспечению предприятий, организаций, учреждений и других хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности по счетам работодателей. Ответственность за правильность исчисления и выплаты государственного социального страхования страхователь несет администрацию во имя директора и главного бухгалтера [21, c. 161-164]. 1.3 Формирование системы социального страхования в РФ: зарубежный опыт В настоящее время важнейшим элементом социальной защиты в развитых странах является социальное страхование от несчастных случаев. Приэтом экономический механизм финансирования социального страхования отнесчастных случаев построен таким образом, что экономия на технике безопасности не выгодна, так как может привести предприятия к краху. Этообусловлено тем, что размеры страховых тарифов резко возрастают с увеличением фактического уровня травматизма. Во многих странах разрабатываются так называемые «классы риска», выражающие степеньпотенциального риска производственного травматизма и профессиональныхзаболеваний, сложившуюся в определенной отрасли. Так, в Швейцарии 10 классов риска, в Норвегии – 9 и т.д. В зависимости от класса риска различаютсяи страховые тарифы. Взносы снижаются, если снижается уровень травматизма, в противном случае они возрастают [21, с. 147]. Кроме того, во всех развитых странах назначаются пенсии в связи с несчастными случаями. Для назначения таких пенсий устанавливается минимальная степень утраты трудоспособности, например, в Англии и Ирландии – 10%, в Италии – 11%, в Дании – 15%, в Германии – 29%, в Греции– 33 процента. В целом системе компенсаций пострадавшим от несчастных случаев на производстве выделяются следующие виды компенсаций [28, с. 61]: краткосрочные пособия по временной нетрудоспособности; долгосрочные пособия или пенсии по инвалидности; пособия или пенсии по случаю смерти кормилица. На эти виды компенсаций тратятся значительные средства. [30, с. 44]. Такая разносторонняя и действенная охрана труда явилась результатом социально-экономического регулирования, которое во многом было следствиемборьбы трудящихся за свои права. Например, в США социальное законодательство, заложившее основы государственного социального обеспечения и страхования, было принято в 1935 г. в обстановке острогоэкономического кризиса и клановой борьбы. Ф. Рузвельт писал в 1937 г. Опроводимых реформах: «Нужно было действовать, чтобы устранить болезненные явления, которые вкрались в нашу экономическую систему, если мы хотим сохранить принцип частной собственности на будущее. Чтобысохранить, надо реформировать» [27, с. 136]. Таким образом, к середине XX века социальная защита и все ее составляющие – социальное страхование, социальное обеспечение, социальнаяпомощь, приобрела устойчивый характер в развитых странах. При этом моделисоциальной защиты в разных странах имеют определенные различия, которыесвязаны, в том числе и с пенсионным возрастом. Модель Бисмарка (или консервативная модель) устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и длительностью профессиональнойдеятельности. Социальные права обуславливаются теми отчислениями, которые гражданин делал на протяжении всей активной деятельности. Такимобразом, социальные выплаты принимают форму отложенной заработнойплаты в виде страховых взносов. В страховые кассы поступают денежныесредства, как правило, на паритетных началах между работодателем и работником. Отчисления делаются в установленных размерах от заработнойплаты. Фонды при наступлении страховых событий производят необходимыесоциальные выплаты. В этой форме социальная защита не должна быть зависима от инвестирования со стороны государства. Однако для семей сослабым бюджетом существует национальная солидарность, которая осуществляется чаще всего через муниципальные службы или благотворительность. Но это в большей степени вспомогательные механизмы, ане основополагающие. Модель Бисмарка используют такие страны как ФРГ, Италия, Австрия, Франция, Бельгия, Греция и др. Ей присущи: удельный вес заработной платы вВВП около 45-50%, высокая доля резервируемых средств на обязательноепенсионное страхование (10-15% ВВП) и также дополнительное договорное(негосударственное) корпоративное пенсионное страхование (2-3%ВВП). Всовокупности пенсия составляет около 70% от среднего размера заработнойплаты. Для среднего класса этих стран также характерны высокие накопления к пенсионному возрасту [25, с. 43]. Модель Бисмарка была впервые введена в Германии в 1889 году, основывалась на принципах «солидарности поколений». Данная модель основывается, как правило, на базовом режиме, финансируемом за счет взносов трудящихся, пропорционально распределяемых между имеющими право на пенсию. В рамках данной модели также существуютрежимы дополнительного пенсионного обеспечения, построенные по накопительному принципу (системы капитализации), но они не очень развиты. В то же время этой модели присущи и отрицательные моменты. Для нее характерны уравнительность социальное иждивенчество, снижение интереса ксбережениям. Кроме того здесь наблюдается монопольное положение государства, которое маневрирует условиями выплат и размером пенсий. В целом консервативная модель построена на принципах взаимного участия работников и работодателей, на принципе долгосрочной трудовойдеятельности, чтобы иметь возможность заработать большую пенсию и стремлении со стороны государства реабилитировать работника в случаевозникновения проблем со здоровьем в кратчайшие сроки, не допустить его более раннего выхода на пенсию. В отличие от модели Бисмарка модель Бевериджаменее социальна, хотя в них обеих присутствуют личные накопления граждан. Согласно этой модели, любой человек независимо от его принадлежности кактивному населению имеет право на минимальную защиту со стороны государства, в связи сзаболеваниям, старостью или по иной причине сокращения собственных ресурсов. Чаще всего в тех странах, где действует этамодель, прикрепление граждан к системе страхования по болезни происходитавтоматически. Пенсионные системы обеспечивают минимальную «социальную» пенсию независимо от суммы их прошлых отчислений. Такиесистемы финансируются из государственного бюджета за счет поступающихналогов. Преобладает принцип солидарности, строящийся на концепциираспределительной справедливости [22, с. 263]. В современном мире использование модели Бевериджа наблюдается в таких странах как Великобритания, США, Канада, Голландия и других. Основные ее характерные черты: «высокий удельный вес заработной платы вВВП (порядка 60-65%), умеренная доля средств, резервируемых на обязательное пенсионное страхование (приблизительно 12-14% от размеразаработной платы, или 6-7% ВВП), дополнительное договорное (негосударственное) корпоративное пенсионное страхование (около 3-4% ВВП)». Средняя пенсия в этих странах достигает 50% по отношению к среднейзаработной плате. Кроме того, у среднего класса достаточно высоки личныесбережения «к пенсионному возрасту». Как уже говорилось чуть ранее, модельБевериджа предполагает гарантированное государством предоставлениеминимального и заранее обусловленного пенсионного содержания всемунаселению. В рамках данной системы различия между государствами касаютсяв основном суммы минимальной пенсии. Финансирование системы осуществляется за счет введения специального налога («социального», «пенсионного» и т.д.) Однако, поскольку базовая пенсия совсем не связана суровнем жизни, достигнутым в период трудовой деятельности, то широкоераспространение приобрели дополнительные режимы пенсионного обеспечения. Беверидж считал: «Государство дает хлеб, а люди покупаютмасло». Дополнительные пенсионные режимы всегда строятся по накопительному принципу, однако не существует единой для всех странмодели «частного пенсионного фонда». Модель Бевериджа была разработана ивнедрена им в Англии в 1942 году в виде системы социальной защиты. Сегодняв Великобритании пенсионная система включает государственное страхование, профессиональную и персональную пенсии. Государственное страхованиегарантирует минимальную базовую пенсию, которая формируется за счетвзносов работодателя (11,9% от заработка работника) и работника (10%). Этивзносы используются на выплаты текущих пенсионных обязательств государства. Профессиональная и персональная пенсии не являются обязательными. Профессиональные пенсии назначаются работодателями, деньги предприятия перечисляют в пенсионный фонд, где они накапливаются ивпоследствии выплачиваются в виде дополнительных пенсий. Персональныепенсии формируются независимо от работодателя. Работник самостоятельнонакапливает будущую пенсию в страховой компании [29, с. 83]. Социальное страхование в США зародилось в 1935 году, и хотя с тех пор расширился круг категорий застрахованных, однако до сих пор есть некоторыекатегории занятых лиц, не охваченные социальным страхованием. К нимотносятся сельскохозяйственные работники, поденщики, работники предприятий с численностью менее 50 человек. Порядка 35 млн. работающихне имеют медицинской страховки. В США в настоящее время активно развивается социальная помощь малообеспеченным и бедным гражданам не изгосударственного бюджета, а из взносов по страховкам. Это пособие невысокоеи не дотягивает до уровня прожиточного минимума, но в стране действуетпорядка 8 тысяч различных программ и один человек может получать помощьпо различным программам, а также в разных штатах [22, с. 12]. Основным принципом социал-демократической модели является универсализм. Это означает, что каждый гражданин имеет право на социальноеобеспечение, которое предоставляется государством из средств государственного бюджета. В этой связи необходим жесткий контроль состороны государства за работодателями, работниками и уровнем договорныхотношений между ними, должны быть сильные профсоюзы. Деньги на покрытие социальной сферы государство получает через налогообложение, которое достаточно высокое, дабы обеспечить высокий уровень социальнойподдержки населению. Данная модель присутствует в скандинавских странах – Швеция, Норвегия, Финляндия. Пенсионная система в этих странах имеет двесоставляющих – социальную пенсию, которая выплачивается каждому жителюстраны из бюджета государства в момент выхода на пенсию – 65 лет и втораячасть – трудовая пенсия, которая зависит от стажа, характера деятельности, онапропорциональна объему страховых взносов. Социальная часть пенсии одинакова для всех, трудовая – зависит от самого работника. Кроме того, этасистема имеет механизм выплаты дотации на ребенка его родителю, причемданные выплаты не привязаны к каким-либо дополнительным условиям, как томногодетность или неполные семьи и пр. Таким образом, грамотно сформулированная политика государства смогла решить проблему бедности, которая существовала в послевоенное время, но возникла проблема так называемых слабых групп, к которым относятся дети до 6 лет, трудные подростки, инвалиды, безработные, алкоголики, наркоманы. Для решения этих проблем используются следующие принципы: – ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: