- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Проведение коррекционной работы с детьми со стёртой дизартрией
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K006485 |
Тема: | Проведение коррекционной работы с детьми со стёртой дизартрией |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ Актуальность проблемы. В настоящее время в системе дошкольного и школьного образования создаются условия для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Это обусловлено увеличением количества детей с разнообразными патологиями развития. Одно из первых мест в этом списке занимают нарушения речи, среди которых достаточно распространена легкая форма дизартрии (стёртая дизартрия). При стёртой дизартрии нарушен просодический компонент речи, в частности страдает такое сложное и целостное явление как интонация. На современном этапе научного знания возрастает интерес к вопросу нарушения интонационной стороны речи у детей, страдающих стёртой дизартрией. Значение интонации в жизни человека неоспоримо. С помощью интонационной выразительности дети овладевают коммуникативными навыками, учатся передавать свое эмоциональное настроение, отношение к окружающему их миру. Нарушение интонационной стороны речи у детей, страдающих стёртой дизартрией, отрицательно сказывается на развитии всех компонентов речевой системы, и, как следствие, на гармоничном развитии личности ребенка. Таким образом, целью дипломной работы является проведение коррекционной работы с детьми со стёртой дизартрией. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1.Изучить теоретические основы формирования интонационной стороны речи у детей со стертой дизартрией. 2.Исследовать особенности интонационной стороны речи у детей со стёртой формой дизартрии. 3.Подобрать и описать методики исследования и коррекции интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией. 4.Провести коррекционную работу интонационной стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией и оценить ее эффективность. Объект - коррекционная логопедическая работа с детьми дошкольного возраста со стёртой дизартрией. Предмет - коррекция интонационной стороны речи у дошкольников со стёртой дизартрией. Гипотеза – вероятно уровень интонационной стороны речи повысится в результате коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста со стёртой дизартрией. База исследования. Исследование проводилось в дошкольном образовательном учреждении МДОУ №8 д/с «Колокольчик» п.Дивово Рязанской области, Рыбновского района. В качестве научно-теоретической и научно-методологической основы исследования были взяты труды: О.А Токаревой, О.В. Правдиной, Л. В. Лопатиной, Глава I. Теоретические аспекты изучения просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ. В настоящее время одно из первых мест среди наиболее распространенных нарушений речи занимает легкая степень дизартрии. Она возникает в результате минимальных органических поражений нервной системы и выражается нарушениями в фонетической и просодической системах речи. В работах таких отечественных ученых, как Г.В. Гуровец, Р.И. Мартыновой, О.В. Правдиной, О.А. Токаревой и др. отмечается, что легкая степень дизартрии по своим проявлениям схожа со сложной дислалией. Впервые вопрос о нарушениях звукопроизношения, требующих длительной коррекционной работы, поднял Г.Г Гуцман во второй половине XIX века. Г. Г. Гуцман в своих трудах описывал речевые расстройства, имеющие в своей основе такие симптомы как «смытость», вялость, неточность артикуляции. Он указывал, что расстройства артикуляторных движений определяются поражением мышц губ, языка или нёба[5]. Панченко И.И выявила расстройства звукопроизношения, возникающие вследствие невыраженного нарушения иннервации мышц артикуляторного аппарата. Токарева О.А отмечает, что легкая степень дизартрии проявляется в стойких нарушениях звукопроизношения, схожих по своей структуре с проявлениями дислалии, но более трудно поддающихся коррекционной логопедической работе. Автор обращает внимание на то, что процесс произношения нарушается из-за неточности движений артикуляторных органов, объясняя это явление негрубыми парезами отдельных мышц артикуляционного аппарата. О.А Токаревой был предложен термин «стёртая дизартрия» [2] . Давыдова в своих работах указывает на основной признак стертой дизартрии – нечеткость, смазанность артикуляции, резко проявляющуюся в спонтанной речи ребенка. Л. В. Лопатина говорит о стертой дизартрии, как о нарушении процессов артикуляции, мелодико-интонационной стороны речи, голоса, мимики, дикции. Автор утверждает, что при стертой дизартрии проявляются все симптомы дизартрии, но в более легкой форме[3]. Стертая дизартрия характеризуется фонетическими и просодическими нарушениями речи. К неречевым проявлениям относят нарушения двигательной и рефлекторной сферы, неврологическую симптоматику, недостаточность артикуляторной моторики. Также к неречевой симптоматике относятся гиперсаливация (повышенное слюноотделение), трудности в пережевывании твердой пищи, повышение глоточного рефлекса. Этиология стертой дизартрии обуславливается причинами органического характера, которые отрицательно влияют на становление мозговых структур в различные периоды онтогенеза. Так, анамнестические данные детей, страдающих стертой дизартрией, показывают такие отклонения во внутриутробном развитии плода, как гипоксия плода, тяжелый токсикоз матери во время беременности, перенесенные матерью инфекционные заболевания и т.д. В натальный период отрицательно сказываются затяжные или стремительные роды, родовые травмы новорожденного, асфиксия ребенка и др. Также негативно влияют инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек (менингит, менингоэнцефалит и др.), травмы головы в период раннего развития. Не исключаются вредоносные причины социального характера (алкоголизм родителей, педагогическая запущенность ребенка и т.д.) По исследованиям Л.В Лопатиной в 61% случаев стертая дизартрия вызвана комплексом негативных факторов [3] . А. Куссмауль в своих трудах указывал, что артикуляция, как двигательный акт, связанна не только с наружным речевым аппаратом, но и с периферическими отделами нервной системы. Движением артикуляторных органов управляет двигательный анализатор. Он воспринимает, анализирует и синтезирует раздражители, идущие от органов артикуляции в кору головного мозга. Затем в речедвигательной зоне головного мозга происходит разделение и организация последовательности артикуляторных движений. Далее нервные импульсы отправляются к соответствующей группе мышц, приводя их в нужное движение. Дизартрия на разных уровнях характеризуется нарушением передачи нервных импульсов из коры головного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов. Так, например, у детей со стертой формой псевдобульбарной дизартрии страдает функция лицевого нерва по центральному типу, нарушается работа языкоглоточного, глазодвигательного и подъязычного нервов. Нарушение координации, присутствие гиперкинезов, гипотония или дистония мышц артикуляторного аппарата оценивается как мозжечковая и гиперкинетическая формы стертой дизартрии. Неполный объем движений артикуляторного аппарата при отсутствии очаговой микросимптоматики говорит о стертой форме корковой дизартрии. Достаточно часто встречаются дети со смешанной формой стертой дизартрии [4]. Е.Н. Винарская и А.М. Пулатов впервые попытались классифицировать стертую дизартрию. Ими была определена легкая степень псевдобульбарной дизартрии, при которой гиперкинезы сочетаются со спастическими параличами и усиливаются во время спонтанной речи. Вследствие этого речь становится замедленной, напряженной. В ее характеристику включаются такие компоненты, как невыразительность и монотонность, слова произносятся невнятно[9]. Е.Ф. Соботович и А.Ф. Чернопольская определили типологию дисфункций речи в зависимости от неврологического анамнеза, нарушений двигательных функций, и фонематического и общего развития при стертой дизартрии. Они выделили следующие категории, относящиеся к стертой форме дизартрии: - к первой категории относятся дети, имеющие недостатки звукопроизносительной стороны речи, которые были вызваны локальной недоразвитостью некоторых двигательных функций артикуляторного аппарата. Такие дети имеют стертую псевдобульбарную дизартрию; - ко второй категории относятся дети имеющие слабость, вялость артикуляционной мускулатуры, возникающей вследствие стертой псевдобульбарной дизартрии; - к третьей категории относятся дети, страдающие стертой формой корковой дизартрии и обладающие клиническими проявлениями расстройства звукопроизношения, которое возникает вследствие трудностей в совершении произвольных движений артикуляторного аппарата; - в четвертую категорию входят дети с различными формами моторной недостаточности. Эти дети имеют диффузную форму стертой дизартрии. Корнев попытался классифицировать стертую дизартрию, используя нейролингвистический и нейропсихологический аспекты. Он выделил три формы стертой дизартрии: - дисфонетическую диспраксию, возникающую вследствие нарушения функции первого уровня организации праксиса; - дисфонологическую диспраксию, продиктованную патологией развития второго уровня; - вербальную диспраксию, возникающую вследствие нарушения функции высшего, третьего уровня организации праксиса речи [5]. Коррекционная работа с детьми, страдающими стертой дизартрией обязана содержать в себе не только коррекционно-логопедическую составляющую, но и медицинское воздействие и психолого-педагогическую поддержку. Программа коррекционной работы по преодолению стертой дизартрии должна содержать: 1. Создание установки на коррекцию звукопроизношения у ребенка. 2. Формирование правильного уклада артикуляционных позиций: - формирование верных и точных мимических, артикуляционных движений; - развитие амплитуды произвольных оральных, мимических, артикуляционных движений; - усовершенствование двигательной активности оральных, мимических, артикуляционных движений; - формирование выносливости мышц артикуляционного аппарата. 3. Борьба с проявлениями спастического пареза артикуляторного аппарата: - устранение гиперсаливации; - устранение гипертонуса, гипотонуса мышц артикуляторного аппарата с помощью логопедического массажа, пассивной и активной артикуляционной гимнастики. 4. Нормализация речевого дыхания. 5. Исправление просодической стороны речи: - формирование восприятия и понимания основного тона высказывания; - развитие восприятия, оценки и воспроизведения темпа речи; - развитие восприятия и изменения громкости голоса; - нормализация тембра голоса; - развитие работоспособности мышц голосового отдела; - узнавание и воспроизведение словесного и логического ударения. 6. Нормализация звукопроизношения: - исправление артикуляций искаженных звуков; - закрепление четкого произношения звуков всех групп; 7. Формирование собственного контроля за звукопроизношением у ребенка. В настоящее время доказано, что дети, имеющие стертую форму дизартрии, характеризуются не только нарушениями устной речи, но и патологиями в развитии ряда высших психических функций и процессов, отвечающих за становление письменной речи.[6] РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ. Шахнарович А.М. отмечает, что онтогенез речевой деятельности является сложнейшим процессом, имеющим различные, парадоксальные пути развития [8], и интонационная сторона речи занимает в этом процессе далеко не последнее место. Интонация играет одну из важнейших ролей в реализации коммуникативной функции речи, именно с ее помощью человек может не только передать свое эмоциональное настроение, богатство и разнообразие информации, но и воспринимать эмоциональные оттенки речи других людей и, на основе этого восприятия, реагировать соответствующим образом. Казаковская В.В. в своих работах отмечает, что в процессе диалога на интонацию приходится 93% энергии воздействия. Интонация - это совокупность просодических средств, которые обладают языковыми функциями и осуществляют организацию и членение речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения[7]. Организация и членение речевого потока с помощью интонации осуществляется на различных уровнях. Так интонационно целостный текст делится на фоноабзацы, из них выделяются фразы, а они в свою очередь разделяются на синтагмы (отрезки высказывания, объединенные интонационным и смысловым значением). Единицы членения могут быть оформлены различными способами, что создает условия для передачи информации, играющей важную коммуникативную роль. Н.Д. Светозарова к функциям интонации относит: передачу эмоционального смысла высказывания и его оттенков; отображение уровня связи между фоноабзацами, фразами и синтагмами; формирование и деление речевого высказывания на смысловые единицы; оформление высказывания; передачу отношений между компонентами интонационных единиц. О.С Ахманова в понятие «интонация» включает такие просодические компоненты, как мелодику, логическое ударение, ритм, интенсивность, темп, тембр. Мелодика - это компонент интонации, который является главнейшим ее средством и обслуживает различные ее функции. Мелодика, как модификация частоты основного тона голоса во времени, создает отличные друг от друга по свойствам структуры (мелодические рисунки). Задаются эти рисунки языком и, в пределах закономерности языка, они могут видоизменяться. По мнению З.В. Савковой, благодаря мелодическим рисункам, хранящимся в нашей памяти, происходит восприятие, осмысление и оценка речи собеседника [15]. В отечественной литературе мелодика рассматривается как суперсегментная единица речи. Она выступает в речевом потоке совместно с линейными, сегментными единицами, наслаиваясь на них. На характер использования мелодики влияет много факторов: эмоциональное состояние говорящего, его установка, ситуация, в которой произносится речь, и многое другое. На протяжении отрезка высказывания мелодика голоса достаточно изменяется. Если в начале синтагмы величина основного тона голоса находится в среднем ее значении, то по мере высказывания она повышается, а к завершению синтагмы понижается. Характеристика мелодики заключает в себя следующие компоненты: максимальная и минимальная частоты, а также их мелодический диапазон; скорость изменения мелодики и интервалы между отдельными мелодическими компонентами[16]. Одной из характеристик мелодики является тональный контур. Под этим понятием подразумевается направление движения основного тона речевого высказывания на всей его длительности. Функцией тонального контура принято считать отображение таких значений, как логических, эмоционально-экспрессивных и синтаксических [17]. Так, для завершения фразы, человек использует нисходящий тон, и, наоборот, при вопросительной интонации и незавершенности речевого высказывания, используется восходящий тон. Восходящий тон высказывания подводит собеседника к важной информации, сама же информация произносится с нисходящей мелодикой. Ровным тоном произносится вспомогательная информация [18]. Логическое ударение, как произвольное выделение одного из компонентов высказывания, при перемещении меняет смысловой акцент высказывания. Обычно это выделение реализовывается при помощи наращивания интенсивности, но в единичных случаях реализация может добиваться и уменьшением силы звучания (шепот на фоне ровного тона приводит к такому же результату выразительности, как и увеличение интенсивности). указывает на смысловое значение отдельных понятий в речевом потоке. Оно не зависит от синтаксической структуры языка, порядка слов во фразе, и может выражать разнообразные смысловые контексты, выделяя любое слово или ритмическую группу в высказывании. Логическое ударение обусловлено коммуникативной ситуацией и может иметь вопросительную, утвердительную, восклицательную либо побудительную формы. Ритм это фонетическое явление, характеризующееся чередованием следующих компонентов: границ интонационного фразового членения, ударных и безударных слогов, восходящей и нисходящей мелодики и др. Н.В. Черемисина-Ениколопова объясняет речевой ритм с физиологической точки зрения. В качестве физиологического фундамента ритма речи автор рассматривает дыхательный ритм. Ритм речи выполняет коммуникативную функцию и управляется интеллектуально. Н.В. Черемисина-Ениколопова отмечает, что для речевого ритма характерна иерархичность, которую можно представить следующим образом: слоговой, словесный и синтагменный ритм. Автор отмечает, что слоговой ритм имеет физиологический базис, обусловленный тем, что при произнесении слога происходит толчок выдыхаемого воздуха. Слоговой ритм не имеет смысловой нагрузки. Словесный ритм, наоборот, обусловлен интеллектуально, но не имеет физиологической базы. Основным речевым ритмом, зависящим от физиологической основы и интеллектуального базиса, является синтагменный ритм. На этом уровне дыхательный ритм совместно с интеллектуальной основой координирует ритм разговорной речи, который будет индивидуален для каждого человека. Он будет зависеть от особенностей дыхательных ритмов, возраста, пола, эмоциональной, физической и психической составляющих говорящего человека[19]. Интонационной стороной речи дети овладевают наиболее рано. Ушакова Т.Н. утверждает, что становление интонационной стороны речи начинается еще внутриутробно. Уже в этих условиях плод слышит интонацию говорящего, при недостаточной различимости самих слов. На ранних этапах речевого развития первым выражением интонации считается крик и плач ребенка. М.Е. Хватцев отмечает, что крики ребенка отличаются друг от друга в зависимости от его потребностей. Уже к концу 1-го мес. жизни физиологические параметры голоса ребенка меняются: увеличивается объем легких и резонаторных полостей, вследствие чего возрастает интенсивность голоса и продолжительность фонации, расширяется звуковысотный диапазон голоса. В течение следующего месяца продолжительность крика ребенка удлиняется, он становится более модулированным, мелодия крика становится более интонированной. В процессе исследования проведенного Р.В. Тонковой-Ямпольской и Т.Я Чертюк, авторы установили, что на стадии гуления ребенок начинает овладевать интонационной стороной речи. Хватцев М.Е указывает, что в этот период происходит разделение слуховых, кинестетических и тактильных раздражителей, у ребенка образуются новые звуковые связи[10]. Уже к четырем месяцам ребенок по-разному реагирует на интонацию взрослого. В этом возрасте многочисленные звуки, произносимые ребенком, приобретают широкое разнообразие. В период лепета вокализация ребенка поддается качественным изменениям. Ребенок начинает объединять слоги в отрезки через их интонационное оформление. В 7-8 месяцев основным носителем информации для ребенка является интонация, сопровождающая те или иные звуки. Е.Ф.Архипова утверждает, что к 11 месяцам у ребенка формируется начальная стадия ударения [12]. Уже в возрасте 1 года 8 месяцев ребенок научается целенаправленно использовать ту или иную интонацию. В результате исследования, проводимого Т.Л. Ионовой (Фридман), выяснилось, что дети в возрасте до двух лет используют такие виды интонации, как интонацию убеждения и выразительную интонацию. На этом этапе развития ребенок активно использует словесное и логическое ударения. В возрасте двух-трех лет дети четко разделяют интонационные рисунки. С их помощью ребенок выражает свое эмоциональное отношение к ситуации (возбуждение, раздражение и т.д.). Н.И. Лепская считает, что первой языковой интонацией, которая появляется в 2 года – 2 года 3 мес, является интонация волеизъявления. Интонация утверждения и перечисления возникает у детей в возрастном периоде от 2 лет 4 мес. до 3-х лет. Вопросительная интонация формируется на основе удивления в возрасте 3-х – 4х лет. Восклицательная интонация усваивается ребенком последней. Результаты исследования, проведенного М.В. Гординой и Н.Ю. Вахтиной, показали, что компоненты интонации усваиваются неодновременно. Так, мелодическая часть интонации постигается детьми самой первой, но до четырех лет имеет свои особенности: движение тона в процессе высказывания имеет неровности, сужен частотный диапазон, что не свойственно речи взрослого человека. Темп речи у детей до четырех лет более замедлен, чем у взрослых[14] . Различные типы интонации, по мнению О.И. Яровенко, усваиваются в возрасте четырех лет, а к пяти годам возможности интонационной стороны речи считаются сформированными[13]. 3....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: