VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности звукопроизношения у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K015517
Тема: Особенности звукопроизношения у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
     Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
     «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
     ИМЕНИ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО»


     Курсовая работа
     «Особенности звукопроизношения у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией»
     
студента (ки)  2  курса  272  группы
направления  44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование»,
     профиль «Логопедия»
     факультета психолого-педагогического и специального образования
     Кудряшова Юлия Михайловна
     фамилия, имя, отчество




Проверил:
_______________________                  ___________________       
должность, уч. степень, уч. звание         подпись, дата                         инициалы, фамилия
     
     
     Саратов 2018
     
Оглавление
     
Введение
Глава 1. Психолого – педагогические основы звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии
1.1 Понятие и сущность дизартрии 
1.2 Формирование звукопроизношения у детей дошкольного периода развития в норме
1.3 Формирование звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии
Глава 2. Опытно – поисковая работа по формированию звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии
2.1 Методики диагностики состояния звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии
2.2 Обзор методик диагностики звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии
2.2 Методика диагностики звукопроизношения у детей со стертой дизартрией по Е.Ф. Архиповой
Заключение
Список литературы
     
Введение
     
     Нарушения речи чрезвычайно многообразны. В речи дошкольника они могут проявляться различными дефектами – произношения, грамматического строя речи, бедности лексикона, нарушении темпа и плавности речи. 
     Исследования отечественных педагогов, логопедов и психологов указывают на то, что в России неуклонно растет количество детей с патологиями речи, в том числе со стертой формой дизартрии. 
     Дети с дизартрией способны понимать обращенную речь, однако лишены возможности нормально общаться с окружающими. Данная проблема приводит к проблемам в играх со сверстниками. Ограничению участия в совестной деятельности. Таким образом, развивающее влияние общения для детей, в частности со стертой формой дизартрии, является минимальным. Кроме того, стертая форма дизартрии, при отсутствии работы по ее преодолению, может стать причиной отставания детей в овладении грамотой, общих проблем в овладении программой школы. 
     Актуальность темы исследования обоснована вышеуказанным фактом, а так же необходимостью систематизировать современные исследования проблемы звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии. 
     Значительные научные работы по данной проблеме принадлежат таким известным авторам Е. Ф. Архипова, Е. Н. Винарская, Л. С. Волкова, О. В. Правдина, Л. В. Лопатина и др.
     Объект исследования – звукопроизношение у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии
     Предмет исследования – методы опытно – поисковой работы по развитию правильного звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии. 
     Для целей полноты исследования автором были поставлены задачи:
     1. Исследовать психолого – педагогическую, логопедическую, иную научную литературу по теме. 
     2. Исследовать понятие и сущность дизартрии
     3. Сравнить и проанализировать формирование звукопроизношения у дошкольников в онтогенезе по норме и со стертой формой дизартрии
     4. Исследовать существующие методики диагностики состояния звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии
     5. Синтезировать полученные рещультаты, подвергнуть анализу и сделать выводы. 
     6. Сформулировать рекомендации развития звукопроизношения для детей со стертой формой дизартрии. 
     
     Курсовая работы имеет структуру из двух глав, введения и заключения, списка использованной литературы. 
     Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка литературы.
     Объем курсовой работы - 33 страниц печатного набора.

Глава 1. Психолого – педагогические основы звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии
1.1 Понятие и сущность дизартрии
     
     Дизартрия это термин логопедии, имеющий латинское произношение. В буквальном переводе с латыни «дизартрия» - нарушения членораздельной речи. 
     При научном определение термина «дизартрия», исследователи исходят не из буквального значения термина, а из принадлежности дизартрии к расстройствам артикуляции, голосообразования, темпа, ритма, интонации речи. 
     При определении дизартрии большинство авторов не исходят из точного значения этого термина, а трактуют его более широко, относя к дизартрии расстройство артикуляции, голосообразования, темпа, ритма и интонации речи.
	М. А. Поваляева определила дизартрию как нарушение произносительнойстороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. ПОВАЛЯЕВА
     Л. С. Волкова определила дизартрию как  нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы.
     Учитывая как буквальное, так и научное определение термина, можно определить дизартрию как нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. 
     Как видно из приведенных выше определений, ведущим дефектом при дизартрии является нарушения звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
     Такие нарушения при дизартрии могут проявляться в различной степени, зависящей от характера и тяжести органического поражения нервной системы. 
     Л. О. Бадалян [3] отмечает сопутствующие дизартрии нарушения, отмечая зависимость нарушений звукопроизносительной стороны речи ребенка с недоразвитие других компонентов системы речи, общей моторики. Таким образом, Бадалян определила системность дефекта и типические клинические проявления дизартрии:
     1) нарушение мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры
     2) ограничение подвижности артикуляционной мускулатуры(паралич, парез).
     Нарушение звукопроизношение является следствием ограничения подвижности артикуляционной мускулатуры. При этом, чаще всего нарушения касаются наиболее тонких и дифференцированных движений, чаще всего языка.  
     Наиболее часто встречающимся нарушением подвижности артикуляционной мускулатуры является движение языка вверх, что влечет нарушение произношения переднеязычных звуков – р, л, т. 
     Ограничение  подвижности артикуляционной мускулатуры приводит к расстройству согласованной работы мышц речевого аппарата. 
     К примеру, парез круговой мышцы рта проявляется как нарушение произношения звуков б, п, м, в, ф. Звукопроизношение в таком случае искажается по причине уменьшения резонаторной полости. 
     Другой пример указывает на расстройство согласованной работы мимических мышц нижней части лица вследствие иннервации губ лицевым нервом. 
     Е. М. Мастюкова среди характерных клинических проявлений дизартрии отмечает нарушение моторики в виде изменения тонуса артикуляционных мышц и ограничения объема их произвольных движений, координационных свойств, синкизий, тремора, гиперкинезов, нарушения дыхания и голосообразования.[12]. Мнение совпадает с исследованиями Бадалян (выше), однако значительно уточнены возможные клинические проявления. 
     Характерным является паралич или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого неба. У ребенка с подобным дефектом нарушается глотание твердой и жидкой пищи, затруднено жевание. Недостаточная подвижность голосовых складок, мягкого неба приводит к специфическим нарушениям голоса: он становится слабым, назализованным. В речи не реализуются звонкие звуки.
     Меняющийся характер мышечного тонуса и наличие гиперкинеза обусловливают своеобразные нарушения фонации и артикуляции. Ребенок может правильно произносить отдельные звуки, слова и короткие фразы (особенно в игре, в беседе с близкими), и через мгновение он же оказывается не в состоянии произнести ни звука. Возникает артикуляторный спазм, язык становится напряженным, голос прерывается. Иногда наблюдаются непроизвольные выкрики, «прорываются» гортанные звуки. Внятность речи страдает из-за неплавного переключения артикуляционных движений при произнесении звуков, а также из-за нарушения тембра и силы голоса.
     
1.2 Развитие звукопроизношения в норме у детей в онтогенезе
     
     Речь формируется у ребенка поэтапно, по мере роста и развития. Развитие речи – ряд ступеней развития, имеющих качественное развитие. Первым этапом развития речи является крик, хныканье, выражающие различные ощущения новорожденного и имеющие функцию развития речевого аппарата – дыхательного, голосового , артикуляционного ФЛЕРОВА Ж. М. [18]
     Этапы развития речи в онтогенезе выделила так же Л. В. Нейман. Первым этапом развития речи автор так же считает звуки, которые составляют рефлекторную реакцию новорожденного на действие раздражителей. Автор назвала период доречевым. Доречевой период является подготовительным по отношению к собственно речевой деятельности. 
     Первые месяцы ребенка характеризуются развитием слуховой, зрительно, кинестетической системы анализаторов. Е. Ф. Архипова называет этот процесс сенсорным развитием. [1]
     Е. Ф. Архипова [1] подчеркивает, что впервые месяцы после рождения у ребенка интенсивно развиваются слуховой, зрительный, двигательно-кинестетический анализаторы. В настоящее время доказано, что процесс сенсорного развития, в том числе и восприятия речи, осуществляется с необходимым участием двигательных импульсов. Развитие движений у ребенка рассматривается как фактор стимуляции и подкрепления его лепета.
     Гвоздев А. Н. так же описывает период развития речи начиная с криков новорожденного, особе внимание уделяя взаимосвязи развития двигательной и голосовой активности. Автор указыват на то, что период гуления у детей до полугода связан с активизацией общей моторики. В этот период ребенок начинает осваивать совокупность гласных, которая начинается с освоения широкого гласного [а], а спустя некоторое время ребенок осваивает систему из трех гласных [а, и, у]. Периот лепета, до девяти месяцев развития, характеризуется совершенствованием моторики ребенка. 
     Е. Ф. Архипова [1] указывает, что в этот период у ребенка появляются сочетания губных и гласных звуков [бааа, мааа], а также язычных звуков [тааа, лааа], которые затем сменятся цепями из стереотипных сегментов с шумовым началом [тя-тя-тя] и т.п., затем – цепи со стереотипным шумовым началом, но с уже меняющимся вокальным концом [те-тя-те] и т.п., и наконец, появляются (к 1 году) цепи из сегментов с меняющимся шумовым началом [ма-ля, да-ля, па-на-на] и т.п. Ребенок овладевает структурой открытого слога, который является основной структурной единицей русской речи.[1]
     Ж. М. Флерова так же указывает на четкое воспроизведение ребенком этого периода развития (ма-ма-ма, ба-ба-ба, дя-дя-дя, и др.). Так же автор указывает на тот факт, что ребенок такого раннего возраста уже перенимает интонации, ритм, темп и тон речи взрослых с помощью появившейся возможности восприятия. Восприятие так же помогает ребенку связывать звуки с предметами или действиями. Появляется образование в сознании ребенка связей, запоминание и система реакция на звуки. [18]
     Возраст 10-11 месяцев характеризуется развитием восприятия ребенком звуков, появляетеся реакция на слова. Формирующее значение имеют условия, в которых проходят процессы развития речи – правильная речь взрослых. [17] ФИЛИЧЕВА
     Как указывает Т. Б. Филичева [17], в возрасте 7-9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков.
     С 10-11 месяцев появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего). В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.).
     Первые слова, как отмечает Архипова Е. В. , просты в фонетическом отношении, состоят из двух открытых одинаковых слогов – мама, папа, баба, биби. Напоминают лепет, однако произносятся ребенком в связи с осознанным восприятием окружающего мира. [1]
     Таким образом, последовательность формирования артикуляционных возможностей речи в онтогенезе проходит по следующим этапам, по мнению Неймана Л. В.:
1. Смычки органов артикуляции к возрасту одного года
2. Чередование позиции смычки и щели к полутора годам
3. Подъем и удержание кончика языка при напряжении спинки языка – к трем годам
4. Вибрация кончика языка – к пяти годам. 
     - к пяти годам – появляется возможность вибрации кончика языка.
     Нормальным считает наличие у детей пятого года жизни дефектов речи, проявляющих себя  в изобилии. Такие дефекты являются характерными, среди них часты пропуски звуков и слогов, замена звуков, перестановка звуков и слогов, уподобление. [13]НЕЙМАН
     Особенностью является наилучшее произношение ударного слога, начального слога. А дальнейшее совершенствование произношения автор связывает с развитием фонематического слуха.
     Работа речевого аппарата становится тонкой, дифференциированной в период 5-7 лет. Дефекты, описанные выше, исчезают. В норме ребенок семи лет произносит все звуки правильно. 
     
     

     1.3 Особенности звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии
     
     Для целей исследования приведем понятие стертой дизартрии. 
     Стертая дизартрия (легкая степень дизартрии, МДР – минимальные дизартрические расстройства) в логопедической практике – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи.
     Токарева А. О. ввела термин «стертой формы дизартрии» в логопедическую практику. По ее мнению, дети, страдающие данной патологией, большинство звуков могут произносить правильно, но в спонтанной речи их слабо автоматизируют и дифференцируют. В. А. Киселева, в своих трудах следуя точке зрения А. О. Токаревой, отмечает, что особенности звукопроизношения вариативны, так как нарушения иннервации бывают различными.но именно они являются причиной вялости нервно – мышечного аппарата артикуляционных органов. 
     Е. Ф. Архипова называет стертую дизартриюсложным речевым расстройством, характеризующимся вариативностью нарушений компонентов речевой деятельности. [1]
     Филичева Т. Б., исследуя легкую степень дизатрии указывала на то, что часто встречается псевдобульбарная дизартрия, которая характеризуется отсутствием грубых нарушений в работе аппарата. Трудности артикуляции у таких детей связаны с невозможности точных движения языка и губ и их скоррдинированной работы. Вследствие этого произношение замедлено, смазано при произношении звуков [17]
     Интересна точка зрения Л. И. Беляковой на «стертую дизартрию». Автор считаю, что данный термин является дискуссионным и употребляется в литературе как минимальное проявление дизартрии. Белякова отмечает, что не соттветствие звуковой норме родного языка звукопроизношения у детей выражены часто не грубо. Но, в случаях , когда словарь и грамматическая структура характеризуются низким уровнем развития, низкой границе нормы в возрасте до пяти лет, такие дети в дальнейшем показывают другие особенности речевого анамнеза и с трудом обучаются письму, чтению. Развитие речи у таких детей проходит хуже, хуже усваивается эмотивная лексика, в старшем дошкольном возрасте показывают ошибки грамматического строя речи. [5]
     Проявления дизартрии в младенческом возрасте характеризуются не звонким голосом ребенка, коротким криком. Своевременное начало гуления и лепета характеризуется ограничением интонирования, бедностью звукового репертуара. 
     В дальнейшем развитие речи отстает от нормы. Слова появляются к возрасту полутора лет. Фраза к трем годам развития. Однако отсутствие грубых отклонений от нормы при тщательном изучении звукового оформления речи логопедом позволяет установить дизартрию и связать нарушение с органическим поражением нервной системы. 
     Лопатина Л. В. указывает на то, что в логопедической практике внешние проявления стертой дизартрии могут напоминать дислалию, отличить дефекты представляется трудностью. Разграничение часто происходит уже в ходе коррекции. [20]
     Архипова Е. Ф. в своих исследованиях указывает следующие проявления стертой дизартрии: искажение, смещение, замена, пропуск звуков. Примечательно, что автор так же указывает на необходимость разграничения таких проявлений с дислалией. Предлагает обратить внимание на то, что при стертой дизартрии нарушение звукопроизношения и просодики речи обусловлены органической недостаточностью иннервации мышц и потому проявляются внешне при обследовании логопедо. Скованностью речевого аппарата, дыхательно аппарата, артикуляции, переферического речевого аппарата, что не наблюдается при дислалии. [1]
     Множество авторов, посвятивших научные труды дизартрии, обращают внимание на то, что все без исключения дети показывают полиморфные нарушения происхождения. При этом распространенность нарушений звукопроизношения отмечается особенностями, которые имеют причиной нарушение взаимодействия частей речевого аппарата. 
     В исследованиях Л. В. Лопатиной [20], посвященных изучению звукопроизношения детей со стертой формой дизартрии, приводятся статистические данные. Полиморфные нарушения представлены следующим образом:
     - нарушение двух фонетических групп звуков – 16,7%;
     - нарушение трех фонетических групп звуков – 43%;
     - нарушение четырех и свыше фонетических групп звуков – 40%.
     Наиболее сохранными являются заднеязычные и звук [j].
     Самыми распространенными у дошкольников со стертой дизартрией являются нарушения произношения свистящих звуков. За ними следуют нарушения произношения шипящих звуков. Менее распространенными оказываются нарушения произношения сонор [р] и [л].
     По мнению Е. Ф. Архиповой [1], нарушения в произношении звуков проявляются следующим образом:
     - нарушения звукопроизношения, характеризующиеся одинаковым видом искажений различных групп звуков (23,3%) (межзубное и боковое произношение различных групп звуков);
     - нарушения звукопроизношения, характеризующиеся различным видом искажений звуков (33,3%) (межзубный сигматизм и боковой ротацизм);
     - искажение и отсутствие различных групп звуков (33,7%) (межзубный сигматизм и отсутствие звуков [р], [л]);
     - искажение и замена различных групп звуков (6,7%) (межзубный сигматизм и замена звука [ч] на звук [т']).
     О. Ю. Федосовой [2] были выявлены следующие особенности звукопроизношения у детей со стертой дизартрией. Нарушения звукопроизношения проявляются в зависимости от фонетических условий и носят в ряде случаев непостоянный характер. В зависимости от фонетических условий звук может произноситься по-разному: в одних случаях звук произносится верно, в других искажается или даже заменяется. Характер произношения зависит от места звука в слове, от длины слова и от слоговой структуры слова, от расширения контекста.
     Наиболее благоприятной для верного произношения звуков является сильная (ударная) позиция звука, нахождение его в начале слова, в коротких словах и в словах простой слоговой структуры. И, напротив, качество звука ухудшается в слабой позиции, при удлинении слова, при усложнении слоговой структуры и расширении контекста.
     Сложными для детей являются слова со стечением согласных. Чаще в этих случаях выпадает один согласный звук. Вследствие трудностей, возникающих при переключении с одного артикуляционного уклада к другому, встречаются случаи нарушения слоговой структуры слова.
     А. М. Пискунов отмечает, что наиболее трудными в произношении для детей со стертой дизартрией оказываются твердые свистящие: [с] – 98%, [з] – 96%. Для свистящих характерно межзубное произношение, реже встречается губно-губное и призубное произношение. Аналогичные нарушения встречаются в группе шипящих: [ш], [ж] – 95%. Иногда шипящие заменяются искаженными свистящими. Среди аффрикат чаще страдает произношение [ц] и составляет 95% от нарушений всей группы аффрикат. Нарушение произношения [ч] – 80%, отмечается реже. Звук [ц] - обычно заменяется на [с'] или искаженное [с], а звук [ч] заменяется на [т'] или искажается, звук [щ] – заменяется на искаженное [ч] или [ш], реже на звук [с']. сонорные нарушаются следующим образом: среди нарушений произношения звука [л] преобладают нарушения, выражающиеся в искажении звука [л] – 85%: имеет место губно-губной и межзубный ламбдацизм. Звук [л’] заменяется на [j]. Часто звук л отсутствует. Среди расстройств произношения звуков [р], [р’] – 80% по самым распространенным искажениям является велярное произношение. Иногда [р’] заменяется звуком [j]. Заднеязычные [к] и [г] заменяются на [т] и [д] или отсутствуют. Основным вариантом дефектного произношения твердых переднеязычных [т] и [д] является межзубное произношение, которое сочетается с межзубным произношением свистящих и шипящих. Частый дефект мягких переднеязычных [т’], [д’] – боковое произношение, которое сочетается с боковым сигматизмом. Встречается смягченное произношение всех согласных, возникающее вследствие спастичного напряжения средней части спинки языка.
     Недостаточно тонкая дифференцировка артикуляционных движений нижней челюсти, языка, губ ведет к нечеткому звучанию гласных. Так, например, звук [у] приближается к [о], звук [и] к [э]. могут быть замены на гласные, близкие по артикуляции [а = о], [о = у], [э = и]. Гласные иногда «смягчаются», произносятся редуцировано (кратко), усреднено.
     Л. И. Белякова [5] считает, что стертая дизартрия, несмотря на кажущуюся парциальность нарушения звукопроизносительной стороны речи, является сложным видом дизонтогенеза речевой деятельности.
     Таким образом, стертая форма дизартрии является сложным и одним из наиболее распространенных нарушений произносительной стороны речи у детей. Многие авторы, изучающие проблему звукопроизношения при стертой дизартрии, указывают, что для всех детей характерны полиморфные нарушения звукопроизношения. У детей с этой формой дизартрии наблюдаются многочисленные и разнообразные нарушения произносительной стороны речи, выражающиеся в искажении, смешении, замене и пропусках различных звуков. Нарушения произношения являются ведущими в структуре дефекта при МДР, возникают вследствие недостаточности иннервации мышц речевого аппарата, трудно поддаются коррекции и требуют специальной коррекционно-логопедической помощи.
     
     
Вывод по 1 главе
     
     Исследование первой главы было посвящено систематизации имеющейся в отечественной педагогики информации, исследований проблематики стертой форме дизартрии. 
     Автором данной курсовой работы в первой главе были решены часть из задач исследования. 
     Было выявлено,что  в норме развитие звукопроизношения у детей проходит ряд последовательных этапов. Появлению первых слов ребенка предшествуют крик, гуление и лепет. На начальном этапе своего развития речь ребенка несовершенна и изобилует дефектами произношения. Однако, при нормальном его развитии и полноценном речевом окружении эти дефекты постепенно исчезают и звуковая сторона языка в целом оказывается полностью сформированной к 4-5 годам жизни.
     Дизартрией называется нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы. Большинство авторов различают следующие основные виды дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, подкорковую, мозжечковую и корковую. По степени тяжести дизартрия бывает легкая, средняя и тяжелая.
     Нарушения звукопроизношения при дизартрии также проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых наблюдаются и искажения, и замены, и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным.
     Стертая форма дизартрии является сложным и одним из наиболее распространенных нарушений произносительной стороны речи у детей. Нарушения звукопроизношения являются ведущими в структуре дефекта при стертой дизартрии, возникают вследствие недостаточности иннервации мышц речевого аппарата, трудно поддаются коррекции и требуют специальной коррекционно-логопедической помощи.

Глава II. Опытно – поисковая работа по формированию звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии

     2.1 Методики диагностики состояния звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии
     
     В отечественной логопедической практике наиболее часто используется методика обследования звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии таких авторов, как  Е. Ф. Архипова, В. А. Киселева, М. А. Поваляева, Л. С. Волкова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и другие.
     По мнению В. А. Киселевой [10], обследование звукопроизношения проводится по традиционным методикам с использование стихов, произвольном рассказе и при использовании наглядного материала. При этом оценке подлежит количество звуков, которые ребенок заменяет, искажается, либо не произносит при изолированном произношении в спонтанной речи. 
     Киселева А, В. предлагает так же систему оценивания для данной методики. Система базируется на количестве баллов, которые ребенок зарабатывает исходя из оценки звккопроизношения логопедом.
     4 балла соответствует правильному произношению всех звуков. 
     3 балла – нарушение или отсутствие одного звука или одной группы звуков по типу изолированного искажения и/или в самостоятельной речи, либо нарушение или отсутствие двух звуков или двух групп неоппозиционных звуков. 
     2 балла – нарушение двух звуков или двух групп звуков по типу замен, либо нарушение трех-четырех звуков (групп звуков) по типу искажений и замен. 
     1 балл – нарушение более четырех групп звуков по типу искажения и/или замен. 
     При этом, четырем баллам соответствует высокий уровень звукопроизношения, трем – средний, двум – уровень ниже среднего, одному – низкий уровень. 
     Волкова Л. С. [8] отмечает, что диагностика звукопроизношения при стертой форме дизартрии представляет особую сложность, так как проявления дизартрии минимальны. Автор рекомендует оценить звукопроизношения у ребенка со стертой формой дизартрии исходя из характера коммуникационного материала и коммуникативной ситуации. Даные факторы автор рекомендует сопоставлять с особенностями фонематического восприятия и звукового анализа. Важным моментом в методике Волковой Л. С. является мысль о том, что необходимо установить способность ребенка определять нарушения звукопроизношения в чужой и в собственной речи. Иными словами, нужна оценка того, как ребенок дифференцирует на слух правильно произнесенные звуки и дефективно произнесенные звуки в словах, в слогах, изолированно. 
     В данной исследовании автор часто обращается к трудам Е, Ф. Архиповой. Методическое обоснование вопроса исследования звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии в трудах Архиповой Е, Ф. автор данной курсовой работы так же считает наиболее интересным. 
     Итак, Е. Ф. Архипова [1] указывает на необходимость определения общего числа дефективно произносимых ребенком звуков, числа дефективно произносимых фонетических групп, а кроме того, характера нарушения произношения звуков. Автор выделяет такие виды характера нарушения звукопроизношения, как искажения, отсутствие, замена, смешение. При этом, рекомендует изучать все вышеперечисленные факторы в различным фонетичеких условиях:
     - при изолированном произношении;
     - в слогах – прямых, обратных, со стечением согласных;
     - в словах (исследуемый звук находится в разных позициях по отношению к началу, концу и середине слова);
     - во фразах;
     - в спонтанной речи.
     Таким образом, методические рекомендации Архиповой являются более точными по сравнению с методическими рекомендациями по диагностике звукопроизношений Волковой и Киселевой. [8, 10]
     Автор так же более конкретно дает рекомендации в части подбора материалов исследования. В отличие от Волкой Л. С. , указывающей на коммуникативную ситуацию и др. факторы, Архипова Е, Ф, указывает на требования при подборе лексического материала: 
     - насыщенность лексического материала заданным звуком;
     - разнообразие лексического материала;
     - включение слов с оппозиционными звуками;
     - включение слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости.
     Так же, Архипова Е. Ф. отмечает, что в процессе обследования необходимо применять приемы отраженного и самостоятельного воспроизведения предложенного лексического материала. Данное мнение похоже на рекомендации Л. С. Волковой по необходимости оценки того, как ребенок дифференциирует верно произносимые и дефективно произносимые звуки как в чужой, так и в своей речи. 
     Общим мнение Архиповой Е. Ф, и вышеуказанный авторов является то, что хорошим лексическим материалом для диагностики звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии являются предложения, чистоговорки, включающие исследуемые звуки. 
     Т. Б. Филичева и Н. А. Чевелева [17] в своих методических трудах по исследуемой проблеме отмечают, что обследование выявляет так же особенности артикуляции ребенка со стертой формой дизартрии – четкость движений артикуляционного аппарата, плавность перехода от одного звука к другому в стечении согласных, появление призвуков. 
     Указанные авторы так же рекомендуют уделить отдельное внимание уровню владения слоговой структурой слова у ребенка со стертой формой дизартрии. 
     Другой автор – М. А, Поваляева[15] – рекомендует в ходе обследования звукопроизношения у ребенка со стертой формой дизартрии, уделить внимание оценке произношения звуков не только в словах, но и во фразовой речи. Данное мнение перекликается с мнением Л. С. Власовой (коммуникативная ситуация), мнением Архиповой Е, Ф. Однако Поваляева М. А. выделяет именно фразовую речь как объект оценки звукопроизношения, что отличает ее методику от всех других. 
     М. А. Поваляева для таких целей рекомендует использовать предметные и сюжетные картинки. При этом, название картинок должно содержать проверяемые звуки в различных позициях. 
     Для проверки умений дифференцировать звуки ребенку предлагаются картинки, в названии которых встречаются оба дифференцируемых звука (з – с, ж – ш, б – п, г – к, л – р), и картинки, названия которых отличаются одним звуком (мишка – миска, лак – рак). При обследовании произношения следует отмечать не только отсутствие или замену звуков, но и отчетливость, ясность произношения, их дифференциацию, особенности темпа речи, речевого дыхания.
     Результаты обследования речи заносятся в таблицу, где знаком (+) отмечается правильное произношение, умение дифференцировать звуки, регулировать темп речи и дыхание; знаком (-) – пропуск звуков, отсутствие их дифференциации, нарушения в регулировании темпа речи. При замене звуков в соответствующей клетке указывается звук-заместитель (Таблица 1 приложения).
     М. А. Поваляева [15] предлагает оценивать речь детей по трехбалльной системе. Высший балл – 3, соответствует высокому; 2 – среднему; 1 – низкому уровню развития звуковой стороны речи детей (Таблица 2 приложения).
     Е. Ф. Архипова [1] отмечает, что одним из основных требований к лексическому материалу является понимание значения слов, предлагаемых ребенку для воспроизведения при обследовании звукопроизношения.
     Таким образом, в настоящее время многими авторами разработаны специальные методики для обследования звукопроизносительной стороны речи детей со стертой формой дизартрии, при помощи которых исследуется характер произношения звуков (искажение, отсутствие, замена, смешение) в различных фонетических условиях, количество нарушенных звуков, а также отмечается, какие фонетические группы нарушены. В процессе диагностики применяются различные приемы отраженного и самостоятельного воспроизведения лексического материала при помощи картинок, слогов, слов, предложений и чистоговорок, включающих исследуемые звуки. Главным требованием к предлагаемому лексическому материалу, является понятность его для ребенка.
     
     
2.2 Методика диагностики звукопроизношения у детей со стертой дизартрией по Е. Ф. Архиповой
     
     В параграфе 2.1 были рассмотрены методики диагностики звукопроизношения детей со стертой дизартрией различных авторов. 
     В целях исследования необходимо более подробно анализировать методику Е. Ф. Архиповой. 
     Методика Архиповой является наиболее эффективной по мнению автора данного исследования вследствие того, что автор предлагает определенного вида схему обследования детей:
     1) изолированное произнесение;
     2) в слогах разной структуры (8 модулей);
     3) в словах, где звук занимает разные позиции (отраженно и самостоятельно по картинке);
     4) в предложении (отраженно, по картинке, по вопросам).
     1. Обследование возможности изолированного произнесения звука (группа свистящих).
     Инструкция: «Повтори за мной звуки».
     [с] –
     [с’] –
     [з] –
     [з’] –
     [ц] –
     Примечание: в данном примере дается обследование свистящих звуков: [с, с’, з, з’, ц]. Отдельно в той же последовательности обследуются звуки: [ш, э, ч, щ, л, л’, р, р’, г, г’, к, к’, х, х’, j].
     Критерии оценки:
     4 балла – правильно произносятся все звуки;
     3 балла – нарушается произношение одного звука;
     2 балла – нарушается произношение 2 – 3 звуков;
     1 балл – искажаются, заменяются более трех звуков;
     0 баллов – искажаются, заменяются все звуки.
     2. Обследование возможности произнесения звука (группа свистящих) в слогах разной конструкции.
     Инструкция: «Повтори за мной».
     Примечания: условные обозначения
     С – согласный, Г – гласный, С N – звук правильно произносимый, С$ - обследуемый звук. В данном примере на месте С$ будут [с, с’, з, з’, ц].
     1. С$ Г - С$А, С$О, С$У, С$Ы
     2. Г С$ - АС$, ОС$, УС$, ЫС$
     3. С$ СN Г - С$БА, С$БО, С$БУ, С$БЫ и др. сочетания с правильно произносимыми звуками
     4. СN С$ Г - БС$А, БС$О, БС$У, БС$Ы и др. сочетания с правильно произносимыми звуками
     5. Г СN С$ - АБС$, ОБС$, УБС$, ЫБС$ и др. сочетания звуков
     6. Г С$ СN – АС$Б, ОС$Б, УС$Б, ЫС$Б
     7. С$ Г С$ - С$АС$, С$ОС$, С$УС$, С$ЫС$
     8. Г С$ Г – АС$А, ОС$О, УС$У, ЫС$Ы
     Критерии оценки:
     4 балла – во всех типах слогов звуки произносятся правильно;
     3 балла – искажает только в словах со стечением Г С$ СN, Г СN С$;
     2 балла – искажает только в слогах со стечением Г С$ СN, СN С$ Г, Г СN С$, С$ СN Г;
     1 балл – искажает, заменяет во всех типах слогов, кроме С$ Г, Г С$ (открытый и закрытый слог);
     0 баллов – искажает, заменяет звуки во всех типах слогов (8 модулей).
     3. Обследован.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%