- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Процесс работы по закреплению правильной речи у детей дошкольного возраста с заиканием
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K006996 |
Тема: | Процесс работы по закреплению правильной речи у детей дошкольного возраста с заиканием |
Содержание
Содержание Введение 2 Глава 1 Теоретико-методологические основы по материалам научных источников 5 1.1Заикание: проблемы теории и практики в отечественной и зарубежной литературе 5 1.2. Речевые ошибки и особенности процесса речеобразования у заикающихся 8 1.3 Система работы по устранению недостатков речи у детей дошкольного возраста с заиканием 12 Выводы по1 главе 17 Глава2. Организация опытно-экспериментальной работы по закреплению навыков правильной речи у детей дошкольного возраста с заиканием 18 2.1. Диагностика уровня сформированности речевого высказывания у детей дошкольного возраста с заиканием 18 2.2. Организации и содержанию логопедических занятий по закреплению навыков правильной речи у детей дошкольного возраста с заиканием 26 2.3.Анализ опытно-экспериментальной работы по теме исследования 29 Выводы по2 главе 32 Заключение 33 Список литературы 34 Введение Актуальность исследования. Проблему заикания можно считать самой древней проблемой, среди проблем речевого развития. Заикание это нарушение речи детей, возникает в раннем возрасте, когда активно идет становление личности и речи ребенка. По данным В.И. Селиверстова, заиканием страдают около 2% детей и 1,5 % взрослых. Она характеризуется нарушением плавности экспрессивной речи, ритма, темпа, так как мышцы дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата находятся в судорожном состоянии, тем самым нарушается коммуникативная способность ребенка. Нарушение возможностей речевого общения детей оказывает отрицательное влияние на развитие социализации. Значимость коммуникативных способностей в современном мире возрастает, поэтому развитие навыков речевого общения и преодоление барьеров в межличностном общении у детей, страдающих заиканием, является особо актуальной проблемой на сегодняшний день. Проблема заикания изучена многими учеными, педагогами, такими как Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, А.Н. Корнев, Р.Е. Левина, И.А. Поварова, В.В. Тарасун, Г.В. Чиркина, М.Е. Хватцев и др. Как считает И.А. Сикорский, в большинстве случаев, заикание возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет. А по мнению большинства ученых заикание это не только речевые, но и расстройство нервной системы, общая моторика, психологические особенности. Данные расстройства, в разных случаях проявляются по-разному, но одно неизбежно дополняет и усугубляет другое. Руководствуясь учением Павлова о высшей нервной системе, заикание называют заболеванием центральной нервной системы в целом. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в стойкий и тяжелый дефект, который впоследствии тяжело устранить. Поэтому считается, что, чем раньше взрослыми будут предприняты меры по устранению заикания, тем оно будет эффективнее. Тем более как нами уже отмечалось выше, заикание отрицательно влияет на коммуникабельные способности ребенка и на процесс обучения. Поэтому проводить работу по закреплению правильной речи у детей с заиканием, целесообразнее до поступления в школу. Эти и обусловлена актуальность выбранной темы исследования. Цель исследования: изучить работу по закреплению правильной речи у детей дошкольного возраста с заиканием. Объект исследования: речь детей дошкольного возраста с заиканием. Предмет исследования: процесс работы по закреплению правильной речи у детей дошкольного возраста с заиканием. Гипотеза исследования: Работа по закреплению правильной речи у детей дошкольного возраста с заиканием будет успешным, если при проведении данной работы, будут учитываться структуры речевого дефекта, возрастные и психические особенности детей, а также данная работа будет нести систематический и целенаправленный характер. Задачи исследования: Охарактеризовать проблемы теории и практики заикания в отечественной и зарубежной литературе; Изучить речевые ошибки и особенности процесса речеобразования у заикающихся; Раскрыть систему работы по устранению недостатков речи у детей дошкольного возраста с заиканием; Провести опытно – экспериментальную работу по закреплению навыков правильной речи у детей дошкольного возраста с заиканием. Методы исследования: анализ литературных источников; интерпретация научной и методической литературы; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; обобщение и сравнение. Практическая значимость исследования: полученные в ходе выполнения курсовой работы данные, могут быть использованы в дальнейшей работе воспитателей дошкольных образовательных учреждений, учителей – логопедов, учителей – дефектологов, врачей – неврологов. База исследования: Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений. Глава 1 Теоретико-методологические основы по материалам научных источников 1.1Заикание: проблемы теории и практики в отечественной и зарубежной литературе Заикание давно известная и широко распространенная патология речи. Немалую роль в возникновении дидактического направления в лечении заикания, по-видимому, сыграл пример великого грека Демосфена, ставшего из картавящего и заикающегося человека одним из величайших ораторов с помощью настойчивых упражнений. Также среди выдающихся людей разных периодов немало лиц, добившихся больших успехов, несмотря на то, что страдали заиканием, английский физик И. Ньютон, ученый биолог Ч. Дарвин, римский поэт Вергилий, математик Л. Кэролл, политический деятель У. Черчиль, писатель С. Моэм, американская актриса М. Монро и многие другие. Самые первые описания симптомов заикания принадлежать Гиппократу, Аристотелю. Первый видел причину в расстройстве в поражении мозга, а второй связывал проблему с патологией периферического речевого аппарата. В XVII – XVIII вв. заикание объясняли тем, что отверстия в твердом небе, через которые просачивалась слизь на язык и затрудняет речь, неправильное соотношение между длиной языка и полостью рта. Часто связывали заикание с трудностями функционирования органов речевого аппарата. Профессор анатомии Меркель, видит проблему заикания в несовершенстве воли человека, следствие несвободы, несамостоятельности духа по отношению к органам. В XIX веке заикание объясняли нарушениями деятельности периферического и центрального отделов речевого аппарата. Уже в XX веке в понимании механизмов заикания выделялись 3 направления. Представителями первого направления считаются Г. Гутцман, А. Куссмуаль, И.А Сикорский. Последний говорил о том, что заикание свойственно детскому возрасту, когда развитие речи еще не окончено. Он считал причинами нарушающими равновесие неустойчивых у детей речевых механизмов психологические и биологические процессы, такие как различные инфекционные заболевания, ушибы, испуг, подражания. А главную роль в возникновении заикания отводил наследственности. Второе направление представляли такие ученые, как Г.Д. Неткачев, Ю.А. Флоренская. Они характеризовали заикание как ассоциативное нарушение психологического характера, которые корнями уходят в детство. Г.Д. Неткачев был среди первых исследователей, которые предложили подход к преодолению заикания с психотерапевтической точки зрения. Заикание это подсознательное проявление, возникшее в результате психических травм и конфликтов с окружающей средой, считали представители третьего направления, среди которых можно отметить А. Адлера, Шнейдера. Они считали, что в заикании с одной стороны проявляется желание ребенка избежать всякой возможности соприкосновения с окружающими, а с другой – возбудить сочувствие окружающих посредством такого демонстративного страдания. Уже к середине XX века заикание стали изучать опираясь на учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности человека. Ю.А. Флоренская рассматривает заикание как симптом невроза, В.А. Гиляровский, М.Е. Хватцев – как особую форму невроза. В.С. Кочергина отмечает, что заикание возникает вследствие причин, вызывающих перенапряжение процессов возбуждения и торможения и образования патологического условного рефлекса. Р.Е. Левина видит сущность заикания в преимущественном нарушении коммуникативной функции речи. По ее мнению речевые затруднения зависят от разных условий, к примеру от типа нервной системы или же от разговорной среды, от общего и речевого режима. Н. И. Жинкин отмечает, что феномен заикания может быть определен как нарушение непрерывности в отборе звуковых элементов при составлении разнометричного алгоритма слов, как нарушение авторегулировки в управлении речедвижениями на уровне слога. Л.И. Белякова, подчеркивает, что отсутствие фиксации на речевых запинках у ребенка происходит, прежде всего под влиянием благоприятных окружающих условий, доброжелательного и спокойного отношения к проявлению этих запинок. Исследования И.В. Данилова и И.М. Черепанова показывают, что у заикающихся во время речи, левое полушарие не может стойко выполнять свою ведущую роль по отношению к правому полушарию. Н.П. Тяпугин. С.С. Ляпидевский рассматривают заикание, руководствуясь его общей симптоматикой, как невроз и отждествляют заикание с логоневрозом, учитывая вторичные невротические наслоения. Зарубежные исследователи середины XX века, в частности Э.Фрешельс, в качестве причин возникновения заикания выделяли неправильное воспитание детей, астенизацию организма вследствии инфекционных заболеваний, косноязычие, подражание, инфекции, падения, испуг, леворукость при переучивании. Современными учеными заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состояние мышц речевого аппарата. Начало данного расстройства попадает на 2- 6 летний возраст детей, то есть на период интенсивного формирования речевой функции. Так как речь в этот период является наиболее уязвимой и ранимой областью высшей нервной деятельности ребенка, они могут вызвать «срыв» речи – заикание. Возникшее в дошкольном возрасте заикание, в литературе рассматривается как самостоятельная речевая патология, в отличии от так называемого патологического симптоматического заикания или «вторичного», которое наблюдается при различных заболеваниях головного мозга. У заикающихся часто наблюдается общее моторное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство, расторможенность, дискоординация и вялость. Некоторые ученые связывают возникновение заикания с леворукостью, что тоже можно отнести к нарушениям общей моторики. Для заикающихся детей характерно наличие вегетативных расстройств, которые выражаются в покраснении или побледнении кожи лица, тела, в проявлениях вегетососудистой дистонии, проявляющейся в наличии мокрых ладошек, лабильности ощущений. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что заикание является сложной речевой патологией, распространенность которой обусловлена различными речевыми факторами. Проблема заикания изучается с древних времен и до настоящего времени. По мнению одних авторов в его основе лежат нарушения физиологического характера, а психологические проявления носят вторичный характер. Другие первичными считали психологические особенности, а физиологические проявления – как следствие этих психологических недостатков. 1.2. Речевые ошибки и особенности процесса речеобразования у заикающихся В дошкольном возрасте заикающимся детям в 34% случаев свойственны нарушения звукопроизношения различного генеза, элементы недоразвития речи, а иногда несформированности всей речевой функциональной системы. Со временем у ребенка появляется своеобразное отношение к своей речи и дефекту. Одни чувствуют речевой недостаток, другие боятся проявления судорог в речи, треть переживают после неуспешной речевой попытки. Речь заикающегося ребенка сопровождается запинками, тоническими речевыми судорогами, повторениями отдельных звуков , слогов, слов, так называемые клонические речевые судороги. Они пользуются добавочными словами (эмболофазия), меняют трудные слова легкими, движениями сопутствующими речи, то есть кивками. Подергиваниями, зажмуриванием, покачиванием. У более старших детей наблюдается страх речи, то есть логофобия. Основным симптомом заикания являются судороги мышц речевого аппарта в виде непроизвольного сокращения мышц в процессе речи либо, когда ребенок пытается начать разговор. Различаются тонические и клонические судороги мышц речевого аппарата. Тонические речевые судороги это резкое повышение тонуса мышц в нескольких группах, оно проявляется долгой паузой в речи или протяженной вокализацией. При этом ребенок страдающий заиканием скован, лицо отражает напряжение, рот полуоткрыт либо закрыт с плотно сомкнутыми губами. Клонические речевые судороги проявляются многократными ритмичными сокращениями мышц речевого аппарата, сопровождается повторением отдельных звуков, логов или слов. И те и другие речевые судороги могут проявляться у одного и того же ребенка и проявляется во всех отделах речевого аппарата: дыхательном, голосовом, артикуляционном. В клинической картине заикания чаще встречаются смешанные судороги: дыхательно – артикуляционные, дыхательно – голосовые, артикуляционно – голосовые и другие. Отличаются тяжелая, средняя и легкая степени проявления судорог. Оценка тяжести судорожной активности мышц речевого аппарата может не совпадать с оценкой тяжести заикания, так как это понятие включает множество факторов. До настоящего времени нет объективных показателей и единой методики для оценки степени тяжести заикания. Имеются разные мнения специалистов по этому поводу. Многие практики считают, что степень тяжести заикания определяется возможностью владения плавной речью в тех или иных видах речевой нагрузки. Так, легкая степень заикания квалифицируется в том случае, если судорожные запинки наблюдаются лишь в спонтанной связной речи. Средняя степень речевого дефекта определяется в тех случаях, когда запинки наблюдаются как в монологической, так и в диалогической формах речи. Тяжелая степень фиксируется в том случае, если судорожные запинки встречаются во всех формах речи, в том числе и сопряженной, и отраженной. Степень тяжести заикания у одного и того же заикающегося непостоянна и зависит от целого ряда условий: эмоционального состояния заикающегося в данный момент, эмоциональной значимости ситуации общения для данного заикающегося; от степени затруднений, связанных с формулированием высказывания; от наличия так называемых “трудных звуков” в словах, составляющих высказывание, т.д. Появление судорожных запинок часто связано с фонетическими характеристиками звуков. К звукам, которые чаще других сопровождаются судорогами, относятся глухие и звонкие смычные согласные, в особенности “п, т, к”, кроме этого, судороги часто появляются на сочетаниях этих звуков с другими согласными, например, “тр”, “ст”, “кр” и т.п. Судорожные запинки чаще встречаются при произнесении предложений, длинных и сложных по своей грамматической структуре. Запинки в большей степени вероятны в тех словах, которые не характерны для индивидуального словаря говорящего (малочастотные), а также в словах или словосочетаниях, которые несут основную информационную нагрузку во фразе (информационная значимость) говорящего. Кроме этого, на появление запинок влияет и ритмическая структура слова. Запинки главным образом возникают на предударных и ударных слогах. Напротив, они практически не появляются на заударных слогах. Наиболее же часто запинки возникают на первом слоге слова или фразы. В клинической картине заикания неизменно присутствуют расстройства дыхания. Неречевое дыхание заикающихся имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при эмоциональном напряжении. Речевое дыхание представляет сбой высококоординированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания. У заикающихся эта координация нередко нарушается даже в процессе плавной речи. Перед вступлением в речь заикающиеся делают недостаточный по объему вдох, что не обеспечивает целостного произнесения интонационно-смыслового отрезка сообщения. Нередко заикающиеся (не только дети, но и взрослые) говорят на вдохе, либо в фазе полного выдоха. Нарушение речевого дыхания у заикающихся настолько сильно выражено, что многие исследователи склонны относить причину заикания к нарушению регуляции дыхательной функции. При коррекции заикания в практике, как правило, используется регуляция речевого дыхания, как один из ведущих приемов установления плавности речи. Речь заикающихся, как правило, сопровождается сопутствующими движениями, которые проявляются у разных заикающихся по-разному: от раздувании крыльев носа и зажмуривания глаз до сложных движений всем туловищем. Так, у заикающихся в процессе речи могут наблюдаться кивательные движения головой, раскачивание туловищем, притоптывание, сжимание пальцев в кулаки и т.п. Эти сопутствующие движения обычно не носят характера эмоционально-выразительной жестикуляции, сопровождающей речь у незаикающихся людей. В некоторых случаях уловочные движения бывают настолько сложны, что начинают напоминать двигательные ритуалы. Так, например, перед тем, как начать речь, заикающийся закрывает глаза на несколько секунд, одновременно почесывая нос правой рукой, затем переступает с ноги на ногу и только после этого начинает говорить. 1.3 Система работы по устранению недостатков речи у детей дошкольного возраста с заиканием Логопедическое воздействие в настоящее время осуществляется в двух направлениях: прямом и косвенном. Прямое логопедическое воздействие реализуется во время групповых и индивидуальных занятий с заикающимися. Эти занятия предусматривают развитие общей и речевой моторики, нормализацию темпа и ритма дыхания и речи, активизацию речевого общения, в случае необходимости развитие слухового внимания и фонематического восприятия, коррекцию нарушений звукопроизношения, расширение пассивного и активного словаря, совершенствование грамматического оформления фразы. На занятиях у заикающихся устраняют психологические отклонения в поведении, вырабатывают (у школьников, подростков) правильное отношение к дефекту, развивают интеллектуальные способности, этические и нравственные представления, формируют гармонично развитую личность. Индивидуальные занятия проводятся в случае необходимых дополнительных упражнений по воспитанию навыков правильной речи и поведения (коррекция неправильного произношения, беседы психологического характера и т.д.). Косвенное логопедическое воздействие представляет собой систему логопедизации всех режимных моментов для ребенка и отношения к нему окружающих. Особое значение в этой системе имеет речевой режим. Речевой режим дошкольников осуществляется с преобладающей Помощью взрослых, которые последовательно контролируют переход детей от одного речевого этапа к другому. Речевой режим школьников, подростков и взрослых предполагает выбор ими необходимых речевых упражнений, понимание ими требований правильной речи, систематическую тренировку навыков правильной речи в разных условиях. Речевой аспект логопедических занятий включает регуляцию и координацию дыхательной, голосовой и артикуляторной функций воспитание правильной речи. В литературе имеется несколько мнений о методике воспитания правильного дыхания. Одни считают, что над дыханием следует специально работать, применяя дыхательные дидактические упражнения. Другие считают, что ритм дыхания восстанавливается через спокойную плавную речь, т.е. воспитывается неторопливый темп речи и в результате нормализуются все речевые компоненты, в том числе и дыхание. Представители психологической школы считают, что воспитанию речи, а, следовательно, и дыхания способствует тренировка воли. В каждом из этих мнений можно найти рациональное, если работу над дыханием проводить индивидуально, в зависимости от структуры речевого дефекта. Отрабатывается дыхание в процессе речи: в произнесении на одном выдохе сначала коротких предложений, затем предложений с постепенным увеличением числа слов. Вырабатывается умение произносить длинную фразу по частям с логической паузой, отмеченной или не отмеченной знаком препинания. Затем переходят к чтению стихотворного и прозаического текстов. Нарушения голоса часто связаны с недостатками дыхания: у заикающихся иногда наблюдается захлебывающийся голос при речи на вдохе; резкий, крикливый голос при сильном выдохе; твердая атака голоса вследствие напряжения мышц голосового аппарата и т.п. Фонопедическая работа с заикающимися начинается с расслабления мышц артикуляторного аппарата, в первую очередь нижней челюсти, корня языка (например, поставить язык в положение, необходимое для звука «, и беззвучно артикулировать ну-но-на: челюсть медленно опускается; нэ-ни-ны – челюсть медленно поднимается). Упражнение доводится до автоматизма. Далее отрабатывается мягкое голосоначало, плавное непрерывное звучание голоса на сочетаниях гласных звуков, затем на слоговых сочетаниях сонорных звуков с гласными, в предложениях и т.д. Необходимая последовательность разных форм речи соблюдается при воспитании у заикающихся самостоятельной речи. Вначале воспитывается плавная ритмическая речь в процессе сопряженно-отраженного чтения стихотворного текста. Далее предлагается самостоятельное чтение с включением логопеда в случаях затруднений, чтение через слово или через определенные отрезки текста поочередно с кем-либо в одном и том же ритме; чтение диалога; чтение с остановками условной длительности на знаках препинания; произнесение заученного стихотворения. Воспитанию самостоятельной речи уделяется значительно больше времени, чем другим формам речи. Самостоятельная речь может быть подготовленной (стихотворение, пересказ) и неподготовленной (ответы на неожиданные вопросы, просьбы, рассказ на заданную тему). Содержание речевого материала логопедических занятий изменяется в зависимости от структуры нарушения, от возраста, контингента заикающихся, течения заикания, отношения заикающегося к своему дефекту и от многих других факторов. Учет этих факторов способствует более глубокому, дифференцированному изучению заикающегося и созданию различных методик по преодолению заикания в рамках комплексного подхода. Логопедические занятия являются основной формой логопедической работы, т.к. наиболее полно выражают непосредственное коррекционно-воспитательное воздействие на заикающегося (прямое логопедическое воздействие). Все другие формы работы логопеда составляют систему косвенного логопедического воздействия), т.к. по сути, они способствуют, дополняют или закрепляют результаты прямого логопедического воздействия. Логопедические занятия проводятся как с группой заикающихся детей, так и индивидуально. Но для тренировки речевого общения и воспитания правильных навыков поведения ребёнка в коллективе, преимущественней формой являются групповые занятия. Индивидуальные занятия проводятся в виде дополнительных упражнений по коррекции неправильного произношения, беседы психотерапевтического характера и т.д. Усложнению форм речи усложняется общественное окружение и обстановка на занятиях. На занятия приглашаются не только близкие, но и малознакомые и даже незнакомые люди. Занятия проводятся не только в кабинете и дома, но и вне их. Вместе с логопедом ребёнок выходит на улицу, в общественные места, где продолжается работа по закреплению у него правильной речи. Репетируются предстоящие экскурсии, и только после этого совершается экскурсия, на которой задаются те же самые вопросы. Целесообразно их проводить в тихих уголках, затем, после того как логопед убедится, что ребёнок говорит правильно, можно переводить занятия в более людные места. Система тренировок правильной речи и поведения у заикающихся предполагает обязательную закрепительную работу вне занятий, в семейно-бытовых, учебно-воспитательных условиях и в коллективе сверстников. Задания для самостоятельной работы строятся с учётом успехов ребёнка на каждом занятии и необходимых условий для их упрочения. Важно предусмотреть посильность выполнения, регулярность проведения, связь с семейно-бытовыми и учебно-воспитательными условиями. Формы таких заданий могут быть многообразны: проводить домашнее задание в определённое время, заучить требования правильной речи, составить рассказ по картинкам, отработать неторопливый темп речи в рассказе, выразительно рассказать стихотворение, отрепетировать роль в инсценированной сказке, выступить на занятии в детском саду по заданной теме, и многое другое. Для стимуляции ребенка, а его самостоятельной работе и для контроля за её выполнением необходимо родителям вести специальный дневник. У дошкольников основное место занимают речевые занятия в игровой форме, воспитательные мероприятия, меньше – медицинские. У подростков и взрослых – наоборот, основное значение придается медицинским средствам, психотерапии (в том числе и ее суггестивным методам), меньше – педагогическим. Основной задачей воспитания является обучение детей знаниям и навыкам, предусмотренным соответствующими программами. Реализуя эту задачу на обучающих занятиях по умственному, эстетическому, физическому и трудовому воспитанию заикающихся детей, воспитатель учитывает речевые возможности каждого ребенка в соответствии с этапами логопедической коррекции. Кроме того, на своих занятиях, уроках, во время режимных моментов, в свободных играх и занятиях детей воспитатель закрепляет их речевые навыки. Выводы по1 главе В первой главе курсовой работы мы рассмотрели теоретические аспекты работы по закреплению правильной речи у детей дошкольного возраста с заиканием. Заикание это речевая патология. Ее распространенность обусловлена различными речевыми факторами. Проблема заикания изучается с древних времен и до настоящего времени. По мнению одних авторов в его основе лежат нарушения физиологического характера, а психологические проявления носят вторичный характер. Другие первичными считали психологические особенности, а физиологические проявления – как следствие этих психологических недостатков. До настоящего времени нет объективных показателей и единой методики для оценки степени тяжести заикания. Имеются разные мнения специалистов по этому поводу. Многие практики считают, что степень тяжести заикания определяется возможностью владения плавной речью в тех или иных видах речевой нагрузки. Логопедические занятия являются основной формой логопедической работы. Основной задачей воспитания является обучение детей знаниям и навыкам, предусмотренным соответствующими программами. Реализуя эту задачу на обучающих занятиях по умственному, эстетическому, физическому и трудовому воспитанию заикающихся детей, воспитатель учитывает речевые возможности каждого ребенка в соответствии с этапами логопедической коррекции. Кроме того, на своих занятиях, уроках, во время режимных моментов, в свободных играх и занятиях детей воспитатель закрепляет их речевые навыки. Глава2. Организация опытно-экспериментальной работы по закреплению навыков правильной речи у детей дошкольного возраста с заиканием 2.1. Диагностика уровня сформированности речевого высказывания у детей дошкольного возраста с заиканием Цель исследования: провести экспериментальное изучение речевого развития дошкольников с заиканием. Исследования происходили на базе детского сада № Диагностику мы проводили, основываясь на положениях о нормальном развитии речи детей в раннем возрасте. Используя материалы таблицы, мы могли установить, какие нарушения разговорных норм относятся к более ранним стадиям развития дошкольника, т. е. несут на себе черты неправильного речевого развития. В основе проведения диагностики, по выявлению задержки речевого развития у детей раннего дошкольного возраста были положены следующие параметры: - выявление уровня восприятия речи, взрослого; - выявление объема активного и пассивного словаря; - выявление состояния звукопроизношения; - определение уровня активного словарного запаса детей; - выявление состояния грамматического строя речи. Исходя из положения А.К Марковой(1963), Е. М. Мастюковой и А.Г. Московкиной(2003) о том, что обратимые формы речевых расстройств могут быть связаны с неблагоприятными условиями окружения, воспитания и различными формами депривации, мы провели анализ социальных условий речевого развития детей и установили, что в 9 семьях родители очень мало уделяют внимание своим детям, они развиваются в условиях частичной депривации, что естественно сказывается на уровне речевого развития Также мы провели анкетирование родителей, беседу. Цель анкетирования: -вступление в контакт с родителями; -выявление уровня наблюдательности родителей; -выявление степени познания своего ребенка; -выявление адекватности позиции родителей по отношению к ребенку и его речи; -выявление уровня общения между ребенком и родителями. Беседуя с родителями и сделав анализ анкет, мы убедились, что отношение их к нарушениям речи своего ребенка разное. Так многих волнует произносительная сторона речи. В зависимости от восприятия дефекта ребенка мы выделили две группы родителей: с адекватной позицией и неадекватной позицией. При адекватной позиции родители осознают, что у ребенка развитие речи происходит с задержкой и с отклонениями от нормы и это требует специальной работы, как от педагогов, так и от самих родителей. При неадекватной позиции родители не придают значения, так как считают, что это само пройдет, и не требует специальной работы. Поэтому мы поставили перед собой задачу привлечь этих родителей к совместному участию в работе. Следующим этапом было изучение медицинской документации. Анамнестические сведения включили данные о здоровье родителей, наличие речевой патологии у членов семьи или у родственников. Уточнили протекание беременности и родов матери (не было ли травм, серьезных заболеваний, акушерских манипуляций и т.п.), общего раннего развития (какие заболевания перенес, не было ли физических или психических травм). Особенно важны для нас были сведения о раннем речевом и моторном развитии: в срок, замедленное или ускоренное; сроки появления основных движений, гуления, лепета, первых слов, фраз. Уточнили состояния слуха, зрения, интеллекта. Для изучения развития речи детей мы применяли следующие методики. МЕТОДИКА № 1. "Изучение понимания речи". Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого. Материал: кукла и 4-5 хорошо знакомых детям предметов / чашка, погремушка, собачка. Процедура проведения: исследование было проведено индивидуально с каждым ребенком 1 Ситуация. Проверяли, отзывается ли ребенок на свое имя. 2 Ситуация. Просили ребенка указывать на называемый предмет. 3 Ситуация. Предлагали ребенку показать у куклы какую-либо часть лица или тела. 4 Ситуация. Просили ребенка найти аналогичную часть лица или тела у себя. 5 Ситуация. Просили ребенка дать называемый предмет. 6 Ситуация. Предлагали произвести с предметом определенные действия /положить кубики в коробку/. Задание усложняется в зависимости от возраста ребенка. 7 Ситуация. Предлагали ребенку проделать те или иные движения руками, ногами, головой, всем корпусом. Формулировку задания повторяли несколько раз. Обработка данных. Число повторений определило количество набранных ребенком баллов: 1 раз - 2 балла, 2 раза - 1 балл / при выполнении задания/, 0 баллов / при невыполнении задания/. Более 2 раз - 0 баллов. Если ребенок набрал от 11 - до 14 баллов, то это высокий уровень понимания речи. От 7 до 10 баллов - Средний уровень понятия речи, от 6 до 0 баллов - низкий уровень понимания речи. МЕТОДИКА №2. "Кто это". Цель: выявить объем активного словаря. Материал: предметные картинки. Процедура проведения: для оценки словарного состава ребенка весь предлагаемый материал мы условно разделили на три группы по степени частотности употребления слов в речи. В первую группу вошли слова, обозначающие предметы, наиболее часто встречающиеся в жизни ребенка. В качестве примеров мы брали приблизительные картинки из категорий: одежда / шапка, шарф, рубашка, юбка/, овощи / капуста, морковка, картофель, редиска/, домашние животные / кошка, собака, попугай, транспорт, игрушки, птицы. Обработка данных. 1 балл - наличие правильного ответа. 0 баллов - неправильный ответ. Выводы об уровне объема словаря. 10 баллов - высокий уровень объема словаря, 7-9 -баллов - средний уровень, 2-6 балла - низкий уровень, 0-1 балла - очень низкий уровень. Результаты обследования: МЕТОДИКА № 3 "Назови, что ты видишь" Цель: Выявить состояние звукопроизношения. Материал: предметные картинки. Процедура проведения: подбор предметных картинок осуществлялся так, чтобы в их названия входили проверяемые звуки, в начале, в середине ив конце слова. Если ребенок неправильно произносил звук в слове, мы предлагали произнести это слово с данным звуком по подражанию, а затем прямые и обратные слоги с этим звуком. Обработка данных. Все результаты мы отмечали в таблице, где фиксировали ошибки в произношении звуков: изолированно и в словах Также мы отмечали, сокращают или упрощают ли дети слоговую структуру слов или используют уже имеющиеся у него звуки, замещая ими звуки, еще не сформировавшиеся в его произношении. МЕТОДИКА 4. "Расскажи по картинке". Цель: определить уровень активного словарного запаса детей. Материал: серия сюжетных картинок. Процедура проведения: ребенку показывают серию сюжетных картинок: "Мальчик вскапывает землю". 2. "Мальчик сеет". 3. "Мальчик поливает цветы". 4. "Мальчик собирает цветы". Если ребенок отвлекался и не мог понять, что изображено на картинке, то мы разъясняли и специально обращали внимание на это. После того, как рассмотрены картинки, мы предлагали рассказать о том, что он увидел на них. На рассказ по каждой картинке отводилось по две минуты. Оценка результатов: 10 баллов - в речи ребенка встречаются все десять приведенных в таблице фрагментов речи; 8-9 баллов - 8-9 фрагментов речи; 6-7 баллов -6-7 фрагментов речи; 4-5 баллов - 4-5 фрагментов речи; 2-3 балла - 2-3 фрагмента речи; 0-1 баллов - не более одного фрагмента речи. Выводы об уровне развития: 10 баллов - очень высокий уровень развития речи; 8-9 баллов - высокий уровень; 4-7 баллов – средний уровень; 2-3 балла - низкий уровень; 0-1 балла - очень низкий уровень. МЕТОДИКА № 5. " Опиши картинку". Цель: выявить состояние грамматического строя, речи. Материал: сюжетные - картинки. Процедура проведения: ребенку предлагали сюжетную картинку, ответы на которую требовали состояние различных видов предложений: простого, простого распространенного - с употреблением дополнения прямого или косвенного с употреблением предлогов. Число выполненных фрагментов определило количество набранных ребенком баллов. 1. фразы: короткие - 1 балл, элементарные - 2 балла, развернутые - 3 балла, свободные - 4 балла. 2. употребление фраз, правильно с....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Особенности формирования интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с заиканием
- Использование музыкотерапии в обучении детей дошкольного возраста с заиканием управлению эмоциональными состояниями
- Определение направлений коррекционно – логопедической работы по формированиюлексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР