VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Процесс нравственно эстетического развития младших школьников

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009920
Тема: Процесс нравственно эстетического развития младших школьников
Содержание
























Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению нравственно-эстетического развития младшего школьника в учебной деятельности………………………7  1.1.Понятие «нравственность» в воспитании детей младшего школьного возраста……………………………………………………………….……………7
1.2.Сущность нравственно-эстетического развития младшего школьника в учебной деятельности…………………………………………………………...12
Глава 2.Нравственно-эстетическое развитие младшего школьника в современных условиях………………………………………………….….……20
2.1.Возрастные особенности детей младшего школьного возраста…...…..…20
2.2. Результаты экспериментального обследования учащихся начальных классов……………………………………………………………………..….….26
Заключение……………………………………………………………….………32
Список литературы…………………………………………………….…..…….35
Приложения………………………………………………………………..…….37









Введение 
     Актуальность темы исследования: Большая роль в формировании основ нравственного воспитания детей принадлежит начальной школе, поскольку в младшем школьном возрасте происходит социализация ребенка, расширение круга его общения, когда требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми нравственными ценностями.
      На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт. Переживания младших школьников, их радости и огорчения связаны с учебой. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не так называемые воспитательные моменты. Л.Р. Болотина отмечает, что в процессе обучения происходит систематическое приобщение к нравственным знаниям. Важным источником их накопления является знакомство школьников с окружающей средой: туризм, экскурсии по городу, на производство. Экскурсии с учащимися проводятся в течение всего учебного года и имеют различные цели. Для того, чтобы экскурсия была нравственно ценной, учитель создает в коллективе эмоциональный настрой, распределяет между школьниками задания, которые следует выполнить при подготовке к экскурсии и во время ее проведения. Своеобразной школой нравственного воспитания являются экскурсии в природу. Они проводятся с учащимися различных возрастных групп. Такие экскурсии дают возможность учителю воспитывать у школьников чувство хозяина Родины, бережного отношения к ее достояние - природе . [10]
     Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы - помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.
     Особенность этической беседы заключается в том, что это метод привлечения самих ребят к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных поступках. Высоко оценивает роль этических бесед А.С. Макаренко. «Я помню,- говорил он, - как быстро и радостно возрождался мой коллектив в отдельных случаях и проблемах после единственной беседы на такую моральную тему. Целый ряд бесед, целый цикл таких бесед производил просто большое философское оздоровление в моем коллективе».
     Особенность проведения этических бесед в начальных классах школы в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию. При этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог. Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть словом.[4]
     Васильева З.Н. предлагает познавательную деятельность учащихся строить как коллективную. Организация коллективной и групповой форм учебной деятельности возможна на уроках по всем предметам, но особенно на уроках труда, факультативных занятиях. Организация учебного процесса, формы оценки знаний, оценочные суждения, характеризующие отношения школьников к учению и своим товарищам, у вдумчивого учителя направлены на то, чтобы сильные стороны каждого ученика были осознаны им самим и его товарищами. Это создает благоприятное эмоциональное состояние школьника в коллективе, что является одним из условий его успешного нравственного развития. [11]
     Объект данного исследования: учебная деятельность как средство нравственно-эстетического развития. 
     Предметом исследования: процесс нравственноэстетического развития младших школьников. 
     Целью данной курсовой работы является выявить нравственно-эстетическое развитие младшего школьника в процессе учебной деятельности.    
     Гипотеза исследования: успешное нравственно-эстетическое развитие детей младшего школьного  возраста станет возможным, если грамотно организовать совместную деятельность детей и учителя в учебной деятельности.
          Задачи исследования:
 1. Проанализировать задачи и содержание нравственно-эстетического развития младших школьников.
2. Определить наиболее эффективные формы и методы работы с детьми для осуществления нравственного воспитания в учебной деятельности.
3. Провести экспериментальную проверку используемых форм и методов работы с детьми. 
4. Изучить нравственно-эстетическое развитие младшего школьника в современных условиях. 
5. Раскрыть сущность понятия «нравственность».
      
     Методы исследования: 
     1. Теоретический и методический анализ, позволившие изучить теоретические подходы к изучению нравственно-эстетического развития младшего школьника в учебной деятельности.  
     2. Констатирующий эксперимент: педагогические наблюдения и анкетирование, позволивший наглядно изучить нравственно-эстетическое воспитание младшего школьника в учебной деятельности, непосредственно в классе. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Глава 1. Теоретические подходы к изучению нравственноэстетического развития младшего школьника в учебной деятельности  

     1.1.Понятие «нравственность» в воспитании детей младшего школьного возраста 
     "В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья". [1]
     Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Тем более в наше время, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность воздействия на воспитание ребенка должен уделить данной проблеме важную роль в своей деятельности. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развития целостной личности ученика, и предполагает становление его к Родине, социуму, коллективу, людям, к труду, собственным обязательствам и к самому себе. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. [3]
     Для реализации необходима программа нравственного воспитания учеников, она очень обширна и охватывает круг всевозможных нравственных отношений, в которых отчетливо проявляются моральные качества.
     Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, считается формирование гуманистических отношений школьников, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. В воспитании любого нравственного качества используются  различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания весомое место занимает группа средств, нацеленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К данной группе относятся этические беседы, лекции, диспуты по этическим проблемам.
     Знание моральных общепризнанных мерок является предпосылка нравственного поведения, но одних знаний не достаточно. Критерием нравственного воспитания имеют шансы быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках.
     Слово учителя - своего рода инструмент влияния на воспитание личности ребенка. Как раз через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд раскрывают человеку глаза на самого себя. В случае если ребенок этого не переживет, то ему будет чужда истинная человеческая чуткость восприятия.
     Исследуемая проблема отыскала отблеск в базовых работах А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Харламова и др., в которых выявляется суть основных понятий теории нравственного воспитания. Ряд исследователей освещает в своих работах трудности подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников. [9]
     Нравственное воспитание личности ребёнка – одна из самых весомых задач школы. И это закономерно, в следствии того, что в жизни нашего общества всё больше возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера воздействия морального фактора. Нравственное воспитание является процессом, ориентированным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и подразумевает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, собственным обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у младшего школьника чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. [5]
     Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, считается формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Независимо от содержания, методов и форм воспитательной работы и соответствующих определенных целей перед учителем всегда должна стоять задача организации нравственных отношений школьников. Личный нравственный опыт создаёт условия для эффективно усвоения опыта других людей, который передаётся детям в процессе нравственного просвещения. Накапливая личный нравственный опыт, ребёнок может ошибиться, неправильно поступить. Педагог обязан посодействовать ему, осознать и пережить неточность, безнравственность его поступка; естественно, надо помочь ему не только исправить поведение, но и воздействовать на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие. Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Учение ребёнка только при поверхностном подходе может показаться делом сугубо индивидуальным. На самом деле урок - место всевозможных коллективных действий и переживаний, скопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках школьники приучаются к самостоятельной работе, для удачного осуществления которой необходимо соотносить собственные усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сравнивать свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках школьники могут переживать совместно острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, промахов. В воспитательном отношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны. Система нравственного просвещения основывается  концентрически, т.е. в каждом классе дети знакомятся с ведущими нравственными понятиями. Но от класса к классу возрастает объём знаний, углубляется осознание нравственных понятий и представлений. Уже в 1-ом классе учитель постепенно вводит понятия о доброжелательности и справедливости, о товариществе и дружбе, о коллективизме и личной ответственности за общее дело. Само собой разумеется, что работа над воспитанием данных качеств у школьников выполняется комплексно в течение всех четырех лет обучения. Чтобы развить нравственное сознание детей, учитель может помочь им осознать как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы). С младшими школьниками необходимо проводить регулярные  беседы на этические темы. [17]
     В нравственном воспитании младших школьников определяющее значение имеет индивидуальный пример учителя, его отношение к детям. В том числе и в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем и учащимися  свойственно душевность, отзывчивость, заботливость, такими же станут отношения учеников между собой. Учителю следует избегать общих оценок личности каждого ученика. Школьника можно хвалить или осуждать за его действие, но не стоит оценку определенного факта переносить на его личность в целом и говорить, что он вообще хороший или, напротив, во всем плохой. Семейная обстановка и отношения в семье оказывают большое воздействие на нравственное развитие школьника. Вот почему важно учить родителей воспитанию детей. За нравственным развитием ребенка необходимо наблюдать так же пристально, как и за его успехами в чтении, письме, математике.
     Нравственное воспитание – процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Основополагающая базовая категория нравственного воспитания – понятие нравственного чувства (постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий).
     Нравственное сознание – активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой становления нравственного сознания является нравственное мышление - процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести порождаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением. Нравственность личности формируется из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления. Нравственные чувства, сознание и мышление – основа и стимул проявления нравственной воли. Нравственность человека проявляется в сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах нравственного поведения. Нравственное воспитание – деятельный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Это – процесс неизменных и регулярных решений, выборов волевых поступков в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними.
     Результатом нравственного воспитания считается нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. Нравственное воспитание действенно тогда когда его следствием становится нравственное самовоспитание (целенаправленное влияние индивидума на самого себя с целью выработки желаемых черт характера) и самосовершенствование (процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятие его на ступень более высокого качества) школьников.

1.2.Сущность нравственно-эстетического развития младшего школьника в учебной деятельности 

     В основе нравственного воспитания лежит не совокупность определенных качеств, а нравственное развитие с опорой на положительное представление ребенка о себе. Специфика нравственного воспитания младших школьников определяется прежде всего особенностями нравственного развития детей данного возраста. Этот вопрос исследовался такими учеными, как А.С. Арсеньевым, О.С. Богдановой, Л.А. Высотиной и др.
     Младший школьный возраст соответствует преднравственному уровню развития, когда поступки определяются внешними обстоятельствами и точка зрения других людей в расчет не принимается. При этом реализуется вторая стадия этого уровня - ориентация на поощрения. Суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь. Для этого возраста характерны конформное, согласное с нормами поведение, направленное на то, чтобы в результате получить поощрение; ожидание ребенком того, что в ответ на его положительные поступки к нему будут относиться так же хорошо.
     Исследователи дают разные определения нравственного развития. Одни под нравственным развитием понимают «результат нравственного воспитания»; [20]другие - «процесс становления и качественной перестройки сознания, чувств, поведения на основе внутренней переработки влияний объективных и субъективных факторов и самовыражения личности в деятельности и поведении» [2] ; третьи - интериоризацию индивидом основных культурных правил социального действия. Очевидно, что это длительный целенаправленный процесс, который предполагает опору не только и не столько на непосредственные впечатления учителя, сколько на объективные данные, полученные с помощью конкретных исследовательских методик, вписанных в учебно-воспитательный процесс. Нравственное развитие человека протекает в течение всей его жизни, но основные черты морального облика складываются в детском, подростковом, юношеском возрастах. [13]
     Специфические признаки именно нравственного развития раскрываются через критерии уровня нравственного развития: интеллектуальный (знание соответствующих моральных норм и предписаний и способность высказывать на основе этих знаний свои суждения); поведенческий (способность противостоять искушению нарушить эти нормы и предписания); эмоциональный (переживание чувства вины при их нарушении).
     Механизм нравственного развития часто представляют так: «…общественные требования превращаются в требования ребенка к самому себе… В процессе усвоения знания становятся «внутренне своими». Процесс выделения «образцов» отражает факт усвоения ребенком определенных морально-этических представлений и требований к поведению. Эти «образцы» ориентируют его поведение, деятельность и отношения. Следование им может заключаться в прямом подражании взрослым или в появлении элементов самовоспитания». [14]
     В понимании сущности и механизмов нравственного развития долгое время акцент делался на процессе приобретения нравственных качеств и процессе интериоризации нравственных норм. Во многом это обусловлено тем, что первоначально теория нравственного развития формировалась применительно лишь к детскому возрасту. В рамках всевозрастной концепции развития нравственное развитие включает в себя и процесс исчезновения, избавления человека от тех качеств, особенностей, которые не нужны для самореализации, для решения жизненных задач. Можно исходить из понимания развития как взаимодействия потерь и приобретений.
     Следовательно, нравственное развитие - это взаимодействие нравственных приобретений (интериоризованных норм морали, приобретенных нравственных качеств) и нравственных потерь, т.е. освобождения от усвоенных норм, качеств (путем их экстериоризации), которые перестали быть актуальными, нужными для достижения целей саморазвития.
     Бесспорно, в младшем школьном возрасте больше приобретений нравственных качеств, чем потерь. Ни в коей мере не отрицая значимость интериоризации нравственных норм, мы считаем, что в современных условиях педагогам нужно заботиться не только об осуществлении этого процесса, но и об экстериоризации. Без последней невозможны истинно нравственная деятельность, активность младших школьников, так как процессы переходов от внутренней к внешней деятельности и обратно - это основа формирования любой деятельности.
     Причем экстериоризация необходима не столько с целью закрепления уже усвоенных норм, сколько с целью организации осознания младшими школьниками правил и норм, которые движут их поведением. Подобное осознание - условие свободного, разумного выбора варианта поведения.
     Важность осознанного усвоения и пересмотра имеющихся нравственных норм младшими школьниками объясняется следующим. Во-первых, младшие школьники уже имеют определенный нравственный опыт, следовательно, в их сознании могут быть те элементы опыта (установки, шаблоны поведения), которые неосознанны и управляют поведением детей бесконтрольно. Во-вторых, нравственность представляет собой такое качество, которое имеет, как светлую, так и темную стороны. Темную сторону составляют те нравственные качества младшего школьника, которые находятся вне поля его видения, т.е. «в тени». Неосознанными могут быть и социально одобряемые качества. Но для индивидуального развития они могут играть отрицательную роль, заставляя ребенка поступать неадекватно действительности.
     Таким образом, нравственное развитие носит двуединый характер и включает в себя единство двух противоположных процессов:
     1) интериоризацию нравственных норм, их усвоение на основе природно-индивидуального фонда;
     2) экстериоризацию нравственных норм (с целью закрепления уже усвоенных норм и освобождения от неосознанных качеств) путем выхода за пределы накопленного опыта, сформированных навыков и привычек через организацию эмоционально-ценностного воспитательного процесса.
     Нравственное развитие составляет часть целостного процесса развития личности, протекающего под влиянием трех основных факторов: наследственности, среды, воспитания. Мера воздействия этих факторов на процесс развития и становления личности служит предметом непрекращающейся научной дискуссии.
     Известно, что нравственная воспитуемость зависит не только от природных факторов. Определяющим фактором является «нравственно воспитывающее пространство». Диалектико-материалистический подход к пониманию соотношения факторов нравственного развития человека предполагает признание единства социальных условий и характера людей как указанных факторов. Ход нравственного развития человека зависит и от его внутренней активности, качества деятельности, жизненной позиции. Иными словами, каждый человек несет ответственность за свои моральные качества. О внутренней активности ребенка-воспитанника как факторе его нравственного развития говорится в большинстве трудов, опирающихся на диалектико-материалистическое учение.
     Рассмотрим некоторые нравственные новообразования младших школьников в соответствии с этапами обучения [2].
     6-7 лет. «К концу первого года обучения дети имеют определенный опыт взаимоотношений, совместной работы на уроках».
     8-9 лет. Второклассниками оценка различных событий, людей, природы осуществляется уже не только по принципу «хороший или плохой для меня», «добрый или злой по отношению ко мне» - «доброе» или «злое» осмысливается по отношению ко всем людям. Однако в 1-м и 2-м классах, по исследованиям Н.М. Трофимовой, мало детей умеют за внешними предметами и действиями увидеть отношение человека к деятельности и другим людям. [16]
     9-10 лет. Ребенку уже не нужна ежеминутная опека учителя, поэтому возникающие в классном коллективе конфликты дети пытаются разрешить сами. Большую роль в этом играет развитие самоуправления детского коллектива. Но детям свойственно видеть только внешнюю сторону конфликта или то, что задевает их лично, нравственный смысл во многих случаях они не осознают. Часто ребенок знает, как нужно поступать тому, или иному герою, а в реальной жизни не уступит и в малом, полагая, что все хорошие качества человека проявляются только в особых случаях и в героических поступках.
     Существуют как внутренние (физиологические, психологические), так и внешние (педагогические) предпосылки эффективного нравственного воспитания в процессе начального обучения.
     К внутренним предпосылкам относится сенситивность психики детей данного возраста к нравственному воспитанию, обусловленная повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность нравственных норм; бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении; активным формированием гуманистических отношений, побудительным мотивом которых является потребность в положительных поступках; неустойчивостью отрицательных качеств личности, пластичностью нервной системы, восприятием учителя референтной личностью; повышенной конформностью, которая может служить опорой учителю для развития умения ребенка подчинять свои интересы интересам коллектива и т.д. 
     Педагогическими предпосылками эффективного нравственного воспитания в процессе начального обучения могут быть значительное расширение круга общения и видов деятельности ребенка, которые воспринимаются им как общественно значимое явление; более разнообразные по сравнению с дошкольным детством жизненные обстоятельства, в которых ребенок должен сам решать, как надо поступать в том, или ином случае, не нарушая предъявленного к нему требования; длительное общение с учеником начальных классов в процессе обучения, позволяющее учителю наблюдать его в большом числе ситуаций, изучать его индивидуальные особенности, целенаправленно и систематически воздействовать на его развитие; существующие в начальной школе благоприятные условия для успешной установки контактов с родителями школьников; эмоциональность младших школьников.
     Перечисленные предпосылки начального обучения в школе представляют собой залог нравственной воспитуемости младших школьников. Именно в данном возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. С другой стороны, существуют и различные предпосылки трудностей нравственного воспитания младших школьников, связанные с особенностями развития их психики:
     1) преобладание конкретности мышления: дети связывают требования с конкретной обстановкой, личностью, предъявляющей их;
     2) недостаточное развитие самоконтроля, сдержанности: дети чаще замечают ошибки в поведении других, чем свои, действуют импульсивно; 3) неустойчивость и неадекватность уровня притязаний: младший школьник часто хочет выполнить больше, чем может;
     4) повышенная конформность: дети склонны делать выбор под влиянием толпы, импульсивных стимулов. Эти особенности психики младших школьников нужно рассматривать не как недостатки, а как предмет педагогического развития и коррекции.
     Анализ списков нравственных (положительных, социально одобряемых) качеств личности, оптимально формируемых в младшем школьном возрасте, позволил составить представление о наиболее важных из них. Ряд авторов базисными интегративными нравственными качествами считают те, которые не являются сущностью нравственности. Так, говоря об общительности, В.Т. Чепиков включает в ее структуру многие нравственные качества, связанные с гуманностью, честностью, отзывчивостью и пр. Однако в большей мере перечисленные им качества относятся к организованности и другим деловым качествам, важным, но не показательным при оценке нравственности младшего школьника. Именно такой подход часто реализуется не только в теории, но и в практике начального образования: учителя в большей мере озабочены формированием дисциплинированности, чем гуманности. Наиболее существенными, нравственными качествами, которые необходимо формировать в младшем школьном возрасте, являются дружелюбие, честность, вежливость, заботливость. [18]
     В целом нравственное воспитание и развитие ребенка - это две взаимообусловленные и постоянно изменяющиеся стороны единого процесса. Нравственное воспитание играет огромную роль в развитии психики ребенка: «…оно органически связано с развитием у детей интеллектуальной активности и сообразительности, с расширением их кругозора, знаний о природе, труде, искусстве и литературе». Особенности нравственного развития младших школьников необходимо учитывать при организации нравственного воспитания в начальной школе. [7]
     Вывод: Таким образом, к младшему школьному возрасту, каждый ребенок достигает своего «рубежа» нравственного развития; у него «накапливается определенный нравственный опыт, формируются черты индивидуального характера, вырабатываются определенные привычки». Все эти факторы отражаются на процессе нравственного воспитания.
     
     
     
     
     
     
     
      
     

Глава 2.Нравственноэстетическое развитие младшего школьника в современных условиях 

2.1.Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 
     Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В последние годы в связи с переходом к обучению с 6 лет и введением четырехлетней начальной школы нижняя граница данного возрастного этапа переместилась, и многие дети становятся школьниками, начиная не с 7 лет, как прежде, а с 6 лет. Соответственно границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6–7 до 9–10 лет.
     В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. [19]
     Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического криза, приходящегося на возраст 7 лет (в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой). Это означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов.
     Однако, несмотря на отмечаемые в это время определенные осложнения, сопровождающие физиологическую перестройку (повышенная утомляемость, нервнопсихическая ранимость ребенка), физиологический криз не столько отягощает, сколько, напротив, способствует более успешной адаптации ребенка к новым условиям. Это объясняется тем, что происходящие физиологические изменения отвечают повышенным требованиям новой ситуации. Более того, для детей, отстающих в общем развитии по причинам педагогической запущенности, этот криз является последним сроком, когда еще можно догнать сверстников.[8]
     В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Указывая на это, некоторые ученые приходят к выводу, что фактически в младших классах «за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте».[15]
     Переход к систематическому обучению предъявляет высокие требования к умственной работоспособности детей, которая у младших школьников еще неустойчива, сопротивляемость утомлению низкая. И хотя на протяжении возраста эти параметры повышаются, в целом продуктивность и качество работы младших школьников примерно наполовину ниже, чем соответствующие показатели старшеклассников.
     На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения и в психическом развитии ребенка: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми. Все эти аспекты психического развития младших школьников будут подробно рассмотрены далее.
     В отечественной психологии специфика каждого возраста, каждого возрастного этапа раскрывается через анализ ведущей деятельности, особенности социальной ситуации развития, характеристику основных возрастных новообразований. [12]
     Младший школьный возраст связан с переходом ребенка к систематическому школьному обучению. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.
     Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
     Переход к систематическому обучению создает условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.
     Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.
     Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка, становится доминирующей функцией. В ходе систематического обучения, направленного на усвоение научных знаний, происходит развитие словесно-логического, понятийного мышления, что ведет к перестройке и всех других познавательных процессов: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие думающим». Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к возникновению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий.[6]
     В этот период качественно изменяется способность к произво.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44