- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Формирование нравственных качеств в процессе эстетического воспитания младших школьников.
| Код работы: | K000922 |
| Тема: | Формирование нравственных качеств в процессе эстетического воспитания младших школьников. |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
БЕЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
Формирование нравственных качеств в процессе эстетического воспитания младших школьников
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Методика обучения и воспитания»
студентки гр.НО-141 Гусевой Анны Александровны
Работа сдана:
Работа проверена:
Рецензент:
к. и. н., доцент Иванов К.Ю.
Белово
2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………..3
Формирование нравственных качеств в процессе эстетического воспитания младших школьников.
1.Нравственные качества младших школьников.……................................5
2.Эстетическое воспитание младших школьников…………………….….9
3.Формирование нравственных качеств в процессе эстетического воспитания младших школьников.…………………………………………...11
Заключение…………………………………………………………………….13
Список использованной литературы………………………………………...16
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание начинается именно с младшего школьного возраста. Это именно тот возраст – время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира.
Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе.Эти границы могут быть условно определены в интервале от 6-7 до 10-11 лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения.
Учебная деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии речи, внимания, памяти, воображения и мышления; создает новые условия для личностного развития ребенка.
Воспитание нравственных качеств личности основывается на понимании и освоении нравственных ценностей, оставляющих современную общечеловеческую мораль.
Именно учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить проблеме нравственного воспитания важнейшую роль в своей деятельности. И поэтому целью педагога является оградить ребенка от мира жестокости и грубости, познакомить его с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия.
Целью нравственно-эстетического воспитания является: формирование устойчивых нравственных качеств личности школьника.
Умение видеть прекрасное, воспринимать его, понимать и чувствовать во многом содействует формированию социально-нравственных основ мировосприятия и отношения к действительности.
Тема контрольной работы будет актуальна всегда, воспитание духовно-нравственных качеств личности подрастающего поколения, это первоочередная задача нашего общества. Для рассмотрения этого вопроса были поставлены следующие задачи:
-выделить нравственные качества младших школьников;
-охарактеризовать эстетическое воспитание младших школьников;
-изучитьформирование нравственных качеств в процессе
эстетического воспитания младших школьников.
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ В ПРОЦЕССЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.Нравственные качества младших школьников
После детского сада, когда ребенок приходит в школу, у него появляется масса новых обязанностей, поэтому очень важно суметь приучить маленьких деток к дисциплине, установить четкий и строгий распорядок дня. Такой подход поможет ребенку стать более организованным, ведь ему будет значительно легче справляться с множеством, появившихся обязанностей.
Младший школьный возраст – очень благоприятное время для усвоения многих моральных норм, активный процесс приобретения и усвоения новых нравственных представлений и понятий, т.е. нравственных знаний. Дети стремятся выполнять эти нормы, что при правильной организации воспитания способствует формированию у них положительных нравственных качеств.
Ребенку в этот момент очень тяжело, ведь ему необходимо влиться, приспособиться к новому этапу новой жизни, сколько нового надо узнать, понять, принять, и поэтому на этом этапе так необходима поддержка и внимание близких взрослых людей: родителей, педагогов.
Нравственное развитие, воспитание, совершенствование человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.
Что же такое нравственное воспитание? Ученые, педагоги трактовали понятие нравственности по-разному. В толковом словаре И.П. Ожегова нравственность характеризуется как внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами [4].
Н. И. Болдырев раскрывает это понятие следующим образом: «Под нравственным воспитанием мы понимаем целенаправленное формирование моральных убеждений, развитие нравственных чувств и выработку навыков и привычек поведения» [1].
А В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека»,считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [6].
Нравственное воспитание – это систематическое воспитательное воздействие на человеческую личность, направленное на формирование у человека общественно сообразных нравственных качеств. К ним относятся ответственность, гуманность, высокая культура поведения, понимание и стремление к сохранению общечеловеческих ценностей, выработка нравственных убеждений и привычек, высокая культура межнациональных отношений, патриотизм, устойчивость научного мировоззрения[3].
Школа является главным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием.Во время осуществления нравственного воспитания младших школьников важным аспектом является учет психологических особенностей детей данного возраста.
Цель нравственного воспитания – формирование целостной нравственной личности: воспитание нравственного сознания и нравственных убеждений, воспитание навыков и привычек нравственного поведения, приобретение учащимися опыта нравственных отношений. Для достижения поставленной цели педагог приносит разнообразие в воспитательные занятия, проводя их в форме беседы, ролевой или подвижной игры, заочного путешествия и многое другое.
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств.
Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль. Сформированные навыки контроля способствуют ус?ешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания [5].
Ушинский К. Д. - считал, что педагог должен дать воспитаннику теоретический и практический опыт в области нравственного поведения, научить его обдумывать свои поступки.
Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Процесс нравственного воспитания длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям.
Работа по нравственному воспитанию младших школьников в общем виде можно представить как последовательное решение следующих задач:
-расширять, углублять и систематизировать знания детей о моральных нормах и правилах культурного поведения, принятые в обществе;
-вызвать у школьниковактивное желание культурно себя вести;
-соблюдать правила для учащихся и других морально-этических норм;
-обобщать и накапливать опыт нравственного поведения.
Нравственное становление личности ученика зависит от многих внешних и внутренних факторов, но все, же основными критериями определения уровня воспитанности учащихся могут быть такие нравственные качества: чуткость, взаимопомощь, дисциплинированность, единство слова и дела, ответственность, сила воли, трудолюбие, критичность и самокритичность, исполнительность, активность, заботливость.
Нравственные убеждения, влияют на поведение и поступки человека, и лежат в основе выявления волевых качеств личности: смелости и решительности, мужества и выносливости, настойчивости и терпения, стойкости к негативным воздействиям.
Поэтому сейчас школа, а в частности педагог, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому ребенку определить ценностные основы собственной жизнедеятельности.
Развитие и воспитание детей младшего школьного возраста возможно только в коллективе, в непосредственном контакте с тем обществом, в котором ему предстоит жить. Только в коллективе психология детей школьного возраста сможет правильно сформироваться. Только здесь ребенок сможет приобрести социальные жизненно необходимые навыки, научиться оценивать последствия и важность собственных решений и поступков, понять всю серьезность обязанностей, возложенных на него.
Таким образом, педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ребенку, продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
2. Эстетическое воспитание младших школьников
У младших школьников может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения). Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.
Эстетическое воспитание - это воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов, а также способности и потребности участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни [2].
В формировании гармонически развитой личности эстетическому воспитанию принадлежит значительная роль. В настоящее время важнейшая задача, значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки изобразительного искусства, трудового обучения, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу [2].
К. Д. Ушинский писал, что в каждом предмете учебного цикла содержится эстетический элемент, и задача наставника состоит в том, чтобы довести его до ребенка. Задача школы — сформировать у ребенка эстетическое отношение к действительности, потребность в деятельности по законам прекрасного. Результатом эстетического воспитания должно быть формирование у подрастающего поколения эстетического идеала. Эстетический идеал и эстетический вкус представляют собой устойчивые свойства личности, являются критериями эстетических оценок, именно с точки зрения этих свойств человек эстетически оценивает действительность. Школа, закладывая основы формирования личности ребенка, воспитывает из них не только сознательных граждан и хороших специалистов, но и людей с развитым эстетическим вкусом[2].
Для воспитания художественного восприятия у младших школьников существенное значение имеет использование приема сравнения при изучении литературных произведений, прослушивании музыки и рассматривании картин и побуждение их к оценке этих произведений, выражению собственного отношения к их достоинствам и недостаткам.
В воспитании эстетических восприятий младших школьников необходимо широко использовать заучивание стихов, песен, демонстрацию репродукций картин[7].
Для ознакомления учащихся с красотой родной природы должны проводиться экологические экскурсии, организовываться наблюдения за сезонными изменениями окружающего ландшафта, создавать гербарии из местных растений, проводиться выставки картин, посвященные животному миру. Вместе с тем необходимо воспитывать активное отношение к сохранению природы, организуя для этого различные кружки: защиты экологии, защиты животных, друзья природы. Все это показывает, что эстетическое воспитание учащихся должно занимать видное место в комплексе учебных и внеклассных занятий в начальных классах.
Мультипликационные или герои кинофильмов, книжные герои это люди, звери, или фантастические вымышленные существа, наделенные человеческими качествами, являются носителями добра и зла, милосердия и жестокости, справедливости и лживости. В меру своего понимания маленький ребенок становится приверженцем добра, симпатизирует героям, ведущим борьбу за справедливость против зла.
Таким образом, эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.
Эстетическое воспитание играет большую роль в воспитании высокообразованного, культурного и нравственного человека, обеспечивает комплексный подход к развитию личности, и проявляется это в его отношении к людям, к труду, к искусству, к жизни.
3. Формирование нравственных качеств в процессе эстетического воспитания младших школьников
Эстетическое воспитание, нельзя рассматривать отдельно от нравственного воспитания, потому что этические и эстетические представления связаны как с положительными, так и с отрицательными переживаниями человека.
Под «духовно-нравственным воспитанием» понимаетсяпроцесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
-нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
-нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
-нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлениюсамоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
-нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Сейчас, когда в нашей жизни каждый день происходят разного рода события, необходимо уделять внимание нравственно-эстетической культуре младших школьников, которую рассматриваем как процесс нравственно-эстетического воспитания. Для младших школьников нравственные и эстетические ценности неразрывно связаны, поэтому их необходимо рассматривать в совокупности. Важно, проводить целенаправленную работу по формированию моральных, этических, эстетических принципов и установок, которые воспитываются долго и кропотливо.
Использование искусства является кратчайшим путем донесения до сознания ребенка представлений о добре и зле, прекрасном и безобразном.
В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.
Для этого необходимо проводить различные мероприятия: беседы на этические темы, чтение художественной детской литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.
Ребенок должен нести ответственность за свои поступки, за свои дела перед родными и близкими людьми. Дети должны делать хорошие дела, приносить пользу близким, радовать добрыми поступками.
Из всего сказанного выше можно сделать вывод: что нравственно-эстетическое воспитание младших школьников направлено на формирование всесторонне развитой личности.
Но, тем не менее, говоря о духовном и эстетическом воспитании школьников, необходимо учитывать, что совокупность знаний в области морали и этики не гарантирует применения их ребенком в повседневной жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В период младшего школьного возраста в личности ребенка происходят качественные изменения, связанные с ростом самосознания. Ребенок начинает ощущать, осознавать себя личностью. Он еще не личность в восприятии взрослых, но уже личность в собственном восприятии.
Личный пример учителя способствует формированию нравственных качеств.
Нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, этот процесс направлен на овладение людьми правилами и нормами поведения. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.
Огромное значение для нравственного воспитания школьников имеет содержание, и организация учебного и вне учебного процесса. Для этого необходимо деятельность учащихся строить как коллективную. Именно в коллективе закладывается характер ребенка и его отношение к другим его сверстникам.
Эстетическое воспитание начинается с развития способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, пробуждения у детей простых эстетических чувств и достигается постоянным приобщением к красоте, созданием условий, благоприятствующих полноценному ее восприятию[8].
Основной направленностью эстетического воспитания является не специальная или профессиональная подготовка в области какого-либо вида искусства, а общее эстетическое развитие, воспитание художественного вкуса, развитие интереса к творческой деятельности.
Среди школьных дисциплин наибольшее значение для эстетического воспитания имеют литература, история, география, биология и предметы собственно эстетического цикла - музыка и изобразительное искусство. Немаловажные возможности открывают для этого и уроки физического воспитания[8].
В задачи школьного курса музыки входит развитие музыкального вкуса и воспитание любви к музыке, формирование активно-творческого отношения к ней. Этот курс закладывает основы общего музыкального образования школьников, которые за период обучения в школе учатся грамотно, эмоционально и выразительно петь, слушать и понимать музыку, знакомятся с творчеством крупнейших советских и зарубежных композиторов.
Курс изобразительного искусства включает обучение учащихся элементарным основам реалистического рисунка, формирование у них умений рисовать с натуры, по памяти и по представлению, развитие интереса и любви к искусству, потребности проявления себя в изобразительном творчестве[8].
Нравственно-эстетическое воспитание реализуется в процессе совместной деятельности учителя и учеников.
Основными задачами нравственно-эстетического воспитания младших школьников является:
-формирование системы нравственно-эстетических ценностей (Добро, Истина, Красота);
-формирование нравственных качеств личности обучающихся (честность, доброта, отзывчивость, уважительное отношение к людям, бережное отношение к природе);
-формирование нравственно-эстетического отношения к окружающей действительности;
-выявление и развитие индивидуальности каждого ребенка средствами нравственно-эстетического воспитания.
Сейчас перед школой стоит нелегкая задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Богданова, О.С., Петрова, В.И. Воспитание культуры поведения учащихся начальных классов:учеб.пособие /О.С. Богданова, В.И. Петрова.- М.: Просвещение, 2006.-157с.
2.Мамедова, И. М. Эстетическое воспитание школьников / И. М. Мамедова // Молодой ученый,- 2014. - №2. - С. 790-792
3.Назарьева, В.А. Шпаргалка по педагогике: учеб. пособие / В.А.Назарьева.М.: 2008.- 270с.
4. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова.- М.: Оникс, 2008.-976с.
5.Сластенин, В.А. и др. Педагогика:учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576с.
6.Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения: учеб. пособие в 3 т./В.А. Сухомлинский. - М.: 1981. Т. 3. – 670с.
7.Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб.пособие/ И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 1999. - 520 с.
8.Ядэшко,В.И.,Сохина,Ф. А. Дошкольная педагогика: под ред.В. И. Ядэшко, Ф.А.Сохина.- изд. 2-е, испр. и доп.-М.: Просвещение,1986.-415с.
2
....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
| Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:

