- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Процесс формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K009246 |
Тема: | Процесс формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста |
Содержание
Введение Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время здоровье является важнейшим составляющим всей жизни человека, как взрослого, так и ребенка. В современном российском обществе сохраняется неблагоприятная демографическая ситуация. При этом, по определению Всемирной Организации Здравоохранения, демографический потенциал страны определяют дети именно дошкольного возраста. Всемирная Организация Здравоохронения констатирует: «Проблема сохранения жизни и здоровья детей в возрасте до 7 лет является важнейшей стратегической задачей сохранения жизни и здоровья населения в целом; инвестиции в здоровье детей на ранних этапах развития предполагают получение большой отдачи на следующих этапах их жизни и полезны для всего населения». На состояние здоровья детей влияют многие негативные факторы: повсеместно ухудшающаяся экологическая обстановка, снижение уровня жизни в целом по стране, снижение уровня социальных гарантий для детей в сферах духовного и физического развития, недостаток у родителей времени и средств для полноценного удовлетворения потребностей детей, увеличение числа неполных семей, технология воспитательно-образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания. Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования подрастающего поколения, интегрированного в современное общество. Успешным в различных областях жизнедеятельности может быть человек, который ориентирован на здоровый образ жизни. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в педагогическом сопровождении формирования основ ЗОЖ. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста и недостаточным использованием потенциала социально-культурной деятельности в данном направлении. Целью исследования: выявить условия формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста, разработать программу формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста на материалах МБДОУ «Детский сад №26». В соответствии с целью были определенны задачи исследования: - обосновать специфику здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста; - охарактеризовать средства, методы и формы социально-культурной деятельности, направленные на формирование здорового образа жизни старших дошкольников; - проанализировать деятельность МБДОУ «Детский сад №26» Артемовского городского округа; - выявить организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста; - обосновать программу формирования здорового образа жизни «Путешествие в страну Здоровья» для детей старшего дошкольного возраста Объект исследования - дети старшего дошкольного возраста. Предметом исследования является процесс формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Степень научной разработанности проблемы исследования являются: Ю.П. Лисицын – специалист в области социальной гигены, Б.Н. Чумаков – доктор медицинских наук, психологии О.С. Осадчук, А.Ф. Аменд – доктор педпгоических наук, педагогики В.Г. Алямовская, Г.К. Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Л. Лазарев, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, А.П Марков. и Г.М. Бирженюк. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ, интервью, опрос, социально-культурное проектирование. Практическая значимость исследования: содержащиеся в работе теории и практически материалы могут быть использованы педагогами ДОУ при определении содержания и педагогических условий формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста; предложенный диагностический инструментарий даёт возможность специалисту определить уровень сформированности детей системой знаний о своем организме и здоровом образе жизни. База исследования: Приморский край, город Артем, улица Симферопольская, дом №8. Структура данной выпускной квалификационной работы состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка источников, приложения Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности 1.1. Понятие здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста Здоровый образ жизни - категория, интегрирующая биологические, социальные и экологические представления о здоровье человека и его жизнедеятельности, поскольку физическое благополучие зависит не только от наследственности и количества внимания к здоровью ребенка со стороны родителей и врачей, но и от влияния экологических факторов, от степени гармонизации взаимоотношений ребенка с внешней социальной и экологической средой. Формирование здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида. Развитие и социализация ребенка происходит в определенной социальной среде, которая является важным фактором регуляции его поведения. В исследованиях Н.В. Бордовской, В.П. Озерова, С.Ю. Толстовой, O.JI. Трещевой, С.О.Филипповой подчеркивается роль социума как среды формирования у детей определенного образа жизни. Среди социально-психологических особенностей, способствующих формированию представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников, необходимо отметить следующие: * совместная деятельность взрослых и сверстников, которые демонстрируют образцы поведения; * склонность к воспроизведению, подражание поступкам взрослых из близкого окружения; * выполнения правил поведения на основе усвоенных привычек. Под элементарными представлениями о здоровом образе жизни у старших дошкольников понимают определенный уровень осведомленности и поведение, которые формируются в процессе целенаправленной педагогической работы. Так же важно знать, что ребенок старшего дошкольного возраста имеет сформированные представления об особенностях строения и функциях организма человека, о здоровье как состоянии физического и психологического благополучия; о болезни и факторах, разрушающих здоровье, о роли света, воздуха, воды и растений в жизни человека, их влиянии на здоровье, о значении для здоровья основных культурно-гигиенических навыков, закаливающих процедур, соблюдения режима дня, рационального питания, сна, двигательной активности, игровой деятельности, занятий физкультурой и спортом1. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в дошкольном возрасте. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в детских образовательных учреждениях, является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. В данном возрасте ребенок проявляет умение заботиться о своем здоровье, осознает значение здорового образа жизни для здоровья. Представления старшего дошкольника о здоровом образе жизни носят элементарный, но целостный характер; он осознает необходимость проведения оздоровительных, закаливающих и культурно-гигиенических мероприятий, присваивает переданный взрослыми опыт и переносит его в самостоятельную деятельность2. Задачи и содержание воспитания детей старшего дошкольного возраста многогранны. Особое место среди них занимают проблемы охраны здоровья детей и их физического воспитания, т.к. от эффективности решения этих проблем зависит полноценное развитие ребенка. У детей старшего дошкольного возраста есть все предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни: - активно развиваются психические процессы, растет самооценка, чувство ответственности; - заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; дети умеют сохранять и демонстрировать правильную осанку; - дети способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности»3. На физиологическое состояние детей старшего дошкольного возраста большое влияние оказывает их психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от ментальных установок. Поэтому ученые выделяют следующие аспекты здорового образа жизни старших дошкольников: - эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями; - интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах; - духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним; оптимизм. Анализ всех программ воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста показывает, что ведущее место в воспитательном процессе занимает физическое воспитание в отличие от формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни. Для формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группе детского сада проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу старшего дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни»4. Большое значение на формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группе, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры старших дошкольников организует воспитатель, но чаще всего сами дети. «Как правило, дети играют небольшими группами. Чувство радости, самостоятельности в игре стимулирует старших дошкольников стремиться к еще большей физической активности и к организации здорового образа жизни»5. Процесс формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни тесно связан с воспитанием у них любви к чистоте, опрятности, порядку. Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми старшего дошкольного возраста проводятся специальные физкультурные занятия. Их цель – обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности. Занятия проводятся в специальном зале, сопровождаются музыкой. Все занятия проводятся по специальным методикам. Развитие движений, воспитание двигательной активности старших дошкольников осуществляется во время прогулок. В большей части дошкольных учреждений имеются хорошо оборудованные участки, где проводят время дети. Каждая прогулка может иметь определенное содержание. Так, воспитатель для прогулки планирует ряд подвижных игр, эстафету, сбор природного материала для дальнейшей работы с ним в группе, соревнования и т.д. Формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни тесно связано с охраной их жизни и здоровья. Правила по охране жизни и здоровья ребенка изложены в специальных инструкциях и методических письмах для дошкольных работников. В детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления. Эффективное формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни может осуществляться только при точном соблюдении режимных моментов детского сада. Режим – это твердо установленный, педагогический и физиологически обоснованный распорядок жизни детей, направленный на полноценное физическое и психическое развитие каждого ребенка. Для старшего возраста устанавливается свой режим, соответствующий детям данной возрастной категории. Режим дня – это «не просто регламентированное время препровождения, а специально организованная жизнь детей, имеющая оздоровительное и воспитательное значение»6. Режимные моменты способствуют воспитанию у детей, прежде всего, культурно-гигиенических привычек. Навыков общения со сверстниками и взрослыми, дисциплинируют воспитанников, помогают им быть активными, самостоятельными. Положительное влияние на формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни оказывают прогулки и дневной сон. Помимо оздоровительного значения, они способствуют развитию движений ребенка, его физической активности; создают зоны отдыха и расслабления; укрепляют нервную систему детей. Таким образом, в качестве эффективных способов формирования основ здорового образа жизни у дошкольников, могут считаться следующие условия: * организация и насыщение видов деятельности (игры, экспериментирования, познавательной, общения) информацией об основах здорового образа жизни и формирование на этой базе положительного эмоционально-положительного отношения к данному процессу; * расширение предметно - пространственной среды для освоения детьми способов ведения основ здорового образа жизни; осуществление сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи, основанного на единстве воспитательного воздействия. Существует целый ряд определений, которые, как правило, содержат пять критериев, определяющих здоровье человека: * полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие; * нормальное функционирование организма в системе «человек — окружающая среда»; * умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде; * способность к полноценному выполнению основных социальных функций. Здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности и ценно тем, что является непременным условием эффективной деятельности индивидуума, через которую достигаются благополучие и счастье. Достичь благополучия возможно только через труд, направленный на расширение своих духовных, физических и социальных возможностей. Существует целый ряд определений, которые, как правило, содержат пять критериев, определяющих здоровье человека: * полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие; * нормальное функционирование организма в системе «человек — окружающая среда»; * умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде; а отсутствие болезни; * способность к полноценному выполнению основных социальных функций. Первым шагом к созданию своей индивидуальной системы здорового образа жизни является выработка твёрдой мотивации. К здоровому образу жизни нельзя прийти по чьему-то указанию. Это должно быть личное глубокое убеждение и уверенность в том, что другого пути к здоровью, реализации своих жизненных планов, обеспечению благополучия для себя, своей семьи и общества просто не существует. Другим составляющим элементом здорового образа жизни является режим жизнедеятельности. Вся жизнедеятельность человека проходит в режиме распределения времени, частично вынужденного, связанного с общественно необходимой деятельностью, частично по индивидуальному плану. Так, например, режим жизнедеятельности школьника определён учебным планом занятий в школе, режим военнослужащего — распорядком дня, утверждённым командиром воинской части, режим работающего человека - началом и концом рабочего дня. Таким образом, режим - это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон. Главной составляющей режима жизнедеятельности человека является его труд, который представляет целесообразную деятельность человека, направленную на создание материальных и духовных ценностей. Режим жизнедеятельности человека трудоспособного возраста должен быть подчинён прежде всего его эффективной трудовой деятельности. Работающий человек живёт в определённом ритме: он должен в определённое время вставать, выполнять свои обязанности, питаться, отдыхать и спать. И это неудивительно, все процессы в природе подчинены в той или иной мере строгому ритму: чередуются времена года, ночь сменяет день, день снова приходит на смену ночи. Ритмичная деятельность - один из основных законов жизни и одна из основ любого труда. Рациональное сочетание элементов режима жизнедеятельности обеспечивает более продуктивную работу человека и высокий уровень его здоровья. В трудовой деятельности человека участвует весь организм как целое. Трудовой ритм задаёт ритм физиологический: в определённые часы организм испытывает нагрузку, вследствие чего повышается обмен веществ, усиливается кровообращение, дыхание, а затем появляется чувство усталости; в другие часы, дни, когда нагрузка снижается, наступает отдых после утомления, восстанавливаются силы и энергия. Правильное чередование нагрузки и отдыха является основой высокой работоспособности человека. Наиболее эффективным средством для восстановления работоспособности является активный отдых, который позволяет рационально использовать свободное время. Чередование видов работы, гармоничное сочетание умственного и физического труда, физическая культура обеспечивают эффективное восстановление сил и энергии. Отдыхать человеку требуется ежедневно, раз в неделю и раз в году, используя свободное время для укрепления своего физического и духовного здоровья. Говоря о необходимости чередования труда и отдыха, особо следует подчеркнуть, что к важнейшему виду ежедневного отдыха относится сон. Без достаточного, нормального сна немыслимо здоровье человека. Потребность во сне зависит от возраста, образа жизни, типа нервной системы человека. Сон прежде всего способствует нормальной деятельности центральной нервной системы. Недосыпание, особенно систематическое, ведёт к переутомлению, истощению нервной системы, заболеванию организма. Сон нельзя заменить ничем, он ничем не компенсируется. Соблюдение режима сна - основа здорового образа жизни. Чтобы быть здоровым и работоспособным, необходимо выработать привычку ложиться спать и вставать в одно и то же время, научиться быстро засыпать и крепко спать. Правильное питание - это важнейшее условие здоровья человека, его работоспособности и долголетия. Что значит правильно питаться? Это значит получать с пищей в достаточном количестве и в правильном соотношении необходимые организму вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду. Существует несколько теорий правильного питания, но пока никто не может дать каждому из нас твёрдые наставления: ешьте то-то в таком-то количестве. Рацион питания зависит от взглядов и образа жизни каждого человека. Все элементы режима жизнедеятельности человека (труд, отдых, сон и питание) во многом индивидуальны. Высоким уровнем работоспособности, здоровья и долголетия будет обладать тот, кто придерживается требований здорового образа жизни. Анализ психолого-педагогической литературы дает возможность определить здоровый образ жизни детей дошкольного возраста как форму повседневной жизни, которая отвечает гигиеническим правилам, развивает адаптивные возможности организма, способствует успешному поддержанию и развитию его резервных возможностей7. Для детей дошкольного возраста здоровый образ жизни — это потребность ребенка в чистоте и аккуратности, культуре поведения и самостоятельной двигательной активности. К старшему дошкольному возрасту воспитанники осваивают начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни, узнают о некоторых приемах оказания помощи при получении травм. В этом возрасте дети самостоятельно выполняют закаливающие процедуры, осваивают приемы ухода за одеждой и т.п. K компонентам здорового образа жизни старших дошкольников относятся: соблюдение режима дня, правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма, сохранение стабильного психоэмоционального состояния8. Для старших дошкольников соблюдение режима дня имеет особое значение. С одной стороны, их нервная система еще не сформировалась окончательно, не зрелая, и предел истощаемости нервных клеток довольно низок, а с другой стороны — новые условия жизни, необходимость адаптации к нелегким для организма ребенка физическим и психическим нагрузкам, связанным с систематическим обучением, ломка старых стереотипов поведения и деятельности и создание новых предъявляют повышенные требования ко всем физиологическим системам. Упорядоченность чередования труда и отдыха способствует оптимизации функций организма, лучшей адаптации к условиям дошкольного учреждения с минимальными физиологическими затратами, а нарушения режима дня приводят к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, и прежде всего к неврозам. Основными компонентами режима являются следующие: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки, подвижные игры, занятия физкультурой и спортом), непосредственная образовательная деятельность в детском саду, отдых, прием пищи, личная гигиена9. Одними из важнейших компонентов в формировании здорового образа жизни является двигательная активность и закаливание. Недостаточная двигательная активность обусловливает появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьезных изменений в организме ребенка. Дошкольный возраст — это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности. Можно сказать, что основными задачами этого возрастного периода являются овладение всеми доступными движениями, испытание и совершенствование своих двигательных способностей, что позволяет приобрести более широкую власть, как над своим телом, так и над внешним физическим пространством. Говоря об оптимальном двигательном режиме, следует учитывать не только исходное состояние здоровья, но и как часто и систематично будут применяться нагрузки. Занятия должны быть основаны на следующих принципах: постепенности, последовательности, повторности и систематичности, индивидуализации и регулярности. Доказано, что наилучший оздоровительный эффект (в плане тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем) дают циклические упражнения аэробного характера: ходьба, легкий бег, плавание, лыжные и велосипедные прогулки. В комплекс ежедневных упражнений необходимо включить также упражнения на гибкость10. Закаливающие мероприятия (хождение по солевой дорожке, обтирание сухой варежкой), воздушное контрастное закаливание, водное закаливание (обширное умывание), босохождение, оздоровительный массаж являются неотъемлемыми компонентами формирования здорового образа жизни у дошкольников. Большую роль в формировании ЗОЖ играет рациональность питания дошкольника. В основе рационального питания лежат 5 принципов, таких как регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность и удовольствие11. Ещё один важный компонент в формировании здорового образа жизни дошкольника — это пример педагогов и родителей. В силу своих возрастных особенностей дошкольник испытывает большое доверие к взрослым. Для ребенка слова воспитателя, его поступки, оценки имеют огромное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка об окружающей его действительности. Необходимо стремиться к тому, чтобы весь уклад жизни дошкольника был наполнен множеством примеров здорового образа жизни. Структура здорового образа жизни у старших дошкольников включает в себя: - системные знания и представления ребенка по основным направлениям здорового образа жизни; - практическую реализацию системы знаний в привычках и поведении; - осознанное ценностное отношение к своему здоровью и окружающим12. Представлениями называются возникающие в памяти человека конкретные образы предметов и явлений внешнего мира и их свойств, которые он когда-то раньше воспринимал. В основе представлений лежит предшествующий опыт человека: нет ни одного представления, которое не было бы раньше в той или другой своей части восприятием13. В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни. Разработанная система обучения знаниям, умениям и навыкам обеспечения и поддержания здоровья начиная с периода первого детства, позволит успешно решать задачу формирования своей философии жизни, собственной философии здоровья. Между тем в существующих программах обучения и воспитания детей дошкольного возраста отсутствует научно обоснованная технология решения данного вопроса. В этой связи назрела необходимость специального исследования процесса формирования здорового образа жизни детей 3-7 лет в условиях дошкольных образовательных учреждений. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяются моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды. Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. Именно детский сад должно стать «школой здорового стиля жизни» детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. Это приведет к формированию потребности вести здорового образа жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Таким образом, сформированные традиции здорового образа жизни становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей. Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Реализация основ здорового образа жизни, помимо выполнения рационального жизненного распорядка и усвоения детьми правил гигиены, включает и полноценное питание, достаточную двигательную активность в течение дня, необходимый объем гигиенической грамотности в целом, а также социокультурные мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни. Таким образом, для старшего дошкольного возраста здоровый образ жизни — это потребность ребенка в чистоте и аккуратности, культуре поведения и самостоятельной двигательной активности. K компонентам здорового образа жизни старших дошкольников относятся: соблюдение режима дня, правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма, сохранение стабильного психоэмоционального состояния. Структура здорового образа жизни у старших дошкольников включает в себя: * системные знания и представления ребенка по основным направлениям здорового образа жизни; * практическую реализацию системы знаний в привычках и поведении; * осознанное ценностное отношение к своему здоровью и окружающим. Показатели и уровни сформированности основ здорового образа жизни у дошкольников характеризуются степенью осведомленности детей об элементах основ здорового образа жизни, способах ведения основ здорового образа жизни, полнотой, системностью и обобщенностью данной информации, степенью овладения способами ведения основ здорового образа жизни, адекватностью, целенаправленностью, инициативностью и самостоятельностью их использования в поведении и деятельности для достижения результатов. В исследованиях второй половины ХХ века были определены стратегические направления решения проблемы формирования навыков здорового образа жизни, а именно: организация рационального активного двигательного режима детей дошкольного возраста; привлечение их к двигательной активности; улучшение воспитательной работы детских дошкольных учреждений, которая предусматривала оздоровительно-просветительскую сотрудничество с семьей. Изучение и анализ методической и педагогической литературы исследуемого периода позволили доказать огромную роль семьи в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в виде воспитания положительного отношения к нему личным примером; привлечение ребенка к соблюдению норм здорового образа жизни (режим дня, закаливание и т.д.), организации активного досуга в свободное время, подготовки ребенка к школе, которая должна включать оздоровительный, режимный, гигиенический, физический, умственный компоненты14. В процессе исследования выяснено, что особенности организации рационального двигательного режима в педагогической практике исследуемого периода, обусловлены необходимостью привлекать ребенка к активной, разносторонней деятельности и потребностью детского организма в ярких эмоциональных переживаниях, положительных ощущениях, изменении режимов отдыха и работы, а также требованиями пребывание на свежем воздухе, обеспечение двигательной активности.15 В контексте проблемы исследования необходимо отметить, что признание отечественной педагогической мыслью потребности в специальной организации рационального активного отдыха в детских садах, связанного с физическими упражнениями и движениями, обусловило решение проблемы в следующих направлениях: создание условий для активной деятельности детей, организация игровых площадок, включение детей в активные формы двигательной деятельности (игры и занятия на свежем воздухе, городские пешие прогулки в разные времена года, выезд в летний период на дачу, экскурсии на природу, туризм, подвижные игры и т.д.).16 Приоритеты активного досуга детерминировали соблюдение ряда основных требований к успешной его организации в работе детских дошкольных учреждений: определение цели и задач, учет возрастных и психологических особенностей детей, обеспечение коллективной деятельности, реализация воспитательных и развивающих возможностей, систематичность, создание специальных мест и площадок, осуществление контроля психического, эмоционального, физического состояния ребенка17. Результаты исследования показали, что успешному решению проблемы формирования навыков здорового образа жизни детей дошкольного возраста в исследуемый период способствовало сочетание разнообразных средств: гигиенических (организация гигиенического среды и правильного режима дня и отдыха: время подъема, сна, приема пищи, занятий и прогулок), оздоровительных сил природы (воздух, солнце, вода), закаливание организма (основные средства — воздушные и солнечные ванны, обтирания, обливания, купание в естественных водоемах), общения, элементарного труда, физических упражнений, применяемых в гимнастике (общеразвивающие, дыхательные), спорте, игре и туризме. В работе выявлено накопленные опытом методы и приемы формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста во второй половине ХХ века: наглядные (образец воспитателя, родителей; показ физических упражнений воспитателем или ребенком; использование мимических и пантомимических движений; демонстрация тематических диафильмов, кинофильмов о спорте; имитационно-игровые методы); словесные (речевой комментарий, рассказ, объяснение, беседа); практические (игра, соревнования, практическая помощь взрослых).18 В работе отмечено, что эффективность усвоения здорового образа жизни дошкольниками в исследуемый период зависела не только от методов и приемов обучения, но и от форм организации учебно-воспитательной работы, а именно: утренней гимнастики, физкультурных занятий (индивидуальных и групповых, сюжетных и игровых, дифференцированных — для девочек и мальчиков отдельно, доминантных — с преимуществом элементарных спортивных игр и упражнений спортивного характера, с включением танцевальных элементов), физкультминуток, гимнастики после дневного сна, самостоятельной двигательно....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: