VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Формирование выразительного образа человека в сюжетном рисовании у детей старшего дошкольного возраста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K015856
Тема: Формирование выразительного образа человека в сюжетном рисовании у детей старшего дошкольного возраста
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕГОСУДАРСТВЕННОЕБЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
БОРИСОГЛЕБСКИЙ ФИЛИАЛ
(БФ ФГБОУ ВО «ВГУ»)

Психолого-педагогический факультет
Кафедра педагогики и современных образовательных технологий


Формирование выразительного образа человека в сюжетном рисовании у детей старшего дошкольного возраста

Курсовая работа по дисциплинеТеория и технологии развития детской
изобразительной деятельности

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
(уровень бакалавриат)

Профиль подготовки: Начальное образование. Дошкольное образование




Зав. кафедройдоктор пед. наук, доц. Е. А. Кудрявцева
Обучающийся студент 3 курса 1 группы Ю.А Филатова
Руководитель      канд. пед. наук, доц. О. В. Ожерельева





Борисоглебск 2018

Содержание:

Введение


Глава 1. Теоретические основы формирования выразительного образа человека в сюжетном рисовании у детей старшего дошкольного возраста

1.1.
Проблема формирования выразительного образа человека в сюжетном рисовании у детей старшего дошкольного возраста в исследованиях ученых-педагогов

1.2.
Особенности  в формировании выразительного образа человека в сюжетном рисовании у детей старшего дошкольного возраста

1.3.
Пути формирования выразительного образа человека в сюжетном рисованииу детей старшего дошкольного возраста


Выводы по I главе


Глава 2. Эмпирическое исследование формирования выразительного образа человека в сюжетном рисовании у детей старшего дошкольного возраста

2.1.
Диагностика особенностей формирования выразительного образа человека в сюжетном рисовании у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий этап эксперимента)

2.2.
Программа по формированию выразительного образа человека в сюжетном рисовании у детей старшего дошкольного возраста

2.3.
Опытно-экспериментальная работа, направленная на формированиевыразительного образа человека в сюжетном рисовании удетей старшего дошкольного возраста(контрольный этап эксперимента)


Выводы по II главе


Заключение


Список использованной литературы


Приложения






Введение
     Актуальность.Рисование – это один из полезных и интересных видов творчества, в результате которого создаются графические и живописные изображения разными способами и с использованием различных материалов.
     Изобразительная деятельность приучает малышей к миру прекрасного, позволяет почувствовать гармонию окружающего мира, формирует эстетический вкус и развивает творческие способности.
     Маленькие дети рассматривают занятия изобразительной деятельностью как необычный и новый для них опыт. Поначалу маленького ребёнка не очень интересует результат, а вот сам процесс ему интересен. При умелой организации деятельности рисование может стать для старших дошкольников одним из любимых занятий.
     В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное. Каждому из них свойственны специфические задачи, которые определяют программный материал и содержание работы.  Из всех видов рисования старших дошкольников больше интересует сюжетное рисование.Главной задачей обучения рисованию является помощь детям в познании окружающей действительности, развитие у них наблюдательности, воспитание чувства прекрасного и обучением приемам изображения. В итоге осуществляется такая задача изобразительной деятельности, как формирование творческих способностей детей в создании выразительного образа предметов доступными изобразительными средствами для данного возраста.
     В изобразительной деятельности идет интенсивное познавательное развитие. У ребенка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное, быть внимательным. Изображая простейшие предметы и явления, ребенок познает их, у него формируются первые представления.
     В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять свое поведение элементарным правилам – как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления. 
     Истоки изобразительной деятельности – в раннем детстве. В процессе детской изобразительной деятельности идет развитие ребенка по всем направлениям. Главное, не упустить ранний, а затем дошкольный возраст, наиболее благоприятный для развития.
     Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте рассматривалась советскими учеными (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Е. Н. Игнатьев, Т. С. Комарова, Я. З. Неверович, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов и др.), как важнейшее средство эстетического воспитания, направленная на развитие у детей художественного восприятия, образных представлений, эстетических чувств, воображения и творческих способностей. Раскрывая возможности каждой возрастной ступени дошкольного детства, ученые выделяли старший дошкольный возраст как наиболее сенситивный в развитии художественно-творческих способностей, так как в этот возрастной период у детей активно развивается воображение и образное мышление, составляющие основу художественно-творческой деятельности. Проблема восприятия и создания детьми художественных образов в различных видах детского изобразительного творчества достаточно хорошо изучена: в живописи (Т. А. Буяновой, А. А. Грибовской, Т. Н. Дороновой, Н. М. Зубаревой, Т. С. Комаровой, Р. Г. Козаковой, Е. В. Лебедевой, Е. А. Чекуновой, Р.М Чумичевой и др.); в графике (В. Я. Кионовой, Н. А. Курочкиной Р. М. Мирошкиной и др.); в скульптуре (Г. М. Вишневой, Е. В. Гончаровой, Н. Б. Халезовой); декоративном рисовании (Н. С. Александровой, Л. Г. Васильевой, О. О. Дроновой, А. В. Молчевой и др.); аппликационной деятельности (С. В. Иванниковой, О. Р. Лагутиной, Е. С. Рогалевой и др.); лепке (Н. А. Курочкиной, И. А. Лыковой и др.); конструировании (Т. Ф. Панфиловой, Л. А. Парамоновой и др.). В своих работах ученые обращали внимание на связь процесса создания художественных образов с проявлением эмоций детьми, их знаниями; была выявлена взаимосвязь творческих проявлений детей с владением техническими навыками и приемами передачи художественных образов в разных видах художественной деятельности. 
     Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, так как именно творческий человек определяет прогресс человечества. Наше время – время информационных технологий – требует творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. В связи с вышесказанным, рассматриваемая проблема формирования выразительного образа в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного возраста актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане. 
     Все вышеизложенное определило тему нашего исследования: «Формирование выразительного образа человека в сюжетном рисовании старших дошкольников ».
     Противоречиезаключается в том, чтоне овладев выразительными средствами, техниками и приёмами рисования, ребенок не сможет правильно выразить в рисунке свои эмоции и чувства.
     Проблема исследования–каковы особенности формирования выразительного образа в сюжетном рисовании старшего дошкольника?
     Цель исследования–  выявить особенности формирования выразительного образа в сюжетном рисовании старших дошкольников.
     Задачи исследования: 
     1) изучить теоретические основы становления выразительного образа в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного возраста;
     2) выявить особенности формирования умений и навыков детей
     дошкольного возраста на занятиях рисования;
     3) рассмотреть методы и приемы обучения рисованию детей старшего дошкольного возраста;
     4) разработать и экспериментально проверить программу по формированию умения создавать выразительный художественный образ в сюжетном рисунке.
     Объектом исследования – выразительный образ в сюжетном рисовании старших дошкольников. 
     Предмет исследования  –  особенности формирования выразительного образа в рисовании старших дошкольников.
     Гипотеза: для успешности формирования у старших дошкольников умения создавать выразительный художественный образ в сюжетном рисовании необходимо создание следующих условий:
     1) специальное организованное восприятие детьми предметов и явлений действительности с целью формирования нужных представлений об образе;
     2) целенаправленное ознакомление дошкольников со средствами художественной выразительности;
     3) использование разнообразных материалов и техник на занятиях.
     Методы исследования:
     1) Теоретическиеметоды (изучение и теоретический анализ психолого- педагогической литературы);
     2) Эмпирические методы (наблюдение, беседа, опытно-экспериментальная работа, изучение продуктов изобразительной деятельности детей, качественный и количественный анализ экспериментальных данных).
     Практическая значимость состоит в том, что выявлена и эмпирически проверена система педагогических условий формирования выразительного образа человека в сюжетном рисовании старшего дошкольника. Технология формирования выразительного образа человека в сюжетном рисовании старшего дошкольника, а также диагностические методики могут использоваться воспитателями дошкольного образовательного учреждения.
     Эмпирическуюбазу исследования составили 5 детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет). Исследование проводилось в МКДОУ БГО Детский сад № 21 комбинированного вида.
























Глава 1. Теоретические основы формирования выразительного образа человека в сюжетном рисовании у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Проблема формирования выразительного образа человека в сюжетном рисовании у детей старшего дошкольного возраста в исследованиях ученых-педагогов
     Проблема формирования эмоционально-выразительного образа в рисовании детей дошкольного возраста является частью более широкой и значимой проблемой художественно-эстетического развития личности ребенка в период дошкольного детства. Изобразительной деятельности принадлежит особая роль в художественно-эстетическом развитии личности, проявляющаяся в интересе и потребности детей, начиная с раннего возраста, к отражению в рисунках впечатлений окружающей жизни и происходящих событий. 
     Выразительность детского рисунка - это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отраж?нного предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему [1, c. 140].
     Под выразительным образом человека в сюжетном рисовании детей дошкольного возраста понимают  отображение детьми эмоций, настроения, характера изображаемого персонажа посредством использования различных выразительных средств (контраст цветов, формы лица и тела, нажим на карандаш или кисть, штрих). В процессе создания в рисунке образа человека расширяются представления ребенка о различных эмоциональных состояниях людей и их внешних проявлениях, культурных ценностях, способах передачи образа различными художественными средствами и т. д. Особенно эта связь проявляется и осознается ребенком в процессе изображения сюжетного рисунка.
     Над вопросом методики рисования человека впервые задумались художники эпохи Возрождения. Великий немецкий художник эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер оставил теоретические труды, представляющие большую ценность в области методики обучения. Много ценных мыслей о методике рисования человека высказал Иоганн Вольфганг Гете. В отечественной дошкольной педагогике проблеме изображения дошкольниками человеческой фигуры впервые уделила внимание Н. П. Сакулина.
     Полностью система научных взглядов на вопросы теории и практики изобразительной деятельности в детском возрасте сформировалась в Советский период в результате глубокого и всестороннего изучения ребенка, его возрастных возможностей, природных задатков, склонностей, а также социальных факторов, способствующих их проявлению в процессе целенаправленной образовательной работы [3, c. 20].
     Отечественные психологи и педагоги Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.С. Кузин, В.С. Мухина, Н.Н. Поддьяков, Б.М. Теплов и др., рассматривают детское творчество как самоценностьреб?нка и его личностное качество, как деятельность, естественную и необходимую дляразвития способностей каждого дошкольника; как важнейшее средство эстетического воспитания, направленное на развитие у детей художественного восприятия, образных представлений, эстетических чувств, воображения и творческих способностей. Раскрывая возможности каждой возрастной ступени дошкольного детства, ученые выделяли старший дошкольный возраст как наиболее сенситивный в развитии художественно-творческих способностей, так как в этот возрастной период у детей активно развивается воображение и образное мышление, составляющие основу художественно-творческой деятельности [1, c. 140], [3, c.20].
     Проблема восприятия и создания детьми художественных образов в различных видах детского изобразительного творчества достаточно хорошо изучена: в живописи (Т. А. Буяновой, А. А. Грибовской, Т. Н. Дороновой, Н. М. Зубаревой, Т. С. Комаровой, Р. Г. Козаковой, Е. В. Лебедевой, Е. А. Чекуновой, Р.М Чумичевой и др.); в графике (В. Я. Кионовой, Н. А. Курочкиной Р. М. Мирошкиной и др.); в скульптуре (Г. М. Вишневой, Е. В. Гончаровой, Н. Б. Халезовой); декоративном рисовании (Н. С. Александровой, Л. Г. Васильевой, О. О. Дроновой, А. В. Молчевой и др.); аппликационной деятельности (С. В. Иванниковой, О. Р. Лагутиной, Е. С. Рогалевой и др.); лепке (Н. А. Курочкиной, И. А. Лыковой и др.); конструировании (Т. Ф. Панфиловой, Л. А. Парамоновой и др.). В своих работах ученые обращали внимание на связь процесса создания художественных образов с проявлением эмоций детьми, их знаниями; была выявлена взаимосвязь творческих проявлений детей с владением техническими навыками и приемами передачи художественных образов в разных видах художественной деятельности[3, c. 21].
     Еще в середине 50-х годов XX века, Н. П. Сакулиной и Е. А. Флериной были раскрыты и обоснованы роль и значение изображения людей детьми в рисовании для обогащения эмоциональной сферы и представлений об окружающем мире. Одновременно и был выявлен тот факт, что при отсутствии целенаправленного обучения способам изображения человека, к шести-семи годам у детей исчезает желание, а затем и потребность включать образы людей в свои рисунки. Во многом это обусловлено развивающейся самооценкой в старшем дошкольном возрасте и критическим отношением детей к результатам своей деятельности [2, c. 216], [3, c. 160].
     Отличительные черты, этапы становления в детских работах, критерии и средства выразительности, описанные исследователями, позволили называть образы в детском рисунке не художественными, а выразительными. При этом все исследователи искали и описывали наиболее эффективные педагогические условия формирования выразительного образа в детском рисовании.
     



1.2 .Особенности  в формировании выразительного образа человека в сюжетном рисовании у детей старшего дошкольного возраста
     По мнению А.А. Бодалев образ человека ребёнок наиболее ярко передает в рисунке. Особенности отражения человека детьми раскрываются в художественном творчестве, в частности в изобразительной деятельности детей. Какое место в содержании детских работ занимает человек, какие стороны в нем юные художники стараются отобразить. Можно в определённой мере судить, что в окружающих людях сильнее всего запечатлевается детьми того или иного возраста, на чем особенно задерживается их взор, что в воспринимаемом человеке осознается ими больше, что меньше, а что не осознается совсем.
     Г. Кершенштейнер и многие другие психологи считают, что все дети рисуют главным образом человека. В. Вунд полагал, что в изобразительной деятельности детей существует определённая стадийность рисования детей и именно на первой ступени преобладает изображение детьми человека. В работах детей среди изображений человека преобладают изображения взрослых людей и сверстников, а также героев сказок. (1,2,4)
     По мнению Е.И. Игнатьевой именно в рисунках детей можно наиболее ярко проследить, как развивается образ человека. Это видно в том, как на протяжении роста и развития детей усложняются их представления о человеке, усложняется и рисунок, с каждым годом изображения в рисунках детей всё больше передают черты сходства с оригиналом. Так воплощение образа человека на бумаге начинается с изображения головоногов.
     В процессе развития образа человека происходит постепенное увеличение признаков или черт изображаемого предмета, позволяющих узнать его. (7)
     Так в детских работах часто встречаются своеобразные «рентгеновские» или «прозрачные» рисунки. Желая изобразить всё как можно правдивее и полнее, ребёнок рисует то, что нельзя увидеть при данном положении предмета. (15)
     В.Б. Косминская говорит, что ребёнок способен достичь выразительности образа с помощью изображения деталей и дополнительных предметов, сознательно подходит к отбору деталей, изображая лишь те которые способствуют раскрытию образа. (15)
     Очень часто дошкольник выразительно передает в рисунке действие или состояние изображаемого и упускает некоторые важные детали, не относящиеся к характеристике этого действия, отмечает Е.И.Игнатьева(7)
     Достаточно рано у детей формируется способность передавать цвет, начинается с овладения самим цветом, затем постепенно с развитием чувства цвета вообще ребёнок использует его для отражения предметов, отмечает В.Б. Косминская. Цветовые контрасты используются для выделения главного, передачи настроения.
     Может связывать цвет с образом предмета - иногда вызывает по ассоциации, какой либо образ. Дошкольники используют цвет как выразительное средство, помогающее сделать изображение красивее.
     Дети могут передавать движения в рисунке, но это для него достаточно трудно. Так трудным для дошкольника является изображение частей тела: рук, ног и др. (7,15)
     По утверждению Е.И. Игнатьевой трудность для ребёнка заключается в передаче пропорциональности отдельных частей предмета и соотношение предметов в сложном многопредметном рисунке, так ребенок, рисуя человека, не умеет выразить в рисунке правильное соотношение отдельных частей фигуры. (7)
     Дети рисуют самостоятельно, отображая образ человека, но кроме этого организуется и специальная деятельность детей.
     Методисты предлагают использовать образ человека на занятиях по рисованию. Рекомендуется использовать образ человека в рисовании матрешки, снегурочки, куклы, персонажа сказки. Здесь детей знакомят с фигурой человека, пропорциями тела, строением. Происходит постепенное усложнение изображаемого, соотнесение с пропорциями и строением тела человека, добавление деталей, отличающих девочку и мальчика. Так обращаясь к персонажу сказки, указывается, что это может быть и Алёнушка и мальчик с пальчик, что все они люди. Выясняется что у них общего( у кукол есть голова, туловище, руки, ноги) и что различного, в чем заключается эти различия (различная одежда, у мальчика - штаны с рубашкой, а у девочки -платье) обращается особое внимание на части тела, пропорции: от куда начинается рука, какой она длинны, сколько места занимает платье, кофточка, штанишки и ноги. (29)
     Так формируются не только изобразительные навыки, но представления о человеке как существе биологическом, а так же гендерные представления.
     Затем происходит постепенное уточнение представлений детей о физиологическом строении человека, так, если раньше дети рисовали человека с круглой головой, а платье или шубу слитно, то теперь голова делается овальной, туловище членится на верхнюю и нижнюю части.
     Затем уточняются представления детей о пропорциях лица человека, и предлагается рисование портретов.
     Постепенно от уточнения строения тела работа переходит к формированию социальных представлений детей. (7)
     С точки зрения Н.П. Сакулиной, Т.С. Комарова именно в подготовительной группе дети проявляют большой интерес к труду взрослых, предполагается проведение занятий по формированию представлений о разных профессиях людей, детям предлагается нарисовать, кем бы они хотели стать. Здесь уже так же решается задача передачи движений фигуры человека, связанные с его работой. Но в детских рисунках ещё часты нарушения отношений при изображении ног до колена и ниже, верхней и нижней части рук. Теперь детям уже становятся доступными передача изображений сказочных персонажей и сцены жизни. (29)
     Так при постепенном обогащении опыта ребенка, накоплении знаний о человеке как существе биологическом и социальном формируется образ человека в рисунках детей. Рисунок помогает ребёнку в более доступной форме сформировать знания. Так последовательно, с накоплением представлений ребенка, идет и отображение этих представлений, в рисунках детей. Начиная с биологического (дети рисуют человека, его части тела, пропорции, знакомятся со строение человека), затем познают социальную сущность человека (познаются гендерные особенности (возраст, пол), семейные отношения, отношение к различным расам, знакомство с деятельностью людей, их работой). Всё это непосредственно отражается по мере накопления опыта в рисунках детей.
     Таким образом, методики рисования соответствуют уже имеющимся представлениям и позволяют ещё глубже и больше обогатить представления детей и сформировать образ человека.
     Так в программе воспитания и обучения М.А. Васильевой в разделе изобразительная деятельность не ставятся задачи непосредственно связанные с формированием образа человека в рисунках детей, лишь только косвенно касаются их. В методических рекомендациях к данной программе также не в достаточной мере раскрыто содержание по формированию образа человека. Отмечается лишь то, что дети рисуют сказочных героев (Иван-царевич) больше же внимание уделяется техническим навыкам рисования. Отмечается так же, что взрослый должен поощрять внесение дополнений в уже созданные образы. Указывается на необходимость закрепления умений передать форму основной и дополнительных частей, их пропорции, изображать более сложные, чем ранее, позы и движения человека. (21,24) т.о. в данной программе не
     В программе «Детство» ставятся задачи по закреплению и углублению знаний о средствах выразительности: рисунок как передача характера образа, движения или статики, позы, жеста, мимики; цвет как средство передачи настроения, состояния или отношения к изображаемому. Предполагается работа по созданию автопортрета, детского, парного, семейного, социального и исторического портретов; умение внимательно рассматривать лицо, руки, позу портретируемого, чтобы понять внутреннее состояние, настроение человека, его социальную характеристику; цветовую тональность изображения, передающую настроение, состояние человека, композицию портрета. В методическом пособии к программе разработана серия занятий по формированию образа человека: «снегурочка», «весёлый клоун», «лыжная прогулка», «русские красавицы», «и весело и грустно», «портрет Буратино», «моя семья», «протрет мамы» Но данные занятия являются не систематизированными. Т.о можно отметить, что в данной программе предполагается работа по формированию образа человека, формирование представлений о человеке как социальном и биологическом существе и отображение в рисунках детей. (20)
     В программе «Радуга» предполагается знакомить детей только с эмоциональной стороной проявления образа человека и отображать ее в рисунках. Итак, можно сказать, данной программе не предполагается как таковой работы по формированию образа человека. (28)
     Большое внимание уделяется построению двухфигурных композиций и предметно-сюжетному рисунку, передающему парные отношения: человек-предмет, человек- животное, человек- человек. Таким образом, в программе «одаренный ребёнок» достаточно много времени предполагается уделять формированию образа человека. (27)
     В такой программе, как «Истоки», не предполагается работы по формированию образа человека в рисунках детей и не ставится соответствующих задач. (8)
     Формирование образа человека находит отражение в программах, но содержание и задачи по формированию образа человека неоднозначны и представлены в разных программах в разном объёме. Так в разных программах разное понимание того, что должен включать в себя образ человека и как его формировать.
     Итак, возможности рисования детей огромны, дети могут многое нарисовать, способны отобразить образ человека в рисунке, в программах предполагается работа по данному направлению, но нет системы для её реализации.
     Таким образом, психологической особенностью формирования образ является то, что он представляет собой сложный и многомерный процесс. Образ складывается из получаемых представлений, которые формируются на основе получаемых впечатлений, включают в себя накопление и переработку их. Образ формируется на основе восприятия, чувственного познания, эмоционального отношения, воображения, становления представлений и выражается в чувственном образе.
     Содержание образ человека складывается не из единичного, а через соединение различных компонентов, через понимание себя, своей человеческой сущности, постепенного осознания себя и окружающих людей, понимание их и формируется образ человека.
     Формирование образа человека это сложный и многомерный процесс. Он включает в себя формирование представлений у детей о своей семье и о социальных ролях, которые выполняют взрослые, на основе этого формируется образ человека. Так же важно формирование представлений как о социальном и биологическом существе; осознание самого себя, как человека; развитие представлений о людях своей и других стран. То есть предполагается формирование представлений о человеке как многогранном существе. Именно на основе этих представлений формируется целостный образ человека. Этот образ наиболее ярко отражается детьми в их рисунках. Он помогает ребёнку в более доступной форме сформировать знания.
     После того, как у ребенка сформировался образ человека, он начинает включать его в композицию. Композиция - с одной стороны, творческий процесс создания произведения искусства, от замысла до его завершения, а с другой стороны - своеобразный комплекс средств раскрытия содержания картины, основанный на законах, правилах и приемах, служащих полному, целостному и выразительному решению замысла. Композиция строится по определенным законам: закон цельности, закон контрастов, закон единства содержания и формы, закон типизации и др. К основным правилам композиции относят: наличие сюжетно-композиционного центра, равновесие, соответствие формата изобразительного поля передаваемому содержанию. Приемы композиции - это средства, способствующие созданию образности произведения, выявлению отношения художника к изображаемому. К приемам композиции относят различные способы передачи пространства, движения и т.п.
     Таким образом, композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения и художественный образ. Применительно к детскому творчеству композиция выступает начальным этапом постижения художественного образа. Важную роль в процессе рисования старших дошкольников играет выражение связного содержания, приобретение умения так расположить изображение, чтобы понятнее и красивее выразить задуманное, показать связь между действующими лицами.
     Содержание сюжетных рисунков детей старшего дошкольного возраста значительно обогащается за счет приобретенного ими опыта в рисовании. Дети включают в свои композиции не только предметы, но уже и окружающую их обстановку. Передача в рисунке какого-либо события требует объединения в пространстве отдельных предметов, расположения их соответственно содержании. 
     Сюжетный замысел не воплощается адекватно, изобразительно, сначала у ребенка не возникает такой необходимости, а когда появляется желание, он сталкивается со сложностями изображения, так как не знает изобразительных приемов и способов передачи этих связей. Е.А.Флерина назвала их «слабостями» детского рисунка. Это связано с особенностями представлений дошкольников: они видят небо над головой, землю внизу, под ногами. Это они и передают в рисунке. Дети не охватывают взором глубину пространства, редко фиксируют пространство неба от края горизонта до небесного купола. Поэтому одна из причин «слабостей» детского сюжетного рисунка - в малом жизненном опыте детей, несовершенстве их знаний об окружающем мире, слабости восприятия, неумении распределить внимание, охватить взглядом широкое пространство и обобщить в единое целое во всех связях и в отношениях детали расстилающегося перед ними пейзажа.
     Другая причина - трудности изображения пространственных отношений в рисунке. Ребенок должен понять, что нижняя часть листа может изображать горизонтальную плоскость пространства (земля, пол), а верхняя часть - вертикальную плоскость (небо, потолок). Линия, разъединяющая плоскости неба и земли, - линия горизонта.
     Композиция рисунка может быть двухплановой и многоплановой. Это сложно для дошкольника. Сказываются и слабости зрительного контроля в процессе изображения.
     Для передачи пространственных отношений, при организации наблюдений обращается внимание на расположение предметов и объектов на плоскости. Для передачи движения, при наблюдении особое внимание обращается на позы, изменение положения рук, ног по отношению к туловищу и т.п.
     Предварительное планирование на листе места расположения отдельных изображений поможет ребенку осмыслить приемы изображения.
     Известной слабостью детского рисунка является и искажение пропорциональных отношений при изображении частей предмета (у человека слишком длинные руки или ноги, туловище - прямоугольное, широкое или слишком узкое и т.п.), искажение при передаче относительной величины предметов (цветок выше дома, человек выше большого дерева и т.п.).
     В сюжетном рисовании нужно передавать внешний вид отдельных предметов (форму, строение, пропорциональные отношения, цвет), отношения, взаимодействие их по сюжету, расположение этих предметов в пространстве; кроме передачи пространственных отношений и соотношения предметов по величине требуется решение и еще одной задачи, а именно --выделение главного в теме, выразительная его передача в рисунке. Осознав главное, основное в теме, ребенок ставит на первое место изображение основного действия.
     Это способствует совершенствованию композиции рисунка. Ребенок в центре листа изображает основных персонажей, основное действие, заполняя в дальнейшем рисунок второстепенными деталями. Дошкольнику доступны некоторые приемы изображения главного: при помощи величины, цвета, формы, расположения на листе. Без передачи главного трудно понять содержание рисунка, но этому ребенка можно научить.
     По мнению Л.А.Раевой, перед сюжетным рисованием рекомендуется проводить большую подготовительную работу, расширяющую и уточняющую представления детей: чтение, беседы, рассматривание иллюстраций. А в процессе наблюдений рекомендует использовать игровые приемы. Побуждение детей к неравнодушному восприятию, познанию - залог инициативного, творческого создания и воплощения замысла.
     Все эти правила, приемы и средства хотя и доступны детям старшего дошкольного возраста, однако процесс их усвоения достаточно сложен и трудоемок и требует длительной и систематической помощи, обучения со стороны педагога.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

1.3. Пути формирования выразительного образа человека в сюжетном рисованииу детей старшего дошкольного возраста
     Формирование выразительного образа человека  в сюжетном рисованиитребует тщательной предварительной  работы с детьми. При обучении детей рисованию эмоционально-выразительного образа человека необходимо исходить из возрастных возможностей старших дошкольников, задач художественно-эстетического воспитания и логики развития детского изобразительного творчества. Начинается  работа, конечно же, с прочтения сказки. Рассказы, сказки способны быть сильным эмоциональным стимулом, активно питающим детское творчество. Чем интенсивнее это эмоциональное  воздействие, тем интереснее и  многообразнее детские рисунки [5].
     Первое время, обучая детей рисованию выразительного образа человека в сюжетном рисовании, следует выбирать для прочтения и последующего изображения простые сказки или рассказы, где идет подробное описание образа человека. Например: сказка В. Сутеевой «Палочка – выручалочка». В сказке всего два персонажа, простой сюжет. При рисовании необходимо вызвать у детей желание выразительно и по-своему изобразить героев сказки. Для этого необходимо рассмотреть с детьми иллюстрации к этой сказке, выполненные разными художниками. Это позволит избежать копирования детьми рисунков, хотя бы в композиции.
     При рассматривании иллюстраций  необходимо обратить внимание детей  на цвета красок. Обсудить, почему художник для изображения того или иного героя, объекта, явления взял именно эти краски, а не другие. Это поможет детям понять, что цвет в картине берётся не случайно, а служит средством выразительности.
     Вопрос композиции рисунка поможет решить просмотр сказки в кукольном театре. Лепка и аппликация также оказывают большое внимание на рисунок ребенка: в аппликации дети размещают на бумаге вырезанные части фигур, стараются найти нужную позу, ищут наиболее выразительную композицию, а в лепке ребенок создает выразительный образ того или иного предмета.Эти мероприятия будут способствовать тому, что во время рисования дети смогут вспомнить, где, какие персонажи сказки стояли в той или иной ситуации [5, 6].
     Чтение сказок, показ  иллюстраций и игры-драматизации, лепка и аппликации – всё это косвенные методы обучения детей сюжетному рисованию, которые позволяют обогатить  изобразительный опыт дошкольников новыми графическими образами, композиционными и цветовыми решениями. Следовательно, организация занятия по сюжетному рисованию, выступает  важным условием развития детского творчества.
     Чтобы создать сюжет, ребёнку требуется активная работа воображения и наличие определённых знаний, умений и навыков. Всё это воплощается ребёнком при рисовании сказки. В таких темах развивается фантазия, декоративное чувство, чувство цвета и композиции [7].
     Таким образом, во время обучения детей старшего дошкольного возраста созданию выразительных образов в сюжетном рисовании необходимо соблюдать несколько условий: во-первых, организовать соответствующую  предметно-пространственную среду, целенаправленно подобрать произведения искусства; во-вторых, использовать разнообразные методы и приемы при работе над выразительностью образа в рисунке дошкольников; обсудить полученную работу и проанализировать ее;  организовать выставку работ детей; в-третьих, сочетать фронтальные занятия и индивидуальные работы; в-четв.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%