- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности формирования здорового образа жизни среди молодежи
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001528 |
Тема: | Особенности формирования здорового образа жизни среди молодежи |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии Кафедра теории и методологии социальной работы ВКР допущена к защите Зав.кафедрой теории и методологии социальной работы ______________ д.и.н., профессор Старовойтова Л.И «___» _________________ 2016 г. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на тему: «Особенности формирования здорового образа жизни среди молодежи (на примере исследуемой организации «ОАО АвтоВАЗ»)» направление подготовки 39.03.02 «Социальная работа» (уровень бакалавриата) Выполнил: студент группы С-12 заочной формы обучения Фенин Анатолий Анааатооольевич Научный руководитель: к.псих.н. доцент Артамонова Алла Анатолиевна Москва 2016 Содержание Введение 3 ГЛАВА 1. Основные направления деятельности социальной работы по формированию здорового образа жизни 8 1.1. Концепции здоровья. Содержание понятия «здоровый образ жизни» 8 1.2. Роль социальной работы в формировании здорового образа жизни 17 1.3. Современные проблемы психологии здоровья и представления о здоровье как ценности 23 Выводы по первой главе 38 ГЛАВА 2. Анализ основных факторов, влияющих на здоровье населения 40 2.1. Классификация групп факторов, влияющих на здоровье 40 2.2. Действие профессиональных вредностей на здоровье работающих 42 2.3. Выявление влияния социально-организационных факторов 49 Выводы по второй главе 51 ГЛАВА 3. Основные направления социальной работы по формированию ЗОЖ работников цеха №2 Прессовое производство (Прп) ОАО «АвтоВАЗ» 53 3.1. Описания объекта исследования и этапов 53 3.2 Анализ и интерпретация полученных данных 54 3.3. Рекомендации и основные направления работы по формированию здорового образа жизни 57 Выводы по третьей главе 63 Заключение 65 Список использованных источников и литературы 69 Приложение 73 Введение Здоровье населения называется в качестве одной из основополагающих ценностей современного общества. Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Здоровье - это способность самосохранения и саморазвития. Способность предвидеть будущее и изменить себя так, чтобы быть здоровым не только сегодня, но и завтра. Здоровье поэтому - не только сохранение и повторение себя, но и способность саморазвития, самосозидания, ответственность перед собой и всеми людьми. Здоровье - основная качественная характеристика людей и всех живых существ. Нет необходимости специально доказывать, что категория «здоровье» - это социальное и культурно-историческое, а не узкое медицинское понятие. Здоровье человека является предметом изучения как естественных, так и общественных наук - биологии, медицины, социологии, психологии, философии. Человек связан с обществом, со всеми элементами его структуры множеством отношений, поэтому невозможно решать проблемы здоровья без учета широкого спектра социальных факторов. Известно, что, по данным зарубежных и отечественных исследователей, здоровье человека в очень большой степени зависит от его образа жизни и социальных факторов. Согласно формулировке Всемирной организации здравоохранения, «здоровье» - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков». В этом определении здоровье рассматривается как противопоставление болезни. В. А. Фролов выделяет понятие «здоровье населения», рассматривая его как статистическое, характеризующееся комплексом демографических показателей: рождаемостью, смертностью, уровнем развития, заболеваемостью, средней продолжительностью жизни, а также социально-биологическими показателями [3, с. 52]. Ю.П. Лисицин рассматривает понятие «общественного здоровья» как здоровье групп (возрастно-половых, социальных, профессиональных и др.) населения, проживающего на определенной территории, в различных странах, регионах. Общественное здоровье, с точки зрения автора, является результатом социально-опосредованных действий, проявляющихся через образ жизни человека, группы населения [4, с.23]. В. П. Казначеев оперирует понятием «здоровье популяции», под которым он понимает процесс социально-исторического развития психосоциальной и биологической жизнедеятельности населения в ряду поколений, повышения трудоспособности и производительности общественного труда, совершенствования психофизиологических возможностей человека [8, с.47]. Одним из решающих факторов, влияющих на состояние здоровья человека, наряду с наследственностью и экологией, является профессиональная среда. Социальный и психологический аспекты здоровья определяют гармонический процесс развития внутреннего мира человека (согласие с самим собой - понимаю, принимаю, анализирую, контролирую, люблю) и взаимоотношения с окружающими, адаптацию в социуме. Поэтому целесообразно рассматривать единый социально-психологический аспект здоровья. Образ жизни - ведущий обобщенный фактор, определяющий основные тенденции в изменении здоровья - рассматривается как вид активной жизнедеятельности человека. В структуру образа жизни с его социальной характеристикой входят: 1) трудовая деятельность и условия труда; 2) хозяйственно-бытовая деятельность (вид жилища, жилая площадь, бытовые условия, затраты времени на бытовую деятельность); 3) рекреационная деятельность, направленная на восстановление физических сил и взаимодействие с окружающей средой; 4) социолизаторская деятельность в семье (уход за детьми, престарелыми родственниками); 5) планирование семьи и взаимоотношения членов семьи; 6) формирование поведенческих характеристик и социально-психологического статуса; 7) социальная и физическая активность (отношение к здоровью, медицине, установка на здоровый образ жизни - ЗОЖ). ЗОЖ является важным фактором сохранения и укрепления здоровья: повышает трудовую активность, создает физический и душевный комфорт, активизирует жизненную позицию, защитные силы организма, укрепляет общее состояние, снижает частоту заболеваний и обострений хронических заболеваний. Формирование здорового образа жизни - это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на сохранение и укрепление здоровья. ЗОЖ включает следующие компоненты: 1) сознательное создание условий труда, способствующих сохранению здоровья и повышению работоспособности; 2) активное участие в культурных мероприятиях, занятиях физкультурой и спортом, отказ от пассивных форм отдыха, тренировка психических способностей, аутотренинг, отказ от вредных привычек (употребления алкоголя, курения), рациональное, сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, создание нормальных условий в семье; 3) формирование межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях, отношения к больным и инвалидам; 4) бережное отношение к окружающей среде, природе, высокую культуру поведения на работе, в общественных местах и транспорте; 5) сознательное участие в профилактических мероприятиях, проводимых медицинскими учреждениями, выполнение врачебных предписаний, умение оказывать первую медицинскую помощь, чтение популярной медицинской литературы. Так как ЗОЖ - это путь к активной социально наполненной содержательной жизни, его пропаганда является обязанностью каждого социального работника. При этом используются методы устной, печатной, наглядной (изобразительной) и комбинированной пропаганды. За последние годы психологической и педагогической наукой накоплен значительный опыт в области здорового образа жизни (Амосов Н.М., Жолдак В.И., Лисовский А.В., Козупица Г.С., Иванова Н.К., Минияров В.Н., Петленко В.П., Татарникова Л.Г.), сохранения и укрепления здоровья (Аршавский И.А., Агаджанян Н.А., Брехман И.И., Барышева Н.В., Бердников И.Г., Бурханов А.И., Виленский М.Я. , Шклярова О.А., и др.), раскрыты социально-психологические и организационно-административные условия, способствующие формированию и развитию здорового образа жизни (Бусыгин А.Г., Зайцев Г.К., Козин Э.М., Колбанов В.В., Татарникова Л.Г., Хрущев С.В. и др.). Цель работы: изучить социально-психологические и организационно-методические условия формирования культуры здоровья молодежи, работающей на современном предприятии. Объект исследования: здоровый образ жизни (на примере работников цеха №2 Прессовое производство (Прп) ОАО «АвтоВАЗ»). Предмет исследования: мотивы формирования здорового образа жизни как ценностного у молодых работников современного предприятия. В соответствии с поставленной целью, определяем задачи исследования: 1. Проанализировать концепции здоровья, содержание понятия «здоровый образ жизни» в различных научных социально-психологических направлениях и прикладных исследованиях социальной работы и определить этапы формирования культуры здоровья. 2. Определить интегративные подходы и комплексные условия формирования культуры и ценности здоровья молодежи. 3. Оценить сформированность мотивов к здоровью и выявить ориентацию к здоровью как ценности у молодых работников цеха №2 Прессовое производство (Прп) ОАО «АвтоВАЗ». Гипотеза исследования: одними из критериев сформированности культуры здоровья являются мотивация к здоровью и признание собственного здоровья как ценности, развитие которых обусловлено созданием специальных социально-психологических и организационных условий в современной организации. Выпускная квалификационная работа состоит: из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Во введении: поставлены цели, задачи, определена актуальность исследования, сформулирована гипотеза, подобраны методы и методики. В первой главе рассмотрен теоретический обзор основных подходов к проблеме формирования здорового образа жизни; проведен анализ основных теоретико-методологических концепций психологии здоровья. Во второй главе проведен анализ и дана классификация основных групп факторов, влияющих на здоровье, воздействие профессиональных вредностей на здоровье работающих. В третьей главе проведено исследование социально-психологических особенностей системы формирования здорового образа жизни в коллективе цеха №2 Прессовое производство (Прп) ОАО «АвтоВАЗ». В заключении: подведены обобщающие итоги, сформулированы выводы, практические рекомендации. ГЛАВА 1. Основные направления деятельности социальной работы по формированию здорового образа жизни 1.1 Концепции здоровья. Содержание понятия «здоровый образ жизни» Теоретико-методологический анализ концепций здоровья, позволил выявить три устойчивые и претендующие на универсальность концепции здоровья, которые закрепились в культуре в качестве широко применимых дискурсивных моделей и объяснительных схем. В каждой из этих концепций предлагаются вполне определенные критерии психического здоровья и специфические характеристики здоровой личности, а также обозначены основные принципы здорового (полноценного) функционирования психики и намечены те или иные «пути оздоровления». Широкая распространенность данных концептуальных схем позволяет рассматривать их как своеобразные социокультурные эталоны, которые, можно предположить, выступают в качестве формирующих матриц соответствующих социальных представлений о здоровье и определенным образом детерминируют социальную практику оздоровления. Эти эталоны содержат не только четкие дефиниции здоровья, но также объяснительные принципы и ориентиры, которые применяются в медицинской и психотерапевтической практике, и на основе которых формируются конкретные технологии и стратегии оздоровительной работы[11, с 224] . В свете адаптационного и антропоцентрического эталонов были сформулированы два дополнительных критерия психического здоровья: гармонизация отношений «индивид - среда» («Я - Мир»), частным случаем которой является социальная адаптация и всесторонняя самореализация, т. е. раскрытие творческого и духовного потенциала личности в конкретных социально-исторических условиях. Разграничение трех основных эталонов здоровья позволило увидеть, что все три указанные характеристики вполне автономны, гетерогенны и не сливаются друг с другом (Васильева О.С., Филатов Ф.Р.). Они непосредственно связаны с тремя основными тенденциями в функционировании психики, две из которых определяют устойчивость и эффективность, соответственно, во внутренней и внешней зонах жизненного пространства, тогда как третья выражается в общей направленности развития личности, являет собой динамический аспект ее существования и может быть представлена как вектор индивидуального становления во времени. Часто интенсивное проявление одной из этих тенденций осуществляется за счет подавления или ослабления остальных; например, стремление к самореализации делает личность дисгармоничной и дезадаптированной (сверхчувствительность и ранимость творческих людей), а социальная адаптация, принимающая форму конформизма, препятствует личностному росту. Наиболее оживленная дискуссия по вопросам здоровья развернулась между сторонниками ортодоксальной психиатрии (адаптационный эталон), с одной стороны, и представителями гуманистической психологии (Э. Фромм, А. Маслоу, К. Роджерс) и антипсихиатрического направления психотерапии (Д. Купер, Р. Лэнг), с другой. Суть их разногласий в оценке феноменов здоровья и патологии заключается в постулировании различных исходных принципов интерпретации: в первом случае любое психическое проявление соотносится с заранее установленными социокультурными нормативами, т.е. с такими характеристиками, которые признаются в данной социальной среде адаптивными; тогда как во втором случае тот или иной феномен рассматривается в свете перспектив развития и предельных возможностей самореализации конкретного индивида[10, с 87] . В наиболее радикальных теориях адаптации основные движущие силы и детерминанты развития личности находятся за ее пределами, во внешней биосоциальной среде. При этом личность лишается самостоятельности, активности и свободы, превращаясь в объект внешних воздействий, а любое ее актуальное состояние преимущественно оценивается не как последствие выбора определенного образа жизни (т. е. проявление свободной воли субъекта), но как одно из бесчисленных следствий социального детерминизма. Такое обесценивание индивидуальности особенно характерно для ортодоксальной психиатрии. Анализ патопсихологической и психиатрической литературы показывает, что существование человека рассматривается в ней не как процесс со своей внутренней логикой развития и конечной целью, но как «результат», нечто застывшее и косное, постоянно подверженное влиянию формирующих его внешних сил и факторов. Очевидно, что в крайнем своем выражении адаптационная модель оказывается неприменимой для исследования творческих и духовных возможностей индивидуума, реализация которых в значительной мере определяет здоровье. Обезличенная нормальность не может выступать основным критерием здоровья, поскольку не затрагивает обширную область индивидуально своеобразных и уникальных характеристик личности. В данном случае можно говорить либо о психофизическом, либо о социальном, но никак не об индивидуально-личностном измерении здоровья. Именно тот факт, что система ортодоксальной психиатрии не предполагает эмпатии и понимания индивидуального своеобразия личности, вызвал резкую критику со стороны апологетов антипсихиатрического направления, обвинявших психиатров в том, что они представляют и отстаивают «дегуманизирующее начало в обществе». Сама психиатрия при этом рассматривалась как система легализованного насилия, которое «каста» врачей учиняет над «кастой» больных, а психиатрическая терминология была признана спутанной наукообразной классификацией, оправдывающей репрессивные функции этой системы [18 с.11]. Свои ограничения имеет и 3-й эталон, на который ориентированы гуманистические, экзистенциальные и трансперсональные концепции современной психологии. В данном случае ограничение заключается в том, что в этом эталоне недостаточно представлены социальные аспекты здоровья, а здоровое функционирование рассматривается в границах неповторимого индивидуального мира личности, вполне автономного и отделенного от интерсубъективной реальности общественной жизни. Это значительно затрудняет формализацию данных и препятствует выделению - наряду с неповторимо-индивидуальными - устойчивых социально значимых критериев здоровья. При всех его достоинствах описательный и эмпатический метод, принятый в экзистенциальной и гуманистической психологии, имеет ряд недостатков. Полностью перейти на сторону клиента с его субъективными переживаниями означает отказаться от универсальной категории здоровья в пользу понятия экзистенции конкретного индивида, которое не допускает обобщений, выходящих за пределы его субъективного мира [22 с.148]. Однако здоровье выражается не только в свободном самоопределении и творческом созидании собственной судьбы, но и в построении определенных отношений с окружающим миром и населяющим его человеческим сообществом. Человеку необходимо «быть здоровым в социуме» здесь и теперь, не дожидаясь «гуманизации» общества и победы гуманистических принципов. Выделенные и описанные А. Маслоу «черты самоактуализирующихся личностей» требуют уточнения, специфичны для западной (христианской) культуры и не могут служить универсальными параметрами. В реальной психологической практике, на наш взгляд, в качестве основного критерия оценки степени интенсивности и глубины самоактуализации выступают не столько субъективные переживания, сколько социальные достижения индивида, т. е. те объективные результаты самоактуализации, которые являются социально приемлемыми, одобряемыми и соответствуют сложившимся социокультурным стереотипам. Судить о размахе самореализации конкретной личности мы можем лишь по социальным результатам этого процесса, а значит, наши суждения и оценки будут социально детерминированы. Когда Маслоу выбирает в качестве яркого образца самоактуализировавшейся личности, например, А. Эйнштейна, то материалом исследования ему служит отнюдь не конкретная личность с ее недостатками и пороками, но скорее социокультурный миф о «гении», акцентирующий его социально значимые качества. Личность всегда предстает в определенном социокультурном контексте. Однако в гуманистических теориях это редко берется в расчет, поскольку психологи-гуманисты, как правило, обходят стороной вопрос о социокультурной детерминации личности и больше склонны рассматривать базовые качества человеческой природы как таковой, т. е. общечеловеческие универсалии. Вопрос о самореализации (самоактуализации) личности будет оставаться спорным до тех пор, пока не определятся надежные критерии оценки этого процесса. Отсюда следует, что сама по себе самореализация, так же как внутренняя согласованность и социальная адаптация, не может служить основной характеристикой психического здоровья [9, с 47]. Эти три параметра скорее представляют собой три самостоятельные и дополняющие друг друга измерения психического здоровья, совмещение которых и дает объемную картину, целостное представление. Можно также говорить в этой связи о трех взаимодополняющих направлениях в исследовании здоровья (изучение эффективной саморегуляции, успешной социальной адаптации и всесторонней самореализации личности); это три оси единой системы координат, в рамках которой феноменология здоровья предстает в максимальной полноте. Здоровье как целостный феномен представляет собой явление более высокого порядка и большей сложности, нежели его отдельные, всегда ограниченные (редуктивные) интерпретации. Поэтому те «проекции» здоровья, которые мы находим в плоскостях различных научных концепций и социальных представлений, часто противоречат друг другу. Социально адаптированный и приспособленный человек может восприниматься как здоровый, если мы рассматриваем его в свете адаптационной модели; однако стоит нам перевести фокус рассмотрения во внутриличностный план и вступить в сферу внутриличностного конфликта, как мы находим этого человека неуравновешенным, смятенным и дисгармоничным. Так, рассматривая различные эталоны здоровья и созданные на их основе модели, нам следует помнить, что это лишь проекции, отражающие отдельные аспекты более сложного многомерного явления. Характеристики социокультурных эталонов здоровья Таблица 1 Виды эталонов Структурные элементы эталонов Античный эталон Адаптационный эталон Антропоцентрический эталон 1 2 3 4 Дефиниция Внутренняя согла- Приспособленность Всесторонняя само- здоровья сованность. Опти мальное индивида к окружающей среде реализация, раскрытие соотношение творческого элементов чело- и духовного потенциала веческой природы личности Характеристики 1. Уравновешен- 1. Приспособлен- 1. Стремление к здоровой личности ность. ность к природному самоактуализации, 2. Самообладание. окружению. творческая спонтан- 3. Господство ра- 2. Соответствие со- ность. зума над страстями. циальным нормам 2. Конгруэнтность. 4. Духовная (нормальность). 3. Духовная автономия автономия 3. Способность под- 4. Целостность держивать оптималь- ный уровень функ- ционирования (стрессоустойчи вость). 4. Гармоничная включенность в сообщество людей 1 2 3 4 Основные условия 1 . Умеренность. 1. Природообразность 1 . Открытость и принципы 2. Забота о себе, 2. Всесторонняя опыту. оздоровления «Природе» социализация личности 2. Развитие, личностный рост. 3. Примирение 3. Интеграция биологического и социального начал в человеке Пути оздоровления 1. Очистительный 1. Нормирование 1 . Творческое са- ритуал. (согласование лич- мораскрытие. 2. Атартика. ностных характе- 2. Самопознание. 3. Гимнастика и ристик с социаль- 3. Духовные прак- музыка. ными нормативами). тики самосовер- 4. Философия и 2. Единение с при- шенствования (ме- «работа над собой» родой (жизнь в сог- дитация, аскеза и т.д.) ласии с собствен- 4. Мистический ной биологической путь освобождения природой и в гар- монии с природ- ным окружением). 3. Гуманизация межличностных отношений. 4. Оздоровление общества Согласно формулировке Всемирной организации здравоохранения, «здоровье» - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков». В этом определении здоровье рассматривается как противопоставление болезни. В. А. Фролов выделяет понятие «здоровье населения», рассматривая его как статистическое, характеризующееся комплексом демографических показателей: рождаемостью, смертностью, уровнем развития, заболеваемостью, средней продолжительностью жизни, а также социально-биологическими показателями [3, с. 11]. Ю.П. Лисицин рассматривает понятие «общественного здоровья» как здоровье групп (возрастно-половых, социальных, профессиональных и др.) населения, проживающего на определенной территории, в различных странах, регионах. Общественное здоровье, с точки зрения автора, является результатом социально-опосредованных действий, проявляющихся через образ жизни человека, группы населения [4, с. 142]. В. П. Казначеев оперирует понятием «здоровье популяции», под которым он понимает процесс социально-исторического развития психосоциальной и биологической жизнедеятельности населения в ряду поколений, повышения трудоспособности и производительности общественного труда, совершенствования психофизиологических возможностей человека [8, с 315]. Отталкиваясь от этих определений, попытаемся охарактеризовать содержательное наполнение таких широко употребляемых сегодня понятий, как «социальное здоровье», «физическое здоровье» и «психическое здоровье». По нашему мнению, следует социальное здоровье понимать как систему ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде. Физическое здоровье - это текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма. Психическое здоровье - состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающим адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера. Социальный и психологический аспекты здоровья определяют гармонический процесс развития внутреннего мира человека (согласие с самим собой - понимаю, принимаю, анализирую, контролирую, люблю) и взаимоотношения с окружающими, адаптацию в социуме. Поэтому целесообразно рассматривать единый социально-психологический аспект здоровья. Понятие здорового образа жизни включает в себя рационально организованный, физиологически оптимальный труд, нравственно-гигиеническое воспитание, выполнение правил и требований психогигиены, рационального питания и личной гигиены, активный двигательный режим и систематические занятия физической культурой, эффективное закаливание, продуманную организацию досуга, отказ от вредных привычек. Образ жизни - ведущий обобщенный фактор, определяющий основные тенденции в изменении здоровья - рассматривается как вид активной жизнедеятельности человека. В структуру образа жизни с его социальной характеристикой входят: 1) трудовая деятельность и условия труда; 2) хозяйственно-бытовая деятельность (вид жилища, жилая площадь, бытовые условия, затраты времени на бытовую деятельность); 3) рекреационная деятельность, направленная на восстановление физических сил и взаимодействие с окружающей средой; 4) социолизаторская деятельность в семье (уход за детьми, престарелыми родственниками); 5) планирование семьи и взаимоотношения членов семьи; 6) формирование поведенческих характеристик и социально-психологического статуса; 7) социальная и физическая активность (отношение к здоровью, медицине, установка на здоровый образ жизни - ЗОЖ). ЗОЖ является важным фактором сохранения и укрепления здоровья: повышает трудовую активность, создает физический и душевный комфорт, активизирует жизненную позицию, защитные силы организма, укрепляет общее состояние, снижает частоту заболеваний и обострений хронических заболеваний. Формирование здорового образа жизни - это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на сохранение и укрепление здоровья [18, с 35]. ЗОЖ включает следующие компоненты: 1) сознательное создание условий труда, способствующих сохранению здоровья и повышению работоспособности; 2) активное участие в культурных мероприятиях, занятиях физкультурой и спортом, отказ от пассивных форм отдыха, тренировка психических способностей, аутотренинг, отказ от вредных привычек (употребления алкоголя, курения), рациональное, сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, создание нормальных условий в семье; 3) формирование межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях, отношения к больным и инвалидам; 4) бережное отношение к окружающей среде, природе, высокую культуру поведения на работе, в общественных местах и транспорте; 5) сознательное участие в профилактических мероприятиях, проводимых медицинскими учреждениями, выполнение врачебных предписаний, умение оказывать первую медицинскую помощь, чтение популярной медицинской литературы. 1.2 . Роль социальной работы в формировании здорового образа жизни Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, как формируются навыки здорового образа жизни в юном возрасте, во многом зависит, насколько раскроется потенциал личности в будущем. Этим определяется деятельность социального работника и социального педагога в воспитании культуры здоровья, которая строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности [21, с 16] . Анализ проведения комплексных мероприятий по формированию и реализации здорового образа жизни в ряде стран позволяет выделить основные направления деятельности социальных работников и социальных педагогов: - рациональный режим труда и отдыха, основанный на индивидуальных особенностях работника; - оптимальная и систематическая физическая активность; - эффективное и научно обоснованное закаливание; - комплекс психогигиенических и психопрофилактических воздействий; - учет и коррекция влияния на здоровье окружающей среды; - аргументированная и действенная профилактика вредных для здоровья факторов. Таким образом, в здоровом образе жизни объясняется все, что способствует выполнению индивидуумом тех или иных общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для систем развивающегося организма условиях. В настоящее время возрастает роль территориального, местного подхода в развитии сферы досуга и социокультурной среды по месту жительства, развитие роли местного самоуправления в решении проблем организации свободного времени. Многим органам самоуправления на местах огромным трудом удалось все-таки сохранить материальную базу культурных и спортивных учреждений, действует сеть учреждений внеклассной работы, художественные и музыкальные школы, школы искусств, территориальные клубы образования и досуга детей и взрослых [34, с 57]. Центры социального обслуживания населения согласно Положению осуществляют культурное обслуживание пенсионеров и инвалидов, организацию их отдыха, привлечение их к посильной трудовой деятельности, поддержание активного образа жизни. В них выделяются помещения для клубной работы, библиотеки и мастерских. Можно отметить и важную роль в организации досуга и формировании здорового образа жизни территориальных Центров социальной помощи семье и детям. Они проводят индивидуальную работу с подростками и молодежью по предупреждению и избавлению от вредных привычек, организуют работу дневного пребывания детей и матерей, создают общества и клубы взаимопомощи жителей на обслуживаемой территории, организуют семейные и детские праздники, соревнования и конкурсы. В современных условиях усугубления социальных проблем, расширения их спектра, ухудшения показателей здоровья населения возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных задач медицинского и социального характера на качественно новом уровне, с использованием новых механизмов, форм и методов социальной помощи населению, новых социальных, здоровьесберегающих технологий, которые обеспечат гражданам комплексные социальные услуги и будут способствовать решению связанных со здоровьем социальных проблем. Рассмотрим особенности социальной работы по сохранению здоровья (которое трактуется нами как результат здорового образа жизни). Это сфера деятельности, виды, направления и организационные формы которой зависят как от политики государства в области охраны здоровья населения, так и от современных взглядов на теорию и практику социальной защиты населения. Сегодня социальная помощь в сфере обеспечению здорового образа жизни рассматривается как новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленной не только на восстановление, но и на сохранение и укрепление здоровья различных групп населения. Социальная работа принципиально изменяет характер комплексной помощи в сфере охраны здоровья, предполагая системные социальные воздействия на более ранних этапах развития болезни и социальной дезадаптации [18, с. 310]. Проблема здорового образа жизни российского населения - это проблема комплексная. Каково же место социальной работы в сохранении здоровья населения, что обозначено в качестве приоритета государственной политики в Концепции развития здравоохранения РФ до 2020 года? Национальный проект «Здоровье» - программа по повышению качества медицинской помощи, объявленная президентом Российской Федерации В. В. Путиным, стартовавшая 1 января 2006 года в рамках реализации четырех национальных проектов. Цели проекта: * Укрепление здоровья граждан * Повышение доступности и качества медицинской помощи * Развитие первичной медицинской помощи * Возрождение профилактического направления в здравоохранении * Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью. * Основные направления проекта: подготовка и переподготовка врачей общей практики; повышение размера оплаты труда медицинских работников первичного звена медицины; укрепление материально-технической базы скорой медицинской помощи; повышение качества и объема оказания высокотехнологичной медицинской помощи; строительство новых медицинских центров и подготовка для них кадров. Очевидно, что функции социальной работы в этом органичном междисциплинарном содружестве (здравоохранения и социальной защиты населения) специфичны и в то же время непременно предусматривают координацию совместных шагов и действий. Оптимальное взаимодействие вырабатывается лишь после длительной совместной работы в смежном секторе, после соответствующей подготовки на основе выбора специальных форм работы, которые позволяют сформировать профессионала нового типа - специалиста в области социальной работы, имеющего соответствующую медицинскую специализацию и выполняющего соответствующие функции. Медицинским работником порой приходится выполнять ряд функций социальных работников. В свою очередь, социальные работники, которые нередко имеют дело с клиентами, страдающими психической и физической патологией, должны иметь соответствующие медицинские знания, владеть определенными навыками и умениями [17, с 69]. Необходимо четкое разграничение функций медицинских и социальных работников. Обобщенные специальные функции можно разделить на две группы: социально-ориентированные и интегративные. Социально-ориентированные функции: обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и оказания социальной помощи; представление в органах власти интересов лиц, нуждающихся в социальной помощи; содействие в предупреждении общественно опасных действий; оформление опеки и попечительства; участие в проведении социально-гигиенического мониторинга; участие в создании реабилитационной социально-бытовой инфраструктуры для нуждающихся категорий населения; обеспечение доступа клиентов к информации по вопросам здоровья, состояния среды обитания, качества продовольственного сырья и продуктов питания; информирование клиентов о льготах, пособиях и других видах социальной зашиты; содействие клиентам в решении социально-бытовых и жилищных проблем, получении пенсий, пособий и выплат; семейное консультирование и семейная психо....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Процесс формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
- Педагогические ситуации как средство формирования культуры здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности
- Психолого-педагогические условия формирования культуры здорового образа жизни на уроках окружающего мира у младших школьников