VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Формирование культуры здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в образовательном учреждении

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009331
Тема: Формирование культуры здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в образовательном учреждении
Содержание
     Оглавление
     ВВЕДЕНИЕ	2
     ГЛАВА I. Теоретические основы культуры здорового образа жизни	6
     1.1. Роль культуры здорового образа жизни в современном обществе	6
     1.2. Особенности формирования культуры здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста	10
     1.3. Методы формирования культуры здорового образа жизни у младших школьников в общеобразовательном учреждении	15
     Выводы по главе	25
     ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ	26
     2.1. Констатирующий этап исследования	26
     2.2. Формирующий этап исследования	32
     2.3. Контрольный этап исследования	36
     Выводы по главе	42
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ	44
     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ	48
     ПРИЛОЖЕНИЕ	51
     
     
     


     ВВЕДЕНИЕ
     По общепризнанному мнению,  физическая активность и спорт - необходимое, важное условие развития ума и тела, физическая активность и занятия спортом "для себя" улучшают качество жизни, снижают стрессовое состояние, повышают работоспособность организма.
     В процессе перехода к рыночной экономике в развитии сферы физической культуры и спорта обострились имеющиеся проблемы и появились новые. Специфика физического воспитания и спорта связана с обязательным наличием потребностей общества по соответствующего материально-технического обеспечения этого вида деятельности, в первую очередь инфраструктуры.
     Разработка системы формирования здорового образа жизни является сегодня делом государственной важности и находит отражение в приоритетном национальном проекте «Здоровье». Необходимость решать проблему на законодательном уровне вызвана катастрофическим падением престижа здоровой жизнедеятельности среди населения, особенно молодежи. Первоочередной задачей, таким образом, становится формирование потребностей в ЗОЖ у каждого ребенка и подростка. 
     Необходимость решать проблему на законодательном уровне вызвана катастрофическим падением престижа здоровой жизнедеятельности среди населения, особенно молодежи. Первоочередной задачей, таким образом, становится формирование у каждого конкретного индивида эмоционально-личностной потребности в ведении здорового  и безопасного образа жизни. В этой связи в основных документах, определяющих стратегию государства в области образования (Национальной доктрине образования и Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года) особое внимание уделяется поиску путей решения проблем здоровья,  здорового  и безопасного образа жизни подрастающего поколения.
     Так, в Национальной доктрине образования в качестве одной из основных задач говорится о том, что государство должно обеспечить «всестороннюю заботу о здоровье и физическом воспитании и развитии учащихся и студентов»1, а в качестве целей образовательной системы названо «разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности». Естественно, в самореализацию и развитие личности входит и ее развитие в плане здорового образа жизни, которое является той базой, которая обеспечивает дальнейшую самореализацию.
     По современным представлениям  уровень здоровья человека наряду с такими условиями как наследственные факторы, условия внешней среды и деятельность системы здравоохранения зависит, прежде всего, от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. В настоящее время современная Российская школа не является пока институтом формирования здорового и гармонично развитого человека. Как правило, пропаганда здорового  и безопасного образа жизни в школе носит формальный характер, поскольку данная работа весьма, разрозненна и стихийна. Поэтому нынешнее поколение школьников практически не владеет необходимыми знаниями и убеждениями, чтобы осознанно выбирать определенный образ жизни. 
     В то же время сам школьник не всегда может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. К сожалению, учащиеся  недостаточно четко осознают зависимость здоровья от образа жизни, слабо владеют навыками самоанализа, самооценки своего образа жизни и состояния здоровья, самостоятельной деятельности по его сохранению и укреплению. В этом смысле школьник пассивен, и не осознает, что от того, как организована его жизнедеятельность в настоящее время, во многом будет зависеть  его будущее здоровье и дальнейшая жизнь. Все это делает актуальной тему нашего исследования.
     Объект исследования: культура здорового образа жизни детей младшего школьного возраста
     Предмет исследования: формирование культуры здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в образовательном учреждении.
     Цель исследования: определить эффективные методы формирования культуры здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения и подготовить рекомендации по организации данного вида деятельности для педагогов и родителей.
     Задачи исследования:
     1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
     2. Дать теоретическое обоснование понятия «здоровый образ жизни».
     3. Рассмотреть особенности организации педагогической деятельности по формированию культуры здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.
     4. Изучить формы и методы работы по формированию культуры здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения.
     5. Выявить наиболее эффективные способы взаимодействия с семьей в процессе организации деятельности по формированию культуры здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.  
     6. Разработать программу по формированию культуры здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения.
     7. Провести опытно-экспериментальное исследование, включающее реализацию программы по формированию культуры здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения.
     8. Провести анализ полученных результатов опытно-экспериментального этапа исследования.
     Гипотеза исследования: формирование культуры здорового образа жизни в младшем школьном возрасте способствует гармонизации процессов развития личности, позволяет предупредить возникновение вредных привычек, определяет формирование ценностного отношения ребенка к своему здоровью.
     Методы исследования:
     1. Анализ научной литературы.
     2. Обобщение и систематизация теоретического материала.
     3. Психодиагностические методы: наблюдение, анкетирование, беседа, эксперимент, тестирование.
     Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в условиях исследуемого учебного заведения.
     


     ГЛАВА I. Теоретические основы культуры здорового образа жизни
     1.1. Роль культуры здорового образа жизни в современном обществе 
     В Уставе ВОЗ базовое для нашего исследования понятие «здоровье» определяется следующим образом: "…состояние полного, физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов»2.
     В Большой медицинской энциклопедии здоровье трактуется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешенны с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. В то же время на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды, при этом меняется не столько среда, сколько сам организм3.
     Признаками здоровья, таким образом,  являются:
     устойчивость к угрожающим здоровью факторам;
     показатели роста и развития;
     состояние организма и его резервные возможности организма;
     присутствие и степень развития заболеваний и дефектов;
     уровень волевых и мотивационных установок на сохранение и поддержание здоровья.
     Согласно заключению экспертов ВОЗ, порядка половины уровня состояния здоровья зависит от образа жизни человека, что делает актуальным ведение здорового образа жизни для всех4.
     К основным параметрам образа жизни относятся:
1. Характер труда или учебы.
2. Бытовые навыки.
3. Общественная и культурная деятельность. 
4. Привычки.
5. Занятия спортом и другими оздоровительными практиками.
     Для описания структуры личности человека, ведущего здоровый образ жизни, следует отметить важность наличия знаний о здоровом образе жизни человека, возможностей получить эти знания, сформированность ценностных установок в этой области.
     В качестве индикаторов достижения целей ЗОЖ для такого индивидуума могут выступать5:
     1) удовлетворенность своими данными, такими как внешность, тело, степень выполнения служебными обязанностями, своим статусом в коллективе (производственный, друзей, единомышленников и т.д.); своим статусом в семье; своим восприятием мира.
     2) удовлетворенность социальным окружением: семья, соседи, товарищи, уровень социальной напряженности, политическая ситуация и уровень безопасности в стране.
     3) удовлетворенность возможностями: уровень зарплаты; предметы длительного пользования; одежда, питание, транспорт, образование, работа и так далее, удовлетворение культурными запросами.
     Такой подход позволяет рассматривать индивидов в контексте окружения и условий жизни, обобщать на уровне однородных образований, конкретных населенных пунктов или микрорайонов.
     Опишем показатели ведения здорового образа жизни по уровням здоровья индивидуума.
1. Показатели физического здоровья. Для конкретных исследований можно определить индикаторы роста и веса, поскольку они отражают (с определенными ограничениями) недостатки (или их отсутствие) анатомической построения тела и (также с определенными ограничениями) качество генетической наследственности. Другие физиологические и анатомические показатели требуют специальной медицинской аппаратуры для их измерения.
2. Показатели психического здоровья. К ним принадлежат: индивидуальные особенности психических процессов и свойств - возбуждение, эмоциональность, чувствительность, подверженность стрессам, интеллектуальные и мотивационные особенности индивидуума.
3. Показатели духовного здоровья. Сюда входят: отношение к образованию, науки, искусства, религии, морали, этики; сознание, ментальность, жизненная самоидентификация, оценка реализации собственных способностей и возможностей. Для исследований можно выбрать индикаторы, свидетельствующие о беспокойстве (или его отсутствии) по состоянию общепринятых в обществе факторов духовности: религиозных, культурных, патриотических. 
4. Показатели социального здоровья, которые связаны с экономическими факторами, отношениями индивида со структурными единицами социума определяются такими индикаторами, как характеристики ближайшего окружения и взаимоотношений в нем, социальный статус, социальное самочувствие, ощущение безопасности или его отсутствие, степень удовлетворенности повседневными условиями жизни, самооценка благосостояния, доходы, возможности и структура расходов, условия жилья, возможности отдыха. Приведенный перечень достаточно полно описывает структуру личности человека, занимающегося здоровым образом жизни.
     К непосредственным признакам наличия здорового образа жизни у индивидуума относятся:
1. Двигательная активность. У человека, ведущего ЗОЖ, достаточный уровень физических нагрузок, он не страдает от гиподинамии.
2. Питание. Носит полноценный и сбалансированный характер, адаптировано к возрастным особенностям индивидуума и его профессиональной деятельности. 
3. Отсутствие вредных привычек, прежде всего курения, алкоголя, наркомании и токсикомании.
4. Безопасное сексуальное поведение, так как половая распущенность является одним из факторов распространения СПИДа и венерических заболеваний.
5. Возможности реализации здорового образа жизни индивидуумом, то есть доступность спортивных снарядов, наличие свободного времени для занятий спортом, доступность диетического питания если оно необходимо и так далее. 
     Определенную информацию о субъективной оценке личностью имеющихся ограничений относительно возможностей здорового образа жизни дают показатели обеспокоенности вопросами занятий физкультурой и спортом, осведомленности о здоровом образе жизни, состояния окружающей среды.
     Формирование культуры здорового образа жизни в общем виде состоит из просветительских и аналитических мероприятий (рис. 1).


     
     
     Рис. 1. Формирование культуры ЗОЖ (общие направления).
     Следует, однако, заметить, что РФ отстает от развитых стран именно в вопросах увлечения ее граждан физической культурой, ей у нас занимается только 11% человек. В то же время положение со здоровьем детей и молодежи у нас неблагополучное - по данным института возрастной физиологии РАО около 90 % детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, 30-35 % детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания, до 80 % юношей призывного возраста по медицинским критериям не готовы к военной службе6.
     
     1.2. Особенности формирования культуры здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста 
     В основе педагогической стратегии формирования ЗОЖ должны лежать установки на выработку у учащихся убеждений о необходимости ведения ЗОЖ. На базе убеждений может быть создана устойчивая мотивация, которая порождает самостоятельную активность по поддержанию собственного здоровья7. В основе социальной поддержки культуры ЗОЖ должны лежать наличие устойчивых социальных связей ребенка с учителем, родителями и сверстниками, которые бы поддерживали установки на сохранение здоровья. 
     Необходимо подчеркнуть высокую роль формирования ЗОЖ именно в младшем школьном возрасте, так как в этом возрасте закладываются порядка 40% будущих хронических заболеваний взрослого. Школа должна заложить устойчивые установки на поддержание собственного уровня здоровья, которых человек будет придерживаться на протяжении всей последующей жизни.
     Российские ученые к числу педагогических факторов, негативно влияющих на здоровье младших школьников, относят следующие8:
1. Усложнение программы обучения и  чрезмерную интенсификацию педагогического процесса, вследствие чего снижается двигательная активность и сокращается продолжительность отдыха;
2. Нерациональная организация учебного процесса, которая приводит к интеллектуальным и психоэмоциональным перегрузкам учащихся; несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям обучающихся; 
3. Несоблюдение элементарных физиологических требований к организации воспитательно - образовательного процесса обучения; 
4. Нерациональное использование средств физической культуры и естественного оздоровления и укрепления жизнеспособности.
     Данные факторы значительно усиливаются неполноценным питанием и недостаточной двигательной активностью младших школьников, что ведет к нарушениям состояния здоровья, которые усугубляются от класса к классу.
     В настоящее время исследователи всё чаще приходят к выводу о том, что главная причина нездоровья учащихся заключается в отсутствии у них сформированной внутренней позиции, определяющей целенаправленную деятельность по укреплению здоровья. Особую значимость в этих условиях приобретает система образования, которая вынуждена взять на себя большую часть сложившихся проблем  по формированию здорового образа жизни учащихся.  Перед семьей, таким образом, стоит задача подготовки учащихся к ведению здорового образа жизни, овладения ими определенным минимумом знаний и умений, необходимых для сохранения здоровья и формирования навыков здорового образа жизни9.
     Как показывают многочисленные результаты педагогических исследований, в целом, в настоящее время в РФ наблюдается низкий уровень культуры здорового образа жизни учащихся. По современным представлениям  уровень здоровья человека наряду с такими условиями как наследственные факторы, условия внешней среды и деятельность системы здравоохранения зависит, прежде всего, от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. В то же время сам подросток не всегда может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. В этом смысле подросток пассивен, но оттого, как организована его жизнедеятельность в настоящее время, во многом будет зависеть и его будущее поведение. К сожалению, современная Российская школа не является пока институтом формирования здорового и гармонично развитого человека. Как правило, пропаганда здорового образа жизни в школе носит формальный характер, поскольку данная работа весьма, разрозненна и стихийна. Поэтому нынешнее поколение младших школьников практически не владеет необходимыми знаниями и убеждениями, чтобы осознанно выбирать определенный образ жизни. 
     Особое значение для здорового образа жизни младших школьников имеет соблюдение режима дня. Предел истощаемости нервных клеток в данном случае весьма низкий, адаптация к физическим и психическим нагрузкам неустойчивая. Школа создает стрессовую ситуацию, когда прежние стереотипы поведения должны быть отброшены и созданы новые, причем школьные условия предъявляют повышенные требования к организму по сравнению с условиями дошкольного периода. В связи с этим особенно необходимо упорядочивание труда и отдыха, а отклонения от режима дня могут приводить к сбоям и неврозам.
     Следует заметить, что проблема адаптации к школе более актуальна для детей первого класса, тогда же происходит и ломка привычного режима дня, который подстраивается под школьный. Учащиеся второго и далее классов к ситуации уже более-менее привыкли, но у них может быть другая проблема – они перестают следить за соблюдением режима дня именно в силу его обычности и отсутствия всякой новизны в его соблюдении.
     Крайне важной в данном возрасте является двигательная активность10. Как раз в этом периоде ребенок активно овладевает новыми движениями, испытывает свои двигательные способности и совершенствует их, проверяет власть над собственным телом и окружающим пространством. Уроки физкультуры в начальной школе вносят большой вклад в формирование движений, но в целом они недостаточны.
     Двигательные умения младшего школьника создают определенную базу и для развития его творческого мышления11, развитие двигательных качеств в этом возрасте тесно связано с восприятием, и активные занятия спортом ведут к укреплению воли и внимания, а также наблюдательности и дисциплинированности ребенка.
     Несмотря на то, что возраст детей небольшой, актуальной для них уже является борьба со вредными привычками, такими как алкоголь, курение, любые виды зависимостей, включая наркоманию и зависимость от телевизора и компьютера. Широкое развитие компьютерных технологий, несмотря на его очевидные плюсы для образования и воспитания детей, породило у многих детей новые виды привязанностей – к видеоиграм, просмотру интернета и так далее. Это делает актуальным воспитание правильного отношения к виртуальной реальности. 
     Именно в младшем школьном возрасте закладывается отношение к употреблению наркотиков, причем информацию младший школьник воспринимает часто некритически. В связи с этим опасность представляет ситуация, когда среда, в которой ребенок общается – двор, сверстники в школе и особенно его собственная семья – оценивает употребление алкоголя и других наркотиков положительно. Школа должна препятствовать этим установкам и формировать отрицательное отношение к употреблению наркотиков в любой ситуации, информировать о многообразных отрицательных последствиях их употребления.
     Итак, в качестве основных факторов, которые формируют здоровый образ жизни у детей младшего школьного возраста, можно назвать следующие:
1. Режим дня и его рациональная организация.
2. Правильное, организованное в соответствии с диетическими рекомендациями питание.
3. Оптимальный двигательный режим младшего школьника.
4. Частые занятия физической культурой и спортом, в том числе коллективные.
5. Закаливание в различных его формах и видах.
6. Регулярные медицинские обследования и посещение врачей.
7. Благоприятные гигиенические условия, соблюдение правил гигиены в быту.
8. Адекватная здоровьесберегающая среда в школе и дома.
     Совокупное действие этих факторов и формирует  здоровый образ жизни ребенка. Для запуска же всей этой системы факторов ЗОЖ необходимо создание определенных представлений на когнитивном уровне психики ребенка, и волевых установок на эмоционально-мотивационном ее уровне.
     
     1.3. Методы формирования культуры здорового образа жизни у младших школьников в общеобразовательном учреждении
     
     Социально-культурные технологии широко применяются для формирования здорового образа жизни, в отношении различных социальных групп и различных возрастов. В основе социально-культурных технологий лежит изменение стиля жизни населения с целью улучшения физической и умственной работоспособности. В качестве основных форм выступают физическая культура и спорт, которыми, однако, применение социально-культурных технологий не ограничивается. Важное внимание следует уделять и пропаганде ценностей ЗОЖ, а также пропаганде отказа от вредных привычек12.
     Основная задача - сформировать у занимающихся осознанное отношение к своим силам, твердую уверенность в них, осознанное отношение к выполнению необходимых физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и формированию здорового образа жизни.
     Анализ отечественных и зарубежных исследований позволяет выделить ряд качественных критериев информационно-просветительских технологий, среди которых13:
     воспроизводство и гарантированность результатов, которые характеризуются позитивными изменениями в пропаганде  здорового образа жизни в связи с применением информационно-просветительских технологий;
      целенаправленность технологической системы, указывающая на то, что полученный результат не случаен, а проектировался, и для его достижения была создана конкретная программа или проект;
     системность, указывающая на то, что информационно-просветительские технологии – это определенная система действий, средств и методов, соединенных определенной целесообразной логикой их использования в конкретных условиях, которая позволяет добиваться достижения запланированных результатов в пропаганде здорового образа жизни;
     новизна, раскрывающая возможности информационно-просветительских технологий  как передового опыта;
     актуальность, проявляющаяся в пропаганде здорового образа жизни при решении конкретных воспитательных проблем и затруднений, которые удается преодолеть в практике, используя данные технологии.
     Применительно к детям основные направления работы по формированию культуры ЗОЖ представлены на рис. 2.
     
     
     Рис. 2. Направления работы по формированию ЗОЖ у детей.
     Они группируются на работу непосредственно с детьми (как на занятиях, так и при организации совместной с  ними деятельности), та и на формирование здоровьесберегающей среды (например, в школе), работу с семьей и диагностику сформированности культуры ЗОЖ.
     Международный опыт доказывает эффективность многоуровневой системы организации работы с ЗОЖ14: 
1. На государственном уровне формируются национальные авторитеты борьбы за ЗОЖ, распределяется ответственность между нижестоящими уровнями, разрабатываются методики, формируется информационное сопровождение со стороны федеральных СМИ.
2. Региональный уровень (региональные органы власти) является основой для обеспечения методической литературой конкретных учреждений и предприятий, формируется региональное информационное сопровождение, вводятся в эксплуатацию спортивные объекты.
3. На местном уровне обеспечивается доступность спортивных объектов и их функционирование, непосредственное проведение открытых тренировок, мастер-классов, спортивных соревнований и других мероприятий, пропаганда физической активности.
     Важнейшей методикой формирования здорового образа жизни у населения является физкультурно-массовая работа с ним.
     Регулирование спортивно-массовой работы в РФ осуществляется в основном с помощью следующих нормативных актов:
     Конституция РФ;
     Федеральный закон «Об образовании»;
     Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
     Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года;
     Массовые физкультурно-спортивные мероприятия (ФСЗ) занимают важное место в системе физкультурно-оздоровительной работы. Они методом привлечения широких масс населения к физической культуре и спорту, повышение их физической подготовленности, воспитания в них полезных двигательных навыков и умений, стимулируют дальнейшие занятия физической культурой и спортом.
     В системе физкультурно-оздоровительной работы ФСО - это соревновательно-игровая деятельность, участники которой с учетом их возраста, пола, подготовленности имеют примерно равные возможности одержать победу в доступных им упражнениях. Эта доступность создается специальным подбором соревновательных упражнений, сложности и протяженности дистанций, веса используемых снарядов, а также продолжительности и интенсивности выполнения упражнений. Кроме того, для проведения соревнования по различным контингентом участников с целью уравновешивания их возможностей используются: гандикапы, фора, сравнительные коэффициенты и поощрительные очки.
     В физкультурно-оздоровительных группах соревнования проводятся не только с целью проверки навыков и умений, приобретенных в результате занятий физическими упражнениями, но и с целью организации активного оздоровительного отдыха. Это определяет особенности подготовки и проведения ФСЗ в системе физкультурно-оздоровительной работы с населением.
     В практике физкультурного движения используется множество различных массовых мероприятий, проводимых различными физкультурными организациями государственного, областного, районного, городского уровней, в частности, физкультурные праздники «Всей семьей на старт», «Веселые старты», «Старты надежд», «А, ну- ка, ребята »,« А, ну-ка, девушки », спартакиады общежитий, ЖЭКов, массовые эстафеты и пробеги, дни здоровья, заплывы« моржей », спортивные вечера отдыха и т.д. Участниками таких ФСО являются представители различных групп населения: школьники, студенты, рабочие, крестьяне, интеллигенция, родители и их дети.
     Физкультурно-спортивные мероприятия (ФСМ) являются неотъемлемой частью общего учебно-оздоровительного процесса в системе физкультурно-оздоровительной работы (ФОР). Их направленность зависит от состояния тренировочной работы в разные периоды. Так, в период привлечения населения к занятиям в физкультурно-оздоровительных группах целесообразно проводить ФСМ агитационно-пропагандистской направленности. Главная цель таких мероприятий - повышение уровня физкультурных знаний населения, предоставление жителям возможности попробовать свои силы в тех или иных упражнениях, привлечения различных контингентов населения к занятиям в физкультурно-оздоровительных группах. Эта цель достигается путем проведения показательных соревнований, в том числе с участием мужчин и женщин всех возрастов. При этом желательно, чтобы среди участников таких соревнований было как можно больше представителей тех контингентов, которые необходимо вовлечь в физкультурно-оздоровительные группы.
     Другим видом ФСМ агитационно-пропагандистской направленности являются открытые соревнования, конкурсы, блицтурнира для всех желающих, а также соревнования для новичков, включенных в состав физкультурно-оздоровительных групп. В простейших соревнованиях, выполняя доступные им упражнения, новички показывают свои первые личные рекорды - исходные показатели для дальнейшего совершенствования двигательных навыков и физических качеств.
     В процессе учебно-тренировочной работы в физкультурно-оздоровительных группах должны проводиться соревнования учебно-тренировочной направленности: цель таких соревнований - повысить эмоциональность занятий, создать благоприятный настрой, стимулировать рост мастерства и тем самым сделать занятия более эффективными. Не следует также забывать, что в процессе проведения соревнования можно и нужно решать различные воспитательные задачи.
     К ФСМ учебно-тренировочной направленности относятся различного рода соревнования, проводимые по упрощенным правилам, сдача тестовых нормативов для различных групп населения, подвижные игры, туристические эстафеты, соревнования на дорожках здоровья и т.д15.
     После того как физкультурники в физкультурно-оздоровительных группах получат достаточной физической подготовки, усвоят технику спортивных упражнений и овладеют навыками соревновательной деятельности, можно организовывать соревнования спортивной направленности, главные цели которых: достижение наивысшего результата, установленные рекордов (в том числе личных), выполнение разрядных норм , выигрыш первенства, селекционного отбор сильнейших в сборные команды. Для достижения поставленных задач проводятся соревнования по видам спорта (первенства, чемпионаты) по общепринятым правилам. Все эти ФСО могут проводиться как внутри коллектива, так и по планам спортивно-массовых мероприятий области, района, города, села и т.д.
     Используя средства массовой информации, различные формы физических упражнений и спорта, массовая физическая культура выполняет оздоровительные задачи, сохраняют и укрепляют здоровье человека, повышают уровень физической подготовки и работоспособности, а также продолжают творческую активность личности. У тех, кто занимается физическими упражнениями, должно воспитываться ответственное отношение к своему здоровью, осознанное понимание необходимости достаточного двигательной активности в ежедневном режиме16.
     Методики физического воспитания и спорта широко используются как:
     - Средства охраны и укрепления здоровья;
     - Средства борьбы с гиподинамией;
     - Средства профилактики различных заболеваний.
     Спортивно-массовая работа по физической культуре и спорта основывается на следующих принципах.
     1. Актуальность. Согласно данному принципу каждое дело может быть признанной необходимой, целесообразной или несущественной, что и определяет отношение к делу.
     2. Законность, то есть соответствие официально принятым нормативно-правовым нормам.
     3. Выполнимость и реалистичность предлагаемых мероприятий.
     4. Оптимальность. Квалифицированная организаторская деятельность немыслима без творческого подхода к делу, выбора оптимальных вариантов, обеспечения экономичности, надежности, высокого качества работы.
     5. Конкретность, то есть научная обоснованность и применимость рекомендаций, четкая определенность всех проводимых мероприятий.
     В ходе развития представления о здоровом образе жизни у младших школьников предпочтение лучше отдать простым методам и приемам: «урокам здоровья», практическим занятиям, беседам, чтению, рисованию, наблюдению за природой, играм, проектной деятельности детей. Одним из важных приемов формирования знаний о здоровом образе жизни мы считаем практические занятия. Рассмотрим самый эффективный метод деятельности – игра. Игра – это самый эффективный вид деятельности, позволяющий дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Используя игру,  раскрывается огромный потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам17.
       Подвижная игра создает благоприятные условия для овладения пространственной ориентировкой, способствует совершенствованию восприятия и представлений. Постоянно сравнивая и уточняя впечатления, полученные от действий в окружающей среде, ребенок приучается к наблюдательности, осознает взаимосвязь между предметами в окружающей его среде. В играх совершенствуются приобретенные в упражнениях знания о направлении движений, местоположений и взаимоположении предметов. В упражнениях и подвижных играх с элементами соревнования воспитывается творческое отношение детей к двигательной деятельности; формируются такие качества как личность, как целенаправленность, устремленность, ответственность, критичность мысли, настойчивость в преодолении трудностей, наблюдательность, активность; развитие фантазий, инициатива и увлеченность, умение осуществлять творческий замысел практически. Младший школьник приучается по-новому смотреть на обычное, знакомое. Все это необходимо им в его, будущей деятельности.
     Формирование навыков здорового образа жизни должны происходить и на уроках, являясь закреплением занятий на классных часах.  На уроках эта работа должна происходить интегрировано через различные предметы (музыка, физическая культура, изобразительное искусство, и т.д.) в течение учебного года с использованием разных форм урока (ролевые игры, дискуссии, кооперативное обучение), что значительно повышает эффект работы по формированию ценностных установок к здоровью, т.к. информация передаётся как учителем, так и самими учащимися, а для класса она становится более значима. На уроках физической культуры в младших классах целесообразно опираться на межпредметные связи: с природоведением (в таких вопросах, как закаливание, требования к одежде ученика, работе мышц, режим дня и др.); математикой (измерение длины и высоты прыжка, дальности метания, скорости и продолжительности бега и т. д.); музыкально-ритмическим воспитанием (занятие под музыку); изобразительным искусством (красота движений, поз) и др18.
     Важным аспектом является формирование мотивации младшего школьника (рис. 3). Она включает в себя фиксацию внимания школьника на успехах в физкультурно-оздоровительной работе, развитию практических навыков школьника, которые далее будут его мотивировать силой привычки. Кроме того, необходимо расширение знаний о здоровье, прежде всего знакомство с состоянием собственного здоровья, формирование представлений об его безусловной ценности, развитие представлений о влияющих на здоровье факторах. Важной является профилактическая работа, в особенности направленная на предотвращение формирования у детей вредных привычек.
     
     
     
     Рис. 3. Формирование мотивации у младших школьников.
     Таким образом, в работе направленной на формирование знаний о ЗОЖ у младших школьников любые методы работы с детьми, занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, инсценирование ситуаций, просмотр диапозитивов, диафильмов, кинофильмов и др., важны для освоения знаний о здоровом образе жизни. Формы организации учебного процесса также могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, уроки – путешествия, уроки – КВН, праздники, игры, викторины и др. Эффективность формирования знаний о ЗОЖ в значительной степени будет зависеть от разнообразия методов, которые учитель использует в своей работе, а также учета возрастных особенностей младших школьников при выборе этих методов и личного примера педагога и родителей.
     
     Выводы по главе
     
     Таким образом, по результатам исследо.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44