- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Процесс формирования экологических знаний
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W005215 |
Тема: | Процесс формирования экологических знаний |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО) Кафедра геоэкологии и природопользования ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ В ГЭК Заведующий кафедрой Канд. хим. наук, доц. .С.Н. Болотин. (подпись) .2017 г. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА УРОВЕНЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ СЕЛЬСКИХ И ГОРОДСКИХ ШКОЛ Работу выполнил Ю.М. Бабич (подпись, дата) Факультет. географический . Направление. 05.03.06 Экология и природопользование. Научный руководитель канд. мед. наук, доц. .М.А. Литвинская (подпись, дата) Нормоконтролер канд. хим. наук доц.. .О.В. Стаценко (подпись, дата) Краснодар 2017 СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………….. 3 1 Значимость экологического образования в России……………...…….... 5 1.1 Роль и место экологии в современном обществе ……….………… 5 1.2 История формирования природоориентированной деятельности учащихся в системе экологического образования…….………….. 9 2 Особенности формирования экологических знаний у школьников средних классов…………………………………………………………... 10 2.1 Процесс формирования экологических знаний …….…………….. 10 2.2 Экологическая культура личности. Семья и школа: воспитательный потенциал и его реализация…………...…………. 13 3 Обзор экологического образования в Краснодарском крае…………….. 16 4 Анализ знаний об экологии и бережного отношения к природе учащихся городской и сельской школы…………………………………. 19 4.1 Анализ экологических знаний у учащихся младших и средних классов школы № 49 г. Краснодара………………………………… 19 4.2 Анализ экологических знаний у учащихся младших и средних классов школы № 27 с. Львовского. ….…….……...……………… 4.3 Анализ экологических знаний о природе у учащихся младших и средних школы г. №2 г. Горячий Ключ .…………………………… Заключение……………………………………………………………………. Список использованных источников………………………………………... Приложение Анкета…………………………………………………………... ВВЕДЕНИЕ В настоящее время экологическое образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано со сложной ситуацией на нашей планете: быстрый рост народонаселения, а, следовательно, проблема его обеспечения пищевыми продуктами; снабжения промышленности минеральным сырьем: проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды – все это создает угрозу существования самой жизни на земле. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу [Глазачев, 1999, с. 24]. История человеческого общества ? это история использования природных ресурсов. Человек же, являясь неотъемлемой частью природы, не может существовать без неё, он не может дышать и обеспечивать своё жильё теплом и светом. И именно по этой причине существовала и будет существовать извечная проблема взаимодействия человека и природы. Конечно, все задачи воспитания и экологического образования населения не могут быть решены без определения соответствующих путей и методов. В этом направлении весьма велика роль и значение школы, учебно-воспитательного процесса, независимо от формы существования. Именно в школе дети приобретают первые реальные научные знания, здесь они знакомятся с основами мироздания, познают природу, недра, начинают понимать, что такое земля, воздух и вода, что из себя представляют звери и насекомые. Важнейший аспект в решении вопроса сохранения Земли ? образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые на долго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека [Жестова, 2008, с. 306]. Экологические проблемы в современных условиях перехода общества к рыночной экономике вызывают кризис нравственности, ведь экология и нравственность взаимообусловлены. Поэтому вопросы экологии необходимо рассматривать во взаимосвязи с нравственным воспитанием. Проблемы экологического и нравственного воспитания пока еще мало исследованы. Теория взаимосвязи экологического и нравственного воспитания подростков раскрыта слабо, практика эколого-нравственного воспитания разработаны недостаточно. Все это ставит перед педагогической наукой задачу формирования многогранного эколого-нравственного мировоззрения у учащихся. В целях формирования экологической культуры в обществе, повышения образовательного уровня, воспитания бережного отношения к природе необходимо осуществлять экологическое просвещение посредством распространения знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды. Необходимо формирование основ экологической культуры среди населения, а именно получение экологических знаний, развитие экологического сознания, приобретение навыков в поведении людей, направленных на сохранение природных условий, необходимых для развития общества, гармоничное взаимоотношение между обществом и природой. Целью работы является выявление уровня экологического образования путем сравнения школ городского и сельского типа. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: ? изучить значимость экологического образования; ? рассмотреть особенности формирования экологического сознания у школьников; ? провести обзор экологического образования в Краснодарском крае; ? проанализировать знания об экологии и бережном отношении к природе учащихся младших классов школ городского и сельского типа. 1 Значимость экологического образования Уже на современном этапе человечество столкнулось с целым рядом глобальных экологических проблем, приводящих к ухудшению качества жизни и здоровья людей, ставящих под вопрос возможность безоблачного существования жизни на Земле. Современные экологические проблемы имеют ярко выраженную тенденцию к своему дальнейшему обострению. Особую тревогу вызывает тот факт, что сегодня нет убедительных признаков улучшения экологической остановки в ближайшем будущем. Предотвращение современных экологических кризисов не может ограничиваться принятием мер экономического или научно-технического содержания. 1.1 Роль и место экологии в современном обществе «Самая страшная из грозящих нам катастроф», ? констатировал Ю. Шрейдер, ? это не столько атомная, тепловая или тому подобные варианты физического уничтожения человечества на Земле, сколько антропологическая- уничтожение человеческого в человеке. Будучи естественной наукой, экология описывает, что происходит. Совершенно очевидно и закономерно, что экологическое образование направлено на формирование у населения норм высоконравственного, ответственного отношения к природе. Оно рассматривается в наши дни как чрезвычайно актуальная социально-экономическая, психолго-педагогическая и гуманитарная задача. Высокая значимость экологического образования подчёркивается многими международными организациями. Так, ООН, ЮНЕСКО и ЮНЕП не только подчёркивают значимость проблемы экологического образования, образования в области окружающей среды, но и рекомендуют решение этой проблемы всем государствам ? участникам международного сообщества для приоритетной разработки. Экологическая безграмотность – одна из главнейших причин экологического бедствия и разрушения окружающей природной среды. На всех стадиях развитии человеческого общества функционирует негативная социально-экологическая закономерность: чем ниже уровень экологической грамотности и выше иерархическая ступень эконекомпетентности чиновника, тем сильнее разрушающее воздействие на природную среду любого руководящего решения. Не случайно в экологических программах всемирных главной задачей, на решение которой должны расходоваться природоохранные инвестиции, поставлена ликвидация дефицита экологических знаний человека. Экологическое воспитание в настоящее время является одним из важнейших факторов преодоления экологических проблем [Кириллова 2011, с. 218]. Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология и как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура. В современной школе наблюдается поворот на формирование экологической культуры, особенно это видно на примерах работы с учащимися I – III ступени образования. Это уроки географии, биологии, литературы, истории, химии, ОБЖ, кружки, экологическое общество, исследовательские работы. Среди многочисленных проблем особое место занимают углубление и расширение комплексных экологических знаний учащихся средних школ. Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников. Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь. Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе. Действительно — это составная часть такого воспитания, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью в неволе содержат диких животных или без должного ухода — морских свинок и хомячков, которые страдают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто в воспитательных целях во время летних прогулок детям предлагают собирать цветы или ловить бабочек, стрекоз и других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребятишек. Не имея морителей, которые и нельзя давать маленьким детям, ребёнку ничего не остаётся, как оторвать крылья, затем ноги и наконец голову своей жертве или живьём наколоть её на иголку. Таким образом, подобные воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причём довольно жестоко. В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружение ребенка, социальная и культурная среда, а также его особенный взгляд на все с самого раннего возраста. Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяет три фактора: 1. непосредственное познание природы; 2. школьное экологическое воспитание; 3. средства массовой информации. Школьное экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний. Важное место в системе экологического образования имеет начальная школа, которая является начальной ступенью в формировании ответственного отношения учащихся к окружающей среде и здоровью человека. Как знакомить детей с правилами поведения в природе? Определенные экологические запреты абсолютно необходимы. Но «обрушивать» эти запреты «сверху» нельзя, нужна целенаправленная, кропотливая работа, ориентированная на то, чтобы правила поведения в природе были прочувствованы, понятны. В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Здесь ребята впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они её ценность, на сколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. 1.2 История формирования природоориентированной деятельности учащихся в системе экологического образования Экологическое образование прошло длинный путь в своём развитии от относительной неопределённости целей и задач до всеобщего признания. Предшественниками экологического образования были Ж.Ж. Руссо, А. Гумбольдт, Э. Геккель, К.Д. Ушинский и др. однако фундамент современного экологического образования заложил Патрик Геддес. Профессор ботаники из Шотландии. Его называют «отцом экологического воспитания». Он был первым, кто отметил в мировой научной литературе жизненно важную, фундаментальную взаимосвязь между качеством окружающей среды и качеством образования поколений. Он высказал ряд интересных идей о целях и задачах экологического образования, предложил ряд инновационных методов и технологий обучения детей в природе и посредством природы, активно отстаивал идею развития ученика как целостной личности. С момента своего возникновения экологическое воспитание получило всеобще признание. Его ускоренному развитию способствовала не только постоянно растущая обеспокоенность мирового сообщества за состояние природной среды, но и мощная поддержка со стороны международных организаций. Начало реального международного сотрудничества в области охраны природы относится к первым послевоенным годам. В 1948 году был образован Международный союз защиты природы при поддержке ООН и ЮНЕСКО. Именно с этого момента экологическое образование начинает приобретать конкретные формы и соответствующее содержание. В 1968 году ООН и ЮНЕСКО провели первую международную конференцию по проблемам биосферы, в материалах которой отмечалась чрезвычайная актуальность экологического образования, раскрывались цели и задачи этого вида образования. Эта конференция фактически положила начало международному сотрудничеству в области экологического образования учащейся молодёжи. В 1970 году ООН и ЮНЕСКО провели в Неваде Международное совещание. Это совещание определило экологическое образование как процесс распознавания ценностей природы, формирования знаний, умений, отношений, требующихся для понимания и оценки взаимосвязи человека с его культурной и биофизической средой. К наиболее значимым Международным конференциям, фактически заложившим основы экологического образования, относятся: Стокгольмская конференция 1972 года, Белградская конференция 1975 года. Важнейшим документом Белградской конференции является «Белградская хартия». Это был глобальный план действий в области охраны природы и формирования ответственного отношения человека и общества к природной среде [Анисимов 2005, с. 186]. В 1980 году прошла Всесоюзная конференция «Проблемы экологического образования и воспитания в средней школе». Особым вкладом дано конференции было обоснование экологического образования как нового направления в деятельности советских общеобразовательных школ. Образование в области охраны окружающей среды (Environmental Education), согласно ЮНЕСКО должно: – рассматривать окружающую среду, охватывая все её стороны: природную, антропогенную, экологическую, политическую, экономическую, социальную, юридическую, культурную, эстетическую. – основываться на междисциплинарном подходе – рассматривать экологические проблемы в глобальном масштабе, учитывая региональную и местную специфику. – учитывать современные и возможные будущие экологические кризисы в 1982 Генеральная асанблея ООН провозгласила Всемирную хартию природы. Было положено начало принципиально важному сдвигу в экологическом образовании, которое характеризуется переходом от философии антропоцентризма к философии экоцентризма. Принятие этого документа стимулировало разработку теоретических, этических и прикладных аспектов проблемы экологического образования в большинстве стран мира. В 1987 году Конгресс ЮНЕСКО разработал новые формы экологического образования, предложил современные технологии формирования у личности ответственного отношения к природе. В начале 1990 годов в международном общественном сознании заметно усилилось понимание того, что выход из нарастающего экологического кризиса можно найти в культурной общности и укреплении чувства благоразумия. В 1992 году в Рио-де-Жанейро состоялась Всемирная конференция ООН по вопросам окружающей среды. Эта конференция вновь подтвердила чрезвычайную значимость экологического образования как средства сохранения жизни на планете. Основной документ этой конференции «Повестка действий на 21 век». В нём отмечается, что экологическое образование как в школах, так и вне школ, совершенно необходимо для повышения интереса людей к экологическим и этическим вопросам современности. Были поставлены следующие задачи: – интегрировать экологическое образование во все уровни преподавания – пересмотреть школьные программы, акцентируя приоритет общественных экологических организаций в этой сфере деятельности – внедрять в повседневную практику экологически приемлемый жизненный стиль. В содержании современного экологического образования господствует философия антропоцентризма. Она рассматривает природу как некую реальность, изначально предназначенную быть источником разнообразных ресурсов и средств удовлетворения различных потребностей человека. Антропоцентрическая парадигма в содержании экологического образования проявляется в господстве академического обучения, в определенном навязывании учащимся содержания, способов и методов учебной и внеучебной деятельности. Содержанием современного экологического воспитания должно стать обучение стратегиям позитивных умений, основанных на осознании каждым человеком своей сопричастности к возникновению экологических проблем и ответственности за состояние окружающей среды на локальном, национальном и глобальном уровнях. 2 Особенности формирования экологической сознания у школьников Важнейший аспект в решении вопроса сохранения Земли ? образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые на долго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека. Но вседозволенность по отношению к природе прощалась и даже поощрялась. Формы поощрения оказывали бесконечно разнообразными: от детских стихов, до безудержных, экологически безграмотных, хозяйственных проектов. Любовь к земле, всегда связана с любовью к родным местам – к своему городу, селу, где человек родился и живет [Трусова, 2005, с. 79]. 2.1 Процесс формирования экологического сознания В условиях научно-технического и социального прогресса экологическое образование и воспитание – неотъемлемый элемент формирования нового человека. Общение молодых людей с природой воспитывает в них лучшие нравственные качества. В. А. Сухомлинский создал целую систему воспитания, в которой важное место отводится общению подрастающего поколения с природой, познанию её законов, ценностей и красоты. Поэтому перед каждым педагогом стоит задача формирования экологического сознания и экологической культуры, как во время учебных занятий, так и во внеурочное время. Экологическое сознание в самом широком смысле этого слова представляет из себя сферу общественного и индивидуального сознания, связанную с отражением природы как части бытия. Первоначально понятие экологического сознания заменялось такими понятиями, как «экологическое мышление», «экологическая мудрость», «природоохранительное мышление». Но достаточно быстро эти понятия были интегрированы в дефиницию «экологическое сознание». Так, в работе Р.У. Биджиевой, написанной в начале 80-х годов XX столетия, предпринимается попытка дать трактовку экологическому сознанию, адекватную тому времени. Автор понимает под экологическим сознанием комплекс экологических воззрений, оценок, теорий различных социальных групп, определяемых характером общественного производства вообще и экономическим положением группы в частности В конце XX столетия представления об экологическом сознании кардинально меняются. Это связано с новым пониманием места и предназначения человека в современном мире. В это время предпринимается попытка оценить экологическое сознание с точки зрения будущего (экологический оптимизм и экологический пессимизм), с позиций утилитарно-экономического подхода (сколько это будет стоить), а также с позиций аксиологического (ценностного) подхода, выявляющего ценности, которые в определенный момент времени значимы для человечества. Кроме того, на первый план выдвигается проблема собственно психологического анализа содержания и структуры экологического сознания [Захлебный 2010, с. 312]. В ряде исследований подчеркивается, что в современном обществе и его сознании выделяются две позиции, характеризуемые как экологический пессимизм (наиболее преобладающая позиция) и экологический оптимизм (для него характерен утилитарно-восторженный взгляд на будущее). Наряду с этими выделяется и позиция, которая характеризует безразличие определенных групп людей к экологической проблеме (в силу занятости их своими текущими сиюминутными проблемами). В специальных исследованиях выявляют четыре типа носителей экологического сознания с точки зрения решения экологических задач, связанных с поиском новых источников финансирования. Соответственно выделяют четыре типа людей. Первый тип характеризуется встревоженностью существующей экологической ситуацией, беспокойством за будущее состояние природной среды, что сопровождается готовностью платить за высокое качество среды. Второй тип отличается от первого лишь тем, что его представители платить за экологические мероприятия из собственного кармана не намерены. Третий тип ориентирован на изменение экологической ситуации к лучшему, но полагает, что за это должно платить государство. Наконец, для четвертого типа характерны низкая степень озабоченности состоянием среды и несформированность мнения по вопросу соотношения экологических и экономических приоритетов в государстве. Если обратиться к содержанию собственно психологических проблем, связанных со спецификой и структурой экологического сознания, то здесь, действительно, можно поставить множество достаточно сложных и содержательных вопросов. К основным из них относятся: что из себя с психологической точки зрения представляет экологическое сознание, каковы его структура, типы, механизмы формирования? В современной психологии под сознанием понимается высшая, интегрирующая форма психики, заключающаяся в отражении, целеполагании и конструктивно-творческом преобразовании действительности. Как в процессе отражения, так и в процессе конструктивно-творческого преобразования участвуют все психические процессы человека (восприятие, память, мышление, воображение), в результате чего формируется система знаний о мире, которая, в свою очередь, находит выражение в деятельности, в поведении. Все эти процессы сопровождаются многообразными отношениями человека (эмоциональными, волевыми и др.), которые обеспечивают сознанию его субъективность и пристрастность. Экологическое сознание - это то же самое сознание, но имеющее свою специфику, направленность, связанную со своеобразием отражения мира природы и конструктивно-творческим его преобразованием. 2.2 Экологическая культура личности. Семья и школа: воспитательный потенциал и его реализация Связь экологии и культуры прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни. Н. Рерих говорил, что «жизнь может быть преображена утверждающим понятием культуры». Ухудшение экологической ситуации в стране, крайняя заниженность нравственных ценностей, рост жестокости в детской среде и число молодых людей, ставших жертвами алкогольной и наркотической зависимости,- это и многое другое служит показателем крайне низкой общей и, собственно, экологической культуры взаимоотношений с окружающей средой, базирующейся на экологических ценностях добре, самоограничении, созидании. Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие подростков, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой, тем самым оно делает акцент на эмоциональной стороне взаимоотношений. Человека, наделённого экологической культурой, отличает прежде всего умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром. Возрастные индивидуальные различия подростков в качестве знаний, опыте эмоциональных переживаний и практического участия в природоохранной деятельности обуславливают разный уровень их экологической культуры, разную меру способности гармонизировать свои отношения с окружающим миром. А ведь окружающий подростков мир чрезвычайно разнообразен и многолик, это не только природный и социальный мир, но и мир искусства, информатики и техники, мир слов, мимики, жестов и, наконец, внутренний мир самого подростка. И с каждым из этих миров подростку необходимо установить такие отношения, которые позволили бы ему жить в гармонии, т.е. жить экологично [Букин 2006, с. 223]. Чаще всего родители, педагоги – пытаются передать детям свой жизненный опыт, тем самым способствуя накоплению у подростков позитивных взаимоотношений с другими людьми, природой. Накапливая опыт взаимоотношений с окружающим миром, подросток развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно. Однако, зачастую, опыт старшего поколения слабо концентрируется, растворяется на экологических ценностях, не отвечающих новому времени. Ведь многие поколения воспитаны в духе потребления, в духе покорителей природы. И поэтому в вопросах экологического воспитания более адекватным становится педагогическое сопровождение – ненавязчивый совет, аргументация доводов. Не покрывая всего воспитательного пространства, под влиянием которого происходит развитие личности подростка, такие социальные институты как семья, школа и система дополнительного образования в современных условиях выносят на себе основную нагрузку по экологическому воспитанию подростков, приобщение их к новой культуре взаимоотношений со средой обитания, формируя потребности, развивая чувство отзывчивости и сопереживания в детях, привлекая их к практическому участию в решении экологических проблем [Аплетаев 1998, с. 125]. Наиболее существенным моментом в экологическом воспитании у подростков является перевод их сознания в другую ипостась из природопотребительской в природосберегающую. Этому служит преодолении в их сознании экокультурного перекоса о приоритете человека над природой и и привитие нового видения мира, нового мироощущения, при котором и человек, и природа воспринимались бы в тесной связи и зависимости друг от друга. Суть состоит в том, чтобы донести до сознания воспитанников мысль о том, что человек – часть природы и потому зависит от неё не только биологически, но и духовно, учась у неё гармонии , ритму, целесообразности. Таким образом, главный вектор воспитания экологической культуры направлен на формирование сознания, при котором человек одновременно ощущал бы себя и садовником и рачительным хозяином. В какой мере родителям, педагогам удаётся продвинуть сознание подростков в этом направлении, таков и воспитательный эффект. Существенным фактором, ограничивающим возможности использования потенциала института семьи в экологическом воспитании подростков, является низкая экологическая культура самих родителей. Это указывает на необходимость более тесных контактов родителей со школой. В отличие от семьи, экологическое образование и воспитание в школе возложено на профессиональных педагогов и психологов. В экологическом образовании молодёжи школа выносит на себе основной груз. 3 Экологическое образование в Краснодарском крае Качественное совершенствование реальной практики формирования у школьников ответственного отношения к природе требует широкого привлечения достижений современных наук о природе и человеке; создания и внедрения в общественное сознание, педагогическую теорию и школьную практику новой экоцентрической парадигмы экологического образования. В Краснодарском крае экологическое образование осуществляется с помощью школьного (обязательного) и дополнительного образования. Дополнительное образование осуществляется с помощью «Министерства ресурсов Краснодарского края» и «Эколого-биологического Центра» За 2013 и 2014 год «Министерство ресурсов Краснодарского края» опубликовало отчет о проведенной работе, включая активное участие в экологическом образовании и воспитании молодого поколения. На территории муниципального образования город Краснодар экологическим воспитанием и образованием занимается МКУ «Служба по охране окружающей среды». В 2013 году, в рамках Года охраны окружающей среды, Учреждением было проведено более 60 мероприятий. Среди них 29 экологических занятий в школах и детских садах, 5 научных конференций, 7 субботников, 4 озеленительных акции, 5 экскурсий, более 10 мероприятий, приуроченных к экологическим праздникам. Темами занятий становились разнообразные экологические даты, такие как «Всемирный день защиты морских млекопитающих», «Всемирный день водных ресурсов», «Международный день птиц» и многие другие. В 2013 году успешно велась работа по внедрению экологического просвещения для воспитанников детских садов. Работа по привлечению внимания детей дошкольного возраста к природоохранным проблемам, исследовательской деятельности велась в разной форме. Очень интересными для детей стали занятия на местности (игровых площадках во дворах детских садов). Сотрудничество с библиотеками в области экологического просвещения, несомненно, играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Сотрудниками Учреждения проведены мероприятия в библиотеках города, на которых обсуждались экологические вопросы и проблемы, были организованы выставки. Экологические экскурсии - это один из способов массового соприкосновения с природой, без причинения ей ущерба. Экскурсии позволяют изучать закономерности развития природных экосистем на наглядных примерах. Часть VIII 314 Доклад «О состоянии природопользования и об охране окружающей среды Краснодарского края в 2013 году» В 2013 году состоялись научные конференции, организованные Краснодарскими высшими учебными заведениями, школами города при участии МКУ «ЦМОСТ». Кроме того в 2013 году Учреждение принимало участие в различных общероссийских экологических акциях: «Всероссийский экологический субботник – Зеленая Россия», «Сделаем вместе!», акция «Час Земли» и другие. Для поддержания статуса Краснодара, как одного из самых зеленых городов, специалистами Учреждения проведены акции по озеленению. Не остаётся без внимания тема вторичного использования отходов. В детских садах и школах развернули специальную обучающую программу, которая рассказывает детям о проблемах накопления отходов и способах их утилизации. За 2014 год «Министерство ресурсов Краснодарского края» опубликовало отчет о проведенной работе, включая активное участие в экологическом образовании и воспитании молодого поколения. В решении проблем взаимодействия общества и природы, охраны окружающей природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов важную роль призвано сыграть экологическое образование и воспитание молодёжи. Низкий уровень экологического образования и экологической культуры населения породили потребительское отношение к природе, стали причиной возникновения многих экологических проблем. Выходом из существующей ситуации является формирование экологического сознания и мышления, повышение уровня экологической ответственности и культуры. Именно поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения имеет важнейшее социальное значение. Эколого-просветительская деятельность, в основе которой лежит пропаганда экологических знаний и идей охраны окружающей среды, направлена на создание основ экологического воспитания, развитие экологического сознания и формирование экологической культуры населения и является одним из важнейших видов деятельности министерства природных ресурсов Краснодарского края и его подведомственных учреждений. Деятельность министерства в этой области включает такие направления, как: взаимодействие со средствами массовой информации по освещению деятельности министерства; использование средств электронных коммуникаций, включая собственные, с целью более подробного и широкого представления необходимой информации; взаимодействие с общественностью; участие в организации и проведении различных экологических мероприятий – акций, форумов, конкурсов, выставок и т.д.; организация и проведение просветительских природоохранных мероприятий – национальных и международных научно-практических конференций, занятий, лекций, бесед, практических семинаров и т.д.; выпуск презентационной продукции. Также активной деятельностью по экопросвещению занимается Государственное бюджетное учреждение Краснодарского края «Управление особо охраняемыми природными территориями Краснодарского края». Экологические праздники, семинары-практикумы, различные акции для детей школьного возраста. Занятия подчинены единой цели – сформировать у ребенка комплекс знаний о природе родного края. Лекционные мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях, сопровождаются показом красочных презентаций, разработанных сотрудниками учреждения, что делает работу более интересной. 4 Анализ знаний об экологии и бережного отношения к природе учащихся городской и сельской школы Для выявления различий бережного отношения к природе и знаний по экологии между школами городского и сельского типа был выбран метод анкетного опроса. Опрашиваемая аудитория – это дети, которых нужно заинтересовать в участии, анкета была составлена в упрощенной форме. Социологический опрос в виде анкетирования был проведен в общеобразовательной школе № 49 г. Краснодара, в школе № 27 села Львовского, Северского района, Краснодарского края, а также в школ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: