VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Эффективность элементов интеграции на уроках окружающего мира в формировании экологических знаний младших школьников

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012778
Тема: Эффективность элементов интеграции на уроках окружающего мира в формировании экологических знаний младших школьников
Содержание
Введение
     Актуальность исследования. Сегодня люди стоят у решающей черты, за которой гибель природы и цивилизации или выбор пути предотвращения экологической катастрофы, грозящей всеобщим уничтожением. Если человечество хочет сохранить среду сврего обитания и жизнедеятельности, главное найти кардинальное изменение этой ситуации. Международное экологическое движение педагогов признаёт образование в области окружающей среды (экологическое образование) приоритетным направлением и рекомендует государствам и правительствам рассматривать его в свете глобального экологического кризиса и рекомендаций, содержащихся в документах Международной комиссии по среде обитанию.
     Принятый в 1992 году закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, цель которого-развитие экологической культуры народа каждого члена общества. После принятия отечественной и мировой общественности центральным фактором в решении названной проблемы становиться не техника или технология, а образование в широком понимании этого слова. Само образование следует рассматривать не просто как процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, а как создание и сохранение единой образовательной зоны.
     Начальная школа - важнейший этап становления личности, формирования экологической культуры, познавательных, эмоциональных и практических отношений к природному окружению, интенсивного накопления знаний об окружающей среде. Школьный младший возраст - наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой. 
     Современное общество находится в постоянном развитии, следовательно, через новую систему образования Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает и реализует все новые требования к обучающемуся:
обучаемость, то есть способность к постоянному самообразованию;
интеллектуально-физическое развитие, это доступ к новым технологиям;
умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе;
креативность;
быть патриотом своей страны.
     Поэтому, творческая активность учащихся в процессе обучения и интеграции в образовательном процессе- это одни из важнейших проблем, над которыми работает современная школа в настоящее время. Создавая современный урок, педагог должен реализовать новые требования ФГОС, чтобы достичь желаемого результата. Примером таких уроков является интегрированный урок. 
 	В настоящее время в начальных классах уделяется особое внимание интегрированному образованию. Младший школьник целостно воспринимает окружающий мир, для него нет границ между предметами, поэтому интеграция предметов на первой ступени обучения в единое целое более эффективна.
     Анализ психолого-педагогических источников свидетельствует о том, что многие аспекты проблемы окружающего мира нашли в них свое применение. И.Д. Зверев в своих работах раскрыл понятие сущность интеграции в образовании.  В свою очередь, Н.В. Королёва раскрыла особенности интегрированного обучения в начальной школе. А проблемы формирования экологических знаний раскрыли в своих трудах Н.Ф. Виноградова, А.А. Плешаков.
     Сеголня остаются недостаточно раскрытыми педагогические условия формирования экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира. Отсюда, выявляется противоречие между объективными потребностями практики в формировании экологических знаний и недостаточной разработанностью педагогических условий формирования экологических знаний при изучении окружающего мира у младших школьников.
     Цель данной работы: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность элементов интеграции на уроках окружающего мира в формировании экологических знаний младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования экологических знаний младших школьников.
     Предмет исследования: использование элементов интеграции на уроках окружающего мира как средство формирования экологических знаний младших школьников.
     Гипотеза исследования: процесс формирования экологических знаний младших школьников будет протекать успешно, если: 
-формировать систему знаний о предметах и явлениях природы и о связях, и отношениях, которые существуют между ними;
- формировать систему экологических знаний с помощью комплексного использования различных предметов.
     Задачи исследования:
1.Выявить особенности формирования экологических знаний младших школьников.
2.Определить способы и приёмы формирования экологических знаний младших школьников.
3.Рассмотреть элементы интеграции на уроках окружающего мира как средство формирования экологических знаний младших школьников.
4.Провести диагностику уровня сформированности экологических знаний младших школьников.
5.Разработать комплекс уроков окружающего мира с элементами интеграции.
     Методы исследования: теоретические - анализ литературы, эмпирические - наблюдение, беседа, тестирование, изучение процесса деятельности учащихся.
     Методологическая основа исследования. Вопросами интегрированного обучения в начальной школе занимались: В.Н. Максимова, В.И. Кузнецов, Г.Н. Шевченко, Н.В. Королёва, Н.Т. Брыкина. Проблемы экологического образования и воспитания исследовались И.Д. Зверевым, А.Н. Захлебным, Л.П. Симоновой и другими. Этими авторами раскрываются цели, задачи, условия экологического воспитания. Характеристика содержания, средств, форм и методов экологического воспитания учащихся отражена также в работах А.Н. Захлебного, Н.В. Добрецовой, А.В. Миронова, Л.П. Симоновой и других. Особенности формирования у младших школьников экологических знаний раскрыты в работах Н.Ф. Виноградовой, А.В. Миронова, А.А. Плешакова, Л.П. Симоновой.
     Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в его ходе методические материалы обогащают теорию и методику начального общего образования. Они могут быть полезными для педагогов начальной школы, психологам и другим специалистам, затрагивающим в своей деятельности особенности интегрированного обучения.
     Опытно-экспериментальная база исследования: Кулебакский район, МБОУ Саваслейская школа, 3 б класс. 
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложения.







Глава 1. Теоретические основы элементов интеграции на уроках окружающего мира как средство формирования экологических знаний младших школьников
1.1. Особенности, способы и приёмы формирования экологических знаний младших школьников
    Одной из важных задач современной начальной школы является формирование экологических знаний. Для начала, дадим определение «знание».
    С философской точки зрения «знание»- это проверенный общественно-исторической практикой и удовлетворенный логикой результат процесса познания действительности, адекватное её отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий [30].
    В психологии «знание»-это результат познания действительности человеком. Знания выступают в виде усвоенных понятий, законов, принципов, а также зафиксированных образов явлений и предметов [30].
    Они включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину миру. Согласно, образовательной функции они должны стать достоянием личности, войти в структуру её опыта. Наиболее полная реализация образовательной функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность.
    Чтобы из содержания учебного предмета, который отражает соответствующую область научного знания, не выпадали элементы, важные для понимания основных идей и причинно-следственных связей, чтобы в общей системе связей не образовывались пустоты, необходимо правильно организовывать образовательный процесс. Приобретая все большую стройность и логическую соподчиненность, знания должны упорядочиваться, чтобы новое знание вытекало из ранее усвоенного и пролагало путь к усвоению последующего.
    Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, способность мобилизировать прежние знания для получения новых, а также сформулировать важнейшие как специальные (по предмету), так и общеучебные умения и навыки.
    Важнейшей особенностью младшего школьного возраста является формирование нового вида деятельности- учебной деятельности.  Усвоение знаний и перестройка, изменение самого себя становится единой учебной целью. Знания и учебные действия усваиваются не только для настоящего времени, но и для будущего. Получаемые детьми в школе знания имеют научный характер.
    Исходя из определения понятия «знание», рассмотрим содержание «экологические знания».
     По мнению И.Д. Зверева, «экологические знания»-это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, о человеке как части природы, об использовании природных богатств, загрязнение окружающей мира» [23].
    По мнению Т.И. Тарасовой, в систему экологических знаний входят два блока:
1. Блок опорных экологических знаний:
а) знания о предметах и явлениях природы, их свойствах и многообразии, о связях между ними, то есть весь комплекс знаний об окружающей среде, обо всем, что окружает человека, что составляет понятие «природа»;
б) экологические знания о биологических системах (лес, луг, водоём и другие), о взаимоотношениях организмов со средой их обитания, о приспособлениях к ней, взаимоотношениях организмов друг с другом и человеком;
в) знания о ценности, значимости изучаемых объектов в жизни природы и человека;
г) знания о труде людей по использованию природных богатств.
     Этот блок изучается младшими школьниками в курсе окружающего мира, что создаёт необходимые условия для изучения другого блока знаний, собственно природоохранительных, не только в курсе окружающего мира, но и при изучении других предметов.
2. Блок собственно природоохранительных знаний:
а) знания об объектах охраны. Эта группа включает в себя знания о распространённых растениях и животных родного края, при изучении которых младшие школьники должны прийти к выводу, что любой животный организм нуждается в защите, виды растений и животных родного края, которые становятся редкими, исчезающие, виды растений и животных;
б) знания о мотивах охраны растений и животных. Сюда относятся: экологические мотивы, эстетические мотивы, гуманистические мотивы, гражданские мотивы охраны природы, санитарно-гигиенические мотивы;
в) знания о мерах охраны природы. Эта группа знаний включает знания о законах и постановлениях в области охраны природы, знания о рациональном использовании природных богатств в трудовой и хозяйственной деятельности человека, знания о нормах и правилах поведения людей в природе, знания об охране редких растений и животных, среды их обитания, знания о формах охраны природы, в которых принимают участие школьники, о содержании природоохранительных работ учащихся, способах и правилах их выполнения [46].
     Содержание об окружающей среде и экологических взаимодействиях в начальной школе представляет собой несколько содержательных линий.
     Одна содержательная линия «Биосфера» - глобальная экосистема, подводит учащихся к выводу, что планета Земля- наш общий дом, что в этом доме есть все, необходимое для жизнедеятельности организмов.
     Планета Земля - наш большой дом, дом всего человечества, Солнце-источник жизни на Земле, основные группы живых организмов и их приспособленность к условиям существования, влияние деятельности человека на условия жизни живых существ, всё это должен знать выпускник начальной школы [36].
     Вторая линия «Экосистемы элементарные» раскрывает жизнедеятельность и взаимодействие живых организмов в естественной природе, в конкретных местах их обитания - в природных и искусственных сообществах. 
     Обучающийся должен знать: разнообразие организмов в экосистемах своей местности, связи между ними, основные среды обитания живых организмов, знание тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними, искусственные сообщества своей местности и их отличие от естественных природных сообществ, знания о домашних животных и культурных растениях в жизни человека, основные растения поля, сада, огорода и виды домашних животных [36].
     По следующей содержательной линии «Человек и человечество в экосистемах Земли», обучающийся должен знать: биосоциальную сущность человека, связи его с окружающей природой и социокультурной средой, разносторонние связи людей с окружающей средой, позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе [36].
     Все познания непрерывно связаны с процессом их формирования. Процесс формирования знаний осуществляется по определённой схеме.
   В.И. Волкова выделяет следующие этапы, по которым осуществляется движение учащихся от незнания к познанию:
* постановка вопроса перед обучающимися и осознание ими познавательных задач, создание необходимой обстановки и стимулов к учению;
* восприятие обучающимися нового материала в различных формах и из различных источников;
* осмысление воспринятого материала, образование обобщений, формирование научных понятий, усвоение законов;
* закрепление и совершенствование приобретённых обучающимися знаний;
* применение знаний;
* анализ результатов обучения, проверка усвоения обучающимися знаний [9].
      «Восприятие»-процесс отражения в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. При организации восприятия как целенаправленной деятельности, то есть наблюдения, большое значение имеет наглядное видение предмета или процесса [30].
     Обдумывание учебного материала сопровождается формированием у обучающихся определённых отношений к нему, понимание его социального, в том числе практического значения и личной значимости.
     Применение знаний может осуществляться в различных формах и видах деятельности в зависимости от специфики содержания изучаемого материала. Это могут упражнения в учебных целях, выполнение лабораторных и практических работ и исследовательских заданий, работа на пришкольном участке.
     Развитие экологических знаний-сложный процесс и для этого используются различные формы и методы. Обычно, в работе по экологическому образованию младших школьников используются такие формы и методы, как экскурсии, наблюдение объектов в природе и классе, беседы, решение экологических задач, игры, викторины, утренники. 
     Беседы экологического содержания актуализируют знания обучающихся, расширяют и углубляют их, выявляют новые грани взаимодействия человека и природы.  Благодаря им создаётся необходимая обстановка для получения экологических знаний, обучающиеся воспринимают новый материал, осмысливают его, делают обобщения, закрепляют и совершенствуют приобретённые знания [35].
     Этап формирования у учащихся начальных классов экологических знаний длительный и многоплановый. Различные виды деятельности школьников в природе являются необходимым и обязательным условием осуществления экологического образования в начальных классах.
     Можно отметить, что «процесс формирования экологических знаний - это сложный процесс восприятия, абстрагирования и обобщения, образование понятий, раскрытие закономерных связей и явлений» [44].
Способы и приемы формирования экологических знаний у младших школьников
     Природосберегающее воспитание должно начинаться с раннего детства. Ребёнок восприимчив к добру, он любознателен. Значит, в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту окружающего мира. 
     Младший школьный возраст- этап формирования базы. Основным в развитии экологических знаний первоклассника выступает уровень, который он приобрёл в дошкольном возрасте. Следующая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт: наблюдений различных состояний окружающей среды, которые сопровождаются разъяснениями учителя, выполнения предложенных правил поведения и обращения с представителями животного и растительного мира; эмоциональных переживаний; эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах; рисунках; ощущения потребности в знаниях экологического содержания; бережного отношения к используемым предметам; наблюдение за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней [11].
     Удачность обучения ребенка в школе родители связывают с тем, как хорошо он умеет читать, считать, писать. И поэтому их внимание в большей степени к успеваемости детей по математике, чтению и письму. А вот, предмет окружающий мир или естествознание многие родители недооценивают и рассматривают как второстепенный и дополнительным. Для решения данной проблемы учителю начальных классов требуется не только знание методики преподавания, но и умение направить свою деятельность на экологическое воспитание в учебной деятельности.
     Природоохранительные представления формируются на уроках природоведения. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный этап. Его результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать и облагораживать природный мир. Дети, получившие определённые экологические знания, будут бережнее относиться к природе. 
     Природрохранительное воспитание младших школьников имеет свои специфические особенности в связи с присущими им характерными чертами: природной любознательностью, чрезвычайной эмоциональной отзывчивостью, доверчивостью, верой в авторитет учителя и родителей.
     Рассмотрим некоторые методы и приёмы экологического воспитания младших школьников.
     «Природоохранительные беседы». Они расширяют экологические знания, формируют бережное отношение к природе. Во время бесед обучающиеся знакомятся с фактами исчезновения растений и животных, обсуждают истории правильного и неправильного поведения в природе, приобщаются к миру природы, к пониманию её ценности в жизни каждого человека, к пониманию своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном земном доме [14]. 
     «Экологические чтения». Это получение дополнительной информации экологического характера из художественных произведений: Н. Мусина, М. Карима, Р. Бикбаева, В. Бианки, М. Пришвина, Л. Толстого, С. Есенина, А. Пушкина и других писателей. Для поэтов природа является источников вдохновения. Через стихотворение обучающиеся видят красоту природы. Рассказы и сказки учат бережному отношению к окружающему миру, развивают познавательный интерес к растениям и животным [18].
     «Природосберегающие игры». Игра - важная форма экологического воспитания. Когда обучающиеся играют, они приобретают разнообразный опыт взаимодействия с природой: играя, они выполняют природоохранную работу, усваивают правила поведения в окружающей среде, они становятся добрыми, чуткими и отзывчивыми на чужую беду. Игра обогащает личный опыт обучающихся примерами позитивного взаимодействия с окружающим смиром. Существует большое разнообразие игр экологического характера (игра-путешествие, познавательные игры, викторины, квесты и другие) [18].
     «Час творчества». Огромный эмоциональный всплеск дают занятия, на которых учащиеся рисуют или что-то мастерят. Там они учатся видеть и изображать красоту природы. Школьники включаются в творческую деятельность, результатом которой становятся их собственные рисунки, аппликации, коллективные работы.
     «Загадки природы». Расширению кругозора, развитию наблюдательности, мышления, сообразительности способствуют загадки. Существует множество народных и авторских загадок о живой и неживой природе, о временах года и явлениях природы. Младшие школьники с большим удовольствием принимают участие в сочинении своих собственных загадок на природосберегающую тему [11].
     Кроме того, необходимо помнить, что одним из важнейших условий формирования экологических знаний являются непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями природы. Большой и разнообразный материал для наблюдений дают прогулки.
     Помимо традиционных форм экологического воспитания младших школьников в настоящее время получают широкое распространение инновационные формы- природоохранительные акции [14].
     Формами организации учебного процесса являются: традиционные уроки, интегрированные уроки, практические занятия, экскурсия, творческая мастерская, конкурс, выставка и другие.
     Одной из интересных форм организации учебной деятельности являются экскурсии. Специфика занятий предполагает широкое использование разнообразного природного материала: ветки, шишки, листья, травы, цветы, насекомые. Поэтому при проведении экскурсий необходимо обучать детей правилам сбора растений, знакомить с редкими и исчезающими растениями своего края. Целью любой экскурсии в природу является расширение знаний, обучающихся об окружающем мире, воспитание бережного отношения к природе, желание сохранять окружающую среду.
     В учебном процессе интересной формой являются интегрированные уроки, представляющие собой соотношение естественного, гуманитарного и художественного циклов. Установление межпредметных связей с дисциплинами различных направлений позволяет формировать целостную картину мира, мировоззрение обучающихся [20].
     Наиболее распространённым является установление интегративных связей окружающего мира с чтением, технологией и изобразительным искусством.
     Правильно говорят, что на уроках окружающего мира обучающиеся накапливают, обогащают и систематизируют знания о предметах и явлениях окружающей жизни, о природе. На уроках чтения - ребёнок видит окружающий мир в образном художественном описании. Поэтический образ служит для лучшего восприятия и запоминания обучающимися научных сведений о природе. Значит, реализация связей окружающего мира и чтения позволяют интересно построить урок. 
     Осмысление красоты окружающего мира столь же закономерно должно порождать стремление охранять его, готовность к соответствующим практическим действиям. Нацелить школьников на встречу с красотой природы и организовать соответствующую познавательную деятельность – задача педагога, развивающего эстетическое отношение к природе.
    Для того, чтобы успешно осуществлять экологическое воспитание школьников, сам учитель, без сомнения, должен отказаться от ряда традиционных установок. Очень важно, чтобы он постоянно искал новые, эффективные приёмы обучения и воспитания, целенаправленно пополняя свои знания о природе. Природосберегающие знания с их направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде должно явиться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки обучающихся [22].

1.2. Интеграция на уроках в начальной школе
В современном мире перед школой ставится приоритетная, образовательная, задача: сформировать у ребёнка представление о целостной картине мира, его единстве и многообразии.
Учителю начальных классов в решении этого помогает межпредметная интеграция.
После введения ФГОС многое изменилось. Сегодня интеграция приобретает широкую значимость. И педагог уже не задумывается нужны такие уроки или нет. 
Интеграция в педагогике рассматривается как процесс и результат создания неразрывно связанного, единого. В обучении она осуществляется путём слияния в одном синтезированном курсе (теме, разделе, программе) элементов разных учебных предметов, слияния научных понятий и методов разных дисциплин в общенаучные понятия и методы познания, комплексирования и суммирования основ наук в раскрытии межпредметных учебных проблем [20].
Интеграция учебного процесса предполагает выявление тех механизмов, помогающих создать единую образовательно-развивающую среду на основе целостного взгляда на мир, без которого невозможно его познание. Исходя из данных определений, можно предположить, что интегрированное обучение- система, которая объединяет, соединяет знания по отдельным учебным предметам в единое целое, на основе чего у детей и формируется целостное восприятие мира [15].
Главные цели, которые ставятся при проведении интегрированных уроков: 
Познавательные: научить искать связи между фактами, событиями, явлениями, делать выводы.
Развивающие: научить анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать.
Важной особенностью процесса интеграции образования является то обстоятельство, что на разных ступенях обучения он имеет свои особенности.
В начальной школе интегрированные уроки призваны научить ребёнка представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. В связи с этим, интегрированное обучение в начальной школе целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний. Так, чтение как предмет включает помимо литературных текстов материалы по истории, природоведению. Математика содержит геометрический, алгебраический и арифметический материалы. Природоведение включает сведения из географии, биологии, ботаники, а также физики, химии, астрономии [8].
Возьмем, например, литературное чтение: при изучении сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» встречается много устаревших слов, чтобы объяснить их, потребуются знания по истории.
Продумывая каждый урок, учитель всегда должен предугадывать то, что может быть не понятно ученикам на конкретном уроке.
Интеграция в начальном образовании позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению. 
С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность продемонстрировать учащимся мир во всём его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию его творческого мышления [10].
Интегрированный урок в начальном образовании представляет собой особую междисциплинарную форму учебного процесса, которая базируется, главным образом, на теории познания и понимания того, что поиск знания является лучшим способом междисциплинарного исследования.
Следовательно, за основу интеграции может быть взят любой урок с его установившейся структурой и логикой проведения, в содержательную сторону которого будет включена та группа понятий, которая относится к данному учебному предмету, но на интегрированный урок привлекаются знания, результаты анализа понятия с точки зрения других наук, других учебных предметов.
Интеграция в современной школе идет по нескольким направлениям и на разных уровнях: 
- внутрипредметная: интеграция понятий, знаний, умений внутри отдельных учебных предметов;
- межпредметная: синтез фактов, понятий, принципов двух и более дисциплин;
- транспредметная: синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.
Примером первого уровня является переход от разрозненных фактов к их системе в процессе открытия нового закона, уточнения картины мира. Для данной интеграции характерна спиральная структура на основе принципа концентричности. Познание ценности может осуществляться или от частного к общему, или от общего к частному. Обучающиеся, при этом, не теряя из поля зрения исходную проблему, расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний [12].
Синтез второго уровня проявляется в использовании законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой. В начальной школе такие связи могут устанавливаться по составу научных знаний (фактические и конкретные) [20].
Результаты интегрированного обучения:
-повышение уровня знаний, обучающихся по предмету;
-изменение уровня интеллектуальной деятельности, обеспечивающееся рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;
-эмоциональное развитие обучающихся, основано на привлечении музыки, живописи, литературы, лепки;
-рост познавательного интереса обучающихся; 
-включение обучающихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть собственные стихотворения, рисунки, пано, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.
Интегрированные уроки дают возможность не только поднять интерес обучающихся к предмету, но и развивать их творческую самостоятельность.
Такие формы занятий «снимают» традиционность урока, делают его живым.
Межпредметная интеграция на уроках в начальной школе способствует не только активизации учебной деятельности, но и воспитывает: коммуникативность, критичность мышления, толерантность, креативность, ответственность. 
Но нужно всегда помнить о том, что злоупотребление интеграцией, может привести к отрицательным моментам. Такие уроки нельзя проводить слишком часто, потому что они теряют новизну и интерес.
Таким образом, интеграция образования является наиболее приемлемой в начальном звене, так как она обеспечивает создание среды, выявляющей и способствующей развитию способностей и реализации потребностей ребёнка.






1.3. Элементы интеграции на уроках окружающего мира как средство формирования экологических знаний младших школьников
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди предметов начальной школы. Его условно можно назвать «всегда с тобой» или «всегда рядом», ведь познание ребёнком окружающего мира и себя в нём не ограничивается рамками урока. Оно начинается с рождения и продолжается постоянно, но не осознаётся им [41].
Учебный курс даёт возможность учащемуся осознать происходящее и становится системообразующим стержнем этого процесса, обогащая научными знаниями практический опыт школьника.
Новый подход к раскрытию понятия «окружающий мир» предложили авторы учебника, который выпущен в рамках Учебно-методического комплекса «Школа России» издательством «Просвещение». Особенность подхода, который предложил А.А. Плешаков, состоит в гармоничном соединении естественно-научных сведений и опыта гуманитарных наук. Ведущей идеей становится объединение мира природы и мира культуры [37].
С этой позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек как часть природы, как создатель культуры и как её продукт. Включение в содержание курса компонентов культуры (норма, ценность, идеал) создает условия для формирования личности ребёнка, помогает понять и принять гуманистические ценности общества, определить своё место в мире природы и человеческого бытия.
Таким образом, «Окружающий мир» как предмет может выполнять интегрирующую роль в системе обучения младшего школьника и создать целостное восприятие окружающего мира.
Согласно ФГОС, вступившему в силу с 2010 года, задачами преподавания курса «Окружающий мир» являются [48].
* формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, России, истории, культуре, природе;
* осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира;
* формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;
* формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме
Содержание курса охватывает широкий круг вопросов, при этом природа, человек, человек и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это обеспечивает целостное восприятие окружающего мира, создаёт условия для присвоения новых знаний, формирования о осознания правил, обязанностей и норм взаимодействия человека и природы, человека и общества. Важно отметить, что авторы создают систему восприятия окружающего мира, отправной точкой, центром которого является сам ребёнок. Этот приём позволяет активизировать деятельность обучающегося на уроке. Наблюдая и исследуя окружающий мир, ребёнок делает для себя открытия многогранных связей человека и природы, закономерных связей живой и неживой природы, связи всего живого на Земле. Более глубоко по сравнению с жизненным опытом ребёнка познаётся мир ближнего социального окружения: роль школы, самоценность семьи, семейных традиций и культурного наследия народа как составляющих духовное богатство человека [37].
Объективная реальность нашего времени - глобальный экологический кризис. В связи с этим поиски причин и путей преодоления кризиса выдвигают на первый план совершенствование экологического образования при приоритете духовно-нравственных ценностей.
Это предопределяет целесообразность создания интегрированных уроков, которые включают предметно-экологическое образование и духовно-нравственное воспитание, которые должны способствовать формированию у обучающихся целостной картины мира, то есть мировоззрения, противоположного доминирующему в настоящее время потребительскому отношению, ориентированному на «покорение природы» [35, 260 с.].
В чем же заключается суть интеграции в обучении [5]?
Во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире (цель обучения).
Во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (средство обучения).
Методической основой интегрированного подхода является установление внутрипредметных и межпрежметных связей в усвоении науки и понимание закономерностей всего существующего в мире. Это возможно при условии многократного возвращения к понятиям на разных уроках, их углубления и обогащения, вычленения доступных существенных признаков и понятий.
Например, на уроке окружающего мира дети знакомятся с понятием «хвойные» и «лиственные» деревья, на уроке изобразительного искусства это понятие закрепляется в рисовании веток хвойного и лиственного дерева, на уроке технологии- в лепке, при этом понятие, не просто дублируется, а закрепляется.
Интегрированные уроки с предметом «Окружающий мир» способствуют формированию у учащихся начальной школы стремления к самостоятельному познанию нового, способствуют пониманию взаимосвязей различных областей науки, развивают познавательные интересы школьников, создают положительный эмоциональный фон обучения. Интеграция с окружающим миром позволяет установить связь между полученными знаниями о мире и конкретной практической деятельностью учащихся по применению этих знаний, тем самым реализуя одно из требований стандарта нового поколения [8].
В уроки окружающего мира можно включать элементы других предметов. Например, изучая природу родного края, можно использовать стихотворения известных поэтов, которые смогли передать всю красоту через слова, а можно попробовать самим написать несколько строк, или же можно нарисовать эту красоту с помощью красок и кисти. Таких примеров может быть много, все зависит от желания и возможностей самого педагога.
Интеграция выполняет методологическую, формирующую, системообразующую функции. Она выступает в процессе обучения как условие и средство реализации его основных функций. Интеграция рассматривается как дидактический принцип, который реализует взаимосвязь в обучении. 
Интеграция как принцип, который обеспечивает формирование системной ценности во всем. Главной методологической функцией интеграции является формирование целостного научного мировоззрения, целостной личности обучающихся, сист.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44