VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Средства и методы физической подготовки, применяемые в

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006392
Тема: Средства и методы физической подготовки, применяемые в
Содержание
146



150



153



156



140



139

158





ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ 

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ





Кафедра Теории и методики физической культуры





ЧЕРЕПАНОВА АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВНА



Магистрант 2/3 курса (очной/заочной формы обучения)





ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ





Выпускная квалификационная работа 

по направлению 49.04.01 Физическая культура (уровень магистратуры)

профиль «Физкультурно-оздоровительные технологии»









«Допущена к защите» 

зав. кафедрой ТиМФК, 

к.п.н, доцент 

Иванов В.П.____________

«___» ____________20__г.

«Рекомендована к защите»

 Научный руководитель:

к.п.н., профессор

Сидоров А.Е. __________

«___» ____________20__г.





Итоги защиты:    

Оценка ГЭК «______________ »  

Дата защиты «___» ______20__г.  Протокол № ______

Председатель ГЭК ______________





Хабаровск 2017

				ОГЛАВЛЕНИЕ

				

					Введение…………………………………………………………………….……..        3

				Глава 1. Теоретико-методические основы обучения профессионально-

					прикладных двигательных действий сотрудников ОВД……………….       6

						Теоретические основы формирования профессионально-

						прикладных двигательных действий сотрудников ОВД……………….       6

						Анализ процесса обучения профессионально-прикладным

							двигательным действиям сотрудников ОВД……………………………..    12

							Средства и методы физической подготовки, применяемые в

							обучении профессионально-прикладных двигательных действий 

							сотрудников ОВД………………………………………………………..	..      20

							Глава 2. Задачи, методы и организация исследования…………………………..    29

							2.1. Задачи исследования………………………………………………….    29

							2.2. Методы исследования…………………………………………………   37

							2.3. Организация исследования……………………………………………   42

							Глава 3. Обоснование и разработка экспериментальной методики…………….    45

							3.1. Анализ практической деятельности применения сотрудниками 

							ОВД боевых приемов борьбы……………………………………………..    51

							3.2.  Результаты педагогических наблюдений и анкетирования………..    55

							3.3. Разработка формирования техники профессионально-

							прикладных двигательных действий слушателей 

							факультетов профессиональной подготовки…………………………….    60

							Заключение…………………………………………………………………………    79

							Практические рекомендации……………………………………………………..     82

							Список литературы………………………………………………………………..	.  84

							Приложения…………………………………………………………………………   88

							

				

				
ВВЕДЕНИЕ

					

					Актуальность темы исследования. Значимость физической культуры и спорта в системе правоохранительных органов определяется направленностью на сохранение творческого долголетия сотрудников, укрепление их здоровья и подготовку в профессиональном плане. Главная идея образования в сфере физического воспитания — формирование всесторонне развитой личности [94, с. 50].  Актуальность привлечения сотрудников правоохранительных органов к занятиям спортом обусловливается в первую очередь тем, что применение полицией физической силы в условиях современных реалий — это противоборство с противником, в процессе которого могут наноситься травмы  [19, с. 30].

					Отмечая тот факт, что уровень технической подготовленности сотрудников ОВД является важной составляющей их профессиональной подготовки, следует отметить, что возможность для полноценного воспитания координационных способностей и становления двигательного навыка, особенно средствами спортивной подготовки самбо, весьма актуальна.

					Для того чтобы действовать успешно, решительно, профессионально и грамотно при защите общества и государства от преступных посягательств, сотрудники полиции должны постоянно совершенствовать свою физическую подготовку, систематически изучать нормативные акты, учебную литературу и практику применения физической силы [94, с. 50].

					По нашему мнению исследование организации учебно-тренировочного процесса и разработка методики формирование техники боевых приемов борьбы на основе спортивной подготовки самбо, позволит повысить профессионально-прикладные двигательные навыки курсантов вузов МВД России. 

					Все это обуславливает актуальность избранного направления выпускной квалификационной работы.

					Объект исследования: процесс профессионально-прикладной физической подготовки.

					Предмет исследования: средства и методы оптимизации учебно-тренировочного процесса физической подготовки курсантов вузов МВД России.

					Цель: совершенствование методики формирования профессионально-прикладных двигательных навыков курсантов вузов МВД России средствами спортивной подготовки самбо.

					Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

					- рассмотреть теоретические основы формирования профессионально-прикладных двигательных действий сотрудников ОВД;

					- исследовать процесс обучения профессионально-прикладным двигательным действиям сотрудников ОВД;

					- проанализировать средства и методы физической подготовки, применяемые в обучении профессионально-прикладных двигательных действий сотрудников ОВД;

					- разработать методику формирования техники профессионально-прикладных двигательных действий слушателей факультетов профессиональной подготовки.

					Методологической основой исследования являются: диалектическая теория познания; теории о природе человеческой деятельности; современные философские, культурологические, социологические, психологические и педагогические концепции, концепция физического воспитания и оздоровления. 

					Гипотеза. Предполагается, что использование средств спортивной подготовки самбо окажет стимулирующее влияние на формирование двигательного навыка боевых приемов борьбы, координационную способность и общую функциональную подготовленность обучаемых.

					Практическая значимость результатов проведенного исследования заключается в возможности их использования:

	- для коррекции основной направленности учебно-тренировочного процесса посредством совершенствования уровня специальной физической подготовленности курсантов вузов МВД России;

	- при проведении практических занятий тренерами-преподавателями по физической подготовке и в группах спортивного совершенствования по самбо;

	- при разработке программно-нормативных материалов, регламентирующих деятельность кафедр физической подготовки вузов МВД России.

					Научная новизна. Результаты исследования вносят ряд новых положений в учебно-тренировочный процесс физической подготовки:

					- изучен практический опыт тренеров-преподавателей в построении учебно-тренировочного процесса курсантов вузов МВД России;

				- определена динамика показателей физического состояния, двигательной и функциональной подготовленности обучаемых;

				- разработана методика формирования техники профессионально-прикладных двигательных действий курсантов вузов МВД России средствами спортивной подготовки самбо;

				- экспериментально обоснована методика формирования техники профессионально-прикладных двигательных действий средствами спортивной подготовки самбо.

					Теоретическая значимость. Результаты проведенных исследований являются теоретико-методическим основанием для совершенствования учебно-тренировочного процесса профессионально-прикладной физической подготовки. Полученные выводы позволяют расширить знания в области организации и формировании техники специальных двигательных действий, а также повысить уровень технической подготовленности курсантов вузов МВД России.

					

					

					

					

					

					

					1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНЫМ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ СОТРУДНИКОВ ОВД



Теоретические основы формирования профессионально-прикладных двигательных действий сотрудников ОВД

Обучение в процессе физического воспитания обеспечивает одну из его сторон  —  физическое  образование,  содержанием  которого  является  системное  освоение  человеком  рациональных  способов  управления  своими движениями, приобретение необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков, знаний [187, с. 105]. 

На занятиях по физической подготовке курсантов обучают различным двигательным действиям в целях развития способности управлять своими движениями, а также в целях познания закономерностей движений своего тела. Обучают также правильному выполнению движений, используемых в качестве общеразвивающих упражнений для управления физическим развитием. И, наконец, обучают технике двигательных действий, необходимых им для задержания правонарушителей, то есть боевым приемам борьбы.

Овладение техникой какого-либо двигательного действия (приема) начинается с умения его выполнять, затем, по мере дальнейшего усовершенствования, умение постепенно переходит в навык.

Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью их освоенности, т.е. способами управления со стороны сознания человека.

Умение выполнять новое двигательное действие (прием) возникает на основе следующих предпосылок: минимума основных знаний о технике действия; наличия двигательного опыта; достаточного уровня физической подготовленности; при творческом мышлении в процессе построения новой системы движений [187, с. 105].

Для двигательного умения характерно постоянное совершенствование способа выполнения действия (приема) при осмысленном подходе в процессе управления движениями. Это и составляет сущность двигательного умения.

Под двигательным умением понимается такая степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов [187, с. 105]. 

Двигательные умения имеют большую образовательную ценность, поскольку главным в них является активное творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений.

Дальнейшее совершенствование двигательного действия (приема) при многократном его повторении приводит к автоматизированному его выполнению, т.е. умение переходит в навык. Это достигается постоянным уточнением и коррекцией движения. В результате появляется слитность, устойчивость движения, а главное – автоматизированный характер управления движением [187, с. 106].

Двигательный навык – это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения.

При навыке сознание направлено главным образом на узловые компоненты действия, восприятие изменяющейся обстановки и конечные результаты действия.

Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода от умения до уровня навыка зависят от:

1) двигательной одаренности (врожденных способностей) и двигательного опыта обучаемых;

2) координационной сложности двигательного действия (боевого приема борьбы);

3) профессионального мастерства преподавателя (инструктора);

4) уровня мотивации, сознательности, активности обучаемых и др.

Физические способности — это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения. [46, с. 50]. В научных трудах ряда авторов  (Л. П. Матвеев, 1991; В. И. Лях, 1995) физические способности предлагается разделить на два направления. К первому относят кондиционные способности, зависящие в основном от происходящих в мышцах и организме биохимических и гистологических перестроек, морфологических факторов. В свою очередь координационные способности человека, которые в большей мере обусловлены психофизиологическими механизмами управления и регулировки, создают второе направление [88, с. 16].

В переводе на русский язык координация (лат. – coordination) означает соподчинение, согласование, приведение в соответствие. В свою очередь координацию движений можно характеризовать как организацию управляемости двигательного аппарата, который включает в себя центральную и периферическую нервную систему, опорно-двигательную систему и среду, в которой эти системы функционируют. А. С. Жуков (1969) описывал двигательную координацию согласованным сочетанием движений отдельных звеньев тела в пространстве и во времени, соответствующих двигательной задаче, текущей ситуации и функциональному состояния организма [49, с. 5]. 

Основу двигательных способностей составляют физические качества, а формой их проявления является двигательные умения и навыки. Умения и навыки имеют разные друг от друга в степени их освоенности, а именно способами управления со стороны сознания человека [187, с. 156]. Двигательное умение охарактеризовано сознательным управлением движением, нестабильности итогов двигательной деятельности и неустойчивостью к действиям сбивающих факторов [187, с. 156].

Сформированное посредством многократных повторений и доведенное до автоматизма двигательное действие переходит в двигательный навык, характеризующийся оптимальной степенью владения техникой действий, высокой прочностью и надежностью их исполнения с минимальным контролем движениями со стороны сознания [35, с. 38].

Принято считать, что с формированием навыка большую значимость приобретают внутренние связи, дающие возможность быстрее и четче осуществлять контроль и коррекцию двигательных актов. Согласно определению Ю.И. Александрова, координация движений есть преодоление избыточных степеней свободы двигающегося органа, то есть, превращение его в управляющую систему [130, с. 97].

Фундаментальной закономерностью механизма координации является наличие прямой и обратной связи в управлении между управляющими и управляемыми звеньями организма. Решение к выполнению действия вызывает срочное активизацию функциональной системы, в результате чего вырабатывается программа действий и формируется сличительный аппарат. Данные программы учитывают пространственно-временные связи, которые управляют движениями [130, с. 97]. Двигательный аппарат, получая импульсы от управляющей системы, выполняет двигательные действия в соответствии с выработанной программой. Информация параметров движений проходит сличение в акцепторе действия, в случае их рассогласования с программой проводится ее коррекция для приведения ее в соответствие с функциональным состоянием организма и внешней обстановки [7, с. 234].

В теории и методике физического воспитания овладение двигательным действием обеспечивается следующей методической последовательностью:

	Формирование у обучающихся положительной учебной мотивации. Преподаватель, приступая к обучению новым двигательным действиям, должен заинтересовать их к сознательному, осмысленному отношению к предстоящему занятию. Отсутствие данного элемента в обучении приводит к разнообразным ошибкам в технике упражнения.

	Формирование знаний о природе двигательного действия. Знания о сущности двигательного действия базируются на визуальном наблюдении за выполнением действий и прослушивания комментариев, сопровождающих показ, с целью выделить звенья, от которых зависит успех его выполнения.

	Создание полноценного представления об изучаемом движении включающего в себя:

а) основанный на наблюдении зрительный образ двигательного действия;

б) возникший на основе знаний, полученных при рассказе, объяснении, комментарии логического образа движения;

в) созданный на базе имеющегося у обучающихся двигательного опыта, двигательный образ [80, с. 232].

Формирование двигательного навыка сопряжено с полным устранением закрепощенности в движении, экономии энергетических затрат, посредством совершенствования координации работы мышц и увеличения процента в двигательном действии, так называемых пассивных сил (тяжести, инерции, аэродинамических эффектов сохранения количества движения и т.п.) в осуществлении двигательного действия.

В практике физического воспитания и спорта имеется большой арсенал средств, воздействующих на координационные способности. Упражнения со сложной координацией движений, содержащие в себе элементы новизны, являются одним из основных средств, направленных на воспитание координационных способностей. Сложность физических упражнений увеличивается за счет изменения динамических, временных и пространственных параметров; за счет изменения внешних условий (порядка расположения снарядов, их высоты и веса); изменения площади опоры или увеличения ее подвижности в упражнениях на равновесие; комбинации двигательных навыков (сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов); выполнения упражнений по сигналу или в ограниченный временной промежуток. Обще подготовительные гимнастические упражнения динамического характера (упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками и т.д.), упражнения с акробатическими элементами (кувырки, различные перекаты и т.д.), упражнения в равновесии) составляют наиболее доступную группу средств, направленных на воспитание координационных способностей и одновременно охватывающих развитие основных мышечных групп. Изучение технически правильных естественных двигательных действий: бега на различные дистанции, прыжков, преодоления препятствий, лазанья и метаний, оказывает значимое воздействие на развитие координации [96, с. 34].








1.2. Анализ процесса обучения профессионально-прикладным двигательным действиям сотрудников ОВД



В обучении средствами для совершенствования способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в условиях связанных с внезапно меняющейся обстановкой являются: спортивные и подвижные игры, единоборства (самбо, рукопашный бой и др.), бег на лыжах по пересеченной местности, легкоатлетический кросс, использование различных в учебном процессе специализированных полос препятствий.

В отдельную группу средств, входят упражнения, преимущественно направленные на отдельные психофизиологические функции, которые обеспечивают управление и регуляцию двигательных действий. Такие упражнения формируют чувства пространства, времени, степени прилагаемых мышечных усилий.

Для улучшения координации движений и вырабатывания профессиональных навыков силового задержания в физической подготовке курсантов образовательных организаций МВД России разрабатываются специальные упражнения и применяются разнообразные формы обучения, которые соединены с технико-тактическими действиями данной профессии [123].

На практических занятиях по физической подготовке применяют две группы таких средств:

	подводящие, способствующие освоению новых двигательных действий;

	развивающие, направленные непосредственно на воспитание координационных способностей, проявляющихся в конкретных условиях профессиональной деятельности (преследование правонарушителя по пересеченной местности, преодоление естественных и искусственных препятствий, силовое задержание правонарушителя, защита от нападения вооруженного преступника и др.)

Направленные на развитие координационных способностей упражнения, будут эффективны до тех пор, пока они выполняются автоматизировано. Затем свою ценность они теряют, так как любое, выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие, закрепленное до навыка, не будет стимулировать дальнейшего развития координационных способностей [83].

Формирование профессиональных навыков силового задержания правонарушителей осуществляется при помощи основных методических подходов [83]:

1. Обучение разнообразным новым движениям с последовательным увеличением их координационной сложности.

Данный подход применяется в базовом физическом воспитании и на начальных этапах спортивного совершенствования. Обучаясь новым упражнениям, занимающиеся пополняют свой двигательный опыт и формируют необходимые навыки, что позволяет человеку легче и быстрее справляться с неожиданно возникающими задачами.

	Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки.

Данный методический прием широко используется в игровых видах спора и единоборствах.

	Развитие пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий.

Эта методика используется в профессионально-прикладной физической подготовке, в различных видах спорта (акробатике, спортивных играх, спортивной гимнастике и др.). Она содержит средства и методы, имеющие направленное воздействие на совершенствование способностей к воспроизведению, оценке пространственных, силовых и временных параметров движений. В процессе физического воспитания вырабатываются специализированные восприятия, получившие названия: «чувство времени», «чувство дистанции», «чувство снаряда» и т.д.

	Преодоление нерациональной мышечной напряженности.

Мышечная напряженность проявляется в тонической и координационной формах.

Тоническая напряженность характеризуется повышенным тонусом мышц в состоянии покоя. Она возникает при значительном мышечном утомлении. Чтобы снять тоническую напряженность целесообразно использовать: 1) динамические упражнения в растягивании; 2) маховые движения конечностями; 3) плавание;4) сауну, тепловые процедуры, массаж.

Координационная напряженность проявляется в неполном расслаблении мышц в процессе работы и замедлении их перехода в фазу расслабления. Для её преодоления используют следующие приёмы: 1) необходимо сформировать осознанную установку на расслабление в нужные моменты; 2) использовать специальные упражнения на расслабление, чтобы создать у обучаемых четкое представление о напряженных и расслабленных мышцах [83].

В качестве методов применяют разучивание новых упражнений; выполнение упражнений в обе стороны поочередно правой и левой руками (ногами); выполнение упражнений в изменяющихся нестандартных условиях (подвижные и спортивные игры).

Ряд современных авторов (А.Н. Кулиничев, Ж.К. Холодов, В.Д. Паначев, М.А. Шаляпина) ведущую роль в системе формирования спортивной и профессиональной подготовленности отдают упражнениям для развития координационных способностей.

Физический компонент, являясь ведущим в оптимальной структуре процесса формирования профессиональной подготовленности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, представляет интерес взаимосвязи координационных способностей и двигательных навыков.

Двигательные навыки, как и координационные способности, являются координационными предпосылками достижений в профессиональной деятельности. В результате использования совокупности средств, методов и видов подготовки, обучаемые приобретают физическую подготовленность, характеризующуюся повышенной работоспособностью [78].

Качество профессиональной подготовки сотрудников ОВД, как показывает практика, характеризуется уровнем развития специальных двигательных навыков. В ситуациях, связанных с преследованием и задержанием правонарушителей, большую роль играет наличие профессиональных навыков силового задержания, которые освобождают сознание человека от контроля над отдельными деталями действия и позволяют сосредоточиться на основных, решающих моментах деятельности. К высокоавтоматизированным навыкам, характерным для преследования и задержания правонарушителей, можно отнести сенсорные и двигательные навыки. К сенсорным автоматизированным навыкам относят способность, позволяющую быстро и с большой точностью воспринимать окружающую действительность, а двигательные высокоавтоматизированные навыки обеспечивают моторную реализацию принятых решений. Именно на формирование высокоавтоматизированных двигательных навыков и должен быть направлен процесс обучения физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России.

Известно, что физическая подготовка занимает важное место в системе профессиональной подготовки кадров для МВД России. От того, насколько методически грамотно построен процесс формирования двигательных навыков в физической подготовке, в значительной мере, будет зависеть эффективность задержания правонарушителей в различных условиях оперативной обстановки. Методика формирования профессиональных навыков силового задержания правонарушителей должна строиться не только на специфических особенностях будущей профессии, анализа возможных экстремальных ситуаций, но и с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

Научные труды, посвященные совершенствованию профессиональной подготовки сотрудников ОВД выполнялись многими авторами (Ф.Ч. Коблов, Р.Ш. Хадиков, И.П. Долгих, И.Л. Гросс, В.Л. Дементьев, Ю.В. Корсаков, В.В. Закатов, А.В. Дружинин и др.), ими доказана необходимость непрерывного совершенствования существующих средств и методов обучения по всем направлениям профессионального образования в образовательных организациях МВД России [69, 42, 38, 41, 51, 43].

Как показывает опыт, современные условия несения службы сотрудников ОВД, связанные с преследованием и задержанием правонарушителей требуют от них высокой технической подготовленности, способность быстро реагировать на меняющуюся оперативную обстановку и принимать эффективные решение. Применение в учебном процессе средств и методов физической подготовки, направленных на повышение уровня работы вестибулярного анализатора и развития координационных способностей, способствуют формированию двигательных навыков в профессионально-прикладной физической подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, и носит актуальный характер [80].

Анализируя работы многих авторов, мы пришли к заключению о наибольшей перспективности второго направления, где координационные способности характеризуют возможность человека к эффективному решению двигательной задачи, посредством рациональной организации мышечных усилий [80].

В служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел координационные способности зависят от взаимосвязи физических качеств и функциональных возможностей, которые отчетливо проявляются во время выполнения оперативно-служебных задач. Эффективность данной деятельности опирается на многообразие физических качеств, обеспечивающих быстроту принятия решения и выполнения технических действий в различных ситуациях, и прежде всего в условиях дефицита времени. Формирование базиса для совершенствования технико-тактического мастерства включает в себя приобретение широкого круга двигательных умений и навыков [124].

Связь ловкости, профессиональных умений и навыков представляет особый интерес. «Ловкость, как дает определение А.В. Баранкова, – способность двигательно выйти из любого положения, то есть способность справиться с любой возникшей двигательной задачей: правильно (адекватно и точно), быстро (то есть, скоро и споро), рационально (целесообразно и экономично), находчиво (изворотливо и инициативно)» [9, с. 102].

Ловкость выражается через совокупность координационных способностей, а также способностей выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений (подвижностью в суставах) [72, с. 114]. Ловкость воспитывают посредством обучения двигательным действиям и решения двигательных задач, требующих постоянного изменения структуры действий.

При обучении обязательным требованием является новизна разучиваемого упражнения и условий его применения. Элемент новизны поддерживается координационной трудностью действия и созданием внешних условий, затрудняющих выполнение упражнения. Решение двигательных задач предполагает выполнение освоенных двигательных действий в незнакомых ситуациях [72, с. 114].

Координационные способности это умение человека наиболее совершенно, быстро, целесообразно, экономно, точно и находчиво решать двигательные задачи, при возникновении сложных и неожиданных ситуаций.

Координационные способности связаны с возможностями управления движениями в пространстве и времени и включают [126, с. 202]:

- пространственную ориентировку;

- точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам;

- статическое и динамическое равновесие.

Пространственная ориентировка подразумевает:

- сохранение представлений о параметрах изменения внешних условий (ситуаций);

- умение перестраивать двигательное действие в соответствии с этими изменениями. Человек не просто реагирует на внешнюю ситуацию. Он должен учитывать возможную динамику её изменения, осуществлять прогнозирование предстоящих событий и в связи с этим строить соответствующую программу действий, направленную на достижение положительного результата.

Воспроизведение пространственных, силовых и временных параметров движений проявляется в точности выполнения двигательных действий. Их развитие определяется совершенствованием сенсорных (чувствительных) механизмов регуляции движений [172, с. 27].

Точность пространственных перемещений в различных суставах (простая координация) прогрессивно увеличивается при использовании упражнений на воспроизведение поз, параметры которых задаются заранее.

Точность воспроизведения силовых и временных параметров двигательного действия характеризуется способностью дифференцировать мышечные усилия по заданию или необходимости, связанной с условиями выполнения данного упражнения.

Развитие точности временных параметров движений направлено на совершенствование так называемого чувства времени, т.е. умения дифференцировать временные характеристики двигательного действия. Его развитие обеспечивается упражнениями, позволяющими изменять амплитуду движений в большом диапазоне, а также циклическими упражнениями, выполняемыми с различной скоростью передвижения, с использованием технических средств (например, электролидеры, метрономы и т.д.).

Развитию этого качества содействуют упражнения, позволяющие изменять продолжительность движений в большом диапазоне.

В целостном двигательном действии все три ведущие координационные способности – точность пространственных, силовых и временных параметров – развиваются одновременно. Вместе с тем правильно выбранное средство (упражнение) позволяет, акцентировано воздействовать на одну из них. Нарастание утомления ведет к резкому повышению числа ошибок в точности воспроизведения, и если выполнение упражнения продолжается, то возможно закрепление ошибок.

Сохранение устойчивости тела (равновесие) необходимо при выполнении любого двигательного действия. Различают статическое и динамическое равновесие. Первое проявляется при длительном сохранении определённых поз человека (например, стойка на лопатках в гимнастике), второе – при сохранении направленности перемещений человека при непрерывно меняющихся позах (например, передвижение на лыжах). Совершенствование динамического равновесия осуществляется с помощью упражнений циклического характера (например, ходьба или бег по наклонной плоскости с уменьшенной шириной опоры).

Вестибулярная устойчивость характеризуется сохранением позы или направленности движений после раздражения вестибулярного аппарата (например, после вращения). В этих целях используют упражнения с поворотами в вертикальном и горизонтальном положениях, кувырки, вращения (например, ходьба по гимнастической скамейке после серии кувырков).

Навыки в статическом равновесии формируют посредством постепенного изменения координационной сложности двигательного действия, а в динамическом – за счёт постепенного изменения условий выполнения упражнений.

Таким образом, ловкость – сложный психофизический комплекс, включающий в себя умение распределять и концентрировать внимание, способность быстро ориентироваться, оперативно мыслить, направлять волевые усилия на управление эмоциями и выполнять сложнокоординированные действия.

Опираясь на ряд проведенных экспериментальных работ [125, 75, 101, 29, 44, 163, 46] можно заключить, что для исследования уровня профессиональных навыков силового задержания правонарушителей у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России необходимо использовать такие двигательные тесты, которые предоставляют разностороннюю информацию об уровне координационных способностей и других основных физических качеств, общей работоспособности и специальной физической подготовки к применению боевых приемов борьбы, а также уровня физического развития и функционального состояния.

Основываясь на вышеприведенных фактах, можно заключить, что выбор средств и методов, необходимых для разработки методики формирования техники профессионально-прикладных двигательных действий курсантов вузов МВД России, в значительной степени зависит от наличия объективной информации о состоянии их физической подготовленности.



1.3. Средства и методы физической подготовки, применяемые

в обучении профессионально-прикладных двигательных

действий сотрудников ОВД



Основным средством физической подготовки в системе МВД России являются физические упражнения, вспомогательными средствами – оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Комплексное использование этих средств позволяет эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи учебных занятий.

Физические упражнения – это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям [80].

Слово физическое отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной), внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.

Слово упражнение обозначает направленную повторность действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.

Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой - как процесс многократного повторения.

Среди физических упражнений в качестве средств физической подготовки выделяют:

- скоростные упражнения, характеризующиеся быстротой движений и перемещений в пространстве (спринтерский бег на дистанциях до 100 м, уклоны от ударов, ответная двигательная реакция человека на внешние раздражители и т.п.);

- силовые упражнения, характеризующиеся перемещением предметов различной массы в пространстве или оказанием сопротивления внешнему воздействию (переноска тяжестей или пострадавших людей, сдерживание толпы, подъем штанги, подтягивания в висе и т.п.);

- скоростно-силовые упражнения, характеризующиеся проявлением силы в короткий промежуток времени, то есть быстротой и мощностью усилий (прыжки, метания предметов, удары рукой или ногой, броски при борьбе и т.п.); 

- упражнения, требующие преимущественного проявления выносливости в циклических движениях (бег на средние и длинные дистанции, марш-броски, плавание, передвижение на лыжах и т.п.);

- упражнения, требующие проявления координационных способностей (акробатика, гимнастика на снарядах, комбинации приемов, преодоление отдельных препятствий и т.п.);

- упражнения, требующие единовременного комплексного проявления  различных физических качеств в условиях переменного режима деятельности (борьба, рукопашный бой, .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44