VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Производство о применении принудительных мер медицинского характера

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002466
Тема: Производство о применении принудительных мер медицинского характера
Содержание
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
 «Тольяттинский государственный университет»


____________________________ИНСТИТУТ ПРАВА________________________________
(институт)
_____________«____Уголовный процесс и криминалистика_____»________________
(кафедра)
________030900.62 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»____________
(код и наименование направления подготовки, специальности)
_____________Уголовно-правовой______________
(наименование профиля, специализации)



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему             Производство о применении принудительных мер медицинского характера ____________________________________________


Студент(ка)
Алена Евгеньевна Мещерякова
(И.О. Фамилия)

(личная подпись)
Руководитель
Юлия Олеговна Максимихина
(И.О. Фамилия)

(личная подпись)










Допустить к защите

Заведующий кафедрой _______________________      ________________
                                                                         (ученая степень, звание, И.О. Фамилия)                                     (личная подпись)
«_____»______________________2015 г.








Тольятти 2015
       

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тольяттинский государственный университет»
ИНСТИТУТ ПРАВА
КАФЕДРА «_____________________________________________»

УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой «______________________________»
_____________ ____________________
           (подпись)		
«____»___________2014г.


ЗАДАНИЕ
на выполнение выпускной квалификационной работы

Студент ____Мещерякова Алена Евгеньевна_____________________________________
1. Тема ____ Производство о применении принудительных мер медицинского характера___________________________________________________________________
2. Срок сдачи студентом законченной выпускной квалификационной работы __________
3. Исходные данные к выпускной квалификационной работе________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Содержание выпускной квалификационной работы (перечень подлежащих разработке вопросов, разделов) ____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Дата выдачи задания «_____»________________2014 г.

Руководитель выпускной квалификационной работы



(подпись)

     
(И.О. Фамилия)
Задание принял к исполнению

(подпись)
    
(И.О. Фамилия)
     
      
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тольяттинский государственный университет»
ИНСТИТУТ ПРАВА
КАФЕДРА «_______________________________________________________»

УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой «Уголовный процесс и криминалистика»
_____________ _______________
           (подпись)		
«____»___________2014 г.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
выполнения выпускной квалификационной работы

Студента ________Мещеряковой Алены Евгеньевны___________________________________________
по теме _________ Производство о применении принудительных мер медицинского характера_________
____________________________________________________________________________________________

Наименование раздела работы
Плановый срок выполнения раздела
Фактический срок выполнения раздела
Отметка о выполнении
Подпись руководителя
Составление плана работ и библиографии.
Ноябрь 2014



Обсуждение I главы работы
Январь 2015



Обсуждение II главы работы
Февраль 2015



Обсуждение III главы работы
Март 2015



Предоставлен черновой вариант работы
04.04.2015



Представление ВКР для проверки в системе «Антиплагиат»
20.04.2015 – 24.04.2015



Предзащита
18.05.2015 - 23.05.2015



Корректировка ВКР
30.05.2015



Защита ВКР перед государственной  аттестационной комиссией
08.06.2015 – 19.06.2015




Руководитель выпускной квалификационной работы



(подпись)


(И.О. Фамилия)
Задание принял к исполнению

(подпись)

(И.О. Фамилия)

Аннотация

    Выпускная квалификационная работа посвящена одной из актуальных тем - производству о применении принудительных мер медицинского характера.
    Известно, что представленные  меры заключаются предусмотренных законодательством мерах медицинской (психиатрической и организационно-профилактической) помощи и защиты, которые в недобровольном порядке применяются на основе постановления суда. Данные меры относятся к иным мерам уголовно-правового характера.
    Как известно, в некоторых случаях общественно опасные деяния совершают лица, страдающие заболеваниями, препятствующими им руководить своими действиями и отдавать себе в них отчет. В этом случае речь идет о необходимости их принудительного лечения. 
    В качестве объекта изыскания были выбраны правоотношения, которые возникли при применении принудительных мер медицинского характера. 
    В качестве цели дипломной работы выделено всестороннее, комплексное научное исследование и анализ проблем, связанных с институтом производства о применении принудительных мер медицинского характера в уголовном праве.
    Для реализации поставленной цели в работе решены определенные задачи: дана общая характеристика принудительных мер медицинского характера, определены их понятие и виды; рассмотрены цели данных мер, соединенные с исполнением наказания; раскрыты существующие теоретические и правоприменительные проблемы по рассматриваемому вопросу; проведен анализ понятий ограниченной вменяемости и расстройства сексуального предпочтения как оснований назначения принудительных мер медицинского характера; изучить проблемные вопросы судебно-психиатрической экспертизы; проанализированы общие меры по исполнению постановлений ЕСПЧ по вопросам рассматриваемых мер.
    Дипломная работа состоит из введения, двух глав, которые подразделяются на 6 параграфов, заключения и библиографического списка.
    Работа была выполнена в объеме 80 страниц печатного текста. 
При написании выпускной квалификационной работы использовалось 86 источников.

Содержание
     
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Понятие и особенности принудительных мер медицинского характера………………………………………………………............................6
1.1 Принудительные меры медицинского характера: понятие и виды……….6
1.2 Цели принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания	…………………………………………………………18
Глава 2. Применение принудительных мер медицинского характера….22
2.1. Принудительные меры медицинского характера: теоретические и правоприменительные проблемы………………………………………………22
2.2. Ограниченная вменяемость и расстройство сексуального предпочтения (педофилия) как основания назначения принудительных мер медицинского характера…………………………………………………………………………34
2.3. Вопросы судебно-психиатрической экспертизы в Постановлении Конституционного Суда РФ от 21 мая 2013 г………………………………....40
2.4. Общие меры по исполнению постановлений ЕСПЧ по вопросам применения принудительных мер медицинского характера…………………48
Заключение……………………………………………………………………...67
Список использованных источников………………………………………..72
     
     

Введение
     
     Актуальность проведенного изыскания заключается в том, что ситуация с предстовлением о вменяемости в современном уголовном праве противоречива и достаточна спутанна. Согласно ст. 19 Уголовного кодекса РФ вменяемость является одним из обязательных признаков лица, подлежащего уголовной ответственности, определяющим содержание и порядок вменения уголовной ответственности, различные вопросы назначения и исполнения наказания. Но при этом понятие или признаки вменяемости с точностью не определены. В ст. 21 Уголовного кодекса РФ написаны признаки невменяемости и названы последствия совершения общественно опасного деяния в отношении лица, признанного впоследствии невменяемым. Соответственно, возникает вопрос о соотношении понятий невменяемости и вменяемости, а также обоснованности и достаточности невменяемости в процессе уголовно-правового регулирования общественных отношений. Для этого как минимум необходимо знать, что понимается под вменяемостью.
     Именно допущение свободы воли и поведения создает сложности с пониманием вменяемости-невменяемости, Споры вокруг которой не перестают возникать с момента их появления. Как отметил Г.В. Назаренко, проблема соотношения вменяемости и невменяемости в XIX в. не выходила за пределы вопроса о свободе и несвободе воли, которая при этом рассматривалась дихотомически1. Можно сказать, что такие дискуссии вряд ли прекратятся когда либо. В качестве обоснования последнего вывода представляется невозможным установление четкой границы или критерия отделения вменяемости и невменяемости. Тем более что считать, например,  такое заболевание как шизофрения считать уделом только психически не здоровых людей вряд ли верно. В.И. Лебедев подтверждает, что феномен множества личности может появляться и у здоровых лиц2. Учитывая, что множественность личности начинается с того, что человек в условиях общества думает одно, а вынужден делать другое, наблюдение В.И. Лебедева можно считать скорее обычным явлением, чем исключением. Субъективность и сложность мировосприятия человека достаточно легко объясняет идею, с которой согласны многие ученые - психологи и нейрологи, о том, что в каждом из нас уживаются одновременно разные личности.
     Актуальность обсуждаемой проблеме дополнительно добавили и недавние изменения ст. 15 УК, чем было существенно увеличена категория преступлений небольшой тяжести и, как следствие, перечень общественно опасных деяний, реализация которых не может повлечь назначение принудительных мер медицинского характера.
     Проведение по такого рода делам уголовного процесса лишь для создания условий возможного возбуждения гражданского дела о недобровольной госпитализации является неэффективной реализацией государственных полномочий и не отвечает интересам ни потерпевших, ни самих лиц, реализующих общественно опасные деяния и нуждающихся в принудительном лечении.
     Объектом изыскания являются правоотношения, возникающие в процессе применения принудительных мер медицинского характера. Предметом изыскания послужили нормы в уголовном законодательстве и других отраслях права, регулирующих вопросы производства о применении принудительных мер медицинского характера.
     Целью дипломной работы является комплексное, всестороннее научное исследование и анализ проблем, связанных с институтом производства о применении принудительных мер медицинского характера в уголовном праве.
     Эта цель достигается посредством решения следующих задач:
     1. Дать общую характеристику принудительных мер медицинского характера: понятие и виды;
     2. Рассмотреть цели принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания;
     3. Раскрыть теоретические и правоприменительные проблемы принудительных мер медицинского характера;
     4. Проанализировать ограниченную вменяемость и расстройство сексуального предпочтения (педофилия) как основания назначения принудительных мер медицинского характера;
     5. Изучить вопросы судебно-психиатрической экспертизы в Постановлении Конституционного Суда РФ от 21 мая 2013 г.
     6. Рассмотреть общие меры по исполнению постановлений ЕСПЧ по вопросам применения принудительных мер медицинского характера.
     Методологической основой академического изыскания является диалектический метод познания. При проведении изыскания использовался также ряд частнонаучных методов: сравнительно-правовой, формально-логический и системно-структурный методы изыскания.
     Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, которые подразделяются на 6 параграфов, заключения и библиографического списка.
     

     Глава 1. Понятие и особенности принудительных мер медицинского характера
     
     1.1 Принудительные меры медицинского характера: понятие и виды
     
     В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ3 общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Правовой статус человека и гражданина закреплен в ряде основополагающих международно-правовых актов, таких, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г.4, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и др. Нормы международного права содержатся и в правовых актах, затрагивающих статус отдельных категорий граждан, в частности лиц, страдающих психическими расстройствами. К ним относятся Декларация о правах умственно отсталых лиц 1971 г., Декларация о правах инвалидов 1975 г., Принципы защиты психически не здоровых лиц и улучшения психиатрической помощи 1991 г.
     Представленные  международно-правовые документы направлены на защиту лиц с психическими расстройствами от дискриминации, под которой понимаются "любые разграничения, недопущение или предпочтение, сводящее на нет или нарушающее равенство использования прав" (ч. 4 принципа 1 Принципов защиты психически не здоровых лиц и улучшения психиатрической помощи 1991 г.). В то же время дискриминацией не считаются специальные меры, предназначенные исключительно для защиты или развития прав лиц, страдающих психическими расстройствами, как и защиты прав человека.
     Нормы международного права в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, конкретизированы в Законе РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"5. В соответствии со ст. 13 Закона принудительные меры медицинского характера применяются по решению суда в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, совершившими общественно опасные деяния, по основаниям и в порядке, установленных УК РФ6 и УПК РФ7.
     Как видно из сказанного, нормы о принудительных мерах медицинского характера в отношении лиц, страдающих психическим расстройством, являются естественным развитием международного и конституционного права РФ, однако это утверждение не снимает вопрос об их юридической природе в системе российского законодательства. Он обусловливает как их правильное понимание, так и содержание и границы применения.
     В соответствии со ст. 98 УК РФ целью применения принудительных мер медицинского характера является излечение лиц, страдающих психическими расстройствами, или улучшение их психического состояния, а также предупреждение совершения ими новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ. Как отмечается в литературе, принудительные меры медицинского характера отличаются от наказания по основаниям и целям, содержанию и юридическим последствиям. Они не выражают официального от имени государства порицания лица, совершившего преступление, не содержат элементов кары, не влекут судимости8.
     Б.А. Протченко, подчеркивая, что принудительные меры медицинского характера не являются наказанием, считает их медико-судебными мерами. Однако такая характеристика слишком неопределенна. Хотя такие меры являются медицинскими и назначаются судом, это не является определяющим в их происхождении и сущности. Из нее не видно уголовно-правового характера данных мер, их места в системе уголовного права9.
     Утверждение, что принудительные меры медицинского характера не согласуются с целями и задачами уголовного и уголовно-процессуального права, не может быть признано обоснованным. Во-первых, закон называет в качестве форм уголовно-правового воздействия иные меры уголовно-правового характера, а в качестве целей - охрану прав и свобод человека и гражданина, предупреждение совершения новых преступлений, что в основе совпадает с целями принудительных мер медицинского характера. Во-вторых, какой бы специфический элемент этих мер ни подчеркивался и ни выставлялся исследователями на передний план, их невозможно оторвать от совершения общественно опасных деяний, признаки которых даются исключительно в уголовном праве. В силу этого применение принудительных мер медицинского характера не может быть оторвано от уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Заявляя, что процедура установления и применения принудительных мер медицинского характера должна быть исключительно независимой от уголовного права и процесса, автор никуда не может уйти от того, что осуществлять эту деятельность должны следственные органы; в конечном счете его предложения по осуществлению этой деятельности не идут дальше существующих норм ее проведения.
     Более взвешенно к оценке сущности принудительных мер медицинского характера подходят сами медицинские специалисты, деятельность которых затрагивает правовую сферу. Так, А.Н. Пищата считает, что данные меры являются одновременно юридическими и медицинскими мерами воздействия10.
     Согласно ст. 100 УК РФ амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра могут быть назначены при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УК РФ, если лицо по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар.
     Общие основания для применения принудительных мер медицинского характера, представленные  в ст. 97 УК РФ, не дифференцируются применительно к отдельным принудительным мерам. Но поскольку существуют различные принудительные меры, постольку их применение должно быть основано на различных критериях. Они могут быть разделены на две группы: 1) критерии юридические; 2) критерии медицинские (социальные, психиатрические, фактические). Первые непосредственно вытекают из общих оснований применения принудительных мер медицинского характера, конкретизируют их.
     Так, если законодатель в качестве исходного основания устанавливает реализация общественно опасного деяния, предусмотренного Особенной частью УК РФ, то очевидно, что амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра должны быть связаны с реализациям деяний (как и личности), не представляющих большой общественной опасности. В противном случае (при совершении опасных деяний) избрание данной меры противоречило бы реальному поведению лица.
     Социально-психологическая характеристика личности лица, совершившего такое деяние, должна свидетельствовать о его способности осознавать характер совершаемых им деяний, критически оценивать их, понимать необходимость применяемых к нему мер, добровольно соблюдать режим и средства лечения. Такое лицо (неспособность обеспечивать свое нормальное, бытовое в том числе, состояние, основные жизненные потребности, беспомощность согласно ст. 29 Закона "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" дают основание для госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке) должно обладать этими способностями. Его поведение поддается положительному прогнозированию, отсутствует необходимость постоянного контроля за ним. К указанным лицам следует относить прежде всего тех, кто страдал временным психическим расстройством и излечился от него, когда нет данных о возможном повторении заболевания.
     Более осторожно следует подходить к назначению амбулаторного принудительного лечения и наблюдения лицам, перенесшим хронические психические расстройства. Если пройден необходимый курс лечения и имеется стойкая положительная динамика к полному излечению, требующая определенного закрепления и подтверждения, применение амбулаторного принудительного лечения и наблюдения к таким лицам возможно, как это следует из ст. 26 и 27 Закона "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
     Назначение амбулаторного принудительного наблюдения и лечения невозможно при отсутствии общих оснований для применения принудительных мер, когда лицо не совершало общественно опасного деяния либо ему не требуется оказание психиатрической помощи. При этом следует учитывать, что к общественно опасным деяниям, дающим основания для применения принудительных мер медицинского характера, не могут быть отнесены преступления небольшой тяжести. В силу ч. 2 ст. 443 УПК РФ уголовные дела в отношении лиц, реализующих такие деяния и признанных невменяемыми, подлежат прекращению.
     В соответствии с ч. 1 ст. 101 УК РФ принудительное лечение в психиатрическом стационаре может быть назначено при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УК РФ, если характер психического расстройства лица требует таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые могут быть осуществлены только в психиатрическом стационаре.
     Для назначения принудительного лечения в психиатрическом стационаре требуются как общие основания, представленные  в ст. 97 УК РФ, так и специфические, связанные с характером психического расстройства, определяющие необходимость таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые не могут быть достигнуты в условиях амбулаторного лечения и наблюдения у врача-психиатра.
     Как указывалось, условия амбулаторного лечения и наблюдения не предполагают строгого контроля за лицом, к которому оно применяется. Диспансерная, а тем более консультативная формы амбулаторного лечения близки по своему характеру обычному лечению, осуществляемому по согласию больного и предполагающему самостоятельный контроль и соблюдение режима и средств лечения, бытовое самообслуживание больного. Соответственно, оно назначается при совершении деяний, не представляющих значительной общественной опасности, когда психическое расстройство, как правило, носит временный, излечимый характер, а при хронических расстройствах наблюдается стойкая положительная динамика.
     В соответствии со ст. 26 Закона "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" амбулаторная психиатрическая помощь лицу, страдающему психическим расстройством, в зависимости от медицинских показаний оказывается в виде консультативно-лечебной помощи или диспансерного наблюдения. Диспансерное наблюдение предполагает наблюдение за психическим состоянием лица путем регулярных осмотров врачом-психиатром и оказание ему необходимой медицинской и социальной помощи.
     В Законе прямо не обозначают те специфические критерии, которые предопределяют применение принудительного лечения в психиатрическом стационаре. Законодатель характеризует их косвенно посредством указания на более жесткие условия прохождения лечения, что может быть объяснено только реализациям более опасного деяния и наличием более значительного по характеру психического расстройства, которое соответственно создает повышенную опасность и возможность причинения вреда как самому лицу, страдающему психическим расстройством, так и другим.
     Принудительное лечение проводится в психиатрических стационарах трех видов: 1) общего типа; 2) специализированного типа; 3) специализированного типа с интенсивным наблюдением. Каждый из указанных типов психиатрических стационаров различается условиями лечения и степенью контроля за лицом, страдающим психическим расстройством, включая меры физического стеснения и изоляции. Не вызывает сомнений, что каждому из указанных типов психиатрических стационаров должны соответствовать степень опасности совершенных деяний и личности, их реализующих, а также степень психического расстройства. Как отмечается в материалах судебной практики, в ряде случаев как суды, так и эксперты не обосновывают наличие степени опасности11.
     Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением рекомендовано лицам:
     а) совершившим тяжкие общественно опасные деяния при реальной возможности их повторения, обусловленной клиническими проявлениями заболевания и (или) преморбидными личностными особенностями;
     б) обнаруживающим в силу клинических проявлений заболевания и (или) преморбидных личностных особенностей упорные антисоциальные тенденции, проявляющиеся в многократных общественно опасных действиях, а также в грубых нарушениях больничного режима (нападения на персонал, побеги, групповые нарушения), делающих невозможным проведение им лечебно-реабилитационных мероприятий в условиях психиатрического стационара специализированного типа;
     в) с временными расстройствами психической деятельности, развившимися после совершения тяжких деяний, направляемых на принудительное лечение до выхода из указанного болезненного состояния, если сохраняется вероятность совершения нового общественно опасного деяния или побега;
     г) обнаружившим во время применения первоначально назначенной судом по отношению к ним менее строгой меры медицинского характера такие особенности состояния и поведения, которые свидетельствуют о невозможности проведения им лечебно-реабилитационных мероприятий в условиях других форм принудительного лечения.
     Следует отметить, что в судебной и следственной практике сложился противоречащий уголовному закону подход к оценке деяния, совершенного лицом в состоянии невменяемости, когда производство о применении принудительных мер медицинского характера в отношении этого лица прекращается со ссылкой на ст. 21 УК РФ с формулировкой "освободить от уголовной ответственности с применением принудительных мер медицинского характера в виде...". Как известно, невменяемый не может совершить преступления, в силу отсутствия субъекта в его действиях нет состава преступления. Нет необходимости освобождать от уголовной ответственности лицо, в действиях которого нет основания для привлечения к уголовной ответственности. Такой вывод прямо следует и из ст. 21 УК РФ, где говорится, что лицо, совершившее деяние в состоянии невменяемости, "не подлежит уголовной ответственности", а не освобождается от нее. Однако надо отметить, что критикуемый подход не надуман практикой, он прямо следует из ч. 1 ст. 443 УПК РФ, где сказано, что, признав доказанным реализация деяния, предусмотренного уголовным законом, в состоянии невменяемости, суд выносит постановление в соответствии со ст. 21 УК РФ "об освобождении этого лица от уголовной ответственности". Несоответствие формулировки ч. 1 ст. 443 УПК РФ о прекращении производства по делу в этом случае материальному основанию, изложенному в ст. 21 УК РФ, вполне очевидно. Оно влечет неверный вывод о том, что невменяемый совершил преступление, что находится в противоречии как с материальным правом, так и с принципами уголовно-процессуального права. По логике таких решений лиц, реализующих общественно опасные деяния в состоянии невменяемости, следует поставить на учет как преступников, а их деяние включить в статистическую отчетность как преступление. Не исключено, что так и происходит, что нельзя расценить иначе, как грубое нарушение законности.
     В связи с изложенным надо заменить в ч. 1 ст. 443 УПК РФ слова о том, что суд выносит постановление "об освобождении от уголовной ответственности" словами "об отсутствии состава преступления". Полностью ч. 1 ст. 443 УПК РФ будет иметь следующее текстуальное изложение: "Признав доказанным, что деяние, запрещенное уголовным законом, совершено данным лицом в состоянии невменяемости или что у этого лица после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение, суд выносит постановление об отсутствии состава преступления в соответствии со статьей 21 или об освобождении от наказания в соответствии со статьей 81 Уголовного кодекса Российской Федерации и о применении к нему принудительных мер медицинского характера".
     В практике применения принудительных мер медицинского характера выявлена определенная несогласованность процессуальных норм относительно лиц, заболевших после совершения общественно опасного деяния временным психическим расстройством. Так, в некоторых случаях орган предварительного расследования при выявлении у обвиняемого временного расстройства душевной деятельности на стадии предварительного следствия в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 439 УПК РФ выносит постановление о направлении уголовного дела в суд для применения к этому лицу принудительной меры медицинского характера в соответствии с п. "б" ч. 1 ст. 97 УК РФ, в других случаях - направляет в суд материал с ходатайством о помещении такого лица в психиатрический стационар в порядке ч. 1 ст. 435 УПК РФ, т.е. для перевода лица, находящегося под стражей в качестве меры пресечения, в психиатрический стационар на время действия меры пресечения до рассмотрения дела судом. И в том, и в другом случае ходатайства удовлетворялись судами.
     Нам представляется правильной позиция по данному вопросу, занятая Московским областным судом: помещение лица, совершившего общественно опасное деяние и заболевшего временным расстройством душевной деятельности (находящегося в реактивном состоянии), в психиатрический стационар в порядке, установленном ст. 435 УПК РФ, считать более правильным, поскольку это освобождает суд от необходимости до рассмотрения дела по существу высказываться о факте совершения общественно опасного деяния и принимать решение об освобождении этого лица от наказания, как того требует ч. 1 ст. 443 УПК РФ.
     В силу того что целью применения принудительных мер медицинского характера является излечение лица, страдающего психическим расстройством, или улучшение его психического состояния, тем самым предупреждение совершения им совершения новых общественно опасных деяний (ст. 98 УК РФ), нецелесообразно использовать одну и ту же принудительную меру, если изменяется его психическое состояние. На основании ст. 102 УК РФ в порядке, установленном ст. 445 УПК РФ, возможно продление, изменение и прекращение принудительных мер медицинского характера.
     На основании ст. 102 УК РФ продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера осуществляются судом по представлению администрации учреждения, осуществляющего принудительное лечение, или уголовно-исполнительной инспекции, контролирующей применение принудительных мер медицинского характера, на основании заключения врачей-психиатров, а также по ходатайству самого больного, его законных представителей, защитника, близких родственников.
     Некоторые авторы полагают, что специфическим основанием для прекращения принудительных мер медицинского характера служит излечение, т.е. когда сделан вывод, что болезненное состояние психики прошло полностью и окончательно, больной выздоровел. В свою очередь, под выздоровлением понимается такое положительное изменение психического состояния, при котором лицо способно осознавать значение своих действий и руководить ими12. К сожалению, случаи полного излечения от психических расстройств в практике применения принудительных мер медицинского характера единичны. Следует согласиться с основанным на законе выводом, что для прекращения принудительных мер достаточно "изменения психического состояния", которое прогнозированно исключает повторное реализация общественно опасных деяний и свидетельствует о том, что лицо не представляет опасности ни для себя самого, ни для других. Такое изменение может быть связано не только с улучшением психического состояния больного, но и с его ухудшением, когда он, например, утрачивает физическую возможность активного поведения13.
     
     
1.2 Цели принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания
     
     Создание целостной концепции исполнения наказания, соединенного с принудительными мерами медицинского характера, - одна из наиболее актуальных проблем пенитенциарной науки и практики. Ее высокая значимость обусловлена потребностями пенитенциарной практики, совершенствование которой невозможно без применения междисциплинарного подхода к анализу способов предупреждения противоправных посягательств на общественные отношения, находящиеся под уголовно-правовой защитой; многообразием механизмов общественно опасного противоправного поведения, вариантами их различного сочетания и взаимодействия, обусловливающими большой спектр методологических подходов к созданию концептуально-теоретических основ исполнения наказания, соединенного с принудительными мерами медицинского характера14.
     Выработка целостной концепции исполнения наказания, соединенного с принудительными мерами медицинского характера, на наш взгляд, связана с решением ряда вопросов, имеющих важное самостоятельное значение для законодательного конструирования и практического применения уголовно-исполнительных институтов15. Среди них - правовая природа наказания, соединенного с принудительными мерами медицинского характера; характер правоотношений, возникающих в связи с исполнением наказания, соединенного с принудительными мерами медицинского характера; правовые основания применения принудительных мер медицинского характера в отношении осужденных к лишению свободы, которые страдают социопатическими расстройствами; эффективность исполнения наказания, соединенного с принудительными мерами медицинского характера; повышение эффективности предупреждения преступлений и правонарушений, совершаемых лицами, страдающими социопатическими расстройствами, и многие другие16.
     Перечисленные проблемы исследованы, на наш взгляд, недостаточно: одни из них лишь обозначены, другие получили неточную трактовку, третьи остаются дискуссионными17. Они имеют моноюридический, а также межотраслевые аспекты. Это связано с тем, что развитие научных знаний приводит к дифференциации и интеграции различных наук. При этом дифференциация различных наук вызывает более узкую специализацию научных знаний, а интеграция - постоянное взаимодействие различных областей знания, что определяет взаимное проникновение и синтез науки уголовно-исполнительного права и иных наук.
     Следует отметить, что исполнение наказания, соединенного с принудительными мерами медицинского характера, должно соотноситься с правами и свободами человека и не противоречить международным пенитенциарным стандартам18. Это будет соответствовать приоритетам и общим принципам уголовно-исполнительной политики государства, декларирующей готовность реализовать в правоприменительной практике принцип справедливости правового воздействия19.
     Цели принудительного лечения, соединенного с исполнением наказания, которые предусмотрены действующим законодательством, останутся лишь декларативными, если реализация их не будет основываться на всестороннем учете всех значимых особенностей осужденного, характеризующих его как во время отбывания наказания, соединенного с принудительными мерами медицинского характера, так и до совершения общественно опасного деяния20.
     Эти правовые проблемы невозможно обсуждать без понимания сущности социопатических расстройств. Моноюридическая разработка проблем исполнения наказания, соединенного с принудительными мерами медицинского характера, неэффективна. Без междисциплинарного анализа, требующего, в свою очередь, системно-методологической и содержательной комплексной разработки целостной концепции исполнения наказания, соединенного с принудительными мерами медицинского характера, сложно обеспечить реализацию уголовно-исполнительного законодательства в соотве.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44