VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Принудительные меры медицинского характера

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003425
Тема: Принудительные меры медицинского характера
Содержание
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
(РПА Минюста России)

Средне-Волжский институт (филиал)

Юридический факультет

Кафедра уголовного права и процесса



Курсовая работа

по дисциплине «Уголовное право. Общая часть»

на тему: «Принудительные меры медицинского характера: 
             понятие, цели, виды, основания применения»



Обозначение курсовой работы: КР-СВИ (ф) ВГУЮ-32361975-40.05.01-12.00.08-2013/129-17
Специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности»
Номер зачетной книжки: №2013/129


Автор курсовой работы:
С.Е. Никитин, группа 404,  з/о
Руководитель курсовой работы
к.ю.н., доцент С.Н. Потапкин


Саранск
2017

Содержание
с.
Введение
1 Общая характеристика принудительных мер медицинского характера
1.1 Понятие и содержание принудительных мер медицинского характера
1.2 Основания и цели применения принудительных мер медицинского характера
2 Виды принудительных мер медицинского характера
2.1 Принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях
2.2 Принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях общего типа, специализированного типа и специализированного типа с интенсивным наблюдением
2.3 Принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением наказания
3 Исполнение принудительных мер медицинского характера
Заключение
Список использованных источников












Введение
       Актуальность темы исследования. В системе мер уголовно-правового воздействия основное место занимают уголовная ответственность и наказание, основанием для реализации которых является факт совершения преступления, а целями - исправление виновного, общая и специальная превенция. Законодательство содержит и другие уголовно-правовые институты, которые применяются к лицам, совершившим преступления. Речь идет о иных мерах уголовно-правового характера, не являющихся наказанием, но тем не менее назначающимися по решению суда лицам, совершившим общественно опасные  деяния, в том числе и преступления. К их числу относят принудительные меры медицинского характера, юридическая природа которых исследована недостаточно полно. 
     Нормы о принудительных мерах медицинского характера в отношении лиц, страдающих психическим расстройством, представляют собой естественное развитие международного и конституционного права России, тем не менее, данное положение не исключает вопроса в системе российского законодательства об их юридическом содержании, а предполагает как их правильное понимание и содержание границ их применения. Совершенствование уголовно-правового законодательства в области обоснованности отнесения отдельного правового явления к сфере уголовного регулирования представляется невозможным без понимания его юридической природы. Одним из подобных явлений в российском уголовном праве выступает институт принудительных мер медицинского характера. Также особую значимость приобретают законность и обоснованность применения принудительных мер медицинского характера, поскольку принуждение всегда связано с существенным ограничением прав человека. 
     Цель настоящего исследования состоит в исследовании уголовно-правовой характеристики принудительных мер медицинского характера как иных мер уголовно-правового характера. 
     Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
     - уточнить понятие и правовую природу принудительных мер медицинского характера;
     - проанализировать цели и основания применения принудительных мер медицинского характера;
     - изучить виды принудительных мер медицинского характера и выявить их различия;
     - рассмотреть порядок продления, изменения и прекращения применения принудительных мер медицинского характера.
     Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с применением принудительных мер медицинского характера. 
     Предметом исследования являются уголовно-правовые нормы, регулирующие вопросы применения принудительных мер медицинского характера и теоретические воззрения на разрабатываемые проблемы.
     Структура курсовой работы  определяется целями и задачами исследования. Она состоит из введения, трех глав, содержащих восемь параграфов, заключения и списка использованных источников.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     1 Общая характеристика принудительных мер 
     медицинского характера
     1.1 Понятие и содержание принудительных мер 
     медицинского характера
     Уголовный кодекс РФ (далее - УК РФ) не содержит определения понятия «принудительные меры медицинского характера», но вместе с тем УК РФ содержит специальный раздел под названием «Принудительные меры медицинского характера», в котором указаны основания применения принудительных мер медицинского характера, цели их применения, определяется видовое разнообразие принудительных мер медицинского характера, а также сформулированы нормы, определяющие порядок продления, изменения и прекращения применения таких мер.
     Институту «принудительные меры медицинского характера даются различные толкования в научной литературе. Необходимость разъяснения содержания принудительных мер медицинского характера вызвана установлением факта обоснованности отнесения законодателем этих мер к сфере уголовно-правового регулирования и выработкой способов по совершенствованию уголовного законодательства. 
     В самом общем виде принудительные меры медицинского характера могут быть охарактеризованы как основанные на уголовном и уголовно-процессуальном законе меры государственного принуждения, применяемые по решению суда к лицу, совершившему предусмотренное Особенной частью УК РФ общественно опасное деяние в состоянии невменяемости или у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания (его исполнение), а также к лицу, совершившему преступление и страдающему психическим расстройством, не исключающим вменяемости, при условии, что психическое расстройство такого лица связано с возможностью причинения им иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц, и состоящие в помещении душевнобольного в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, общего типа, специализированного типа или специализированного типа с интенсивным наблюдением, в целях ограничения общества от совершения им повторного общественно опасного деяния, охраны безопасности личности самого больного и приобщения к условиям соблюдения правил общественного порядка.
     Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами принудительных мер медицинского характера» № 6 от 07.04.2011 г., принудительные меры медицинского характера являются мерами уголовно-правового характера и применяются только к лицам, совершившим предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости или у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение, а также к лицам, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, и лишь при условии, когда психическое расстройство связано с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц1. 
     Принудительные меры медицинского характера А.И. Ситникова определяет как «уголовно-правовые меры государственного принуждения, назначаемые по приговору суда, содержание которых заключается в принудительном лечении лиц, совершивших общественно опасные или преступные деяния, предусмотренные статьями Особенной части УК РФ»2. Полагаем, что данная формулировка определения принудительных мер медицинского характера не вполне корректна, поскольку из анализа данного понятия следует, что обозначенные меры уголовно-правового характера подлежат применению по приговору суда к любым психически больным лицам, совершившим преступления. Кроме того, приговор - решение о невиновности или виновности подсудимого и назначении ему наказания либо об освобождении его от наказания, вынесенное судом первой или апелляционной инстанции3. Сущностная сторона приговора определяется претерпеванием неблагоприятных последствий совершенного им преступления виновным, а именно в его обязанности отдавать отчет в содеянном перед государством, подвергнуться осуждению, наказанию и иным неблагоприятным правовым последствиям, которые предусмотрены уголовным законом. Однако применение к лицу принудительной меры медицинского характера базируется на свойстве личности виновного – психическом заболевании, а не на факте совершения им общественно опасного деяния, так как на квалификацию содеянного, предусмотренного соответствующими нормами УК РФ, не оказывает влияние психическое расстройство. 
     Таким образом, при вынесении судом решения о применении к лицу принудительных мер медицинского характера субъект преступления не связан с применением к нему таковых, а совершенное им общественно опасное деяние, независимо от характера и степени общественной опасности, само по себе не является единственным основанием применения принудительной медицинской меры, ее вида и срока применения, так как зависит только от психического состояния данного лица и особенностей его личности.
     Противоположной точки зрения придерживается Н.В. Жарко, полагающий, что данные меры являются только принудительными средствами медицинского характера. В этой связи он предлагает следующую формулировку принудительных мер медицинского характера, с заменой их на принудительные средства медицинского характера, под которыми следует понимать вид государственного принуждения, назначаемый по постановлению или приговору суда. Принудительные средства медицинского характера заключаются в психиатрическом лечении лиц, указанных в части 1 статьи 97 УК РФ4. В качестве аргумента обоснования своей позиции он показывает, что используемый УК РФ  термин «мера медицинского характера» шире по содержанию, чем «средство медицинского характера». И это в свою очередь, не позволяет отличить данный институт от иных уголовно-правовых мер, которые применяются за совершаемое деяние. Н.В. Жарко полагает, что цель института принудительных мер медицинского характера  достигается с помощью медицинских (лекарственных) и уголовно-правовых (предупреждение совершения новых общественно опасных деяний) средств, которые законодатель выделил в Уголовном кодексе РФ как виды принудительных медицинских мер. Он также определяет, что принудительные меры медицинского характера являются уголовно-правовыми санкциями.
     С позицией данного исследователя следует не согласится, поскольку его предложенное им определение выводит данный институт за рамки уголовного права как отрасли, так как лечение психически больных лиц, в том числе совершивших преступления имеет отношение к другой отрасли – медицине. В свою очередь, является неправильным отнесение Н.В. Жарко к уголовно-правовым средствам видов принудительных мер медицинского характера, при помощи которых достигается предупреждение совершения психически больными лицами новых общественно опасных деяний или преступлений, ввиду того, что ни уголовное право, ни уголовно-исполнительное право не охватывает и не может включать комплекса тех лечебно-реабилитационных мер, которые назначаются психически больным лицам при применении к ним принудительных мер медицинского характера.
     Также, нельзя считать успешным и его предложение о смене наименования понятия «институт принудительных мер медицинского характера» уголовного права на «институт принудительных средств медицинского характера». Понятие «средство медицинское» является широко используемым законодательством, регулирующим медицинскую деятельность и имеет свое определение и значение в практике, а именно применяется отраслью права, непосредственно осуществляющей применение принудительных мер медицинского характера в соответствии с требованиями УК РФ  и не является отраслью, сопредельной с уголовным правом. Так, в Законе РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» определяется, что «для диагностики и лечения лица, страдающего психическим расстройством, применяются медицинские средства и методы, разрешенные в порядке, установленном законодательством о здравоохранении. Медицинские средства и методы применяются только в диагностических и лечебных целях в соответствии с характером болезненных расстройств и не должны использоваться для наказания лица, страдающего психическим расстройством, или в интересах других лиц»5. Кроме того, Н.В. Жарко, не приводит иных убедительных данных, которые доказывали необходимость смены данных понятий или каким-либо иным образом обосновывали его предложение.
     Принудительные меры медицинского характера, применяемые к психически больным лицам, совершившим общественно опасные деяния или преступления, не будут являться уголовно-правовыми санкциями, поскольку  они устанавливаются в виде определенного вида уголовного наказания за совершение преступления, предусмотренного Особенной частью УК РФ и, как отмечалось нами ранее, применение к лицу принудительных мер медицинского характера должно основываться на психическом состоянии данного лица, а также они не включаются в перечень видов уголовных наказаний, предусмотренных УК РФ. 
     Т.М. Калинина6 занимает практически схожую позицию в определении понятия принудительных мер медицинского характера  и полагает, что таковыми являются предусмотренные законом меры, применяемые в принудительном порядке к лицам, совершившим преступление или общественно опасное деяние, страдающим психическими расстройствами и нуждающимся в оказании им психиатрической помощи, в целях улучшения их психического состояния, а также ограждения общества от неблагоприятных последствий опасного болезненного состояния их психики (предупреждения совершения ими новых общественно опасных деяний)7.
     Следует согласится с мнением Т.М. Калининой, в той части, что принудительные меры медицинского характера являются мерами предусмотренными законом и применяемым к психически больным лицам, которые совершили преступления и нуждаются в психиатрическом лечении. Однако, не согласимся с тем, что данные меры, преследуют цель «ограждения общества от неблагоприятных последствий опасного болезненного состояния их психики (предупреждения совершения ими новых общественно опасных деяний)», потому что общественная опасность смещается с лица - носителя этой опасности к психическому расстройству этого лица. Данное положение не основано не на уголовном законодательстве ни на законодательстве в области здравоохранения. Нормы УК РФ подлежат применению только к субъекту преступления, являющегося носителем общественной опасности, а не к его психическому состоянию. Также, не представляют общественной опасности сами психические расстройства, а только носитель психического расстройства представляет такую опасность. 
     Н.Ю. Скрипченко занимает почти одинаковую позицию в толковании принудительных мер медицинского характера, при этом акцентируя внимание на медицинской характеристике их применения8. Полагаем, что данная позиция не верна, так как медицинский аспект применения этих мер не отвечает требованиям уголовно-правовой нормы, позволяющей применять эти меры в соответствии с первоначальными положениями уголовного законодательства. Так, согласно ч. 2 ст. 97 УК РФ, принудительные меры медицинского характера назначаются только в случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц. То есть принудительные меры медицинского характера, предусмотренные уголовным законом, применяются к психически больным лицам, страдающим психическими заболеваниями и совершившим общественно опасные деяния или преступления только в тех случаях, когда упомянутые лица представляют опасность по своему психическому состоянию. Из этого следует, что уголовное законодательство подразумевает выполнение задач и функций, несвойственных ему и непосредственно входящие в компетенцию психиатрии, которая не является смежной с уголовным правом.
     Таким образом, анализ доктринальных толкований принудительных мер медицинского характера свидетельствует о том, что на сегодняшний день не имеется единообразного подхода в определении их юридической природы. Такое положение определяется тем, что в одном и том же правовом явлении объединяются нормы права, которые отражают особенности правового регулирования в уголовном, уголовно-процессуальном, медицинском праве и таких его отраслях как общая и судебная психиатрия. Поэтому главная проблема состоит в определении и разрешении вопросов о соотношении нормативно-правовых актов разных отраслей права.
     
     1.2 Основания и цели применения принудительных мер 
     медицинского характера
     УК РФ не определяет понятие принудительных мер медицинского характера, однако в ст. 98 УК РФ сформулированы их цели. Это сделано впервые в истории уголовного законодательства нашей страны. Определение целей даже при отсутствии раскрытия самого понятия помогает понять их сущность, дает возможность в юридической практике решать вопросы назначения, изменения, продолжения и прекращения принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания9.
     Важно и то обстоятельство, что приоритетными называются интересы достижения психического здоровья человека, а не интересы государства. Цели принудительных мер медицинского характера, сочетают в себе интересы лица, страдающего психическим расстройством, и интересы общества.
     Сопоставление целей	 применения принудительных мер медицинского характера и целей наказания показывает не только существенное различие в их содержании, но и определенное сходство. Общим для них является предупреждение совершения новых деяний, причиняющих вред охраняемым уголовным правом отношениям. Для лиц, страдающих психическим расстройством, не исключающим вменяемости, применение принудительных мер медицинского характера создает условия реализации также другой цели наказания - исправления осужденного, его ресоциализации10. Отметим, что эффективность достижения данных целей в отношении рассматриваемой категории осужденных затруднена при отбытии ими длительных сроков лишения свободы, так как продолжительная изоляция от общества патогенно влияет на результаты лечения и достижение целей применения принудительных мер медицинского характера11.
     Цели принудительных мер медицинского характера, не в полной мере совпадают с целями медицинской помощи осужденным. Медицинская помощь осужденным направлена на профилактику заболеваний и тих лечение. Общие задачи медицинских мер входят в задачи принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания, как некая составляющая, отражающая лишь один аспект применения принудительного лечения.
     Не менее важной целью является предупреждение совершения новых деяний душевно больными.  Цели принудительного лечения диалектически взаимосвязаны. Применяемые во время принудительного лечения средства и методы служат одновременно достижению обеих названных в статье целей. Констатируем то, что без достижения целей медицинского характера невозможно достижение целей юридического характера. 
     Рассматривая цели принудительного лечения в юридической литературе, необоснованно отмечается, что под излечением не следует понимать только выздоровление под влиянием медикаментозной терапии. Понятие лечения включает и помещение в стационар с определенным режимом, и такие средства, как психотерапия, трудотерапия, и различные меры, направленные на восстановление социальной адаптации (реабилитационные). Но приставка «из» в слове «излечение» предполагает завершение какого-либо процесса, а именно завершение процесса лечения, выздоровление, достижение психического здоровья лица.
     Так, Н.Г. Иванов, указывает на то, что, «называя в качестве основных целей применения принудительных мер медицинского характера излечение психически аномальных или улучшение их психического состояния, законодатель имел в виду совершенно конкретный итог, достижение которого способно обезопасить общество от правонарушений со стороны лиц с психическими отклонениями12. Однако, излечение, полное выздоровление лиц, страдающих хроническим психическим расстройством, является труднодостижимым, даже при современном состоянии науки и практической деятельности в данной области. Как правило, излечение от временного психического расстройства достигается путем локализации, сокращения этого патологического состояния. 
     Относительно лиц, страдающих иными болезненными состояниями психики (патология, устойчивая к принудительному лечению), то перспективы их принудительного излечения зачастую весьма сомнительны, особенно в местах изоляции от общества, где лечение данных лиц не дает ожидаемого результата13. Это обусловливает важность такой цели принудительных мер медицинского характера как улучшение психического состояния лица. Формулировка данной цели предполагает возникновение следующей проблемы – каким должно быть это улучшение психического состояния, на основании каких признаков можно полагать что это улучшение достигнуто и  общественная опасность лица, страдающего психическим расстройством исчезла. И большинство исследователей не предлагают никакого решения в данной области, они лишь предлагают теоретическое понимание понятия «улучшение психического состояния». 
     Р.И. Михеев под таковым понимает «частичное исчезновение синдромов психических расстройств, при котором достигается стойкая ремиссия, которая, однако, не означает излечение лица, но определяет способность лица осознавать характер и социальную значимость своих действий и руководить ими, то есть исключает опасность его поведения как для себя, так и для общества, для окружающих его других людей»14. Спасенников Б.А. полагает что улучшением психического состояния являетсч исчезновение общественной опасности лица, связанной с имеющимся психическим расстройством; достижение устойчивой способности этого лица к осознанно-волевой регуляции поведения, исключающей возможность совершения нового деяния под влиянием психического расстройства; осознание лицом необходимости добровольного наблюдения и лечения у психиатра после погашения (снятия) судимости15. Лица, которые не достигли излечения, выздоровления, должны принудительно амбулаторно наблюдаться и лечиться у психиатра весьма продолжительное время, т.е. регулярно посещать психиатра до излечения, выздоровления либо улучшения психического состояния. Продлевая принудительное амбулаторное наблюдение и лечение до выздоровления, излечения, закон обязывает и психиатров, и осужденных активнее решать проблемы профилактики обострения психического расстройства.
     Принудительные меры медицинского характера не предполагают цели общего предупреждения. Превенция совершения новых преступлений, которые предусмотрены нормами  Особенной части УК РФ, вероятно при решении двух задач в последовательном порядке. Во-первых, в период применения принудительных мер медицинского характера, предполагается предупреждение возможности совершения таких деяний.  Решение данной задачи определяется со сроками применения данных мер, которые продлеваются если продолжает оставаться опасность  как для лица, которому назначены данные меры, так и для других лиц. Во-вторых, предупреждение новых деяний предполагает улучшение состояния психики, исключающее возможность совершения новых преступлений после отмены лечения. 
     Ряд исследователей полагают понимать под предупреждением новых деяний именно общественно опасные деяния., что представляет собой достаточно узкий подход. Так, например, лицо, не достигшее излечения в результате преждевременного прекращения принудительных мер, может совершить преступление по неосторожности, в состоянии аффекта или опьянения. 
     К целям принудительных мер медицинского характера отдельные авторы относят и профилактику преступности, в генезе которой играют существенную роль психические расстройства, не исключающие вменяемости16.
     Таким образом, к первоначальным целям применения принудительных мер медицинского характера следует относить лечение лица, а вернее ее излечение или улучшение психического состояния лиц, указанных в ст. 97 УК РФ, а уже в последующем, в качестве второстепенной следует признавать предупреждение совершения данными лицами новых преступных деяний.
     Основания применения мер медицинского характера указаны в ст. 97 УК РФ, которые могут быть назначены судом: 
     - лицам, совершившим в состоянии невменяемости, преступления предусмотренные УК РФ;
     - лицам, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания;
      - лицам, совершившим преступление и страдающим психическим расстройством, не исключающим вменяемости;
     - лицам, совершившим в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.
     Указанным лицам в соответствии с ч. 2 ст. 97 УК РФ принудительные меры медицинского характера назначаются только в случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения ими иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц.
     Как видно из закона, в одном случае применение принудительных мер медицинского характера связано с совершением деяния в состоянии невменяемости, когда лицо не может быть признано виновным и не совершает преступления; в трех других случаях осуществляется в отношении лиц, совершивших преступление, когда наряду с наказанием требуется психиатрическое лечение.
     Если лицо, имеющее психическое расстройство, совершает деяние, которое лишь формально соответствует признакам преступления, но в силу малозначительности не может быть признано общественно опасным, нет основания для применения к нему принудительных мер медицинского характера. В тех случаях, когда применение мер медицинского характера связывается с совершением преступления, они не могут быть применены, если отсутствуют признаки преступления (вина, субъект и др.). Во всех подобных ситуациях, исключающих применение принудительных мер медицинского характера, лечение лица, имеющего психическое расстройство, должно осуществляться в соответствии с нормами законодательства об охране здоровья граждан и оказании психиатрической помощи.
     Частью единого основания для применения принудительных мер медицинского характера наряду с совершением общественно опасного деяния или преступления, а также наличием психического расстройства является возможность причинения лицом вследствие психического расстройства иного существенного вреда или опасности для самого этого лица или других лиц.
     Прежде всего необходимо отметить, что для применения принудительных мер медицинского характера недостаточно совершения общественно опасного деяния или преступления и наличия психического расстройства. В конечном счете применение этих мер обусловливается реальной возможностью совершения существенного вреда или опасности для самого этого лица или других. Таким образом, можно сделать вывод, что применение рассматриваемых мер в российском уголовном праве имеет триединое основание: 1) общественно опасное деяние; 2) наличие психического расстройства; 3) опасность личности совершившего деяние и страдающего психическим расстройством. 
     На этом основании следует признать удачным определение основания для применения принудительных мер медицинского характера, которое дает Н.В. Жарко, понимая под ним совокупность закрепленных в уголовном законодательстве обстоятельств, которые определяют необходимость применения принудительных средств к конкретному лицу17.
     Следует также отметить, что основания для применения принудительных мер медицинского характера должны коррелировать с целями применения этих мер в том смысле, что их реализация не достижима иначе как посредством устранения оснований применения этих мер.
     Таким образом, основаниями применения принудительных мер медицинского характера будут являться совершение лицом преступления или общественно опасного деяния, которое в силу психических расстройств представляет опасность для себя и других лиц, и эти расстройства связаны с возможностью причинения иного существенного вреда (например, совершения нового общественно опасного деяния).
     
     
     
     
2 Виды принудительных мер медицинского характера
     2.1 Принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра 
     в амбулаторных условиях
     С учетом психического состояния лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, или лица, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение, а также в силу характера и степени общественной опасности совершенного деяния суд может применить к указанным лицам принудительные меры медицинского характера:
     1) принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, общего типа;
     2) принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа;
     3) принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа с интенсивным наблюдением (ч. 1 ст. 99 УК РФ).
     Однако приведенный перечень разновидностей принудительных мер медицинского характера нельзя признать исчерпывающим. Пункт «а» ч. 1 ст. 99 УК РФ предусматривает еще один вид принудительных мер медицинского характера - принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях. Данное обстоятельство позволило Пленуму Верховного Суда РФ упомянуть амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра как равнозначный остальным вид принудительных мер медицинского характера18.
     Ст.99 УК РФ предусматривает возможность назначения принудительной меры медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра лицам, осужденным за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающимся в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости, в том числе лицам, указанным в п. «д» ст. 97 УК РФ, т.е. совершившим в возрасте старше 18 лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста.
     Согласно ст. 100 УК РФ амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра могут быть назначены при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УК РФ, если лицо по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар, то есть амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра должны быть связаны с совершением деяний и как личности, не представляющих большой общественной опасности. В противном случае (при совершении опасных деяний) избрание данной меры противоречило бы реальному поведению лица.
     Социально-психологическая характеристика личности лица, совершившего такое деяние, должна свидетельствовать о его способности осознавать характер совершаемых им деяний, критически оценивать их, понимать необходимость применяемых к нему мер, добровольно соблюдать режим и средства лечения. Такое лицо должно обладать этими способностями. Его поведение поддается положительному прогнозированию, отсутствует необходимость постоянного контроля за ним. К указанным лицам следует относить прежде всего тех, кто страдал временным психическим расстройством и излечился от него, когда нет данных о возможном повторении заболевания.
     Более осторожно следует подходить к назначению амбулаторного принудительного лечения и наблюдения лицам, перенесшим хронические психические расстройства. Если пройден необходимый курс лечения и имеется стойкая положительная динамика к полному излечению, требующая определенного закрепления и подтверждения, применение амбулаторного принудительного лечения и наблюдения к таким лицам возможно19. 
     Назначение амбулаторного принудительного наблюдения и лечения невозможно при отсутствии общих оснований для применения принудительных мер, когда лицо не совершало общественно опасного деяния либо ему не требуется оказание психиатрической помощи. 
     Условия амбулаторного лечения и наблюдения не предполагают строгого контроля за лицом, к которому оно применяется. Диспансерная, а тем более консультативная формы амбулаторного лечения близки по своему характеру обычному лечению, осуществляемому по согласию больного и предполагающему самостоятельный контроль и соблюдение режима и средств лечения, бытовое самообслуживание больного. Соответственно, оно назначается при совершении деяний, не представляющих значительной общественной опасности, когда психическое расстройство, как правило, носит временный, излечимый характер, а при хронических расстройствах наблюдается стойкая положительная динамика. Психиатрическая помощь в амбулаторных условиях оказывается в виде консультативно-лечебной помощи или диспансерного наблюдения. Диспансерное наблюдение за состоянием психического здоровья лица осуществляется путем регулярных осмотров врачом-психиатром и оказания больному необходимой медицинской и социальной помощи20.
     
     2.2 Принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях общего типа, специализированного типа и специализированного типа с интенсивным наблюдением
     В соответствии с ч. 1 ст. 101 УК РФ принудительное лечение в психиатрическом стационаре может быть назначено при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УК РФ, если характер психического расстройства лица требует таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые могут быть осуществлены только в психиатрическом стационаре.
     Для назначения принудительного лечения в психиатрическом стационаре требуются как общие основания, указанные в ст. 97 УК РФ, так и специфические, связанные с характером психического расстройства, определяющие необходимость таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые не могут быть достигнуты в условиях амбулаторного лечения и наблюдения у врача-психиатра.
     В законодательстве прямо не указаны те специфические критерии, которые предопределяют применение принудительного лечения в психиатрическом стационаре. Законодатель характеризует их косвенно посредством указания на более жесткие условия прохождения лечения, что может быть объяснено только совершением более опасного деяния и наличием более значительного по характеру психического расстройства, которое соответственно создает повышенную опасность и возможность причинения вреда как самому лицу, страдающему психическим .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44