VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Профсоюз как субъект регулирования социально-трудовых отношений

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001541
Тема: Профсоюз как субъект регулирования социально-трудовых отношений
Содержание
     Оглавление
     
Введение…………………………………………..………………….…….…..…3
Глава 1. Правовое положение профсоюзов……………………….……...….…5
1.1 Профсоюз как субъект регулирования социально-трудовых отношений…………………..…………………..……………………….………..5
1.2 Классификация прав профсоюзов……………………………….…..………8
Глава 2. Характеристика отдельных прав профсоюзов………….……....……12
2.1 Защита трудовых прав работников профсоюзами ………………..…...….12
2.2 Право профсоюзов на содействие занятости………………………...…….14
Заключение…………………..…………………..…………………..….….……22
Список использованной литературы …………………..………………...…….24
     
Введение
     
     Профсоюзы в странах являются главным элементом, влияющим на динамику спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В России профсоюзы играют лишь незначительную роль, не выполняя начального своего предназначения. Администрация и профсоюзы видят решение своих проблем не в улучшении работы, а в усилении государственных гарантий. Это приводит к тому, что профсоюзы практически отстранены от управления производством. Отсутствие обязанного контроля над работой работодателя и неучастие в управлении – основные причины неспособности профсоюзов решать социально-трудовые проблемы предприятия, а, таким образом, принимать меры в регулировании занятости. Актуальность темы обусловлена обращением профсоюзов, включая региональные, в существенный фактор реформирования российского общества, вырабатывания социальных процессов и социальной демократии.
     Вопросы развития российских профсоюзов как субъектов социально-трудовых отношений были объектом внимания таких отечественных ученых, как Г.П. Алексеева, Ю.Е. Волкова, Ф.И. Гайнуллина, Н.Н. Гриценко и др. Анализируя профсоюз как субъект социально-трудовых отношений, следует учитывать его основные характеристики как активного участника трудовых взаимоотношений, а также факторы, оказывающие существенное влияние на его работу. Функционирование современных профсоюзов происходит в двух направлениях. 
     Объект исследования  - общественно-политическая инфраструктура общества.
     Предмет исследования – современные российский профсоюзы.
     Цель исследования- анализ нынешнего состояния профсоюзного движения в России, обрисованы перспективы его дальнейшего развития, а также проанализированы основные права профсоюзов.
      Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
     * изучить правовое положение профсоюзов;
     * рассмотреть профсоюз как субъект регулирования социально-трудовых отношений;
     * изучить классификацию прав профсоюзов;
     * проанализировать отдельные права профсоюзов, дать им характеристику;
     * в заключении подвести итоги проделанному исследованию.
     Структура:  работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
     
Глава 1. Правовое положение профсоюзов
     1.1 Профсоюз как субъект регулирования социально-трудовых отношений
     
     Наемный работник, работодатель, профсоюз и государство являются основными субъектами социально-трудовых отношений, которые с начала 1990-х гг. претерпевают значительные изменения и преобразования. Стоя перед угрозами экономических неудач, работодатель часто пренебрегает правами наемных работников, вследствие чего последние остаются беззащитными. Профсоюзы же, созданные для объединения и защиты наемных работников, остаются в стороне, что зачастую является наследием советской системы социально-трудовых отношений. Необходимость реформирования как самих профсоюзов, так и системы социально-трудовых отношений обусловливает актуальность данной темы. Профсоюз мало изучен в современной социологической литературе, однако данную организацию принято рассматривать с трех точек зрения. Прежде всего профсоюз изучается как социальный институт, необходимый для функционирования гражданского общества. 
     Данной точки зрения придерживаются В.Я. Саленко, А.В. Петров, В.И. Башмаков и др. По их мнению, профсоюз является важнейшим социальным институтом, имеющим возможность через систему социального партнерства оказывать влияние на процесс регулирования социально-трудовых отношений в обществе. Профсоюз рассматривается также как организационная система, объединение людей, имеющее достаточно четкую структуру, образующееся и существующее для реализации целей и программ, выражающих интересы ее членов, для выполнения социальных функций. Данной точки зрения придерживаются такие исследователи в области социологии организаций, как В.Н. Давыдов, Г.Т. Гарашов и др. Последний подход рассматривает профсоюз как субъект социально- трудовых отношений (СТО). Здесь изучаются возможности профсоюза решать возникшие вопросы, связанные с условиями труда, защиты прав и интересов его членов. Профсоюз в данном случае является активным участником социально-трудовых отношений. 
     Первое направлено на организацию массовой работы: участие в митингах и демонстрациях для обеспечения защиты интересов трудящихся, коллективное обсуждение актуальных вопросов, планов и перспектив. Здесь следует рассматривать такой объективный показатель значимости профсоюза в качестве субъекта СТО, как уровень профсоюзного членства среди занятых в экономике. Так, например, в Пермском крае профсоюз объединяет около 238 тыс. наемных работников, что составляет лишь 18,9 % от экономически активного населения.1 Стоит отметить, что численность членов профсоюза постоянно падает с начала 1990-х гг. Однако сама по себе численность членов профсоюза мало характеризует его позиции в системе СТО, куда важнее сами члены, его пополняющие. Так, социологи отмечают, что одной из основных причин низкой эффективности выполнения коллективных договоров является низкая мотивация профсоюзной активности членов при их подготовке. 
     Процесс подготовки, обсуждения и заключения коллективного договора во многом продолжает сохранять традиционный характер: в подготовке часто участвуют профком и председатель, рядовые члены профсоюза остаются в стороне, предпочитая передавать решение данных вопросов профактиву. Вследствие этого основной проблемой организации деятельности современных российских профсоюзов является проблема способности профактива к мобилизации трудового коллектива в процессе решения основных проблем социально-трудовых отношений на предприятии, использованию активных методов ведения переговоров, опираясь на поддержку всех членов профсоюза. 
     Второе направление деятельности профсоюзов – взаимодействие с работодателями, органами хозяйственного управления, государства и др. В рамках этого направления профсоюзы организуют переговоры для выработки общих решений совместно с перечисленными выше субъектами СТО, также они формулируют и отправляют обращения в компетентные органы с целью решения проблем, в которых заинтересованы работники, и отстаивают их интересы. Именно в данном направлении современные профсоюзы испытывают значительные трудности. Что касается факторов, оказывающих влияние на эффективное функционирование профсоюзов в системе СТО, то их великое множество. Значительное влияние оказывают факторы, складывающиеся из нормативной базы, регулирующей трудовые отношения, и отношение самих работников к своему труду. 
     Прежде всего, современной основой функционирования социально-трудовых отношений является национальный менталитет, заключающийся в том, что наемные работники отдают предпочтение регулировать трудовые отношения на основе неформальных договоренностей, а трудовое законодательство уходит на второй план. Так, например, множество граждан готовы работать без оформления трудового договора, гарантирующего соблюдение социальных гарантий, за низкую заработную плату, поэтому профсоюзы оказываются в ситуации, когда не могут помочь работнику с помощью формальных правил. Исследователи профсоюзного движения и представители профсоюзов также отмечают явную несбалансированность прав сторон в новом Трудовом кодексе РФ, принятом в 2002 г. 
     Хотя в последнее десятилетие наметилось существенное движение к минимизации государственных гарантий в сфере социально-трудовых отношений, особенно по сравнению с советской патерналистской системой их регулирования, многие из них остаются в силе, что впрочем не мешает работодателям на практике игнорировать их под предлогом индивидуальной договоренности с наемными работниками .2 Сами наемные работники также не доверяют профсоюзам решение некоторых проблем, выбирая защищать свои права и интересы в одиночку. По данным опроса фонда «Общественное мнение», около 70 % россиян считают, что мнение профсоюзов никак не учитывается при решении некоторых трудовых вопросов, и только 11 % придерживаются противоположной точки зрения. С точки зрения большинства россиян (66 %), работодатели сегодня не заинтересованы в функционировании сильного, компетентного профсоюзного органа, и только 14 % опрошенных полагают, что у работодателей такая потребность есть .3
     
     1.2 Классификация прав профсоюзов
     
     Профсоюзы, соединяя людей труда и разделяя базовые трудовые ценности, выполняют важную функцию трудовой социализации, которая в самом общем виде означает изучение человеком роли работника. В условиях становления неолиберальной социально-экономической системы в России постепенно изменяется социальная роль и функции профсоюзов. И при том по-прежнему во многом сохраняется прямая и косвенная связь профсоюзов с администрацией предприятий и структурами государственного управления, тем не менее, профсоюзы остаются одним из наиболее эффективных инструментов защиты экономических и социальных прав граждан, вероятно потому, что во многих случаях они являются единственным инструментом такой защиты.
      Возникновение профсоюзов как автономного института гражданского общества сталкивается с большими трудностями. Их изучение и определение возможностей их преодоления должно стать предметом современных экономико-социологических исследований, составляя предмет такого их направления, как социология профсоюзного движения. Задача макросоциального уровня связаны прежде всего с главной проблемой – задачей эффективности современной системы социального партнерства в России. Таким образом, профсоюзы как социальный институт имеют: более или менее четко выраженные цели своей деятельности; социальный статус и социальные роли; систему санкций, при помощи которых наблюдается поведение членов профсоюза; функции, направленные на развитие профсоюзов и удовлетворение потребностей их членов. 4
     Рассмотрение институциональной сущности профсоюзов в трансформирующемся российском обществе, определяет их как особый социальный институт гражданского общества, объединяющего на свободной основе работников для защиты их прав и интересов, посредством стабилизация социально-трудовых отношений между работниками, работодателями и представителями власти на принципах гуманизма, социальной верности и социального товарищества. Специфика профсоюзов как социального института состоит в том, что профсоюзы относятся к институтам социальной защиты и управления социально-трудовых отношений. Деятельность профсоюзов в реализации этих проблем может быть направлена разнообразными путями, два из которых сейчас в основном имеют место. Это – коллективные формы давления на решение социальных проблем и ориентация на социальное партнерство. 
     Профсоюзы являются базовым социальным институтом общества, а по содержанию основных своих функций выступают в качестве регулятивного института, включенного в систему социально-трудовых отношений. Профсоюзы становятся нужным институтом демократического общества с рыночной экономикой как гарант производственной глобализации и как центр силы, представляющий интересы наемных работников на рынке труда.
     В первую очередь необходимо сказать несколько общих слов о компетенции профсоюза. Основные права профсоюзов поименованы в главе II Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
      Среди которых, следует выделить право:
     * на представительство и защиту социально- трудовых прав и интересов работников;
     * содействие занятости;
     * осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде;
     * ведение коллективных переговоров,
     * заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением;
     * социальную защиту работников;
     * участие в урегулировании коллективных трудовых споров и др.
     Таким образом, условно полномочия профсоюзной организации можно разделить на два основных блока: 1) участие в регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в организации путем взаимных консультаций и переговоров с представителями работодателя (в договорном порядке) на основе принципа равноправия сторон; 2) полномочия в сфере контроля за соблюдением работодателями законодательства о труде и об охране труда, а также защиты социально-трудовых прав работников. Одной из важнейших функций профсоюза является представительство от имени работников в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения, что позволяет работникам участвовать в управлении организацией, а также определять условия своего труда.
     Одно из центральных мест в компетенции профсоюза занимают полномочия в сфере контроля за соблюдением работодателями законодательства о труде и его охране. Соблюдение трудового законодательства как область профсоюзного контроля .
     Как установлено статьей 210 ТК РФ, реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда. При этом одним из таких направлений является содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда. Здесь следует упомянуть также, что в статье 219 ТК РФ закреплено право работника на личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
     Профсоюзы вправе участвовать в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в разработке мер по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен, а также осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в указанной сфере.
     Право профсоюзов принимать участие по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе, в рассмотрении индивидуальных трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда, закреплено законом. Кроме того, профсоюзы вправе участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, имеют право на организацию и проведение в соответствии с законодательством забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников.
     
Глава 2. Характеристика отдельных прав профсоюзов
     2.1 Защита трудовых прав работников профсоюзами
     
     Согласно Федеральному закону о профсоюзах, профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.5 Выявляя основные функции профсоюзов, примем во внимание уже устоявшуюся в теории государства и права точку зрения о том, что функция государства – основное направление (сторона) деятельности государства, в котором отражается его суть. 6Соответственно функциями профсоюзов являются основные направления деятельности, в которых отражается их суть: функции представительства и защиты трудовых прав и интересов работников. 
     Эти две функции профсоюзов на протяжении многих лет считаются их главными, базовыми направлениями деятельности. К сожалению, современные профсоюзы утратили свое былое значение, количество их членов ежегодно снижается, а работодатели откровенно игнорируют наличие профсоюзов в своих организациях. Часто профсоюзы самостоятельно не могут принудить работодателя соблюдать трудовое законодательство, и они заключают Соглашения с органами власти (например, с Рострудом) либо вынуждены использовать такие средства, как обращение к Правительству РФ, к депутатам Государственной Думы и т. д. 
     Представляется важным усилить авторитет профсоюзов, их роль в реализации основных функций. Функция представительства ярко проявляется в ст.35–1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ). Данное направление реализуется через обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечивать условия для участия комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (профсоюзов – если такие комиссии не образованы) в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития и т. д. Такие проекты актов в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются в комиссии (профсоюзы и объединениям работодателей) органами, принимающими указанные акты. Фактически, профсоюзы участвуют в подготовке и обсуждении проектов актов в сфере труда формально, от их согласия или не согласия ничего не зависит. 
     Можно даже сказать, что функция представительства профсоюзов – это их политическая функция. В этом плане реализация защитной функции профсоюзами более перспективна, это их юридическая функция. Способов защиты трудовых прав законодатель предусмотрел множество. Они охватываются судебной или несудебной формами защиты трудовых прав. Одним из таких способов несудебной формы защиты является защита трудовых прав профсоюзами. ТК РФ предусматривает несколько форм реализации профсоюзами защитной функции: рассмотрение обращений членов профсоюзов; профсоюзный контроль; участие в реализации надзорных полномочий федеральной инспекции труда, в том числе и совместные проверки; участие профсоюзов в судебных разбирательствах, включая инициирование и подачу иска в суд и т. д. 
     В соответствии со ст. 46 ГПК РФ и Федеральному закону о профсоюзах 7 профсоюз вправе обратиться в суд с иском в защиту трудовых прав и интересов, как одного работника (по его заявлению), так и неопределенного круга работников. Конечно, профсоюз обращается в суд только при наличии доказательств нарушений трудовых прав работников. Можно предлагать реанимировать законодательство в части замены учета мнения представительного органа на его согласие, в том числе и при увольнении членов профсоюза 8, но это не выход из создавшейся ситуации. 
     Необходимо усилить деятельность отраслевых профсоюзов, а не первичных их ячеек, важно предусмотреть в Отраслевых соглашениях льготы для членов отраслевых профсоюзов в защите их трудовых прав, в преимущественном оставлении на работе при сокращении, в распределении материальной помощи, путевок и т. д. Кроме того, важно создавать отраслевые комиссии по трудовым спорам, в состав которых входили бы члены профсоюзов. Таким образом, в несудебном порядке на уровне отраслевых комиссий по трудовым спорам разрешались бы возникающие трудовые разногласия с помощью профсоюзов. Думается, что установление этих льгот и гарантий, а также их соблюдение позволит укрепить авторитет отраслевых профсоюзов. 
     
     2.2 Право профсоюзов на содействие занятости
     
     В ч. 2 ст. 12 Закона о профсоюзах, закрепляя обязанность работодателя предварительно уведомить профсоюз о предстоящих мероприятиях по сокращению, предусматривает, что такое уведомление должно быть сделано работодателем не менее чем за 3 месяца, что противоречит ч. 1ст. 82 ТК РФ, предусматривающей такой срок только при массовых увольнениях.
     Право профсоюзов на содействие занятости предусмотрено ст. 12 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" , где сказано, что профсоюзы имеют право принимать участие в разработке государственных программ занятости, могут предлагать меры по социальной защите членов профсоюзов, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации, осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и за соблюдением законодательства в области занятости. Данное право профсоюзов О.М. Арапчор 9рассматривает как показатель действия превентивной функции трудового права.
     Государственные программы занятости могут быть федеральными и региональными. Их разработка и реализация отнесены к компетенции федеральных органов государственной власти в области содействия занятости населения и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Право профсоюзов на содействие занятости может быть реализовано, например, через участие общероссийских объединений профессиональных союзов в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений .
     Комиссия, в которой обязательной стороной являются общероссийские объединения профессиональных союзов, вправе разрабатывать и вносить в федеральные органы государственной власти предложения о принятии федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений, принимать участие в подготовке разрабатываемых Правительством законопроектов, а по согласованию с комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации - в предварительном рассмотрении ими законопроектов и подготовке их к рассмотрению Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
     Государственная политика в области содействия занятости населения предусматривает деятельность профсоюзов в данной сфере, что подтверждается ст. 5 Закона "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости) 10, где сказано, что государственная политика в области содействия занятости населения направлена на координацию деятельности не только государственных органов, но и профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения.
     В соответствии со ст. 20 Закона о занятости в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения, которые состоят из представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан.
     В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона о занятости, профессиональные союзы вправе участвовать в разработке государственной политики в области содействия занятости населения. Так, ч. 2 ст. 21 предусматривает, что профсоюзы имеют право содействовать обеспечению социальных гарантий работников в вопросах организации занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций.
     Очевидно, что ч. 1 ст. 21 Закона о занятости (право профсоюзов участвовать в разработке государственной политики в области содействия занятости) перекликается с ч. 1 ст. 12 Закона о профсоюзах (право принимать участие в разработке государственных программ занятости), но носит более общий характер. В ч. 1 ст. 12 Закона о профсоюзах предусмотрено право профсоюзов осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости. На наш взгляд, данное полномочие профсоюзов пока не нашло надлежащего практического и теоретического обоснования.
     В соответствии со ст. 19 Закона о профсоюзах они имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде.
     Не так давно принятый Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" 11 в ч. 2 ст. 25 предусматривает наличие профсоюзного контроля за соблюдением требований данного Закона. Контроль осуществляется инспекциями труда соответствующих профессиональных союзов в порядке, установленном законодательством. Данный факт свидетельствует, что контрольная функция профсоюзов получает свое дальнейшее законодательное развитие.
     В соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона о профсоюзах при принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости в установленные сроки: работодатель-организация должен это сделать не позднее чем за два месяца, а работодатель - индивидуальный предприниматель не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий.
     Кроме службы занятости, уведомить придется профсоюзный орган, естественно, при его наличии. 12Любые изменения условий труда, которые угрожают защищенности работников, влекут или могут повлечь ухудшение их положения, увольнение, перевод и т.д., требуют соблюдения юридически значимых правил, связанных с профсоюзами. Ликвидация организации, ее подразделений, изменение формы собственности или организационно-правовой формы организации, приостановление производства (работы), если влекут за собой сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда, могут осуществляться только после предварительного уведомления (не менее чем за три месяца) соответствующих профсоюзов. Обязательным также является проведение с ними переговоров по вопросу соблюдения прав и интересов всех членов профсоюза.
     Следует отметить, пишет Н.А. Цуркан13, что ч. 2 ст. 12 Закона о профсоюзах, закрепляя обязанность работодателя предварительно уведомить профсоюз о предстоящих мероприятиях по сокращению, предусматривает, что такое уведомление должно быть сделано работодателем не менее чем за 3 месяца. В данном случае очевидно несоответствие нормы Закона о профсоюзах ч. 1 ст. 82 ТК РФ, предусматривающей такой срок только при массовых увольнениях. С целью устранения противоречий следует изложить ч. 2 ст. 12 Закона о профсоюзах в новой редакции, полностью заимствовав норму ч. 1 ст. 82 ТК РФ. В п. 3 ст. 21 Закона о занятости предусмотрено обязательное предварительное (не менее чем за три месяца) уведомление в письменной форме выборного профсоюзного органа при массовом увольнении работников.
     В литературе обоснованно отмечается14, что Закон о занятости расширил перечень оснований, обусловливающих необходимость уведомления профсоюзных органов при намечаемом высвобождении работников, указав на обязательность такого уведомления не только при массовом высвобождении работников, но и в других случаях, влекущих любое сокращение численности работников, а также ухудшение условий труда.
     Таким образом, можно сделать вывод, что обязательное предварительное уведомление профсоюзов за три месяца до предполагаемого увольнения работников должно осуществляться в следующих случаях:
     - в случае планируемого сокращения численности или штата работников, которое может привести к массовому увольнению работников. Критерии массового увольнения в силу ст. 82 ТК РФ определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях;
     - в случае ликвидации организации (индивидуального предпринимателя) или упразднения структурного подразделения, в случае изменения формы собственности или организационно-правовой формы организации, в случае полного или частичного приостановления производства (работы), влекущих за собой сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда.
     В ч. 3 ст. 12 Закона о профсоюзах устанавливается право профсоюзов, связанное со сроками. Они могут вносить предложения о перенесении сроков или даже о временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников. Профсоюзы имеют право вносить указанные предложения на рассмотрение органов местного самоуправления.
     Органы власти обязаны рассмотреть указанные предложения (п. 6 ст. 21 Закона о занятости). В случаях массового высвобождения работников со сложностями их трудоустройства органы местного самоуправления (по предложению профсоюзных органов) могут приостановить на срок до шести месяцев решение о проведении высвобождения в течение года, осуществляя финансирование данных мероприятий за счет средств соответствующих бюджетов .
     Защита прав членов профсоюза выражена в Законе достаточно четко. Например, расторжение трудового договора с работником - членом профсоюза по инициативе работодателя возможно только с предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа. Случаи и порядок получения согласия зафиксированы действующим законодательством, они могут быть предусмотрены также коллективными договорами, соглашениями, что свидетельствует о возможности получения дополнительной защиты для членов профсоюза, если действующим законодательством оно не предусмотрено.
     Цели и задачи коллективного договора, хотя и могут быть конкретизированы в рамках отдельной организации, должны соответствовать целям и задачам трудового законодательства в целом15, т.е. недопустимо ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством, а в улучшении его положения может быть мало заинтересован работодатель, что приводит к отсутствию в коллективных договорах данного положения.
     Если необходимость получения согласия профсоюза на увольнение предусмотрена коллективным договором (соглашением), то оно становится обязательным для работодателя. При несоблюдении данного положения увольнение должно быть признано незаконным.
     В юридической литературе высказано мнение о том, что данное положение в настоящее время устарело.16 Тем не менее законодатель требует его исполнения.
     В соответствии со ст. 373 ТК РФ, при принятии решения о возможном расторжении трудового договора (в соответствии с п. п. 2, 3 или 5 части первой ст. 81 ТК РФ) с работником, являющимся членом профсоюза, работодатель направляет в выборный орган первичной профсоюзной организации проект приказа и копии документов, которые стали основанием для принятия решения об увольнении.
     Выборный орган первичной профсоюзной организации после рассмотрения вопроса направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Ответ профсоюза должен быть отправлен в течение семи рабочих дней, исчисление которых начинается со дня получения проекта приказа и копий документов. Работодатель может не учитывать мнение в случаях нарушения сроков.
     Следует отметить, что профсоюзы не всегда проводят такие консультации, не выходят с требованиями об их проведении, о чем свидетельствует судебная практика .17 Более того, в решениях судов указывается, что Закон прямо возлагает обязанность по инициированию таких консультаций не на работодателя, а на профсоюзный орган .18
     Если согласие не достигнуто, работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор по истечении десяти рабочих дней (со дня направления проекта приказа и копий документов). Окончательное решение работодателя может быть обжаловано в государственную инспекцию труда, что свидетельствует о праве профсоюза не только иметь свое мнение, но и отстаивать его в дальнейшем.
     Конституционный Суд РФ разъяснил, что работодателю предоставлено право независимо от итога дополнительных консультаций по истечении установленного срока принять окончательное решение. Такое правовое регулирование направлено на обеспечение баланса соответствующих конституционных прав и законных интересов работников и работодателей и не может рассматриваться как нарушающее права работодателя.
     Государственная инспекция труда в случае признания увольнения незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула. Указанный порядок взаимодействия профсоюза и работодателя определен в ч. 3 ст. 373 ТК РФ.
     Следует признать справедливым суждение Т.А. Сошниковой, по мнению которой в настоящее время многие механизмы реализации отдельных полномочий профсоюзов не могут быть реализованы в полной мере.19 Причины для этого самые различные и одна из них - отсутствие профсоюзов в организациях, особенно у новых собственников, недостаточная активность профсоюзов, несовершенство законодательства и др.
     
Заключение
     
     Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Членом профсоюза является лицо (работник, временно не работающий, пенсионер), состоящее в первичной профсоюзной организации.
     Деятельность профсоюзной организации регулируется нормами трудового права и специального законодательства о профессиональных союзах и относится к сфере трудовых и социальных, а не экономических отношений (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 N 08АП-2899/2015). В случае нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры (ст. 23 Закона о профсоюзах).
     Отметим, что компетенция профсоюзов охватывает практически все вопросы правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений и игнорирование прав профсоюзных организаций работодателями способно серьезно осложнить деятельность последних. Напомним, что в соответствии со статьей 378 ТК РФ и статьей 30 Закона № 10-ФЗ лица, нарушающие права и гарантии деятельности профессиональных союзов, несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.
     Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что изучение профсоюзного движения как субъекта СТО в современных условиях необходимо. Реформирование деятельности профсоюзных организаций повлечет за собой значительные изменения в трудовой сфере, что, несомненно, повлияет и на все население страны в целом. 
     Также в работе освещены перспективы деятельности профсоюзов по защите трудовых прав и интересов работников, а также выдвинуты предложения по применению профсоюзами действующего законодательства.
     
Список использованной литературы
     
     1. Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)// "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, N 3, ст. 148.
     2. Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 01.05.2016) "О специальной оценке.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44