- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Профилактика самовольных уходов детей из семьи
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K011236 |
Тема: | Профилактика самовольных уходов детей из семьи |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский Государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» Факультет социального управления Кафедра социальной педагогики и организации работы с молодежью Направление «Психология и социальная педагогика» Шифр 44.03.02 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на тему: «Профилактика самовольных уходов детей из семьи» Работа выполнена студентом группы 92147 Розмаховой Дарьей Михайловной, Научный руководитель: Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и организации работы с молодёжью Соколова Марина Валентиновна Допустить к защите: Зав. кафедрой «Социальной педагогики и организации работы с молодежью» к.пс.н, доцент Татьяна Геннадьевна Киселева «_____» _________________________ 2017 г. Ярославль 2017 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………... 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УСТРАНЕНИЮ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЬИ ……………….…………………………..…………………………. 9 Понятие самовольных уходов, их классификация и причины … 9 1.2. Социально-психологические особенности детей, склонных к самовольным уходам из семьи ………..…….………..……………………….. 19 1.3. Особенности профилактической работы, направленной на снижение риска ухода ребенка из семьи ……………….........……………..… 23 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 .……………………………………………...... 34 ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЬИ…37 2.1. Профилактическая программа по снижению риска самовольных уходов у детей, склонных к девиантному поведению ……………………… 37 2.2. Специфика деятельности социального педагога по предупреждению самовольных уходов детей из семьи ……………………. 57 2.3. Рекомендации педагогам и родителям детей, склонных к самовольным уходам из семьи ………………………..……………………… 63 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 ……………………………………………….. 66 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….... 69 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………….... 71 ПРИЛОЖЕНИЯ .………..…………………………………………….... 79 ВВЕДЕНИЕ В настоящее время особое внимание привлекает проблема девиантного поведения несовершеннолетних. Интенсификация динамики социальных процессов в России в последнее десятилетие XX века и начале XXI века повлекла за собой многие положительные социальные изменения, но вместе с тем стала катализатором существенных, с точки зрения содержания и направленности общественных процессов, кризисных явлений. Это объясняется ее особой актуальностью: отклонение от общепринятых моральных и поведенческих норм, распространение наркомании и алкоголизма в России за последнее десятилетие приняло катастрофические размеры и справедливо считается социальным бедствием, угрожающим национальной безопасности страны. Следствие этого - увеличение количественного и качественного состава девиационных процессов в детской и молодежной среде. Поэтому остается актуальной профилактика негативных отклонений, которые все отчетливее и существеннее проявляются в структуре современных общественных отношений: преступность, алкоголизм и наркомания, бродяжничество и другие. Анализ научно-методической литературы, современных исследований (Б. Н. Алмазов, А. Я. Варга, Н. В. Вострокнутов, Я. И. Гилинский, M. A. Ковальчук, В. Д. Менделевич, А. А. Реан, М. И. Рожков, Д. О. Фельдштейн и др.) свидетельствует о том, что в настоящее время активизируется работа по рассматриваемой проблеме. Однако, на сегодняшний день в практике психолого-педагогической деятельности проблема профилактики возникновения негативных отклонений не решена ни в практическом, ни в научно-методическом плане. При анализе современных публикаций, посвященных методологическим аспектам профилактики, отмечается отсутствие концептуального и системного подходов [12]. Имеющиеся программы не предусматривают систему сопровождения как основной методологический подход к организации деятельности и направлены, в основном на отдельные виды девиаций. Несмотря на общепризнанную актуальность этого направления, существуют лишь единичные работы, отражающие специфику психологических особенностей профилактической работы с девиантными детьми и подростками, склонными к самовольным уходам из семьи, практически отсутствуют программы профилактики, которые учитывали бы особенности и возможности деятельности педагога-психолога по данной проблеме. Актуальность настоящего исследования обусловлена, с одной стороны, потребностью государства и общества в эффективном решении проблем профилактики самовольных уходов детей из семьи и, как следствие – безнадзорности и беспризорности, а с другой - неразработанностью теоретико-эмпирических основ профилактики, реабилитации и оценки их эффективности. Учитывая актуальность данной темы, цель работы - определение условий социально-педагогической деятельности по профилактике самовольных уходов детей из семьи. Исходя из цели исследования, в качестве его объекта выступал процесс деятельности по профилактике самовольных уходов детей из семьи. Предметом исследования явились содержание и специфика профилактической работы по профилактике самовольных уходов детей из семьи. В соответствии с целью, объектом и предметом была сформулирована гипотеза исследования, основанная на предположении о том, деятельность по профилактике самовольных уходов детей из семьи будет эффективна, если: 1) своевременно выявлять социально-психологические особенности детей, склонных к самовольным уходам; 2) учитывать доминирующие факторы и причины, вызывающие стремление ребенка к уходу из семьи; 3) ведение работы осуществляется не только с подростками, склонными к бегству из семьи, но и с их ближайшим социальным окружением: родителями, друзьями и педагогами. В соответствии с предметом и гипотезой исследования, цель конкретизирована в следующих задачах: 1. Провести анализ теоретических и прикладных исследований с целью систематизации основных понятий и методов профилактики самовольных уходов детей из семьи. 2. Организовать эмпирическое исследование психолого-педагогических особенностей детей, склонных к самовольным уходам и причин, обуславливающих их бегство из семьи, провести анализ его результатов. 3. Разработать, обосновать и апробировать программу профилактической деятельности по предупреждению самовольных уходов детей из семьи. 4. Разработать психолого-педагогических рекомендации педагогам и родителям по предупреждению самовольных уходов детей из семьи. Теоретико-методологической основой исследования явились: - концепции отклоняющегося поведения, сущность и причины которого исследовали такие ученые, как С. А. Беличева, М. И. Бобнева, В. П. Бочарова, Э. Дюркгейм, Н. И. Забродин, Ф. Мертон, Р. В. Овчарова, А. А. Реан и многие другие. В последние десятилетия значительный вклад в разработку основ воспитательно-образовательного процесса, превентивной профилактики внесли труды таких ученых, как С. А. Беличева, В. Г. Бочарова, В. И. Загвязинский, А. В. Мудрик и др.; - сущностные подходы к проблеме девиантного поведения (Г. Беккер; С. А. Беличева; Я. И. Гилинский; Ю. А. Клейберг; М. А. Ковальчук; А. Коэн; В. Н. Кудрявцев; Р. К. Мертон; Дж. Смелзер); - труды Л. М. Шипицыной, Б. И. Хасана, Ю. А. Клейберга, которые в своих работах рассматривают основные понятия, сущность, факторы риска и процесс формирования отклоняющегося поведения; - поиском причин побегов и бродяжничества у детей и подростков занимались А. В. Гоголева, Н. Ю. Костюнина, А. Е. Личко, Е. Г. Слуцкий и другие; - подходы к принципам и видам профилактики, которые разрабатывали Е. В. Змановская, Г. И. Макартычева, Е. В. Федосенко и другие. Характеристика выборки. Исследование проводилось на базе муниципального автономного учреждения дополнительного образования специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва № 4 города Рыбинска Ярославской области. Общую выборку составили 96 детей в возрасте 8-15 лет. Участие в исследовании принимали 8 специалистов школы и 16 родителей подростков, склонных к самовольным уходам из семьи; экспериментальную группу составили 12 детей. Методы исследования. Были использованы четыре группы методов: 1) теоретические: изучение литературы по проблеме исследования: педагогической, социологической, психологической; теоретический анализ научных концепций; 2) в качестве организационных применен сравнительный метод (сравнение особенностей детей, склонных к самовольным уходам из семьи и без отклонений в поведении), а также формирующий эксперимент; 3) в соответствии с целями исследования применялись следующие диагностические методики: - Опросник ДАП-П, направленный на выявление лиц, склонных к различным видам девиантного поведения, - методика изучения социализированности (М. И. Рожков), - анкета для родителей подростков, склонных к самовольным уходам; 4) применялись следующие методы обработки данных: методы первичной описательной статистики (Мх среднее). Достоверность результатов исследования обеспечивались обоснованностью исходных теоретических позиций, их анализом, сопоставлением, применением обоснованного психодиагностического комплекса методик, репрезентативностью выборки испытуемых, применением методов математической статистики. Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования материалы дополняют обзор теорий профилактики самовольных уходов детей из семьи, концепции организации профилактической деятельности по предупреждению и коррекции отклоняющегося поведения. Проведен анализ различных подходов к организации профилактики бегства детей, определены социально-психологические особенности этого процесса. Практическая значимость данной работы заключается в том, что она содержит организационно-методические рекомендации по разработке и внедрению комплексной программы, ориентированной на преодоление проблемы бегства детей из семьи. В работе даны рекомендации по организации и ведению профилактической деятельности социальным педагогом. Изложенная позиция обусловлена тем, что только гибкость представлений и требований, а также внимательность взрослых, сопровождающих ребенка в процессе его становления и развития, позволят ему научиться реализовывать себя. В деятельности практических педагогов данная работа может служить программным материалом для школ, учреждений дополнительного образования детей, ПМС-центров, Центров психолого-педагогической коррекции и реабилитации, которые занимаются разрешением обозначенной проблемы с целью расширения и оптимизации сферы своей деятельности. Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, введения, заключения, библиографического списка, включающего 60 наименований, приложений. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УСТРАНЕНИЮ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЬИ В первой главе выпускной квалификационной работы определены исходные теоретические положения, определяющие сущность, причины, содержание, формы и методы профилактики беспризорности и безнадзорности детей и подростков в семье; проанализированы социально-психологические особенности детей, склонных к самовольным уходам в отечественной и зарубежной педагогике; представлены формы и методы профилактики уходов из семьи детей и подростков. Понятие самовольных уходов, их классификация и причины Самовольные уходы и побеги несовершеннолетних относят к девиантным формам поведения, не соответствующим общепринятым или официально установленным рамкам. Первым в России термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение», ввел Я. И. Гилинский, утверждая, что такое поведение не соответствует социальным нормам – ожиданиям. Под самовольным уходом согласно действующему законодательству понимается добровольное, самовольное (тайное или явное) оставление дома или организации; безвестное отсутствие несовершеннолетнего в течение одного часа с момента установления факта его отсутствия, либо с момента наступления времени, оговоренного для возвращения. Под самовольным уходом ребенка понимается отсутствие несовершеннолетнего в возрасте до семи лет в течение 1 часа, несовершеннолетних в возрасте старше 7 лет в течение 3 часов без оповещения о своем местонахождении родителей (законных представителей), сотрудников учреждений, педагогов с момента наступления времени, оговоренного для возращения [5]. Проблему самовольных уходов несовершеннолетних активно изучали отечественные исследователи О. С. Васильева, А. Е. Личко, К. Э. Комаров, Ю. А. Клейберг, Р. А. Ковалев, Ф. Р. Филатов и другие. По мнению Е. С. Иванова, Л. М. Шипицыной, одним из внешних проявлений социального неблагополучия ребенка или подростка считаются самовольный уход из дома, семьи или организации круглосуточного пребывания детей и последующее бродяжничество. А. В. Гоголева определяет бегство и самовольный уход как определенное социально-психологическое явление, ситуационно-функционально зависимое от системы отношений в ближайшем окружении и отсутствия чувства безопасности. А. Н. Елизаров, А. И. Зак, Ю. Саар считают, что самовольные уходы являются следствием различной индивидуальной мотивации. Как показывают исследования, повторяющиеся побеги из дома и бродяжничество, преимущественно бывают в период от 7 до 16 лет в основном у мальчиков. Это своеобразная форма выражения протеста или обиды на учителей, родителей. Иногда подобные побеги обусловлены страхом перед возможным физическим наказанием за совершенный неблаговидный поступок или плохую отметку. Значительно реже уходы из дома и бродяжничество возникают без очевидных мотивов. В основе их может лежать внезапно изменившееся настроение, отрицательно влияющее на критическую оценку подростком ситуации. Как правило, такие дети не могут объяснить, почему сбежали из дома. Возникающее несколько позже раскаяние в совершенном поступке подавляется страхом наказания со стороны родителей. Американский психиатр Г. Штутте предложил свою классификацию побегов детей и подростков, выделив следующие типы: 1) побеги, как следствие недостаточного надзора, поиск развлечения и удовольствия; 2) побеги, как реакция протеста на чрезмерные требования или на недостаточное внимание со стороны близких; 3) побеги, как реакция тревоги и страха наказания у робких и забитых; 4) «специфически-пубертатный побег» вследствие возрастного фантазерства и мечтательности. Н. Л. Белопольская утверждает, что склонность к самовольным уходам у несовершеннолетних формируют условия внешней среды: неблагоприятная внутрисемейная обстановка, педагогическая запущенность, влияние ближайшего социального окружения. К внутренним факторам, предопределяющим нарушения поведения, Наталия Львовна Белопольская относит: ? биологические предпосылки: недостаточность нервной системы, нарушения эмоционального развития, дисгармоничность полового созревания; ? психологические предпосылки: наличие хронического стрессового или психотравмирующего воздействия (например, насилие в семье) [4]. С. А. Беличева выделила пять типов семейного неблагополучия, способного спровоцировать проявление девиантного поведения, в частности, побеги из дома [3]: 1) криминогенные семьи, члены которых совершают преступления; 2) аморально-асоциальные семьи, которые характеризуются алкогольной и сексуальной деморализацией, наличием асоциальных ценностных ориентаций; 3) семьи с чрезмерным стремлением к накоплению материальных благ; 4) конфликтные семьи, взаимоотношения в которых строятся по типу соперничества и отчуждения; 5) педагогически несостоятельные семьи, применяющие неправильные методы в воспитании [3]. Как считает А. М. Ковешникова [16], систематическое бродяжничество среди детей может быть обусловлено следующими группами причин, а также проблемных ситуаций, складывающихся вокруг личности ребенка: - социально-педагогической запущенностью, когда несовершеннолетний ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения; - глубоким психическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей по классу и т. д.; - отклонениями в состоянии психического и физического здоровья и развития, возрастными кризами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства; - отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов; - продолжительной безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смещением социальных и личных ценностей с позитивных на негативные [16]. Формирование склонности к бродяжничеству определяется индивидуальными особенностями личности и факторами микросоциума. Н. А. Разнадежина обозначает следующие основные причины бродяжничества: - кризисные явления в семье; - асоциальный образ жизни ряда родителей; - падение жизненного и культурного уровня населения; - ухудшение условий содержания детей в семьях; - распространение жестокого обращения с детьми в семьях; - коммерциализация сферы образования и культуры; - психические болезни, родовые травмы, врожденные и наследственные болезни и травмы головного мозга [28]. А. Г. Байтуменова и В. И. Волынкин выделяют следующие причины ухода детей из семей: 1) недостаток внимание и заботы; 2) запредельные нагрузки и требования; скука, незанятость. Такие дети убегают из дома, когда им скучно и нечем себя занять; когда чувствуют монотонность, однообразие, а также хотят необычных впечатлений. Некоторые несовершеннолетние испытывают потребность самоутверждения, принятия и признания, что является также причиной побега. По мнению Н. Ф. Сморгуновой, существуют следующие виды уходов из дома: ? побеги как следствие недостаточного надзора, в целях развлечения и удовольствия; ? побеги как реакция протеста на чрезмерные требования или на недостаточное внимание со стороны близких; ? побеги как реакция тревоги из страха наказания у робких и забитых; ? «специфически пубертатный побег» вследствие фантазерства и мечтательности [34]. Мотивированные уходы на фоне острой стрессовой ситуации возникают у детей по-разному: - у слабых, эмоционально-ведомых, чувствительных, податливых детей мотивированные уходы проявляются как обдуманные или импульсивные и могут быть проявлением пассивного протеста; - у подвижных, эмоциональных и импульсивных детей мотивированные уходы проявляются как реакция эмансипации; - у эмоционально холодных, сдержанных, замкнутых мотивированные уходы проявляются как реакция избегания общения; - у ярких, артистичных, активных детей мотивированные уходы проявляются как демонстративная реакция. У подростков, особенно с преобладанием неустойчивых и гипертимных черт характера (приподнятое настроение, энергичность, стремление к лидерству), первые уходы могут быть выражением свойственного данному возрасту стремления освободиться от излишней опеки родителей и воспитателей, выйти из-под их контроля. Иногда первые уходы и побеги у подростков с истероидными чертами личности (эгоцентричность, стремление к похвалам, славе, лидерству) носят характер демонстративного поведения, связанного со стремлением привлечь к себе внимание, вызвать жалость и сочувствие, добиться удовлетворения каких-либо желаний. Планируемые уходы чаще наблюдаются у детей и подростков с выраженной эмоционально-волевой неустойчивостью и с повышением влечений. Они тесно связаны с особой потребностью в новых, постоянно меняющихся впечатлениях, а также с усиленным стремлением к удовольствиям и развлечениям. Непосредственными ситуационными факторами, приводящими к появлению уходов, в этом случае могут быть: - случайно услышанное сообщение о каком-либо происшествии, случившемся неподалеку (пожар, драка и т.д.); - телевизионная передача или художественный фильм определенного содержания; - предложение товарища пойти куда-либо, заняться чем-то увлекательным и т.п. К этому типу уходов близко примыкают уходы, связанные с жаждой приключений, свойственные подросткам, особенно с неустойчивыми чертами характера. В этом случае подростки нередко убегают из дома вдвоем или даже небольшой группой, могут уезжать на далекое расстояние с целью побывать в далеком городе, попасть в какую-нибудь экзотическую страну, отыскать спрятанный клад и т.д. Таким побегам обычно предшествует специальная подготовка – приобретение необходимого снаряжения, заготовка продуктов. На фоне постоянной стрессовой ситуации мотивированные уходы становятся привычными (стереотипными) – т.е. формируется «привычка», когда подросток привычно реагирует уходом даже тогда, когда стресс не настолько выражен, чтобы убегать. Когда это происходит, то можно говорить о том, что мотивированные уходы начинают превращаться в немотивированные. Немотивированные уходы встречаются значительно реже. Они возникают без понятных психологических мотивов. В этих случаях возможны разные варианты поведения несовершеннолетних. Более частым из таких «безмотивных» уходов является вариант, обусловленный возникающим время от времени настроением дисфорического характера (негативным эмоциональным состоянием раздражительности или озлобленности) и появлением острого стремления к освобождению от стесняющего режима, к перемене обстановки. Уходы данного типа могут наблюдаться уже в возрасте 7 - 8 лет. Другой вариант немотивированных уходов характеризуется импульсивностью. В отличие от предыдущего варианта, стремление к уходу в этом случае непреодолимо и реализуется вне зависимости от ситуации, причем ребенок всегда уходит один. В основе ухода лежит импульсивное неодолимое влечение. Иногда такие уходы возникают и в дошкольном возрасте. Дети старшего возраста нередко осознают болезненный характер стремления к уходам, говорят, что на них «внезапно находит» желание куда-то уйти, стесняются этого. По наблюдениям, импульсивное влечение к уходам и бродяжничеству чаще наблюдается у детей хмурых, недовольных, нередко злобных, склонных к сильному и относительно кратковременному нервно-психическому возбуждению, негативным эмоциональным состояниям. Особое место среди «безмотивных» уходов занимают случаи, когда уходы возникают без всякого внешнего повода. При этом дети уходят всегда в одиночку, неожиданно для близких, бесцельно блуждают, вступая в случайные, нередко вынужденные контакты, не проявляя отчетливого интереса к ярким зрелищам, не стремясь к новым впечатлениям. Часто они часами катаются в автобусе, электричках, блуждают по лесу, заходят в магазины и другие общественные места, подолгу не испытывая усталости, голода, ночуют в случайных местах – на чердаках, в подвалах, подъездах. Спустя некоторое время они возвращаются самостоятельно или их приводят взрослые, в том числе сотрудники полиции. При этом дети ведут себя так, как будто они никуда не уходили. При подобном варианте уходов очень велика вероятность наличия у несовершеннолетнего психического заболевания и поэтому они нуждаются в помощи психиатра. В своем исследовании мы опираемся на классификацию А. Е. Личко, который связывает уходы (побеги) с тяжело протекающими возрастными кризисами. А. Е. Личко выделяет четыре типа побегов у подростков. 1. Эмансипационные побеги: являются у подростков наиболее частыми (45 %) и совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля родных или воспитателей, от наскучивших обязанностей и понуждений и отдаться «свободной», «веселой», «легкой» жизни. Начало этих побегов падает в основном на возраст 12-15 лет. Поводом для первого побега нередко являются ссоры, вернее столкновения с родителями. Но не страх перед ними, а жажда освободиться от надзора, надоевшего режима, наскучившего образа жизни толкает к побегу. Эмансипационные побеги часто совершаются с одним-двумя приятелями, или таковые приобретаются в процессе самого побега. В 85 % этим побегам предшествуют прогулы занятий, в 75 % они сочетаются с делинквентностью, в 32 % – с алкоголизацией во время побега. 2. Импунитивные побеги (от англ, impunity – безнаказанность): этот вид побегов составил 26 %. Чаще всего первые побеги были следствием жестокого обращения, суровых наказаний, «расправ» со стороны родных или товарищей по интернату. Побегу способствовало положение изгоя или «Золушки» в семье, преследования со стороны соучеников в школе. Подобные побеги обычно совершаются в одиночку. Во время них все поведение подростка строится так, чтобы забыться, отвлечься от тяжкой ситуации, толкнувшей на бегство. Другие проступки во время побегов обычно всячески избегаются. Например, деньги на еду добываются собиранием пустых бутылок, продажей собранных цветов, но не воровством. Однако повторные побеги становятся стереотипной поведенческой реакцией на любую трудную ситуацию. Во время повторных побегов уже нередко ищут попутчиков и может присоединиться делинквентность. Возраст начала импунитивных побегов весьма различен – от 7 до 15 лет. В 16-17-летнем возрасте вместо побега, возможно, выискивается иная форма отделения от семьи (например, преступление, трудности в учебе или на работе, проблемы при проживании в общежитии и т. п.). 3. Демонстративные побеги: эти побеги у подростков были следствием реакции оппозиции и наблюдались в 20 %. Их первый отличительный признак – обычно относительно небольшой ареал: убегают недалеко или в те места, где надеются быть увиденными, пойманными и возвращенными. В побеге ведут себя так, чтобы обратить на себя внимание окружающих. Причиной таких побегов является стремление привлечь к себе особое расположение близких или вернуть их внимание, утраченное или ослабленное ввиду каких-либо причин. Иногда несовершеннолетний требует не только внимания, а каких-то преимуществ, выполнения каких-то его желаний, определенных благ, особенно тех, которые позволили бы ему возвыситься в глазах сверстников. Демонстративные побеги могли начинаться на всем протяжении подросткового возраста – от 12 до 17 лет. 4. Дромоманические побеги. Этот вид побегов и бродяжничества является самым редким в подростковом возрасте. Этим побегам предшествует внезапно и беспричинно изменившееся настроение («какая-то скука», «тоска»). Возникает немотивированная тяга к перемене обстановки, в дальние места. В побег пускаются в одиночестве, попутчики отсутствуют или приобретаются случайно. Ареал быстро расширяется от побега к побегу. Во время побега внезапно появляется желание вернуться домой – возвращаются измученные, притихшие, послушные. Причину побега объяснить не в силах, поступка своего стыдятся, и слишком большая настойчивость при расспросах может толкнуть на новый побег [3]. Деятельность по выявлению и устранению причин и условий, способствующих самовольным уходам несовершеннолетних, установлению местонахождения детей, совершивших самовольные уходы из семьи, организаций с круглосуточным пребыванием детей, осуществляют органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также другие органы и учреждения, общественные организации, определенные Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». К общим причинам роста самовольных уходов несовершеннолетних Е. В. Деева и А. А. Дружинина относят [12]: - нарушение жилищных и имущественных прав детей; - ухудшение материального положения значительной части населения; - безответственное отношение родителей к своим обязанностям по воспитанию детей, конфликты в семье, высокий уровень разводов, алкоголизм, сексуальное насилие, жестокое обращение; - втягивание взрослыми детей в попрошайничество, кражи; - низкая эффективность работы органов опеки и попечения, которая нуждается в принципиальном реформировании, недостаточное финансирование соответствующих учреждений, неукомплектованность их специалистами, недостаточное финансирование государственных программ; - ослабление работы по организации досуга детей по месту обучения и проживания; - пропаганда в средствах массовой информации насилия, растления и «легкой жизни». А. В. Гоголева указывает, что индивидуальные причины связаны с конкретной проблемой ребенка и его семьи, либо ситуации в детском учреждении [9]. Таким образом, обращая внимание на классификацию видов самовольных уходов с учетом особенностей исследования, хотелось бы отметить, что разработанная нами профилактическая будет программа направлена на предупреждение трех типов побегов: эмансипационного, демонстративного и импульсивного. Социально-психологические особенности детей, склонных к самовольным уходам из семьи Феномен детей со склонностью к бродяжничеству перерастает в широкомасштабное явление социальной безнадзорности среди детей и развивающегося на фоне равнодушного, невнимательного отношения окружающих к этим детям. В итоге у них зарождаются чувства одиночества, заброшенности, своей ненужности, незащищенности; возникают чувства протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым, стремление к объединению, кооперации, самоорганизации на основе единомыслия, общности судьбы, интересов и склонностей. А. Е. Личко утверждает, что первый побег (самовольный уход) совершается после определенного проступка, ссоры, психической травмы, жестокого обращения, а затем такая форма реагирования закрепляется, и ребенок на любую фрустрирующую ситуацию отвечает побегом из дома. Естественно, что причину побега не следует искать лишь только во внешней среде. Многие побеги обусловлены возрастными, характерологическими, личностными особенностями, различными нарушениями психического развития. Исследователи отмечают, что среди безнадзорных детей имеются дети, воспитывающиеся во внешне благополучных семьях с материальным достатком. Они расценивают свою новую жизнь как свободную, легкую, веселую. По мере повторения самовольных уходов у подростков отмечается появление асоциальных форм поведения, связанных чаще с необходимостью приобретения продуктов питания, – мелкое воровство, попрошайничество. Со временем присоединяются правонарушения, обусловленные влиянием на подростков взрослых с асоциальным поведением. Более или менее длительное проявление самовольных уходов постепенно ведет к закреплению таких черт, как неискренность, лживость, стремление к прижимным удовольствиям, отрицательное отношение к систематическому труду, оппозиция всякой регламентации; в ряде случаев формируются или заостряются патологические черты характера – эмоционально-волевая неустойчивость, аффективная возбудимость, иногда замкнутость и отгороженность от окружающих. Подростки «группы риска», воспитывающиеся в семьях, характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушениями в сфере самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины (бродяжничеством, воровством). В отношениях с взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека. Побеги и самовольные уходы имеют ряд отрицательных последствий для несовершеннолетнего и для коллектива (среды) данного учреждения. Во-первых, они создают обстановку всеобщей подозрительности, недоверия, выбивают из колеи и воспитателей (режимных работников, администрацию), и несовершеннолетних, нарушая нормальный ход воспитательного процесса. Во-вторых, побеги и самовольные уходы вынуждают администрацию к временному ужесточению режима, предъявлению повышенных требований ко всем несовершеннолетним, что немедленно вызывает ответное сопротивление. В-третьих, существенно изменяется положение в подростковой среде и в коллективе лиц, совершивших побег или самовольный уход: им не доверяют воспитатели, их постоянно «прорабатывают», что вызывает защитные реакции, оппозицию их к воспитательным средствам. В-четвертых, велика социальная опасность совершаемых деяний. Практически ни один побег и ни одно самовольное оставление семьи или социального учреждения не обходятся без того, чтобы «беглецы» не совершили уголовного преступления. И не только потому, что им были необходимы еда, одежда, обувь, деньги на проезд и т.п., но и из-за особого психологического настроя. Иначе говоря, переживаемые состояния возбуждения, напряжения провоцируют подростков и на насильственные преступления. Это значит, что и в уголовно-правовом отношении их дальнейшие перспективы ухудшаются. А. В. Деева и А. А. Дружинина определяют, что решаясь на побег (самовольный уход), несовершеннолетние руководствуются, как правило, следующими мотивами [12]: - стремлением избавиться от преследований других лиц (так, проигравшийся в карты игрок или подросток, поставленный «на счетчик», самовольно оставляют спецшколу, спецПТУ, совершают побег); - стремлением выполнить требования других лиц, обусловленные азартной игрой или спором; - желанием избежать постоянных унижений и домогательства со стороны других лиц; - желанием с помощью побега (самовольного ухода) избавиться от одиночества и моральной и психологической изоляции в семье; - стремлением продемонстрировать свою «смелость», «находчивость» и завоевать тем самым (или укрепить) авторитет в среде криминально настроенных групп несовершеннолетних; - желанием проверить себя, на что способен; - подражанием другим (уход «за компанию»), когда сам подросток может полностью и не сознавать, для чего же он совершил побег или самовольно оставил учреждение; - стремлением «отомстить» родителю, с которым находился в конфликте, полагая, что последний будет за это наказан; - под влиянием внезапно возникших тяжелых переживаний. Встречаются и другие мотивы, как устойчивые (смыслообразующие), так и неустойчивые (ситуативные, мотивы-стимулы - например, встретиться со знакомой девушкой). От мотивов самовольного ухода зависит не только его личностная значимость, но и степень его общественной вредности и опасности. Одно дело, когда несовершеннолетний самовольно оставляет дом, чтобы избавиться от преследований и домогательств, и совершенно иное, когда подросток бежит, чтобы совершить новое преступление. По данным социологических и психологических исследований, подростки «группы риска» имеют следующие психологические особенности: - отсутствие....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: