- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Профилактика девиантного поведения подростков в условиях крупного промышленного города
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001595 |
Тема: | Профилактика девиантного поведения подростков в условиях крупного промышленного города |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии Кафедра теории и методологии социальной работы ВКР допущена к защите Зав.кафедрой теории и методологии социальной работы ______________ д.и.н., профессор Старовойтова Л.И «___» _________________ 2016 г. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ТЕМА: «Профилактика девиантного поведения подростков в условиях крупного промышленного города на примере «Государственного бюджетного учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Личность" городского округа Тольятти» направление подготовки 39.03.02 «Социальная работа» (уровень бакалавриата) Выполнил: студент группы Сд-12 очной формы обучения Малютин Марк Васильевич Научный руководитель: кандидат социологических наук, доцент Закомолдина Тамара Олеговна Москва 2016 СОДЕРЖАНИЕ Введение ................................................................................................................ 3 Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования технологии социальной работы с подрастающим поколением ...................................... 9 1.1. Проблемы девиантного поведения подростков: исторический аспект................................................................................................................9 1.2. Государственная политика, направленная на защиту подрастающего поколения ..................................................................................................... 15 1.3. Формы и методы профилактики девиантного поведения подростков.................................................................................................... 20 1.4. Основные направления профилактики девиантного поведения подростков в большом промышленном городе. ....................................... 29 Выводы по первой главе.............................................................................. 33 Глава 2. Профилактика девиантного поведения подростков в условиях большого промышленного города на примере г.о. Тольятти....................35 2.1. Характеристика деятельности ГБУ ЦППМСП "Личность" г.о.Тольятти................................................................................................... 35 2.2. Комплекс методов социальной работы с подростками по профилактике девиантного поведения ...................................................... 50 2.3. Исследование системы профилактики девиантного поведения подростков в деятельности ГБОУ ЦПМСС «Личность» во взаимодействии с социальными структурами большого промышленного города Тольятти ........................................................................................... 54 2.4. Рекомендации по повышению эффективности работы с подростками социальных служб городского округа Тольятти ...................................... 66 Выводы по второй главе.............................................................................. 71 Заключение ......................................................................................................... 73 Список использованной литературы и источников ................................... 80 Приложения ........................................................................................................ 85 Введение Актуальность темы исследования: Проблема воспитания здорового подрастающего поколения приобретает особую актуальность на современном этапе развития нашего государства, «характеризующемся бурными преобразовательными процессами в различных областях общественной жизни, существенным обновлением всей системы сложившихся отношений в обществе. Важнейшей в этом процессе выступает социокультурная проблема нейтрализации отрицательной и формирование положительной направленности личности» [51, С. 4]. Особую остроту приобретает проблема увеличения числа несовершеннолетних граждан с девиантным поведением. Как показывают исследования, девиантное поведение детей и подростков возникает на фоне социально-экономической и политической нестабильности общества, усиления воздействия различных форм квазикультур, негативных изменений в морально-этической ориентации молодых людей, неблагополучного семейного микроклимата, отсутствия общественного контроля над их поведением. Актуальность темы исследования подчеркивается и уровнем безработицы в Тольятти среди молодежи. Сложность решения рассмотренных проблем определяется недостаточной разработанностью вопросов, связанных с занятостью молодежи подготовкой к конкретному рынку труда промышленного города. Молодое поколение в возрасте до 29 лет составляет в г. Тольятти 42%, в том числе молодежь старше 16 лет – 22%. И именно эта категория населения в сложившийся социально-экономической обстановке является наиболее незащищенной и подверженной девиантному поведению и риску приобретения статуса безработного гражданина. Молодежь, не задумываясь, увольняют с промышленных и других предприятий города за прогулы, опоздания, неготовность к физическому труду, так как готовить ее работе на градообразующем предприятии следует с подросткового возраста через систему социальных структур. «В настоящее время институт семьи вынужден самостоятельно регулировать семейные отношения и нести огромную ответственность за собственное выживание и воспитание полноценных граждан» [51, С. 5]. К сожалению, не во всех семьях процесс воспитания ведется правильно и по причине недостаточной воспитанности самих родителей, и из-за недостатка у них времени и средств для обеспечения полноценного развития детей. Поэтому перед государственными и общественными институтами стоит актуальная задача включения семьи в процесс социализации детей, повышение ее ответственности за обеспечение их полноценного развития. Сейчас такая работа проводится неэффективно, без единого координационного центра. Профилактика асоциального поведения и социальная реабилитация несовершеннолетних, нуждающихся в такой помощи, должна реализовываться через сеть специализированных учреждений с достаточным финансированием и единой методологией. Первое десятилетие ХХI века ознаменовалось небывалым ростом алкоголизма – главным образом среди подрастающего поколения. На формирование алкоголизма, наркозависимости влияет множество факторов, среди которых главные – наследственность, индивидуальные качества личности и воздействие окружающей среды [16, С. 3]. В России насчитывается «более 500 тыс. подростков-алкоголиков, 80-85% из них школьники и учащиеся средних специальных учебных заведений, в том числе 3,8% – пьют систематически, 18% – умеренно, 27% – эпизодически» [31, С. 71]. В данных обстоятельствах необходимо заново сформировать парадигму целей, мотивов, ценностей, методов и средств социальной работы с несовершеннолетними профилактической направленности. На сегодняшний день в нашей стране осуществляется ряд мер для улучшения положения несовершеннолетних: приняты соответствующие федеральные законы, действует президентская программа «Дети России», региональными властями принимаются законы и разрабатываются программы социальной поддержки и реабилитации нуждающихся в этом детей, развивается сеть специализированных детских учреждений. В качестве основного направления в преодолении наркомании и алкоголизма «обозначена задача – создать и совершенствовать комплексную систему профилактической работы, защищать права детей и подростков» [51, С. 5]. В связи с пониманием первичности семьи в процессе становления личности ребенка необходимо большое внимание уделять семьям группы социального риска. Девиантное поведение подростков напрямую связано с семейным неблагополучием. Специалисты по социальной работе способны содействовать адаптации детей и подростков в современном обществе посредством консультирования, информирования, стимулирования и обучения взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Степень изученности проблемы. Отметим, что материал, собранный к настоящему времени по проблеме организации социальной работы с детьми, склонными к девиантному поведению, разнесен по публикациям в пределах десятков различных наук – от биологии до социальной работы и психологии. Так, проблема функционирования и развития организаций социального обслуживания детей представлена в работах И. Григорьева, М.Н. Гусловой, И.В. Бурмыкиной, В.И. Донцова, В.Н. Иванова, М.И. Касаткиной, Ю.Е. Кирилюка, Н.Ф. Дивициной, Е.И. Холостовой и др. Социально-психологический вектор исследований подросткового периода представлен в работах М.А. Гулиной, М.С. Мартыновой, В.В. Козлова, В.С. Мухина, Т.С. Зубковой, Л.Ф. Обуховой, В.В. Павловского. Отметим, что в настоящее время усиливается внимание к социальным проблемам подростков в контексте осознания социальной работы с детьми, как особой социальной проблемы в монографиях Н.Ф. Дивициной, М.С. Мартынова, Е.И. Холостовой и мн. др. Но, в современном обществе и науке применяется еще недостаточное число подходов к теоретическому осмыслению проблем социальной профилактики девиантного поведения у молодежи. Не разработаны также методики решения практических задач, определяющих специфическую сущность и механизмы этого социального феномена. Анализируя специфические условия российского общества на современном этапе, можно заметить, что немалая часть вопросов, касающихся построения комплексной технологии социальной работы с «трудными» несовершеннолетними, малоисследована, спорна или вовсе не освещается в научной литературе – например, выбор сбалансированной технологической модели, принципов ее формирования, механизмов реализации, соотнесение ее направленности с реальными, социально обоснованными потребностями индивида и общества. Вместе с тем, учитывая специфику условий современного российского общества, следует отметить, что многие аспекты создания системы технологий социальной работы с детьми и подростками девиантного поведения являются новыми, малоисследованными или дискуссионными. Это касается выбора оптимальной модели системы, принципов ее построения, механизмов реализации, оценки в общественном и групповом сознании, возможностей профессионального осуществления и избегания негативных моментов. Таким образом, проблемная ситуация нашего исследования состоит в том, что общество осознало необходимость и важность создания эффективной системы профилактики девиантного поведения у подростков. Однако, эта тема недостаточно изучена в рамках осуществления профилактики девиантного поведения у подростков в промышленных городах, а в настоящий период, в связи с экономическим кризисом и нарастающей безработицей – особенно в моногородах. В этой связи цель нашего исследования состоит в изучении эффективной системы профилактики девиантного поведения у подростков в г.о. Тольятти. Объектом исследования являются подростки, склонные к девиантному поведению, клиенты ГБУ ЦППМСП "Личность" г.о.Тольятти Предмет исследования – система профилактики девиантного поведения у подростков и молодежи в г.о. Тольятти. Для реализации поставленной цели планируется решение следующих задач: * изучить исторические предпосылки профилактики девиантного поведения у несовершеннолетних подростков; * проанализировать государственную молодежную политику в России; * раскрыть основные направления профилактики девиантного поведения у подростков в промышленном моногороде Тольятти; * проанализировать систему профилактики девиантного поведения у подростков в деятельности ГБУ ЦППМСП "Личность" г.о.Тольяттии разработать практические рекомендации. Методологическая основа исследования основывается на общенаучных подходах (логическом, комплексном, системном), статистических методах обработки данных, анализе и синтезе, на методах классификации и группировки. Информационной базой послужили научные работы специалистов в области организации социальной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, организационные и отчетные документы. Теоретическая значимость дипломной работы заключается в поиске системы профилактики девиантного поведения у подростков на базе изучения исторических аспектов и современного опыта, с учетом проблем промышленного моногорода. Практическая значимость результатов исследования в дипломной работе заключается в том, что обобщения и выводы дипломного исследования могут быть использованы в разработках курсов по социальной работе с детьми, совершенствовании деятельности социальных учреждений, разработке новых форм и методов профилактики девиантного поведения у подростков в промышленном моногороде. Структура дипломного исследования определена в соответствии с целью, основными задачами и включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и источников, приложения. Во введении определены актуальность выбранной темы, понятия объекта и предмета исследования, а также указываются цели и задачи дипломной работы. В первой главе изучены исторические предпосылки профилактики девиантного поведения у несовершеннолетних подростков и проанализирована государственная молодежная политика в России. Основное внимание уделено методам профилактики девиантного поведения у подростков. Во второй главе дан анализ деятельности различных социальных учреждений по работе с детьми, подверженными девиантному поведению – ГБУ ЦППМСП "Личность" г.о.Тольятти, Кабинета по психолого-педагогической профилактике наркомании у детей и подростков, ГБУЗ СО «ТНД», Комиссии по делам несовершеннолетних. Изучены пути взаимодействия данных социальных структур в решении проблем детей, склонных к девиантному поведению. Также в данной главе выявлены отрицательные и положительные стороны организации системы взаимодействия изученных социальных структур и разработаны практические рекомендации по совершенствованию профилактической работы с детьми, склонными к девиантному поведению. В заключении приведены результаты проведенного исследования и основные выводы дипломного проекта. Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования технологии социальной работы с подрастающим поколением 1.1. Проблемы девиантного поведения подростков: исторический аспект Государство и общество несут ответственность за подрастающее поколение. Осуществляя воспитание и развитие подрастающего поколения, общество закладывает прочный фундамент будущего страны. Дадим определение подростковому возрасту или отрочеству – это период онтогенеза (от 10-11 до 15 лет), это годы перехода от детства к юности. Подросток, или несовершеннолетний по словарю Д.Н. Ушакова определяется, как мальчик или девочка в возрасте от 12 до 16-17 лет. Согласно определению ООН, это лица в возрасте от 10 до 19 лет, включая ранний, средний и старший подростковый возраст. Этот возраст характеризуется коренной психофизиологической перестройкой организма, формированием новых адаптационных механизмов. Подростки – это демографическая группа общества, проходящая период формирования социально зрелого мировоззрения и вхождения в жизнь взрослых во всех ее аспектах и проявлениях. В подростковом возрасте происходят кардинальные преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. В этом возрастном периоде формируется организм человека в процессе полового созревания, происходит бурный рост, что оказывает сильное влияние на психофизиологические особенности подростка. Общение в процессе различных видов деятельности формирует личностные качества подростков. Поэтому подростки стремятся приобщиться к миру взрослых, а взрослым необходимо передать подрастающему поколению нормы и ценности общества. Психологическим новообразованием является осознание своей взрослости, которое проявляется в самосознании и самооценке, интересе к собственной личности. Подростки начинают проверять свои возможности и способности, пытаясь определить свое место среди сверстников. Отношение общества в разных странах к подросткам определялось двумя главными направлениями: защита беспризорных и помощь в социализации, которая выражалась не только в обучении, но и в привлечении к труду. Уже в конце 19-го века во многих государствах основное внимание уделялось защите несовершеннолетних в трудовой сфере. Социальная помощь не представляла из себя ничего иного, кроме как вида христианской помощи беднякам. Со временем такая помощь начала рассматриваться как составная часть государственных институтов, работа которых направлена на разрешение конфликтов в обществе. Соответствующим образом формировалась и выстраивалась система государственного надзора за несовершеннолетними и молодежью. После победы Октябрьской социалистической революции в России особое внимание уделялось воспитанию несовершеннолетних, заботе о сохранении их жизни и здоровья. На заседании 14 января 1918 г. Совнарком РСФСР принял декрет «О комиссиях для несовершеннолетних». Данные комиссии курировались тремя ведомствами: наркоматом общественного призрения, наркоматом юстиции и прокуратурой. Были отменены тюремные наказания для несовершеннолетних, несовершеннолетние преступники были освобождены под надзор комиссий по делам несовершеннолетних. Комиссии также занимались работой по спасению голодающих детей, ликвидацией беспризорности, созданием специальных детских учреждений для малолетних правонарушителей. «С 1914 по 1921 гг. Россия потеряла около 16 млн. человек, распалось множество семей, и возникла массовая беспризорность. В 1913 г. полные сироты составляли не более 25% беспризорных, к 1918 г. – 40-45%, большинство – дети рабочих. Детей мещан чаще забирали в семьи родственники или друзья погибших. Увеличивалось число детей крестьян, разорившихся в связи с войной» [7]. В 1920-х гг. общественную работу по борьбе с детской беспризорностью проводили комсомольцы. У них была жажда новой, лучшей жизни. Комсомольцы в качестве дружинников дежурили на рынках, вокзалах, площадях, снимали беспризорников с поездов. Постепенно сложился целый комплекс учреждений и мер для возвращения детей-бродяг к нормальной жизни. К воспитанникам применялись разные способы перевоспитания. Это были и клубы для беспризорных, и ночлежки, и трудовые коммуны. Такими коммунами были: переплетная в Замоскворечье, коммуна по изготовлению резной мебели в Сергиевом Посаде и другие. Приучение к труду позволяло беспризорникам обеспечить себя во взрослой жизни. Некоторые детские колонии стали известными на всю страну, – это Полтавская колония, созданная педагогом А.С. Макаренко, Трудовая сельскохозяйственная колония имени Джона Рида на Волге, Болшевская трудовая коммуна под Москвой. Для невротических подростков создавались специальные лечебницы, детские клиники для наркоманов. Число детских домов за два года (с 1922 по 1924) сократилось в полтора раза, так как они были перепрофилированы в колонии, коммуны и переведены на местный бюджет во время проведения НЭП. С помощью средств Красного Креста были созданы детские венерологические диспансеры, детские больницы и туберкулезные санатории: в Поволжье, в Крыму, Ленинграде, в Башкирии и на Северном Кавказе. Массовая беспризорность в основном была ликвидирована, сократившись с миллионных цифр 1921-1923 гг. до 75 тыс. человек. В июне 1927 г. был принят трехлетний план борьбы с детской беспризорностью. Охрана детства стала заботой государства. «Характерной чертой исторического монизма было утверждение, что молодежь в советском обществе получила возможность активно участвовать в политической жизни страны, проявлять инициативу, творчество. В то же время историки не обращали, да и не могли обращать внимание на тысячи, миллионы молодых, чьи жизни были загублены сталинским режимом. Многие представители подрастающего поколения лишались конституционных прав лишь за то, что политическая власть относила их к ‘чуждым’ элементам» [42, С. 2]. «Политическое руководство страны в полной мере использовало как энергию, энтузиазм, так и политическую инфантильность юношей и девушек» [42, С. 10]. «Парадоксальность ситуации состояла в том, что партийно-политическое руководство использовало юношескую организацию не для формирования свободной, творческой личности, а для воспитания безропотной, исполнительной, фанатично преданной партии массы молодежи» [42, С. 15]. Сталинское партийно-государственное руководство привлекало к студенческой жизни, к науке молодых людей для ускоренного развития общества. СССР стало одним из самых образованных государств в мире. Однако культурная революция осуществлялась в противоречивой обстановке. Нарушались демократические принципы, осуществлялся классовый подход к формированию студенчества. Молодежь из чуждых по идеологии слоев не имела возможности получить образование. «Общество, в угоду классовым принципам, лишилось многих изобретений, научных открытий и сломало судьбы молодых одаренных людей» [42, С. 21]. «Для подготовки молодых рабочих и крестьян к поступлению в вузы в конце 1918 года создавались рабфаки – особые средние учебные заведения (дневные и вечерние рабочие факультеты). В течение 1920 г. в стране было открыто 45 рабочих факультетов, число обучавшихся на них увеличилось за год с 2 тысяч до 14 тысяч человек» [42, С. 35]. Комсомолу предписывалось решать важнейшие задачи государственной молодежной политики по всем актуальным направлениям всех категорий государственной поддержки молодежи. «Эта деятельность сочетала в себе однозначную постановку общественных целей, охватывала широкий спектр молодежных проблем, соединяла в себе государственные и общественные механизмы решения крупномасштабных задач» [8]. Во время Великой Отечественной войны решалась проблема преодоления беспризорности и безнадзорности детей, проводилась эвакуация несовершеннолетних в тыл. В январе 1942 г. Совнарком СССР принял постановление «Об устройстве детей, оставшихся без родителей». Повсеместно были образованы комиссии по устройству несовершеннолетних, оставшихся без родителей, расширена сеть приемников-распределителей для несовершеннолетних, потерявших родителей, вновь были предприняты определенные шаги по сокращению применения к подросткам уголовного наказания, замене его, по возможности, мерами воспитательного характера. «С 1943 года в воспитательные колонии НКВД принимались несовершеннолетние в возрасте до16 лет, совершившие мелкое хулиганство, мелкие кражи и другие незначительные преступления, а также беспризорные, не имевшие родителей, не имевшие определенного места жительства подростки. Стране удалось, несмотря на исключительно тяжелое положение, существенно нейтрализовать негативные последствия войны, не дать беспризорности и безнадзорности детей и подростков, преступности в их среде вырасти до масштабов 1920-х годов» [8]. После войны большое внимание стало уделяться профилактической работе с несовершеннолетними. В таких целях постановлением Совета Министров РСФСР в 1957 году было утверждено Положение о комиссиях по устройству детей и подростков, так как возникла необходимость создания органов, которые занимались бы организацией профилактической работы среди несовершеннолетних, применением к ним административного и воспитательного воздействия. В шестидесятые годы 20-го века в качестве органов по борьбе с беспризорностью, устройству и охране прав несовершеннолетних, повсеместно при районных (городских) исполкомах местных Советов народных депутатов и при Советах Министров союзных и автономных республик были воссозданы комиссии по делам несовершеннолетних. Проводились крупные социальные мероприятия по оказанию конкретной помощи семьям в воспитании несовершеннолетних, общественному попечению детей-сирот, улучшению трудового воспитания подрастающего поколения. В стране создавались школы-интернаты, группы продленного дня, принимались меры по улучшению работы с подростками по месту жительства, развивалась внеклассная, внешкольная работа. Уделялось большое внимание развитию профессионального обучения несовершеннолетних, устройству молодежи на работу после окончания общеобразовательной школы, созданию реальных необходимых гарантий для закрепления в трудовых коллективах желающих работать на производстве и совершенствовать свое профессиональное мастерство. Третьего июня 1967 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР было утверждено Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, действующее по настоящее время. Эти комиссии являются основным связующим звеном в системе государственных органов и организаций общественности, занимающихся воспитательной и профилактической работой среди несовершеннолетних. Положение о комиссии по делам несовершеннолетних в течение последующих лет неоднократно изменялось. В 1970-80-х годах правовыми актами закрепилась координирующая роль комиссии в системе государственных органов и расширены ее контрольные функции. Основным правовым актом в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на сегодняшний день остается Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Вывод: «Исторический опыт сталинской модернизации учит тому, что стремление форсировать темпы эволюционного развития общества оборачивается трагедией для многих людей, а утилитаристский подход к молодежи подрывает будущий потенциал государства. Молодежь, по словам Ф. Энгельса, является честью и достоянием нации. Поэтому, если сознательно не готовить каждое новое поколение к жизни, труду в новых социально-экономических, политических, культурных условиях, не создавать возможности для саморазвития, самодвижения и самореализации, то замедлится, затормозится развитие общества, будут подорваны тенденции к прогрессу» [42, С. 40]. 1.2. Государственная политика, направленная на защиту подрастающего поколения Изучив исторические аспекты исследуемой проблемы, мы увидели, что в советское время проводились масштабные социальные мероприятия по оказанию конкретной помощи семьям в воспитании несовершеннолетних, общественному попечению детей, лишившихся родителей; большое внимание уделялось трудовому воспитанию подрастающего поколения. В новых социально-экономических, политических, культурных условиях особенно важно создавать возможности для саморазвития, самодвижения и самореализации молодежи. До января 2005 г. основным документом, определяющим государственную молодежную политику, было Постановление ВС РФ от 3 июня 1993 г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации». Из данного документа видно, что объектами государственной молодежной политики были объявлены: граждане Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством от 14 до 30 лет, молодые семьи – семьи в первые три года после заключения брака, молодежные объединения. Субъектами государственной молодежной политики объявлены: * государственные органы и должностные лица (указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 Государственный комитет по молодежной политике был упразднен, его функции были переданы Министерству образования РФ); * молодые граждане, молодежные объединения и ассоциации; Одним из основных принципов государственной молодежной политики было предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, трудоустройству. Молодежная политика была направлена на соблюдение прав молодежи в сфере занятости, на поддержку молодой семьи, на предоставление социальных услуг, на создание условий для физического и духовного развития молодежи и на поддержку деятельности молодежных объединений. Были приняты специальные законы и правовые акты, создан Российский фонд федеральных программ развития молодежи, а также учреждены аналогичные региональные и территориальные фонды. В 1994 году, а затем и в 1998, 2005 годах принимались пятилетние федеральные программы «Молодежь России» – для создания механизма развития приоритетных направлений молодежной политики. Основной их частью являлось формирование и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи, развитие условий для духовно-нравственного воспитания, гражданского и патриотического становления молодежи. Одной из приоритетных задач программы «Молодежь России» было патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, реализация ее интеллектуального и творческого потенциала. Анализируя три предыдущих программы, можно отметить, что первые две программы направлены на создание правовой базы и системы социальных служб, а третья и последующая четвертая четко выделяют направления поддержки и социальной защиты молодежи. В последующем данная программа приобрела статус президентской. Вот основные ее положения: «Объектом государственной политики являются молодые люди от 14 до 30 лет, молодые семьи и молодежные объединения. Субъектами этой политики являются государственные органы и их должностные лица, молодежные объединения и ассоциации, а также сами молодые граждане» [45]. Одной из главных целей государственной молодежной политики является содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи. «Государственная молодежная политика в силу ее комплексного межведомственного характера осуществляется путем координации программ отраслевых министерств и ведомств с привлечением к работе с молодежью негосударственных организаций. При этом реализация государственной молодежной политики осуществляется на следующих принципах:– принцип участия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и гражданского общества в целом; принцип социальной компенсации: обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса;принцип гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни; * принцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области молодежной политики» [45]. * Цель федеральной (президентской) программы «Молодежь России» –создание правовых, экономических и организационных механизмов осуществления государственной молодежной политики. Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач: * «обеспечение молодежи информацией о ее правах и возможностях в наиболее важных сферах жизнедеятельности; * создание условий для самостоятельной эффективной деятельности молодежи в сфере образования, занятости и предпринимательства, международных обменов; * содействие решению жилищной проблемы, поддержка молодой семьи и социально ущемленных категорий молодежи; * внедрение постоянно действующей системы поддержки деятельности детских и молодежных организаций и их программ» [45]. Федеральная (президентская) программа по развитию государственной молодежной политики, содержит 15 подпрограмм. Одной из подпрограмм является развитие системы социальных служб для молодежи. Целью данных социальных служб является оказание помощи молодежи, оказавшейся в критических ситуациях и ее социальная реабилитация. Ппредусматривается формирование комплекса специальных служб для молодежи: молодежных бирж труда, центров социально-психологической помощи, наркологических служб, приютов для подростков и молодежи, учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, центров юридической помощи и консультации, служб помощи молодой семье и досуговых центров за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также внебюджетных фондов. Государственная поддержка деятельности молодежных организаций реализуется посредством финансирования проектов и программ, представленных в порядке открытого конкурса. Для финансирования молодежных творческих конкурсных проектов устанавливается система грантов. Вместе с тем, «по отношению к таким социально-демографическим группам, как дети, молодежь и женщины, государство должно выработать и закрепить в законодательстве систему гарантий, обеспечивающих социальную справедливость и социальную защиту данной категории населения с учетом специфики социального положения и социально-психологических особенностей. Особую актуальность в области социальной политики в переходный период модернизации общества приобретает разработка системы социальной защиты семьи, имеющей детей, и молодой семьи, желающей их иметь» [45]. «Социальная защита детей и подростков обусловлена международными обязательствами государств соблюдать Конвенцию о правах ребенка и другими правовыми документами мирового сообщества, регулирующими положение детей, находящихся в особо трудных условиях (сирот и инвалидов), – принципы спасения детей во время вооруженных конфликтов, обеспечение ребенка продовольствием, гарантии образования и воспитания и другие аспекты охраны детства. Согласно своим международным обязательствам государства – участники международных договоров по правам человека должны строго соблюдать зафиксированные в этих документах права и свободы личности путем принятия законодательных, административных и иных внутренних мер» [45]. Вывод: социальная работа с молодежью в России осуществляется в рамках государственной молодежной политики и системы социального обслуживания населения. Основные разделы государственной молодежной политики направлены на обеспечение соблюдения прав молодежи. Особое внимание уделяется обеспечению гарантий в сфере труда и занятости молодежи, содействию предпринимательской деятельности молодежи. Разделы государственной молодежной направлены также на поддержку молодой семьи и гарантированное предоставление ей социальных услуг. Поддержке талантливой молодежи и формированию условий для физического и духовного ее развития также уделено существенное внимание. Особое значение придается поддержке деятельности молодежных объединений и содействию международным обменам. 1.3. Формы и методы профилактики девиантного поведения подростков Подростки – одна из существенных групп общества в возрасте от 11 до 19 лет. Они, находясь в гуще деятельности всей социальной жизни общества, будучи активной группой населения, максимально подвержены влиянию неблагоприятных факторов внешней социальной среды. Подростки испытывают те же трудности, что и взрослое население в самоопределении, профориентации, трудоустройстве, образовании. Девиантное поведение всегда связано с....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: