- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Педагогическая профилактика, предупреждение девиантного поведения в работе со старшими школьниками
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K015563 |
Тема: | Педагогическая профилактика, предупреждение девиантного поведения в работе со старшими школьниками |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГОУ) Кафедра педагогики Факультет ИЗО и НР КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине «Педагогика» тема: «Педагогическая профилактика, предупреждение девиантного поведения в работе со старшими школьниками.» Выполнил студент: 1 группы 1 курса Очная форма обучения Факультет ИЗО и НР Карцева Вера Алексеевна Научный руководитель: к.п.н.,доц. Юзефавичус Т. А. Дата защиты: «___» _____________2018г Оценка: ________________________ _______________________________ (подпись научного руководителя) Регистрационный номер______ Дата регистрации____________ Москва 2018 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 5 1.1 Понятие девиантного поведения в отечественной и зарубежной литературе 5 1.2 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста 11 1.3 Роль образовательного учреждения в коррекции девиантного поведения 16 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ 21 2.1 Цели, задачи и этапы исследования 21 2.2 Изучение уровня девиантного поведения 22 2.3 Коррекция девиантного поведения 33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследуемой проблемы обусловлена причинами научного и практического характера. В отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе рассматриваются проблемы, которые посвящённые девиантному поведению, связанные главным образом с трудными подростками, которые представляют собой группу повышенного социального риска. Исследования последних десятилетий на Западе касались многообразных аспектов проблемы отклонений в поведении несовершеннолетних. Эти проблемы обхватывают психолого- педагогическую реабилитацию детей с отклонениями в поведении, наркоманию, отклонения в интеллектуальном, физическом, сексуальном развитии, изучение условий воспитания детей в семье, роль школьной психологической службы в предупреждении отклонений в поведении несовершеннолетних. В трудах интенсивно исследуются также проблемы предупреждения преступности среди несовершеннолетних с отклонениями в поведении. В психологии существует несколько понятий, которые характеризуют эту социальную группу: трудновоспитуемые, кризисные, педагогически-запущенные, дезадаптированные, асоциальные, аморальные подростки. Подростковый возраст является достаточно трудным кризисным периодом развития. В этом возрасте подросток сталкивается со многими трудностями и не всегда при встрече с новой ситуацией может найти адаптивные способности её решения. Целью данного исследования явилось исследование коррекции девиантного поведения подростков. Поставленная цель привела к решению следующих задач: 1. Проанализировать особенности детивиантного поведения в психолого-педагогической литературе. 1. Провести исследование девиантного поведения подростков. 2. Разработать программу коррекции девиантного поведения подростков во внеурочное время. 3. Выявить динамику изменения девиантного поведения подростков. Объект исследования: внеурочная деятельностькак ресурс профилактики девиантного поведения подростков группы риска в условиях социозащитного учреждения. Предмет исследования:комплексная система мер профилактики девиантного поведения подростков средствами досугового объединения в условиях социозащитного учреждения. Гипотеза исследования. предполагается, что в условиях образовательной организации с помощью разработанной нами программы во внеурочное время можно помочь преодолеть подросткам развитие девиантного поведения. Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование, качественный и количественный методы анализа, методы математической статистики. Структура работы: работа состоит из введения. двух глав, заключения и списка литературы. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 1.1 Понятие девиантного поведения в отечественной и зарубежной литературе Современная социально-экономическая ситуация резко обострили проблемы, связанные с коррекцией девиантного поведения. В связи с происходящим в обществе социальными потрясениями и изменениями, ранее существовавшие представления о норме в поведении практически не актуальны, исключая некоторые незыблемые стандарты. Решение этой проблемы очень важно, в первую очередь, для подростков, ведь именно в этом возрасте закладываются и формируются основы нравственности, ценностные критерии, убеждения и социальные установки [14]. Рассмотрение и исследование данного вопроса очень актуально на сегодняшний день, по той причине, что подростковый возраст является наиболее трудным, сложным и ответственным периодом онтогенеза в процессе становления личности. В это время, помимо позитивных достижений, в процессе социального, психического и физического развития возникают и негативные образования. Как возрастная группа, подростки наиболее восприимчивы к негативным внешним влияниям. Подобные деструктивные процессы могут привести к аномии, что, по сути своей, является разрушением социальных норм. Эти проблемы решаются разработкой и внедрением различных программ профилактики девиантного поведения (в данном случае, именно в подростковой среде), однако, в силу определенных обстоятельств, эти программы не всегда производят должный эффект. Поэтому, в настоящее время существует необходимость в создании грамотной, структурированной и многоцелевой программы профилактики девиантного поведения [1]. Девиантное поведение можно рассматривать с разных позиций. С одной стороны, это действие (поступок) человека, который не соответствует традиционным (норма морали) или официально установленным (закон) стандартам или нормам. С другой – это выраженное в тех формах человеческой деятельности, которые имеют массовый характер, однако также не соответствуют официально установленным или традиционно сложившимся нормам или стандартам общества [23]. Как уже было сказано выше, понятия «девиация» не несет в себе исключительно негативный оттенок. В качестве примера «положительной» девиации можно привести профессиональную игру на скрипке. Высокоуровневая игра на скрипке, как не сложно догадаться, не входит в число естественных, распространенных умений человека, то есть, не подходит под категорию нормы, из чего следует, что ее можно назвать отклонением, или девиацией. Существует множество определений девиации. Для более объективного взгляда на вопрос, стоит привести несколько определений данного понятия от разных авторов. Согласно Роберту Кингу Мертону (1910-2003 гг.), известному американскому социологу, девиантное поведение — это общественное поведение, которое отклоняется по своим мотивам, ценностным ориентациям и результатам от принятых в данном обществе, социальном слое, группе норм, ценностей или идеалов, т. е., нормативных стандартов. Другое определение девиантного поведения дают социологи В.Ф. Антонов,Е.К. Козлова и А.М. Черныш. Девиантное поведение – это различные формынегативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление отпринципов, норм морали и права. Данное определение не затрагивает положительных девиаций, однако в полной мере описывает негативные их проявления, поэтому имеет право на существование [21]. В психолого-педагогической литературе отклоняющееся поведениечеловека принято называть девиантным. Так, в словаре по социальной педагогике,девиантное поведение трактуется как «система поступков или отдельныепоступки человека, в зависимости от его возраста, носящие характер отклоненияот принятых в обществе норм» [3]. Проблема девиантного поведения рассматривается различныминаправлениями исследований в рамках таких базовых понятий, как:«отклоняющееся поведение», «делинквентность», «асоциальное поведение»,«агрессивное поведение», «деструктивное поведение», «трудновоспитуемость»,«дезадаптивность», «педагогическая запущенность», «нравственнаязапущенность» и т. д. Ряд этих терминов трактуется неоднозначно и поэтомутребует особого внимания. В работах многих педагогов и психологов приводитсятермин «отклоняющееся поведение» [1]. Я.И. Гилинский под отклоняющимся поведением понимает «поступок,действие человека, не соответствующее официально установленным илифактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам)»[5]. Т.к. выше было дано определение негативной девиации, то стоитрассмотреть также и положительное проявление девиации. Позитивная девиация– это такое отклоняющееся поведение, которое хотя и воспринимается многимикак необычное, странное или даже, возможно, как «ненормальное», но в тожевремя в основном не вызывает неодобрения [5]. Это могут быть героические поступки, самопожертвование,сверхпреданность чему-либо или кому-либо, чрезмерное усердие, обостренноечувство жалости и сочувствие и т.д.Я.И. Гилинский первым из отечественных исследователей обратилвнимание на созидательный, позитивный характер девиации. «Девиации(флуктуации в неживой природе, мутации – в живой) являются всеобщей формой, механизмом, способом изменчивости и жизнедеятельности, развития каждойсистемы» [5, с. 71]. Таким образом, в данной работе под девиантным поведением будутподразумеваться действия и поступки человека (группы лиц), не отвечающиесложившимся в обществе нормам и правилам поведения. Девиантное поведение – это социальный выбор. Некоторые индивиды могутиспользовать неадекватные способы или средства достижения своих целей, когдамасштаб этих целей несоизмерим с реальными возможностями их достижения. Например, некоторые личности избирают социально неодобряемые или дажезапрещенные законом средства, в погоне за успехом, властью или богатством,становясь при этом правонарушителями или даже преступниками. Другим видомнеповиновение, демонстративное неприятие принятых в обществе ценностей. Такое поведение свойственно террористам, религиозным экстремистам, революционерам и другим подобным группам людей, активно борющихся противобщества, внутри которого находятся [8]. Во всех этих случаях, девиация становится результатом нежелания илинеспособностей людей подстроиться к обществу и его нормам и требованиям,таким образом, свидетельствуя о полном или относительном провалесоциализации личности. Рассмотрим различные виды социальных отклонений.Культурные и психические отклонения. Социологов интересуют, преждевсего, культурные отклонения, то есть, отклонения данной социальной общностиот норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от нормличностной организации: психозы, неврозы и так далее. Люди часто пытаютсясвязывать культурные отклонения с психическими отклонениями. Например,сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания и многие другие отклонения всоциальном поведении связывают с личностной дезорганизацией, с психическимиотклонениями. Однако личностная дезорганизация далеко не единственнаяпричина отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальныеличности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и,наоборот, для личностей, психически вполне нормальных, характерны весьмасерьезные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, интересует каксоциологов, так и психологов [7]. Классификация девиантного поведения – проблема дискуссионная.Сложности в ее определении возникают в силу того, что тема имеетмеждисциплинарный характер. Термин «девиантное (отклоняющееся) поведение»в различных науках и дисциплинах используется в разных значениях, поэтому исуществуют различные классификации девиаций [4]. Мертон понимает девиантное поведение, как разрыв между социально- одобряемыми методами достижения цели и самим культурными целями. Такимобразом, типология Мертона подразделяет девиации на четыре типа: * Инновация, которая предполагает солидарность с целями общества,однако отрицает принятые способы их достижения (к «инноваторам» можноотнести женщин лёгкого поведения, создателей «финансовых пирамид»,шантажистов и так далее). * Ритуализм. Отрицает цели данного общества, но преувеличиваетзначения методов их достижения до абсурда. Как, например, бюрократ требует,чтобы каждый документ был правильно заполнен, трижды проверен, подшит втрёх экземплярах, но при этом, цель этих действий отсутствует. * Ретретизм (или бегство от действительности). Полный отказ отодобренных социумом целей, а также от способов достижения этих целей (бомжи,наркоманы и т.п.); * Бунт. Тип, который отрицает не только социально-одобряемые цели,но и способы их достижения, помимо этого, стремится заменить новыми(революционеры). По мнению В.Д. Менделевича, девиантное поведение – это любоеповедение (вне зависимости от мотивов, направленности и степенивыраженности), которое отклоняется от условий той или иной социальной нормы [7]. Условия эти (или критерии) обусловлены нормами следования регламентациямили правовым указаниям, нравственно-этическим и моральным предписаниям(как например, нормам общечеловеческих ценностей) и этикету. Ряд данных нормимеет однозначные критерии, записанные в указах или законах, остальные –относительные, транслируемые в виде традиций, верований или семейных (илидаже племенных) регламентаций. В.Д. Менделевич разработал следующую типологию девиантного поведения: * Аддиктивный (фанатизм, трудоголизм, лудомания, сексуальныеаддикции). * Делинквентный тип девиантного поведения (преступление). * Психопатологический тип (психические расстройства и заболевания). * Патохарактерологический (психопатии и акцентуации характера). * Тип, основанный на гиперспособностях (творческих, научных ипрочих способностях). Следует привести и типологию Ц.П. Короленко и Т.А. Донских: * Антисоциальное поведение (хулиганство, бродяжничество, кражи,преступность, проституция, вандализм, граффити). * Аддиктивное поведение (наркомания, токсикомания, курение,компьютерные и азартные игры, сексуальная аддикция, фетишизм, длительноепереедание или голодание, прослушивание музыки, основанной на ритме). * Суицидное поведение. * Конформистское поведение. * Нарцисстическое поведение. * Фанатическое поведение. * Аутистическое поведение. Ц.П. Короленко и Т.А. Донских поведенческие девиации подразделяют нанестандартное (новое мышление и действия, выходящие за рамки социальныхстереотипов) и деструктивное поведение, направленное как на нарушениесоциальных норм (правовых, морально-этических, культурных), так и надезинтеграцию и регресс самой личности. Для создания адекватного проекта программы профилактики девиантногоповедения необходимо исследовать целевую группу профилактики, а именно, чтопредставляют собой подростки, в чем особенности подросткового возраста, егопсихология и т.д. 1.2 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста Изменения в современном, динамично развивающемся мире отражаются на человеке, его образе мышления, внутреннем мире, мироощущении. В настоящее время общество испытывает потребность в людях, умеющих пробуждать интерес к своим проектам и идеям, вести за собой, обладающих нестандартным, творческим мышлением, демократической культурой, решительностью, энергичностью, умением слушать и слышать, способных взять на себя ответственность в решении различных задач. Чтобы стать успешным, найти и занять достойное место в интенсивно развивающемся обществе, человеку необходимо обладать рядом личностных качеств, способствующих максимальному раскрытию его потенциала и успешной реализации его возможностей [18]. Особенно трудно в условиях современного мира приходится подростку. Для достижения успеха ему нужны знания и умения, с помощью которых он сможет определить и реализовать собственную жизненную позицию. Подростковый возраст – важный период становления и развития личности человека, а его особенности часто оказывают определяющее влияние на всю последующую жизнь человека. Сложность самоопределения для ребенка, вступившего в переходный возраст, заключается в том, что на этом этапе в его организме и психике происходят кардинальные изменения. Существует большое количество фундаментальных исследований в области изучения подросткового возраста, посвященных его симптоматике, хронологическим границам, стабильности и изменчивости в психике ребенка в этот период. На сегодняшний день границы подросткового возраста определены учеными недостаточно четко, поскольку грани перехода от детства к юности, от юности – к зрелости весьма условны. Это связано в первую очередь с разнообразием критериев, согласно которым мы определяем возраст человека [22]. Следует различать хронологический возраст, т.е. количество прожитых индивидуумом лет, степень его физиологического и психического развития, а также социальный возраст, т.е. степень овладения культурой общества. Процессы, заложенные в основу перечисленных критериев, протекают довольно неравномерно, что осложняет более четкое определение границ подросткового возраста. На сегодняшний день подростком принято считать индивидуума от 10-11 до 15-16 лет.В этот период человек претерпевает многочисленные изменения различного характера. Исследователи выделяют различные аспекты переходного возраста. Л.С. Выготский утверждает, что переходный возраст объединяет два ряда процессов – натуральный и социальный. Первый характеризуется процессами биологического созревания организма, включая половое созревание, второй – процессы обучения, воспитания, социализации. Эти процессы взаимосвязаны, но протекают с различной степенью интенсивности и скорости вследствие разницы в темпах физического и психологического развития личности. Возрастные изменения в различных биологических системах организма одного человека могут происходить также неравномерно [4]. Ш. Бюлер выделяет две фазы подросткового возраста: пубертацию и юность. Пубертатной стадии, по мнению Ш. Бюлер, присуще изменение основной установки по отношению к окружающему миру. Данную фазу называют «негативной». Основными ее чертами, отмеченными Ш. Бюлер, являются повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легко возбудимое состояние, а также физическое и душевное недомогание, которое находит выражение в драчливости и капризах. Подростки не удовлетворены собой, и это отражается на их отношении к окружающему миру [2]. Период «позитивной» фазы, по мнению Ш. Бюлер, наступает постепенно и начинается с того, что перед подростком открываются новые источники радости, к которым он до того времени был невосприимчив. На первое место она ставит «переживание природы» как сознательное переживание чего-то прекрасного. При благоприятных условиях источниками радости служат искусство и наука [2]. В этот период у человека появляется потребность в интимной коммуникации, он испытывает чувство любви, мечтает и т.д. Ги Лефрансуа в своем исследовании переходного возраста выделяет два наиболее значимых в процессе развития человека фактора – биологический и «контекст» развития. Под «контекстом» он понимает специфические условия развития, окружающую среду, прежде всего культуру, поколение, семью, исторические события и образование. Педагог утверждает целесообразность применения комплексного подхода в научном и практическом изучении особенностей подросткового возраста, взаимозависимое влияние генов и контекста на физиологическое, нравственное и интеллектуальное развитие человека [9, с. 44-46]. О.В. Кроповницкий в дополнение к концепции Лефрансуа утверждает, что, наряду с биологическим и психологическим, большое значение имеет социальный фактор. Вслед за О.В. Кроповницким нам представляется целесообразным более подробно рассмотреть биологический, психологический и социальный аспекты подросткового возраста. Ряд исследователей настаивает на том, что, несмотря на важность «контекста» в развитии человека, биологический, или генетический фактор имеет все же превалирующее значение. В определенной степени это имеет основания, поскольку именно с наступлением подросткового возраста влияние названного фактора на развитие человека на данном этапе его жизни проявляется наиболее ярко. Организм человека выходит на путь активной физиологической и биологической перестройки [7]. Кардинально перестраиваются одновременно три системы организма: кровеносная, костно-мышечная и гормональная. В кровеносной системе темпы роста мышечной ткани сердца опережают темпы роста кровеносных сосудов, что заставляет работать их в экстремальном режиме, поскольку толчковая сила сердечной мышцы на данный момент не соответствует готовности сосудов работать в подобном ритме. В костно-мышечной системе происходят следующие изменения: костная ткань опережает темпы роста мышц, которые, не успевая за ростом костей, натягиваются, создавая постоянное внутреннее неудобство. Все это приводит к тому, что у подростков повышаются утомляемость, возбудимость, раздражительность, негативизм, драчливость [4]. Преобразования в гормональной системе организма подростка осуществляются под воздействием центральной нервной системы и желез внутренней секреции. Ведущую роль в этом процессе играет гипоталамо-гипофизарная система. Гипоталамус, являясь высшим вегетативным центром нервной системы, управляет состоянием гипофиза, который, в свою очередь, контролирует деятельность всех желез внутренней секреции. Нейроны гипоталамуса выделяют нейрогормоны, которые, поступая в гипофиз, усиливают или тормозят биосинтез и выделение тропных гормонов гипофиза. Гормоны гипофиза регулируют активность ряда желез внутренней секреции (щитовидной, надпочечников, половых), в меру своей активности изменяющих состояние внутренней среды организма и оказывающих влияние на поведение [15]. Повышенная активность гипоталамуса оказывает влияние на взаимодействие подкорковых структур и коры больших полушарий головного мозга. Из этого следует, что в подростковом возрасте могут наблюдаться некоторая слабость тормозных процессов, повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность, повышенная активность. Последнее выражается в том, что подростки нередко проявляют двигательную расторможенность, неусидчивость, эмоциональную реактивность и экзальтированность, конфликтность и агрессивность. Существенные гормональные изменения в организме заставляют подростка по-новому оценивать и осмысливать свою половую принадлежность и сексуальную идентичность во всех ее проявлениях – соматических, психологических и поведенческих. Подросток, ощущая существенные изменения в строении своего тела, переживает новые сексуальные ощущения [2]. В этот период подросток полон тревог и волнений по поводу своего тела и внешности в целом. Они связаны именно с половыми признаками и несоответствием своего тела зачастую завышенным представлениям о необходимых чертах маскулинности и фемининности. Таким образом, изменения в гормональных и физиологических процессах организма так или иначе становятся причиной некоторых особенностей психо-эмоциональных реакций подростка, поэтому переходный возраст принято считать периодом повышенной возбудимости и эмоциональной неустойчивости личности. В связи с этим представляется важным подробнее рассмотреть психологический аспект подросткового возраста. Наступление подросткового периода в жизни ребенка ознаменовано формированием некоторых новообразований в его психике – таких как понятийное мышление и самосознание, особенности развития эмоциональной сферы, чувство взрослости [3, 4, 9, 10, 11]. 1.3 Роль образовательного учреждения в коррекции девиантного поведения Стремительное распространение зависимых форм поведения обусловлено воздействием нескольких факторов. В психолого-педагогической плоскости важнейшим фактором является качество среды – образовательной, семейной, субкультурной и т. д. Культурно-образовательная среда выступает для учащегося важнейшим пространством социализации и самореализации личности. Значимость средового подхода в педагогике профилактики зависимого поведения определяется также характером экспансии ненормативного поведения. В частности, зависимость можно рассматривать как«социальную инфекцию», распространение которой происходит внутри социальных групп. По мнению психологов, изучавших взаимосвязь патопсихологии и криминальных отклонений в поведении человека, нравственное и психическое здоровье населения относится к наиболее важным субъективным факторам, влияющим на совершение преступления. Нарушения психики человека могут вызвать и такие социальные отклонения, как уход в себя (аутизация) или из общества, от людей («биологический» – самоубийство, «социальный» – систематическое бродяжничество), либо активную защиту в виде агрессии. Существенным фактором девиантного поведения являются актуальные личностные проблемы, не решаемые в основных сферах жизнедеятельности. Фрустрированная личность начинает реагировать на окружающий мир враждебно, замыкается в себе, что ведет к психической деградации. Для таких людей ролевая игра или наркотик становятся средством, освобождающим от фрустрации путем достижения эйфории или переживания желаемых ситуаций в виртуальном мире игры. Следует учитывать также, чтоодним из условий воспроизводства психической зависимости выступает наличие глубинного конфликта на интраиндивидном уровне между различными аспектами личности [1]. В создавшейся ситуации наиболее актуальными и социально-значимыми задачами является профилактика девиации в рамках образовательных учреждений, где учащиеся находятся в зоне потенциального влияния педагогического коллектива. В педагогическом плане под профилактикой подразумевается научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение ненормативного поведения, сохранение, поддержание и защиту качественного уровня жизни и здоровья людей, содействие в раскрытии внутреннего потенциала личности. Особую роль здесь могут сыграть социально и личностноориентированные технологии, способные в совокупности минимизировать воздействие деструктивных факторов и создать благоприятные условия для социализации и самореализации личности. Для выработки педагогически эффективных мер воздействия на учащуюся молодежь необходимо: комплексное изучение сущности, специфики и областей проявления девиантного поведения современной молодежи в условиях перехода российского общества к рыночным отношениям; исследование особенностей подростковой девиации, обусловленных воспитанием в семье, личностными характеристиками, социально-психологическими условия социализации в неформальной группе; разработка методологии профилактической деятельности; адаптация сложившихся в других областях практики эффективных социальных технологий влияния на сознание и поведение личности. Профилактическая работа в образовательном учреждении может быть эффективной при условии взаимодополнения огромного потенциала педагогического наследия и эффективных социальных технологий, сформировавшихся вне педагогического знания [12]. Таким образом, объективными факторами актуальности проблемы разработки методологии и технологической базы профилактики девиантного поведения учащейся молодежи являются: рост количества и расширение спектра деструктивных и зависимых форм девиантного поведения, омоложение и феминизация социальной базы девиации; утрата мировоззренческой целостности педагогики и сужение спектра эффективных практик воздействия на сознание иповедение личности; слабая включенность результатов современного гуманитарного знания в современный методологический и технологический арсенал педагогики; неразработанность методологических и технологических основ профилактики девиации в рамках педагогического знания; отсутствие в современном педагогическом знании эффективных социально-культурных технологий профилактики и коррекции отклоняющегося поведения, адаптированных к специфике образовательных учреждений и соответствующих масштабу и глубине проблемы. В качестве самостоятельного объекта педагогических исследования выступают подростковые формы отклоняющегося поведения, которые являются результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, что выражается в различных видах подростковой дезадаптации уже в достаточно раннем возрасте. Подростковая дезадаптация проявляется в затруднениях в усвоении социальных ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, школы и т. д.), выполняющих функции институтов социализации. В зависимости от природы и характера дезадаптации выделяют патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию, которые могут быть представлены как отдельно, так в сложном сочетании. Психосоциальная дезадптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями подростка, которые обуславливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующих индивидуального педагогического подхода, а в отдельных случаях – специальных коррекционных психологических программ [22]. Педагогическая профилактика зависимого поведения в образовательном учреждении есть специфическая социокультурная и социально-психологическая практика помощи личности учащегося в критических жизненных ситуациях, деятельность педагогов по минимизации деструктивных факторов внешней среды. Ее особенности состоят в том, что она рассматривает личность с зависимым поведением как носителя целостного жизненного мира, в структуру которого встроен определенный симптом «критических ситуаций»; выстраивает диалог на основе понимания и сопереживания проблемам и ожиданиям субъекта и постоянной рефлексии совместного опыта взаимодействия; исповедует сопереживающую (деятельноучастную) позицию педагога, его деятельную включенность в судьбу учащегося. Выводы по 1 главе Девиантное поведение в подростковом возрасте - довольно распространенное явление, связанное с объективно существующими трудностями личностного роста и социально-педагогическими причинами, которые отрицательно воздействуют на сознание и поведение, создают предпосылки для формирования негативных личностных качеств молодых людей. Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в развитии человека. Именно в подростковом возрасте чаще всего молодые люди попадают в категорию «трудновоспитуемых». Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения подростков. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились. Задача социальных работников, педагогов, психологов, родителей - понять индивидуально-психологические трудности на основе генетических предрасположенностей (акцентуации характера), учесть социально-педагогические причины и найти оптимальные приемы воздействия в ответ на возникшие нарушения с целью их коррекции. ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ 2.1 Цели, задачи и этапы исследования На основании изученного теоретического материала и опытной диагностики по изучению конфликтного поведения девиантных подростков, мы пришли к выводу о том, что на этот процесс влияют разные факторы, среди которых девиантное поведение является наиболее важными, что и обусловило цель нашего эксперимента. Объект исследования: внеурочная деятельностькак ресурс профилактики девиантного поведения подростков группы риска в условиях социозащитного учреждения. Предмет исследования: комплексная система мер профилактики девиантного поведения подростков средствами досугового объединения в условиях социозащитного учреждения. Гипотеза исследования, предполагается, что в условиях образовательной организации с помощью разработанной нами программы во внеурочное время можно помочь преодолеть подросткам развитие девиантного поведения. Задачи исследования: 1) разработать методологию исследования, доказывающую поставленные задачи и выдвинутую гипотезу. 2) провести эмпирическое исследование по выявлению межличностных конфликтов девиантных подростков. 3) выполнить обработку и интерпретацию результатов исследования. В соответствии с поставленными целью и задачами наша работа осуществлялась на базе общеобразовательной школы № 52. В эксперименте участвовало две учебные группы средних школьников (8-а (экспериментальная группа) и 8-б классы (контрольная группа)), в возрасте от 13 до 15 лет. 2.2 Изучение уровня девиантного поведения Цель констатирующего эксперимента: оценить межличностные конфликты подростков. Выявить количество возникающих конфликтов между подростками. Определить конфликтность личности. Определить устойчивость к конфликтам и уровень стресса в школьной среде. Диагностическая программа, реализуемая в рамках данного исследования, предполагает проведение изучения уровня сформированности межличностных конфликтов и особенностей ее проявления. Данная диагностическая программабыла использована на констатирующем и контрольном этапах педагогического эксперимента. Представленные в диагностической программе методики, позволяют получить данные количественного и качественного характера, субъективные и объективные показатели (таблица 1). Таблица 1 Общая характеристика диагностического материала для исследования уровня сформированности конфликтности подростковь № п/п Название методики, автор Цель методики Исследуемые параметры 1 Методика «Количество конфликтов с одноклассниками» Выявить количество возникающих конфликтов за определенное время количество конфликтов 2 Тест «Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам» Определить устойчивость к конфликтам Данная методика позволяет выявить основные стратегии поведения в потенциальной зоне конфликта – межличностных спорах и косвенно определить уровень конфликтоустойчивости личности. 3 Тест «Конфликтная ли Вы личность» Выявить конфликтность личности Методика позволяет определить конфликтность личности 4 Шкала профессионального стресса (модифицированная для подростков) Диагностика уровня стресса в школе Выявить подверженность стрессовым состояниям в условиях школы Ниже мы даем описание тех методик, которые были включены в диагностическую программу и использовались для определения уровня сформированности межличностных конфликтов подростков. Непосредственно сам диагностический материал представлен в приложении к выпускной квалификационной работе. Количество конфликтов с одноклассниками Для этого проводился просто опрос подростков. Им необходимо было отметить количество конфликтов с одноклассниками, которые возникали у каждого испытуемого в течении месяца. Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам Назначение теста Данная методика позволяет выявить основные стратегии поведения в потенциальной зоне конфликта – межличностных спорах и косвенно определить уровень конфликтоустойч....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Предупреждение и профилактика правонарушений в работе органов социального обеспечения
- Профилактика девиантного поведения подростков в условиях крупного промышленного города
- Работа по выявлению ранних признаков и причин девиантного поведения в школьном возрасте, преодолению и профилактике отклоняющегося поведения