- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Подходы к пониманию девиантного поведения подростков
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K009043 |
Тема: | Подходы к пониманию девиантного поведения подростков |
Содержание
Титульный лист Содержание Введение………………………………………………………………….………..3 Глава 1……………………………………………………………………………..5 1.1 Характеристика подросткового возраста и специфика взаимодействия со взрослыми и сверстниками……………………………………………….……..5 1.2 Конфликт и стратегии поведения в конфликтных ситуациях….………..9 1.3 Психологические характеристики подростков, склонных к девиантному поведению……………………………………………………………………….16 Список литературы………………………….………………………………….22 Введение Для развития и благополучия государства огромное значение имеет поведение молодого поколения в современном обществе. Подростки, являются основой и будущим любого государства, и очень важно уделять необходимое внимание данному возрастному поколению и помочь им не ошибиться, так как главная особенность подросткового возраста заключается в личностной нестабильности. Негативные явления в подростковой среде и способ их устранения имеют большое значение для нашей страны. В данной работе речь пойдёт о девиантном поведении как проявлении в подростковом возрасте. Девиантное поведение - это поступки и поведения, не соответствующие нормам и правилам поведения людей в обществе, общественной морали. Такой вид поведения не всегда нарушает законы, но всегда приводит к негативным последствиям, отражающимся на общем развитии государства. Девиантное поведение различных составляющих социума представляет большую проблему, непрерывно требующую решения со стороны государства. Актуальность исследуемой проблемы. Проблема девиантного поведения подростков в последние годы является одним из наиболее приоритетных направлений в современной педагогической науке. В условиях сложных, динамичных и противоречивых социально-экономических перемен появляются многочисленные факторы возникновения девиаций в подростковой среде. В настоящее время наблюдаются такие негативные явления, как ослабление влияния государственных органов на воспитание и формирование личности, падение нравственных и духовных ценностей, имущественное неравенство, социальная дезадаптация, криминализация общества, падение статуса семьи как социального института и т. д. Подростки, которые является основой и будущим любого государства, также как и остальные элементы социума, подвержены негативным воздействиям со стороны различных объективных обстоятельств. Они не всегда зависят от индивида, но требуют правильной реакции с его стороны. Что бы понять всю суть негативных явлений происходящих в этой части общества и разработать эффективный механизм протекции нам необходимо иметь представление обо всех процессах, протекающих в молодёжной среде. Вышеизложенное определяет необходимость нахождения путей противостояния девиантному поведению среди подростков, используя все возможные средства. Цель: описать подходы к пониманию девиантного поведения подростков. Задачи исследования: 1. Проанализировать литературу по проблеме исследования, в области девиантного поведения подростков. 2.Охарактеризовать подростковый возраст и специфику взаимодействия со взрослыми и сверстниками. 3.Изучить конфликт и рассмотреть стратегии поведения в конфликтных ситуациях. 4.Рассмотреть психологические характеристики подростков, склонных к девиантному поведению. Объект исследования: девиантное поведение подростков. Предмет исследования: особенности и проявление девиантного поведения со взрослыми. Глава 1 1.1 Характеристика подросткового возраста и специфика взаимодействия со взрослыми и сверстниками Возрастные категории обозначают всегда не столько уровень и возраст биологического развития, сколько социальный статус лица, общественное положение. Подростковый период - это возраст от 10-11 до 15-16 лет, который переходит в юношеский, условно ограничиваемый двадцатью годами. Само вступление в жизнь является не одномоментным событием, а довольно длительным процессом, где психологические, социальные и биологические аспекты имеют свои собственные временные темпы, неодинаковую скорость протекания в различных условиях и у различных людей. Рассмотрим особенности развития личности в подростковом возрасте. Чаще его называют переходным, и прежде всего переходным в биологическом смысле. Социальный статус подростка от детского отличается очень мало. С психологической точки зрения возраст во многом очень противоречив, и характеризуется он наибольшими диспропорциями в темпах и уровне развития. Для этого возраста наиболее характерной психологической особенностью является зарождающееся чувство взрослости, и выражается оно в том, что желания подростка и планы превосходят его возможности и то, что фактически этого он еще не достиг. Подростковый возраст представляет довольно сложный период в развитии человека, так как на этом этапе происходит коренная перестройка уже ранее сложившихся всех психологических структур, закладываются главные основы сознательного поведения, возникают новообразования, а также вырисовывается общая направленность в формировании социальных установок и нравственных представлений [1]. Данный возраст обычно характеризуют, как критический и переломный, но чаще всего как возраст полового созревания. На сегодняшний день в психологии есть множество фундаментальных исследований, теорий и гипотез подросткового возраста. Учеными выяснено уже, что психологические состояния этого периода связано именно с двумя переломными моментами: социальным – вступление в мир взрослых, конец детства, и психофизиологическим – половым созреванием, а также и всё, что с ним связано. Первый из моментов – окончание детства и переход уже в мир взрослых связан с развитием в сознании подростка рефлектирующего критического мышления в рассудочной форме. Это, как раз таки и есть определяющее состояние в психике подростка. Именно оно и создает ведущее противоречие в жизни подростка. Второй момент связан с внутренними физиологическими и гормональными изменениями, которые влекут за собой телесные изменения, эмоционально-чувствительные изменения, а также неосознанное половое влечение. На этом этапе жизни ребенок выходит на качественно новый социальный уровень, который связан с поиском себя и своего места в обществе: подросток начинает по-другому расставлять приоритеты – семья, сверстники, школа обретают новый смысл и значение; ребенок более интенсивно рефлексирует все на себя, на общество, на окружающих. От многих условий зависит и сама длительность подросткового периода жизни, например, от определенных условий воспитания ребенка, от предъявляемых норм и требований к нему. Ребенок здесь приобретает новые для него волевые черты: умение преодолевать трудности и препятствия, упорство в процессе достижения цели, настойчивость. По сравнению с младшими школьниками он уже учится ставить перед собой цели и достигать их. Но недостаточность воли все еще сказывается на поведении, в частности, когда он, являясь более настойчивым в одном деле, проявляет меньшее внимание к другому. Внимание к любому виду деятельности чаще всего здесь происходит с импульсивным характером, и выбор деятельности происходит более избирательно [3]. Чувства подростка развиваются высокими темпами под влиянием окружающей среды, формируются идеалы и убеждения, мировоззрение подростков. Подросткам присуща потребность в повышенном внимании к своей личности, к оценке своих личных качеств. Весь мир воспринимается посредством через взрослых. Часто на этом этапе жизни может возникнуть кризис подросткового возраста, он связан с возникновением нового уровня самосознания, где характерной чертой является появление у подростков потребностей и способностей к познанию самого себя как личности, у которой имеются свои качества и отличия. Это порождает у подростка появление стремления к самовыражению, самоутверждению. Данный возраст традиционно считается в воспитательном процессе самым трудным, эти трудности связываются именно с половым созреванием подростка, как причиной разных психических и психологических отношений. Формальная жесткая логика, овладевает всем умом подростка. Именно так, а не как то по-другому: не он овладевает логикой, но она сама возникает как какая-то принудительная сила. На любой вопрос она требует однозначной оценки и ответа: ложь или истина, нет или да. Это и создает у подростка определенную тенденцию к максимализму, и даже заставляет его жертвовать дружбой [18]. Очень часто складываются не самые лучшие отношения с окружающими, близкими людьми, потому что противоречивость и многообразие всей реальности человеческих отношений не может уложиться в рамки рассудочной логики, а подросток готов отвергнуть абсолютно всё, что не соответствует данной логике, так как она и есть господствующая сила во всем его сознании, критерий его оценок и суждений. В подростковом возрасте происходят изменения социальной ситуации развития. Специфика социальной ситуации развития заключается именно в том, что подросток находится в положении как бы между ребенком и взрослым — При огромном желании стать быстрее взрослым, что и определяет основные особенности его поведения. В этом возрасте подросток стремится отстоять независимость, а также приобрести право голоса. Избавление от опеки родителей является универсальной целью отрочества. Но данное избавление происходит не путем разрыва отношений, отделения, хотя иногда и имеет место в некоторых случаях, а путем возникновения именно нового качества отношений. Данный путь не столько путь от зависимости к автономии, а сколько движение к более дифференцированным отношениям с другими людьми. Все то, к чему привык подросток с детства – сверстники, школа, семья, - подвергается переоценке, а также обретает новый смысл и значение. «Вызов взрослым — не столько посягательство на взрослые стандарты, сколько попытка установить границы, которые способствуют их самоопределению» (Ч. Шелтон). Поэтому, в социальной ситуации развития подростка появляется новый компонент – отчуждение, т.е. дисгармония отношений в любых значимых содержательных областях. Дисгармония проявляется во внутренних переживаниях, общении, поведении, деятельности и ее совокупным результатом являются именно сложности при врастании в другие содержательные области. Дисгармония отношений возникает именно тогда, когда школьник выходит из комфортной, привычной для него системы отношений и соответственно не может еще войти в какие либо новые сферы жизни. В данных условиях подросткам необходимы такие качества, отсутствием которых и характеризуются они. Для всех подростков общими вне зависимости от различий в их социализации являются те психологические особенности, где в основе лежит развитие рефлексии, которые порождают потребности понимания самого себя и быть на уровне предъявляемых к себе требований, то есть достигнуть установленного избранного образца [17]. Если у подростка имеются устойчивые личностные интересы, то это его делает более целеустремленным, а значит, и внутренне более организованным и собранным. В свою очередь, это способствует формированию волевых личностных качеств. Переходный возраст заканчивается с возникновением некоторого личностного новообразования, обозначить которое можно термином «самоопределение». Конкретизируется оно с точки зрения самосознания субъекта в общественно значимой, новой позиции. В основном формирование самоопределения происходит на второй фазе развития, в 16-17 лет, то есть в раннем юношеском возрасте, когда при условии скорого окончания школы появляется необходимость в определении своего будущего. Самоопределение здесь отличается от его мечтаний, так как основывается оно на устойчивых уже стремлениях и интересах, предполагает учет внешних и внутренних обстоятельств и возможностей, связано с выбором процессии и опирается на новое сформированное мировоззрение подростка [12]. В итоге можно обобщить, что характеризуется подростковый возраст выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, которая связана с поиском своего места в обществе. Подросток с наибольший силой начинает рефлексировать на себя, на общество, на других, по-другому расставляет интересы и приоритеты, другой смысл в его жизни приобретают друзья, сверстники, семья и школа. Подросток, при сравнении себя с взрослыми и с младшими детьми, приходит к заключению, что он уже совсем не ребенок, а скорее взрослый, впоследствии стремится к признанию окружающими его значимости и самостоятельности, начинает чувствовать себя взрослым. 1.2 Конфликт и стратегии поведения в конфликтных ситуациях На сегодняшний день в конфликтологической литературе есть самые разные определения конфликта. Так, например, на Западе очень широко распространено понятие конфликта, которое было сформулировано известным американским психологом Козером Л. Он понимает под ним борьбу за притязания и за ценности на определенный статус, ресурсы и власть, в которой целями противника является нанесение ущерба, нейтрализация либо устранение соперника. Большинство определений в отечественной литературе также носит социологический характер. Достоинство их состоит в том, что авторы выделяют разные необходимые признаки социального конфликта, который представлен многообразными формами противоборства между социальными и индивидуальными общностями, направленными именно на достижение определенных целей и интересов. Рассмотрим, некоторые из определений конфликта: А.В. Дмитриев: социальный конфликт - это вид противостояния, под которым стороны стараются захватить ресурсы или территорию, угрожают оппозиционным группам или индивидам, их культуре либо собственности таким образом, что борьба принимает форму обороны или атаки [4]. Говоря о конфликте, в первую очередь, нужно сказать о столкновении противоречий. Так, например, Л.Я. Дятченко отмечает понятие «конфликт» (от лат. conflictus – столкновение) как взаимодействие между людьми, которое основано на реальных или мнимых противоречиях. Люди в конфликте преследуют несовместимые, взаимо-исключающие цели, их действия направлены друг против друга и исключают возможность взаимной выгоды. По мнению Л.А. Карпенко основой любого конфликта является ситуация, которая включает в себя противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу или противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах и т.п. Конфликт в основном рассматривается как противостояние между людьми, сообществами и пр. Н.И. Леонов выделил основные подходы к трактовке понятия «конфликт»: социальный, психологический, социально-психологический. Он считает, что социологический подход является одним из ведущих. Т. Парсонс определяет конфликт с точки зрения дисфункционального развития общества. Конфликт свидетельствует о кризисе общества. Следовательно, основная задача общества достичь бесконфликтного состояния. В противовес теории Т. Парсонса Л. Козер считал конфликт центральным явлением общества. Конфликты естественный продукт взаимодействий элементов социальной системы. Он впервые обосновывает конструктивную роль конфликтов. Разрешение конфликтов обеспечивает стабилизацию и интеграцию общества. По мнению Р. Дарендорфа конфликты являются необходимым условием существования общества. Конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами либо группами. Каждая сторона старается делать всё, чтобы принята была её точка зрения и соответственно цель, и мешает противоположной стороне делать тоже самое. Когда люди начинают думать о конфликте, чаще всего они ассоциируют его с враждебностью, спорами и агрессией и т.д. Если конфликты способствуют как бы развитию взаимоотношений и принятию обоснованных решений, то называют их конструктивными. А конфликты, которые препятствуют эффективному взаимодействию и соответственно принятию решений, называют – деструктивными. А.С. Кармин подчеркивает неизбежность конфликтов. Он рассматривает конфликт в широком и узком смыслах. В широком смысле конфликт выходит за рамки человеческих отношений, например можно выделить «конфликт технических устройств», «конфликт между компьютерными программами» и пр. В узком смысле конфликт понимается, как противостояние между людьми [11]. Разрешение конфликтов – это сложный многоходовой процесс, который основываясь именно на диагностике конфликтов, выражается в сдерживании, предупреждении, регулировании конфликтов. Управление конфликтами как бы характеризуется в выработке стратегий всего конфликтного поведения, в снижении уровня конфликтной деструкции [6]. Психологи выделяют 5 типовых стилей поведения в конфликтах: уклонение, конкуренция, приспособление, компромисс, сотрудничество. Рассмотрим данные стили более подробно. Стиль конкуренции. В первую очередь вы стараетесь удовлетворить свои интересы в ущерб интересам остальных, при этом вынуждая других принимать ваше решение данной проблемы. Для достижения своей цели вы используете волевые качества, и если же ваша воля сильна, достаточна, то это вам удастся. Этот стиль может быть эффективным в том случае, ели вы обладаете какой либо властью; вы знаете, что ваш подход или решение в этой ситуации правильны, и поэтому вы имеете право настаивать на них [10]. Вот примеры таких случаев, когда нужно использовать именно стиль конкуренции: - решение нужно принять очень быстро, и вы для этого имеете достаточно власти; - для принятия решения вы обладаете достаточным авторитетом власти; - вы находитесь в такой критической ситуации, которая требует однозначно мгновенного реагирования; - вы чувствуете, что у вас нет другого выбора или что вам совершенно нечего терять; -вы должны принять какое-либо нестандартное решение, но сейчас вам нужно действовать и у вас для данного шага достаточно полномочий. При использовании данного подхода, вы можете стать недостаточно признанным, но вы однозначно завоюете сторонников, если он даст положительный результат. Стиль уклонения. Реализуется именно тогда, когда вы не отстаиваете все свои права, не сотрудничаете ни с кем для скорейшего решения проблемы либо просто уклоняетесь от решения данного конфликта. Вы можете использовать данный стиль, когда затрагивается такая проблема, которая не сильно важна для вас, когда вы не хотите тратить силы и время на её решения либо когда вы чувствуете, что находитесь в каком либо безнадежном положении. Рассмотрим ситуации, когда рекомендуется принять данный стиль уклонения: - у вас очень трудный день, а решение данной проблемы может принести какие либо дополнительные неприятности; - исход не так важен для вас либо вы считаете, что настолько тривиально, что даже не стоит тратить силы; - вы хотите выиграть время; - у вас слишком мало власти для решения проблемы; - ситуация слишком сложная, и вы чувствуете, что разрешение данного конфликта потребует очень многого от вас; - вы чувствуете, что у остальных больше шансов решить данную проблему. Стиль приспособления. Данный стиль означает, что действуете с другим человеком, при этом не пытаясь отстоять своих собственные интересы. Вы можете использовать данный подход, когда исход важен не для вас, а для другого человека [10]. Он совершенно не подходит, если вы чувствуете, что другой человек не собирается в свою очередь поступиться чем-то либо этот человек не оценит всего сделанного вами. Характерные ситуации, в которых стиль приспособления рекомендуется использовать: - вы хотите сохранить добрые отношения и мир с другими людьми; - вас не слишком волнует случившееся; - у вас слишком мало шансов на победу; - вы понимаете, что правда в основном на вашей стороне; - вы полагаете, что другой человек извлечь из этой ситуации может полезный для него урок, если вы уступите его желаниям. Стиль сотрудничества. Эффективный стиль, но трудный. Если же вы оба понимаете, в чем состоит главная причина конфликта, то имеете возможность вместе искать новые разнообразные альтернативы либо выбрать какие либо приемлемые компромиссы. Данный подход лучше всего используется в описанных ситуациях: - у вас взаимозависимые, длительные и тесные отношения с другой стороной; - решение данной проблемы важно для всех сторон, и ни кто из них не хочет полностью устраниться; - у вас есть время поработать над проблемой; - вы и вторая сторона осведомлены о проблеме, и желания всех сторон известны; - обе стороны вовлеченные в конфликт обладают одинаковой властью либо игнорируют разницу в положении для того, что только на равных искать решение проблемы. Обе стороны должны обязательно затратить на решение некоторое время, они должны уметь объяснить все свои желания, выслушать друг друга, выразить свои нужды и уже затем выработать удовлетворяющее обе стороны решение в конфликтных и сложных ситуациях. Стиль компромисса. В своих интересах вы не много уступаете, чтобы удовлетворить их частично, и другая сторона делает то же самое. Как при сотрудничестве, вы не ищете интересы и нужды. Вы только то рассматриваете, что друг другу говорите о своих желаниях [11]. Случаи использования: - вас может даже устроить временное решение; - обе стороны обладают равной властью и имеют взаимоисключающие интересы; - остальные подходы к решению данной проблемы оказались неэффективными; - компромисс вам поможет сохранить взаимоотношения, и вы предпочитаете поэтому получить хоть что-нибудь, нежели всё потерять; - удовлетворение вашего желания для вас имеет не слишком большое значение, и поэтому вы можете изменить не много поставленную в самом начале цель. В тот момент, когда вы стараетесь прийти с кем-то к компромиссному решению с кем-то, вам нужно начинать с выяснения всех интересов и соответственно желаний обеих сторон. После этого уже необходимо обозначить общую область совпадения интересов. В самом идеальном случае конфликт нам сам подсказывает стиль поведения. Очень важно понять, что каждый из данных стилей эффективен только лишь в определенных условиях и из них не один не может быть выделен как самый хороший. Наилучший подход определяться будет конкретной ситуацией, а еще складом вашего характера. Необходимо запомнить, что высокая эмоциональность при разрешении конфликтов – это большой барьер на пути к успешному урегулированию данного конфликта [10]. Способность провести именно эффективное разрешение разнообразных социальных конфликтов зависит напрямую от ваших умений, таких как: Стрессоустойчивость и спокойствие. Данные личностные качества позволят наиболее хладнокровно оценивать невербальные и вербальные коммуникации. Способность контролировать свои эмоции и поведение. Если это вы умеете делать, то вы всегда сумеете донести свои потребности оппоненту без устрашения и без раздражения. Умение обращать внимание на слова, а также проявление чувств остальных людей. Осознание человеком того, что все люди справляются с той либо другой ситуацией по-разному. Способность избегать оскорбительных слов и поступков. Чтобы получить данные навыки, необходимо выработать в себе способность контролировать все свои эмоции; стрессоустойчивость. 1.3 Психологические характеристики подростков, склонных к девиантному поведению На сегодняшний день многие психологи рассматривают проблемное поведение, как настоящую, угрожающую проблему. Подразделить девиантное поведение можно на большие две категории. Это, во-первых, поведение, которое отклоняется от нормы психического здоровья, подразумевает наличие скрытой или явной псизопатологии. Во-вторых, это поведение асоциальное, которое нарушает какие-то культурные или социальные нормы, в особенности правовые. Когда эти поступки являются сравнительно незначительными, называют их правонарушениями, когда же они являются более серьезными – наказываются в уголовном порядке и называются преступлениями. Говорят соответственно о криминальном (преступном) и делинквентном (противоправном) поведении. Девиантное или отклоняющееся поведение называется, по мнению И. А Невского, социальным поведением, которое не соответствует нормам, установившимся в данном обществе. Термин девиантного поведения уточняется таким исследователем, как И. С. Кон, который рассматривая его в качестве системы постапков, которые отклоняются от подразумеваемой или общепринятой нормы, будь то нормы морали, права, культуры или здоровья. Под отклонениями в поведении молодежи понимаются такие особенности и соответственно их проявления, которые и сильно обращают на себя внимание и настораживают (общественность, учителей, родителей) [1]. Данные особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых требований, норм, но и также несут в себе истоки уже будущих проступков, а также нарушений правовых, социальных, нравственных норм, требований закона, и представляют собой как бы потенциальную угрозу субъекту поведения, окружающим его людям, развитию самой личности, и соответственно обществу в целом. При анализе данного поведения необходимо учитывать не только мотив, но и также привычный способ поведения. Генерализованные привычные действия личности так же определяют направленность человеческого поведения. Не владея обобщенным действием человек не поставит себе соответствующей цели и не санкционирует ее. Из этого следует, что центральным компонентом поведения будет не только отдельный мотив сам по себе, а вся мотивационная сфера деструктивной личности, в ней значительную роль играют все обобщенные способы поведения индивида. Проявление отклонений в поведении подростков, в их социальном и нравственном развитии могут быть самыми разнообразными, в зависимости от разнообразных индивидуальных особенностей личности, определенных обстоятельств и конкретных условий жизни и деятельности. Р. В. Овчарова эти обстоятельства сводит в ряд следующих групп: временные, ситуативные реакции или проявления, которые вызваны провоцирующими их обстоятельствами и факторами, а также устойчивые формы отклонения в поведении, которые развиваются по какому-либо типу и обусловлены неблагоприятными условиями деятельности и жизни в общем [5]. Молодежь оказывается самой незащищенной, нравственно неподготовленной, неустойчивой. Не имея часто моральных убеждений, достаточного жизненного опыта, не умея разделять мнимые (искусственные) и истинные жизненные ценности, закрепляют они в своем поведении и сознании негативные тенденции общественного развития. И. Ю. Кулагина, используя цитаты С. Холла, отмечает, что называет он данный возраст временем «натиска и бури». На этом этапе развитие происходит быстрыми темпами. Главная особенность подросткового возраста заключается в личностной нестабильности. Стремление и противоположные черты борются друг с другом, определяя противоречивый характер подросткового поведения. Повышенный интерес к собственной внешности обуславливает сензитивные реакции на оценку ее другими. Возникают разнообразные переживания (конфликтные в большей или меньшей степени), которые связаны с побуждением сексуального влечения. Так же типичным в этом возрасте является лабильность аффекта, эмоциональная неустойчивость [9]. Молодежь, в этой фазе, по мнению автора, отличается высокой внушаемостью к стилю поведения эффективных внешне, нередко случайных авторитетов и противостоит резко авторитету учителей, родителей и иных взрослых. Свойственная фазе негатива нетерпеливость в достижении цели, импульсивность поступков приводят к очень легкому возникновению реакции отказа или оппозиции. При ситуации конфликта в обществе и семье для поведения главным диктатором становится нередко асоциальная группа. Желание в данной группе самоутвердиться – это частая причина вовлечения молодежи в противоправные действия. По этой причине вершина кривой, которая выражает склонность к криминальным поступкам, детскую трудновоспитуемость, совпадает с негативной фазой подросткового возраста. По мнению В. Н. Кудрявцева, при нарушениях социализации, неблагоприятном социальном развитии возникнуть могут самые разнообразные формы асоциального поведения и социальной дезадаптации, связаны которые не только с преступлениями и правонарушениями. Отклоняющимся, асоциальным поведением является поведение, где проявляются устойчиво отклонения от социальной нормы, как отклонения агрессивной, корыстной ориентации, так и социально-пассивного типа. Выделяется также среди асоциальных проявлений так называемый докриминальный уровень, когда еще не стал несовершеннолетний субъектом преступления, а социальные его отклонения проявляются на уровне мелкого правонарушения, нарушения нормы морали, правил поведения в общественном месте, уклонения от общественно-полезной деятельности, в употреблении токсических, наркотических, алкогольных средств, которые разрушают психику, и иных формах асоциального поведения, которые выражаются в уголовно-наказуемых преступных действиях, когда несовершеннолетний становится субъектом преступления, рассматриваемое судебными и следственными органами, представляют общественную более серьезную опасность и относятся к преступным криминогенным проявлениям [1]. Также существуют и психобиологические предпосылки для формирования девиантного поведения – разнообразные патологии, отклонения в развитии психики и организма, имеющие как характер наследственный, так и возникающие под влиянием неблагоприятных условий жизнедеятельности личности. Среди таких предпосылок, например, Г. А. Аванесов отмечает: - патология биологических потребностей, что нередко, в частности, становится причиной сексуальных извращений, половых преступлений; - состояние психического и нервного здоровья, неврастении, нервно-психические заболевания, пограничные состояния, которые повышают возбудимость нервной системы, обуславливают неадекватные реакции и затрудняют социальный контроль над поступками - влияние различных наследственных заболеваний, в особенности наследственности, отягощенной алкогольной зависимостью, которой страдает практически 40% умственно отсталых детей; - влияние конфликтных ситуаций, психофизиологических нагрузок, изменений в химическом составе окружающей среды, использование новых видов энергии, приводящей как к разнообразным аллергическим, психофизиологическим, токсическим заболеваниям, так и служат криминальным дополнительным фактором. Агрессия в молодом возрасте, как отмечает А. И. Захаров, - это чаще всего результат пониженного самоуважения и общей озлобленности в результате пережитых неудач жизни. Нередко изощренную жестокость проявляют жертвы гиперопеки, не имевшие никогда возможности отвечать за свое поведение и за себя. Вначале девиантное поведение подростков всегда немотивированно. Они, как правило, пытаются соответствовать общественным требованиям, сделать этого по каким-то причинам (психологические, материальные, социальные, конституционные) не может [13]. Большей частью девиантное поведение гипертрофирует свойственные подросткам черты. Сменяется повышенная активность гипертимного ребенка неуправляемлстью; утомляемость астено-невротического – ипохондрией; некоммуникабельность шизоидного – достаточно мрачной замкнутостью; несамостоятельность комфортного – зависимостью от группы; конфликтность эпилиптоидного – вспышками аффективного поведения; кокетство истероидного – эгоцентризмом и т д . Так же характерной чертой выступает неразвитость познавательных интересов. Редко у них бывают любимые занятия, предметы – хобби, исключая спортивные, поэтому приводит малосодержательный досуг их в группу таких же ищущих разнообразия и острых, ярких ощущений подростков, где удовлетворяется наконец-то потребность в общении [14]. Существует древнекитайская мудрая пословица: «Бывает только неправильный путь, не никогда не бывает безвыходного положения». «Безвыходных положений» в воспитании не бывает, нет и неподдающихся влиянию, «окончательно испорченных», «неисправимых». Существуют еще не найденные меры и средства воздействия, неподобранные ключи к разуму и чувствам трудновоспитуемого. Даже самый запущенный в педагогическом смысле подросток, даже самый циничный и грубый нарушитель морали и права имеет возможность встать на путь исправления. Необходимо это очень хотеть и уметь сделать [14]. Д. И. Фельдштейн говорит, что как бы труден или продолжителен процесс воспитания не был, как бы глубоко не был поражен недостатками и пороками духовный мир молодежи – нельзя никогда терять веру в возможное перевоспитание. Список литературы 1. Ананьев Б.Г. Проблемы подросткового возраста. - Киев, 1994 -211с. 2. Василькова Т.А., Василькова Ю.В. Социальная педагогика: учебное пособие. - М.: «Академия», 2014; 3. Воронов В.В. Технология воспитания/ В.В. Воронов. - М.: Школьная пресса, 2002. - 528с. 4. Дмитриев А.В. Конфликтология. — М.: Гардарика, 2010. — С. 54 5. Дубровин В. И. Подростки "группы риска" // Практическая психология образования: Уч. пос. для вузов /. - М.: Просвещение, 2003. 6. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. — М.: Аспект Пресс, 1996. — С. 96. 7. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 2003г 8. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М, 2001.-160с 9. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения: 2-е изд., доп. -М.,1997. 10. Козлов А. С. «Процедурная помощь в разрешении конфликтов». Журнал «Прикладная психология», № 4. Москва - 2010г. 11. Конфликтология / под ред. А.С. Кармина – СПб.: Лань, 1999. - 448 с.. 12. Крылова Н. Проблемный подросток: его права и возможности. - 2001. - №9. 13. Малышев К. Профилактика и коррекция девиантного поведения // ОБЖ. - 2003. - №2. 14. Можгинский, Ю.Б. Агрессия подростка: эмоциональный и кризисный механизм. [Текст]: учебник/ Ю.Б. Можгинский. - С-П.: Высшая школа,2000 15. Никитин Т.И. Правовые основы предупреждения и преодоления асоциального поведения детей и подростков // Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения. — М.,1996. 16. Трус И. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания // Воспитание школьников. - 2002. - №7. 17. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников. [Текст]: учебник / В.Г. Степанов. - М.:, 1988. 18. Хузиахметов А.Н. Социализация и индивидуализация личности школьника: Учеб. пособие. - Казань, 1998. - 288 с. 4 ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: