VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Профилактика агрессивных форм поведения детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K015605
Тема: Профилактика агрессивных форм поведения детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования
«Чувашский государственный  университет им.И.Н.Ульянова»
(ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова»)
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кафедра философии, социологии и педагогики




Дипломная работа
«Профилактика агрессивных форм поведения детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности»






Выполнила: студентка группы ЗУП 14-15 
Иванова М. А.
Проверила: доктор педагогических наук, профессор
Абрамова Людмила Алексеевна



Чебоксары, 2018 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ  АГРЕССИВНОСТИ   ЕЕ КОРРЕКЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ  ВОЗРАСТЕ

1.1  Проблема агрессивности в психологии

1.2 Динамика агрессивности в дошкольном возрасте

1.3 Вопросы организации условий психологической коррекции агрессивности у дошкольников

Глава II СРАВНИТЕЛЬНОЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1  Цель, задачи, методика констатирующего этапа эксперимента

2.2 Сравнительная характеристика проявлений агрессивности у детей 5-6 и 6-7 лет

Глава III КОРРЕУКЦИОННАЯ РАБОТА ПО СНИЖЕНИЮ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

3.1   Программа коррекции агрессивности

3.2 Динамика проявлений агрессивности у детей 6-7 лет  по результатам контрольного среза

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ 









ВВЕДЕНИЕ

      В настоящее время, в эпоху изменения социально-политических и социально-экономических условий жизни, нестабильности в обществе, усиливается внимание к эмоциональным аспектам поведения человека, в частности, к росту агрессивных тенденций, что отражает одну из острейших проблем нашего общества.
      Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее остроактуальных проблем, волнующих сегодня как педагогов и психологов, так и родителей: агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Исследования и многолетние наблюдения показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. При благоприятных условиях развития присущее  значительному числу маленьких детей агрессивное поведение сменяется новыми просоциальными формами поведения. Однако у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и закрепляется, трансформируясь в устойчивое отрицательное качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал личности, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется ее личностное развитие. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигает на первый план задачи выявления психологических условий, способствующих снижению повышенной агрессивности у подрастающего поколения.
      Особенно важным является изучение и коррекция агрессивности в дошкольном возрасте, когда эта черта находится на стадии своего становления и когда, по мнению Смирновой Е.О., Хузеевой Г.Р. [49], возможно предпринять своевременные коррегирующие меры.
      Актуальность проблемы обусловлена и ее недостаточной теоретической и экспериментальной разработанностью. За последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности значительно вырос. Накоплен определенный позитивный опыт в разработке основных и конкретно-психологических предпосылок исследования проблемы агрессивности, куда внесли свой вклад как отечественные (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, М.И. Лисина, Е. Гаспарова, Н.М. Щелованова, К.Е. Лютова, Л.А. Абрамян, И.А. Фурманов, Е.О. Смирнова и др.), так и зарубежные (К. Лоренц, Э. Фромм, З. Фрейд, Р. Берон, К.Е. Изард, А. Валлон, Г. Паренс, Й. Раншбург, К. Бютнер, А. Фрейд и др.) исследователи.
      При всем многообразии трактовок агрессивного поведения в настоящее время многие ученые (Реан А.А. [42], Берон Р., Ричардсон Д. [5]; Фурманов И.А. [59]; Лютова Е.К., Монина Г.Б. [29]) дифференцируют понятия агрессия и агрессивность. В зарубежной психологии (З. Фрейд, К. Лоренц,) [27  (Д. Зильманн, А. Басс) [  ]; (А. Бандура) [  ] и др. предлагаются различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. Так З. Фрейд, К. Лоренц  исходят, в основном, из идей об инстинктивных влечениях; «биологической основы агрессивности, такой же, как у животных» (К.Лоренц).  Бихевиористы обьясняют, что агрессивное поведение является следствием фрустрации (Дж. Доллард, Н. Миллер), «подкрепления» (Р. Уолтерс), «социального научения» (А. Бандура).
      Наиболее глубоко исследована проблема детской агрессивности в трудах таких исследователей, как  К. Бютнер, Е. Гаспарова, К.Е. Лютова, Л.И. Молчанова, О.Е. Смирнова и Г.Р. Хузеева, А. Фрейд, И.А. Фурманов и др.
      Однако, несмотря на значительное число научных работ и монографий, посвященных этой проблеме, ключевые вопросы, связанные с изучением особенностей и коррекцией повышенной агрессивности у детей дошкольного возраста, остаются открытыми. 
      Социально-психологические исследования феноменов агрессии и агрессивности, и также факторов ее детерминации проводились в самых различных областях: в группе детского сада  Смирнова Е.О., Хузеева Г.Б. [49] и др.) и в условиях семейного воспитания (Бютнер К. [6] и др.) Основными направлениями их изучения были, агрессивное поведение у определенной части детей, их самооценка и уровень притязаний, их благополучие среди окружающих,  отношение к ним и связанное со всем этим внутреннее эмоциональное состояние.
      Ряд исследований (Ениколопов С.Н., Касаткина Ю.В., Клюева Н.В., Кузнецова Л.Н., Лютова Е.К., Монина Г.Б. и др.) рассматривают вопросы, касающиеся коррекции агрессивности в дошкольном возрасте. Ученые предлагают различные средства и методы, формы организации и проведения коррекционной работы.
      Вместе с тем анализ психологической и педагогической литературы дает основание констатировать, что сведений об особенностях проявления агрессивности у дошкольников недостаточно. Между тем выявление особенностей проявления агрессивности у детей дошкольного возраста, и, прежде всего, изучение психологических условий коррекции, настоятельно необходимы в целях гармонизации дальнейшего личностного развития подрастающего поколения. 
      Цель исследования: определить специфику профилактики агрессивности детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности.
      Объект исследования: агрессивность у детей дошкольного возраста как личностное свойство.
      Предмет исследования: специфика коррекции агрессивности детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности.
      Гипотезы исследования: 1. проявление агрессивности у дошкольников разного возраста имеют специфические особенности; 
      2.Организационно-педагогическая деятельность по коррекции агрессивности детей 5 – 7 лет будет эффективна при реализации следующих условий:    
      1) при использовании психогимнастических,  настольных,  подвижных игр, способствующих эмоциональной разрядке, снятию мышечного напряжения, овладение навыков совместного бесконфликтного общения;                                                                                                                                                                               
      2) формировании у ребенка умение осознавать самого себя, свои поступки, собственные эмоции, а также чувства других людей.
      Задачи исследования:
      1) Проанализировать современное состояние проблемы изучения развития и коррекции агрессивности как качества личности в дошкольном возрасте;
      2) выявить индивидуально-типические и индивидуальные особенности проявлений агрессивности у детей 5-6 и  6-7 лет;
      3) разработать и апробировать комплекс игровых методов, обеспечивающих психологическую коррекцию агрессивности у детей 5 – 7 лет, и оценить степень их эффективности.
      Методологические основы исследования: принципы диалектико-материалистической философии (детерминизма, развития, системности, личностный и деятельный подходы); диалектические законы (перехода количества в качество, единства и борьбы противоположностей и др.); положение о специфике дошкольного возраста (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер); положение о сензитивности дошкольного детства для эмоционального развития; положение о влиянии на развитие личности природной организации человека, социальной среды и ведущей роли воспитания (И.А. Фурманов, З. Фрейд, А. Фрейд, Р. Берон и др.).
     Кроме того, мы опирались на исследования ученых по проблеме агрессивности (Р. Бэрон, К. Бютнер, Е. Гаспарова, С.Н. Епиколова, К.Е. Лютова, Г.Б. Монина, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, Д. Ричардсон, А. Фрейд, Э. Фромм и др).
      Методы исследования:
      1) анализ и обобщение психологической и педагогической литературы по проблеме исследования,
      2) стороннее непосредственное наблюдение;
      3) проективные методы (рисуночные и др.);
      4) теоретико- прикладное моделирование программы коррекции;
      5) качественный и количественный анализ данных;
      6) констатирующий и формирующий эксперименты, методы математической обработки данных.
      Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы практическими психологами, педагогами ДОУ в целях коррекции агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
      Этапы экспериментальной работы.
      I этап - поисково-теоретический:  обобщение материала по состоянию проблемы в психолого-педагогической литературе, разработка научного аппарата, выбор методов исследования, определение базы исследования;
      II этап- экспериментальный: реализация констатирующего и формирующего экспериментов;
      III этап- заключительно-обобщающий: анализ, систематизация, интерпретация полученных данных, формулирование выводов, оформление исследовательской работы.
      Организация исследования: исследование проводилось в МБДОУ «Детский сад №132 «Золотая рыбка» г.Чебоксары с детьми общей численностью 22 ребенка: 11 детей в возрасте 5-6 лет и 11 детей 6-7 лет. 







Глава I
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ  АГРЕССИВНОСТИ   ЕЕ КОРРЕКЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ  ВОЗРАСТЕ

1.1    Проблема агрессивности в психологии

      Начиная с середины 60–х гг. тема насилия и агрессии, как говорит Румянцева Т.Г., становится одной из актуальных  в зарубежной психологии, ее даже называют «интригующей»  [   ].
      Анализ новейшей психологической и социально-философской литературы,  вышедшей в ведущих странах Запада в 70-80–х гг. и посвященной проблеме человека, свидетельствует о том, что вопросы, связанные с человеческой агрессивностью, выдвигаются на передний план многих исследований.
      Для дальнейшего научного осмысления природы человеческой агрессивности необходимо прежде всего уточнить направления и точки зрения на интересующий нас феномен, что предполагает тщательную обработку смысла и значения понятий «агрессия» и «агрессивность», а также категориального аппарата исследований.
             Слово агрессия происходит от латинского «aggredi», что означает «нападать». Оно издавна бытует в европейских языках, однако значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, оно стало более узким - под агрессией начали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.
               Многие отечественные и зарубежные психологи внесли свой вклад в изучение данной проблемы: А.Бандура, Берковец, Р. Берон, К. Бютнер, Д. Доллард, В. Клайн, Н. Левинсон, Н.Д. Левитов, К. Лоренц, А.К. Осинский, Т.Г. Румянцева, Д. Ричардсон, А. Реан, Л.М. Семенюк, Р.С. Хоманс, З. Фрейд, Э. Фромм и другие. 
              Существует несколько различных подходов в изучении и объяснение феномена агрессии. А.А. Реан выделяет пять базовых направлений [    ]: 
       1)   инстинктивистская теория агрессии (З. Фрейд, К.Лоренц и др.);
       2)  фрустрационная  (Д. Доллард, Н. Мишер и др.);
3) теория социального научения (А. Бандура, Б. Скиннер и др.);
4) теория переноса возбуждения (Д. Зильманн и др.);
7) когнитивные модели агрессивного поведения (Л. Берковец и др.). 
             Так З. Фрейд связывает становление агрессии поведение ребенка  со стадиями сексуального развития. Представитель теории инстинктов К. Лоренц, как и З. Фрейд, считает, что человеку не дано справиться со своей агрессией, он только может направить ее в нужное русло. 
             Согласно представлениям сторонников фрустрационной теории  агрессии (Д. Доллард)- агрессия представляет собой реакцию на фрустрацию. Основные положения этой теории гласят следующее:
1) фрустрация  всегда приводит к агрессии  в какой-либо форме;
2) агрессия всегда является результатам фрустрации.
              В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора:
1) степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;
2) сила препятствия на пути достижения цели;
3) количество последовательных фрустраций.
      Иными словами, чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем больше количество реакций блокируется, тем сильнее будет толчок агрессивному поведению. В том случае если фрустрация следует одна за другой, то их сила может быть совокупной и может вызвать агрессивную реакцию больше силы. Когда выяснилось, что индивидуумы не всегда реагирует агрессией на фрустрацию. Д. Доллард и соавторы пришли к выводу, что подобное поведение не проявляется в тот же момент фрустрации прежде всего из угрозы наказания. В этом случае происходит «смещение», в результате  которого агрессивные действия направляются на другого человека, нападение на которого ассоциируется с наименьшим наказанием.    
        Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действие, за котором стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения. Эта теория гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление, т.е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец. Эта теория была предложена Бандурой. Он объяснил особенности  агрессивного поведения:
1)  агрессия приобретаемая посредством: биологических фактором (гормоны, нервная система), научения (непосредственный опыт, наблюдение).
    2) агрессия провоцирует: воздействием шаблонов (возбуждение внимания); неприемлемым обращением (нападки, фрустрация); побудительными мотивами (деньги, восхищение); генструкциями (приказы); экстрентическими убеждениями (параноидальными убеждениями).
    3) агрессия реагирует: внешним поощрением и наказанием (материальное вознаграждение, непринятыми последствия); викарным подкреплением (наблюдение за тем, как поощряют и наказывают других); механизмами саморегуляция (гордость, вина).
            Наряду с этим в теории утверждается, что усвоение человеком широкого диапазона агрессивных реакций – прямое поощрение такого поведения, т.е. получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем.
         Вместе с тем, существенное значение имеет результативная агрессия, т.е. достижение успеха при использовании агрессивных действий. Сюда же и относится и викарный опыт, иными словами наблюдение, поощрение агрессии у других. Социальное поощрение и наказание относятся к побуждению агрессии. Самопоощрение и самонаказание – модели открытой агрессии, регулируемые поощрением и наказанием, которые человек устанавливает для себя сам. 
      Лютова К. Е., Монина Г.Б., опираясь на данные Л. Берковеца и Д. Зельманна, подчеркивают, что  фрустрация или другие аверсивные стимулы (например, боль, неприятные запахи, жара) провоцируют агрессивные реакции путем формирования негативного аффекта. По мнению Л. Берковеца поведение все-таки можно контролировать. Но, как доказал Д. Зильманн, в отдельных случаях агрессия бывает импульсивной и плохо поддается контролю рассудка [    ].
      Необходимо заметить, что в науке четко подразделяют понятия «агрессия» и «агрессивность». 
      Зарубежные психологи Р.Бэрон и Р.Ридчардсон [4] считают, что агрессия, в какой бы форме она ни проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного обращения с собой.
      Согласно Э.Фромму, под агрессией следует понимать любые действия, которые причиняют или имеют намерения причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту [58]. Э.Фромм считает, что существует два вида агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная». Первая проявляется в момент опасности и носит оборонительные характер- как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жестокость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности.
      По мнению Смирновой Т.Н.: «Агрессия – это физический акт, который иногда может запускаться и поддерживаться эмоциями, входящими в комплекс враждебности (гнев, отвращение, презрение). Она направлена на то, чтобы причинить ущерб, оскорбить или победить [50, 20].
      Согласно Смирновой Т.Н., понятие «физическое действие» включает также и речь. Ущерб может быть психологическим и физическим (удар по телу или удар по самолюбию). В целом агрессия представляет враждебность, вместе с тем агрессивное действие может оказать  на враждебность обратное влияние, усилив или ослабив ее. Таким образом, враждебность рассматривается, как сложное мотивационное состояние, а агрессия как следующее из него поведение [50, 22].
      А.А. Реан особо акцентирует необходимость дифференциации «агрессия» и «агрессивность». Давая определение данным терминам, он обращает внимание на то, что «агрессия - это намерение действия, направленные «на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному», «агрессивность – это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии». [42, 218].
      В психологическом словаре под  редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Мещеряковой предлагаются следующие определения:  агрессия (от лат. «agressio» - нападение, приступ) – мотивационное деструктивное поведение, противоречащие нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящие вред объектам нападения (одушевленным и/или неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т.д.).
      В понимании Р.С. Немова агрессивность, есть враждебность человека в отношении других людей, которые отличается стремлением применить им неприятность, нанести вред. 
      В.Сатир считает, что агрессивность производна от боли, обиды, страха, которые, в свою очередь проявляются от нереализованных потребностей (в уважении, признании, любви и т.д.) [20, 33].
      Смирнова Т.Н. считает,  агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Агрессивность характеризуется наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъективных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрешению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу [   , 51]. 
      Таким образом, можно сделать вывод: агрессия - есть поведение (высвобождение от отрицательных эмоций, выражение протеста, негативизм и др.) действия,  а агрессивность – это свойство личности, готовность к совершению таких действий, это враждебность и т.п. 
      В психологии уделяется серьезное внимание дифференциации видов агрессии. 
      С. В. Лесина, Г.П. Попова, Т.Л. Снисаренко выделяют следующие виды агрессии [    ]:
      1) физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта;
      2) вербальная агрессия – выражение негативных чувств через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальной реакции (угроза, проклятие, ругань).
      3) прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта.
      4) косвенная агрессия – действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки) и действия, характеризующиеся не направленностью и не упорядоченностью (взрывы ярости, появляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаком по столу).
      5) инструментальная агрессия – являющаяся средством достижения какой-либо цели.
      6) враждебная агрессия - выражается в действиях, целью которого является причинение вреда объекту агрессии.
      7) аутоагрессия – проявляющаяся в самообвинении, самоуничтожении, нанесении себе телесных повреждений, вплоть до самоубийства.
      Авторы также выделят пять видов агрессии, опираясь на данные А. Баса и А. Дарка (во многих исследованиях отечественных и зарубежных психологов данная характеристика определяется как формы проявления агрессивности): физическая агрессия (физическое действие против кого-либо); раздражение (вспыльчивость, грубость); вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т.д.); негативизм (опозиционная манера поведения); косвенная: направленная (сплетни, злобные шутки и т.д.) и  ненаправленная (крики в толпе, топанье и т.д.) [20, 11].
      Итак, анализ общепсихологических подходов к сущности агрессии и агрессивности дает основание для вывода, о возрастании в последние годы научного интереса к проблеме агрессивности. В зарубежной литературе тема агрессии и агрессивности обсуждается очень широко. Создано большое число теоретических концепций, проводятся многочисленные экспериментальные исследования. Все многообразие западных концепций можно условно разделить на две группы: первая включает теории, в которых агрессивность трактуется как враждебная, инстинктивное свойство индивида, вторую составляют концепции, рассматривающие агрессивность как приобретаемую характеристику поведения. Отечественные исследования в этой области, представляют в основном обзор зарубежных исследований, уделяется внимание агрессивности как черте личности. 
      Все- таки проблемы, изучаемые не смогли должным образом выявить.
      
      .
      



1.2  Динамика агрессивности в дошкольном возрасте

       Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частных проблем в детском сообществе. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уходит, уступают место более спокойным формам поведения. Однако у определенных категорий детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируется в устойчивое качество личности. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
      Почти в каждой группе детского сада, в каждом классе встречаются хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их. Отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения - одним словом,  становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. 
      Н.Л. Кряжева описывает поведение таких детей: « Агрессивный ребенок, используя любую возможность… стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он «не успокаивается» до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети вступят в драку [        ].
      К.Е. Лютова и Г.Б. Монина указывают, что это следствие небогатого эмоционального мира агрессивных детей, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено.  Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение [        ].
        Рассматривая проявления агрессивности в разных возрастах, логичнее  начать обзор с самого раннего периода – новорожденности. Итак, авторы английской школы психоанализа (А. Фрейд, З. Фрейд) утверждают, что впервые минуты жизни, еще до всякого вытеснения, ребенок уже проецирует свои агрессивные импульсы и что этот процесс чрезвычайно важен для формирования у ребенка эмоциональных состояний [  ]. Более того, Анна Фрейд [  ]  считает, что внутренний мир ребенка с первых дней жизни состоит  из двух контрастных ощущений: удовольствия – боли.
      В концепции З. Фрейда заявляется, что в человеке существуют два наиболее общих инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт смерти. Первый он рассматривает как стремления, связанные с созидательными тенденциями в поведении человека: любовью, заботой, близостью. Второй несет в себе энергию разрушения, его задачей является «приводить все органически живущее к состоянию безжизненности» [  , 375]. Это злоба,  ненависть, агрессивность, деструктивность. Отечественный детский психолог Фурманов И.А. [46] также поддерживает точку зрения А. Фрейд. 
      Э. Берном улыбка, гуление, смех, лепет, комплекс оживления в  младенческом возрасте расцениваются как положительные реакции, а  хныканье, гнев, общее беспокойство – как отрицательные реакции[1]. Проведенные им исследования свидетельствуют о том, что на первом месяце жизни преобладают отрицательные реакции типа крика, плача; положительные реакции в это время практически не отмечаются, а проявляются на втором месяце жизни. В дальнейшем их число неуклонно растет, в то время как отрицательные реакции становятся слабее, появляются реже.  
      З.В. Денисова также обращает внимание на тот факт, что на первом месяце жизни положительные эмоции почти полностью отсутствуют. По ее мнению, это может быть следствием незрелости эффекторно-мимического аппарата, но вероятнее всего допустить, что в этом возрасте не созрел сам центральный аппарат положительных эмоций [  ].
      Говоря о годовалых детях, Е. Гаспарова отмечает, что у них, осознанного агрессивного поведения не наблюдается практически никогда[14 ].Если взрослый немедленно остановит ребенка или предупредит возможность такого действия (например, не будет слишком наклоняться к размахивающему руками возбужденному ребенку), то отпадет и всякая «опасность». Соответственно, не возникает и вероятности закрепления подобных действий в поведении малыша. 
      Как отмечает И.А. Фурманов [  , 20] в первые годы жизни (мы предполагаем, что это примерно 12 – 14 месяцев) агрессия проявляется исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослых. Выражается это чаще всего вспышками злости, гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью. Хотя эти реакции ребенку неприятны и не поощряются, но и не считаются ненормальными. Следовательно, ребенка и агрессивным можно считать весьма условно, так как у ребенка нет намерения причинить ущерб окружающим. Е. Гаспарова отмечает, что (согласно Б.Споку) в годовалом возрасте нормальными явлениями могут считаться: замахивание ребенка на мать за то, что она сделала что-то неприятное ему[    ].
      Из данных, представленных в научных работах явствует, что в раннем возрасте происходят определенные изменения в проявлении агрессивности.
      И.А. Фурманов, спираясь на данные Х. Хекхаузена [47], подчеркивает, что в раннем возрасте (от года до 3 лет) на первый план все активнее выдвигаются конфликты и ссоры с ровесниками, связанные с обладанием вещами, чаще всего игрушками. Доля таких конфликтов у полуторогодовалых детей составляет 78%. По мнению этого и других авторов в этот же период  развития более чем в 5 раз возрастает число случаев использования детьми физического насилия, вспышки ярости становятся более целенаправленными и в поведении ребенка отчетливо прослеживается реакция нападения (Раншбург Й., Поппер П.) [32].
      Автор указывает, что подавляющее большинство детей 1,5 – 2 летнего возраста добровольно не отдают собственных игрушек или делают это, только уступая авторитету родителей, но всегда с явной неохотой, обидой и с плачем. Ребенок не может анализировать себя, что приводит к невозможности установления контакта с окружающими в этой сфере отношений.
      Но уже на втором году жизни, как отмечает Гаспарова Е., ситуация несколько меняется [1 ]. В этот период резко возрастает активность ребенка. Научившись ходить, он приступает к ознакомительной, исследовательской деятельности. С расширением возможностей для самостоятельных действий возрастает независимость поведения ребенка. Подчас, как полагает Гаспарова Е., это стремление к самостоятельности выливается в первые попытки маленького человека «настоять на своем», агрессивными методами вопреки желанию родителей.
      По данным Л.М. Кузнецовой ,уже в возрасте 2 – 3-х лет возможны проявления настоящей агрессивности с угрожающими действиями, жестами, звуками, причинами которой чаще всего являются конфликты с родителями [15].По мнению автора, такое поведение связано с тем, что эмоциональные переживания детей раннего возраста, особенно от 2 – 3-х лет, отличаются высокой интенсивностью, их проявления не регулируются социальными нормами и волевыми усилиями, как у более старших детей или взрослых. Согласно данным Л.М. Кузнецовой вспышки ярости с элементами агрессивного поведения наблюдаются в ситуации, когда желание ребенка по какой-то причине не выполняются. Так возникает реальная возможность конфликта между ним и взрослым, который не редко сопровождается агрессивными проявлениями со стороны малыша [15, 100]. Е. Гаспарова  указывает также на возможные и весьма непосредственные формы выражения своего неудовольствия: дети кричат, падают на пол, топают ногами, визжат, могут царапаться, кусаться, драться.
      К трем годам жалобы на упрямство сына или дочери звучат настойчивее. В этот период дети 2 – 3 лет попадают в детсады, где, как отмечает Е. Гаспарова, опираясь на данные М.И.Лисиной, В.С.Мухиной, Л.Д.Кошелевой [ ], начинает формироваться опыт взаимодействия со сверстниками как процесс более или менее длительного поддержания и развертывания действий, направленных на другого. В этот период агрессия носит инструментальный характер. Конфликты между детьми чаще всего возникают в ситуации обладать вещью, обычной игрушкой. Проявление агрессивности в этом возрасте главном образом зависит от реакции и отношения родителей к тем или иным формам поведения: если родители и воспитатели относятся нетерпимо к любым проявлениям открытой агрессии, в результате могут сформироваться символические формы агрессии, также как нытье, фырканье, упрямство, непослушание и другие виды сопротивления, а  также проявление косвенной агрессии. 
      Как отмечает И.А.Фурманов [  ], в этом возрасте усиливается «исследовательский инстинкт» и в то же время малыш сталкивается с целой системой новых, для его опыта, запретов, ограничений и социальных обязанностей. Попадая в конфликтную ситуацию между спонтанным интересом и родительским «нельзя», ребенок невольно испытывает сильнейшую депривацию – ограничение возможности удовлетворения своих потребностей, что, приводит к состоянию фрустрации. Ребенок воспринимает эту ситуацию как акт отвержения со стороны родителей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что в нем просыпается злость, отчаяние, агрессивные тенденции. Однако, если раньше родители на агрессивность ребенка реагировали лаской, то теперь они чаще прибегают к угрозам, лишениям удовольствий, изоляции.
      Т.Н. Смирнова, опираясь на данные С.А.Заваражкиной, отмечает, что ребенок к актам насилия может относить довольно широкий спектр действий, который включает такие, как лишение лакомства, игрушки, вербальные внушения, произнесенные повышенным тоном.
      При переходе от раннего к дошкольному возрасту у ребенка начинают складываться более сложные формы продуктивной и игровой деятельности, устанавливается более сложный характер взаимоотношений с окружающими, соответственно, отмечаются изменения и в интересующий нас сфере. 
      Е. Гаспарова полагает, что в среднем и в старшем дошкольном возрасте (в 5 – 6 лет) агрессивное поведение  уже может рассматриваться как специфическая форма взаимоотношения ребенка с другими людьми, в первую очередь со сверстниками. Чаще всего именно в этот период появляются жалобы на драки, на агрессивные действия ребенка по отношению к младшим братьям и сестрам, на попытки мучить животных [8, 101]. 
      Как свидетельствует Л.М. Кузнецова [  ], в 4-6 лет причиной агрессии детей чаще выступают ссоры с братьями, сестрами или партнерами по игре.
      В исследовании Е.О. Смирновой и Г.Р. Хузеевой[  ] выявлен определяющий фактор детерминации агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста: они считают, что в основе детской агрессивности может лежать разная мотивационная направленность. Однако, несмотря на это, всех агрессивных детей, по их мнению, объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.
      В старшем дошкольном возрасте, как свидетельствуют данные, представленные в научных работах, наблюдаются определенные изменения в проявлении агрессивности по сравнению с другими возрастными этапами дошкольного детства.
      Так, в этом возрасте, указывает И.А. Фурманов [46, 23], ребенок постепенно научается контролировать свои агрессивные импульсы и  выражать их в приемлемых рамках. 
      Учеными подчеркивается, что определенная степень агрессивности должна быть присуща каждому индивиду так, Гельмут Фигдор[  ] в своих работах, посвященных детской агрессивности подчеркивает: «… важна детская агрессивность для всей последующей жизни ребенка. Это абсолютно нормальное и даже необходимое проявление. В агрессивности заключена общечеловеческая сила влечений, столь необходимая человеку во всем, что бы он не делал,  хотя чаще всего агрессивность рассматривается как нарушение социальной жизни, наших представлений о том, что дети всегда должны быть мирными. Большая часть детской агрессивности – явление вполне нормальное и здоровое… Это доступное им формы сопротивления и критики.».
      Г. Фигдор раскрывает причины проявления агрессивности у детей дошкольного возраста:
      1) расставание с домом, когда ребенок попадает в детский сад: ребенок испытывает ярость и страх, а кусаться- это чуть ли не единственная возможность выражения агрессивности в этом возрасте( 2-3 года);
      2) реакция на переживания (4-5 лет)- «… возраст сопротивления и фаза нового приближения. Приступы ярости в этом возрасте вполне нормальны, их невозможно избежать». Ш. Бюллер считает: «… у детей позже возникают различные психические проблемы, если они в свое время не пережили яркой фазы сопротивления. Как говорится «ждать сдачи» детей до 5-6 летнего возраста вполне нормальная потребность. Ведь у ребенка нет такой возможности как у взрослого: в ответ на обиду ответить едким словом, которое ранит больнее кулака».  [         ] .
      Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева выделили следующие ситуации, провоцирующие агрессивность [   ].......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%