- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Положительное взаимоотношения детей младшего и среднего дошкольного возраста в игровой деятельности
| Код работы: | K009372 |
| Тема: | Положительное взаимоотношения детей младшего и среднего дошкольного возраста в игровой деятельности |
Содержание
Оглавление
Введение…………………………………………………………………...
3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………..
5
1.1. Формирование детского коллектива в детском саду как психолого-педагогическая проблема…………………………………
5
1.2. Особенности взаимоотношений детей 3-4 лет…………………
8
1.3. Роль игровой деятельности в формировании положительных взаимоотношений……………………………………
10
Введение
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Воспитание у детей дошкольного возраста положительных взаимоотношений к сверстникам является на современном этапе одной
из главных задач нравственного воспитания. В детском саду, где дети имеют равные права и близкие интересы, ребенок учится ориентироваться
на огорчения, затруднения сверстников, приобретает практический опыт, оказываю действенную помощь другому ребенку, сочувствуя, разделяя радость, печаль и т.д.
Умения общаться, строить, поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом,
это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности.
Исследования отечественных психологов (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего в игре.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том,
что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношения взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.
Актуальность обусловлена необходимостью поисков наиболее эффективных средств и методов педагогических и психологических воздействий на формирование положительных взаимоотношений детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: дошкольники младшего и среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: положительное взаимоотношения детей младшего и среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Гипотеза: развитие положительного взаимоотношения детей будет эффективно, если обеспечить: систему использования игр на специально организованных занятиях и в повседневной жизни, учитывать принципы индивидуализации и дифференциации.
Цель: рассмотреть формирование положительных взаимоотношений
у детей младшего и среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования положительных взаимоотношения детей младшего и среднего возраста.
2. Изучит роль игровой деятельности в формировании положительных взаимоотношений
3. Провести методику диагностирования положительных взаимоотношений детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретический (теоретический анализ
и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования), эмпирический (наблюдение, эксперимент), статистический метод обработки данных.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА.
1.1 . Формирование детского коллектива в детском саду как психолого-педагогическая проблема.
Коллектив – это социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей и общих ценностных ориентаций в процессе общения.
Термин «коллектив» произошел от латинского слова «collec» «собирательный». Таким образом, понятие коллектива указывает на собрание, объединение людей на существование между ними связывающих отношений.1
Отношение - это позиция личности ко всему, сто ее окружает и к самой себе.
Взаимоотношение – это взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению к общности.
Современный образовательный процесс в образовательных учреждениях разного типа и уровня (детский сад, школа, лицей) ориентирован на ценности гуманизма, сотрудничества, творческого взаимодействия, свободы и ответственности в воспитании ребенка. Средством осуществления этих ценностных ориентаций становится детский коллектив как социальная общность, объединяющая детей совместными целями, общей деятельностью и переживаниями.2
Первым коллективом ребенка, воспитывающегося в общественной системе образования, становится группа детского сада. Группа детского сада является малой группой, т.е. простейшим видом социальной группы с непосредственными личными контактами и определенными эмоциональными отношениями между всеми ее членами, специфическими ценностями и нормами поведения.
Проблема осмысления педагогических возможностей формирования коллектива детей дошкольного возраста вызвана возрастными особенностями данной категории детей.
Под коллективизмом мы понимаем нравственное качество, которое проявляется в чувстве товарищества, принадлежности к коллективу, умении при необходимости подчинять личные интересы общественным 3.
Коллектив дошкольников – это группа детей, объединенная
и организованная под руководством воспитателя на основе коллективного образа жизни в детском саду, совместной деятельности, общих близких целей, интересов и переживаний. 4 Особенность данного коллектива заключается
в том, что ведущую роль в нём играет воспитатель, и воспитание коллективизма является центральной задачей нравственного воспитания дошкольников в детском саду. 5
При этом это важнейшее условие всестороннего развития его личности и раскрытия его внутренних богатств. Только в коллективе ребёнок может сравнивать себя с другими, согласовывать свои поступки с поступками сверстников, устанавливать дружеские отношения со своими товарищами. 6
Дети младшего дошкольного возраста отличаются большой эмоциональностью, побуждающей их к активному выражению сопереживания. В первую очередь они отзываются на ярко выраженные внешние переживания сверстников. Под влиянием чувств, связанных с похвалой или порицанием взрослого, они могут изменить свое поведение, решиться на определенный поступок. В этом возрасте при условии хорошо организованного коллектива возникают начальные формы истинно дружеских чувств, которые во многом определяют содержание отношений.
Содержательная и эмоциональная сторона взаимоотношений детей четвертого и пятого года жизни находит свое выражение в жестах, в мимике и в совершенствующейся речи. Дети сопровождают речью свои игровые действия, пользуются ею во взаимоотношениях со сверстниками. Овладение речью помогает ребенку стать инициатором в игре, занять такое положение, при котором он становится объектом подражания для других.
Уровень развития речи во многом определяет умение вступать в контакт с детьми и поддерживать его. Ребенок с хорошо развитой речью может пригласить товарища в игру, передать другому собственный замысел игры, договориться о распределении ролей, самостоятельно разрешить конфликты.
При рассмотрении психолого-педагогических предпосылок детских взаимоотношений следует подчеркнуть, что одним из важных компонентов этих отношений выступает воля. Уровень волевого развития ребенка подчас является определяющим в характере его отношений с другими детьми. Дети с более высоким уровнем развития воли являются организаторами совместной деятельности. У таких детей контакты со сверстниками более длительны и бесконфликтны.
Таким образом, предпосылками формирования положительных взаимоотношений детей младшего и среднего дошкольного возраста являются развитие самостоятельной деятельности, воспитание общественной мотивации, интересов, чувств, навыков и привычек поведения, речи и воли. Организуя процесс формирования отношений, педагог должен не только учитывать уровень развития этих качеств у ребенка, но и постоянно прогнозировать и программировать дальнейшее их совершенствование.
1.2. Особенности взаимоотношений детей 3-4 лет.
В дошкольном возрасте существенно возрастает значимость общения со сверстниками, в процессе которого дошкольник реализует нормы и ценности, усвоенные главным образом в общении со взрослыми. Сверстник является партнером по совместной деятельности, чье доброжелательное внимание, уважение и признание становятся важным для дошкольника. Выделяют три основных мотивов общения дошкольников со сверстниками:
* Деловой мотив, под влиянием которого сверстник побуждает ребенка к общению как партнер по практическому взаимодействию, дети испытывают положительные эмоции от самого процесса совместной деятельности;
* Личностный мотив, выступающий в феномене «невидимого зеркала», т.е. ребенок видит в поведении сверстника отношение к себе и практически игнорирует в нем все остальное;
* Познавательный мотив, под влиянием которого происходит общение со сверстником как с равным ребенку существом, которое можно использовать в целях познания и самопознания.
В 3-4 года занимает деловой мотив с четко определившимся личностными.
В исследованиях М.И. Лисиной и А.Г. Рузской были выделены существенные особенности общения дошкольника со сверстниками, качественно отличающих его от общения со взрослыми.
* Большое разнообразие коммуникативных действий и широкий их диапазон, что определяется богатым функциональным составом общения сверстников и большим разнообразием коммуникативных задач;
* Сильная эмоциональная насыщенность, что выражается в большом количестве экспрессивно-мимических проявлений и аффективной направленности действий по отношению к сверстнику;
* Нестандартность и нерегламентированность общения детей, характеризующиеся особой раскованностью, ненармированностью, действий, их незаданностью никакими образцами, использованием непредсказуемых и нестандартных средств общения.
* Преобладание инициативных действий над ответными, что проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера и часто вызывает конфликты, протесты, обиды.
Выделяют три формы общения дошкольников со сверстниками: эмоционально-практическую, ситуативно-деловую и внеситуативно-деловую.
Для детей 3-4 лет наиболее характерно эмоционально-практическая форма общения детей со сверстниками. Ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого эмоционально-практического общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. В сверстнике дети воспринимают лишь отношение к себе, а его самого (его действия, желания, настроения), как правило, не замечают.7
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношение детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
Таким образом, в дошкольном возрасте происходят значительные изменения в содержании, мотивах и средствах общения со сверстниками, среди которых преобладают речевые средства.
1.3. Роль игровой деятельности в формировании положительных взаимоотношений.
Игра – исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении действительности и отношений взрослых.
Игра как вид деятельности имеет присущие ей черты, характерные для всякой деятельности: наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерных действий, результата.8
В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период – игре.
В процессе игры, как и в другие виды деятельности, вовлекается вся личность ребенка: его психические познавательные процессы, воля, чувства и эмоции, потребности интересы; в игре ребенок активно действует, говорит, использует свои знания.
Игра обладает и специфическими чертами. Среди них основным является своеобразие мотивов. Игра – это свободная и самостоятельная деятельность, отличающаяся активным творческим характером, высокой эмоциальной насыщенностью.
В теорию игры значительный вклад внесла Н.К. Крупская. Подчеркивая социальный характер детских игр, отражение в них явлений жизни, она прежде всего видела в игре средства расширения впечатлений об окружающей действительности, связи с нею. «Для ребят дошкольного возраста, - писала она, - игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания.
Игра для дошкольников – способ познания окружающего».
Особенностью детской игры является также сочетание и взаимосвязь образа, игрового действия и слова. В игре ребенок живет действиями и чувствами изображаемого героя. Дети не играют молча. Даже тогда, когда ребенок играет один, он разговаривает с игрушкой, ведет диалог с воображаемым участником игры, говорит за себя и за маму, за больного и врача и т.д. Слово является как бы аккомпанементом к игровому действию и полнее раскрывает образ, отношение к нему самого ребенка.
Основными структурными элементами игры являются: игровой замысел, сюжет или ее содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослыми. Эти элементы тесно взаимосвязаны и определяют игру как своеобразную деятельность детей.9
Во всех играх отражаются взаимоотношения между людьми, их чувства, переживания, отношения к труду. Играя ребенок активно усваивает содержащиеся в сюжете различные типы взаимоотношений, нормы социального поведения. В процессе общения, возникающем по поводу игры, дети активно усваивают нормы и правила общественной жизни в среде сверстников, средства построения совместной деятельности, у них формируются опыт положительных взаимоотношений друг с другом.
Существует много классификаций игр, так как время от времени возникает потребность в их систематизации с целью наиболее адекватного использования в воспитании и обучении детей.
В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально к классификации детских игр по такому принципу подошел П.Ф. Лесгафт. Он считал, что дошкольный возраст – период имитации новых впечатлений и их осознания посредством умственного труда.
С.Л. Новоселова разработала новую классификацию игр.
* Первый класс – игры, возникающие по инициативе самих детей как своеобразная практическая форма размышления ребенка об окружающей его природной и социальной действительности.
* Второй класс – игры, возникающие по инициативе взрослого (обучающие и досуговые игры).
* Третий класс – так называемые традиционные или народные игры, возникшие в глубинах этноса.10
В игре ребенок сочетает и взаимосвязывает образ, игровые действия и слова. Это не внешние признаки игры, а самая сущность. В игре ребенок живет действиями и чувствами изображаемого героя. Дети не играют молча. Даже, когда ребенок играет один, он разговаривает с игрушкой, ведет диалог с воображаемым участником игры, говорит за себя и за маму, за врача и больного и т.д. слово является как бы аккомпанементом к игровому действию и полнее раскрывает образ, отношение к нему самого ребенка. Посредством речевого общения в игре дети обмениваются мыслями, переживаниями, уточняют смысл и содержание игры. Словесный сговор в игре выполняет организующую функцию, содействует возникновению и укреплению взаимопонимания и дружбы между детьми, одинакового отношения к тем или иным фактам и явлениям окружающей жизни. Взаимосвязь образа, игрового действия и слова составляет стержень игровой деятельности, служит средством отображения действительности.
Игра имеет основные структурные элементы:
* игровой замысел;
* сюжет или содержание;
* игровые действия;
* роли;
* правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослым.
Эти элементы тесно взаимосвязаны.
Игровой замысел – это общее определение того, во что и как будут играть дети.
Сюжет или содержание – это то, что составляет ее живую ткань, определяет развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей; то, что делает игру привлекательной и побуждает интерес и желание играть.
Роль - это центр игры, которую выполняет ребенок. По тому значению, которое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком или животным, его воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в образ, становится тем, кому подражает, т.е. играет определенную роль. Но дошкольник не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость.
Правила в процессе игры дети устанавливают сами (в некоторых играх – взрослый) тем самым определяют и регулируют поведение и взаимоотношениях детей. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений. Вместе с тем правила помогают робким, застенчивым ребятам быть активными участниками игры.
Все эти структурные элементы игры являются типичными, но они имеют разное значение и по-разному соотносятся в разных видах игр.
Включая игру в педагогический процесс, воспитатель учит играть, создавать как сказал А.С. Макаренко, «хорошую игру». Для такой игры характерны следующие качества:
* воспитательно-познавательная ценность содержания, полнота и правильность отображаемых представлений;
* целесообразность, активность, организованность и творческий характер игровых действий
* подчинение правилам и способность руководствоваться ими в игре с учетом интересов отдельных детей и всех играющих;
* целенаправленное использование игрушек и игровых материалов;
* доброжелательность отношений и радостный настрой детей.
ГЛАВА II. МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Методика 1. «Два дома»
Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам. Диагностика межличностных отношений детей младшего и среднего возраста.
Оборудование: Лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета.
Инструкция: Посмотрите на эти два домика. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике.
Ход исследования: Записываю кто где поселится, затем спрашиваю, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь. Предлагаю до 5 положительных и отрицательных выбора. Если ребенок не желает никого выбирать, не стоит настаивать на принятии им решения.
Обработка данных:
№
Фамилия, имя ребенка
1 вопрос
+ (положительный выбор)
2 вопрос
- (отрицательный выбор)
1
Алексеев Кирилл
5,6,8,10,7,19,17,11,13,20
4,12,16,3
2
Григорьева Милана
7,11,5,9,10,20,19,17,15,6,8,4,1,3,12
13,14,16
3
Дмитриев Харысхан
1,4,8,6,12,2,13,16,18
5,7,10
4
Ефимов Вася
6,3,2,1,18,20
9,11,12,15
5
Егоров Коля
6,1,7,11,15,13,10,18,17
2,9,4
6
Кострамыкин Денис
5,1,11,7,4,13,15,16,20
12,4
7
Кондратьева Ира
1,2,11,6,12,16,8,20,13,17,19
9,18,5
8
Кузьмин Иван
4,1,5,6,10,12,11,19,18,
16
9
Кривогорницин Руслан
5,1,11,14,18,6,4,20,19,2
17,3
10
Копырин Сергей
4,6,7,17,20,13,15,16,19
2,8
11
Кириллина Эвелина
1,4,5,7,9,16,17,20,13
3
12
Легантьева Вика
5,11,6,3,8,4,15,19,18
9,7
13
Петрова Айлаана
1,2,6,7,8,11,12,17,18
20,19
14
Рожин Миша
7,2,5,17,13,11,15,19,18
20,4
15
Саввинов Анидар
12,13,11,1,5,6,7,19,20
4,3
16
Саввинов Дуолан
5,11,6,8,15,19,18
4
17
Степанов Саша
5,1,11,3,7,4,13,15,16,20
12
18
Терентьев Тимур
1,6,7,5,8,13,12,17
16
19
Тарабукин Стас
5,11,6,8,3,4,15,18
1,2
20
Шепель Богдан
8,6,7,17,3,13,15,16,19
4
+4 и более баллов – «социометрические звезды», это внешне привлекательные, достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе, они лидируют в играх, с ними охотно дружат дети.
от +1 до +3 баллов (выборов со знаком минус нет) – эти дети предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, а в своей маленькой группе могут быть лидерами.
от -2 до +2 баллов – активные, подвижные, достаточно общительные, но нередко, конфликтные дети, они легко вступают в игру, но также легко ссорятся и отказываются играть, часто обижаются и обижают других, но легко забывают обиды.
0 баллов – этих детей просто не замечают. Это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве, и не стремятся к контактам со сверстниками.
-1 и менее баллов – это дети которые отвергают сверстники.
Опираясь на данные социометрии, уровень благополучия взаимоотношений в детском центре «Звездочка» - высокий.
Методика 2. Игра Секрет
Оборудование: красочные картинки, по 3 штуки на каждого ребенка и 6-8 запасных.
Проведения исследования: каждого ребенка просят «по секрету» от остальных по собственному выбору подарить предложенные ему 3 картинки трем детям группы каждому по одной. Можешь положить и тем детям, которых нет сегодня.
№
Фамилия, имя ребенка
Количество полученных карточек
1
Алексеев Кирилл
6
2
Григорьева Милана
3
3
Дмитриев Харысхан
2
4
Ефимов Вася
1
5
Егоров Коля
7
6
Кострамыкин Денис
8
7
Кондратьева Ира
5
8
Кузьмин Иван
5
9
Кривогорницин Руслан
2
10
Копырин Сергей
3
11
Кириллина Эвелина
8
12
Легантьева Вика
1
13
Петрова Айлаана
4
14
Рожин Миша
2
15
Саввинов Анидар
4
16
Саввинов Дуолан
3
17
Степанов Саша
4
18
Терентьев Тимур
5
19
Тарабукин Стас
7
20
Шепель Богдан
4
В результате этой игры выяснилось, что группа детей дружная. Два члена группы получили по 8 карточек. Это «Звезды» группы, они популярные в группе. Предпочитаемый – член группы получившие 4-7 карточек. Таких в группе 10. Оттесненный – член группы, получившие 1-3 карточек. Таких в группе 8. Отверженный – член группы, не получивший ни одной карточки отсутствует. Взаимовыбора нет у 5 детей.
После беседы с воспитателем было выяснено, что дети не получившие взаимовыбора – это те дети, которые совсем недавно начали посещать группу, часто болеют.
По результатам игры «Секрет», я смогла вычислить коэффициент сплоченности в данной группе по формуле:
КС=кол. взаимовыбора / кол.выбора ? 100%
КС = 15/20 ? 100%
КС = 75%
Коэффициент сплоченности группы показывает, что воспитание дружеских взаимоотношений у детей идет хорошо.
Методика 3. Особенности совместной деятельности детей.
Подготовка к исследованию: подготовить материал для игровой деятельности.
Проведения исследования: предложить детям вместе играть.
Выделившиеся ранее микро группы четко выделялись во время игры. Во время игры четко выделявшиеся дети исходят из своих интересов. Делают замечания и дают советы и указания сверстнику. Но иногда не замечает своих ошибок самостоятельно. Осознают коллективный результат. Отношение к сверстнику положительное. Интерес к деятельности к другого ребенка эпизодические. Иногда наблюдает за их деятельностью и комментируют. Помогают к сверстникам по просьбе взрослого, некоторые с удовольствием, некоторые не охотно. Настаивают на своем мнении. Решение спорных вопросов решают с помощью взрослого.
Умения и навыки коллективной организации и выполнения деятельности хорошо развиты. Но нужно еще проводить в нем работу по формированию дружеских взаимоотношений. Разъяснить что такое хорошо и что такое плохо. Лишь тогда у них сформируется правильное взаимоотношение в группе.
1 Микляева Н.В., Микляева Ю.В. // Дошкольная педагогика. Теория воспитания. – 2012г. – С.167
2 Даренская Л. Воспитание культуры общения /Л. Даренская// Ребенок в детском саду. – 2002г. – С. 63
3Буре Р. С. Воспитатель и дети: пособие для воспитателя детского сада / Р. С. Буре, Л. Ф. Островская. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Просвещение, 1985. 143 с.
4 Усова А. П. Обучение в детском саду / А. П. Усова. Москва: Просвещение, 1988. 30 с.
5 Усова А. П. Обучение в детском саду / А. П. Усова. Москва: Просвещение, 1988. 31 с.
6 Трофимова К. А. Проблема психолого-педагогической коррекции поведения детского коллектива / К. А. Трофимова. Москва: «Эксмо», 2002. 10с.
7 Косякова О.О. / Психология раннего и дошкольного детства: учеб. Пособие / - Ростов н/Д: Феникс, 2007. С.195
8 Попова Л.В./Дошкольная педагогика: учеб.-метод.комплекс./Якутск: ИРО МО РС(Я), 2002. С. 31
9 Ядэшко В.И., Сохин Ф.А./Дошкольная педагогика: уч.пособие / М.: Просвещение, 1986. С. 294
10 Попова Л.В./Дошкольная педагогика: учеб.-метод.комплекс./Якутск: ИРО МО РС(Я), 2002. С. 37
---------------
------------------------------------------------------------
---------------
------------------------------------------------------------
4
....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
| Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
- Профилактика агрессивных форм поведения детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности
- Психолого-педагогические основы организации деятельности педагога по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

