VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Профессиональное становление личности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012407
Тема: Профессиональное становление личности
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Социология и управление персоналом»

Курсовая работа
по дисциплине «Психология профессиональной деятельности»
на тему «Профессиональное становление личности»

ПГУ 1.114040062.04.001
Направление подготовки – 38.03.03. Управление персоналом



Выполнил студент: _________  Москвинова Д.Ю         
Группа:                                                 17ЗЭП51                 
Руководитель:
К.с.н., профессор ______________ Серова Е.В.


Работа защищена с оценкой_____________________
Преподаватель________________________________
Дата защиты_________________




2018

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..с.3
1.Понятие становление личности……………………………………………….с.6
2.Этапы становление  личности…………………………………………………с.8
2.1 Этапы развития профессионала Марковой А.К. ………………………….с.10
2.2  Фазы развития профессионала по пути Е.А. Климову………………….с.11
2.3.Этапы профессионального развития личности, по мнению Э.Ф.Зеер…..с.14
3. Стадии профессионального развития личности……………………………с.16
3.1.  Прогрессивная стадия профессионального развития личности………..с.18
3.2 Регрессивная стадия профессионального развития личности……………с.20
4. Методы профессионального развития………………………………………с.23
5. Профессионально важные качества личности профессионала……………с.27
 Заключение…………………………………………………………………….. с.35
Список используемых источников…………………………………………….с.36






      


      

      Введение
      Чем дольше и усерднее мы трудимся, тем больше опыта для своей профессиональной деятельности мы получаем . В  современном мире ценен тот сотрудник, который готов к улучшению трудовых навыков и постоянному совершенствованию  и развитию своих трудовых способностей. Поэтому мы рассмотрим  профессиональное развитие личности, его этапы и методы.
      Человек занимается большую часть своей жизни профессиональной деятельностью и превращает её в основной вид деятельности, для каждого конкретного человека зависит от личности и от социально экономических условий, в которые включена личность. Изменения в трудовой деятельности  - это освоение профессии и самостоятельной профессиональной деятельности приводят к становлению личности как субъекта профессиональной деятельности. 
      Без дальнейшего  развития  невозможно человеческое существование в принципе, так как прогресс защищает от наступления полнейшей деградации, которая приводит к постепенному саморазрушению.
      Существует пословица : “Век живи, век учись”. Получая  работу, появляется стимул совершенствовать себя, как специалиста. Годами трудовой деятельности  профессиональный опыт значительно увеличивается , что повышает нашу ценность для потенциальных работодателей.
      Развитие личности в профессиональном значение важно для любого, кто желает достигнуть большего и уважает свой труд. Это не обязательно должны быть люди которые зациклены на карьере, такой путь совершенствования подходит любому , кто относится серьёзно к своей работе.
      Рассматривая  профессиональную  деятельность, со стороны  сложной системы взаимодействия субъекта и объекта предполагает выявление ряда  изменений. Изменения в  профессиональной деятельности вызываются развитием самого  социального общества: возникновение новых, усовершенствованных  технологий, материалов, совершенствование орудий труда и сырья, деление трудовых функций  и их объединений приводят к изменению характера и содержания профессиональной деятельности, появляются разные новые профессии.  Изменения индивидуальной деятельности человека  в профессии ,как процесса освоения средств и объекта труда связаны с формированием профессиональной компетентности и становлением качеств, обусловливающих успешность деятельности, т.е с развитием человека в качестве профессионала  или профессиональным развитием личности. 
      « Профессиональное развитие» можно рассмотреть в широком понятие, и узком смысле.  В более широком значении означает изменение психологических структур личности, связанное с усвоением человеком профессиональных норм, необходимых для осуществления личностью успешной профессиональной деятельности это есть « профессиолизация личности. Если рассмотреть в узком понятие   - « профессиональное развитие» использует больше  внимания на психологической составляющей процесса профессионального становления человека и означает становление и развитие профессионального самосознания. В этом своем значении термин «профессиональное развитие» используется в психологических науках. Проблема  профессионального развития личности является одной из основных  проблем  в современной психологии труда и профессий. Понятие « профессиональное развитие» также  активно используется в новой отрасли психологической науки- акмеологии , изучающий закономерности , механизмы и феноменологию развития  человека, в том числе профессионального, на стадии его зрелости.
      При этом психологи ставят своих исследованиях конкретные задачи, предъявляемые практикой в области профессионального отбора, обучения, просвещения, профессиональной консультации, профессионального развития личности  и её карьеры. Решение этих задач опирается на теоретические представления о процессе   профессионального развития, обусловливающих его факторах, стадиях и уровнях становления человека- профессионала. 
      1.Понятие становление личности
      Множество исследований были предназначены для раскрытия  взаимосвязи и взаимообусловленности процессов прогресса  личности, и становления профессионала.  В исследованиях Е.А. Климова были отражены глобальные  проблемы формирования профессиональной личности. Климов утверждал, что профессиональные занятие  влияют   на систему отношений личности, образа жизни. Е.М. Борисова предполагает, что  вид деятельности предоставляет возможности удовлетворять всю их потребность, раскрывая  свои способности, утверждать себя как личностность, достигать определённого статуса в жизни и т.д. В процессе личностного и профессионального формирования происходит изменение жизненных и профессиональных планов , социальной ситуации эволюция ведущей деятельности, личности в целом. Так же идеи развития личности в среде социальных групп попадаются уже в трудах философов античности. Так, Ульрих фон Виламовиц-Мёллендорф, немецкий филолог, крупнейший эллинист, автор исследования «Аристотель и Афины», изучавший античное мировоззрение
      Профессиональное становление – это процесс развития и саморазвития личности, освоения профессионально ориентированных видов деятельности, определение своего профессионального  места в мире, реализация себя в профессии и стремление развития своего потенциала для достижения вершин профессионализма [17.с.6]
      Становление в профессиональной деятельности представляет собой динамический процесс «образования  личности, который организует формирование профессиональных и важных качеств и  компетентности». Развитие  в  значимых психофизиологических свойств, поиск способов для лучшего улучшения  качественного и изобретательного выполнения профессионально значимых видов деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности. Фактором на разных стадиях становления выступает социально-профессиональная направленность, взаимосвязанных развивающихся профессионально значимых видов деятельности и профессиональной активности личности.
      Сам процесс повышения уровня и усовершенствования структуры профессионального направления, профессиональной - компетентности, социально и профессионально важных качеств и профессионально - значимых психофизиологических свойств через разрешение противоречий между уровнем их развития и  социальной ситуацией - это есть  профессиональное становление личности. Становления личности зависит от:  обоснованного выбора профессии; профессионального отбора лиц, имеющих интерес и склонность к профессии, формирования профессиональной направленности, придания содержанию и технологии профессионально-образовательного процесса развивающего характера; последовательного освоения специалистом и профессионалом системы взаимосвязанных видов деятельности.
      Становление личности в качестве профессионала   обязательно предполагает потребность в дальнейшем  развитии и саморазвитии, возможность и реальность ее удовлетворения, а также потребность в профессиональном самосохранении. [2.с.35]
      После тщательного анализа проведенного В.А. Бодровым, позволяет рассмотреть  основные условия  профессионального развития: все люди индивидуальны. Различаются по свойствам и качествам с психологической точки зрения ; профессиональная успешность определяется степенью соответствия индивидуально-психологических особенностей личности требованиям профессии; каждый индивидуум соответствует требованиям ряда профессий; индивидуальные особенности  и профессиональные  требование определяют уровень интереса к профессии, удовлетворенности в ней, стремление к профессиональному совершенствованию и т.д.; профессиализм реализуется на всем протяжении развития  профессиональной личности; развитие профессиональной личности, и психологических качеств и структур ; определяющим в профессиональном развитии личности является характер ведущей деятельности и ее смена; отношение к профессиональной деятельности, корректируется  факторами, определяющими особенности жизненной и трудовой активности человека. [2.с.36-37]
      Е.А. Климов рассматривая профессиональное развитие человека,                               выделяет в нем три хронологических периода
       Сначала в первый период - до профессионального развития: выявляют  стадию раннего детства, или пред игры; стадию дошкольного детства; стадию младшего школьного возраста. В целом это время  развития произвольной регуляции поведения, овладения речью, формирования обще трудовых умений (самоорганизации и самоконтроля своей деятельности, планирования, доведения до конца начатой работы, умения концентрироваться на извне поставленной задаче). В этот период необходимо воспитать потребность быть равноправным членом общества и создавать что-то ценное для людей, это время начального овладения смыслами труда;
      После «до профессионального» развития наступает следующий период - выбора профессии. Этот период принимаю решение о своей профессиональной деятельности, дальнейшего учебного заведения, так как существуют колледжи, техникумы, профессиональные училища, в которые принимают лиц, закончивших девять классов общеобразовательной школы;
      В третьем периоде, когда человек более устойчив, наступает   собственно профессиональное развитие .
      Е.А.Климов, разобрав основное  понятие «профессиональное самоопределение», высказывал, что это не однократное принятие решения, а постоянно чередующиеся выборы. Наиболее актуальным выбор профессии становится в отрочестве и ранней юности, но и в последующие годы возникает проблема ревизии и коррекции профессиональной жизни человека. [17.с.14]
      
      
      2.Этапы становление  личности
      Исследовании в области становление личности выявило проблемы , развития и формирования личности человека.  Основной проблемой гуманитарных наук в той или иной степени обращающихся к изучению человека, выступает проблема развития и cтановления личности . Эти понятия настолько прочно вошли в наше сознание. Осмысление факта становление  личности затруднено также сложностью определения феноменов человека и личности. Сформировано 4 этапа становления личности:
      Первое это - неосознанное формирование, когда в самом начале—в сознании у человека почти ничего нет. Нет ни убеждений, нет  целей, нет мышления;  человек начинает впитывать информацию как губка, копируя все что происходит вокруг.  
      В самом глубоком детстве и происходит основная закладка мышления. Все прекрасно знают, что для ребёнка  который ни чего не умеет( читать, писать и т.д) он автоматически, копирует интонации, мимику, манеры и т.д. Формируется кособокая личность. Затем эту работу продолжают формировать  школа, вуз, преподаватели, улица — внешнее программирование. Во основном человек — это матрица той среды, в которой он провел начало своей жизни. 
      Второе- это самопознание.  Если  у человека общая картина мира сложилась благополучно. Человек для себя нашёл ответы на интересующиеся вопросы : «Как устроен мир?», «Чем люди друг от друга отличаются?», то он переходит к следующему этапу. Он пытается выяснить свое значение, индивидуальность   начинает задавать себе вопросы: «Кто я?», «Чем я отличаюсь от других?», «Ради чего живу
      Третье – это осознанное развитие.   По статистике, только 3 % дают  четкий ответ на вопрос: «Зачем человек живет, к чему стремится?» Их развитие и успех во много раз  выше, чем у остальных людей. Кто ответил на этот вопрос, тот нацелен на формирование себя как личности, у него есть основания для развития и роста. В дальнейшем  человек начинает  формировать необходимые убеждения, качества, способности, свое состояние, все необходимое для достижения целей. 
      После обозного развития  наступает стадия самореализации. — это когда человек уверенно идет от вершины к вершине, от одной цели к другой, достигает их, полностью реализует свой потенциал как личность и покоряет все необходимые ему высоты. 
      2.1 Этапы развития профессионала Марковой А.К.
      Как известно, для отдельной отрасли или науки в целом должны существовать определенные основания и предпосылки, главное место среди которых занимает разделение  предмета исследования. Мы исходим из того, что предметом обозначенной отрасли прикладной психологии является возникновение  и осуществление  субъекта труда на различных стадиях профессионального пути человека. В дальнейшем данный процесс будем называть профессионалогенезом.
      «Модульный подход» в профессиографировании А. К. Маркова выдвигает  «задачно-личностный модульный подход» к профессиографированию. «Модуль профессии». А. К. Маркова формулирует основные требования к профессиограмме: четкое понимание  предмета и результата труда; не выявление  отдельных компонентов и сторон труда, а описание целостной профессиональной деятельности; открытость  возможных линий развития человека в данной профессии; показ возможных перспектив изменения в самой профессии; направленность профессиограммы на решение практических задач (профессиограмма как основа профотбора, профессионального обучения, рационализации труда и др.); выделение и описание различных некомпенсируемых профессиональных психологических качеств (ПВК), а также тех качеств, которые могут быть компенсированы. «Модель специалиста». 
      В основном  плане «модель специалиста» предполагает выделение: профессиограммы, профессионально-должностных требовании квалификационного профиля (требований по разрядам, категориям). Независимо от этого , при построении «модели специалиста» выделяют:
      - модель реально действующего, готового специалиста,
      - модель самой подготовки специалиста.
      А.К. Маркова в своей книге «Психология профессионализма»  также  выделяет следующие ступени  профессионализма:
      - когда работающий человек ещё  не обладает полным набором качеств для профессионала так называемый «допрофессионализм»
      - когда человек работает и выполняет все, что от него требуется - профессионализм  ;
      - когда личное развития работника в профессиональной деятельности, движение  к вершине профессиональных достижений-  суперпрофессионализм;
      - когда работник начинает деградировать как личность, не развиваться, оставаться на одной ступени развития – непрофессионализм или псевдопрофессионализм
      - когда человек может оказаться "профессионалом в прошлом", а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов, работник с большим профессиональным опытом - послепрофессионализм [18.с.58]
      2.2  Стадия развития профессионала по пути Е.А. Климову
      В качестве методологической основы исследования профессионального развития личности , по моему мнению, можно принять концепцию развития человека как субъекта труда Е. А. Климова. По мнению, человек как субъект труда проходит в своем  развитии ряд стадий характеризующихся , во-первых, определённой социальной ситуацией развития; во-вторых, специфическими задачами , которые на данном этапе стоят перед субъектом; в-третьих, особенностями в овладении социальным опытом; наконец, формированием различных психических образований. Поскольку данная концепция базируется на представлении о профессиональном развитии как процессе прохождения человеком в одной профессии определённых этапов, в рамках существующих в исследовательской литературе классификаций её можно отнести к т.н. стадиальным концепциям профессионального развития. Развитие человека как субъекта профессиональной деятельности описывается Е.А.Климовым как  процесс «пошагового»  возникновения и даже преднамеренного создания им некоторых возможностей, из которых какие-то выбираются для реального осуществления. Ещё в ходе обучения человека в общеобразовательных учреждениях стадия допрофессионального  развития переходит  в стадию выбора профессии, или проектирования профессионального старта и жизненного пути. Е.А. Климов называет эту стадию также фазой оптанта или оптации, подчеркивая, что именно она является наиболее важной и значимой для становления профессионала. На этой стадии происходит познание  социального значимых ценностей, развивается представление  о сфере  профессий, происходит овладение системой социального значимых нравственных  ценностей, развивается представление о мире профессий, происходит соотнесение требований конкретных  профессий и представление о себе, построение личных профессиональных проектов и планов. Проблема выбора профессионального пути, как правило, встает перед подростками , будущими выпускниками средней  школы. Однако на этой стадии профессионального развития может находиться взрослый человек, вынужденный по каким-либо причинам переменить профессию.
      С завершением стадии выбора профессии и созданием профессионального плана субъект труда вступает в стадию собственно профессионального развития , которая, в свою очередь включает в себя периоды адепта, адаптации, мастерства, авторитета и наставничества. Все эти фазы профессионального развития отражают становление профессионального сознания личности и по сути являются этапами формирования профессионализма, поэтому необходимо рассмотреть их подробнее.
1. Профессиональной подготовки так называемая фаза адепта. После многолетней подготовки в качестве развития профессиализма  у субъекта учебно-профессиональной деятельности выявляются  существенные изменения в самосознании, направленности, информированности, умелости. Эта стадия связана  с освоением ценностных представлений данной профессиональной общности, овладение знаниями и умениями необходимыми для будущей профессиональной деятельности.
2. Адаптации молодого специалиста к работе эта фаза  характеризуется привыканием к условиям труда. В связи с ризницами  в социальных, деятельностных нормах профессионального образовательного учебного заведения и производственного коллектива , новый работник  должен  усвоить новые нормы , регулирующие его поведение, образ жизни, освоить « технологические» тонкости профессии.
3.  На этапе интернала субъект труда развивает  значительный трудовой  опыт в своей профессии , обладает отчетливо выраженной профессиональной направленностью, способен без помощи других  выполнять основные рабочие  функции. Специфической особенностью данной стадии является высокий уровень адаптированности к профессии и активная реализация человеком своего профессионального потенциала.
4. Фаза мастерства характеризуется наличием у работника специальных качеств и умений. Находящийся на данной стадии субъект способен решать самые сложные профессиональные задачи. Деятельность профессионала  универсальна, он обладает широкой ориентированностью в профессиональной области, выработал индивидуальный стиль деятельности 
5.  Фаза авторитета предполагает еще более высокую успешность профессиональной деятельности. Субъект обладает формально высокими показателями квалификации и решает профессиональные задачи исходя не только из умелости и организаторских способностей, но и из большого профессионального опыта и творческого подхода к делу.
6. Когда авторитетный мастер своего дела имеет единомышленников и учеников, которые перенимают его опыт, следуют ему, тогда наступает  фаза наставничества.
         Становление личности в профессиональной деятельности  происходит более  интенсивно. Она концентрирует на себе основную активность субъекта.  При формирование личности представляет собой процесс образования особого типа системных отношений. Е. А. Климовым выделены основные фазы развития профессионала, дающие представление о целостном жизненном пути и о системных отношениях, характеризующих личность:[17.с.143-145]

      2.3.Этапы  развития  профессиональной личности, по мнению Э.Ф.Зеер
      В научных работах  В.А. Бодрова, Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева и др. переставлены различные отечественные периодизации . Обобщая их, Э.Ф. Зеер выделяет четыре ступени  профессионального развития личности, основанием которой является социальная ситуация развития и уровень реализации в профессии. Периодизация профессионального развития опирается на хронологический возраст человека.: [9.с.315]
      1.  Неудачное  формирование профессиональных намерений и их реализация. Профессиональное становление личности начинается со стадии оптации - формирования профессиональных намерений. В подростковом возрасте в ранней юности, ученики начинают профессионально самоопределяться. Обучение  системой социально значимых важных  представлений о построении жизни по  профессиональному пути. В учебно-профессиональную деятельность складывается познавательные и профессиональные интересы.
      2. Следующая ступень, это ступень  профессиональной подготовки , которая  начинается с поступления в профессиональное учебно-образовательное  заведение . Формируется представление ценностных данных о профессиональной общности, создается понимание о будущей профессиональной активности. Основная деятельность - это профессионально-познавательная, ориентированная на получение конкретной профессии.
      3. Третий этап называется  профессиональная адаптация. Развивается самоопределения в выбранной  профессии, сознание правильного выбора, постановка  профессиональных целей и установок.  Основная профессиональная деятельность уровень выполнения которой ,как правило, носит нормативно-репродуктивный характер.
      4. В четвертой ступени личность все больше погружается в профессиональную среду. Наступает стадия первичной профессионализации и становления специалиста. Дополнение намерений, коррекция плана развития. Стабилизация профессиональной деятельности приводит к формированию новой системы отношений личности к окружающей действительности и к самой себе [9.с.316]
3. Стадии профессионального развития личности.
      Профессиональное самостоятельное определение личности выступает субъективной характеристикой профессионального развития. В этом контексте профессиональное самоопределение личности может быть истолкованно как поиск себя и своего места в профессии, включая : отношение личности к себе как субъекту труда;  отношение к возможностям, которые профессиональная деятельность предоставляет для раскрытия потенциального уровня личности; в отношение к вкладу данной профессии в социальное развитие; отношение к людям , с которыми связана профессиональная деятельность.
        Основная проблема профессионального становления личности является отражением более общей проблемы соотношения личности и профессии в целом. Существуют две основных парадигмы этого взаимодействия. Первая заключается в отрицании влияния профессии на личность. Сторонники этого подхода исходят из традиционного, идущего от древнегреческой идеалистической философии тезиса об изначальной «профессиональности» человека. Это означает, что, выбрав профессию, личность не изменяется на пути ее освоения и осуществления трудовых функций.
      В частности, американский исследователь Ф. Парсонс считал, что для правильного выбора профессии индивиду необходимо иметь ясное представление о себе и своих способностях. Помимо этого он должен знать о требованиях, предъявляемых к нему профессией, и возможностях реализации поставленных целей. Заканчивается этап выбора установлением соответствия между требованиями профессии и способностями личности. Такой подход демонстрировал слишком упрощенный взгляд на личность и профессию. Под личностью понимался относительно независимый друг от друга механический комплекс способностей и черт. Аналогичный взгляд существовал и на профессию, которая воспринималась как механическая сумма заданий и трудовых функций. Соотнесение независимых личностных особенностей с соответствующими профессиональными функциями и составляло механизм выбора профессии. Если в ходе выполнения деятельности обнаруживалось несоответствие вышеназванных компонентов, человек менял свою профессию.
      Парадигма взаимодействия профессии и личности характерна для большинства зарубежных исследователей и является общепринятом в отечественной психологии (Шадриков В. Д., 1982; Кудрявцев Т. В., 1986; Абульханова-Славская К. А., 1991; Поваренков Ю. П., 1991; Климов Е. А., 1996). Она заключается в признании факта влияния профессии на личность и изменении личности в ходе профессионального развития. Процесс формирования личности профессионала получил в отечественной психологии название профессионализации. Этот процесс начинается с момента выбора профессии и длится в течение всей профессиональной жизни человека. Выделяют четыре этапа профессионализации:
      - поиск и выбор профессии;
      - освоение профессии;
      - социальная и профессиональная адаптация;
      - выполнение профессиональной деятельности.
      На каждом из этих этапов происходит смена ведущих механизмов детерминации деятельности, меняются ее цели. Если на начальных этапах субъект ставит перед собой цель освоить профессию и приспособиться к ее требованиям, то на последующих он может стремиться изменить ее содержание и условия. 
      Профессиональное развитие является неотъемлемой частью профессионализации личности. Начинается оно на стадии освоения профессии и продолжается на последующих этапах. Более того, оно не заканчивается на стадии самостоятельного выполнения деятельности, а продолжается вплоть до полного отхода человека от дел, приобретая специфическую форму и содержание.[20.с.147]
      Таким образом, профессиональное развитие — довольно сложный процесс, имеющий циклический характер; человек не только совершенствует свои знания, умения и навыки, развивает профессиональные способности, но может испытывать и отрицательное воздействие этого процесса. Такое воздействие приводит к появлению разного рода деформаций и состояний, снижающих не только профессиональные успехи, но и негативно проявляющихся в «непрофессиональной» жизни. В этой связи можно говорить о восходящей (прогрессивной) и нисходящей (регрессивной) стадиях профессионального развития.
3.1.  Прогрессивная стадия профессионального развития личности
      Данная стадия профессионального развития личности прежде всего связана с формированием мотивов профессиональной деятельности и структуры профессиональных способностей, знаний, умений и навыков.[20.с.211]
      Профессиональная мотивация представляет собой систему внутренних побуждений, которые вызывают трудовую активность человека, направляют ее на достижение профессиональных целей и регулируют структуру и функции деятельности.
      Существует большое количество разнообразных классификаций мотивов трудовой деятельности. В качестве примера можно привести широко известную классификацию потребностей, предложенную американским психологом А. Маслоу. Он выделяет пять уровней потребностей:
      1. Физиологические потребности (голод, жажда и т. д.);
      2. Потребности в безопасности (защита от страданий, неудобств);
      3. Потребности в социальных связях (сопереживание, общение, любовь, дружба и т. д.);
      4. Потребность в самоуважении (признание, уважение, одобрение);
      5. Потребность в самоактуализации (потребность в понимании и осмыслении собственного пути, реализации своих возможностей и способностей).
      В профессиональной деятельности удовлетворяются все потребности, но способы их удовлетворения могут быть различными. Потребности более низкого уровня удовлетворяются косвенным путем через получение необходимых материальных средств.
      Получая заработную плату, человек может купить продукты, одежду, приобрести жилище, оплатить медицинские услуги или сделать сбережения, удовлетворяя тем самым физиологические потребности и обеспечивая себе физическую и социальную безопасность в будущем. Что касается высших потребностей, то их удовлетворение в труде происходит непосредственно.
      Формирование мотивации профессиональной деятельности осуществляется в двух направлениях: в превращении общих мотивов личности в профессиональные и в изменении системы профессиональных мотивов в связи с изменением уровня профессионализации .[20.с.241]. Реализация первого направления заключается в том, что в ходе профессионального развития потребности человека находят свой предмет в профессиональной деятельности. Мотивация человека наполняется профессиональным содержанием. Личность оценивает профессию с точки зрения возможности удовлетворения в ней все большего числа своих потребностей. Чем больше возможностей предоставляет профессия для удовлетворения потребностей и интересов человека, тем выше его включенность в профессиональную деятельность.
      Наивысшей эффективности в трудовой деятельности человек достигает тогда, когда профессия приобретает для него смысл. Смысл определяется личностной значимостью профессии для человека, пристрастным личностно опосредованным отношением к труду. Для достижения успехов в профессиональной деятельности человек должен уметь «видеть» все новые смыслы профессии. Отсутствие такой способности приводит к потере интереса к работе и при малейших трудностях — к падению эффективности деятельности и удовлетворенности трудом. [18.с.58]
      Другое направление формирования мотивов субъекта связано с изменением мотивации на разных этапах профессионального становления. Традиционно в психологии выделяют две группы мотивов трудовой деятельности: внутренние мотивы, связанные с самим процессом труда, и внешние мотивы, находящиеся вне его содержания. В первом случае процесс труда доставляет человеку удовольствие и радость, активизирует личность на приобретение новых знаний и навыков, развитие профессиональных способностей. Во втором случае в качестве мотивов выступают значимые для личности факторы, например материальная выгода, социальное признание и т. д.
      На различных этапах профессионального развития разные мотивы оказываются доминирующими, обеспечивая наибольшую включенность субъекта в освоение и выполнение деятельности. Результаты исследований показывают, что в процессе овладения профессией возрастает роль внутренней мотивации, связанной с самоутверждением себя как профессионала. Вместе с тем смена доминирующей мотивации является глубоко индивидуальным процессом и зависит от личностных особенностей, условий труда или обучения, организации деятельности .[18.с.58]
      Формирование познавательных структур в процессе профессионального развития связано не только с содержанием деятельности и способствующей ее выполнению информационной основой. Другим аспектом этого процесса является формирование представления о личности профессионала, а именно тех психологических характеристиках, которые в наибольшей степени обеспечивают успешность выполнения профессиональных обязанностей. Формирование адекватного представления о личности профессионала способствует учету своих достоинств и недостатков, что в конечном итоге ведет к успешному овладению профессией. Исследования показывают, что в процессе профессионализации происходит перестройка представлений о личностных особенностях профессионала в направлении наполнения его личности профессиональным содержанием. Установлено, что решающую роль в формировании адекватного представления о профессии играет содержание профессионального обучения, в частности, соотношение между теоретической и практической его частью.
3.2 Регрессивная стадия профессионального развития личности
      В основном труд положительно влияет на человека и его личностные особенности. Однако профессиональное развитие может носить и нисходящий характер. Отрицательное воздействие профессии на личность может носить частичный или полный характер. При частичном регрессе профессионального развития затрагивается какой-то один его элемент. Полный регресс означает, что негативные процессы затронули отдельные структуры психологической системы деятельности, приводя к их разрушению, что может снизить эффективность выполнения деятельности. Признаком негативного влияния профессии на личность является появление самых разных профессиональных деформаций или специфических состояний, например психического выгорания.
      Слово «деформация» (от лат. deformatio — искажение) означает изменение физических характеристик тела под воздействием внешней среды. Под профессиональной деформацией понимают всякое изменение, вызванное профессией, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер. Деформация распространяется на все стороны физической и психической организации человека, которые изменяются под влиянием профессии. Это влияние носит явно отрицательный характер, что очевидно из примеров, приводимых исследователями (искривление позвоночника и близорукость у конторских служащих, льстивость швейцаров). Профессиональная деформация может привести к затруднениям в повседневной жизни и снижению эффективности труда.
      Механизм возникновения профессиональной деформации имеет довольно сложную динамику. Первоначально неблагоприятные условия труда вызывают негативные изменения в профессиональной деятельности, в поведении. Затем, по мере повторения трудных ситуаций, эти отрицательные изменения могут накапливаться и в личности, приводя к ее перестройке, что далее проявляется в повседневном поведении и общении. Установлено также, что сначала возникают временные негативные психические состояния и установки, затем начинают исчезать положительные качества. Позднее на месте положительных свойств возникают негативные психические качества, изменяющие личностный профиль работника .[18.с.60]
      Профессиональная деформация может иметь довольно сложную динамику проявлений в трудовой деятельности человека и затрагивать различные стороны психики: мотивационную, когнитивную, сферу личностных качеств. Ее результатом могут быть специфические установки и представления, появление определенных черт личности .[19.с.78]
      Деформация тех или иных структур личности может возникнуть как следствие прогрессивного развития определенных черт характера, познавательных образований, мотивов в результате высокой степе.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44