- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Профессиональное самоопределение
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W000725 |
Тема: | Профессиональное самоопределение |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Институт социального образования Факультет международных отношений и социально-гуманитарных коммуникаций Кафедра психологии и социальной педагогики Профессиональное самоопределение детей старшего подросткового возраста в образовательных организациях Выпускная квалификационная работа Исполнитель: Николаева Марина Ивановна, студентка 403 группы (очного) отделения _______ _______________________ дата подпись Выпускная квалификационная работа допущена к защите Зав. кафедрой психологии и социальной педагогики ________ _________________ дата Б.М. Игошев, докт. пед. наук, профессор Научный руководитель: Иваненко М.А., канд. пед. наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики ______ ____________________ дата подпись Екатеринбург 2016 Оглавление Введение…………………………………………………………………………......3 Глава 1. Теоретические основы профессионального самоопределения детей старшего подросткового возраста в образовательных организациях……………7 1.1. Психолого-педагогическая характеристика старших подростков…….7 1.2. Анализ понятия «профессиональное самоопределение» ………..…....17 1.3. Формы, методы и направления профессионального самоопределения старших подростков в образовательных организациях ………………………....28 Глава 2. Опытно-поисковая работа по профессиональному самоопределению детей старшего подросткового возраста на примере МБОУ СОШ №38 г.Абдулино, Оренбургской области…………………………………………...….33 2.1. Анализ деятельности школы по профессиональному самоопределению старших подростков……………………………………..……33 2.2. Первичная диагностика по профессиональному самоопределению старших подростков в школе……………………...………………………...…….39 2.3. Программа по профессиональному самоопределению старших подростков в школе…………………………………………………………….….46 Заключение ……………………………………………………………………….. Список использованной литературы …………………………………………51 Приложение ………………………………………………………………………. Введение Актуальность темы исследования. Профессиональное самоопределение старших подростков в данный момент получило особенную актуальность. Отмечается, что верный выбор профессиональной деятельности значим не только с позиции определения общежитейских планов человека, но и с точки зрения прогресса общества в целом. Профессиональное самоопределение ? это определение человеком себя касательно отобранных в социуме критериев профессионализма и мастерства. Первоосновой профессионального самоопределения, прежде всего, есть обретение индивидуальных смыслов в той работе, которую выбирает человек, осваиваемой или уже выполняемой им профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение служит исходной частью профессионального развития человека. Выбор профессии ? значимая и важная ступень в жизни любого молодого человека, так как часто решает в будущем весь его жизненный путь. Вследствие этого необходимо предупредить в этот момент от допустимых погрешностей, предоставить помощь и поддержку в выборе профессиональной деятельности по душе. У старших подростков не имеется того социального опыта, позволяющего им соответствующе реагировать на складывающиеся обстоятельства. Отсутствие социального опыта заставляет их прибегать к психологической защите, которая часто исковеркивает реальность, но зато создает явственность эмоционального благополучия. Это может привести к разрушению личности. Для того, чтобы найти приемлемый способ поведения, выбрать наиболее подходящую вариацию верного выхода из проблематичного положения, избавиться от напряженной ситуации и общежитейских трудностей, нужны усилия образовательных организаций и в первую очередь общества, их помощь и поддержка. Традиционные способы профессионального самоопределения, применяемые в стабильном, устойчиво развивающемся обществе, становятся неэффективными в условиях экономической и социальной дестабилизации российского общества в условиях сложного процесса становления рыночных отношений в сфере труда и образования. Результатом профессионального самоопределения старших подростков в современных условиях должна стать не узко ? направленная профессиональная специализация, а готовность обучающегося к профессиональному и карьерному росту, а также образованию в течение всей жизни, способность самостоятельно ставить цели и определять этапы их достижения, оптимально используя при этом имеющиеся ресурсы. Существенный вклад в решение данной проблемы внесли О.Г. Геранина, Е.А. Голомшток, Е.А. Климов, Р.С. Немов, Н.С. Пряжников, Г.В. Резапкина. Таким образом, все вышесказанное и обусловило актуальность выбранной темы. Противоречие между необходимостью профессионального самоопределения старших подростков в образовательной организации и недостаточностью методических рекомендаций и пособий для педагогов и родителей по данному вопросу. Проблема исследования: каким должно быть содержание профессионального самоопределения старших подростков в образовательных организациях? Тема исследования: «Профессиональное самоопределение детей старшего подросткового возраста в образовательных организациях». Объект исследования: процесс профессионального самоопределения старших подростков. Предмет исследования: содержание профессионального самоопределения старших подростков в образовательной организации. Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать и частично апробировать программу по профессиональному самоопределению старших подростков в образовательной организации. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что вероятно, профессиональное самоопределение детей старшего подросткового возраста в образовательных организациях будет успешно, если будут: 1) привлечены заместитель директора по воспитательной работе, психолог, классный руководитель, учителя-предметники, старшие подростки, библиотекарь, а также родители к работе профессионального самоопределения старших подростков; 2) использованы активные формы работы (круглые столы, ролевые игры, выпуск стенгазет, создание проектов); 3) разработана программа по профессиональному самоопределению старших подростков. Задачи исследования: 1) изучить психолого-педагогическую характеристику детей старшего подросткового возраста; 2) проанализировать понятие «профессиональное самоопределение»; 3) выявить формы, методы и направления профессионального самоопределения детей старшего подросткового возраста в образовательных организациях; 4) проанализировать деятельность учреждения по профессиональному самоопределению детей старшего подросткового возраста; 5) провести первичную диагностику по профессиональному самоопределению детей старшего подросткового возраста. Методы исследования: * теоретические – анализ, сравнение, обобщение; * эмпирические – наблюдение, тестирование, дифференциально- диагностический опросник (А.Е. Климова), методика «Карта интересов» (А.Е. Голомштока), методика оценки склонности к различным сферам профессиональной деятельности (Л.А. Йовайши). База исследования: МБОУ СОШ №38 (г. Абдулино, Оренбургская область) Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Глава 1. Теоретические основы профессионального самоопределения детей старшего подросткового возраста в образовательных организациях 1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего подросткового возраста Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Рассмотрение подросткового возраста требует четкого выделения его границ. Вопрос о границах и критериях, которые изменчивы, условны и определяются конкретно-историческими обстоятельствами, особенностями общественного развития, имеет принципиальное значение. В. Далем подросток определялся как «дитя на подросте» в 14-15 лет. В классификации Д.Б. Бромлея старший подростковый возраст определяется в границах 14-16 лет [6]. Наиболее точно определены границы подросткового возраста в предложенной Д.Б. Элькониным возрастной периодизации, где акцент делается не на физическом развитии организма, а на появлении новых психических образований, характеризующиеся сменой и развитием ведущих типов деятельности. Границы старшего подросткового возраста в данной периодизации определяются между 14-17 годами [60]. Мы придерживаемся именно этой периодизации, так как она разработана с учетом установленных в настоящее время закономерностей психического развития растущего человека. Опираясь на возрастную периодизацию Д.Б. Эльконина, можно согласиться с тем, что основные задачи подросткового возраста: * «оборвать» связи с родителями, эмоционально отделиться от них, стать самостоятельной личностью; * перейти к выбору гетеросексуального объекта; * научиться не только «брать», но и «давать» другим; * научиться ответственности, умению заботиться о себе и, в конечном итоге, работать. Д.А. Леонтьев описал четыре основных пути развития личности в старшем подростковом возрасте [31]. Автономный путь развития свидетельствует о выходе из старшего подросткового кризиса и переходе его на уровень социальной самостоятельности. Старшие подростки этого типа положительно относятся к себе и при принятии решений ориентируются на ценностные критерии. В большинстве своем старшие подростки свободны и ответственны в своем выборе, их самостоятельность принимается родителями. Для них характерна «ответственная активность». Симбиотический путь развития характерен и для юношей, и для девушек. Старшие подростки этого типа испытывают отвержение и контроль со стороны своих родителей, отсюда у них возникает неустойчивое и негативное отношение к себе. Родительские ценности для них служат внешней опорой в поведении, их выбор и решения сводятся к «зарабатыванию» признания. Основная их жизненная стратегия – «осознанная пассивность». Импульсивный путь развития в большей степени типичен для юношей старшего подросткового возраста. Их отношение к себе неустойчивое из-за противоречивого отношения к ним родителей. Но целом можно сказать о том, что их отношение к себе положительное, они активны, но успешность достигнутого не связывают со своими усилиями. Таким старшим подростком легко манипулировать, и в итоге он начинает подчиняется внешним воздействиям. Основная линия их поведения – «неосознанная активность». Конформный путь развития (страдательный тип личности) больше характерен для девушек. Их отношение к себе не устойчиво, преобладает опора на внешние ориентиры при принятии решения. В их активности заметно желание «заслужить» признание. Они успешно адаптируются, безоговорочно принимая внешние требования и оценки. Им в полной мере свойственна «неосознанная пассивность». «Автономный путь развития является единственным путем, который ведет к достижению личностной зрелости и полноценного существования старшего подростка, – утверждает Д. А. Леонтьев. Личностная зрелость – это определение не возрастное, а оно характеризует путь, которым движется человек». Социальная ситуация развития старших подростков характеризуется существенным развитием, расширением ролей, возрастанием самостоятельности, инициативностью в действиях, общении, заканчивается формирование психологической готовности старших подростков к самостоятельной жизни, окончательного завершения физического и психофизического развития. Ведущей деятельностью у старших подростков является интимно-личностное общение со сверстниками. Эта деятельность является формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые могут существовать среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Отношения со сверстниками более значимы, чем с взрослыми [11]. Основным новообразованием у старших подростков считается жизненное и профессиональное самоопределение. Только очень целеустремленные и по-настоящему увлеченные старшие подростки сохраняют верность призванию на пути своего дальнейшего профессионального становления, личностного самоопределения. Осуществление себя в профессии включает формирование образа профессии, особенно на этапе выбора сферы профессиональной деятельности [14]. По мнению Е.А. Климова существует 8 основных факторов, которые определяют профессиональный выбор старших подростков. 1. Позиция старших членов семьи. 2. Позиция товарищей, подруг (сверстников). 3. Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя. 4. Личные профессиональные планы. 5. Способности. 6. Уровень притязаний на общественное признание. 7. Информированность о профессии. 8. Склонности проявляются и формируются в деятельности [23]. Для старших подростков наиболее значимой становится сфера общения со сверстниками, друзьями. Старшим подросткам уже не сидится дома, они рвутся к друзьям, проявляя явное стремление жить жизнью внутри определенной группы. Это – характерная черта детей именно старшего подросткового возраста, причем она проявляется у них независимо от степени развитости специальной потребности в общении [3]. Т.В. Драгунова отметила ряд особенностей характерных для старших подростков: 1) старшему подростку важно, чтобы его взрослость была заметна окружающим; 2) для старшего подростка важно, чтобы форма его поведения не была детской; 3) любимый герой старшего подростка – человек активный, стремящийся к цели, преодолевающий серьезные препятствия и выходящий из них победителем; 4) возникновение разнообразных «кодексов» [16]. Для того чтобы завоевать признание друзей, привлечь к себе внимание товарищей, старшие подростки стараются сделать все возможное; иногда ради этого они идут на прямое нарушение сложившихся социальных норм, на открытый конфликт с взрослыми. Для них становится важным: * свободно чувствовать себя в компании; * умение познакомиться с понравившемся ему человеком; * не терять индивидуальность, свободно высказывать свои мысли и выражать чувства; * детям старшего подросткового возраста свойственно обсуждение поведения взрослых, причем не в лицеприятной форме; * старшим подросткам важно, чтобы форма их поведения не была детской; * старшие подростки склонны к мечтанию и фантазированию. Старшие подростки, несмотря на их приверженность к компаниям, ориентированы прежде всего на себя самих. Они все больше и больше предпочитают быть наедине с собой. Для старших подростков типичным является следующее: * внутренняя противоречивость; * повышенная застенчивость и одновременно агрессивность; * склонность принимать крайние позиции и точки зрения. В этом возрасте у старших подростков большое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства старшие подростки могут проявлять порой бурно, а иногда и аффективно. Этот период жизни старшего подростка называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть: * упрямство; * эгоизм; * замкнутость; * уход в себя; * вспышки гнева. С позиций анализа внутренних психологических предпосылок развития старших подростков, ключевой, по Л. С. Выготскому, является проблема формирования системы интересов и их трансформация в этом переходном возрасте. Л. С. Выготский выделяет несколько групп интересов старших подростков по доминантам [10]: * «эгоцентрическая доминанта» – наибольший интерес к собственной личности; * «доминанта дали» – установка на большие масштабы деятельности, в частности, профессиональной деятельности; * «доминанта усилия» – психологическая тяга к волевому напряжению, к сопротивлению (упрямство, протест); * «доминанта романтики» – стремление к новому, неизвестному, стремление к идеальному, стремление к риску, стремление к героизму. Старшие подростки предъявляют достаточно высокие требования именно к моральному облику человека. Это связано с тем, что в старшем подростковом возрасте создается более целостное представление о себе и о личности других, расширяется круг осознаваемых социально-психологических качеств людей, и прежде всего одноклассников. Требовательность к окружающим их людям и строгая самооценка свидетельствуют о высоком уровне самопознания старших подростков, а это, в свою очередь, приводит детей старшего подросткового возраста к самовоспитанию[31]. Для старших подростков характерно самоустранение или уход из среды. Адаптация путем ухода из ситуации часто встречается у старших подростков, когда они чувствуют, что не в силах принять окружающий мир, но и изменить его они тоже не могут. В данном случае старшие подростки уходят в свой внутренний мир, мир фантазии. Однако личностно старшие подростки не совершенствуются, поскольку для оптимального развития необходимо не уходить из ситуации, а стремиться к её разрешению. Д.И. Фельдштейном разработана типология направленности личности старших подростков [53]. Первый тип характеризуется положительным отношением к обществу и к себе. Он включает два подтипа. У одного гуманистическая направленность сочетается с альтруистической акцентуацией. В этом случае для старших подростков большую ценность представляет общество, интересы других людей. У второго типа гуманистическая направленность имеет индивидуалистическую акцентуацию. Для старшего подростка важно признание обществом его личной значимости, неповторимости. У второго типа доминирует эгоистическая направленность, которая проявляется в безусловно положительном отношении к себе и отрицательном отношении к обществу. Два подтипа сочетают эту направленность соответственно с индивидуалистической и эгоцентрической акцентуацией. У старших подростков с эгоцентрической акцентуацией возникает резко отрицательное отношение к обществу, которое сочетается со сдержанным отношением к себе. К третьему типу Д.И. Фельдштейн относит старших подростков с депрессивной направленностью. Они полностью обесценивают себя и сдержанно относятся к обществу. Наконец, четвертый тип личности характеризуется суицидальной направленностью: для старшего подростка ни он сам, ни общество не имеют никакой значимости. Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, старшие подростки открывают целый мир новых чувств, они начинают воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояние своего собственного «Я». Открытие своего внутреннего мира – очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает много тревожных и драматических переживаний. Большое расхождение между «Я» – реальным и «Я» – идеальным считается тревожным симптомом, так как, нередко ведет к нарушениям поведения и социально – психологической адаптации старших подростков. Многие проблемы, характерные для старших подростков, объясняются увеличением расхождения между «Я» – реальным и «Я» – идеальным, а кроме того, выпадением одной из составляющих положительной «Я» – концепции [22]. Положительная «Я» – концепция определяется 3 факторами: твердой убежденностью в импонировании другим людям, уверенности в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости, причем третья составляющая является скорее следствием первых двух. Иначе появляются утверждения типа: «Меня не понимают», «Меня отвергают», «Меня не любят». Старшие подростки во всех отношениях обуреваемы жаждой «нормы», чтобы у них было «как у всех», «как у других». Но для этого возраста характерна как раз диспропорция, т. е. отсутствие «норм». Разница в темпах развития оказывает заметное влияние на психику и самосознание. Чувство взрослости, занимающее одно из самых существенных мест во внутренней позиции старших подростков, состоит в том, что они уже не хотят, что бы их считали детьми, они претендуют на роль взрослого. Но реализовать эту потребность в какой-либо серьёзной деятельности старшие подростки, как правило, не могут. Отсюда стремление к «внешней зрелости», которая проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых, в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков, наркотических веществ [42]. Следует учесть, что повышенное внимание старших подростков к своей внешности связанно с вполне определёнными особенностями психического развития ребёнка в этот период, со сменой ориентации старших подростков с взрослых на сверстников. Стремление старших подростков сравнивать себя со сверстниками усиливает наблюдение за собственным телом, что вызывает озабоченность, тревожность и конфликтные реакции на внешние замечания. Старшие подростки склонны переоценивать действительные и мнимые отклонения от нормы, относительно своего тела особенно. Поэтому старшим подросткам очень важно отвечать тем нормам, которые приняты в их среде [59]. У старших подростков преобладает тенденция «отвечать ожиданиям других». Готовность отвечать на воздействие других сочетается с необходимостью защищать границы своего психологического пространства, чтобы сохранять своё «Я». Для старших подростков свойственны: беспокойство, тревога, раздражительность, диспропорция в физическом и психическом развитии, агрессивность, метания, противоречивость чувств, абстрактность бунта, меланхолия, снижение работоспособности. Положительные проявления выражаются в том, что у старших подростков появляются новые ценности, потребности, ощущение близости с другими людьми, с природой, новое понимание искусства. Резко выраженные психологические особенности у старших подростков получили название «подросткового комплекса». «Подростковый комплекс» включает перепады настроения, например: от безудержного веселья к унынию и обратно без достаточных причин, а также ряд других качеств, которые выступают попеременно [47]. Сентиментальность порою уживается с поразительным бездушием, болезненная трусость с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими с показной самостоятельностью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространёнными идеалами с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование с сухим мудрствованием . В сексуальном развитии старшие подростки наряду с генетическими факторами, решающее значение отдают полеролевому поведению родителей и первые собственные опыты с сексуальными партнерами. Неудачный или травмирующий психику первый сексуальный опыт, который может относиться еще к раннему детству, часто ведет к неприятию сексуальности и предрасполагает к нарушениям в этой сфере. У старших подростков устанавливается прочная связь между профессиональными и учебными интересами. Для них выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. Старшие подростки в своей учебной работе уверенно пользуются различными мыслительными операциями, рассуждает логически, запоминает осмысленно. В то же время их познавательная деятельность имеет свои особенности [33]. Для старших подростков выбор профессии – это серьезный шаг. Но проблема в том, что старшие подростки слабо ориентируются в научных основах профессионального самоопределения, прежде всего, психологических. Большому количеству старших подростков не хватает общих знаний психологии личности, им трудно разобраться в своих интересах, способностях, а также качествах. Их представления о личности часто остаются на уровне житейских или бытовых суждений. Профессиональное самоопределение старших подростков включает в себя следующие этапы: * возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда; * профессиональное обучение; * профессиональная адаптация; * самореализация в труде. Если старшие подростки хотят знать, что собой представляет то или иное явление, то они стремятся разобраться в разных точках зрения на этот вопрос, составить мнение, установить истину. Старшим подросткам становится скучно, если нет задач для умственной деятельности. Они любят исследовать и экспериментировать, создавать что-то новое и оригинальное. Им нравится, когда преподаватель заставляет выбирать решение между разными точками зрения, требует обоснования тех или иных утверждений; они с готовностью вступают в спор и защищают свою позицию. Развитие речи у старших подростков характеризуется расширением богатства словаря и усвоением множества значений, которые способен закодировать словарь родного языка. Старшие подростки, в зависимости от стиля общения и личности собеседника, способны варьировать свою речь. У многих старших подростков в этом возрасте возникают проблемы с учителями. Ученик, который имеет по многим предметам «пятерки», получает лишь «двойки» и «тройки» по другим. И это порой вовсе не связано с его работоспособностью или интеллектуальными возможностями. Зачастую это связано с резким падением интереса к учению, изменением учебной мотивации. Классный руководитель должен вовремя исследовать причины учебных проблем ученика и использовать полученные результаты в работе с классом. Старшие подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование [24]. Старшие подростки могут страстно любить и оборвать эти отношения так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь общества, а с другой – охвачены страстью к одиночеству. Старшие подростки колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой власти. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с неиссякаемым энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны Реакция эмансипации – специфически реакция, характерная для старших подростков. Она проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля родных, учителей и вообще старшего поколения. Она может распространяться на установленные старшими порядки, правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности. Эта реакция у старших подростков возникает при чрезмерной опеке со стороны старших. Проявление реакции эмансипации весьма разнообразны. Она может ощущаться в каждодневном поведении старших подростков в желании везде и всегда поступать по-своему, самостоятельно. Можно сказать том, что у значительного числа старших подростков отношения дисгармонизированы в той или иной мере, а именно: * взаимное непонимание с родителями; * проблемы с учителями; * негативные переживания; * тревога; * беспокойство; * дискомфорт; * закрытость; * нежелание и неумение говорить о себе. Таким образом, по классификации Д.Б. Эльконина, старшие подростки – это подростки 14-17. Старшие подростки испытывают потребность в поддержке взрослого. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае взрослый может помочь старшему подростку найти его место в системе новых, складывающихся взаимодействий, помочь оценить свои способности и возможности, лучше познать себя. В связи с легкой ранимостью старших подростков для взрослого очень важно найти формы налаживания и поддержания контактов. Старшие подростки испытывают потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самим им трудно начать такое близкое общение. 1.2. Анализ понятия «профессиональное самоопределение» Проблема профессионального самоопределения получила научное изучение только в XX веке. До начала XX века свободного выбора профессий не было. Еще в XIX веке профессиональный выбор чаще всего определялся социальным происхождением и классовой принадлежностью человека. По мере развития общества, производственных отношений проблема профессионального самоопределения все более усложнялась, опосредствовалась новым условиям, поэтому перед каждым поколением высвечиваются ее новые грани и понятия. В психологической литературе по проблеме профессионального самоопределения существует множество точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы. Несомненно, это объясняется сложностью процесса профессионального самоопределения и двусторонностью самой ситуации выбора профессии. Существуют различные точки зрения относительно профессионального самоопределения личности. Одни ученые связывают его с выбором профессии, другие определяют как длительный процесс, начинающийся с профессиональных намерений и заканчивающийся периодом достижений мастерства и наставничества. Е.А. Климов определяет профессиональное самоопределение как длительный процесс развития отношений человека к своей будущей профессии и к самому себе как потенциальному субъекту профессиональной деятельности [23]. К.А. Абульханова-Славская в своих работах рассматривает профессиональное самоопределение как неразрывную связь выбора жизненного пути и жизненного самоопределения [1]. С.Н. Чистякова рассматривает профессиональное самоопределение как готовность к выбору профессии и определяет ее как устойчивую целостную систему профессионально важных качеств личности (положительное отношение к избираемому виду профессиональной деятельности, наличие необходимых знаний, умений, навыков) [56]. То, что проблема профессионального самоопределения не является "застывшей" во времени и продолжает оставаться одной из самых актуальных в психолого-педагогической науке, С. Н. Чистякова объясняет наличием нескольких причин: * перманентным характером профессиональной ориентации молодежи, обусловленным социально-экономическими изменениями, постоянно происходящими в обществе; * сложностью проблемы профессионального самоопределения в силу ее многоаспектности и многогранности; * отсутствием социального заказа на подготовку молодежи к профессиональному выбору. В.Н. Дружининым определяет профессиональное самоопределение как выбор профессии на основании анализа, оценки внутренних ресурсов субъектом выбора и соотнесения их с требованиями профессии и последующее его формирование как профессионала и субъекта труда [17]. А.М. Кухарчук характеризуют профессиональное самоопределение как «самостоятельный выбор профессии, осуществленный в результате анализа своих внутренних ресурсов, в том числе своих способностей, и соотнесения их с требованиями профессии» [30]. В.И. Журавлев определяет профессиональное самоопределение как существенную сторону общего развития личности на основе фундаментальных жизненных ценностей и представлений человека о смысле жизни [19]. В.А. Полякова в своих работах рассматривают профессиональное самоопределение с точки зрения разных подходов: 1. Социологический: серия задач, поставленные обществом перед личностью и отражающие запросы общества. 2. Социально-психологический: совокупность способов и запросов общества и свойств личности. 3. Дифференциально-психологический: процесс формирования индивидуального стиля жизни личности [43]. Т.М. Буякас профессиональное самоопределение рассматривает как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональных намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала [7]. Д. Сьюпер говорит, что профессиональное самоопределение – это длительный, целостный процесс развития личности. Д.Сьюпр выделяет следующие стадии профессионального самоопределения: * стадия «пробуждения»; * стадия «исследования»; * стадия «сохранения»; * стадия «снижения» [52]. Стадии профессионального самоопределения соотносятся с этапами жизненного пути, т.е. с возрастом человека. О.Г. Геранина рассматривает профессиональное самоопределение как итог длительной подготовки, включающая в себя самоанализ, саморазвитие, формирование образа "Я", анализ и обобщение информации о мире профессий, проектирование индивидуальных особенностей на профориентационных занятиях, построение идеального образа будущей профессии и его последующую коррекцию, формирование целей выбора, соотнесение индивидуальных особенностей с характеристиками разных профессий [12]. А.В. Мудрик рассматривает профессиональное самоопределение как связь жизненных перспектив личности и планирование ее будущего [35]. В своих исследованиях С.Л. Рубинштейн отмечал, что профессиональное самоопределение – свободное избрание человеком своей судьбы, осуществленная самодетерминация, представляющая собой механизм социальной детерминации, которая не может действовать иначе, как будучи активно преломленной самим субъектом. Соответственно, механизмом профессионального самоопределения является, прежде всего, интеллектуальная работа по рефлексии жизненной ситуации [50]. Е.А. Голомшток профессиональное самоопределение понимал как деятельность человека, обретающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда [13]. В Российском энциклопедии по охране труда под редакцией В.К. Варова дается следующее определение: «профессиональное самоопределение – квалифицированная помощь человеку при выборе или смене профессии; рекомендации по совершенствованию важных психофизиологических качеств, обучению» [8]. Б.А. Душков рассматривает профессиональное самоопределение как осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворенности выбранной профессией [18]. В энциклопедии по социологии дается следующее определение: «профессиональное самоопределение» – это процесс определения индивидом того вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, осознание своих склонностей и способностей к этому виду деятельности и осведомленность о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения конкретной профессией . В психологических исследованиях профессионального самоопределения существует два подхода. Первый рассматривает профессиональное самоопределение как естественный процесс, возникающий на определенном этапе онтогенеза и существующий как личностное новообразование старшего школьного возраста. Так....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: