VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Профессиональная этика и субъективное начало в творчестве журналиста как актуальная проблема современных СМИ

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010909
Тема: Профессиональная этика и субъективное начало в творчестве журналиста как актуальная проблема современных СМИ
Содержание
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Профессиональная этика и субъективное начало в творчестве журналиста как актуальная проблема современных СМИ
























ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА 1 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА: АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ КАК ВЫРАЖЕНИЕ СУБЪЕКТИВНОСТИ	7
1.1. Возникновение журналистской этики и механизмы саморегуляции в журналистских сообществах 	7
1.2 Авторская позиция журналиста 	20
1.3 Коллизия субъективного и объективного в творчестве журналиста 	27
ГЛАВА 2 НЕЭТИЧНОЕ ПОВЕДЕНИ И СУБЪЕКТИВНОЕ НАЧАЛО В ТВОРЧЕСТВЕ РОССИЙСКИХ ЖУРНАЛИСТОВ 	36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	49
Библиографческий список	5



     
















ВВЕДЕНИЕ
     Журналистский текст есть особый продукт творчества со своими особенностями и закономерностями построения. Специфика журналистского способа подачи и распространении социально значимой информации определяется единством двух противоположных тенденций:
     Первая - это стремление к стандартизации, означающее ориентацию на строгость, четкость и информативность изложения. Вторая - это стремление к экспрессивности, к живости, занимательности изложения, что предполагает использование доступных и привлекательных форм выражения, характерных для языка художественной литературы и разговорной речи. 
     В современных средствах массовой информации в последнее время появляется достаточно много публикаций на тему «объективной журналистики». Очевидно, что в этом вопросе неизбежно проявление феномена субъективности авторов публикаций. При этом складывается впечатление, что в попытках доказательства своей позиции, объективного разбирательства этого вопроса, многие из них ставят под сомнение, а порою и прямо девальвируют, устоявшиеся нормы и принципы не только журналистской профессиональной этики, но и те фундаментальные позиции моральных установок, которые находят применение в различных типах общественных отношений. 
     Профессиональная принадлежность к журналистскому сообществу предоставляет этическое право и нравственную обязанность вершить от имени общества публичный моральный суд. Однако, выбор темы публикации и поиск адресата, отбор фактов, построение материала и способа подачи информации, и многое другое в этих «технологических» операциях прямо и косвенно указывает на субъективное отношение журналиста к тому и к тем, о ком и для кого он пишет. 
     В условиях нарастающего количества информационных войн различного масштаба, признания как факт наличия пропаганды и агитации в средствах массовой информации, констатации превалирования узко корпоративной этики над профессиональными нормами ставит на повестку дня вопрос о должном соотношении профессионально-этического и субъективного начала в творчестве журналиста. 
     Перечисленное определяет актуальность темы исследования выпускной квалификационной работы. 
     Свод правил нравственного поведения, определяющих обязанности человека по отношению к обществу и другим людям, называется моралью и является одной из форм общественного сознания. Учение о морали и нравственности называется этикой. Профессиональная мораль – это своеобразная модификация общественной нравственности. А наука, изучающая профессиональную специфику морали, называется профессиональной этикой. В рамках данной работы будут считаться синонимичными, близкими по смыслу понятия «мораль», «нравственность» и «этика»; «профессиональная этика» и «служебная этика». 
     Нравственная регуляция поведения журналиста осуществляется на уровне принципов и на уровне норм. Их различие – в степени конкретности. Нравственный принцип имеет мировоззренческий характер, это – связь идеала с регулятором поведения. Нравственная норма – ориентир на практике. Механизм появления нравственных норм выглядит следующим образом: ситуация – оценка – действие – результат. Нормы могут быть обязательными (к примеру, запрет плагиата), допустимыми (требование проверять сведения менее категорично), дискуссионными (нет единого мнения, например, о допустимости совмещения некоторых профессий или о пользовании диктофоном скрыто от собеседника). 
     Изучению отдельных сторон профессиональной деятельности журналиста в контексте этического регулирования посвящены работы Гусейнова, Эдмонда Б. Ламбета, Авраамаова Д.С.. Творчеству журналиста уделено внимание в научных работах Лазутиной Л.Г., Дж. Мэррилла, Мансурова В.Д. Субъективное начало в творческой деятельности журналиста изучено в трудах Романова П.А., Лавриновской А.С., Стюфляева М.И. В процессе исследования были использованы такие общенаучные методы и приемы, как дедукция, индукция, описание, сравнение, анализ и синтез, которые применялись для изучения научной литературы и систематизации знаний. 
     Объект исследования – феномены субъективного и должного в творческой деятельности журналиста. 
     Предмет исследования – соотнесенность личных взглядов журналиста с нормативными требованиями профессиональной этики. 
     Цель исследования – с позиции профессиональной этики изучить место и роль субъективного начала в творчестве журналиста. 
     Задачи данной выпускной квалификационной работы: 
     1. Рассмотреть возникновение и становление профессиональной этики журналиста. 
     2. Изучить механизмы саморегуляции в журналистских сообществах. 
     3. Определить пределы субъективного в авторской позиции журналиста. 
     4. Дать характеристику противоречий субъективного и объективного в творчестве журналиста. 
     5. Проанализировать отечественную практику разрешения профессионально-этических конфликтов. 
     Эмпирическая база выпускной квалификационной работы – отечественные публикации в СМИ за 2015-2017 гг. 
     Новизна исследования заключается в попытке оценить творческую деятельность журналиста с точки зрения корреляции его личностной интерпретации событийного материала с требованиями, выдвигаемыми нормами профессиональной этики. В работе обозначены проблемы, которые возникают в связи с этим. 
     Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы студентами-журналистами при подготовке к семинарским занятиям, а также журналистам-практикам, специализирующихся в области профессионально-этической тематики.  
     Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений. 
     В первой главе «Профессиональная этика журналиста: автрская позиция как выражение субъективности» рассмотрены основные этапы создания и развития журналистской морали, а также механизмы саморегуляции в журналистских сообществах. 
Во второй главе «Практическая часть» изучена не только авторская позиция журналиста, но и коллизия субъективного и объективного в его творчестве.
























ГЛАВА 1 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА: АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ КАК ВЫРАЖЕНИЕ СУБЪЕКТИВНОСТИ 

     1.1 Возникновение журналистской этики и механизмы саморегуляции в журналистских сообществах
     Насчет появления профессиональной морали журналиста в научной литературе существуют две точки зрения. С одной стороны: она моложе профессии журналиста: она появилась, примерно в середине прошлого века, в то время, когда профессия стала массовой и журналисты признали себя единой сущностью. 
     С другой – она, возможно, старше самой профессии. «Неотъемлемым компонентом журналистики, с момента ее возникновения, явилась профессиональная мораль. Нравственное сознание работника журналистской отрасли складывалось не только в процессе формирования специфических функций печати в системе социальных реалий, но и в процессе выделения журналистики в самостоятельную отрасль трудовой деятельности»1. 
     На первый взгляд обе точки зрения имеют право на существование. Однако в развитом обществе существует две формы организационной деятельности: любительство и профессионализм. Любая деятельность рождается, как любительская. Любительство – первая фаза развития деятельности и первая подходящая форма ее организации. Любительская деятельность отличается от профессиональной тем, что воплощается в жизнь людьми по личной инициативе, вне должностных обязанностей, без подготовки и строгой ответственности за результат. В то время как профессиональная деятельность складывается на базе любительской в процессе общественного разделения труда, но не поглощая ее. В настоящее время обе деятельности могут существовать параллельно. Профессиональная деятельность приобретает новые черты, после того как становится для человека основным родом занятий. Ее характерными чертами становится исполнение конкретных должностных обязанностей в рамках сотрудничества с остальными ее участниками, предусматривает специальную подготовку сотрудников, а также появляется ответственность за результат, иными словами, деятельность превращается в профессию. Следовательно, профессия всегда моложе деятельности на основе которой она создана.
     «Этика (греч. ??????, от др. греч. ???? — нрав, обычай) – это философская наука, посвященная общим принципам нравственных решений, которые принимаются людьми при общении с себе подобными и морали»2.
     «Журналистская этика (англ. Journalism ethics) – это юридически не фиксируемые, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой общественного мнения, профессионально-творческими организациями моральные предписания -- принципы, нормы и правила нравственного поведения журналиста.3
     Как правило, в журналистской этике система нравственных принципов объединяется с проблемой выбора, встречающейся в обыденной деятельности прессы. Бывает сложно сделать журналистский выбор, когда в ситуации ценностного выбора часто приходится сталкиваться не только с понятиями «правильно-неправильно», но и со разными степенями правоты и неправоты»4. Такого рода нравственные конфликты возникают периодически и благодаря накопленному опыту их разрешения, они нашли свое месте в отражении профессиональной морали. Следовательно, имеется определение «журналистская этика», суть которого относят к области принятия решений при отборе новостей. А кодекс поведения подразумевается под понятием «этика в журналистике».
     В нестандартных ситуациях на процесс принятия решений журналистская этика также распространяется, но в этом случае выбор должен сопоставляться с основными принципами и правилами. Для журналистов необходимостью является принимать такое решение, которое отвечало бы всем принципам и правилам профессии, прописанными в этическом кодексе. Нравственный выбор в принятии решений на практике предполагает определенную свободу, в которой возможна последовательность правоты и неправоты, так как нет возможности найти нравственное решение, которое подходило бы ко всем случаям, происходящим в жизни. Часть этических норм и принципов кодифицированы в законе и в данном случае от граждан, государством, в процессе принятия решений, требуется соблюдение следования конкретных принципов или правил. Журналистской этикой предоставляется больше индивидуальной свободы.
     Следовательно, делая выбор между этичным и неэтичным поступком, у работающего в профессии журналиста имеется целый диапазон потенциальных решений при наличии множества стандартизированных приемов и минимума абсолютных правил. Имея в виду это обстоятельство, большинство исследователей, в том числе американцы Э. Деннис и Дж. Мэррилл, не могут окончательно решить, что именно составляет «этичное» поведение журналиста.
     В кодексах прописывается не только то, что разрешено и необходимо делать прессе, но также отдельно делается акцент на то, что запрещено. Например, «От политических интересов третьих лиц не должно зависеть обнародование информации. Неприемлема подготовка информационных кампаний по целенаправленной дискредитации граждан и организаций в конъюнктурных целях. Запрещается получать информацию, не только обманным путем, но и путем подкупа или запугивания. Непозволительно злоупотребление его достаточно эмоциональным состоянием, не позволяющим адекватно оценивать последствия сказанного, а также его доверием. Не допускается умышленное распространение информации в виде, провоцирующем панику, беспорядки, массовые волнения, а также сбои в функционировании транспортных систем и иных систем жизнеобеспечения»5. 
	В кодексах указывается, что должен делать журналист, не нарушая профессиональной морали. В принятом в 1991 году кодексе профессиональной этики журналиста прописано следующее: «Журналист обязан предоставлять правдивое изображение действительности, с помощью, точной и исчерпывающей информации. Он должен излагать факты, таким образом, чтобы сохранялся их точный смысл, раскрывая наиболее важные связи и не допуская искажений, для того, чтобы общественность получила достаточно материала, позволяющего ей сформировать точное, связное и вполне адекватное представление о текущих социальных процессах»6.
     «Журналист должен быть верен объективной реальности. Одна из первых задач журналиста – гарантировать людям, посредством честного отражения объективной реальности, получение не только достоверной, но и правдивой информации. Журналист должен излагать факты добросовестно, с сохранением их истинного смысла, без искажений. Для формирования у общественности точного и связного представления о мире ей необходимо получать достаточно точного материала от журналиста, который для этого максимально использует свои творческие способности. Так, чтобы происхождение, природа и сущность событий, течение и положение дел были поняты как можно более объективно»7.
     Д. С. Авраамов в своем исследовании указывает на тематический анализ 59 журналистских кодексов, который привел финский ученый Ларс Бруун. На первом месте там также стоит требование – честного и правдивого распространения информации. Такая статья есть в 53 из 59 различных кодексов.
     В журналистских кодексах этика журналиста находит свое отражение, как некий свод правил профессиональной морали и норм. Устройство профессиональной морали – живой, непрерывный процесс. Нравы, как всем известно, формируются стихийно. Профессионально-этическим нормам, в отличие от нравов, необходимо не только теоретическое осмысление этической наукой, но разумное обоснование нравственным сознанием.
     В Западных странах, в кодексы прессы включены такие пункты как:
     - справедливость и честность; 
     - необходимо обязательно знать мнение объекта каждого критического материала перед его публикацией, а также предоставить ответ на ее запрет на использование нечестных методов добычи информации; 
     - обязательность публикации сообщений об оправдании тех, о ком ранее говорилось, как о правонарушителях.
     В 1988 году, в рамках Союза журналистов СССР, был основан Совет по профессиональной этике и праву. Первый в отечественной истории свод деонтологических правил, а именно Кодекс профессиональной этики советского журналиста, был одобрен Советов в декабре 1989 года и принят последним съездом союза журналистов СССР. Яркой приметой времени того времени в этом документе остались слова о: «монополизации гласности», «коренных интересах народа», «социалистическом плюрализме мнений» и т.п., тем не менее кодекс также содержал точно указанные профессиональные принципы:
     - правдивость, 
     - социальная ответственность, 
     - уважение чести и достоинства личности, 
     - честность, и т.д. 
     Подразумевалось, что рассмотрение дел о нарушениях норм и принципов, обозначенных в кодексе, будет рассматриваться в первичных журналистских организациях, которые смогут применять к нарушителям такие меры воздействия, как: 
     - предупреждение, 
     - выговор, 
     - строгий выговор, 
     - исключение из союза журналистов СССР.
     В дальнейшем этот кодекс был забыт. Тем не менее, вопрос профессиональной этики продолжал волновать именно тех, кто осознавал необходимость создания не только правовой, но и нравственной основы свободного функционирование СМИ. Таким образом, 4 февраля 1994 года, группой сотрудников известных редакций была подписана Московская Хартия журналистов, которая наравне с ранее принятыми в мире принципами профессиональной этики, установила невозможность совмещения статуса журналиста с должностями в политических партиях и органах власти, а также о прекращение статуса журналиста с того момента, когда он взял оружие в руки. 23 июня 1994 года Конгрессом журналистов России был одобрен Кодекс профессиональной этики, составленный Союзом журналистов России.
     В этот Кодекс входило десять статей, вот некоторые из них:
     - журналист должен распространять информацию только ту, в точности которой уверен, также в своих сообщениях он четко должен показывать различия между версиями, фактами и мнениями; 
     - конфиденциальная информация не должна использоваться в личных интересах; 
     - не допускается сочетание рекламной и журналистской деятельности; при соблюдении законов честной конкуренции, журналист защищает себя от ситуаций, которые могли бы нанести ущерб коллективу, при согласии выполнения его обязанностей на не совсем благоприятных условиях. Так при выполнении профессионального долга журналистом признается только юрисдикция своих коллег, и отвергаются какие-либо возможные рычаги давления или вмешательства со стороны правительства или кого-либо еще. 
     - занятие должностей в органах государственного управления, законодательной или судебной власти и пр., не совместимо с профессиональным статусом журналиста.
     Условиями успешного сбора информации являются способности не только чувствовать настроение собеседника и быстро реагировать на его перемены, но и уметь настойчиво и в то же время тактично развивать слегка заметную тему разговора, направив его в нужное русло. В большинстве случаев желательно начать разговор с дружеской реплики, отвлеченной фразы или шутки, собеседнику необходимо дать выговориться или переключить внимание на другие объекты, а также, наконец, можно вызвать азарт.
     Активность журналиста и этичность его поведения в ходе беседы проявляется не только в постановке вопросов и замечаниях относительно сообщаемых сведений, но и в оценке их с помощью слова, мимики, а также жеста. Одним из главных признаков профессиональной зрелости журналиста, а также его воспитанности является не только этичность вопроса, но и его уместность в каждой из ситуаций. Вопросы, на которые собеседник вынужден, давать банальные ответы или не может ответить вообще – неуместны. Подобные вопросы «уничтожают» человека, а при публикации ответов искажают образ. Как говорил историк В.О. Ключевский: «Быть умным – значит не спрашивать того, на что нельзя ответить».
     Большое значение имеет не только порядок вопросов, но и их последовательность, а также сочетаемость. Не допускается категоричность высказываний, заискивающий или, наоборот, покровительственный тон беседы. Журналист, решивший с налета «поговорить по душам» рискует остаться без ответа, так как люди ценят свое время и как следствие их раздражают неуместные и неумные вопросы. Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо проводить серьезную подготовку к беседе. Существуют следующие виды вопросов: основные, дополняющие, конкретизирующие, напоминающие, контролирующие, прямые, косвенные и т.д. Полезно непрерывно наблюдать за героями в действии, как говорится, «идти за ними по пятам». Иногда при передачи той или иной информации может предупредить – «не для печати». Он понимает, что факты могут быть опубликованы и просит этого не делать, при этом осознавая, что журналист, при желании, может получить аналогичную информацию из другого источника. Интимные данные, редакция публикует только с письменного согласия персонажа, в большинстве случаев с изменением его имени. Если у журналиста не наблюдательности интереса к людям и способности быстро и верно оценивать их психологические состояние, то уровень сбора информации и, как следствие, качество публикации заметно снижается.
     Этические ошибки, как правило, возникают вследствие не только некритической оценки своей осведомленности о предмете разговора, но и в результате постановки нетактичных вопросов, неумении слушать собеседника и т.д.
     Собрания, совещания, конференции, заседания «круглых столов», товарищеские суды, пресс-конференции, беседы с группой людей в неожиданных условиях относятся к коллективным источникам информации, используемым в ходе формального и неформального общения. Ценность таких источников определена природой общения, то, что помогает журналисту сориентироваться в ситуации, проблеме или явлении, проверить первоначальное наблюдение или найти важную тему, интересного человека. Разговор с человеком, в присутствии 33 его товарищей, особенно интересен и ценен. При сборе информации, в условиях огласки, корреспондентом должно учитываться то, что эти сведения могут содержать ложную информацию, не только в связи с давлением формального или неформального лидера, соображениями престижного характера, присутствием других людей, но и также в связи с различными «болезнями» коллектива, на основе которых возникает разобщенность интересов. Важно при дальнейшем использовании сведений, полученных из коллективного источника, соотносить их со сведениями, взятыми в других источниках.
     Довольно часто журналисту приходится иметь дело с документами, предоставляющим любую информацию, которая может быть использована для изучения, справок или доказательств. Работу с ними необходимо начинать после разрешения автора. Такое разрешение следует упомянуть в публикации, цитату выделить курсивом также следует дать четкое разграничение между документом, его оценкой и журналистским текстом и поставить в известность читателя, что в документе могут быть искажения и неточности.
     Для получения информация, некоторые журналисты, входят в контакт с человеком, будучи включенным в группу должностных лиц, но, тем не менее, корреспондент не может брать на себя права этих лиц и давать рекомендации. Метод «совмещения профессий» часто вызывает сложности этического порядка, а именно появляется риск нанесения людям материального или нравственного ущерба. Из этого следует, что необходимо соблюдать те или иные требования: навыки журналиста должны соответствовать требованиям «временной профессии», вследствие, его кратковременного нахождения на данной работе не пострадает дело, не будет причинен ущерб всем тем, с кем тот общается.
     В кодексах профессиональной этики зарубежных СМИ можно встретить отдельные пункты, которые фиксируют профессионально-нравственные стандарты, в этой области.
     Выделяют эту группу мнение о сознании журналистской общности, следующими нормами:
     - проявлять уважение к власти, важному социальному институту, который предназначен для управления жизнью общества;  
     - осуществляя прямую и обратную связь между органами управления и народом оказывать информационную поддержку структурам власти для выполнения их функций; 
     - защищать право, журналистики на независимость от власти при этом рассматривая его, как одно из важных условий для ответственного общественного контроля над деятельностью структур власти, а также за поведением государственных органов на всех уровнях; 
     - отстаивать право общества на доступ к информации о деятельности структур власти, при этом делая их открытыми и доступными для критики общества; 
     - выявлять злоупотребления и проступки лиц, которые работают в структурах власти частного и общественного секторов, при этом добиваясь улучшения системы общественного управления; 
     - не соответствующие действительности заявления представителей структур власти опровергать фактами; 
     - проявляя необходимую корректность заботиться о точности и доказательности критики структур власти в своих публикациях, не отождествляя власть или ее представителей как социальный институт.
     Чтобы вышеуказанные нормы работали, также должно присутствовать ответное желание со стороны структур власти. Позицию не желания идти на компромисс, с которой иногда СМИ выступают по отношению к ним, в большинстве случаев можно объяснить неуважительным, иногда, дискриминационным отношением власти к прессе, а также непониманием ее функций в обществе:
     В настоящее время власть не реагирует ни на какие острые комментарии на страницах прессы. И эта позиция спорная, т.к. сейчас трудно найти какую-либо развитую страну, где такое было бы возможно.
     «Профессиональный долг журналиста – это выработанные, содружеством журналистов, представления об обязательствах перед обществом, которые 35 журналисты добросовестно берут на себя, согласовывая с ролью и местом в жизни своей профессии»8.
     Самоопределение личностью профессионального долга вызывает убеждение в том, что в выполнении принятых общностью обязательств («Если не я, то кто?») необходимо участвовать лично, что в итоге приводит к появлению системы устойчивых профессиональных установок и внутренних побуждений.
     В «Международных принципах журналистской этики», принятых на IV консультационной встрече международных и региональных журналистских организаций, проходившей в 1984 году в Париже и в Праге описано содержание профессионального долга современного журналиста. В этом документе говорится: «Гарантировать людям получение истинной и достоверной информации посредством честного отражения объективной реальности – одна из первых задач журналиста». Сердцевина общей формулы профессионального долга заключается именно в такой гарантии.
     Слова «задачи» и «профессиональный долг» зачастую оказываются не далеко друг от друга и звучат практически синонимично. Тем не менее, это не синонимы. Задачи, которые человек или коллектив ставят перед собой – некое производное профессионального долга, а точнее сказать продукт «автоматического включения» предписаний профессионального долга в ситуациях, которые представляют профессиональный интерес, продукт взаимодействия представления о профессиональном долге с определенными обстоятельствами действительности. «Самовозложение долга», именно так можно назвать этот момент, характеризуется наличием референтного характера: если это можно просмотреть в поведении журналиста, то можно сделать вывод, что это человек вполне зрелый в профессионально нравственном плане. Чем выше уровень зрелости, тем сложнее и глубже, а также объемнее задачи, за решение которых берется такой профессионал, повинуясь голосу долга.
     Любая профессиональная деятельность, в том случае если она имеет творческий характер, в меньшей или большей степени обречена на непредсказуемость последствий от ее результата. В заключении в процессе такой деятельности содержательно формируется в условиях неопределенности конечная цель, в виде поэтапно промежуточных задач. Именно поэтому при такой заинтересованности субъекта деятельности в достижении успеха, где решения о своих действия ему приходится принимать неизбежно, при этом учитывая вероятность их альтернативного исхода. Этот вид принятия решений можно расценивать как риск.
     При возрастающей степени свободы творчества возможность исхода деятельности, альтернативного журналистским намерениям, очень велика. Профессиональная ответственность – естественный противовес этой вероятности. То, как может проявить себя профессиональная ответственность, зависит не только от его «морального согласия» быть ответственным. Также необходимо наличие не только высокого уровня гражданской зрелости, но и профессионализма, для того чтобы заранее определить, чем жизнь может ответить на наше слово («чем наше слово отзовется…»).
     Профессиональной ответственности надо не только учиться, но и воспитывать ее в себе. Гарантировать обществу качественное исполнение своего профессионального долга и уметь находить возможности для этого в любых обстоятельствах, значит, быть профессионально ответственным. 
     Профессиональная совесть – еще один гарант качественно исполненного долга. В этой категории обозначены представления профессионального сознания, в которых сохраняется коллективная память профессиональной общности об эмоциональных состояниях, которые переживает человек в ходе работы и образует тем самым внутреннюю среду процесса деятельности. Здесь образуется особая установка личности, особый настрой – профессиональные действия, которые способны вызвать не только состояние внутреннего комфорта, но и душевного спокойствия. Вместе с процессом профессионального становления человека начинается и формирование такой установки. Профессиональная совесть может проявляться двояко: 
     С одной стороны – своего рода чуткий индикатор соответствия индивидуального поведения журналиста меркам профессиональной общности: некий термометр, который позволяет измерять «температуру» профессиональных поступков. «Температура» нормальная - и человек чувствует себя хорошо, на середине спокойно. Но, когда начинаются «температурные сбои» - и совесть начинает «грызть душу», лишать человека покоя и сна.
     С другой стороны, при условии, что профессиональная совесть есть у журналиста, она подталкивает его к одним шагам и препятствует другим. Проще говоря, профессиональная журналистская совесть – «подстрекатель» к оптимальному решению проблемных ситуаций.
     Преобладающий ряд представлений профессионального нравственного сознания, которые считаются основными, в профессиональной позиции специалиста являются категории «профессиональное достоинство» и «профессиональная честь». Не является секретом, тот факт, что в период эпохи перехода к рынку, у российского журналиста, не все в порядке с достоинством. Достаточно обратить внимание на «армию» корреспондентов в парламенте, когда те наперевес с диктофонами, кидаются к выходящему из зала заседаний депутату всей толпой, едва друг друга, не сбивая с ног. Папарацци, не меньше. А ведь они в в некотором роде профессиональная элита.
     Установка на то, чтобы каждым действием, каждым поступком соответствовать высокой значимости своей профессии, для отдельной личности, может сформироваться при одном условии, что эта высокая значимость стала для профессиональной общности ценностью и осознана ею.
     Из реально действующей зависимости между нравственным уровнем той или иной профессиональной общности и отношением общества к данной профессии происходит такая категория как «профессиональная честь». Когда говорят: «дело чести врача - …», «дело чести педагога - …», «дело чести ученого - …» и т.п., то подразумевают потребность обратить внимание на соответствии профессии общему нравственному закону по главному критерию: качеству выполнения профессионального долга. Устойчивое одобрительное общественное мнение складывается о специалисте, который высоко несет свою профессиональную честь. В большинстве случаев именно это формирует репутацию – широко распространившейся и спонтанно определившейся высокой оценки его профессионально-нравственного облика. Дела чести журналиста выполнять свои профессиональные обязанности таким образом, чтобы потоки массой информации общества не засорялись псевдоценностями, «шумами», а также могли служить надежным инструментом, помогающим человечеству сохранять устойчивость во времени и пространстве. 
     Все вышеуказанные профессионально-нравственные качества журналиста – достойные ориентиры на непростом пути становления профессиональной позиции.
     
     
     
     1.2 Авторская позиция журналиста
     
     Каждый журналист имеет собственный стиль и метод построения авторского текста. Важнейший элемент авторской позиции – не только в каком порядке автор приводит аргументы и делает выводы, но и как он строит доказательство своих доводов. К примеру, им может использоваться традиционная модель: гипотеза – аргументы – вывод или же «обратная», начинающаяся с аргумента или вывода, а также одно из этих звеньев такой цепи может пропускаться. 
     Автор может выражать свою позицию способом «физического» вхождения им в текст. 
     «Присутствия автора в тексте выделяется М.И. Стюфляевым тремя видами: как отражение героя, как отстраненная, оценивающая и размышляющая сторона и как непосредственно герой (участник). Каждый из этих трех вариантов можно использовать в аналитической журналистике, из-за этого они нам интересны»9.
      В основе любых авторских оценок лежат нравственные нормы автора, мировоззрение, а также личные нравственные нормы автора. В связи, с чем при оценке явления рационально самовыражается, представляя себя аудитории, как слушателя, читателя или выпускника учебного заведения. 
     С помощью избирательного показа явлений, у журналиста, как у действующего лица (например, ставящего эксперимент для разработки программы действий в связи с явлением) есть возможность выразить свою точку зрения. Помимо этого, при описании такого эксперимента у него есть возможность показать свое поведение в тех или иных ситуациях, что помогает читателю узнать в журналисте «живого человека».
     «В случае если автор выступает в качестве «зеркала», то он реагирует не только на мысли и чувства своих героев, но и эмоционально самовыражается, и это тоже на его «живость» в глазах читателя»10
     «Свое отношение к явлению у аналитика есть возможность выразить напрямую, при помощь слов-оценок: «правильно» или «справедливо», «хорошо» или «плохо» и т.д. Помимо этого у него есть возможность использовать обозначения – показ своего (или кого-то другого) поведения»11.
     «При помощи метода избирательного показа оцениваемого явления – часть исследователей дали ему название «прием перетасовки» – (упоминание цитат, свойств, фактов, отзывов о явлении и т.д.) у комментатора есть возможность создать своеобразное впечатление о конкретном явлении, не используя оценочных слов. Все это может вызвать не однозначное понимание, как при использовании оценочных слов. Для разных групп общества (подростков и пенсионеров, глобалистов и антиглобалистов и т.д.) одни и те же явления могут иметь разное значение и как следствие восприниматься по-разному. Следовательно, журналисту необходимо учитывать особенности аудитории для того, чтобы достичь необходимого результата – а именно создавать у читателя необходимую оценку явления, мотивировав его к тому или иному поведению – всегда является целью аналитического материала. Помимо этого необходимо выявить по-настоящему общественно значимые качества предмета публикации»12. При таком методе высказывания позиции появляется возможность немного снизить ответственность автора за его мнение, которое создается у аудитории, так как его при таком методе предсказать сложнее. Может возникнуть вопрос о его честности по отношению к читателю и моральной его допустимости, в связи с использование избирательно - фрагментального способа отображения реальности. «Необходимо заметить, что любой журналистский текст фактически избирателен. Неотъемлемый элемент субъективности, возникающей при передачи информации от одного человека к другому – отбор определенных фактов. Кроме этого, у автора, как и любого другого человека, согласно Конституции РФ есть право высказывать свое мнение. Отсутствует четкая грань между «честной» и «нечестной» передачей реальности, а профессиональная этика требует, чтобы в спорных ситуациях журналист действовал в соответствии со своими нравственными принципами»13.
     «Неприемлемые методы убеждения аудитории, знание ко.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44