VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Проектная деятельность как способ развития исследовательских умений младших школьников

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006613
Тема: Проектная деятельность как способ развития исследовательских умений младших школьников
Содержание
Проектная деятельность как способ развития исследовательских умений младших школьников

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы организации проектной деятельности в начальной школе с учетом требований ФГОС НОО

Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Классификация и характеристика видов проектов для младших школьников

Организация проектной деятельности обучающихся первого класса в рамках естественно-математического образования

	Выводы по 1 главе

	Глава 2. Практическая деятельность педагога по развитию исследовательских умений младших школьников в проектной деятельности

	2.1. Понятие об исследовательских умениях в психолого-педагогической и методической литературе

	2.2. Развитие исследовательских умений первоклассников в процессе работы над проектом «Считай, смекай, отгадывай» 

	2.3. Эксперимент и его результаты

	Выводы по 2 главе

	Заключение

	Список литературы





























Введение

Актуальность темы исследования. С введением ФГОС начального общего образования проблема развития исследовательских навыков младших школьников занимает одно из центральных мест. Актуальность ее определяется несколькими факторами.

Во-первых, направленность современного образования на формирование личности, обладающей такими качествами как самостоятельность, активность, умение творчески подходить к решению возникающих проблем.

Во-вторых, формирование исследовательских навыков необходимо начинать еще в начальной школе, так как именно в этот период закладываются многие качества личности, от которых зависит успешность человека в будущем. Исследовательская деятельность является естественной потребностью для ребенка младшего возраста, нужно лишь вооружить его необходимыми умениями для ее реализации.

В-третьих, именно в младшем возрасте легче всего включить ребенка в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Развитие познавательного интереса и готовности к открытию нового влечет за собой развитие самостоятельности и активности в процесс познания. А самостоятельность, возникшая из внутренней мотивации, сформирует потребность подходить к любой научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции.

Теоретические и методические аспекты исследовательской деятельности младших школьников разрабатывались в трудах отечественных педагогов В.П. Вахтерова, Н.И. Новикова, Б.Е. Райкова, К.Д. Ушинского, Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк, С.Ю. Прохоровой и зарубежных Дж. Бруннера, Дж. Дьюи и др. Значимость творческой исследовательской деятельности в школе подчёркивали В.И. Андреев, И.А. Зимняя, А.М. Матюшкин.

Вопросы развития исследовательских навыков обучающихся рассматривались А.И. Савенковым, Н.Б. Шумаковой.

Анализ состояния теории и педагогической практики позволили выявить противоречие между: необходимостью формировать у детей младшего школьного возраста исследовательские навыки и малым количеством материала, включающего задания на развитие исследовательских навыков у младших школьников.

Выявленное нами противоречие, недостаточная разработанность проблемы формирования исследовательских навыков младших школьников доказывает актуальность проблемы данной работы.

Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать эффективность развития исследовательских умений у младших школьников в процессе проектной деятельности.

Объект исследования: процесс формирования исследовательских  умений у младших школьников в рамках проектной деятельности.

Предмет исследования: проектная деятельность, обеспечивающая эффективность формирования исследовательских умений младших школьников.

В соответствии с проблемой, объектом и предметом исследовании были поставлены следующие задачи:

Раскрыть сущность и содержание понятий «исследовательские умения», «проектная деятельность».

Изучить этапы осуществления проектной деятельности.

Разработать программу проектной деятельности естественно-математического направления для первоклассников.

Провести экспериментальную работу по определению уровня развития исследовательских умений младших школьников при реализации проектной деятельности.

Гипотеза исследования: уровень сформированности исследовательских умений младших школьников повысится в процессе работы проектной деятельности:

стимулировать у детей интерес к ознакомлению с окружающим миром;

вовлекать учащихся в исследовательскую деятельность.

В соответствии с характером поставленных задач использовались следующие методы исследования:

аналитический (теоретический анализ методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);

диагностический (наблюдение, тестирование, индивидуальные задания, изучение работ младших школьников);

База исследования: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза Ваничкина Ивана Дмитриевича с. Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области. В исследовании принимали участие 20 обучающихся        1 – А класса и 20 обучающихся 2 – В класса.

Структура  работы: введение, 2 главы, заключение, библиографический список, приложения.























Глава 1. Теоретические основы организации проектной деятельности

в начальной школе с учетом требований ФГОС НОО



Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Федеральные государственные образовательные стандарты внесли значительные изменения в структуру и содержание, цели и задачи образования, сместили акценты с одной задачи – вооружить обучающегося знаниями – на другую – сформировать у него универсальные учебные действия и умения, то есть создать условия для того, чтобы научить детей учиться.  Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. 

Младший школьный возраст – благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности. Он любопытен, ему все надо знать, все интересно, все хочется изучить, потрогать. Ведь это и есть врожденные исследовательские качества.

В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, - значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу. Введение проектной деятельности в начальной школе очень актуально. Важно на раннем этапе обучения создать необходимые психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности.

Актуальность метода учебных проектов связана еще с приоритетом формирования универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.

Историю развития проектной деятельности раскрыли в своих трудах такие ученые, как Б. Валясэк, В.А. Кальней, Т.М. Матвеева, Е.А. Мищенко, С.Е. Шишов, И. Трухин, А.Н. Бренчугина-Романова, Е.С. Полат, В. Рохлов, Л.О. Филатова, И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская, Г.В. Нарыкова, В.Н. Рязанова, Н.К. Солопова. 

Сущность проектной деятельности тоже неоднозначна. В своей работе Г.В. Нарыкова приводит точки зрения авторов В.В. Гузеева и Г.К. Селевко на основы проектной деятельности. В.В. Гузеев отмечает, что технология обучения на основе проектной деятельности представляет один из возможных способов проблемного обучения. По мнению автора, суть данной технологии заключается в том, что учитель ставит школьникам учебную задачу, представляя тем самым исходные данные и очерчивая планируемые результаты. Все остальное учащиеся выполняют самостоятельно: намечают промежуточные задачи, ищут пути их решения, действуют, сравнивают полученное с требуемым результатом, корректируют деятельность. Что и является организационными исследовательскими умениями.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации.

Проект – с латинского языка переводится как «брошенный вперед».  Проектирование – это процесс разработки и создания проекта.  Таким образом, проект создает то, чего еще нет, он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.

Г.К. Селевко рассматривает проектную деятельность как системообразующий компонент при описании и характеристике различных технологий. Он этот метод представляет как:

вариант технологии проблемного обучения;

комплексный обучающий метод, позволяющий индивидуализировать учебный процесс, дающий возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности;

способ группового обучения;

альтернативная технология свободного труда;

технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности;

технология саморазвивающего обучения.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Овладение обучающимися проектной деятельностью позволяет более успешно реализовать задачи развития младших школьников: 

формирования приемов умственной деятельности, адекватной трудовой мотивации, диагностических умений, 

становления их субъектной позиции в учебной деятельности и др. 

Однако, учащиеся начальной школы не имеют достаточно знаний, умений и навыков, которые они могли бы использовать при выполнении творческих проектов, поэтому встает необходимость подготовительного этапа, в течение которого школьники осваивают приемы и умения, соотносимые со структурой проектной деятельности. 

В соответствии с требованиями ФГОС по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам.

Кроме того, работа над проектами позволяет: 

обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения.

Научиться применять полученные знания. 

Организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе. 

Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. 

Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной  ситуации.

Итак, учебный проект – это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы  следующие познавательные универсальные учебные действия младших школьников: 

деятельностную, предполагающую овладение основными способами поведения и деятельности в соответствии с принятыми личностью ценностными ориентациями; 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

знаково-символические: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

умение структурировать знания;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

подведение под понятия, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблемы.































Классификация и характеристика видов проектов                                  для младших школьников

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. 

По доминирующей деятельности младших школьников можно представить следующую классификацию проектов:

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему. 

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в том числе в сети Интернет. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект  предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор.

По предметно – содержательной области можно выделить три типа проектов:

монопроекты (в рамках одного учебного предмета) проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности;

межпредметные (по двум или более предметам) выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания;

надпредметные – выходят за рамки предметов.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

внутриклассными – проекты, проводимые в одном классе;

внутришкольными – проекты, организуемые внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные;

региональными – проекты, организуемые между школами, классами внутри региона, внутри одной страны;

межрегиональными – проекты, организуемые между школами, классами разных регионов;

международными – в них реализуется диалог культур.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

Классификация проектов по продолжительности:

краткосрочные проекты требуют выделения 1 урока (максимум 3 – 6 уроков) направлены на решение небольшой проблемы или части более крупной. Они могут быть реализованы на одном или нескольких специально организованных занятиях, в рамках совместной со взрослыми или самостоятельной детской деятельности;

средней продолжительности (1 – 2 месяца) рассчитаны на решение проблемы в течение нескольких дней, недель (подготовка к празднику, путешествию; сочинение и постановка сказки);

долговременные (до года) решают крупную проблему, для преодоления которой требуются усилия и достаточное время.

По количеству участников:

индивидуальные – выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы (сочинение и иллюстрирование сказки). Ценность индивидуального проектирования неоспорима, поскольку ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует способности;

парные – осуществляется парой участников.  Дети приобретают навыки сотрудничества, учатся действовать вместе на одном пространстве, решают общую проблему, выбирают адекватные способы решения;

групповые – осуществляется группой участников (от 3 до 11-12 человек);

коллективные – выполняется всем коллективом.

В начальной школе проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной – двумя неделями. Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты.

Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.

Работа над проектами проводится поэтапно. На всех этапах подготовки проекта учитель должен выступать в роли консультанта и помощника, а не эксперта. При этом акцент обучения в ходе проектирования делается не на содержании учения как самоцель («что нужно делать?»), а на процессе применения имеющихся знаний («знать, как»). Существование в среде неопределенности активизирует познавательную деятельность учащихся.

Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами; деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде», сотрудничать в коллективе. При этом неизбежно происходит формирование того конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной урочной форме обучения. В процессе проектирования у учащихся вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию, уже «не работает» оценочная схема: «это — верно, а это — неверно» («плохо» и т. п.). 

1-й этап. Погружение в проект

Выбор и формулирование проблем, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися; выдвижение гипотезы, требующей доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта. Для третьеклассников или четвероклассников термин «гипотеза» должен быть уже понятен: «Если мы сделаем «это», то получится «то», «Если «это» заменить на «то», то получится новое, а именно...» и так далее.

2-й этап. Организационный

На данном этапе выбираются и организуются группы (или отдельные учащиеся) участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы (учащегося), указываются способы поиска источников информации по каждому направлению. Данный этап в некоторых случаях может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа (ученик) выступает перед классом (предметным кружком, родителями) с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить, и о возможных путях решения данных задач.

3-й этап. Осуществление деятельности

Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т. д.

4-й этап. Обработка и оформление результатов

На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Возможным продуктом могут стать: творческие работы на уровне рефератов, фото- или иллюстрированные альбомы, макеты или готовые изделия, компьютерный проект (презентация со слайдами), короткометражные кинофильмы и прочее.

В настоящее время многими учителями используются так называемые проектные папки как один из обязательных выходов проекта, предъявляемый на защите (презентации) проекта. Задача папки на защите - показать ход работы проектной группы. В состав проектной папки могут входить:

паспорт проекта, листы «портфолио» с пошаговым планом выполнения проекта и отдельных его этапов, промежуточными отчетами группы, записями всех идей, гипотезами и решениями, кратким описанием всех проблем, с которыми приходилось сталкиваться проектами, и способами их преодоления;

вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии; результаты исследований и анализа;

эскизы, чертежи, наброски продукта, анкетирование, опросы, результаты исследования, графики, фотографии;

материалы к презентации (сценарий) и другие рабочие материалы, черновики группы или учащегося.

Возможно использование и паспорта проекта, который может включать в себя следующие разделы: название проекта; фамилия, имя, отчество и должность руководителя(-лей) проекта и научного консультанта(-ов) проекта; предметная область, в рамках которой проводится работа по проекту; возраст учащихся, на которых рассчитан проект; состав проектной группы (фамилия, имя учащихся, класс); предполагаемое распределение ролей в проектной группе; типология проекта; цель проекта (практическая и педагогическая); задачи проекта (акцент на развивающих задачах); гипотеза проекта (предполагаемый результат); необходимое оборудование; сроки проектной деятельности.

5-й этап. Защита проекта (презентация)

Ребята представляют свои творческие проекты (готовый продукт), демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, ее актуальность и новизну, практическую и теоретическую значимость, доказательность или опровержение гипотезы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. При этом учитывается роль или доля участия в проекте каждого ученика.

6-й этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия)

Этот этап может быть как самостоятельным, так и совмещенным с 5-м этапом. Оформленные результаты представляются определенной аудитории (классному коллективу, учителям или родителям, старшим школьникам или представителям общественности) в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т. д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию (готовый продукт), делятся мнениями, задают докладчику (докладчикам) вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов на практике, проводится самоанализ работы.

Алгоритм работы над проектом

Стадия работы 

над проектом

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Подготовительный 

а) Определение темы и целей проекта, его исходного положения.

б) Создание  рабочей группы.

Обсуждают тему проекта с педагогом и получают при необходимости дополнительную информацию.

Определяют цели проекта

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует обучающихся.

Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой обучающихся

Проектировочный 

а) Определение источников необходимой информации

б) Определение способов сбора и анализа информации

в) Определение способа представления результатов (формы проекта)

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий.

Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности

Предлагает идеи, высказывает предложения. Наблюдает за работой обучающихся.

Практический

а) Сбор и уточнение информации (основные инструменты: опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)

б) Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта

в) Выбор оптимального варианта хода проекта

г) Поэтапное выполнение исследовательских задач

Поэтапно выполняют задачи проекта

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью обучающихся

Аналитический

а) Анализ информации

б) Формирование выводов.

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект

Советует, наблюдает за работой обучающихся.

Контрольно-корректировочный

Анализируют, находят ошибки, способы коррекции ошибок, исправление проекта в соответствии с реальным состоянием дел.

Практическая помощь (по необходимости). Направляет и контролирует осуществление проекта.

Заключительный

Представление (защита) проекта и оценка его результатов



Представляют проект, участвуют в его коллективном анализе и оценке. 





Результатом  проекта может быть атлас, видеофильм, диафильм, газета, журнал, коллекция, гербарий, костюм, макет, модель, наглядные пособия, плакат, публикация, справочник, словарь, экологическая программа, книга, викторина, панно, поделка, праздник, представление, план, реферат, серия иллюстраций, стенгазета, буклет, поделка, сценарий праздника, экскурсия, путешествие, реклама, выставка, инсценировка, спектакль, соревнования,  телепередача, научная конференция, ролевая,  деловая, спортивная,  интеллектуально-творческая игра.





















Организация проектной деятельности обучающихся первого класса в рамках естественно-математического образования

Проект в рамках естественно-математического образования –  это такая учебно-познавательная деятельность учащихся, которая направлена на получение некоторого заранее спланированного, личностно значимого для них материального результата, которая предполагает самостоятельное решение учащимися естественно-математических задач.

Проектную деятельность нужно начинать реализовывать с первого класса, так как она способствует развитию:

общеучебных навыков учащихся;

социальных навыков (умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определенную роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают);

коммуникативных (нужно учиться не только говорить, но и важно научиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать свое);

мыслительных (дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и так далее);

исследовательских (обучающиеся учатся проводить исследование, наблюдать, выявлять, соотносить);

оценочных (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других); 

информационных (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт); 

презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности).

Однозначных требований к условиям организации проектной деятельности в начальной школе нет, но за основу можно взять следующие основные принципы проектной деятельности, предложенные Е. С. Полат:

проект должен быть посильным для выполнения;

создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку);

вести подготовку учащихся к выполнению проектов;

обеспечить руководство проектом со стороны педагогов – обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений – рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта (если проект групповой, каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта);

обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной – двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.

Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями.

Например, можно задать ученикам такие вопросы. 

Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? 

Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? 

Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? 

Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?».

Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. 

Что касается успешности организации проектной деятельности в начальных классах, то здесь могут помочь рекомендации:

формирование  умений и навыков самостоятельной проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках  традиционных занятий (в первом классе основное внимание нужно уделить развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привить интерес к познавательной деятельности, расширять детский кругозор);

использовать проблемное введение в тему урока, постановку цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, выдвижение идеи (мозговой штурм), постановку вопроса (поиск гипотезы); формулировку предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа выполнения задания; составление аннотации к прочитанной книге, поиск дополнительной литературы; подготовку сообщения, самоанализ и самооценку, рефлексию,  поиск альтернативных способов решения проблемы; 

начинать реализовывать  практические  проекты с первого класса на уроках трудового обучения, где повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности. 

Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте. После защиты проекта, изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.

Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы к.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44