VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Проектирование образовательного процесса дошкольной организации.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016121
Тема: Проектирование образовательного процесса дошкольной организации.
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ 
Федеральное государственное автономное образовательное 
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Академия психологии и педагогики 
Кафедра дошкольного образования


Морозова Ольга Анатольевна
Проектирование процесса развития художественных способностей детей 7 года жизни в рисовании

Выпускная квалификационная работа
по направлению 44.04.01. Педагогическое образование
Магистерская программа
« Проектирование образовательного процесса дошкольной организации»




Научный руководитель
д.п.н., профессор Чумичева Раиса Михайловна

Рецензент:
директор Колосова Светлана Геннадьевна





Ростов-на-Дону 
2018 г.
Содержание

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы развития художественных способностей детей 7 года жизни средствами художественного образа в рисовании

I.1. Художественные способности как проблема психолого-педагогических исследований

I.2. Художественный образ в изобразительном искусстве и в психолого-педагогических исследованиях 

Глава II. Проектирование педагогических условий развития художественных способностей детей 7 года жизни в рисовании

II.1. Особенности развития художественных способностей детей 7 года жизни в рисовании

II.2. Опытно-экспериментальная работа по апробации педагогических условий развития художественных способностей детей 7 года жизни в рисовании

II.3. Динамика развития художественных способностей детей 7 года жизни в рисовании 

Заключение

Список литературы

Приложение









Введение

     Актуальность исследования. Проблема формирования художественного образа является предметом исследования философов, искусствоведов, психологов, педагогов на протяжении длительного времени. Своими философскими корнями она уходит в учение Г.Гегеля, которое затем дало толчок многим зарубежным и отечественным философским исследованиям (Ю.Б. Борев, В.В. Ванслов, А.К. Дрёмов, В.В. Скатерщиков  и др.), давших определение художественного образа и  рассматривающих его, как особую форму отражения действительности, как  диалектическое единство содержания и формы, как диалектический процесс, выражающий взаимосвязь эстетического объекта и воспринимающего его субъекта на основе практической преобразующей художественной деятельности.[17,с. 106].
    Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.                В.А. Сухомлинский утверждает: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». [42,с. 56]. Т.Г. Казакова подчеркивает, что художественный образ в искусстве есть «выразительное изображение как реальных, так и фантастических явлений», в которых концентрированно отражаются «эмоциональные стороны действительности», а поэтому выражаются «общезначимые чувства, характеры людей». Проблема формирования художественного образа в рисунках старших дошкольников определяется интересом к изучению особенностей детского изобразительного творчества. Современная эстетико-педагогическая литература раскрывает точку зрения, согласно которой сущность художественно — творческого развития состоит в «формировании у детей эстетического отношения» (И.А. Лыкова ) посредством развития умения понимать и создавать художественные образы. [27,с.255]  И.А. Лыкова пишет: «Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений». [54,с.98]
     Актуальность исследования  заключается в том, что практический аспект, реализации задач развития художественных способностей детей дошкольного возраста, средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна изменяться технология работы педагогов проблемы развития способностей дошкольников и ее выход в практику: первая связана с исследование отдельных способностей и психических процессов, с внедрением в систему дошкольного образования специальных тренинговых программ по их развитию (развитие памяти, речи и т.д.); вторая - с интеграцией отдельных видов способностей в подсистеме (умственные способности, художественные, эстетические) и разработкой комплексных методов их развития.
     Анализ исследований и педагогической практики выявил ряд противоречий:
     -между запросами общества в развитии творческой личности и особенностями организации образовательного процесса в дошкольной организации;  
     -между необходимостью поддержки развития художественных способностей ребенка и требованием ФГОС ДО обеспечения качества данного процесса;
     -между необходимостью индивидуализации процесса развития художественных способностей и коллективной формой обучения и развития детей в дошкольных организациях.
    Проблема исследования: какие необходимо спроектировать педагогические условия для развития художественных способностей дошкольников?
    Тема исследования: проектирование процесса развития художественных способностей детей 7 года жизни в рисовании.
    Цель исследования: разработать, научно обосновать и апробировать педагогические условия развития художественных способностей детей 7 года жизни средствами художественного образа в рисовании.
    Объект исследования: процесс развития художественных способностей детей 7 года жизни в процессе рисовании.
    Предмет исследования: содержание и технологии развития художественных способностей детей 7 года жизни средствами художественного образа в рисовании.
    В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами были выдвинуты следующие задачи исследования:
     1. Определить теоретические основы развития художественных способностей детей 7 года жизни средствами художественного образа в рисовании.
     2. Выявить особенности развития художественных способностей детей 7 года жизни в рисовании.
     3. Спроектировать, научно обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития художественных способностей детей 7 года жизни средствами художественного образа в рисовании.
     Гипотеза исследования: эффективность развития художественных способностей детей 7 года жизни в рисовании обеспечивается рядом педагогических условий, если: 
     - определены принципы проектирования процесса развития художественных способностей детей в рисовании;
     - спроектирована модель развития художественных способностей как целостная интегрированная логически обусловленная система восприятия, понимания, воспроизведения и создания оригинального художественного образа;
     - художественные способности являются целью и ожидаемым результатом проектной деятельности педагога;
     -художественной образа выступает средством развития художественных способностей ребенка в рисовании;
     - знаки-индексы, знаки-образы, знаки-символы выступают средством познания и создания художественного образа;
     - создаются ситуации самостоятельного выбора ребенком технических и изобразительных средств создания художественного образа в рисовании;
     - проектируется развивающая художественно-эстетическая среда дошкольной организации, стимулирующая ребенка к созданию художественного образа в рисовании;
     - дошкольной организацией предусмотрена просветительская деятельность с родителями по накоплению образных представлений ребенка в семье;
     - мониторинг педагогических условий развития художественных способностей ребенка в рисовании используется как педагогический инструментарий оценки эффективности проектной деятельности педагога.  
    Методологической основой нашего исследования являются:
    Исследования проблем развития художественных способностей в процессе обучения изобразительному искусству: В.С. Кузина, Т.С.Комаровой, В.И. Козлова, В.К. Лебедко, Н.Н. Ростовцева, Н.П. Сакулиной, Н.М. Сокольниковой , Е.А. Флериной, Р.М. Чумичевой и др. 
    Работы по проблемам художественного воспитания посредством изобразительной деятельности и художественной литературы И.Л. Гусаровой, Н.С. Карпинской, Е.Г. Ковальской, Т.С. Комаровой, В.Б. Косминской, М.М. Кониной, А.Н. Полозовой, Н.П. Сакулиной, О.И. Соловьевой, О.С. Ушаковой и др. 
     Работы по проблеме формирования выразительного образа в детском рисунке А.Л. Дмитриевой, С.В. Иванниковой, В.А. Инжестойковой, Р.Г. Казаковой, Т.Г. Казаковой, Т.С.Комаровой, Л.В. Компанцевой, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной и др.),
     Методы исследования: наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности; был подобран цикл занятий, дидактических игр и упражнений.
     Этапы исследования:
     1 этап организационно-поисковый (2016 -2017 гг.)- направленный на теоретическую разработку. Изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
      2 этап процессуально - апробационный (2017-2018 гг. )- на котором осуществлялась разработка программы по развитию художественных способностей детей 7 года жизни средствами художественного образа в рисовании в условиях дошкольного образовательного учреждения .
     3 этап итоговый (2017-2018 гг.) – направленный на обобщение процессуально-апробационной работы, формулировка выводов, оформление материалов выпускной квалификационной работы. 
     Научная новизна исследования:
    - дополнено понятие «художественные способности детей дошкольного возраста как индивидуальные характеристики ребенка в создании оригинального художественного образа в рисовании средствами знаково-символической системы»;
    -  разработаны критерии художественных способностей детей 7 года жизни (технические, выразительные средства и их показатели, оригинальный художественный образ и его характеристики);
    -  научно обоснована программа развития художественных способностей детей 7 года жизни средствами художественного образа в рисовании в условиях дошкольного образовательной организации;
     - научно обоснованы знаки-индексы, знаки-образы, знаки-символы как средства познания и создания художественного образа в рисовании;
    - обоснована модель развития художественных способностей, включающая структурно-содержательный, организационный и процессуальный блоки;
    - определены принципы проектирования педагогических условий развития художественных способностей у детей 7 лет (творческой доминантности, научной направленности, системности, интеграции объектов реальной действительности и художественных образов произведений искусства и др.);
    - научно обоснованы педагогические условия развития художественных способностей у детей 7 лет (принципы проектирования, содержание программы, формы организации изобразительной деятельности – рисование, методы индивидуальной поддержки ребенка и др.).
    Практическая значимость работы: 
    -разработана Программа развития художественных способностей детей дошкольного возраста;
    -определены методы развития художественных способностей ребёнка в рисовании;
    -доказана эффективность педагогических условий развития художественных способностей ребенка 7 года жизни;
    -материалы научно-исследовательской работы могут быть использованы в практике дошкольных образовательных организаций.
     Апробация результатов исследования осуществлялась на базе МБДОУ ДС № 1 «Тополёк» г. Белая Калитва, подготовительная группа «Пчелка» количество детей 23 человека.
    На защиту выносятся положения:
1. Понятие «художественные способности ребенка 7 года жизни как его индивидуальные характеристики в создании оригинального художественного образа в рисовании средствами знаково-символической системы».
2. Принципы проектирования педагогических условий развития художественных способностей ребенка 7 года жизни (творческой доминантности, научной направленности, системности, интеграции объектов реальной действительности и художественных образов произведений искусства и др.).
3. Критерии (технические средства, выразительные средства, оригинальный образ) показатели, уровни (высокий, средний, низкий) развития художественных способностей детей 7 года
4. Модель развития художественных способностей детей 7 года жизни средствами художественного образа в рисовании, предоставленная как целостная система, отраженная блоками: содержательно-целевой, диагностический, организационный, технологический, контрольно-оценочный.
5. Педагогические условия развития художественных способностей детей 7 года жизни, представляющие целостную систему взаимосвязанных принципов и видов и технологий педагогической деятельности (учет индивидуальных особенностей развития ребенка, содержание программы по рисованию, формы организации творческих видов деятельности – игровых, проблемно- поисковых, творческих и др., методы и индивидуальной поддержки ребенка, 
6. Методы индивидуальной поддержки развития художественных способностей детей 7 года жизни: словесно-побуждающие, наглядно-стимулирующие, образно-семантические, поисково-экспериментальные, моделирование, проблемные ситуации, развития художественных способностей дошкольников, основанные на знаково-символической основе – знаки-символы, знаки-индексы, знаки-образы. 
   Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается методологической базой исследования, соответствующей его целям и задачам, апробацией предложенной модели в педагогическом процессе, а также подтверждаются результатами экспериментальных исследований, результативностью выборки, статистической обработкой результатов.
   Структура диссертации. Научно-исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Глава I. Теоретико-методологические основы развития художественных способностей детей 7 года жизни средствами художественного образа в рисовании
    
I.1 Художественные способности как проблема психолого-педагогических исследований
    Проблема развития художественных способностей - одна из центральных проблем психологии творчества. Она имеет достаточно долгую историю и не слишком счастливую судьбу. Хотя природа художественного таланта интересовала мыслителей, людей науки и искусства со времен Аристотеля, до последнего времени сделано в этой области сравнительно мало. Исключение составляет лишь изучение музыкальных способностей. Проблема определить содержание способностей предпринималась неоднократно разными исследователями.
    В психологии разработан прочный методологический фундамент исследования общих и специальных способностей, получен богатый фактический материал, дана его содержательная интерпретация. Психология способностей - одна из самых важных в теоретическом и практическом отношении проблем психологической науки. Актуальность работ по диагностике способностей определяется в первую очередь практической значимостью этой проблемы. Диагностические методы необходимы для ранней диагностики способных и одаренных детей, для выявления выражения у них творческих художественных способностей. [53, с. 79]
    Основные положения теории способностей связаны с решением следующих вопросов: Что такое способности? Каково их содержание? Структура? Соотношение со знаниями, умениями, навыками? Каковы закономерности, условия развития способностей? Как способности соотносятся с задатками? Что понимается под задатками способностей?
    Существует множество определений способностей.
* Способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности. 
* Способности - ансамбль свойств человеческой личности, обеспечивающий относительную легкость, высокое качество овладения определенной деятельностью и ее осуществления.
* Способности - это свойства личности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешной деятельности.
* Способности нельзя рассматривать вне личности. Способности - часть структуры личности, которая, актуализируясь в конкретной деятельности, определяет качества последней.
    Художественные способности - способности к художественному творчеству в определенной сфере искусства, характеризующие степень освоения этой деятельности как в мировоззренческом плане (способность продуцировать идею произведения искусства как "свой мир", который вызовет отклик у зрителя, слушателя, читателя), так и в техническом (умение выбрать адекватные идее средства художественной выразительности и навыки, делающие эти средства эффективными. [56, с. 176] Творческие способности – способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи. 
     Понятие «художественные способности» чаще всего применяют к изобразительной деятельности, однако на самом деле оно охватывает все сферы искусства. 
    Ведущим в раскрытии содержания и структуры способностей является анализ психологических требований, предъявляемых человеку различными видами деятельности. Иными словами, следует определить, без каких свойств (качеств, особенностей) личности невозможно выполнение данного (или любого) вида деятельности. Следовательно, нужен анализ деятельности вообще или конкретного ее вида. Выполнение любого вида деятельности предполагает определенную систему знаний, умений, навыков. Поэтому при определении содержания способностей на первый план выступает вопрос об их соотношении со знаниями, умениями, навыками.
    Ученые выделяют общие и специальные способности.
     К общим способностям они относят психические функции (процессы): способности ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, психомоторную способность. У конкретного человека каждая из способностей может быть выражена в разной степени. Например, способность восприятия оценивается по параметрам: объем, точность, полнота, новизна, быстрота, эмоциональная насыщенность. Способность воображения - новизна, оригинальность, осмысленность и др. Психомоторная способность - до параметрам: скорость, сила, темп, ритм, координированность, точность и меткость., пластичность и ловкость. [60, с. 57]
    Таким образом, можно сделать вывод о том, что художественные способности, как и другие влияют на развитие  свойств личности. Применительно к изобразительной деятельности важно выделять содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае возможна целенаправленная разработка методики развивающего обучения изобразительной деятельности.
Попытка определить содержание способностей к изобразительной деятельности предпринималась неоднократно разными исследователями. В отличии от содержания способностей другим видам деятельности, содержание, структура этих способностей в определенной степени раскрыты и представлены в психолого-педагогической литературе.
    Изобразительное творчество - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образах. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.
Сочетание двух функций в художественном образе - изображение и выражение - придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.
    С.О. Ткачев рассматривает способности к изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восприятия, а именно:
способность воспринимать объект в сочетании всех его свойств как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут наблюдаться. Например, увидев в окне только голову человека, мы не воспринимаем ее как отдельную от туловища (целостность восприятия); способность оценивать в рисунке отклонения от вертикальных и горизонтальных направлений; способность оценивать степень приближения данного цвета к белому; способность оценивать перспективные сокращения. [82, с. 69]
    Однако выделенные способности позволяют сформировать только более или менее точное представление об изображаемом предмете и не дают возможности изобразить его. И тем более способности такого рода не позволяют создать выразительный творческий образ. В.А. Крутецкий выделяет только ведущие и опорные свойства способностей к изобразительному творчеству. При этом ведущими свойствами он считает не только творческое воображение, но и мышление, обеспечивающее отбор главного, существенного в явлениях действительности, обобщение художественного образа, зрительную память, эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению, целенаправленность и волю, а опорными природную чувствительность зрительного анализатора, позволяющую точно передавать форму, пропорции, светотеневые отношения и т.п., сенсорномоторные качества руки рисующего. [48, с. 78]
    В исследованиях Т.С. Комаровой по проблеме сенсорного воспитания дошкольников были изучены взаимосвязи сенсорного воспитания и обучения детей изобразительной деятельности, представлено содержание, доказана возможность развития ряда их сенсорных способностей, и свойств личности. [37, с. 123] По существу, разработана структура сенсорных способностей, проявляющихся и формирующихся в изотворчестве в условиях развивающего обучения детей:
    -способность целенаправленного аналитико-синтетического восприятия изображаемого предмета;
    -способность формирования обобщенного представления, отражающего признаки и свойства многих предметов, которые могут быть переданы в изображении;
    -способность создания изображения предмета на основе имеющегося представления согласно материалу, технике и изобразительным возможностям данного вида деятельности;
    -способность совершать комплекс движений под контролем зрения;
    -способность восприятия, создаваемого и законченного изображения и сенсорной оценки его согласно имеющему представлению;
    -способность создания изображения на основе оперирования представлениями, т.е. привлечение накопленного ранее сенсорного опыта и преобразование его при помощи воображения.
    Хотя эти способности названы автором «сенсорными», анализ из содержания показывает, что доминирующая способность восприятия сочетается со способностью мышления, памяти, представлений, воображения.
    Следовательно, в реальной деятельности все способности находятся в сложном системном сочетании, которое определяется целями и задачами изобразительной деятельности.
    Позднее Т.С. Комарова отметила ручную умелость как своеобразную сложную сенсомоторную способность, которую можно и нужно формировать в дошкольном возрасте. [34, с. 45] В структуре этой способности выделяются три компонента:
    -техника рисования (способы правильного держания карандаша, кисти и овладение рациональными приемами их использования, овладение техникой линии, штриха, пятна).
    -формообразующие движения (движения, направленные на передачу формы предмета).
    -регуляция рисовальных движений по ряду качеств (темп, ритм, амплитуда, сила нажима.): плавность движений, непрерывность, удержание направления движений по прямой, дуге, окружности, умение изменять направление движения под углом, переход от одного движения к другому, умение подчинять движения соразмерению отрезков по длине изображений или их частей по величине.
    Развитие всех движений влияет на формирование личностных качеств, таких как – настойчивость, самостоятельность, дисциплинированность, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность и др. Таким образом, способности к изобразительной деятельности развиваются с развитием личности.
    Художественный образ, по определению Ю.Б. Борева  одна из основных «категорий эстетики», которая характеризует «присущий только искусству» способ «отображения и преобразования действительности», это «иносказательная, метафорическая» мысль, раскрывающая одно явление через другое, это «объективация системы художественных представлений».
    Вопросы формирования художественного образа в детском творчестве отражены во многих педагогических исследованиях, в которых отмечается, что развитие личности ребёнка самым непосредственным образом связано с формированием у него эстетического отношения к действительности и высокой художественной культуры. Эстетическое отношение ребёнка к миру и искусству складывается в процессе познания действительности как непосредственно через ощущения, восприятия, так и опосредованно через представления, понятия, продуктивное творчество. 
    Не случаен интерес многих исследователей к проблеме детского творчества, его художественно-образной природе, путям его формирования у детей дошкольного возраста. Взаимодействие ребёнка с искусством рассматривается современными исследователями (Т.Г. Казаковой                   Т.С. Комаровой, О.А. Курёвиной, И.А. Лыкова, Е.А. Пелих, Т.Г. Рубан и др.) как смысловое общение с опорой на «язык» искусства. При этом художественный образ понимается как «знак» для передачи информации, специфический способ и форма отображения действительности в её конкретных проявлениях, форма оценочного выражения мыслей, чувств и отношений, а выразительность — как способность художественно реализовать свои мысли и чувства. [36, с. 45]
    В отечественной дошкольной психологии и педагогике вопросы формирования художественного (выразительного) образа в детском художественном творчестве разработаны достаточно широко. Исследования в этой области показывают, что дети старшего дошкольного возраста способны воспринимать художественный «язык» разных видов искусства и при соответствующих условиях самостоятельно создавать выразительные образы. Л.А. Венгер, Е.И. Игнатьев, Н.П. Сакулина и др. ученые основным условием возникновения художественного образа у детей считают непосредственное чувственное ознакомление с предметами и явлениями действительности. [48]
    Т.С. Комарова, исходя из анализа продуктов детской художественной деятельности детей, считает, что для создания художественного образа в рисунке требуется еще и умение выразить свой замысел в интересной и разнообразной форме. Исходя из этого, Т.С. Комарова видит один из путей повышения выразительности художественного образа в детских рисунках в обучении дошкольников технике рисования. Она пишет, что нужно «научить детей технике рисования», чтобы они могли «свободно ею распоряжаться», наиболее «полно» выражать в рисунке свои впечатления. 
    Овладение техникой, понимается Т.С.Комаровой, не только как основа возникновения художественного образа, но и как средство достижения его выразительности. Исследования ученых (Т.Л. Денисовой, В.А. Инжестойковой, Т.С. Комаровой, Р.Г. Казаковой, Т.Г. Казаковой, И А. Лыковой, Е.А. Пелих, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флёриной и др.) показывают, что анализ «стиля» детского художественного творчества, характеризуется устойчивостью выразительных черт в передаче художественного образа и «большой динамикой малого опыта» (И.А. Лыкова). Исследователи выделяют две стадии освоения художественного образадетьми дошкольного возраста [10]: 
    1.  Подготовительная, заключающаяся в активном «экспериментировании» и приобретении посредством его знаний о материалах, величинах, формах, пространственных расположениях и т. д. 
    2.   «Возникновение образа», на этой стадии ребёнок воспринимает и самостоятельно создаёт выразительные образы в разных видах художественной деятельности. 
    Отечественные психологи (А.В. Запорожец, Б.М. Теплов  и др.) в своих работах определяют общие группы важных психических процессов, составляющих основу художественного развития детей дошкольников, основу формирования у них художественного образа: восприятие; образное мышление; воображение; творчество. Также авторы многих работ раскрывают средства и носители выразительности, освоив которые дети могут воспринимать и создавать выразительные образы, а именно: чувство цвет(А.В. Бакушинский , В. Мухина , Е.А. Флёрина ); форма, пропорции (Т.С.Комарова , Т.Г. Казакова  и др.); композиция (Е.В. Шорохов ); чувство ритма (З.А. Богатеева,  Н.Н. Волков, Т.Н. Доронова,   В.Ф. Котляр, В.В. Юртайкин ); «ручная умелость» (владение техникой рисования) (Т.С. Комарова,Т.Г. Казакова и др.). [36, с. 45]
    В своих исследованиях ученые (Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова  и др. рассматривают показатели качества художественного образа (нахождение адекватных изобразительно выразительных средств, индивидуальный почерк, соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям) и критерии выразительности детских образов: эмоционально личностное отношение к изображаемому; техническая грамотность; изобразительная самостоятельность; оригинальность решения обобщенной трактовки художественного образа, его «неповторимость» (Ю.Б. Борев), так как, даже осваивая один и тот же жизненный материал, раскрывая одну и ту же тему на основе общих идей, разные «творцы создают разные произведения»              (В.В. Ванслов).
     Отличительные черты, этапы становления в детских работах, критерии и средства выразительности, описанные исследователями, позволили им называть образы в детском рисунке не только выразительными, но и художественными. [27, с. 255]
    В работах ученых по проблеме художественного развития детей дошкольного возраста (Н А. Ветлугиной, И.Л. Дзержинской, В.А. Езикеевой, Казаковой Т.Г., О.С. Ушаковой и др.) раскрываются средства художественной выразительности, пользуясь которыми дети способны передавать в своих работах художественный образ, а Н. А. Ветлугина выдвигает показатели процесса и качества продукции детского художественного творчества [15, с.78]:
    1.  Отношения, интересы: искренность, непосредственность, увлеченность, эмоциональность; интерес к изобразительной деятельности; способность «вхождения» в изображаемый образ.
     2.  Показатели способов творческих действий: создание новых комбинаций из усвоенных ранее элементов; дополнения, изменения, преобразования знакомого материала, нахождение оригинальных приёмов изображения; самостоятельное нахождение новых способов, быстрота реакций и ориентировки в новых условиях. 
    3.  Показатели качества результатов творчества: нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств, для воплощения художественных образов в рисунке; соответствие результатов детского творчества элементарным художественным требованиям: особенности цветовой гармонии, колорита; характер линий, выразительность формы, силуэта; ритм цветовых пятен, линий, форм; своеобразие композиции («смысловой центр», фризовая, горизонтальная, вертикальная и т. д.). 
    4.  «Индивидуальный почерк» как особая манера исполнения и выражений ребёнком своего эмоционального отношения к художественному образу. 
    Таким образом, анализ литературы позволяет сделать вывод, что при умелом руководстве со стороны взрослых старшие дошкольники могут создавать осмысленные выразительные художественные образы и адекватными средствами передавать в них своё отношении к окружающему миру при соблюдении следующих условий:
     -   обогащения и систематизации знаний об особенностях разного вида искусств; 
    -   формирования представлений о средствах выразительности разного вида искусств; 
    -   овладения детьми изобразительно-выразительными умениями (техникой исполнения); 
    -  формирования установки на перенос умений, приобретённых в процессе обучения в повседневную жизнь.
    
    
I.2 Художественный образ в изобразительном искусстве и в психолого-педагогических исследованиях
    В изобразительном искусстве под техникой (от греческого technike - искусная и techne – искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых выполняется художественное произведение. Техника является одним из элементов системы выразительных средств создания художественного образа.
    В теории методики преподавания изобразительного искусства существует несколько точек зрения на роль техники в создании выразительного образа. Во второй половине 19 века в изобразительном искусстве начал превалировать взгляд, что главное в картине – ее идея, а техническое исполнение не так уж и важно. На что выдающийся русский художник И.Н. Крамской писал: «Почему я должен преклоняться, когда прекрасная идея и сюжет дурно исполнены…Надо любить искусство слишком головой и теоретически, чтобы прощать художнику небрежное исполнение ради идеи». Художник справедливо полагал, что лишь произведение, исполненное с высокой степенью мастерства, может дать наиболее полное воплощение идеи. [36, с. 45]
    К концу прошлого века в изобразительном искусстве возникает множество формалистических течений и направлений. И спор о роли художественного замысла и технического исполнения разгорается вновь. Художники-формалисты отрицали необходимость художественной идеи для создания произведения искусства. Они считали, что вполне достаточно интересной техники и мастерского исполнения, что техника сама подскажет. Такой подход имел неожиданные, в том числе и полезные результаты. В это время возникает множество новых техник и приемов (коллаж, пуантилизм и др.), художники стремятся использовать в своих работах все новые и новые материалы (анилиновые и синтетические краски, пластмассы, синтетические клеи т.д.).
    Создание выразительного образа в изобразительном искусстве напрямую связано с его техническим воплощением, которое опирается на использование таких средств выразительности как линия, цвет, перспектива, композиция. В свою очередь исследователи детского изобразительного творчества указывают на то, что многие из средств выразительности доступны детям дошкольного возраста в условиях специально организованного обучения. В дошкольном рисовании могут применяться различные материалы и техники, как простые, так и сложные. 
    Однако, как показали исследования Л.И. Головановой, Т.С. Комаровой, Р.Г. Казаковой, Н.П. Сакуниной и др., на первых этапах обучения рисования следует избегать очень сложных техник рисунка, так как у детей много времени и энергии будет уходить на освоение самой техники, а не на создание выразительного образа. Техники рисунка как основа создания выразительного образа.
    При организации процесса обучения следует учитывать, что любая из техник рисунка обладает теми изобразительно-выразительными средст.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44